Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСК / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФАКТОРЫ РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А.

В современных исследованиях организации электронного обучения и использованию дистанционных образовательных технологий (далее - ЭОиДОТ) в различных образовательных системах уделяется внимание не только характеристике сущности ЭОиДОТ, анализу их достоинств, ограничений и условий эффективного применения, но и комплексному изучению выявленных проблем и разработке вариантов их решения, принятия стратегических альтернатив, связанных с минимизацией возникающих педагогических рисков. В статье представлены промежуточные результаты исследования совокупности факторов, в том числе и рисков профессиональной деятельности педагогов в условиях ЭОиДОТ, предложены инструменты управления педагогическими рисками в образовательном процессе. Проведен анализ риск-факторов организации ЭОиДОТ в профессиональной деятельности педагогов. Обоснована актуальность здоровьесберегающего подхода в проектировании профессиональной деятельности педагогов с учетом влияния ЭОиДОТ. Предложены рекомендации по профилактике педагогических рисков влияния цифрового образования на профессиональную деятельность педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL RISKS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE ELECTRONIC LEARNING ORGANIZATION

In modern studies of the organization of e-learning and the use of distance learning technologies (ELaDLT) in various educational systems, attention is paid not only to the characterization of the essence of ELaDLT, the analysis of their advantages, limitations and conditions for effective use, but also to the comprehensive study of the identified problems and the development of solutions, the adoption of strategic alternatives associated with minimizing emerging pedagogical risks. The article presents the provisional results of a study of a set of factors, including the risks of teachers' professional activity in the conditions of ELaDLT, and suggests tools for managing pedagogical risks in the educational process. The analysis of risk factors of the organization of ELaDLT in the professional activity of teachers is carried out. The relevance of the health-saving approach in the design of the professional activity of teachers, taking into account the influence of ELaDLT, is substantiated. Recommendations for preventing pedagogical risks of the impact of digital education on the professional activities of teachers are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176

ББК 74.48

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

PEDAGOGICAL RISKS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE ELECTRONIC LEARNING ORGANIZATION

Осипова Ольга Петровна

Профессор кафедры управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой ИСГО, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, доцент E-mail: op.osipova@mpgu.su

Osipova Olga P.

Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education, Associate Professor E-mail: op.osipova@mpgu.su

Савенкова Елена Викторовна

Доцент кафедры управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой, ИСГО ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: ev.savenkova@mpgu.su

Savenkova Elena V.

Assistant Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), PhD in Education E-mail: ev.savenkova@mpgu.su

Шклярова Ольга Анатольевна

Профессор кафедры управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой ИСГО ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,

Shklyarova Olga A.

Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А., 2022

кандидат педагогических наук, доцент E-mail: oa.shklyarova@mpgu.su

Аннотация. В современных исследованиях организации электронного обучения и использованию дистанционных образовательных технологий (далее - ЭОиДОТ) в различных образовательных системах уделяется внимание не только характеристике сущности ЭОиДОТ, анализу их достоинств, ограничений и условий эффективного применения, но и комплексному изучению выявленных проблем и разработке вариантов их решения, принятия стратегических альтернатив, связанных с минимизацией возникающих педагогических рисков. В статье представлены промежуточные результаты исследования совокупности факторов, в том числе и рисков профессиональной деятельности педагогов в условиях ЭОиДОТ, предложены инструменты управления педагогическими рисками в образовательном процессе. Проведен анализ риск-факторов организации ЭОиДОТ в профессиональной деятельности педагогов. Обоснована актуальность здоровьесберегающего подхода в проектировании профессиональной деятельности педагогов с учетом влияния ЭОиДОТ. Предложены рекомендации по профилактике педагогических рисков влияния цифрового образования на профессиональную деятельность педагогов.

Ключевые слова: электронное обучение, педагогический риск, дистанционные образовательные технологии, факторы риска, управление рисками, цифровизация, цифровая трансформация.

