Воронов Денис Александрович
соискатель кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств ________________________________ (е-таН: [email protected])
Содержательная характеристика профессионально значимых личностных качеств будущих сотрудников полиции
В статье представлен анализ исследований отечественных ученых по проблеме формирования профессионально значимых личностных качеств в процессе обучения курсантов в вузе МВД России. Определяются компоненты качеств личности.
Ключевые слова: деятельность, личность, профессиональная пригодность, деформация, структура, компоненты.
D.A. Voronov, post-graduate of the chair of pedagogics and psychology of the Krasnodar state University of culture and arts; e-mail: [email protected]
Substantial characteristic of professionally significant personal qualities of future police officers
In article the analysis of researches of domestic scientists on a problem of formation of professionally significant personal qualities in the course of training of cadets in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented. Components of qualities of the personality are defined.
Key words: activity, personality, professional suitability, deformation, structure, components.
Формирование профессионально значимых личностных качеств курсантов - будущего сотрудника полиции -важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, которое в условиях переоценки ценностей и нестабильности становится одним из ведущих способов формирования способности курсантов к решению правовых проблем современного информационного общества. Эта многоаспектная проблема со всей очевидностью отражает необходимость формирования нравственно значимых личностных качеств курсантов, выводящей его в сферу профессионального осмысления социального и правового порядка.
Сегодня, в условиях реформирования системы МВД России, оценке подвергаются поступки, действия сотрудника полиции, их личностные качества, находящие свое внешнее выражение в деятельности и поведении, в том, как они исполняют свои профессиональные обязанности.
Между тем нравственные требования общества к деятельности сотрудника полиции (честность, ответственность, преданность,
служение государственному интересу и др.) выражают необходимость адекватного форми-
рования нравственных профессионально значимых личностных качеств курсантов, которое происходит в период обучения в вузе.
Исходя из представлений о структуре личности, проблему обучения в вузе курсантов надо рассматривать, как проблему формирования личности, учитывая, во-первых, ее внутренние свойства или тенденции и, во-вторых, внешние воздействия. С.Л. Рубинштейн считает, что внешние причины вседа действуют только опосредованно через внутренние условия [1]. Личность с психологической точки зрения это совокупность внутренних условий, в которые включаются и психические явления (психические свойства и состояния личности, профессионально значимые личностные качества, через которые преломляются все внешние воздействия).
Основы формирования личности в процессе деятельности разработаны с точки зрения: мотивационной сферы личности В.Г. Асеевым
[2], к способностям личности Т.И. Артемьевой
[3], к интеллекту Я.А. Пономаревым [4], к профессионально важным качествам А.В. Карповым [5] и В.Д. Шадриковым [6]. Формирующиеся качественно новые элементы в побудительной и исполнительной сферах личности вызывают психологические новообразования и пе-
89
реход ее на новый уровень функционирования под влиянием социальных требований, новых жизненных задач. Он характеризуется новыми качествами личности, психологическими стратегиями и тактиками их эффективно решения [7].
Понятие «формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов» приобрело статус междисциплинарной категории, фиксирующей в каждой науке область ее значений. На этическом уровне становится возможным обоснование того, что личностные качества будущего сотрудника полиции, реализуемые в рамках конкретной ситуации развития общества, требуют рассмотрения и формирования еще на уровне процесса обучения в вузе МВД. На психологическом уровне -раскрытие того, что профессионально значимые личностные качества курсантов вузов МВД, как субъекта поведения и деятельности, представляет собой сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она (личность) руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. На педагогическом уровне - обоснование сущности и содержания формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов, в процессе созданных организационно-
педагогических условий обучения и воспитания в вузе.
Обратимся к содержанию понятия «профессионально значимые личностные качества». Проблема формирования личности, поставленная исследователями Б.Г. Ананьевым, Л.И. Бажович, получившая свое развитие в трудах К.А. Абульхановой - Славской, Л.Б. Волченко, И.С. Кона, В.В. Поляковой, В.Н. Сагатовского, А.И. Титаренко, была конкретизирована в педагогических исследованиях Г.И. Аксеновой, С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной, А.Г. Богоберидзе, О.К. Поздняковой, В.Л. Хайкина и др.
