Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВНУТРЕННИЕ УБЕЖДЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧУВСТВО ДОЛГА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерский Юрий Иванович

Особо важным являются особенности представления у курсантов ведомственных вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их преподавателей знаний о мировоззрении как о духовном феномене, возникающем в результате сложного синтеза знаний и убеждений, о необходимости осознания ценностей и идеалов человека. Мировоззрение призвано выполнять организующие и регулятивные функции в деятельности людей, при этом, основываясь на необходимости синтеза имеющихся и приобретенных знаний в результате формирования области интересов индивида. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд специфических особенностей, таких как: социальная значимость выполняемых функций, высокая нагрузка, стрессоустойчивость, опасность, внезапные изменения обстановки и т.д. В настоящей статье раскрыты особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также их влияние на становление профессиональных принципов, руководствоваться которыми будет будущий сотрудник органов внутренних дел, как в процессе обучения, так и в ходе выполнения возложенных на него профессиональных задач и функций после окончания учебного заведения. Определены основополагающие начала и обозначены педагогические условия для формирования профессионального мировоззрения курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации. Затронута проблема формирования профессионально важных качеств у будущих сотрудников правоохранительных органов. Формирование профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза связано, прежде всего, с развитием его внутренних убеждений, которые основаны на укреплении в сознании будущего сотрудника органов внутренних дел чувства долга, любви к Родине и Отечеству, патриотической составляющей, ответственности и гражданственности. Все это в совокупности необходимо закрепить в сознании будущего сотрудника правоохранительных органов в процессе осуществления обучения при помощи создания особых педагогических условий, способствующих формированию его профессионально важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерский Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL WORLDVIEW FORMATION AMONG CADETS OF A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Of particular importance are the peculiarities of the presentation of the knowledge of the worldview of the cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and their teachers about the worldview as a spiritual phenomenon that arises as a result of a complex synthesis of knowledge and beliefs, the need for awareness of human values and ideals. The worldview is designed to perform organizing and regulatory functions in people's activities, while based on the need to synthesize existing and acquired knowledge as a result of the formation of an individual's area of interest. The professional activity of employees of the internal affairs bodies has a number of specific features, such as: the social significance of the functions performed, high workload, stress resistance, danger, sudden changes in the situation, etc. In the present article the features of formation of professional outlook among cadets of departmental higher educational institution of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs are revealed, as well as their influence on formation of professional principles, which will guide the future employees of internal affairs bodies, both in the learning process, and in the performance of professional tasks and functions assigned to them after graduation. The fundamental beginnings are defined and pedagogical conditions for formation of professional worldview of cadets of a departmental institution of higher education of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs are designated. The problem of formation of professionally important qualities among future employees of law enforcement agencies is touched upon. Formation of professional outlook among cadets of departmental higher education institution is connected, first of all, with the development of their inner convictions, which are based on strengthening in the minds of future employees of internal affairs bodies the sense of duty, love for the Motherland, patriotic component, responsibility and citizenship. All this in the aggregate should be fixed in the consciousness of a future law enforcement officer in the process of implementation of training by creating special pedagogical conditions that lead to the formation of his or her professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 53-62. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 13. P. 53-62.

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -13-53-62

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юрий Иванович Печерский

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Воронеж, Россия, yu.p.lip@bk.ru

Аннотация. Особо важным являются особенности представления у курсантов ведомственных вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их преподавателей знаний о мировоззрении как о духовном феномене, возникающем в результате сложного синтеза знаний и убеждений, о необходимости осознания ценностей и идеалов человека. Мировоззрение призвано выполнять организующие и регулятивные функции в деятельности людей, при этом, основываясь на необходимости синтеза имеющихся и приобретенных знаний в результате формирования области интересов индивида. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд специфических особенностей, таких как: социальная значимость выполняемых функций, высокая нагрузка, стрессоустойчивость, опасность, внезапные изменения обстановки и т.д. В настоящей статье раскрыты особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также их влияние на становление профессиональных принципов, руководствоваться которыми будет будущий сотрудник органов внутренних дел, как в процессе обучения, так и в ходе выполнения возложенных на него профессиональных задач и функций после окончания учебного заведения. Определены основополагающие начала и обозначены педагогические условия для формирования профессионального мировоззрения курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации. Затронута проблема формирования профессионально важных качеств у будущих сотрудников правоохранительных органов. Формирование профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза связано, прежде всего, с развитием его внутренних убеждений, которые основаны на укреплении в сознании будущего сотрудника органов внутренних дел чувства долга, любви к Родине и Отечеству, патриотической составляющей, ответственности и гражданственности. Все это в совокупности необходимо закрепить в сознании будущего сотрудника правоохранительных органов в процессе осуществления обучения при помощи создания особых педагогических условий, способствующих формированию его профессионально важных качеств.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, профессионально важные качества, курсанты ведомственного вуза, Министерство внутренних дел Российской Федерации, будущие сотрудники органов внутренних дел, внутренние убеждения, патриотическое воспитание, чувство долга, ответственность