Для цитирования: Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Педагогические риски в профессиональной деятельности педагогов в

University (MPGU), PhD in Education,

Associate Professor

E-mail: oa.shkLyarova@mpgu.su

Abstract. In modern studies of the organization of e-learning and the use of distance learning technologies (ELaDLT) in various educational systems, attention is paid not only to the characterization of the essence of ELaDLT, the analysis of their advantages, limitations and conditions for effective use, but also to the comprehensive study of the identified problems and the deveLopment of soLutions, the adoption of strategic alternatives associated with minimizing emerging pedagogicaL risks. The article presents the provisional results of a study of a set of factors, including the risks of teachers' professional activity in the conditions of ELaDLT, and suggests tooLs for managing pedagogicaL risks in the educational process. The analysis of risk factors of the organization of ELaDLT in the professional activity of teachers is carried out. The relevance of the health-saving approach in the design of the professional activity of teachers, taking into account the influence of ELaDLT, is substantiated. Recommendations for preventing pedagogical risks of the impact of digital education on the professional activities of teachers are proposed.

Keywords: e-Learning, pedagogicaL risk, distance Learning technoLogies, risk factors, risk management, digitaLization, digitaL transformation.

Cite as: Osipova O. P., Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Pedagogical risks in the professional activity of teachers in

условиях организации электронного обучения // the conditions of the electronic Learning

Проблемы современного образования. 2022. № 3. organization. Problemy sovremennogo

С. 164-176. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164- obrazovaniya. 2022, No. 3, pp. 164-176. DOI:

176. 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176.

Электронное обучение, активное использование дистанционных и цифровых образовательных технологий, обладающих специфическими преимуществами при организации обучения в современных условиях, стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Кроме того, все более активно обсуждаются модели смешанного обучения, модели гибридного обучения.

Основным ресурсом заявленных моделей организации образовательного процесса являются квалифицированные педагогические кадры. В своем исследовании мы остановимся на модели ЭОиДОТ, которая понимается нами как иная организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий путем пересмотра целей, задач, стратегии, модели, процессов, образовательных продуктов, маркетингового подхода, педагогических рисков, полученных результатов и др., обеспеченная эффективными цифровыми технологиями.

При использовании педагогами ЭОиДОТ важно учитывать не только предоставляемые в процессе его реализации возможности, но и тщательно просчитывать риски и выявлять проблемы, которые могут при этом проявляться (как позитивные, так и негативные). По нашему мнению, для успешного проектирования модели организации ЭОиДОТ, уже на самом первом этапе возникает настоятельная необходимость использовать рискологический фактор, в частности, организации профессиональной деятельности педагогов в новых условиях.

Данный тезис позволил нам сформулировать предмет исследования, а именно: педагогические риски профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ЭОиДОТ. Изучение педагогических рисков, «...отражающих характер взаимодействия субъекта с вероятностным окружающим миром.» (И. Г. Абрамова), активно ведется в отечественной педагогической науке с конца прошлого века, подтверждая прогностическое высказывание А. С. Макаренко, что «.тема риска должна быть рассмотрена в педагогической практике.».

И. Г. Абрамова (1996; 1999; 2001), М. А. Беляева (2014), Л. В. Занина, О. Б. Капични-кова (2017), Е. Н. Михайлова (2010), Е. В. Савенкова (2016; 2018; 2021), исследуя риски в профессиональной педагогической деятельности, рассмотрели вопросы терминологической корректности, дали характеристику сущности и особенностей проявления педагогического риска.

А. А. Арламов рассматривает педагогический риск как «акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результат» [1]. Уточним, что педагогический риск представляет собой специфический риск, отражающий особенности ведения педагогической деятельности, сформулированные и описанные в научно-педагогических публикациях.

В работах ученых выделены признаки и классификации педагогических рисков, дано описание каждого вида, рассмотрены особенности их проявления и специфика управления рисками в образовательном процессе, исследовательской, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности педагогов [1-6].