С точки зрения Б.Г. Ананьева изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы. Важно определить возможности дальнейшего развития профессиональной деятельности человека, внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда в условиях совершенствования самого производства. Здесь подчеркивается, что при определении профессионально значимых личностных качеств необходимо учитывать не просто сумму тех или иных качеств, а их определенную структуру, функциональный состав и различные сочетания, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонен-
тов и их проявления в конкретной профессиональной деятельности. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Безотносительно к ним невозможно охарактеризовать какое либо свойство человека как субъекта [8]. Ряд ученых отмечают, что профессионально значимые личностные качества, это «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности [9].
На начальном этапе освоения профессиональной деятельности, человек обладает рядом психических свойств, некоторые из которых являются профессионально важными (значимыми). Эти свойства имеют определенный уровень развития функциональных и операционных механизмов. Данные механизмы не приспособлены к деятельности, ибо только «в процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. Назовем этот процесс перестройкой операционных механизмов в оперативные. Данный процесс составляет сущность процесса перехода от психического свойства к профессионально важным качествам» [9, с. 78].
Профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех во владении профессией, результаты работы и прогрессивный рост их А.Н. Столяренко называет профессиональными способностями. К такого рода качествам ученый относит профессионально развитые интеллектуальные способности (профессиональное мышление, чувствительность, восприимчивость, внимание, память, представление, речь), деловые способности (комплекс волевых и организаторских качеств, нужных для успеха в делах: активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, организованность, упорство в достижении цели, предусмотрительность, решительность, дисциплинированность, требовательность, работоспособность), способности к действиям в экстремальных ситуациях (мужество, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость и т.д.) [10, с. 285].
Важнейшим вопросом подготовки будущего сотрудника полиции является изучение личностных качеств, способствующих профессиональной пригодности [11]. По мнению Б.А. Душкова, А.В, Королева, Б.А. Смирнова, профессионально значимые личностные качества являются одним из важнейших факторов
90
профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности [12].
Известно, что при выполнении служебных обязанностей сотрудники правоохранительных органов зачастую сталкиваются с враждебным, агрессивным отношением к себе со стороны окружающих; кроме того, существует реальная угроза не только вербальной, но и физической агрессии. Сотрудники органов МВД, в силу специфики своей профессиональной деятельности, находятся в ситуации, которую можно определить как хроническую стрессогенность. Так или иначе, под воздействием условий деятельности, испытывая дефицит позитивных впечатлений, личность сотрудника правоохранительных органов начинает постепенно претерпевать определенные изменения: меняются приемы работы, формы поведения, а иногда и более существенные свойства личности. Следовательно, профессионально значимыми личностными качествами будущего сотрудника полиции является стрессоустойчивость, как фактор профессиональной пригодности.
В современной России в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества сотруднику полиции необходимо не только высокая профессиональная компетентность, но и формирование личностных качеств, которые будут способствовать противостоянию профессиональной деформации [13], тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков. Отметим, что формирование профессионально значимых личностных качеств курсантов направлено, прежде всего, на проявление профессиональной деформации личности сотрудника полиции. Как утверждает А.К. Маркова [14, с. 47.], профессиональная деформация проявляется в негативных изменениях в профессиональной деятельности и поведении. Однозначно связывается данное явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Так, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и др.
Ряд исследователей [15] определяет профессионально значимые личностные качества как проявление психологических особенностей
личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные
(мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности).
Исследователь А.К. Маркова к профессионально значимым качествам относит направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, профессиональное самосознание, профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление. Отмечено, что данные качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, так как они изменяются у человека в ходе труда [14].
