УДК 37.018.46 МАХОТИН Д.А.
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, Московский городской педагогическийунивер-ситет
E-mail: [email protected] ШАЛАШОВА М.М.
доктор педагогических наук, доцент, директор института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected] ДЕМИДОВА Е.А.
директор ресурсного центра института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]
UDC 37.018.46 MAHOTIN D.A.
Ph.D., Docent, Associate Professor, Institute of Continuing Education, State Autonomous Educational Institution
"Moscow City University" E-mail: [email protected] SHALASHOVA M.M. Doctor of Sciences (Education), Professor, Director of Institute of Continuing,State Autonomous Educational Institution "Moscow City University" E-mail: [email protected] DEMIDOVA E.A.
Director of the Resource Center of the Institute for Continuing, State Autonomous Educational Institution
"Moscow City University" E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ И МЕТОДИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
МОДЕЛЬ САМР-ОБРАЗОВАНИЯ
TRAINING OF TEACHERS AND METHODOLOGISTS FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION:
THE CAMP-EDUCATION MODEL
Достижение задач научно-технологического развития России напрямую связано с проблемой подготовки кадров для высокотехнологичной экономики, способных осуществлять технологические прорывы, создавать новые решения и продукты. При этом подготовка будущих инженеров, технологов на уровне общего и дополнительного образования детей требует изменения содержания и форм взаимодействия педагога и ученика, проникновения в суть новой технологической культуры и цифровой экономики, поиска новых подходов к преподаванию естественнонаучных дисциплин и технологий, созданию условий для междисциплинарностии конвергенции в обучении, к формированию функциональной грамотности, в том числе готовности учащихся к саморазвитию и самоопределению.
Авторы раскрывают опыт разработки и результаты апробации новых форм и программы повышения квалификации педагогов естественнонаучной и технологической направленности, построенной на основе кэмп-подготовки.
Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, кэмп-подготовка, подготовка методистов, дополнительное образование.
Achieving the tasks of scientific and technological development in Russia is directly related to the problem of training personnel for a high-tech economics, who is capable of making technological breakthroughs, creating new solutions and products. At the same time, the training of future engineers, technologists at the level of general and extended education of children requires a change in the content and forms of interaction between a teacher and a student, penetration into the essence of a new technological culture and the digital economy, a search for new approaches to teaching Sciences and technologies, and creating conditions for interdisciplinarity.and convergence in learning, to the formation of functional literacy, including the readiness of students for self-development and self-determination.
The authors reveal the development experience and the results of approbation of new forms and advanced training programs for teachers of Science and Technology, built on the basis of camp training.
Keywords: professional development of teachers, camp training, training of methodologists, additional education.
Педагогическое сообщество в процессе модернизации образования и реализации Национального проекта «Образование» поднимает вопросы переосмысления целевых ориентиров, изменения методологии естественно-научногои технологического образования, требований к образовательным результатам. Осуществляется поиск эффективных методов и средств развития интереса к предметам естественнонаучного и технологического профилей, методических решений и практик по совер-
шенствованию содержания и форм работы с обучающимися, вопросов подготовки педагогических кадров, готовых к изменениям существующей системы обучения за счет разработки и внедрения новых форм, технологий, средств обучения и воспитания.
На решение этих задач направлен реализуемый в Московском городском педагогическом университете (ГАОУ ВО МГПУ) проект Фонда инфраструктурных и образовательных программ груп-
© Махотин Д.А., Шалашова М.М., Демидова Е.А. © Mahotin D.A., Shalashova M.M., Demidova E.A.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
пы РОСНАНО.В рамках проекта разработаны и апробированы дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, элективные курсы в рамках основных образовательных программ высшего образования по направлению «Педагогическое образование», позволяющие осуществлять подготовку и профессиональное развитие педагогов и методистов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей, в целях организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук и технологий.
Программы профессионального развития педагогов построены по модульному принципу проектирования структуры и содержания обучения, концентрическому способу достижения образовательных результатов и организации образовательного процесса. Выбор модулей
происходит в зависимости от образовательных интересов и/или профессиональных позиций слушателей.
