Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззрение / профессиональное мировоззрение / вузы МВД России / курсанты вузов / учебно-воспитательная деятельность / worldview / professional worldview / departmental universities / Ministry of Internal Affairs of Russian Federation / cadets of the universities / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерский Юрий Иванович

Проблема формирования мировоззрения будущих специалистов любой профессиональной области в процессе обучения в высшей школе в настоящий момент является одной из самых актуальных в педагогической науке, поскольку выступает значимым фактором формирования профессиональной компетентности будущего конкурентоспособного специалиста, способного к самоорганизации, обучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в течение всей жизни. В статье рассматривается проблема подготовки курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту МВД России) к профессиональной деятельности, определена роль вузов в формировании их профессионального мировоззрения. Автором выделены основные факторы, влияющие на формирование профессионального мировоззрения курсантов, обучающихся в вузах МВД России, проанализированы особенности каждого формирующего фактора, с учетом специфики подготовки в университете и их в формировании профессионального мировоззрения студентов. Основными методами формирования профессионального мировоззрения являются индивидуальные и коллективные методы воспитания, направленные на формирование профессионального мировоззрения и методы преподавания, используемые для формирования профессионального мировоззрения. Ведущиеся в настоящий момент поиски путей усовершенствования подготовки курсантов вузов МВД роль, в том числе с учетом формирования профессионального мировоззрения, характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности обучающихся и расширению сферы их творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of worldview formation among future specialists in any professional field in the process of learning at higher school is currently one of the most relevant in pedagogical science, as it is a significant factor in the formation of professional competence of a future competitive specialist, capable of self-organization, learning and continuous professional self-improvement throughout life. The article deals with the problem of preparing cadets of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs universities (hereinafter MIA of Russia) for professional activities, the role of departmental universities in the formation of their professional worldview is defined. The author has identified the main factors influencing the professional worldview formation among the cadets studying at the universities of the Russian Ministry of Internal Affairs, analyzed the features of each forming factor, taking into account the specifics of training in departmental higher educational institutions and their role in the formation of professional worldview among the cadets. The main methods of forming a professional worldview are individual and collective methods of education aimed at forming a professional worldview and teaching methods used to form a professional worldview. The current research of ways to improve the training of cadets of MIA universities, including taking into account the formation of a professional worldview, is characterized by increased attention to the development of students' individuality and the expansion of the sphere of their creative abilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

3. Григорьева, H.B. Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения / Н.В. Григорьева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №3. -С. 191-195

4. Дудырев, Ф.Ф. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения / Ф.Ф. Дудырев, O.A. Романова, А.И. Шабалин // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 117-138

5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2014-2020 годы [утвержден распоряжение Правительства РФ от 3.03.2015 № 349] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://base.garant.ru/70883150/(flaTa обращения 10.10.2023)

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения 10.10.2023)

7. Кутумова, A.A. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза / A.A. Кутумова, Г.А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 4-1. - С. 139-142,- URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35791 (дата обращения: 25.10.2023)

8. Листвин, A.A. Дуальное обучение в России: от концепции к практике / A.A. Листвин // Образование и наука. -2016. -№3.-С.44-49

9. Полякова, Т.В. Дуальное обучение как возможность социального партнерства / Т.В. Полякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - № 1. - С. 2-3

10. Пономарева, М.А. Перспективы дуального обучения в повышении качества профессионального образования студентов лесотехнического колледжа / М.А. Дашкова, Л.В. Моисеева // Современные проблемы науки и образования. -2022. -№ 6-1. -DOI: 10.17513/spno.32333

11. Соловьева, C.B. Дуальная система профессионального образования в Германии / C.B. Соловьева // Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. Сер. Социальные науки. -2013. - № 4 (32). - С. 95-99

12. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года [одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537/(flaTa обращения 10.10.2023)

13. Терещенкова, Г.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов / Г.В. Терещенкова // Концепт. - 2014. - № 4. - URL: https://e-koncept.ru/2014/14087.htm (дата обращения: 12.10.2023)

Педагогика

УДК 378

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Печерский Юрий Иванович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