В условиях цифровой трансформации образования, когда активно происходит включение современных технологий в бизнес-процессы образования, что влечет за собой фундаментальные изменения в подходах к управлению образовательным процессом, вопросы изучения и управления педагогическими рисками приобретают все большую значимость (Р. Р. Аетдинова, О. М. Чоросова и др.) [2; 7-10]. Осмысление педагогического риска при организации ЭОиДОТ в профессиональной деятельности педагогов проявляется при проведении качественного анализа, сопровождаемым исследованием структурных характеристик риска. Результаты проведенного Е. В. Савенковой (2021) структурного анализа педагогических рисков указывают на необходимость знания не только об особенностях педагогических рисков в целом, но и на необходимость знания об особенностях педагогической деятельности в условиях модели ЭОиДОТ, а также на необходимость выработки умений управлять этими рисками (табл. 1).

При осуществлении анализа конкретных причин возникновения неблагоприятных событий и их отрицательных последствий педагогического риска при организации ЭОиДОТ в профессиональной деятельности педагогов, активное внимание уделяется выявлению факторов педагогического риска, представляющих собой причины, показатели, оказывающие воздействие как на процесс, так и на результат организации ЭОиДОТ.

Одной из проблем, которая вызывает повышенную тревогу у большинства специалистов, занимающихся вопросами образования и активным использованием ЭОиДОТ, является проблема здоровья обучающихся и педагогических работников. А. Р. Вирабо-ва (2018; 2021), В. В. Колбанов (2017), В. Р. Кучма (2018; 2020), Е. Н. Михайлова (2014), О. П. Осипова (2020), И. Ю. Синельников (2016), О. А. Шклярова (2017; 2021) отмечают, что в профессиональной педагогической деятельности следует учитывать фактор риска для здоровья субъектов образовательного процесса при использовании модели ЭОиДОТ. Придерживаемся позиции, что «школе нужен не просто творческий учитель, активно проводящий исследовательскую и экспериментальную деятельность в инновационном режиме, но еще больше необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально-комфортное развитие и здоровье школьника, ориентированный на интересы ребенка» [4, с. 99]. Такая позиция, на наш взгляд, особенно актуальна в условиях цифровой трансформации во всех образовательных системах [3].

Внимание к проблемам физиологической, психологической, социальной адаптации субъектов в условиях интенсивной цифровизации образования вызывает интерес исследователей при изучении особенностей функционирования и развития практически любой образовательной системы. Полагаем, что в деятельности педагогического работника феномен здоровья обучающихся следует рассматривать не только как цель, процесс, но и как результат образовательного процесса. Здоровье обучающихся - это объект реализации управленческих функций педагога в условиях ЭОиДОТ, который:

Таблица 1

Способы минимизации педагогического риска при реализации электронного обучения на основании результатов структурного анализа [3]

Структурные характеристики педагогического риска

Отрицательное влияние

Способы минимизации

Опасность подверженно сти риску

- возникают опасности снижения качества подготовленных учебных материалов (ЭОР);

- качество использования учебных материалов;

- качество предлагаемых электронных систем обучения;

- уровень необходимой и достаточной ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в условиях ЭОиДОТ

- ЭОиДОТ должно реализовываться в соответствии с требованиями СанПИН, требованиями возрастной психологии;

- «реализация процессов учения и обучения на цифровой (неиндустриальной) платформе;

- формирование новых видов грамотности

- финансовой, правовой, информационной;

- формирование «мягких» навыков -коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться» [11]

Подверженность риску

- при избытке курсов, реализуемых педагогом и невозможности их качественного содержательного наполнения;

- при избытке курсов ЭОР или заданий, которые необходимо проверить педагогу в установленные сроки - при недостаточном оснащении ЭОР учебным материалом, что ведет к невыполнению поставленной педагогом задачи

- применять ЭОиДОТ с учетом требований здоровьесбережения или в ситуация низкой подверженности риску в процессе консультирования или при реализации группы специалистов при реализации программ или курсов

Уязвимость

- создание качественной обратной связи между педагогом и обучающимся;

- трудности в аутентификации пользователя;

- взаимодействие педагога и обучающегося в виртуальном пространстве

- освоение педагогом новой профессиональной роли - педагога-тьютора;

- формирование и развитие ИКТ компетентности педагога;

- подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде (работа с региональными руководителями цифровой трансформации, повышение квалификации и др.)