Для цитирования: Печерский Ю.И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 13. С. 53-62. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-53-62

© Печерский Ю.И., 2023

Original article

FEATURES OF PROFESSIONAL WORLDVIEW FORMATION AMONG CADETS OF A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS

Yuri I. Pechersky

Voronezh Institute of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs, Voronezh, Russia, yu.p.lip@bk.ru

Abstract. Of particular importance are the peculiarities of the presentation of the knowledge of the worldview of the cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and their teachers about the worldview as a spiritual phenomenon that arises as a result of a complex synthesis of knowledge and beliefs, the need for awareness of human values and ideals. The worldview is designed to perform organizing and regulatory functions in people's activities, while based on the need to synthesize existing and acquired knowledge as a result of the formation of an individual's area of interest. The professional activity of employees of the internal affairs bodies has a number of specific features, such as: the social significance of the functions performed, high workload, stress resistance, danger, sudden changes in the situation, etc. In the present article the features of formation of professional outlook among cadets of departmental higher educational institution of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs are revealed, as well as their influence on formation of professional principles, which will guide the future employees of internal affairs bodies, both in the learning process, and in the performance of professional tasks and functions assigned to them after graduation. The fundamental beginnings are defined and pedagogical conditions for formation of professional worldview of cadets of a departmental institution of higher education of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs are designated. The problem of formation of professionally important qualities among future employees of law enforcement agencies is touched upon. Formation of professional outlook among cadets of departmental higher education institution is connected, first of all, with the development of their inner convictions, which are based on strengthening in the minds of future employees of internal affairs bodies the sense of duty, love for the Motherland, patriotic component, responsibility and citizenship. All this in the aggregate should be fixed in the consciousness of a future law enforcement officer in the process of implementation of training by creating special pedagogical conditions that lead to the formation of his or her professionally important qualities.

Keywords: professional worldview, professionally important qualities, cadets of departmental higher education institution, Russian Federation Ministry of Internal Affairs, future officers of internal affairs, inner convictions, patriotic education, sense of duty, responsibility

For citation: Pechersky Yu.I. Features of professional worldview formation among cadets of a departmental higher educational institution of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;13:53-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-13-53-62

Введение

Мировоззрение призвано выполнять организующие и регулятивные функции в деятельности людей, основываясь на необходимости синтеза имеющихся и приобретенных знаний в результате формирования области интересов индивида. Особо важным являются особенности представления у курсантов ведомственных вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их преподавателей знаний о мировоззрении как о духовном феномене, возникающем в результате сложного синтеза знаний и убеждений, о необходимости осознания ценностей и идеалов человека. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд специфических особенностей, таких как: социальная значимость выполняемых функций, высокая нагрузка, стрессоустойчивость, опасность, внезапные изменения обстановки и т.д. [Ерошенков 2019; Закиева 2019; Ильинский Жумгалеев 2016]. Поэтому подготовка курсантов ведомственных вузов

Министерства внутренних дел Российской Федерации предполагает формирование такого мировоззрения, которое бы определяло мотивацию, ценности, убеждения и знания, направленные на развитие высокопрофессиональных качеств, необходимых для достойного выполнения своих профессиональных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также защите прав и свобод граждан.

Основная часть

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным вышеуказанным Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел [ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» 2022: 20].

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, который имеет специфические средства для укрепления правопорядка и поддержание законности; пресечения преступлений и административных правонарушений; обеспечения прав и законных интересов граждан. Так, главами 4 и 5 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ предусмотрено применение сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения, в том числе: задержание (статья 14), проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (статья 15), вскрытие транспортного средства (статья 15.1), оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов (статья 16), формирование и ведение банков данных о гражданах (статья 17), а также применение физической силы (статья 20), специальных средств (статья 21) и огнестрельного оружия (статья 23) [ФЗ «О полиции» 2011: 900].

