Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД / ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ ОВД / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич, Халилуллин Фаиль Фаргатович

Статья посвящена описанию отличительных особенностей, оказывающих влияние на педагогический процесс формирования профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России. Обобщены и исследованы требования, предъявляемые государством к сотрудникам органов внутренних дел, которые обусловливают педагогический процесс формирования профессионально важных качеств курсантов в образовательных организаций системы МВД России. На основе их анализа сделаны выводы о том, какие знания, умения и навыки должны приобрести курсанты в процессе обучения. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость для дальнейшего изучения вопроса формирования профессионально важных качеств курсантов вузов МВД России, а также для применения их при формировании учебных планов в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич, Халилуллин Фаиль Фаргатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN MIA OF RUSSIA CADETS

The article focuses on the study of distinctive characteristics which affect the pedagogical process of formation of professionally important qualities of the cadets of cadets of higher educational institutions of MIA of Russia. The article summarizes and studies the requirements imposed by the state on employees of the internal affairs bodies, the result of which is the educational process of forming professionally important qualities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on their analysis, conclusions are drawn about what knowledge, skills and abilities cadets should acquire in the course of training. The results of the study are of theoretical and practical significance for further study of the formation of professionally important qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as for their application in the formation of curricula in universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 378

В.Г. Старостин

Ф.Ф. Халилуллин

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

THE FEATURES OF FORMATION

Статья посвящена описанию отличительных особенностей, оказывающих влияние на педагогический процесс формирования профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России. Обобщены и исследованы требования, предъявляемые государством к сотрудникам органов внутренних дел, которые обусловливают педагогический процесс формирования профессионально важных качеств курсантов в образовательных организаций системы МВД России. На основе их анализа сделаны выводы о том, какие знания, умения и навыки должны приобрести курсанты в процессе обучения. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость для дальнейшего изучения вопроса формирования профессионально важных качеств курсантов вузов МВД России, а также для применения их при формировании учебных планов в вузах.

Ключевые слова: профессионально значимые качества курсантов вузов МВД России, компетентность сотрудников ОВД, требования к сотрудникам ОВД, формирование компетентности в вузах МВД России, образовательный процесс в образовательных организаций системы МВД России.

Для цитирования: Старостин В.Г., Халилуллин Ф.Ф. Особенности формирования профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 363-369.

The article focuses on the study of distinctive characteristics which affect the pedagogical process of formation of professionally important qualities of the cadets of cadets of higher educational institutions of MIA of Russia. The article

363

OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN MIA OF RUSSIA CADETS

363

summarizes and studies the requirements imposed by the state on employees of the internal affairs bodies, the result of which is the educational process of forming professionally important qualities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. Based on their analysis, conclusions are drawn about what knowledge, skills and abilities cadets should acquire in the course of training. The results of the study are of theoretical and practical significance for further study of the formation of professionally important qualities of cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as for their application in the formation of curricula in universities.

Keywords: professionally important qualities of the cadets of cadets of higher educational institutions of MiA of Russia, competency of the officers of internal affairs bodies, requirements for the officers of internal affairs bodies, formation of the competency in higher educational institutions of MiA of Russia, educational process in higher educational institutions of MiA of Russia.

For citation: Starostin V.G., Halilullin F.F. The Features of Formation of Professionally important Qualities in Cadets in MiA of Russia Cadets // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MiA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 363-369.

Образовательный процесс образовательных организаций высшего образо-364 вания МВД России имеет определенные особенности по сравнению с иными учебными заведениями. Это обусловлено тем, что курсанты, проходящие обучение в вузах МВД России, после окончания вуза становятся представителями определенной профессии - сотрудниками органов внутренних дел. В ходе своей профессиональной деятельности на сотрудников ОВД, в частности на полицейских, возлагается широкий круг достаточно специфичных обязанностей, исполнять которые способен далеко не каждый, и к выполнению которых они должны быть подготовлены в процессе обучения в вузе. В связи с этим представляется актуальным изучение законных требований, предъявляемых государством к сотрудникам силовых структур, а также выявление на основе анализа особенностей процесса формирования профессионально значимых качеств курсантов, проходящих обучение в вузах МВД России.

Как известно, на представителей силовых структур, и, в частности, на по-

лицейских, государством возложены обязанности, существенно отличающиеся по своему характеру от обязанно- 364 стей, выполняемых иными специалистами в других сферах. Так, основной целью их деятельности является поддержание правопорядка в государстве и обществе и противодействие правонарушениям [1].