Взаимодействие с другими рисками

Управленческие риски

Ошибочность при принятии решений в ситуациях неопределенности

Тщательный анализ ситуации

Инновационные риски

Риск потерь, связанный с неудачной реализацией новых проектов

Анализ идеи, анализ реализации проекта, анализ команды проекта

Коммуникативные риски

Проблемы при обмене информацией участников взаимодействия

Определение и регламентирование участников взаимодействия

Личностные риски

Недостаточная квалификация педагога. Необходимый уровень готовности педагога для работы в новых условиях

Повышение квалификации педагога по выявленным затруднениям. Формирование необходимого уровня готовности педагога для работы в новых условиях

Организационные риски

Защита персональных данных. Политика информационной безопасности.

Цифровое портфолио обучающегося

Актуальная локальная нормативно-правовая база организации ЭОиДОТ. Формирование цифрового портфолио обучающегося

• осознает и принимает профессионально-личностную ответственность за сохранность физического, психического и социального здоровья;

• создает оптимальные условия организации образовательного процесса, отвечающие принципам здоровьесберегающей педагогики;

• разрабатывает и реализует стратегические альтернативы по предупреждению и минимизации факторов риска организации образовательного процесса;

• эффективно использует необходимые цифровые технологии, компьютерное оборудование, здоровьесберегающие техники и методики реституции и укрепления здоровья;

• строго соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы и правила при организации ЭОиДОТ;

• позиционирует здоровый образ жизни, декларируя и являясь примером культуры здорового отношения и поведения.

Исследования процессов, связанных с цифровизацией образовательной среды, использованием ЭОиДОТ в общеобразовательных организациях, учреждениях среднего профессионального и высшего образования позволили нам выделить основные факторы риска для здоровья участников образовательных отношений:

• интенсификация информационных потоков;

• гиподинамия;

• недостаточная валеологическая грамотность всех участников образовательного процесса;

• слабое владение основными технологиями тайм-менеджмента, как со стороны обучающихся, так и со стороны обучаемых;

• несформированность аксиологической составляющей здоровья как фактора успешной и продуктивной жизнедеятельности;

• санитарно-гигиеническая культура;

• кибербуллинг;

• условия ближайшей окружающей человека среды - экологические риски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы можем подвести промежуточный итог о том, что основными направлениями управленческой деятельности педагогических работников по профилактике и снижению влияния данных факторов риска в условиях ЭОиДОТ являются:

• проблемно-ориентированный анализ конкретной образовательной системы/ситуации, ее ресурсного обеспечения как основа принятия грамотного управленческого решения (выбора стратегической альтернативы);

• прогнозирование и оценка факторов-условий и факторов-причин, позволяющих выделить педагогические риски и рассмотреть возможности их предупреждения и минимизации с учетом специфики ресурсов ЭОиДОТ;

• непрерывная корректировка (совершенствование, развитие) когнитивной, дея-тельностной, личностной, профессиональной готовности педагогов к реализации ЭОиДОТ на принципах здоровьесберегающего личностно-ориентированного обучения с использованием не только ресурсов дополнительного профессионального образования, но и неформального повышения профессионального мастерства;

• организация научно-методической работы, самообразование педагога, актуальное повышение квалификации;

• целенаправленная организация, разработка и реализация плана действий (проекта или программы) по управлению педагогическими рисками при использовании ЭОиДОТ;

• участие в мониторинговых исследованиях (контроле и оценке эффективности и качества) управления педагогическими рисками в условиях цифровой трансформации образовательного процесса [7; 12].

