Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВУЗЫ МВД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Вероника Павловна

Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России. Рассматриваются подходы к трактовке понятия «профессионально значимые качества личности». Определена теоретическая модель профессионально важных качеств личности на основе подхода Э. Ф. Зеера. На основе анализа теоретических исследований и профессиограмм определен перечень профессионально значимых качеств личности курсантов МВД. Обосновывается необходимость развития профессионально значимых качеств личности курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов. В статье проведен анализ исследований, посвященных развитию профессионально-значимых качеств личности курсантов МВД России в рамках внедрения фасилитарного подхода, полицейского традиционализма, ценностно-смысловой модели обучения, мотивационного и иных подходов. Автором выделены и обобщены основные педагогические условия формирования данных качеств в процессе обучения в ведомственном вузе, так как профессионально значимые качества являются основой профессионализма и обеспечивают профессиональную адаптацию и эффективность выполнения задач профессиональной деятельности в области защиты и охраны правопорядка. Предложен ряд собственных педагогических условий развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельник Вероника Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAITS OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article is devoted to the consideration of pedagogical conditions for the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Approaches to the interpretation of the concept of “professionally significant personality qualities” are considered. A theoretical model of professionally important personality qualities based on the approach of E. F. Zeer is defined. Based on the analysis of theoretical studies and professionograms, a list of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs has been determined. The necessity of developing professionally significant personality qualities of cadets as future law enforcement officers is substantiated. The article analyzes the research devoted to the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of the introduction of a facilitative approach, police traditionalism, value-semantic model of training, motivational and other approaches. The author identifies and summarizes the main pedagogical conditions for the formation of these qualities in the process of studying at a departmental university, since professionally significant qualities are the basis of professionalism and provide professional adaptation and efficiency of performing tasks of professional activity in the field of protection and law enforcement. A number of own pedagogical conditions for the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ»

Педагогические условия развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России

Мельник Вероника Павловна,

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры философии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: Cobaka.2014@yandex.ru

Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России. Рассматриваются подходы к трактовке понятия «профессионально значимые качества личности». Определена теоретическая модель профессионально важных качеств личности на основе подхода Э.Ф. Зеера. На основе анализа теоретических исследований и профессиограмм определен перечень профессионально значимых качеств личности курсантов МВД. Обосновывается необходимость развития профессионально значимых качеств личности курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов. В статье проведен анализ исследований, посвященных развитию профессионально-значимых качеств личности курсантов МВД России в рамках внедрения фасилитарного подхода, полицейского традиционализма, ценностно-смысловой модели обучения, мотивационного и иных подходов. Автором выделены и обобщены основные педагогические условия формирования данных качеств в процессе обучения в ведомственном вузе, так как профессионально значимые качества являются основой профессионализма и обеспечивают профессиональную адаптацию и эффективность выполнения задач профессиональной деятельности в области защиты и охраны правопорядка. Предложен ряд собственных педагогических условий развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России.

Ключевые слова: курсанты, органы внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, профессионально значимые качества личности, педагогические условия, вузы МВД.

о с

U

со см о см со

Проблема исследования профессионально значимых качеств является актуальной для современной психологической теории и практики, а также для прикладных исследований, поскольку, во-первых, несмотря на широкую технологизацию и автоматизацию большого количества профессиональных сфер деятельности человека, личностные особенности до сих пор продолжают играть значимую роль в успешности профессиональной деятельности; во-вторых, постоянно расширяется поле профессиональной деятельности, появляются новые профессии и специализации.

Что касается профессионально значимых качеств сотрудника МВД, то этот аспект исследован довольно подробно, представлен список значимых качеств и свойств личности, однако на сегодняшний день остро стоит проблема профессионального соответствия и профессиональной подготовки кадров, которые бы вписывались в круг профессионально-личностных требований к сотруднику органов внутренний дел, так как проблема формирования личности профессионала шире и сложнее, чем просто формирование профессиональных компетенций. Профессионально значимые качества личности начинают формироваться в процессе обучения вуза, и их основное ядро должно быть сформировано к моменту окончания высшего учебного заведения, поэтому существует потребность изучения и совершенствования педагогических условий развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России.

Рассмотрим определение профессионально значимых качеств личности. Первым, кто ввел в научный оборот данный термин, был В.Д. Ша-дриков, анализирующий систему профессионально значимых качеств личности как личностные особенности субъекта труда, которые значимо влияют на результат и общую эффективность выполняемой профессиональной деятельности [14]. Сформированность системы таких качеств исследователь рассматривал как один их важнейших компонентов готовности к профессиональной деятельности в целом.