Таким образом, анализ проблемы формирования профессионально значимых личностных качеств человека определяют, как эти качества могут характеризовать психические процессы, психические состояния, а также отношение к труду. Говоря о профессионально значимых личностных качествах как о важнейшей составляющей профессионально-личностного потенциала, авторы [16] утверждают, что это устойчивая интегральная совокупность общих, специальных и частных свойств специалиста, обуславливающих его способность к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности. Следовательно, наряду с профессионально значимыми качествами в модель профессионально-личностных качеств будущего сотрудника полиции следует включать психофизиологические свойства, профессиональную направленность (ценностномотивационная сфера) и профессиональную компетенцию (способность реализовывать профессиональные знания и умения в профессиональных условиях).
1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. 415 с.
2. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. С. 122-144.
3. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 184 с.
4. Пономарев Я.А. Психология творчества, - М.: Наука, 1976. 303 с.
5. Карпов А.В. Психология труда. - М.: Вла-дос - Пресс, 204. 352 с.
91
6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.
7. Анцыферова Л. И. Психология личности: Хресоматия. М.: Просвещение, 1992. Т. 2. 336 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1998. 341 с.
9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности: Учебник для студентов педпгогиче-ских институтов и университетов. М.: Логос, 1994. 320 с.
10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001. 423 с.
11. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: Perse, 2001. 511 с.
12. Кудряшов О.А. Формирование профессионально значимых качеств информатика экономиста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Ставрополь, 2004. 150 с.
13. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Спб.: Речь, 2004. 86 с.; Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва, 2001. 166 с.; Калугина П. Г. Нравственно профессиональная деформация сотрудников ОВД и пути ее преодоления // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1. 1997. С. 22-25 и др.
14. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. 122 с.
15. Деркач А.А. Акмеология: Уч. пособие. -Спб.: Питер, 2003. 256 с.; Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. № 2. 1994. С. 103-105.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
1. Rubenstein S.L. Problems of the general psychology. M.: Pedagogics, 1976. 415 p.
2. Aseev V.G. Problem of motivation and personality // Theoretical problems of psychology of the personality. - M.: Science, 1974. P. 122-144.
3. Artemyev T.I. Methodological aspect of a problem of abilities. M.: Science, 1977. 184 p.
4. Ponomarev Ya.A. Creativity psychology. M.: Science, 1976. 303 p.
5. Karpov A.V. Work psychology. - M.: Vlados
- the Press, 204. 352 p.
6. Shadrikov V.D. Psychology ofactivity and ability of the person: Studies. grant. M.: Lagos, 1996. 320 p.
7. Antsyferova L.I. Psychology of the personality: Hresomatiya. M.: Education, 1992. T. 2. 336 p.
8. Ananyev B.G. Men as knowledge subject. M., 1998. 341 pages.
9. Shadrikov V.D. Activity and abilities: The textbook for students of pedpgogy institutes and universities. - M.: Lagos, 1994. 320 p.
10. Stolyarenko A.M. Psychology and pedagogics: Studies. grant for higher education institutions. - M.: YuNITI - DANA, 2001. 423 p.
11. Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. M: Perse, 2001. 511 p.
12. Kudryashov O. A. Formation of professionally significant qualities of the information scientist of the economist: dis. ... ped. sciences: 13.00.08.
- Stavropol, 2004. 150 p.
13. Beznosov S.P. Professional deformation of the personality. SPb.: Speech, 2004. 86 p.; Bodrov V.A. Psychology of professional suitability.
- Moscow, 2001. 166 p.; Kalugina P.G. It is moral professional deformation of staff of Department of Internal Affairs and a way of its overcoming // Psychopedagogics in law enforcement agencies. No 1. 1997. P. 22-25, etc.
14. Markova A.K. Professionalism psychology.
- M., 1996. - 122 p.
15. Derkach A.A. Akmeology. grant. SPb.:, 2003. 256 p.; Kurdyumov G.M. About formation of personal qualities of future experts // the Higher education in Russia. No. 2. 1994. P. 103-105.
16. Zeer E.F. Psychology of professions: Manual for students of higher education institutions. -M.: Academic project; Yekaterinburg: Business book, 2003. 336 p..
___________________________________ 92