В результате проведенного исследования нами были разработаны учебные модули с позиции многомерности управления педагогическими рисками, для разных учебных дисциплин по направлениям подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование (профиль программы «Менеджмент в образовании») и 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (профиль программы «Управления системами образования), а также определены задания в содержании производственной практики. Кроме того, данные модули были апробированы в программах учебных дисциплин по профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании», на курсах повышения квалификации работников образования, при подготовке соискателей кафедры, отдельных программах бакалавриата (табл. 2). Мы можем констатировать, что апробация данных модулей проходила в условиях ЭОиДОТ в системе LMS MOODLE.

При разработке модулей мы исходили из позиции, что основы педагогической риско-логии должны быть гармоничным компонентом в формировании ключевых компетенций, связанных не только с реализацией управления в деятельности менеджмента любой образовательной организации, но и в педагогическом управлении образовательным процессом.

В табл. 2 представлена лишь небольшая часть учебных модулей из разработанных и реализуемых авторами при подготовке бакалавров, магистров, по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Проведенное нами исследование (2015-2021) и опыт реализации модулей по формированию рискологической компетенции магистрантов и слушателей программы профессиональной переподготовки в условиях ЭОиДОТ подтверждают эффективность решения данной проблемы в комплексном подходе. По нашему мнению, управление педагогическими рисками - необходимый учебно-дидактический, опытно-практический компонент содержания подготовки педагогических кадров.

Таким образом, компьютеризация, информатизации образования, использование цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов, дистанционное сопровождение образовательного процесса, цифровая трансформация сопряжены с проявлением новых педагогических рисков.

В профессиональной деятельности педагога важно грамотно управлять риск-факторами разной этиологии: особенности учебно-познавательной, проектно-исследова-тельской, коммуникативной и других видов деятельности педагогов и обучающихся, здоровье, социализация [4; 6; 9; 12; 13].

Управление педагогическими рисками при организации ЭОиДОТ происходит через скоординированные действия педагогов и административно-управленческой

Таблица 2

Примеры включения модулей, в которых рассматриваются вопросы педагогической рискологии

Наименование учебной дисциплины (РПД) Наименование модуля Рискологический компонент в содержании модуля Примеры учебно-дидактических материалов / заданий

Научные исследования в профессиональной деятельности педагогического профиля (магистратура) Профессиональное становление и самоопределение педагога-исследователя Научно-исследовательская, инновационная, экспериментальная деятельность педагогического работника: общая характеристика, содержание и формы реализации. Педагог как инноватор и экспериментатор в реализации стратегии эффективного управления в различных образовательных системах Разработка стратегической программы профессионально-личностного самообразования по ЭОиДОТ как ресурса оптимизации профессиональной самореализации

Основы формирования и систематизации информационной базы в профессиональной деятельности педагога-исследователя Понятие информационная база: основные разделы, содержание, актуальность для профессиональной деятельности педагога. Особенности систематизации информации в рамках проведения научного исследования. Формирование и оформление информационной базы Изучение и описание основ систематизации информационной базы инновационной и научно-исследовательской работы в образовательных организациях

Анализ опыта ЭОиДОТ в реализации профессиональной деятельности педагогических работников (по направлению ВКР)

Проектирование и экспертиза образовательных программ Методика и технологии педагогического проектирования образовательных программ Факторы, влияющие на проектирование образовательных программ. Концептуальный (позиционно-смысловой, идеологический) и целезадающий раздел проекта образовательной программы. Анализ рисков. Процедура уточняющего прояснения и достраивания целей проекта рабочей программы Превентивный подход в управлении педагогическими рисками на этапах проектирования и реализации образовательных программ (разработка плана действий)

Экспертиза образовательных программ Инспектирование и экспертиза. Цели и функции проведения экспертизы, аудита, инспектирования, оценивания в образовании Составление матрицы процедур и методов управления педагогическими рисками в содержании экспертизы образовательных программ с использованием ЭОиДОТ