Проблема профессионально значимых качеств личности также активно рассматривалась в концепции А.А. Дергача, Л.Э. Орбана, которые под профессионально важными качествами личности рассматривали «компонент психики специалиста: психологические процессы, качества, состояния, образования, которые дают возможность ему воплотить в жизнь выбранную деятельность» [7, с. 65].

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова рассматривают профессионально значимые качества личности как качества и черты, которые необходимы для выполнения той или иной деятельности [12].

Таким образом, профессионально важные качества рассматриваются в двух аспектах: как си-

стема качеств и как набор качеств личности, где второй подход является более упрощенным.

Наиболее подробная и полная теоретическая модель профессионально значимых качеств личности специалиста была представлена в работах Э.Ф. Зеера, который выделил три основных блока профессионально-важных качеств (рис. 1) [9].

мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать „ себя с лучшей стороны и т.д.)

когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т. д.)

г операционно-деятельностный (адекватные требованиям ^ профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов)

Рис. 1. Теоретическая модель профессионально значимых качеств личности профессионала Э.Ф. Зеера

При этом все существующие концепции профессионально значимых качеств не учитывают особенности и требования конкретных профессий, так как они могут значимо различаться между собой, исходя из специфики профессиональной деятельности, перечни важных качеств для конкретных профессий отображены в профессиограммах.

На основе анализа исследований, а также про-фессиограмм сотрудников МВД были определены наиболее общие профессионально-значимые качества личности, которые должны быть сформированы у курсантов вузов МВД:

- стрессоустойчивость и психическая устойчивость;

- профессиональная направленность на дело;

- высокий уровень мотивации охраны правопорядка и защиты прав, чести, достоинства граждан;

- честность и верность долгу;

- патриотизм;

- высокий уровень толерантности к неопределенности;

- дисциплинированность и ответственность;

- сформированный комплекс волевых качеств личности: целеустремленность, упорство, самообладание, выдержка [10; 13].

И.В. Большакова, рассматривая формирование профессионально важных качеств личности курсанта МВД, выделила следующие педагогические условия успешности данного процесса:

1) повышение уровня требований к педагогическому составу вузов МВД, где преподаватели должны обладать высоким уровнем мастерства, как педагогического, так и на уровне профессиональных компетенций, быть примером для курсантов в плане развития и воспитания их личности;

2) необходимо особое внимает уделить развитию субъектно-субъектных отношений в системе «курсант-преподаватель»;

3) важным условием формирования профессионально значимых качеств курсантов является уровень их учебно-профессиональной мотивации, которая является необходимым компонентом как для овладения профессиональными компетенциями сотрудника МВД, так и условием становления профессиональной идентичности будущего сотрудника;

4) особое место в процессе формирования профессионально значимых качеств личности курсантов занимает психолого-педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям ведомственного вуза, особенно в критические моменты адаптации (2-й и 3-й семестры);

5) важным условием является совершенствование процесса профессионального отбора на этапе поступления в вуз [4].

Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов на основе анализа теоретических источников выделили ряд значимых, по их мнению, педагогических условий формирования профессионально значимых качеств курсантов: во-первых, авторы считают, что необходимо более детально проработать перечень самых значимых качеств и совершенствовать систему их диагностики у курсантов в период обучения в вузе; во-вторых, необходимо ужесточить профессиональный отбор уже на этапе поступления абитуриентов в вузы МВД; в-третьих, необходимо повысить уровень успешности прогнозирования результатов профессиональной подготовки в вузе; в-четвертых, необходимо совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения процесса обучения курсантов [5].

В.И. Еремченко, Е.А. Щуров рассматривают педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению. Ими было выделено два принципиально важных условия:

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

1. Развитие преподавателем-фасилитатором позитивной мотивации у курсантов в процессе формирования профессионально важных личностных качеств. Отмечается, что мотив - это важнейшая составляющая любой деятельности, и в данном случае является важным использование активных методов обучения, например, деловых и имитационных игр, создание ситуаций успеха для курсантов.

2. Способность преподавателя-фасилитатора к учету индивидуальных особенностей курсантов, где внимание заостряется на применении принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения [8].

А.В. Башков рассматривает модель самовоспитания профессионально значимых качеств курсантов МВД, подчеркивая, что значимыми ее компонентами являются: мотивация профессионального развития, самопознание, развитие личностной рефлексии. Задачей вуза МВД выступает обеспечение процесса самовоспитания курсантов [3].

