Воронов Денис Александрович
соискатель кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств (e-mail: [email protected])
Понятие "профессионально значимые личностные качества" в контексте подготовки будущих сотрудников полиции в вузе
В статье рассматриваются основные компоненты проблемы формирования профессионально значимых личностных качеств в процессе обучения курсантов в вузе МВД России, определяются основные элементы данного процесса.
Ключевые слова: индивидуальные свойства, личность, профессиональная деятельность.
D.A.Voronov, competitor of chair pedagogics and psychology Krasnodar state university of culture and arts; e-mail: [email protected]
Concept "professionally significant personal qualities" in a context of preparation of future police officers in higher education institution
In article the main components of a problem of formation of professionally significant personal qualities in the course of training of cadets in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered, basic elements of this process are defined.
Key words: individual properties, personality, professional activity.
рофессионально значимы-
Пми личностными качествами иногда называются "индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью" [1, с. 90]. В некоторых трактовках профессионально значимыми качествами являются постоянно закрепившееся отношение к своей профессии, труду людей, вещам, природе; определенная система мотивов, форм и способов профессионально ролевого поведения, в которых эти отношения реализуются.
Понятие "профессионально значимого" объединяет внутренние и внешние факторы личности и предполагает динамику субъективации, что выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании мотивации и регуляции саморазвития личности [2].
Профессионально значимые личностные качества понимаются как отдельные динамические черты личности, определенные
психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению профессией [3].
Выделяют четыре группы профессионально значимых (важных) качеств:
абсолютные свойства (необходимые для выполнения деятельности на минимально допустимом или нормативно заданном уровне);
относительные (определяют возможность достижения субъектом деятельности высоких количественных и качественных показателей);
мотивационная готовность (компенсирует недостаточный уровень развития профессионально значимых (важных) качеств;
антипрофессионально значимые (важные) качества (свойства личности, выступающие как профессиональные противопоказания к той или иной деятельности) [4].
В контексте профессиографии отечественный ученый В.А. Сластенин [5] профессионально значимые личностные качества, определяет как качества, необходимые человеку для успешного решения профессиональных задач. В виду
300
сложности понятий "труд" и "профессия" профессионально значимые личностные качества, как утверждает автор, зависят от природных задатков и профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самообучения.
При рассмотрении профессионально значимых личностных качеств используют термины: "профессионально важные свойства", "профессионально важные признаки", "профессионально ценные качества", "профессиональные способности", "психологические профессиональные способности" [7]. Так, например, К.К. Платонов выделяет "психические профессиональные способности", как "оптимальную степень соответствия между психическим складом человека и психологической профессиограммой работы". По его мнению, человек пригоден именно для этой профессии лишь при полном соответствии его способностей и личных качеств характеру работы, а психические возможности и направленность человека отвечают конкретным требованиям и объективным производственным условиям [8]. Автор Ю.В. Котелова к понятию "профессионально важных признаков" относит психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности [9]. Ряд исследователей, конкретизирую понятие "профессионально важные свойства", относят к ним: индивидуально типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения [10].
При определении профессионально значимых личностных качеств ряд авторов [11] используют понятие "индивидуально личностные особенности" и вводят понятие необходимых и достаточных качеств. Необходимые - это особенности объекта, позволяющие описать его во всем многообразии проявлений, а достаточные - особенности объекта, отличающие его от других. По их мнению, индивидуально личностные особенности профессионалов, обусловливающие эффективность их деятельности, лишь необходимые. Несмотря на некоторые различия в определении профессионально значимых личностных качеств, исследователи приходят к одному выводу -
основная роль их состоит в обеспечении эффективности деятельности и успешности ее освоения.
Надо отметить, что исследования профессионально значимых личностных качеств ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленной изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс и результат деятельности. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь чаще всего опирается на концепцию профессионально значимых личностных качеств. Для каждого вида деятельности набор профессионально значимых качеств может быть достаточно специфичен. Внимание к определенным качествам личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данных свойств в профессиональной деятельности.
Во-вторых, работы данного направления часто являются составными частями комплексного исследования, имеющего целью рассмотреть целостный комплекс профессионально значимых личностных качеств, их формирование, взаимосвязь и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности. Здесь происходит переход от аналитического подхода к изучению целостного комплекса профессионально значимых личностных качеств.
Целесообразность итегративного подхода к исследованию профессиональной направленности личности подчеркивалось давно, что повлекло за собой переход к многостороннему описанию, позволяющему дать обобщающую личностную оценку профессионала. Психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании.
В настоящее время большинство
301
специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей профессионального развития личности [12].
Таким образом, в контексте рассмотрения профессионально значимых личностных качеств курсантов необходимо конкретизировать научное представление о субъект-объектном отношении, в рамках которого будущий сотрудник полиции предстает как объект педагогического воздействия, осуществляемого в рамках образовательного процесса в вузе. В процессе этой деятельности курсант осваивает необходимые качества через формирование качеств личности во взаимодействии с другими людьми как субъектами деятельности.