Проектирование и экспертиза здоровь-есберегающей деятельности в образовании Основы проектирования и экспертизы здо-ровьесберегаю-щих программ в образовательных организациях Планирование здоровьесбере-гающей работы педагогических работников и специалистов в образовательной организации. Проекты и программы по реализации здоровьсберегающего подхода в образовательных Разработка программы здо-ровьесберегающей работы в образовательной организации с учетом факторов ЭОиДОТ

Продолжение таблицы 2

системах. Экспертное оценивание здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации

Здоровьесбере-гающие технологии в образовательном процессе как ресурс эффективного управления образовательной организацией Приемы и методики сохранения и восстановления здоровья и поддержания работоспособности учащихся в образовательном процессе. Управление процессом внедрения оздоровительных технологий в образовательный процесс Проведение микроисследования и подготовка справки «Эффективность здоровь-есберегающей деятельности в образовательной организации в условиях цифровиза-ции образования» (уровень образования и организация по выбору)

Проектный менеджмент в образовании (уровень магистратуры) Управление реализацией проекта Организация внутренней и внешней, независимой экспертизы проектного замысла при использовании различных методов. Проектная документация. Оценка состояния и прогнозирование изменений. Идентификация, анализ и оценка рисков. Мониторинг и контроль рисков Заполнение логико-структурной матрицы проекта (выбор проекта осуществляется самостоятельно)

Управление рисками в социальной сфере (уровень магистратуры) Понятие и сущность риска Теоретико-методологические основания анализа риска. Этапы формирования социальных рисков. Классические и современные социологические теории исследования рисков. Аксиомы риска. Законы управления рисками. организацией Определите основные риски для реализуемого вами или вашими коллегами проекта. Определите вероятность и тяжесть рисков и составьте матрицу рисков

Проектирование и экспертиза программ инклюзивного образования (уровень магистратура) Экспертиза программ инклюзивного образования Оценка воздействия опасностей психологического и педагогического характера Подготовьте проект проведения процедуры экспертизы рабочей программы (по выбору) с учетом использования ЭОиДОТ

Технологии принятия управленческих решений (уровень магистратуры) Методы разработки и принятия управленческих решений Неопределенность и риск при принятии управленческих решений Спроектируйте деятельность руководителя по принятию решения «Внедрение инструментов риск-менеджмента в деятельность ОО» с учетом использования ИК-технологий и реализа-цииЭОиДОТ

Информационные (цифровые) технологии в управлении образованием (уровень магистратура) Современные технологии в управлении образованием Организация ЭОиДОТ в условиях цифровой транформации; Необходимые и достаточные цифровые компетенции у всех участников образовательного процесса; Интерактивные системы для Разработка локальной нормативно-правовой документации по организации электронного обучения; Формирование необходимых и достаточных цифровых компетенций у всех

Окончание таблицы 2

организации ЭОиДОТ участников образовательного процесса; Анализ интерактивных систем для организации ЭОиДОТ

Проектирование и экспертиза образовательных систем (уровень магистратура) Современные технологии в управлении образованием Организация ЭОиДОТ в условиях цифровой транформации; Необходимые и достаточные цифровые компетенции у всех участников образовательного процесса; Модели обучения в условиях цифровой трансформации Проектирование образовательных систем; Экспертиза образовательных систем; Проектирование смешанной модели обучения; Экспертиза смешанной модели обучения. Сравнительный анализ интерактивных обучающих систем

Образование лиц с особыми образовательными потребностями (уровень бакалавриат) Теоретические основы инклюзивного образования Интерактивные технологии, дистанционные технологии в инклюзивном образовании Перечислите и дайте характеристику материально-техническим программным средствам обучения школьников с ОВЗ в зависимости от учебной дисциплины и от выбранной нозологической группы. Как при планировании преподаваемой вами дисциплины (будущей) могут быть учтены особые образовательные потребности разных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Управление рисками в образовании (профессиональная переподготовка) Управление рисками в образовательных организациях Объекты риск-менеджмента в образовательной организации: процесс оказания образовательных услуг; процесс научно-исследовательской и инновационной деятельности; процесс менеджмента персонала. Риски руководителя ОО Проведите анализ управленческих рисков в ОО с использованием метода «роза рисков» с использованием ЭОиДОТ

команды по их предупреждению, профилактике и преодолению. Одной из основных задач управления рисками является профилактика возникновения рисков, направленная на прогнозирование рисков и их своевременную нейтрализацию.