Таким образом, специфика профессионального предназначения сотрудников органов внутренних дел, заключающаяся в защите жизни, прав и свобод граждан, общества и государства от правонарушений и преступлений, а также возможное применение отдельных мер государственного принуждения, физической силы, социальных средств и огнестрельного оружия в ходе профессиональной деятельности, вызывает потребность в особом подходе к формированию профессионального мировоззрения, обусловливающего готовность к эффективному выполнению оперативно-служебных задач и функций, развитию профессионально-важных и профессионально-нравственных качеств, психологической устойчивости. Становление личности сотрудника органов внутренних дел осуществляется в течение всего жизненного пути, но основы профессиональных качеств будущего специалиста закладываются именно в вузе. В ходе профессионального обучения происходит формирование профессионального мировоззрения курсантов, то есть получение совокупности специализированных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, оценок, убеждений и принципов, оказывающих влияние на профессиональное формирование личности. Однако формирование профессионального мировоззрения будущего сотрудника органов внутренних дел включает ряд специфических черт и отличий, связанных с особенностями учебно-воспитательного процесса, характерных для ведомственных вузов.

К специфическим особенностям образовательной среды ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации можно отнести:

содержательные, методические и организационные отличия плана учебно-воспитательного процесса, в котором нормативные, управленческие и дисциплинарные начала играют главенствующую роль;

определение командиров учебных взводов (старост групп) и их заместителей; ношение форменного обмундирования, знаков различия и ведомственных знаков отличия с соблюдением установленных правил, закрепленных в

нормативном правовом акте Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 17 ноября 2020 года № 777 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия»);

соблюдение определенных ритуалов при встрече старших по должности и специальному званию;

выполнение возложенных задач в ходе дежурства по охране собственных объектов, осуществление контроля за соблюдением пропускного режима, а также патрулирования территории вуза;

определенные требования ко внешнему виду курсантов, исключающие возможность ношения экстравагантных причесок, пирсинга, наличия татуировок на открытых участках частях тела и т.д.;

присутствие должностных лиц (кураторов учебных взводов, командиров взводов, начальников курсов), осуществляющих тотальный контроль за жизнедеятельностью курсантов, в том числе от полной обеспеченности бытовыми предметами до уровня успеваемости;

постоянное нахождение на территории вуза, в том числе проживание в помещениях казарменного типа и лишь курсанты старших курсов имеют возможность проживания за его пределами;

строгое соблюдение утвержденного начальником вуза распорядка дня, за нарушение которого может грозить дисциплинарное взыскание;

большое количество различных мероприятий, в том числе профессиональной, патриотической, спортивной направленности, участие в которых обязательно;

ощущение недостатка времени, необходимого для самостоятельной подготовки к занятиям, посещения библиотек, написания курсовых и дипломных работ, участия в научной работе (в конференциях, круглых столах и т.д.);

систему субординационных отношений, ориентированную на воспитание уважения к старшим по должности и специальному званию; пропаганду здорового образа жизни;

формирование негативного отношения к вредным привычкам; побуждение к неукоснительному соблюдению требований закона;

развитие профессионально значимых качеств курсантов (верность присяге, служебному долгу, самоотверженность, честность, справедливость, объективность, неподкупность);

педагогическая установка, направленная на становление и совершенствование целенаправленности и инициативности и т.д.

Вышеперечисленные специфические особенности образовательной среды ведомственного вуза оказывают существенное влияние на формирование мировоззренческих взглядов будущего сотрудника органов внутренних дел. У курсантов происходит осознание принадлежности к определенной профессиональной общности. Без определенных правил поведения и выполнения возложенных служебных обязанностей в ведомственном вузе Министерства внутренних дел Российской Федерации, практически невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста, а это, в свою очередь подразумевает становление профессиональных мировоззренческих представлений, которыми будущий сотрудник

органов внутренних дел будет руководствоваться в оперативно-служебной деятельности в дальнейшем [Ласточкина 2012: 92]. И чем более фундаментально будут сформированы мировоззренческие взгляды, тем больше будет готовность к осуществлению профессиональной деятельности, повышенное внимание к возложенным функциям и достижению положительных результатов [Лопушенко 2009; Миронов, Никитина 2018; Нюдюрмагомедов, Савзиханова, Абдурагимова 2021]. Использование специфических элементов оперативно-служебной деятельности в ведомственном вузе также способствует осознанному профессионально-нравственному выбору. Эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости курсантов ведомственных вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивается выполнением таких факторов, как взаимосвязь воспитания и самовоспитания в личностном росте курсантов; педагогическое воздействие должностных лиц вуза на становление будущего сотрудника органов внутренних дел; доброжелательной атмосферой вуза; деловым характером взаимоотношений курсантов между собой [Семенова 2011: 12].