К сотрудникам системы МВД России предъявляются достаточно высокие квалификационные требования, в частности, в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что к должностям в органах внутренних дел устанавливаются такие требования, как достаточность уровня их профессиональных знаний и образования, обладание хорошей физической подготовкой, а также требования, касающиеся поведения сотрудников как при несении службы, так и вне исполнения служебных обязанностей1.

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. №275.

Приказом МВД России от 01.02.2018 № 501 утверждены квалификационные требования к лицам, являющимся кандидатами на замещение должностей в органах внутренних дел. Так, лица, представившие свою кандидатуру для службы в органах внутренних дел, должны знать Конституцию РФ и иные акты российского законодательства, которые необходимы для несения службы, а также законодательство и подзаконные акты, непосредственно регламентирующие службу в органах внутренних дел, государственную гражданскую службу Российской Федерации. Кроме того, кандидаты обязаны знать служебный распорядок Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальный орган или подразделение, в котором сотрудник будет нести службу. Указанные лица также должны знать 365 порядок работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Помимо этого, лица, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны обладать достаточными знаниями о работе с компьютерной техникой, а также знать специальные регламенты работы с такой техникой, применяемые в органах внутренних дел.

Сотрудники внутренних дел должны быть способны выполнять обязанности, возлагаемые на сотрудников МВД России, в частности, оперативно и эффективно исполнять приказы вышестоящих сотрудников, уметь анализировать и планировать работу, составлять служебные документы и т.д. Кроме того, сотрудники внутренних дел в обязательном порядке должны обладать навыками по применению физической силы к нарушителям правопорядка и огнестрельного оружия в случаях, предусмотренных законом.

Анализ приведенных требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел, позволяет заключить,

что в рамках образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России в обязательном порядке курсанты должны изучать российское законодательство, в частности, Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые и подзаконные акты, подлежащие применению в ходе служебной деятельности в органах внутренних дел, а также регламентирующие их деятельность.

Кроме того, из данных требований следует, что выпускники МВД России должны иметь соответствующий уровень физической подготовки и владеть навыками боевых приемов для их применения к правонарушителям в случаях, когда это целесообразно. Также будущие сотрудники органов внутренних дел должны пройти курс по применению огнестрельного оружия.

Поскольку служебная деятельность со- 365 трудников органов внутренних дел предполагает применение в определенных ситуациях к нарушителям правопорядка физической силы и оружия, то очевидно, что в рамках обучения в вузе МВД России курсанты должны получить достаточные знания о том, в каких именно ситуациях допустимо применение физической силы и оружия, каковы пределы их применения, а также какие могут быть юридические последствия выхода за пределы своих полномочий.

Следует подчеркнуть, что курсанты должны быть хорошо знакомы не только с правовой базой, регламентирующей данную сторону их деятельности, но также и иметь представление о системе морально-этических норм и принципов, на которых базируется деятельность органов внутренних дел.

Поскольку сотрудникам органов внутренних дел предоставляется достаточно широкий круг полномочий, в частности, принуждение тех или иных лиц к совершению определенных действий, применение физической силы и оружия, необ-

1 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 // URL: www.pravo.gov.ru.

ходимо уделять внимание нравственному воспитанию курсантов в рамках образовательного процесса в вузах МВД России.

Как отмечают исследователи, нравственное воспитание представляет собой совокупность отношений как к самому себе, так и к другим людям, духовным ценностям, природе и т.д. Сущность нравственного воспитания выражается через особое взаимодействие с индивидуумом, которое позволяет передать ему социально одобряемые моральные нормы и ценности, а также сформировать у него способность и готовность к нравственному саморазвитию [2].

В Концепции кадровой политики МВД России воспитание и всестороннее развитие личности сотрудника «на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и 366 норм профессиональной этики» установлено в качестве одной из целей кадровой политики МВД России1.

Иными словами, согласно изложенным положениям, ядром системы силовых органов является сотрудник - человек и гражданин, на которого должно быть обращено внимание как будущего работодателя, так и педагогов в учебном заведении, где будущий сотрудник органов внутренних дел проходит обучение.

Данное положение свидетельствует о том, что одной из важнейших задач высших учебных заведений системы МВД России является обеспечение профессионального развития обучающихся в совокупности с развитием морально-нравственных и профессионально-личностных качеств.