Исследователь Ю.А. Антонов выделил следующие педагогические условия совершенствования процесса развития личности будущего офицера МВД:

- профессиональная подготовка должна быть направлена на формирование и развитие личностного и творческого психологического резерва обучающихся и накопление ими опыта профессионального деятельности в ходе выполнения практической деятельности;

- должны быть созданы условия для активизации самостоятельной учебно-практической деятельности;

- практико-теоретическая профессиональная подготовка должна осуществляться посредством внедрения индивидуального подхода, должны быть учтены психологические возрастные особенности учебной аудитории [2].

А.С. Андрианов считает, что эффективность развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах мВд РФ обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий:

- формирование прочной личностной мотивации будущих сотрудников к развитию своих личностно-профессиональных качеств; развитие личностно-активной позиции курсантов через внедрение индивидуальных образовательных листов;

- должно быть обеспечено учебно-методическое сопровождение процесса развития личностно-профессиональных качеств курсантов [2]. Исследователь Е.И. Мещерякова рассматривает формирование личности будущего сотрудника МВД в рамках полицейского традиционализма как

5 «содержательную составляющую мировоззрения о сотрудников органов внутренних дел, в которой Я отражаются целевые установки и ценностные де-° терминанты, сформированные на основе совокуп-ав ного опыта социальной и профессиональной дея-

тельности, переданного предыдущими поколениями и используемого в организации и осуществлении профессиональной правоохранительной деятельности» [11, с. 378].

Е.И. Мещерякова в своем исследовании выделила три основных педагогических условия формирования личности будущего сотрудника внутренних дел в условиях полицейского традиционализма:

1) необходимо использовать комплекс технологий воспитания, которые будут направлены на изучение и освоение всего накопленного опыта деятельности сотрудников органов внутренних дел, где будет обеспечена преемственность данного опыта;

2) одним из важных направлений должно являться формирование и развитие тех качеств личности будущих работников охраны правопорядка, которые помогут им вести профессиональную деятельность, не прерывая традиций и опираясь на лучшие примеры исполнения морального и профессионального долга сотрудника МВД;

3) необходимо выявлять и изучать ценностные ориентации, мировоззрение, социальные и профессиональные установки курсантов, при необходимости корректировать их, опираясь на ценностное содержание деятельности сотрудника МВД, поскольку это содержание уже в достаточной мере сформировано за всю историю существования органов внутренних дел [11 ].

Д.А. Воронов в своем диссертационном исследовании выделил ряд социально-педагогических условий становления профессионально значимых качеств личности курсантов:

1) ценностно-смысловое содержание обучения должно быть реализовано в ходе боевой подготовки курсантов, боевая подготовка должна учитывать профессиональные знания, представления и установки;

б) в вузе МВД должна быть создана рефлексивно-образовательная среда, которая представляет собой «совокупность внешних и внутренних условий, способствует развитию ценностных и смысловых устремлений, реализации мотивов и норм, определяющих нравственные поступки курсантов» [б, с. 7].

Система ценностно-смысловой направленности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в процессе подготовки должна включать: целевую установку, которая основана на оценивании того опыта, который приобретается курсантами в ходе боевой подготовки; формирование готовности принимать решения и регулировать свое поведение в соответствии с ценностным содержанием профессиональной деятельности и ее установками.

Данный процесс включает в себя три основные этапа:

1) формирование ценностно-смысловых представлений о деятельности сотрудников полиции;

2) развитие ценностно-смысловых ориентаций и их интериоризация курсантами;

3) формирование профессионального ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности, развитие на этой основе профессиональной идентичности сотрудника МВД [6].

Таким образом, нами были проанализированы различные педагогические условия развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД, представленные в различных исследованиях. На основе этого были сформулированы следующие педагогические условия, которые, по нашему мнению, являются важными для процесса развития профессионально значимых качеств курсантов МВД России:

1) развитие рефлексивного компонента личности курсанта в процессе активных методов обучения и практической деятельности;

2) развитие ценностного компонента Я-концепции курсанта через утверждение значимости личностных ценностей, гуманизацию и индивидуализацию обучения, а также личный пример педагогов;

3) повышение общего уровня культуры курсантов и формирование их профессиональной идентичности через введение общекультурного компонента образования, увеличение доли гуманитарных дисциплин.

Литература

1. Андрианов А.С. Развитие личностно-професси-ональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2020. 206 с.

2. Антонов Ю.И. Педагогические условия развития личности будущего офицера в процессе практической подготовки: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2004. 200 с.

3. Башков А.В. Особенности воспитательной работы по повышению эффективности морально-психологической подготовки курсантов в вузах МВД России // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования. Барнаул, 2003. С. 109-113.

4. Большакова И.В. Педагогические условия формирования профессионального долга будущих офицеров // Государственная служба. 2014. № 1 (87) С. 45-51.

5. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=25535 (дата обращения: 04.03.2023).