В ходе профессионального обучения реализуется трансформация деятельности от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и в дальнейшем к собственно профессиональной; эффективность этого процесса взаимосвязана с формированием профессионального мировоззрения [Туркина 2010: 128]. Существование принципов формирования научного мировоззрения позволяет развивать у курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации собственно мировоззрение, соответствующее его внутренним убеждениям и полученным знаниям. Так, Карибов Д.Э. раскрывает принципы формирования научного мировоззрения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации:

принцип мировоззренчески ориентированного обучения курсантов, который включает реализацию мировоззренчески-акцентной системы обучения гуманитарным и в большей степени философским, правовым наукам;

принцип мировоззренчески направленного воспитания, за счет реализации профессионального, правового, патриотического, нравственного и эстетического направлений;

принцип единства теоретических и практических форм в мировоззренчески-ориентированном обучении и воспитании, в том числе в учебной, воспитательной, служебной и внеслужебной деятельности, который объединяет и увеличивает ресурсы мировоззренчески-формирующих возможностей;

принцип установления статусности мировоззренческих ценностей путем актуализации аксиологической направленности как учебного, так и воспитательного процессов, что, по мнению автора, приведет к увеличению ценностных взглядов в ходе обучения правовым и гуманитарным наукам;

принцип научного управления формированием мировоззрения, как на основе целенаправленных субординационных отношений, так и в ходе конструктивного диалогического взаимодействия, что позволит интегрировать и гармонизировать социально необходимые требования общества и личностные мировоззренческие притязания курсантов [Карибов 2017: 32].

Мировоззрение невозможно заимствовать механическим путем, его особенностью является необходимость самостоятельной выработки в процессе профессионального обучения [Устюжанин 2013: 157]. Получение знаний выступает важным этапом, их личностная значимость, актуальность в сложившихся условиях и другие условия позволяют сформировать убеждения и установки, которые в последствии и будут определять профессиональное поведение сотрудников правоохранительных органов. Отсутствие эмоционального постижения мировоззрения исключает возможность становления знаний основой его духовного мира. В соответствии с тем, что эмоциональный фактор, усиливает его целенаправленность, происходит его закрепление и в интеллектуальных чувствах, которые непрерывно сопровождают процесс мыслительной деятельности [Кабиров 2017: 29].

Активизация мысли, вызывающая эмоциональный фактор возможна через проведение дискуссий или проблемное изложение учебного материала, а также проведение иных мероприятий. Все это позволяет активизировать мышление через определение границ правильного восприятия мировоззренческих и философских знаний на практике. Например, провоцирующая лекция представляет собой интерактивное проведение лекции, в которой намеренно присутствуют некоторые ошибки. Использование данного способа преподавания необходимо для развития навыков работы курсантов ведомственных вузов с информацией. Благодаря такому методу происходит выработка умений проведения анализа и выявления посредством этого ошибок с последующим усложнением заданий. Кроме того, у курсантов развивается навык структурирования информации, ее систематизации и закреплению [Харач 2015]. Такая форма проведения лекции заключается в предложении, выдвинутом аудитории преподавателем, опровергнуть, представленные на занятии выводы и изложить возможные контраргументы на следующем практическом занятии (семинаре), отыскивая неточности в изложении. В результате возникает некоторые признаки соревновательной ситуации между курсантами учебного заведения, показывающие их инициативность и внимательность. Кроме того, проведение таких занятий позволяет сократить дистанцию между обучающимся и преподавателем и делает возможным налаживание связей, основанных на приоритете мыслительного процесса над авторитетом. В соответствии с этим, у курсантов появляется понимание рациональности суждений и непредвзятости философского знания.