Апробация программ имеет целью оптимизацию и универсализацию практических методов и подходов, предложенных в разработке для достижения эффективного восприятия материала слушателями всех заявленных категорий обучающихся, включая учителей предметных областей («химия», «физика», «биология», «технология»), педагогов дополнительного образования, методистов образовательных организаций и институтов развития образования (рисунок 1).
В апробации участвовали педагоги из 13 регионов Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г Ростов-на-Дону, Республики Марий-Эл, Краснодарского и Красноярского края, Московской, Костромской, Ульяновской, Брянской, Воронежской, Белгородской, Калужской областей.
f московский
\ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
мгпу
а
фонд инфраструктурных
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Групп« РОСНАНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Повышения квалификации учителей предметов «Физика», «Химия», «Биология», «Технология»
С
с
НАНОТЕХНОЛОГИИ гак содержатся ьно-технологический кейс
Организация проектной и
исследовательской
деятельности
Повышения квалификации педагогов дополнительного образования EH, ТЕХН
Повышения квалификации методистов системы дополнительного образования детей и взрослых
Проектирование и экспертиза учебных программ, модулей, проектов, событий
Методическое сопровождение педагогической деятельности ЕН, ТЕХН
Теория и практика взаимодействия с бизнесом в системе образования
Профессиональной переподготовки педагогических кадров, «Методист в области ДО»
Образовательная политика s условиях
высокотехнологического общества
Организация педагогического взаимодействия с учащимися
Практикум по проектированию , и решению педагогических задач
И АР, защита проекта
Рис. 1. Содержание Q С анкет-Петербург
апробируемых дополнительных профессиональных программ.
"Г
, /к
БрянсГИ
^ Москва_ т-_
■ ^ — Ульяновск,®
Белгород Ф"-
У Воронеж -г-
Рис. 3. Общая численность и состав участников апробации программ.
___ф" Роста в-на-До ну
Q Краснодар
Рис.2. Карта регионов-участников апробации.
Общая численность и состав участников апробации программ указаны нарисунке 2, общей численностью 330 педагогов, областей «физика», «химия», «биология» «технология» - 143 чел., учителей иных предметов преподавания (предметов гуманитарных направлений, «география», «математика», «началь-
ные классы», «информатика») - 37 чел., педагогов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей - 31 чел., методистов образовательных организаций и институтов развития образования - 31 чел., иных (административный персонал образовательных организаций, преподаватели высших учебных заведений) - 43 чел., студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», - 45 человек.
Основной формой апробации стала система профессионально-образовательных лагерей (кэмповот англ. «camps», «лагерь»), последовательность реализации которых позволило обеспечить:
1) последовательное приращение образовательных результатов;
2) создание на каждом кэмпе образовательных продуктов, имеющих ценность для системы дополнительного образования, а также их доведение до полномасштабного образовательного проекта, готового к внедрению и тиражированию;
3) развитие навыков командной работы с распределением ролевых функций и занятием экспертной позиции, как по оцениванию своих образовательных продуктов (индивидуальных и командных), так и других команд.
В зарубежной практике корпоративного обучения и новых форм работы со взрослыми обучающимися кэмпы (Bootcamp, Coding Bootcamp, аквариумы) получили свое развитие как форма интенсивной практико-ориентированной подготовки, изначально возникших в подготовке ИТ-специалистов и новобранцев [3, 5, 6]. Кэмп-подготовка фокусируется на максимальной скорости и эффективности освоения профессиональных навыков, нацеленностью на результат с высокой отдачей усилий (и других ресурсов), инновационной стартап-направленностью содержания и создаваемых в процессе курса продуктов.
Логика реализации лагерей (кэмпов) заключается в проведении очных (очно-дистанционных) сессий в формате «погружений», в процессе которых в расписание интегрировались учебные темы из содержания базового модуля; групповые и коллективные обсуждения идей, кейсов, реальных практик; выполнение самостоятельных заданий по разработке образовательных продуктов (создание образовательных программ, методических материалов, экспертных заключений и пр.); публичное представление и взаимное оценивание результатов проектных работ и исследований; индивидуальные и групповые консультации с экспертами; ежедневные и итоговые рефлексивные практики.
В процессе сопровождения сессий (кэмпов) педагогами использовались рефлексивные дневники для записи идей, наблюдений, фиксации результатов работы в тот или иной день, планов дальнейших действий; оценочные листы и карты (чек-листы), которые использовались для самооценивания результатов работы слушателя/группы слушателей и проведении публичных защит образовательных продуктов.
