УДК 372.878 ББК Ч426.853
ГСНТИ 14.01.11
Код ВАК 13.00.01
Титова Ольга Анатольевна,
аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, старший преподаватель кафедры общего фортепиано, Белгородский государственный институт искусств и культуры; 308033, г. Белгород, ул. Королева 7, к. 102; e-mail: [email protected].
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный образовательный процесс; модернизация образования; деятельностная парадигма; компетентностный подход; профессиональная компетентность преподавателя вуза; профессиональная компетентность преподавателя фортепиано; обучающего студентов вузов культуры и искусств без начальной музыкальной подготовки.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы модернизации как общего высшего профессионального образования вообще на современном этапе, так и высшего социокультурного образования в вузах культуры и искусств на основе инновационной теории и практики. На основе методологического анализа процесса совершенствования качества высшего образования обосновано значение профессиональной компетентности преподавателя фортепиано в повышении качества обучения будущих специалистов социокультурной деятельности, проходящих обучение игре на фортепиано без начальной музыкальной подготовки.
COMPETENCE APPROACH IN THE WORK OF PIANO TEACHER AS A MEANS OF IMPROVING QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIO-CULTURAL SPHERE WITHOUT SPECIAL MUSICAL TRAINING IN HIGHER SCHOOLS OF ARTS AND CULTURE (THEORETICAL METHODOLOGICAL ANALYSIS)
KEY WORDS: innovative educational process; modernization of education; activity paradigm; competence approach; professional competence of a higher school teacher; professional competence of piano teacher;
ABSTRACT. Problems of modernization are discussed, of both higher vocational education and socio-
the basis of methodological analysis of the process of improvement of higher education quality, the mean-
socio-cultural specialists learning to play the piano without any basic musical training.
Titova Olga Anatolievna,
Post-graduate Student of the Chair of Pedagogy and Methods of Vocational Education, Senior Lecturer of the Chair of General Piano, Belgorod State Institute of Arts and Culture.
teaching students of a higher school of arts and culture without basic musical training.
cultural education in higher schools of arts and culture on the basis of innovation theory and practice. On
ing of professional competence of piano teacher is specified, which improves education quality of future
истема современного высшего социокультурного образования Рос-
дежи под влиянием электронных средств информации, требуют принципиально нового подхода к разработке содержания и технологии обучения и, соответственно, к выработке новых критериев оценки качества образовательного процесса как в школе, так и в вузе [2. С. 11]. Безусловно, становление нового российского общества обусловливает необходимость разработки новой методологической основы всей системы образования, радикального обновления его целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Традиционная педагогическая система Я. А. Коменского, основанная на принципе «учить всех и всему», вступает в противоречие с реалиями информационного постиндустриального общества. Более того, эта система, основанная
сии, как и в целом всего высшего профессионального образования, проходит стадию реализации ФГОС третьего поколения. Новый стандарт нацелен на повышение качества высшего образования и одновременно приведение его в соответствие с общеевропейским и мировым стандартами.
«Система образования XXI века, — отмечают Г. А. Берулава и М. Н. Берулава, — предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, обеспечивающие соответствие реалиям информационного общества. Серьезные изменения, которые произошли в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной моло-
© Титова О. А., 2013
на знаниевой парадигме, усугубляет общий кризис образования и воспитания.
«Что касается молодых людей, — пишут И. М. Ильинский и П. С. Гуревич, — то они попали в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотической информации, идущей прежде всего от Интернета и СМИ. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия» [5].
Преподавателям высшего социокультурного образования необходимо учитывать, что именно эта сфера в значительной степени формирует у молодого человека когнитивные, коммуникативные и эмоциональные стереотипы, определяющие будущую профессиональную деятельность. Неслучайно Д. И. Фельдштейн отмечает: «Изменился и сам человек, приобретя как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание межэтнической и социальной „напряженности11» [7. С 3]. Нельзя не учитывать того, что изменившийся мир требует иного подхода к образованию, иного содержания и технологии обучения: «Однако обращение лишь к сфере теоретического познания, с опорой на соответствующие этому вербально-монологические методы, привело к сегодняшней ситуации, когда из учебного заведения миру является малокультурная, неадаптивная, агрессивная, нетолерантная личность с неадекватными формами поведения» [2. С. 15]. В связи с этим в научных работах последних лет остро ставится вопрос о необходимости инновационного подхода к обучению на основе модернизации образования: «Модернизация образования — процесс повышения его качества на основе фундамен-тализации, гуманизации и социальной гармонизации образовательной деятельности с целью создания условий для его развития, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [1].
Модернизация образования — не самоцель. Ее основное направление — сделать образовательную деятельность всех звеньев образовательной системы общества соответствующей требованиям времени, так как «не изменив человека, не сформировав у него адекватные задачам модернизации систему ценностей, форм мышления и социального поведения, невозможно принци-
пиально изменить ситуацию в стране» [4. С. 6]. Инновационный образовательный процесс — это обучение, основанное на обновленной педагогической теории и практике, соответствующее требованиям постиндустриального информационного этапа развития общества и образования.
Инновации в образовании на основе модернизации в социокультурном аспекте невозможны без воспитания гражданина, ответственной, креативной и успешной личности, мотивированной на качественный труд, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие. В этом отношении самый высокой вклад в реализацию модернизации образования может внести его социально-культурная сфера, нацеленная на повышение культурного и духовно-нравственного развития населения страны и способная к этому, вследствие чего подготовка специалистов социокультурной сферы в вузах культуры и искусств должна в самое ближайшее время изменить вузовский образовательный процесс на основе инновационной педагогики и практики.
