УДК 37.01:39
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУР
К.Ш. Шарифзянова, З.И. Замалетдинова, Т.В. Сибгатуллина,
Г.Х. Ахметшина, И.Ю. Халиков
Аннотация: В статье исследуются возможности проектирования процесса этнологической, этнографической и этнопсихологической подготовки личности в условиях интеграции мировой и национальной культур.
Ключевые слова: личность, этнологическая подготовка, этнографическая подготовка, этнопсихологическая подготовка, интеграция мировой и национальной культур.
ETHNOLOGICAL, ETHNOGRAPHIC, ETHNO-PSYCHOLOGICAL PERSONNEL TRAINING PROCESS IN CONDITIONS OF WORLD AND NATIONAL CULTURES INTEGRATION
K.Sh. Sharifzyanova, Z.I. Zamaletdinova, T.V. Sibgatullina,
G.H. Akhmetshina, I.Y. Halikov
Annotation: This article describes the possibilities of ethnological, ethnographic, ethno-psychological personnel training process in conditions of world and national cultures integration.
Key words: personality, ethnological training, ethnographic training, ethno-psychological training, world and national cultures integration.
Социокультурные процессы интеграции, охватившие европейские страны, новая социально-экономическая реальность в России, возрастание интенсивности контактов между народами и странами определяют изменение социокультурных и этнокультурных приоритетов, формирование социокультурной компетентности преподавателей вузов. Экологическое образование населения должно обеспечить возможность активного их «вхождения» в социокультурное пространство на правах компетентного и творческого представителя. При этом компетентный уровень вхождения личности в область организации экологического образования обеспечивается, с одной стороны, уровнем его экологопрофессиональной подготовки, а с другой -его личностно-ориентированным образованием.
Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 гг. ориентирована на повышение качества, обновление содержания педагогического образования в новых экономических
и социокультурных условиях и ставит основной целью развитие системы педагогического образования на основе создания условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога при изменении образовательной парадигмы и динамично социокультурной ситуации.
В России термины «компетенция» и «компетентность» вошли в научные исследования и практику работы образовательных учреждений в связи с принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Для перехода на новую ступень образования необходимы глубокое исследование и модернизация теоретических основ конструирования системы подготовки специалистов в области организации социально-психологической работы, формирование нового педагогического мышления в обществе, принципиальное изменение подходов к процессу обучения.
Э.Ф. Зеер разграничивает понятия «ключевые компетенции», «ключевые квалифика-
ции» и «профессиональная квалификация». Он выделяет ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые квалификации - как общепрофессиональные умения и навыки, а также способности и качества личности необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий. Профессиональную квалификацию - как степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы [3]. Данные идеи автора являются весьма ценными в плане решения нашей проблемы. При соотнесении приведенных определений с целями нашего исследования мы пришли к выводу о том, что для нас приемлемым в качестве рабочего понятия может быть и такое, как ключевые компетенции, которые расширяют понятие профессиональная компетентность.
С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова выделяют социально-экологическую компетентност ь, структурными элементами которой является минимальный спектр ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, личностного самосовершенствования и коммуникативная компетенции. При равнозначности названных компетенций коммуникативная компетенция полнее проясняет социальную составляющую данной категории и обеспечивает процесс природосообразного взаимодействия в социально значимых ситуациях. Социально-экологическая компетентность - это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъективно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [2; 4; 5].
В профессиональной компетентности специалистов в области организации экологического образования необходимо выделить два вида:
• социокультурная компетентность как
интегрирующий компонент культуры (для построения образовательного процесса с учетом культурного наследия, норм ценностей, доминирования культурно значимого взаимодействия между субъектами системы образования);
• этнокультурная компетентность, позволяющая индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.
В целом под этнокультурной компетентностью специалиста мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Социокультурную компетентность мы понимаем как интегральное качество специалиста, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные целевой, мотивационный, когнитивно-операциональный, функциональный и рефлексивно-результативный компоненты, определяющие способность к организации профессиональной деятельности на основе социальных знаний, опыта, культуры, проявляющиеся в социальных позиции, установке, активности педагога, отражающие уровень его социальности и педагогической культуры, направленные на формирование творческой самостоятельности специалистов в области организации социально-
психологической работы, на самообразование и саморазвитие личности педагога.
Мы считаем, что социокультурная компетентность специалистов в области организации экологического образования в вузе прослеживается в его действиях по определению своей эколого-социальной роли, статуса и функций и проявлению эколого-
социальной активности, социальной и экологической позиций, социальной и экологической установок; оказывает влияние на значи-
мость социокультурного характера экологической деятельности педагога, актуализируя тем самым воспроизводство культурного и экологического опыта, волевую саморегуляцию и экологическую ответственность, а также овладение образцами человеческой и экологической культуры и умением передать этот культурный опыт подрастающему поколению.
Формирование этнокультурной компетентности специалистов в области организации экологического образования предполагает их введение изначально в родную для них, а затем и в иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у личности должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу [1].
На наш взгляд, именно поликультурное воспитание подразумевает развитие у будущих специалистов способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов [6]. Проектирование процесса этнологической, этнографической и этнопсихологической подготовки личности в условиях интеграции мировой и национальной культур предполагает поиск новых идей, технологий, форм и методов организации учебного процесса вуза с целью профессиональнотворческого саморазвития личности на основе принципов поликультурного воспитания с учетом ее внутренних мотивов, системы ценностей и профессиональных целей.