На первой очной сессии в рамках BootCamp учителя, педагоги и методисты дополнительного образования погружались в разработку новых образовательных проектов в области естественнонаучного и технического дополнительного образования. Слушатели выбирали направление предметной подготовки или дополнительного образования и осваивали основы проектной и исследовательской деятельности, используя для этого содержание модуля «Нанотехнологии как содержательно-технологический кейс для системы образования». В процессе работы педагоги, решая в командном взаимодействии методические задачи и кейсы по развитию SoftSkills, моделируя будущее дополнительного образования (в виде авантпроекта/ концепции программы для детей естественнонаучной или технической направленностей), начинали осваивать методические компетенции.
Отличительной особенностью BootCamp являлось включение слушателей в совместные проектные сессии, направленныена разработку новых образовательных продуктов, в том числе создание облакапроек-тов, дизайн-проекта Всероссийской школьной недели Высоких технологий и технопредпринимательства; наличие игровой мотивирующей среды, основанной на интеграции идеи STA-пространства и идеи перевернутого класса. В программе последовательно реализо-вывались учебные модулиот организации проектной и исследовательской деятельностина примере кейсов по нанотехнологиям до построения базы данных проектов-на основе облачных сервисов.
На второй сессии в рамках FirstCamp участники первого модуля и педагоги, уже имеющие опыт разработки и реализации дополнительных общеразвиваю-щих программ в области естественных наук и основ нанотехнологий, осваивали форматы педагогического взаимодействия педагога с обучающимися.
На третьей сессии в рамках MidstCamp участники, преподаватели и эксперты обсуждали прототипы образовательных программ и проводили их экспертную оценку и «продажу» (маркетплэйс). На очной части MidstCamp обучение проводилось в реальной практике в формате ShadowWork (это процесс личностного роста, который выводит скрытые энергии человека из тени и освобождает их. По сути наблюдение за работой наставника, во время которой происходит разбор уникальных приемов, присвоение системы ценностей и опыта). Педагоги принимали участие в работе летней школы «Наноград» (на базе г. Москвы, г. Ростова-на-Дону, Ленинградской области).
Летняя школа «НАНОГРАД» - это образовательная программа дополнительного образования, организации досуговой деятельности и самореализации, выстроенная на основании бизнес-кейсов и общей методологии «увлекающего обучения» (edutainment), решающая группу актуальных задач, связанных с повышением мотивации участия педагогов и учащихся в образовательных программах в области естественных наук и высоких технологий.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Программа Нанограда предполагает освоение слушателями теоретического материала и практическую деятельность в виде решения реальных комплексных производственных задач/проблем преимущественно инженерного и/или прикладного исследовательского характера (учебные кейсы) и предполагающих организацию командной работы.
На программе кэмпа были созданы условия для включения педагогов- слушателей программы дополнительного профессионального образования в проектную и экспертную деятельность, которую организовывали педагоги Нанограда вместе с детьми. Для этого обучение проводилось в формате «ShadowWork»: участники программы «ходили тенью» за теми, кто преподавал на программе, проводились ролевые игры, чтобы каждый обучающийся принял на себя роли «педагог» и «методист».
На итоговой сессии в рамках BattleField в формате маркетплейс проходила защита итоговых работ (проектов) и кросс-анализ программ работы со взрослыми по организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук и основ нанотех-нологий.Тематика работ слушателей раскрывалась на примере решения актуальных проблем дополнительного образования естественнонаучной и технической на-правленностей на уровне образовательных организаций.
В межсессионный период слушатели изучали теоретические материалы, сдавали индивидуальные задания
и тестирование, дорабатывали образовательные проекты по замечаниям экспертов, обсуждали и организовывали частичную апробацию разработанных учебных и методических материалов. Работу слушателей в межсессионный период поддерживали руководители модулей (преподаватели), эксперты и команда специалистов (координаторы, технические работники) из числа сотрудников Московского городского педагогического университетаи внешних экспертов.