Особую роль в формировании профессионального мировоззрения курсантов играет педагогическое мастерство преподавателей, которое, воздействуя на мысли и чувства, формирует необходимые профессионально мировоззренческие ценности. К педагогическим условиям становления профессионального мировоззрения курсантов относятся: готовность профессорско-преподавательского состава к формированию профессионального мировоззрения, интеграция профессиональных и общих знаний, проектно-целевая форма профессиональной подготовки. По мнению Т.С. Туркиной, готовность педагогов к формированию профессионального мировоззрения является одной из составляющих их профессионально-культурной компетентности [Туркина 2010: 129]. Специфика изучаемых предметов, а также особенности личности обучающихся, влияние внешних и внутренних факторов среды позволяет регулировать содержание и формы воздействия на курсантов ведомственного вуза. Активное и самостоятельное усвоение мировоззренческих знаний курсантом позволяет сформировать необходимые убеждения. В совокупности, вышеперечисленные особенности позволяют создать основу для формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также соответствующие ценностные ориентиры. На основе полученных знаний, у курсантов формируются и личностные качества, которые строятся на принципах гражданственности. Развитие у будущих сотрудников органов внутренних дел возможности активного и самостоятельного усвоения мировоззренческих знаний, позволит сформировать необходимые убеждения для работы в правоохранительных органах.

Таким образом, система формирования профессионального мировоззрения у курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации является целенаправленным взаимодействием между курсантами и профессорско-преподавательским составом, кураторами учебных взводов, командирами взводов, начальниками курсов, руководством учебного заведения, направленное на получение знаний, формирование принципов, убеждений, взглядов и установок, готовности к выполнению оперативно-служебных задач на благо государства и общества.

Заключение

Осознание значимости формирования профессионального мировоззрения у курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации необходимо для развития профессионально-нравственных качеств у будущих сотрудников органов внутренних дел и их сохранения в дальнейшем.

Деятельность педагогов, направленная на формирование профессионального мировоззрения, должна включать в себя комплексную оценку деятельности курсантов, их внутренних взглядов и убеждений, а также других аспектов деятельности. Все это необходимо для самостоятельного формирования профессионального мировоззрения, профессионально важных качеств и убеждений, позволяющих успешно адаптироваться к профессиональной среде и необходимых для работы в правоохранительных органах в целом.

Список литературы

1. Ерошенков Н.В. Профессионально нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России [Электронный ресурс] // Научный результат: Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 37-51. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnonravstvennaya-podgotovka-kursantov-izuchenie-effektivnosti-protsessa-v-vuzah-mvd-rossii (дата обращения: 19.09.2022).

2. Закиева Р.Р. Формирование профессионального мировоззрения [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 114-120. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-mirovozzreniya-1 (дата обращения: 19.09.2022).

3. Ильинский С.В., Жумгалеев А.В. Психологические особенности мотивации курсантов ведомственного вуза [Электронный ресурс] // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология. 2016. № 2 (20). С. 32-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-motivatsii-kursantov-vedomstvennogo-vuza (дата обращения: 19.09.2022).

4. Исаева К.В. Особенности становления и развития профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах [Электронный ресурс] // Вестник ВГТУ. 2013. № 5-2. С. 164-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-mirovozzreniya-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-v-vedomstvennyh (дата обращения: 19.01.2023).

5. Кабиров Д.Э. Роль философии в становлении мировоззрения курсантов образовательных организаций системы МВД России и условия его формирования [Электронный ресурс] // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3. С. 28-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-filosofii-v-stanovlenii-mirovozzreniya-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-sistemy-mvd-rossii-i-usloviya-ego-formirovaniya (дата обращения: 19.09.2022).

6. Ласточкина О.А. Особенности формирования мировоззрения сотрудника полиции в образовательном процессе вузов МВД России [Электронный ресурс] // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2012. № 2. С. 90-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-mirovozzreniya-sotrudnika-politsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 19.09.2022).

7. Лопушенко А.Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 166-170. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kriterii-sformirovannosti-professionalnogo-mirovozzreniya (дата обращения: 19.09.2022).

8. Миронов И.Л., Никитина С.С. О принципах профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78). С. 218-220. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipah-professionalno-nravstvennogo-vospitaniya-kursantov-i-slushateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (дата обращения: 19.09.2022).

9. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Абдурагимова Л.А. Интеграция в развитии профессионального мировоззрения студентов [Электронный ресурс] // The Scientific Heritage. 2021. № 72-4. С. 39-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intentsiya-v-razvitii-professionalnogo-mirovozzreniya-studentov (дата обращения: 19.09.2022).