Под проектированием процесса формирования этнокультурной компетентности, таким образом, понимается создание и внедрение специальных моделей и программ, обеспечивающих реальную возможность самодиагностики, построения и реализации ин-
дивидуальных траекторий формирования этнокультурной компетентности специалистов, стимулирующих активность студента в овладении методами и средствами осуществления организации экологического образования, необходимых для раскрытия индивидуальности, духовности, творческого начала, способствующих профессиональному становлению и развитию личностных качеств.
Механизмы процесса проектирования этнокультурной компетентности специалистов в области организации экологического образования студентов включают работу над развитием базовых элементов этнокультурной компетентности: объективных представлений и знаний о той или иной культуре, умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, в контексте разнообразной учебно-творческой и научной деятельности студента.
Психолого-педагогическими условиями успешной профессиональной подготовки специалистов в части развития у них социокультурной и этнокультурной компетентностей являются:
• освоение аксиологических регулятивов экологического характера, осознание ценности жизни;
• создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей взаимоотношение студентов с природой с позиции «субъект -субъект»;
• повышение мотивации специалистов к овладению педагогическими технологиями, которые в условиях высокой социокультурной динамики обеспечивают профессиональную конкурентоспособность;
• использование в профессиональной подготовке специалистов методов актуализации рефлексивного механизма для повышения адекватности самооценки своей готовности к эколого-педагогической деятельности;
• самоактуализация личности специалистов при практическом освоении элементов эколого-педагогической готовности, предусматривающей разработку и принятие социально значимых решений, а также экологическая ответственность за результаты своей эколого-профессиональной деятельности [7;
8].
Социокультурная и этнокультурная компетентности педагога прослеживаются в определении своей эколого-социальной роли, статуса, функций и в проявлении социальной и экологической активности, экологосоциальной позиции, эколого-социальной установки. Компетентность влияет на социокультурную и этнокультурную деятельности,
Литература:
1. Bennett M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International Journal of lntercultural Relations. 1986. P. 179-196.
2. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Социальноэкологическая компетентность: программа и методические рекомендации. М. 2007. 36 с.
3. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 90-120.
4. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 88-90.
5. Храпаль Л.Р. Разрешение региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества в условиях модернизации эколого-образовательной политики высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2010. № 6. С. 88-91.
6. Храпаль Л.Р. Национальная идеология как перспектива модернизации высшего профессионального экологического образования и общественного развития // Высшее образование сегодня. 2010. №10. С. 35-38.
7. Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и этнокультурная идентичность в разрешении региональных, национальных и этноконфессиональных проблем эколого-образовательной политики высших учебных заведений // Судьбы национальных культур в условиях глобализации. В 2-х т. Т. 1. Челябинск. 2010. С. 315-320.
8. Shajhelislamov R.F., Sharifzyanov K.S., Shtreter J.N. Designing the individual educational path for professional development of teachers Life Scienc // Journal 2014. 11 (9 s). URL: http://www.lifesciencesite.com (дата обращения: 10.01.2015).
а также на личностную и экологическую культуру и умение передать этот экологокультурный опыт подрастающему поколению. Считаем важным усилить и углубить проектирование процесса этнологической, этнографической и этнопсихологической подготовки педагогов в области организации экологического образования в вузах.
References:
1. Bennett M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International Journal of lnter-cultural Relations. 1986. p. 179-196.
2. Glazachev S.N., Perfilova O.E. Sotsial'no-ekologicheskaya kompetentnost': programma i metodi-cheskie rekomendatsii. M. 2007. 36 s.
3. Zeer E.F. Klyuchevye kvalifikatsii i kompetentsii v lichnostno-orientirovannom professional'nom ob-razovanii // Obrazovanie i nauka. 2000. № 3. S. 90-120.
4. Khrapal' L.R. Diagnosticheskiy instrumentariy po vyyavleniyu urovnya modernizirovannosti etnokul'-turnoy identichnosti budushchego spetsialista // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 9. S. 88-90.
5. Khrapal' L.R. Razreshenie regional'nykh, natsion-al'nykh i etnokonfessional'nykh problem obshchestva v usloviyakh modernizatsii ekologo-obrazovatel'noy politiki vysshikh uchebnykh zavedeniy // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 6. S. 88-91.
6. Khrapal' L.R. Natsional'naya ideologiya kak pers-pektiva modernizatsii vysshego professional'nogo eko-logicheskogo obrazovaniya i obshchestvennogo razvitiya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. №10. S. 35-38.
7. Khrapal' L.R. Kul'turnaya globalizatsiya i etno-kul'turnaya identichnost' v razreshenii regional'nykh, nat-sional'nykh i etnokonfessional'nykh problem ekologo-obrazovatel'noy politiki vysshikh uchebnykh zavedeniy // Sud'by natsional'nykh kul'tur v usloviyakh globalizatsii.. V 2-kh t. T. 1. Chelyabinsk. 2010. S. 315-320.
8. Shajhelislamov R.F., Sharifzyanov K.S., Shtreter J.N. Designing the individual educational path for professional development of teachers Life Scienc // Journal 2014. 11 (9 s). URL: http://www.lifesciencesite.com (data obrascheniya: 10.01.2015).
Шарифзянова К.Ш. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Замалетдинова З.И. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Сибгатуллина Т.В. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Ахметшина Г.Х. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Халиков И.Ю. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Sharifzyanova K.Sh. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.
Zamaletdinova Z.I. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.
Sibgatullina T.V. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.
Akhmetshina G.Kh. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.
KhalikovI.Yu. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.