Слушатели в процессе обучения использовали ресурсы цифровой среды, в том числе, интернет-ресурсы университета, дистанционные образовательные программы АНО «еНАНО», программы «Развитие системы «е^еагт^», информационного портала «Нанотехнологическое сообщество «Нанометр» и образовательного проекта по проведению Всероссийской Интернет-олимпиады «Нанотехнологии - прорыв в будущее!», материалы программы «Школьная лига РОСНАНО», профиля Олимпиады НТИ «Наносистемы и наноинженерия» и пр.
Содержание модулей программы и логика реализации сессий (кэмпов) представлены в таблице 1.
Анализ результатов пробации кэмпов показывает, что наиболее важными с точки зрения разработки и защиты конкретных образовательных продуктов стали модуль 2 «Проектирование учебных программ, модулей, событий» (разработка проекта дополнительной об-щеразвивающей программы), вариативные модули 4.1
Таблица 1.
Содержание модулей программ и сессий (кэмпов).
№ Наименование модулей программ BootCamp FirstCamp MidstCamp BattleField
1. Модуль 1. Нанотехнологии как содержательно-технологический кейс для системы образования УМ ПП Р
2. Модуль 2. Проектирование учебных программ, модулей, событий УМ ПП КР Р Р
3. Модуль 3. Методическое сопровождение педагогической деятельности естественно-научной направленно сти УМ ПП Р
4. Вариативные модули 4.1 «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (с учетом предметной специфики)» и/или 4.2 «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования» УМ ПП КР Р ПП Р Р
5. Модуль 5. Образовательная политика в условиях высокотехнологического общества УМ УМ ПП Р
6. Модуль 6. Организация педагогического взаимодействия с учащимися в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями ПП
7. Модуль 7. Практикум по решению педагогических кейсов для системы основного и дополнительного образования УМ
8. Модуль 8. Теория и практика взаимодействия с бизнесом в системе образования УМ ПП КР Р
9. Итоговая аттестация ПП КР
*УМ - учебные материалы, ПП - практические работы, проекты, КР - защиты образовательных продуктов (проектов), Р -результаты предыдущего модуля, которые использовались на следующей сессии (кэмпе).
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (с учетом предметной специфики)», 4.2 «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования», модуль 8 «Теория и практика взаимодействия с бизнесом в системе образования» (разработка аванпроекта, включающего разработку и план реализации дополнительной общеразвивающей программы).
Дополнительным модулем, обеспечивающим содержание предметной деятельности в рамках программы, стал модуль 1 «Нанотехнологии как содержательно-технологический кейс для системы образования».
Предметное содержание данного модуля ориентировано на педагогов естественнонаучной и технологической направленности: «химии», «физики», «биологии» и «технологии». В частности, освещается ряд вопросов медицинской диагностики и наномедици-ны, 3D-печати биоактивных материалов для задач имплантологии, проблем разработки новых технологий создания структурных элементов устройств солнечной энергетики и оптоэлектронных систем будущих поколений. Кроме того, в одной из предложенных практических работ слушатели знакомятся с общими подходами к стандартизации наносистем, более подробно изучают стандартные подходы для стандартизации пленок и покрытием с использованием профилометрии и зондовой микроскопии (СЗМ).
Модуль 6 «Организация педагогического взаимодействия с учащимися в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями» и модуль 7 «Практикум по решению педагогических кейсов для системы основного и дополнительного образования» обеспечивали в основном базовую педагогическую подготовку педагогов (как не имеющих базового педагогического образования и/или не владеющих современными методами и технологиями работы с обучающимися). Модуль 5 «Образовательная политика в условиях высокотехнологического общества» стал фактически универсальным, на каждой сессии неоднократно возвращались к вопросам нормативного регулирования дополнительного образования и стратегическим приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, что говорит о необходимости рассматривать данный модуль как базовый с отдельным видом образовательного продукта, представляемого на публичное обсуждение/защиту. Сравнительный анализ содержания модулей и планируемых результатов обучения представлен в таблице 2.
Анализ планируемых результатов программы показывает, что все результаты планомерно формируются/ совершенствуются по мере прохождения кэмпов и освоения моделей программы. Часть планируемых результатов в большей степени формируется за счет содержания учебных материалов (ОПК-3, ОПК-8), часть - за счет разработки и реализации образовательных продуктов (проектов) - УК-2, ОПК-2, БКП-2, БКП-3, а часть - за счет командного, педагогического и профессионального взаимодействия (коммуникаций) - УК-1, УК-3, УК-4, БПК-1.