РОССИИ

Аннотация. Проблема формирования мировоззрения будущих специалистов любой профессиональной области в процессе обучения в высшей школе в настоящий момент является одной из самых актуальных в педагогической науке, поскольку выступает значимым фактором формирования профессиональной компетентности будущего конкурентоспособного специалиста, способного к самоорганизации, обучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в течение всей жизни. В статье рассматривается проблема подготовки курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) к профессиональной деятельности, определена роль вузов в формировании их профессионального мировоззрения. Автором выделены основные факторы, влияющие на формирование профессионального мировоззрения курсантов, обучающихся в вузах МВД России, проанализированы особенности каждого формирующего фактора, с учетом специфики подготовки в университете и их в формировании профессионального мировоззрения студентов. Основными методами формирования профессионального мировоззрения являются индивидуальные и коллективные методы воспитания, направленные на формирование профессионального мировоззрения и методы преподавания, используемые для формирования профессионального мировоззрения. Ведущиеся в настоящий момент поиски путей усовершенствования подготовки курсантов вузов МВД роль, в том числе с учетом формирования профессионального мировоззрения, характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности обучающихся и расширению сферы их творческих способностей.

Ключевые слова: мировоззрение, профессиональное мировоззрение, вузы МВД России, курсанты вузов, учебно-воспитательная деятельность.

Annotation. The problem of worldview formation among future specialists in any professional field in the process of learning at higher school is currently one of the most relevant in pedagogical science, as it is a significant factor in the formation of professional competence of a future competitive specialist, capable of self-organization, learning and continuous professional self-improvement throughout life. The article deals with the problem of preparing cadets of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs universities (hereinafter - MIA of Russia) for professional activities, the role of departmental universities in the formation of their professional worldview is defined. The author has identified the main factors influencing the professional worldview formation among the cadets studying at the universities of the Russian Ministry of Internal Affairs, analyzed the features of each forming factor, taking into account the specifics of training in departmental higher educational institutions and their role in the formation of professional worldview among the cadets. The main methods of forming a professional worldview are individual and collective methods of education aimed at forming a professional worldview and teaching methods used to form a professional worldview. The current research of ways to improve the training of cadets of MIA universities, including taking into account the formation of a professional worldview, is characterized by increased attention to the development of students' individuality and the expansion of the sphere of their creative abilities.

Key words: worldview, professional worldview, departmental universities, Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, cadets of the universities, educational activity.

Введение. Вузы МВД России, целью которых является обеспечение органов внутренних дел квалифицированными специалистами с высшим образованием, занимают особую нишу в системе российских университетов, прежде всего, исходя из особой специфики данных вузов, сферы их основных задач и ключевой миссии. Безусловно, становление личности

сотрудника органов внутренних дел осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности, однако, предпосылки профессиональных качеств будущего специалиста закладываются именно в вузе. В период профессионального обучения происходит формирование профессионального мировоззрения курсантов, то есть получение ими спектра специальных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, установок, убеждений и принципов, оказывающих влияние на профессиональное формирование личности в целом.

Изложение основного материала статьи. Мировоззрение представляет собой сложный и многоаспектный феномен личностной сферы, формирование которого продолжается на протяжении всей человеческой жизни. Понятие «профессиональное мировоззрение» рассмотрено в работах М.Н. Бархатова, А.Я. Лопушенко, В.В. Семак, Т.С. Туркиной и многих др. [1; 6; 10; 13 и др.].

Т.С. Туркина определяет профессиональное мировоззрение как совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и установок, влияющую на профессиональное становление индивида, формирование готовности к непрерывному обучению, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на современном рынке труда [13].

A.Я. Лопушенко, рассматривая феномен «мировоззрение» как продукт внутренней деятельности человека, определяет профессиональное мировоззрение как общую форму общественного сознания, опирающуюся на знания различных наук [6].

М.Н. Бархатов определяет профессиональное мировоззрение как «неотъемлемое интегрированное профессионально-личностное качество, имеющее социально-нравственную направленность при выстраивании связей в профессиональной деятельности» [1].

Следует отметить, что многие отечественные исследователи также рассматривают формирование понятия «профессиональное мировоззрение личности» в контексте конкретной профессиональной деятельности, подчеркивая при этом важное влияние междисциплинарной составляющей.

B.В. Семак рассматривает профессиональное мировоззрение с точки зрения постоянно совершенствующейся системы взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, которые основаны на совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств личности и направленной на достижение и совершенствование уровня профессиональной компетентности в течение всей жизни [10].