6. Воронов Д.А. Ценностно-смысловая направленность формирования профессионально-значимых качеств сотрудников полиции в образовательной организации МВД России: ав-

тореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. Армавир, 2020. 28 с.

7. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: Изд-во Рос. акад. Гос. службы при Президенте РФ, 1995. 208 с.

8. Еремченко В.И., Щуров Е.А. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению // Вестник КРУ МВД России. 2017. № 3 (37). С.183-186.

9. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 116 с.

10. Караваев А.Ф., Крук В.М., Носс И.Н., Виноградов М.В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 106-113.

11. Мещерякова Е.И. О педагогических условиях профессионального воспитания будущих специалистов в ведомственных образовательных организациях // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Воронеж, 2017. C. 377-382.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003. 354 с.

13. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / под общ. ред. Г.С. Чов-дыровой. М., 2004. 176 с.

14. Шадриков В.Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. М.: Изд. дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2017. 326 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAITS OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Melnik V.P.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

This article is devoted to the consideration of pedagogical conditions for the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Approaches to the interpretation of the concept of "professionally significant personality qualities" are considered. A theoretical model of professionally important personality qualities based on the approach of E.F. Zeer is defined. Based on the analysis of theoretical studies and professionograms, a list of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs has been determined. The necessity of developing professionally significant personality qualities of cadets as future law enforcement officers is substantiated. The article analyzes the research devoted to the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of the introduction of a facilitative approach, police traditionalism, value-semantic model of training, motivational and other approaches. The

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З

ы о со

author identifies and summarizes the main pedagogical conditions for the formation of these qualities in the process of studying at a departmental university, since professionally significant qualities are the basis of professionalism and provide professional adaptation and efficiency of performing tasks of professional activity in the field of protection and law enforcement. A number of own pedagogical conditions for the development of professionally significant personality qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed.

Keywords: cadets, internal affairs bodies, an employee of internal affairs bodies, professionally significant personality qualities, pedagogical conditions, universities of the Ministry of Internal Affairs.

References

1. Andrianov A. S. Development of personal and professional qualities of employees of internal affairs bodies in the process of initial training at universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: diss. candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Novosibirsk, 2020. 206 p.

2. Antonov Yu.I. Pedagogical conditions for the development of the personality of a future officer in the process of practical training: dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Saratov, 2004. 200 p.

3. Bashkov A.V. Features of educational work to improve the effectiveness of moral and psychological training of cadets in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Pedagogical technologies in the professional training of a teacher-educator and a social pedagogue in the conditions of modernization of pedagogical education. Barnaul, 2003. pp. 109-113.

4. Bolshakova I.V. Pedagogical conditions for the formation of professional duty of future officers // State Service. 2014. No. 1 (87) pp. 45-51.

5. Voronina T.N., Lukyanov A.S. Pedagogical conditions for the formation of professionally important qualities in cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Modern problems of science and education. 2016. No. 6. URL: https://

science-education.ru/ru/article/view?id=25535 (date of appeal: 04.03.2023).

6. Voronov D.A. Value-semantic orientation of the formation of professionally significant qualities of police officers in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia: autoref. diss. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Armavir, 2020. 28 p.

7. Derkach A.A., Orban L.E. Acmeological foundations of the formation of psychological and professional maturity of personality. Moscow: Publishing House of the Russian Academy of State Service under the President of the Russian Federation, 1995. 208 p.

8. Eremchenko V.I., Shchurov E.A. Pedagogical conditions for the formation of professionally important personality qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of a facilitative approach to learning // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No.3 (37). pp. 183-186.

9. Zeer E.F. Professional formation of the personality of an engineer-teacher. Sverdlovsk: Ural Publishing House. un-ta, 1988. 116 p.

10. Karavaev A.F., Kruk V.M., Noss I.N., Vinogradov M.V. Problems of personal and professional diagnostics in the professional selection of candidates for service in the internal affairs bodies and employee reliability assessment // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. No. 3. pp. 106-113.

11. Meshcheryakova E.I. About pedagogical conditions of professional education of future specialists in departmental educational organizations // Personal and professional development of a future specialist. Voronezh, 2017. pp. 377-382.

12. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E. Yu. Psychology of labor and human dignity. M.: Academy, 2003. 354 p.

13. Psychodiagnostics and development of psychological professionally important qualities of employees of individual operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia / under the general ed. G.S. Chovdyrova. M., 2004. 176 p.

14. Shadrikov V.D. Systemogenesis of activity. Game. Teaching. Work: monograph: in 4 volumes. M.: Publishing house of RAO; Yaroslavl: YarGU, 2017. 326 p.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.