10. Ощепкова О.В. Методика проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками [Электронный ресурс] // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 3 (14). С. 99-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-lektsii-press-konferentsii-i-lektsii-s-zaplanirovannymi-oshibkami (дата обращения: 19.09.2022).

11. Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон № З-ФЗ: [принят Государственной Думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

12. Российская Федерация. Законы. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон № 342-Ф3: [принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года: изменения: Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ ... от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 11 ноября 2014 г. № 29-П]; Дисциплинарный устав Органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2021 г. № 1377. М.: Кодекс: Проспект, 2022. 127.

13. Семенова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД России: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дисс. ... к. пед. н. Тульский филиал Московского университета МВД. Тула, 2011. 23 с.

14. Тарасов Д.Ю. Некоторые теоретические аспекты профессионального мировоззрения [Электронный ресурс] // МНКО. 2014. № 1 (44). С. 63-65. URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-teoreticheskie-aspekty-professionalnogo-mirovozzreniya (дата обращения: 19.09.2022).

15. Туркина Т.С. Принципы формирования профессионального мировоззрения у студентов ссуз [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 126131. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-professionalnogo-mirovozzreniya-u-studentov-ssuz (дата обращения: 19.09.2022).

16. Устюжанин В.Н. Мировоззрение как личностный феномен и его формирование у курсантов и слушателей в ВУЗе МВД России [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 3 (59). С. 154-158. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-kak-lichnostnyy-fenomen-i-ego-formirovanie-u-kursantov-i-slushateley-v-vuze-mvd-rossii (дата обращения: 19.09.2022).

17. Харач О.Г. Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками [Электронный ресурс] // ЭСГИ. 2015. № 2 (6). С. 106-110. URL: https://cyberleninka.m/article/n/ob-aktualnosti-lektsiy-s-zaranee-zaplanirovannymi-oshibkami (дата обращения: 19.09.2022).

18. Хлоповских Ю.Г. Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов [Электронный ресурс] // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1. С. 368371. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-sostavlyayuschaya-professionalnogo-mirovozzreniya-i-professionalnoy-mentalnosti-kursantov (дата обращения: 19.09.2022).

References

1. Eroshenkov N.V. Professional'no nravstvennaya podgotovka kursantov: izuchenie effektivnosti protsessa v vuzakh MVD Rossii [Professional and moral training of cadets: studying the effectiveness of the process in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyi rezul'tat: Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2019, no. 2, pp. 37-51. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnonravstvennaya-podgotovka-kursantov-izuchenie-effektivnosti-protsessa-v-vuzah-mvd-rossii (accessed: 19.09.2022).

2. Zakieva R.R. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya [Formation of a professional outlook] Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2019, no. 5, pp. 114-120. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-mirovozzreniya-1 (accessed: 19.09.2022).

3. Il'inskii S.V., Zhumgaleev A.V. Psikhologicheskie osobennosti motivatsii kursantov vedomstvennogo vuza [Psychological features of the motivation of cadets of a departmental university]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya: psikhologiya, 2016, no. 2 (20), pp. 32-44. (In Russ.). Available at: https ://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-motivatsii-kursantov-vedomstvennogo-vuza (accessed: 19.09.2022).

4. Isaeva K.V. Osobennosti stanovleniya i razvitiya professional'nogo mirovozzreniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v vedomstvennykh vuzakh [Features of the formation and development of the professional worldview of employees of the penitentiary system in departmental universities]. Vestnik VGTU, 2013, no. 5-2, pp. 164-168. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-

stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-mirovozzreniya-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-v-vedomstvennyh (accessed: 19.01.2023).

5. Kabirov D.E. Rol' filosofii v stanovlenii mirovozzreniya kursantov obrazovatel'nykh organizatsii sistemy MVD Rossii i usloviya ego formirovaniya [The role of philosophy in the formation of the worldview of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the conditions for its formation]. Uchenye zapiski Kazanskogoyuridicheskogo institutaMVD Rossii, 2017, no. 3, pp. 28-33. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-filosofii-v-stanovlenii-mirovozzreniya-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-sistemy-mvd-rossii-i-usloviya-ego-formirovaniya (accessed: 19.09.2022).

6. Lastochkina O.A. Osobennosti formirovaniya mirovozzreniya sotrudnika politsii v obrazovatel'nom protsesse vuzov MVD Rossii [Features of the formation of the worldview of a police officer in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pozharnaya bezopasnost': problemy iperspektivy, 2012, no. 2, pp. 90-92. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-mirovozzreniya-sotrudnika-politsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov-mvd-rossii (accessed: 19.09.2022).