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что проблема профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России изучена недостаточно. Проблеме профессиональной подготовки сотрудников полиции и формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России посвящены исследования российских исследователей, таких как О.В. Евтихов [4], Д.Э. Кабиров [5] и др. Вне сферы научного осмысления остается вопрос о сочетании и реализации направлений формирования профессионального мировоззрения в современных вузах России.

На наш взгляд система формирования профессионального мировоззрения у курсантов вузов МВД России представляется как некое взаимодействие между курсантами и преподавателями, руководством отдельных подразделений, которое имеет своей целью получение знаний, формирование принципов, убеждений, взглядов и установок, готовности к выполнению профессиональных задач [9].

0.A. Уржа, Т.А. Терешонок определяют подготовку к профессиональной деятельности как многофункциональную социальную систему. Данная система направлена не только на получение основных знаний, умений и навыков, но и формирование осознанного отношения к службе как к основному виду жизнедеятельности. При этом у курсантов происходит внутреннее принятие ценностей, норм и мировоззрения военной службы, что в свою очередь обеспечивает успешное выполнение профессиональных обязанностей и самореализацию личности специалиста [14].

Существенное влияние на формирование мировоззренческих принципов, взглядов и установок будущего сотрудника органов внутренних дел оказывают специфические особенности образовательной среды вузов МВД России, а именно:

• совмещение двух видов деятельности: учебной и служебной; курсанты являются действующими сотрудниками полиции;

• уставная организация учебно-служебной деятельности;

• директивная системе управления: распределение обучающихся по учебным взводам, в каждом из которых определяют командира учебной группы;

• «закрытость» образовательных организаций: ограниченная свобода входа посторонних и выхода обучающихся за пределы вуза;

• психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: учебно-воспитательные и психологические мероприятия [4].

Д.Э. Кабиров в своих работах определяет принципы формирования научного мировоззрения курсантов вузов МВД России:

1. Принцип «мировоззренчески ориентированного обучения» (развитие личности обучающихся и формирование их профессиональной компетентности через научные правовые знания, мотивацию посредством положительных практических примеров, комплекс воспитательных мероприятий).

2. Принцип «мировоззренчески направленного воспитания». Воспитательная деятельность направлена на формирование взглядов и убеждений, соответствующих предстоящей профессиональной деятельности.

3. Принцип единства теории и практики. Во всех сферах деятельности (учебная, воспитательная, служебная, внеслужебная) важно отражение практического значения для будущей профессиональной деятельности изучаемого материала и выполнения определенных задач.

4. Принцип научного управления формированием мировоззрения (определение наиболее эффективных способов, подбор преподавательского состава, сотрудничество в процессе учебно-воспитательной работы).

5. Принцип утверждения важности мировоззренческих установок (с помощью актуализации аксиологической направленности современного образования, развития аксиологического потенциала личности обучающегося) [5].

В процессе грамотного отбора содержания обучения курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их профессионального мировоззрения, по мнению Т.Н. Михайловой, И.А. Маланова, В.Б. Цыреновой необходимо учитывать три основных принципа обучения, а именно:

- принцип согласованности содержательной стороны обучения степени и уровню развития современного общества, в том числе уровню цифровизации;

- принцип единства содержательной стороны обучения на разных уровнях его формирования (учет индивидуального развития);

- принцип учета единства содержания учебного процесса и способов его осуществления [7].

В вузах МВД России учебно-воспитательный процесс складывается из двух основных компонентов:

а) непосредственно самого учебного процесса (учебные занятия, в том числе организация взаимодействия в информационной образовательной среде вуза, что особенно актуально в условиях глобальной цифровизации);

б) нравственно-психологического обеспечения - комплекса воспитательных и психологических мероприятий, направленных на формирование и развитие гражданских, нравственных, моральных и другие профессионально значимых личностных качеств [4].

Одним из важнейших аспектов образовательного процесса в вузах МВД России является организация воспитательной работы с курсантами. О.В. Евтихов в своих исследованиях выделяет три основных направления воспитательной работы, целенаправленных на формирование профессионального мировоззрения у курсантов МВД:

I. патриотическое: направлено на формирование и развитие личностных качеств гражданина-патриота, высокого патриотического уровня сознания;

II. профессионально-нравственное: формирование представлений о нравственных основах службы, взаимоотношениях в коллективе;

III. правовое: формирование правовых знаний, взглядов и представлений, развитие высокой правовой культуры [4].

Основными формами организации учебного процесса в ходе формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России являются обучающие лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа.