1. Психология труда: Учебник / Под ред. Проф. А.В. Капова. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 352 с.
2. Левитан К.М. Профессиональное развитие педагога в послевузовский период: автореф. дисс. ...д-ра пед наук: 13.00.08. Екатеринбург, 1993. 24 с.
3. Кудряшов О.А. Формирование профессионально значимых качеств информатика-экономиста: дис. ..канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 150 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.; Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - 209 с.; Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. - №2. - 1994. - С. 103105.; Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. - Екатеринбург: Рос. гос. пед. ун-т, 2004. - 257 с. и др.
5. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. - 576 с.
6. Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. №2. 1994. С. 103-105.;
7. Горностаева И.Н. Формирование профессионально важных качеств личности будущих менеджеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2002. - 201 с.; Шелепова Е.С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. Психология
профессиональной деятельности. - Тверь: ТвГУ / Вестник ТвГУ, серия: Педагогика и психология (2). - С. 35-42.; Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ: Психология. -1999. - №4. - С. 61-64.; Майборода Т.А. Факторы профессионального развития студента в системе образования // Сборник научных трудов "Развивающаяся личность в системе высшего образования в России" / Под ред. д-ра психол. наук, профессора, члена-корресп. РАО И.Б. Котовой. - Ростов н/Д: Институт управления, бизнеса и права, 2002. 4.2. С. 114116.
8. Психология труда/Ред. К.К. Платонов. -М.: Профиздат, 1979. 216 с.
9. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: Учеб. пособие М.: МГУ, 1986. 118 с.
10. Дмитриева М.А., Крылов А.А. Психология труда и инженерная психология. -Л: ЛГУ, 1979. - 220 с.
11. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ: Психология. 1999. № 4. С. 61-64.
12. Ветров Ю.П. Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования // Гуманизация образования. № 1. 2002. С. 33-37.; Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.; Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996. 122 с.
1. Work psychology: The textbook / Under the editorship of Prof. A. V.Kapova. - M: BflAflOC - the PRESS, 2002. - 352 pages.
2. Levitan K.M.Professional development of the teacher during the postgraduate period: aemopety. yew. ... Dr.s ped. sciences: 13.00.08. -Yekaterinburg, 1993. 24 pages.
3. Kudryashov O.A. Formirovaniye of professionally significant qualities informatics economist:yew.... edging. ned. sciences: 13.00.08.
- Stavropol, 2004. 150 pages.
4. Zeer E.F. Psychology of professions: The manual for students of higher education institutions.
- M: Academic project; Yekaterinburg: Business book, 2003. 336 pages; Ivanov, E.M.Bas of psychological studying of professional activity. - M.Moscow State University, 1987. 209 pages; Kurdyumov G. M. About formation of personal qualities of future experts//the Higher education in
302
Russia.No. 2. 1994. Page 103-105.; Lichnostno the focused professional education: Materials IV of the All-Russia scientific and practical conference: in 2 h. H. 2. Yekaterinburg: Grew. the state. пед. un-t, 2004. 257 pages, etc.
5. Slastenin V.A. Pedagogics. M: Academy, 2002. 576 pages.
6. Kurdyumov G. M. About formation of personal qualities of future experts // the Higher education in Russia. No. 2. 1994. P. 103-105.
7. Gornostayeva I.N. Formation of professionally important qualities of the identity of future managers: yew. edging. пед. sciences: 13.00.08. - Bryansk, 2002. - 201 pages; Shelepova E.S. To a problem of professionally important qualities of the subject of labor activity. Psychology of professional activity. -Tver: TVGU/Messenger TVGU, series: Pedagogics and psychology (2). Page 35-42.; Klishchevsky M of Century, Solntsev G. N. Professionally important qualities as necessary and sufficient conditions of forecasting of success of activity // Messenger of the Moscow State University: Psychology. 1999. No. 4. P. 61-64.; Mayboroda T.A. Factors of professional development of the student in an education system/ /the Collection of scientific works "The developing personality in system of the higher education in
Russia" / Under the editorship of the Dr. ps. sciences, professor, member-korresp. RJSC I.B. Kotova. - Rostov N / fl: Institute of management, business and right, 2002. - 4.2. P. 114-116.
8. Psychology of a work / Edition of K.K.Platonov.
- M: Profizdat, 1979. 216 pages.
9. Kotelova Yu. V. Sketches on work psychology: Studies. a grant -M: Moscow State University, 1986.
- 118 pages.
10. Dmitriev M.A., Krylov A.A. Psychology of work and engineering psychology. L: I LIE, 1979. 220 pages.
11. Klishchevsky M of Century, Solntsev G. N. Professionally important qualities as necessary and sufficient conditions of forecasting of success of activity // Messenger of the Moscow State University: Psychology. -1999. No. 4. P. 61-64.
12. Yu.P. Actual's winds problems of the personal focused education//an education Humanization. -No. 1. 2002. P. 33-37.; Zeer E.F. Psychology of professions: The manual for students of higher education institutions. M: Academic project; Yekaterinburg: Business book, 2003. - 336 pages; Markova A.K. Professionalism psychology. - M., 1996. 122 pages.
303