Отдельным вопросом формируемых планируемых результатов является использования цифровых средств и технологий, которые активно использовались в процессе организации сессий и межсессионного периода, в процессе совместной командной работы групп слушателей, в процессе дистанционного сопровождения обучения. Результаты этой работы могут быть выделены в отдельный результат обучения по программе, который слушатели достигают, осваивая цифровые инструменты и сервисы для организации педагогической коммуникации и дистанционного сопровождения процесса реализации.
В работе кэмпов была апробирована модель совместной работы школьников ипедагогов над педагогическими проектами, основанная на принципах:
1. Принципе партнерства. Включение школьников в общую методическую команду с педагогами на основе выбора ими кейса, над решением которого они хотели бы работать.
2. Принципе равенства в обучении. Участие школьников в обучении попрограмме вместе с учителями (по желанию).
3. Принципе взаимообучения детей и взрослых. Взаимообучение педагогов и школьников в командах включало:
- распределение и выполнение командных задач (разработчик презентации, спикер, художник-оформитель и др.);
- взаимоконсультации по содержанию и технологиям обучения;
- организация различных форм внутрикоманд-ной поддержки (деятельностная, организационная, содержательная).
Для методистов образовательных организаций и институтов развития образования специальной компетенцией стало изучение технологий трансфера успешных практик в области проектной и исследовательской рабо-тыс обучающимися, присвоения нового опыта организации работы со «взрослыми».
Одной из форм работы методиста стала экспертная деятельность (поддерживающая экспертиза) при защите проектных работ педагогов дополнительного образования и учителей, обучающихся на программе.
После обучения 81% слушателей программы отметили, что сотрудничество со школьниками в вопросах-разработки новых образовательных решений призвано помочь развиваться образованию,
32% слушателей отметили, что основное затруднение в организации успешного сотрудничества со школьниками является отсутствие мотивации во взаимодействии,
19% считают, что основным затруднением является недостаток времени для выстраивания сотрудничества со школьниками;
35% опрошенных слушателей отметили, чтобы организовать успешное сотрудничество со школьни-камидля поиска образовательных решений, педагогу (методисту) необходимы коммуникативные компетен-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ции, умение создавать условия для продуктивной командной работы, мотивировать обучающихся,
42% из числа опрошенных указали, что поменяли что-либо в своём отношении к школьникам после про-
хождения кэмпа.
Респонденты также отмечали, что обучающихся можнопривлекатьк разработке востребованных образовательных программ: у них есть свежие взгляды, они
Таблица 2.
Сравнительный анализ содержания модулей и планируемых результатов обучения.
№ Планируемые результаты обучения ВооЮатр FirstCamp MidstCamp Вай№еМ
1 УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Решение кейсов Обсуждение кейсов, проектов команд Наблюдение за работой педагогов и школьников на Нанограде
2 УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла Обсуждение идей Обсуждение идей проекта. Разработка проекта Разработка и защита аванпроекта Защита проекта
3 УК-3. Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели Работа в группах сменного состава Работа в команде Работа в команде, Защита командного аванпроекта Защита команд-ного проекта
4 УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия Работа в группах сменного состава Взаимодействие в командах и между командами, Распределение ролей. Работа со школьниками. Взаимодействие с кураторами и консультантами команды Взаимодействие в командах и между командами, Распределение ролей. Работа с внешними экспертами. Презентация проекта Презентация проекта внутренним и внешним экспертам
5 ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации Самостоятельная проектная деятельность Разработка проекта дополнительной общеразвиваю-щей программы Разработка и защита аванпроекта Защита командного проекта
6 ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями Самостоятельная проектная деятельность Планирование методической работы, форм и методов реализации программ дополнительного образования. Индивидуализация и персонализация Методы и технологии реализации дополнительной образовательной программы Защита командного проекта
7 ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований Нанотехноло-гии как основа для разработки программ, проектной и исследовательской деятельности Использование естественнонаучного и технологического содержания программы Использование естественнонаучного и технологического содержания программы Защита командного проекта
8 БКП-1. Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения учащихся на учебных занятиях (при освоении дополнительной общеобразовательной программы) Решение кейсов Взаимодействие в команде со школьниками. Наблюдение за работой педагогов и школьников на Нанограде
Продолжение Таблицы 2.