Выделим основные факторы, влияющие на формирование профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России в процессе учебно-воспитательного процесса:

- высокий уровень профессиональной компетентности преподавательского состава, их личный профессиональный опыт служебно-боевой деятельности;

- информационно-технологическое обеспечение (грамотное и своевременное внедрение информационных и коммуникационных технологий);

- уровень сформированности коммуникативной компетентности, общей культуры обучающихся и преподавателей;

-уровень базовой инженерно-профессиональной подготовки студентов [10].

Таким образом, рассмотренные нами основные факторы, играют ключевую роль в формировании профессионального мировоззрения курсантов, и позволяют определить необходимые педагогические условия в образовательной среде вуза. К примеру, к педагогическим условиям становления профессионального мировоззрения курсантов можно отнести готовность профессорско-преподавательского состава к формированию профессионального мировоззрения, интеграция профессиональных и общих знаний.

В.Г. Старостин, Ф.Ф. Халилуллин в своих исследованиях отмечают важность грамотно выстроенной системы педагогического менеджмента в организации воспитательной работы с курсантами. Такая система основывается на процессном подходе и предполагает высокий уровень активности всех субъектов воспитательного процесса [12].

Теоретико-методологической базой исследования процессов формирования и развития у курсантов вузов МВД России профессионального мировоззрения является компетентностный подход, одной из особенностей которого является личностная направленность образовательного процесса. В ряде работ (C.B. Фролова, Н.Д. Базарнова, Д.А. Саватеева) доказывается эффективность технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности в формировании профессионального мировоззрения, которая осуществляется при взаимодействии с педагогом, основной задачей которого является оказание психолого-педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучающегося. Перечислим основные этапы проектирования данной технологии:

1. Анализ мотивации и интересов, способностей обучающихся, диагностика имеющихся ресурсов образовательной среды для реализации индивидуального образовательного маршрута (методы - мотивационная беседа, анализ психолого-педагогических характеристик).

2. Непосредственная реализация образовательных событий маршрута с учетом полученных диагностических данных.

3. Диагностика результатов, целеполагание дальнейшего профессионального развития (оценка полученного уровня знаний и умений, основных трудностей и достижений обучающегося). Следует отметить, что объективная оценка происходит с учетом запланированных показателей, субъективная - с учетом оценки достижений самих обучающихся [16].

Т.С. Туркина отмечает, что в образовательной практике реализация компетентностного подхода может происходить с учетом следующих принципов: принцип персонификации (определение траектории образовательного роста), принцип модульности (освоение знаний, умений и навыков в рамках формирования конкретной компетенции для выполнения трудовой функции в рамках обучающего модуля), принцип психологической комфортности, (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, проведение психологических тренингов) [13].

Особый интерес для нашего исследования представляет концепция мотивационно-деятельностного принципа формирования профессионального мировоззрения, разработанная Е.А. Петренко, включающая в себя следующие составляющие:

а) развивающая образовательная среда вуза должна формировать потребности и мотивы профессионального развития, умения и основные навыки деятельности по саморазвитию;

б) оценка профессиональных способностей и возможностей, планирование возможных изменений в системе мотивации достижения основываются на ценностях гуманизма;

в) система профессионального образования должна способствовать реализации задачи развития внутренней и внешней мотивации личности [8].

Выводы. Результаты проведенного обзорно-аналитического исследования позволили выделить основные направления формирования профессионально-развивающей образовательной среды:

- формирование в процессе обучения и воспитания профессиональной организационной культуры - системы организации деятельности обучающихся, создания моральных ценностей, правил и основных стандартов поведения;

- наличие в образовательном процессе внутрипредметных и межпредметных связей, что благоприятствует формированию целостной картины мира у обучающихся;

- активное участие курсантов в профессионально-служебной деятельности, где они имеют возможность исполнять должностные обязанности;

- внедрение в обучающий процесс современных практико-ориентированных методов и интерактивных технологий обучения, моделирующих профессиональную деятельность, в том числе информационных и коммуникационных технологий. К таким технологиям можно отнести: интерактивные игры, деловые игры, «мозговой штурм», дискуссии и другие;