Профилактика педагогического риска должна представлять непрерывный процесс, сочетающий как прогнозирование, так и диагностику и включающий комплекс мер, содержащих постоянное повышение компетентности педагогов в области организации ЭОиДОТ; наличие своевременной профессиональной консультативной помощи всем участникам образовательного процесса в случае возникновения затруднений; создание условий поддержки заинтересованности и активности всех участников образовательного процесса в реализации ЭОиДОТ; наличие

контролирующих мероприятий, позволяющих оценить эффективность реализуемых мероприятий.

Конкретизируя влияние цифровой трансформации, можно утверждать, что произошли определенные изменения при организации ЭОиДОТ:

а) организационно-управленческих механизмов образовательного процесса;

б) характера и скорости протекания образовательных взаимоотношений всех субъектов в образовательных системах;

в) продуктивности и результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся;

г) процессов реализации профессиональных функций, эффективности деятельности педагогических работников и других специалистов в сфере образования;

д) профессионально-личностного совершенствования педагогических работников;

е) процессов интеграции, активизации коллаборации и усиления их влияния на все сферы образования;

ж) формирования и развития новых, цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что данные итоги в полном объеме подтверждают основные идеи цифровой трансформации образования. В основе данного процесса «лежит комбинация непрерывного профессионального развития, новых цифровых сервисов и инструментов, инфраструктурных и организационных условий для внедрения изменений, сопровождение участников, при освоении новых ролей и методов рабочего взаимодействия» с учетом актуальных педагогических рисков [9].

Таким образом, педагогические риски при организации ЭОиДОТ стали непременным компонентом в профессиональной деятельности современного педагога, и, следовательно, возникла настоятельная потребность в решении возникающего круга задач, к которым можно отнести: готовность административно-управленческого персонала осуществлять деятельность в условиях ЭОиДОТ; готовность педагогических работников осуществлять образовательный процесс в условиях ЭОиДОТ, педагогическое сопровождение (дистанционное сопровождение, О. П. Осипова) образовательной деятельности обучающихся. В любой момент обучающий должен не только быть готов помочь обучающимся, но и знать, как это эффективно сделать.

Список литературы

1. Арламов А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2010. № 1.

С. 12-21.

2. Аетдинова Р. Р., Чоросова О. М. Источники рисков педагогической деятельности в

условиях цифровизации // Современное педагогическое образование. 2021. № 8.

С. 4-8.

3. Менеджмент образования в условиях информатизации: моногр. / под ред. проф.

О. П. Осиповой. М.: МПГУ, 2021. 440 с.

4. Михайлова Е. М. Педагогические риски в исследовательской и экспериментальной деятельности: прогнозирование и минимизация // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 98-100.

5. Савенкова Е. В. Анализ и оценка рисков: методические указания к практическому занятию по дисциплине «Управление рисками в образовании. М.: МПГУ, 2018. 24 с.

6. Савенкова Е. В. Управление рисками в образовании: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся в магистратуре педагогического вуза. М.: МПГУ, 2021. 92 с.

7. Дистанционные образовательные технологии при подготовке менеджеров образования: риски и перспективы / О. П. Осипова, А. Б. Баймаханов, Е. А. Балабаева, Е. В. Савенкова // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 2. С. 78-90.

8. Воровщиков С. Г., Шклярова О. А. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/ Shamova_conference_2020 (дата обращения: 16.12.2021).

9. Лялюк А. В., Тучина О. Р. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2018. № 3 (223). С. 57-65.

10. Осипова О. П., Шклярова О. А. Подготовка менеджеров образования в условиях его циф-ровизации: идеи, подходы, ресурсы // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 108-124.