9 БКП-2. Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации Разработка проекта дополнительной общеразвиваю-щей программы* Разработка и защита аванпроекта Защита командного проекта
10 БКП-3. Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ Обсуждение критериев оценки проектной и исследова-тельской деятельности Формы и методы контроля в рамках дополнительной общеобразова-тельной программы Результаты обучения по аванпроекту Защита командного проекта
11 Проведение экспертизы образовательных программ дополнительного образования, событий, учебно-методических материалов для их реализации** Взаимная оценивание решений, идей Экспертиза идей проектов, проектов дополнительных общеобразовательных программ Самооценка и взаимооценка аванпроектов (по чек-листам) Взаимо-оценка проектов
*курсивом - дублирует результаты ОПК-2.
**курсивом - предлагаемая профессиональная компетенция
идут в ногу со временем и развитием цифровых технологий, достаточно точно могут описать желаемые образовательные результаты.
После полученного на кэмпе опыта привлекать обучающихся к разработке образовательных программ готовы 26% педагогов, дорабатывать образовательные программы и реализовывать новые - 16%.
Апробация программ дополнительного профессионального образования в формате кэмп-подготовки показала актуальность данной формы работы со слушателями, когда обучение происходит через деятельность, постановку командных проектных задач и при активном включении/взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, включая детей.
Интенсивное погружение в реальную деятельность: от учебно-исследовательской и проектной как формы работы с обучающимися до методической и экспертной по разработке реального образовательного продукта (программы, методических разработок, цифровых образовательных ресурсов) с последующей апробацией в конкретных образовательных организациях общего и дополнительного образования, - позволяет утверждать о создании новой модели профессионального развития педагогов, в рамках которой сами слушатели становятся активными участниками всех действий и создают при помощи экспертов, консультантов и наставников новые образовательные решения, привносят в свои организации инновационные модели развития образования.
Библиографический список
1. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., Шалашова М.М. Повышение квалификации педагогов: подходы и акценты результативности // Педагогика. 2018. № 6. С. 70-76.
2. Демидова Е.А. Развитие цифровой грамотности педагогов в процессе формирования их методических компетенций // Интерактивное образование. 2020. №3-4. С. 23-26.
3. МамедовД. Кейс Elbrus: обучить гуманитариев программировать по методу американских военных. URL: https://incrussia. ги/сопсос1МЬги/(Дата обращения: 02.11.2020 г.)
4. Махотин Д.А., Юркина Л.В. Формирование культуры исследователя в проектной деятельности будущих технологов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 194-196.
5. Университет или буткэмп? Разбираемся, что лучше/ Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/521178/ (Дата обращения: 02.11.2020 г.)
6. Что такое Буткэмп (bootcamp) в программировании и IT. Как он работает, и основные принципы организации // Журнал 1timer.ru. URL: https://1timer.ru/dev/bootcamp/(Дата обращения: 02.11.2020 г.)
7. Шалашова М.М., Махотин Д.А., Шевченко Н.И. Подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования: новые модели повышения квалификации педагогов (обучение школьных команд): учебное пособие. М., 2017. 88 с.
References
1. Gevorkyan E.N., Ioffe A.N., Shalashova M.M. Professional development of teachers: approaches and accents of effectiveness. Pedagogy, 2018, no. 6, Pp. 70-76.
2. DemidovaE.A. Development of digital literacy of teachers in the process of forming their methodological competencies. Interactive education, 2M020, no. 3-4, Pp. 23-26.
3. MamedovD. Elbrus Case: train humanitarians to program according to the method of the us military. Available at:https://incrussia. ru/concoct/elbrus/(accessed 02 November 2020) (in Russian)
4. University or Bootcamp? Figuring out what's best. Available at: https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/521178/(accessed 02 November 2020) (in Russian)
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
5. What is a BootCamp in programming and IT? How it works and the main principles of the organization. Magazine ltimer. ru.Available at:https://1timer.ru/dev/bootcamp/(accessed 02 November 2020) (in Russian).
6. ShalashovaM.M., Mahotin D.A., Shevchenko N.I. Teacher training for the implementation of the Federal state educational standard for General education: new models for professional development of teachers (training school teams). Moscow, 2017. 88 p. (in Russian).