- специальное регулярное обучение (теоретическое и практическое) командиров учебных групп (психологическая, организационно-управленческая подготовка). Такое обучение должно быть направлено в первую очередь на повышение лидерского потенциала командиров учебных групп, формирование у них компетенций, необходимых для осуществления профессиональной управленческой деятельности;

- психологическое обеспечение оптимального функционирования учебных коллективов, направленное в первую очередь на сохранение заинтересованности учебным процессом, его результатами, а также на подготовку курсантов к профессиональной деятельности;

- тренинговое обеспечение формирования профессионально важных качеств курсантов, командиров учебных групп, практическая подготовка которых осуществляется на основе специально разработанной системы практических занятий [2; 3; 4; 11; 15].

Следует отметить, что формирование профессионального мировоззрения у курсантов вузов МВД России становится возможным при комплексном подходе, что, в свою очередь, порождает необходимость сочетания и реализации перечисленных выше направлений наиболее грамотным и результативным способом.

Итак, формирование и развитие профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России являются одним из наивысших образовательных результатов профессиональной подготовки. Ведомственные вузы МВД России должны обеспечить все необходимые правовые, инфраструктурные, организационные, а также психолого-педагогические условия, для формирования и развития профессионального мировоззрения курсантов путем создания развивающей информационной образовательной среды. На наш взгляд, грамотная и содержательно-качественная организация профессиональной подготовки будет влиять на формирование и развитие целостности мировоззрения личности курсанта, как профессионала готового к столь ответственной и значимой профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бархатов, М.Н. Профессиональное мировоззрение студентов университета: содержание понятия / М.Н. Бархатов // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы XLIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 29-32

2. Березкина, A.C. Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения у обучающихся / A.C. Березкина // Современное профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. - 2022. -С. 184-190

3. Дулов, A.B. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России / A.B. Дулов, A.C. Батышев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. -№2 (14). -С. 35-45

4. Евтихов, О.В. Специфика формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза МВД России / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. - 124 с.

5. Кабиров, Д.Э. Роль философии в становлении мировоззрения курсантов образовательных организаций системы МВД России и условия его формирования / Д.Э. Карибов // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017. -№ 3. - Т. 2. - С. 28-33

6. Лопушенко, А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся /

A.Я. Лопушенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 4. - С. 186-191

7. Михайлова, Т.Н. Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России / Т.Н. Михайлова, H.A. Маланов, В.Б. Цыренова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 8 (205). - С. 92-97

8. Петренко, Е.А. Формирование профессионального мировоззрения / Е.А. Петренко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 1 (32). - С. 180-183

9. Печерский, Ю.И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации / Ю.И. Печерский // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2023. - № 13. - С. 53-62

10. Семак, В.В. Профессиональное мировоззрение личности как компонент компетентностной модели специалиста /

B.В. Семак // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2019. - № 3 (36). - С. 24-30

11. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения / В.В. Белоножкин, A.B. Белошицкий, A.C. Фетисов, [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2018. - 283 с.

12. Старостин, В.Г. Реализация системы педагогического менеджмента в организации воспитательной работы с курсантами вузов МВД России / В.Г. Старостин, Ф.Ф. Халилуллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 174-177

13. Туркина, Т.С. Сущностная характеристика профессионального мировоззрения / Т.С. Туркина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 58-61

14. Уржа, O.A. Подготовка курсантов к военно-профессиональной деятельности: социологическое осмысление понятий / O.A. Уржа, Т.А. Терешонок // Социальная политика и социология. - 2021. - Т. 20. - № 2 (139). - С. 165-173

15. Фетисов, A.C. Психологические основы взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога / A.C. Фетисов // Вестник воронежского государственного технического университета. - 2012. - № 10-2. - С. 144-149

16. Фролова, C.B. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета / C.B. Фролова, Н.Д. Базарнова, Д.А. Саватеева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 247-250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 378.1

заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Аннотация. В статье раскрываются организационно-управленческие аспекты формирования успешной педагогической команды для современной школы. Автор описывает возможности внедрения экосистемного подхода в систему образования, выделяя инструменты, позволяющие управленческой и педагогической командам преобразовать ее содержание. Особое внимание обращает на условия, необходимые для профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.