11. Методология и технологии дистанционного обучения в общеобразовательной организации. URL: https://infourok.ru/metodologiya-i-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-v-obsheobrazovatelnoj-organizacii-5371992.html (дата обращения: 16.12.2021).

12. Шклярова О. А. Здоровьесберегающий компонент в содержании подготовки магистров психолого-педагогического направления // Учитель здоровья: становление в контексте реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 1-2 ноября 2017 г. / под общ. ред. М. Г. Колесниковой, А. А. Ульяновой. СПб.: Изд-во ВВМ, 2017. C. 86-89.

13. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: практико-ориентированная мо-ногр. / под. ред. А. Р. Вирабовой, О. А. Шкляровой. М.: Пробел-2000, 2021. 248 с.

References

1. Arlamov A. A. Pedagogicheskiy risk kak problema metodologii sotsialnoy pedagogiki. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya. 2010, No. 1, pp. 12-21.

2. Aetdinova R. R., Chorosova O. M. Istochniki riskov pedagogicheskoy deyatelnosti v usloviyakh tsifrovizatsii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021, No. 8, pp. 4-8.

3. Osipova O. P. Menedzhment obrazovaniya v usloviyakh informatizatsii: monogr. Moscow: MPGU, 2021. 440 p.

4. Mikhaylova E. M. Pedagogicheskie riski v issledovatelskoy i eksperimentalnoy deyatelnosti: prognozirovanie i minimizatsiya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010, No. 3 (22), pp. 98-100.

5. Savenkova E. V. Analiz i otsenka riskov: metodicheskie ukazaniya k prakticheskomu zanyatiyu po distsipline "Upravlenie riskami v obrazovanii". Moscow: MPGU, 2018. 24 p.

6. Savenkova E. V. Upravlenie riskami v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya v magistrature pedagogicheskogo vuza. Moscow: MPGU, 2021. 92 p.

7. Osipova O. P., Baymakhanov A. B., Balabaeva E. A., Savenkova E. V. Distantsionnye obrazovatelnye tekhnologii pri podgotovke menedzherov obrazovaniya: riski i perspektivy. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2020, Vol. 12, No. 2, pp. 78-90.

8. Vorovshchikov S. G., Shklyarova O. A. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmeneniy i tsifrovizatsii. Homo Cyberus: elektronnyy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal. 2020, No. 1 (8). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Shamova_ conference_2020 (accessed: 16.12.2021).

9. Lyalyuk A. V., Tuchina O. R. Issledovanie faktorov riska obrazovatelnoy sredy sovremennogo vuza: pozitsii studentov. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya. 2018, No. 3 (223), pp. 57-65.

10. Osipova O. P., Shklyarova O. A. Podgotovka menedzherov obrazovaniya v usloviyakh ego tsifrovizatsii: idei, podkhody, resursy. PrepodavatelXXIvek. 2019, No. 2, pp. 108-124.

11. Metodologiya i tekhnologii distantsionnogo obucheniya v obshcheobrazovatelnoy organizatsii. Available at: https://infourok.ru/metodologiya-i-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-v-obsheobrazovatelnoj-organizacii-5371992.html (accessed: 16.12.2021).

12. Shklyarova O. A. Zdorovyesberegayushchiy komponent v soderzhanii podgotovki magistrov psikhologo-pedagogicheskogo napravleniya. In: Kolesnikova M. G., Ulyanova A. A. Uchitel zdorovya: stanovlenie v kontekste realizatsii FGOS. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference, 1-2 Nov. 2017. St. Petersburg: Izd-vo VVM, 2017. Pp. 86-89.

13. Virabovoy A. R., Shklyarovoy O. A. (eds.) Zdorovyesberegayushchee lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennykh usloviyakh: traditsii, opyt, perspektivy razvitiya: praktiko-orientirovannaya monogr. Moscow: Probel-2000, 2021. 248 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 3

Статья поступила в редакцию 24.12.2021 The article was received on 24.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.