7. Lopushenko A.Ya. Kriterii sformirovannosti professional'nogo mirovozzreniya [Criteria for the formation of a professional worldview]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, 2009, no. 3, pp. 166-170. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-sformirovannosti-professionalnogo-mirovozzreniya (accessed: 19.09.2022).

8. Mironov I.L., Nikitina S.S. O printsipakh professional'no-nravstvennogo vospitaniya kursantov i slushatelei obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii [On the principles of professional and moral education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2018, no. 2 (78), pp. 218-220. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipah-professionalno-nravstvennogo-vospitaniya-kursantov-i-slushateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (accessed: 19.09.2022).

9. Nyudyurmagomedov A.N., Savzikhanova M.A., Abduragimova L.A. Integratsiya v razvitii professional'nogo mirovozzreniya studentov [Integration in the development of students' professional outlook]. The Scientific Heritage, 2021, no. 72-4, pp. 39-42. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/intentsiya-v-razvitii-professionalnogo-mirovozzreniya-studentov (accessed: 19.09.2022).

10. Oshchepkova O.V. Metodika provedeniya lektsii-press-konferentsii i lektsii s zaplanirovannymi oshibkami [Methodology for conducting a lecture-press conference and a lecture with planned errors]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute, 2014, no. 3 (14), pp. 99-102. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-lektsii-press-konferentsii-i-lektsii-s-zaplanirovannymi-oshibkami (accessed: 19.09.2022).

11. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O politsii: Federal'nyi zakon № 3-FZ [Russian Federation. Laws. On the Police: Federal Law No. 3-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2011, no. 7. (In-Russ.).

12. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 342-FZ [Russian Federation. Laws. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation: Federal Law No. 342-FZ]. Moscow, Kodeks, Prospekt, 2022, 127. (In-Russ.).

13. Semenova E.V. Formirovanie professional'no-nravstvennoi ustoichivosti kursantov i slushatelei vuzov MVD Rossii [Formation of professional and moral stability of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. PhD dissertation abstract. Tul'skii filial Moskovskogo universiteta MVD, Tula, 2011, 23 p. (In-Russ.).

14. Tarasov D.Yu. Nekotorye teoreticheskie aspekty professional'nogo mirovozzreniya [Some theoretical aspects of professional worldview].MNKO, 2014, no. 1 (44), pp. 63-65. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-teoreticheskie-aspekty-professionalnogo-mirovozzreniya (accessed: 19.09.2022).

15. Turkina T.S. Printsipy formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya u studentov ssuz [Principles of formation of a professional worldview among college students]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2010, no. 2, pp. 126-131. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-professionalnogo-mirovozzreniya-u-studentov-ssuz (accessed: 19.09.2022).

16. Ustyuzhanin V.N. Mirovozzrenie kak lichnostnyi fenomen i ego formirovanie u kursantov i slushatelei v VUZe MVD Rossii [Worldview as a personal phenomenon and its formation among cadets and students at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, 2013, no. 3 (59), pp. 154-158. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-kak-lichnostnyy-fenomen-i-ego-formirovanie-u-kursantov-i-slushateley-v-vuze-mvd-rossii (accessed: 19.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kharach O.G. Ob aktual'nosti lektsii s zaranee zaplanirovannymi oshibkami [On the relevance of lectures with pre-planned mistakes]. ESGI, 2015, no. 2 (6), pp. 106-110. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-lektsiy-s-zaranee-zaplanirovannymi-oshibkami (accessed: 19.09.2022).

18. Khlopovskikh Yu.G. Tsennostnye orientatsii kak sostavlyayushchaya professional'nogo mirovozzreniya i professional'noi mental'nosti kursantov [Value Orientations as a Component of the Professional Worldview and Professional Mentality of Cadets]. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidatsii posledstvii chrezvychainykh situatsii, 2012, no. 1, pp. 368-371. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-sostavlyayuschaya-professionalnogo-mirovozzreniya-i-professionalnoy-mentalnosti-kursantov (accessed: 19.09.2022).

Информация об авторе Ю.И. Печерский — адъюнкт,

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Information about the author Yu.I. Pechersky — Adjunct Voronezh Institute of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs.

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.