Е. Н. Васильева отмечает, что «российское социокультурное образование воспринимается как особое социально-культурное явление, на долю которого выпадают две роли: первая — традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая — человековедческая, которая не менее важна, чем первая, особенно в связи с усилением противоречивости национального сознания, ростом разрушительных тенденций, отрицающих самобытность и смысл отечественной культуры и истории, резким социальным расслоением общества» [3. С. 2]. Специалисты социально-культурной деятельности в сфере культуры и искусств — основные субъекты социально-культурных преобразований, выполняющих в современных условиях историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. Поэтому изучение, освоение и применение инновационной педагогики в педагогической практике — основной и важнейший ресурс повышения качества социокультурного образования.
Инновационная педагогика опирается на теоретико-методологическую базу педагогической инноватики, которой можно дать следующее определение: «Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой» [8. С. 3]. Теоретикометодологические основы инновационной педагогики разработаны в научных трудах А. Я. Данилюка, И. Г. Ибрагимова, А. М. Кондакова, В. В. Краевского, А. М. Новикова, Д. И. Фельдштейна, А. В. Хуторского и др.
Важнейшими положениями инновационной педагогики являются:
- открытие и обоснование объективной закономерности и потребности в переходе от знаниевой к деятельностной парадигме образования;
- концепции компетентностного подхода;
- современные теории воспитания;
- практическая реализация новых научных открытий через разработку ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, на основе которых сегодня начался процесс коренной перестройки сущности, содержания и технологий образовательного процесса во всех звеньях образовательной системы России.
Следует отметить и тот факт, что начавшийся процесс обновления содержания, технологии и методики обучения протекает пока медленно, неуверенно. На наш взгляд, это в первую очередь обусловлено недостаточной теоретической и практической подготовкой профессорско-преподавательского состава к восприятию и внедрению новшеств, т. е. недостаточной сформированно-стью их профессионально-педагогической компетентности. Приведем определение последней: «Профессиональная компетент-
ность преподавателя представляет собой интегративное качество личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-педагогической готовности педагога к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психологопедагогических, методических и специально предметных знаний, общепедагогических и профессионально-творческих, исполнительских умений, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность [6. С. 7]. С таким научно обоснованным определением трудно не согласиться. Каждому преподавателю вуза необходимо непрерывно самосовершенствоваться, чтобы сформировать это нужное и важное личностно-педагогическое качество.
Всё сказанное выше о состоянии высшего образования вообще и социокультурного образования в частности свидетельствует о том, что, во-первых, эстетическому, художественно-музыкальному образованию в образовательном процессе вузов культуры и искусств уделялось и, к сожалению, сейчас уделяется недостаточное внимание; во-вторых, в научных трудах, учебниках и учебных пособиях по музыкальному образованию широко и глубоко обобщен его опыт в XIX и XX вв. (А. Д. Алексеев, Е. Ф. Гнесина, А. Б. Гольденвейзер, Г. М. Цыпин и др.), но до сих пор слабо освещены вопросы обучения в аспекте инновационной педагогики и практики. По-прежнему в большинстве научных работ по обучению игре на фортепиа-
но больше внимания уделяется техническому, а не эстетическо-художественному обучению и воспитанию будущих специалистов социально-культурной сферы, в программу обучения которых включен этот предмет. Элемент музыкального воздействия на развитие духовно-нравственной сферы студентов не включен в определение социальнокультурной компетентности будущего специалиста социально-культурной сферы.
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя фортепиано в вузе должна быть основана на теории и практике инновационного обучения. Это означает реализацию инновационного содержания образования при обучении студентов игре на фортепиано, индивидуализацию, персонификацию и одновременно социализацию обучения, которое должно быть нацелено на формирование специалиста социокультурной сферы, не только овладевшего глубоким пониманием сущности и содержания социокультурной деятельности, способами и средствами ее осуществления, но и обладающего профессиональной и социальной зрелостью. Профессиональная компетентность преподавателя фортепиано должна быть основана на таких ценностных ориентациях, которые эффективно воздействуют на формирование у себя и своих подопечных высокого музыкального вкуса, музыкальной культуры, любви к высоким образцам классической, джазовой, народной музыки в исполнении на фортепиано. Музыкальный вкус и музыкальная культура, являясь элементами художественно-культурного воспитания, будут эффективно способствовать повышению качества подготовки специалистов и, в конечном итоге, благотворно влиять на совершенствование культурного уровня и духовно-нравственное оздоровление всего населения страны.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Повышение качества педагогической деятельности преподавателя фортепиано на этапе реализации ФГОС высшего социокультурного образования возможно лишь в условиях освоения им инновационной теории и практики обучения на основе компе-тентностного подхода как основного стратегического направления совершенствования образовательного процесса.
2. Важнейшим фактором, условием и средством реализации задачи повышения качества фортепианной подготовки будущих специалистов является профессионально-педагогическая компетентность преподавателя фортепиано, соответствующая современным требованиям общества к вузовскому педагогу XXI в.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛКИН А. С., ТКАЧЕНКО Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.
2. БЕРУЛАВА Г. А., БЕРУЛАВА М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве / / Педагогика. 2012. № 4.
3. ВАСИЛЬЕВА Е. Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования : авто-реф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2007.
4. ДАНИЛЮК А. Я., КОНДАКОВ А. М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / / Педагогика. 2011. № 1.
5. ИЛЬИНСКИЙ И. М., ГУРЕВИЧ П. С. Понимание как цель образования // Знание. Понимание. Умение : науч. журн. Моск. гуманитар. ун-та. 2006. № 3.
6. СТРОИЛОВА А. Я. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждений дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007.
7. ФЕЛЬДШТЕЙН Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика. 2012. № 1.
8. XУТОРСКОЙ А. В. Педагогическая инноватика. М. : Академия, 2006.
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. О. П. Маторина