Как указывается в ст. 13 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3, при исполнении служебной деятельности и в свободное от нее время сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своей чести и достоинства, а также не

допускать совершения поступков, которые могут нанести ущерб его репутации и авторитету органов внутренних дел.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3, на сотрудника полиции вне зависимости от времени суток и от того, находится ли он при исполнении служебных обязанностей, возлагается обязанность оказать первую помощь гражданам, которые оказались в состоянии, опасном для их жизни, либо стали жертвами правонарушения или преступления2.

Изложенные положения означают, во-первых, что сотрудники органов внутренних дел, полиции обязаны помнить о своих служебных обязанностях даже в момент, когда они находятся не при исполнении, а во-вторых, они должны всегда заботиться о соответствии своего поведения принципам работы ведомства, что, в свою очередь, формирует имидж 366 органов внутренних дел в целом.

Данные положения закона свидетельствуют о том, что профессия сотрудника органов внутренних дел, полицейского накладывает определенные ограничения в поведении и образе жизни самих сотрудников, которые в любой момент должны быть готовы выполнять свой профессиональный долг, в том числе в условиях экстремальной ситуации, проявлять мужество, обладать психологической устойчивостью и физической выносливостью [3].

Профессия сотрудника органов внутренних дел обязывает его постоянно быть сфокусированным на своем профессиональном долге, поскольку даже после окончания рабочего времени он продолжает оставаться представителем своей профессии. Разумеется, в связи с этим сотрудники силовых структур, а также курсанты вузов МВД России могут испытывать высокое моральное давление от осознания высокой значимости своей

1 Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел. URL: https://17.xn--b1aew.xn--p1ai/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/ Koncepcija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (дата обращения: 02.04.2021).

2 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Российская газета. 2011. № 25.

профессии и того объема обязанностей и предписаний, которые на них возлагаются государством и обществом.

В связи с этим перед вузами МВД России встает задача по формированию у курсантов системы ценностей, которая в будущем позволит им надлежащим образом выполнять изложенные предписания и в полной мере соответствовать выбранной профессии.

В п. 7 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции» указано, что сотрудник органов полиции обязан «поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей». Из данного положения можно заключить, что формирование у курсантов вузов МВД мотивации и способности к самообучению - это необходимость, обусловленная положениями законодательства и соответствующими требованиями, ко-367 торые предъявляют государство и общество к сотрудникам органов внутренних дел [4].

Служба в органах внутренних дел налагает на сотрудников определенные ограничения. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из принципов службы в органах внутренних дел является взаимосвязь ограничений, связанных со служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел и предоставляемых им социальных гарантий.

Сотрудник органов внутренних дел согласно ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона обязан неукоснительно и оперативно исполнять приказы вышестоящего руководства в той мере, в какой они соответствуют действующему законодательству. Кроме того, в п. 4 ч. 3 ст. 9 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 указывается, что ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел допускается, если это необходимо для исполнения задач ведомства, достижения целей его де-

ятельности, обеспечения безопасности государства и общества, защиты прав и свобод граждан.

Так, согласно ст. 14 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ, сотрудники органов внутренних дел не могут нести службу, если они имеют серьезные проблемы со здоровьем, на них возлагается обязанность иметь и поддерживать уровень здоровья, достаточный для выполнения служебных обязанностей. Кроме того, сотрудник органов внутренних дел не должен состоять в близком родстве с другим сотрудником ведомства, если они находятся в отношениях подчинения. Также сотрудникам органов внутренних дел запрещается иметь в качестве второго гражданство иностранного государства.

Кроме того, согласно ст. 12 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ, сотрудники органов внутренних дел на протяжении своей служебной деятельности в ведомстве 367 обязаны поддерживать надлежащий уровень квалификации и физической подготовки, необходимый для исполнения своих служебных обязанностей.

Вышеизложенное позволяет заключить, что профессия сотрудника органов внутренних дел требует от него строгого соответствия определенным, изложенным в законе, требованиям. Для того чтобы гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, был готов к осуществлению возлагаемых на него обязанностей, он должен обладать необходимыми компетенциями и профессионально важными качествами.

Анализ положений законодательства, содержащего квалификационные и иные требования к сотрудникам органов внутренних дел показал, что у курсантов вузов МВД России должны быть сформированы следующие компетенции:

- специальные (непосредственно профессиональные), включающие в себя знание законодательства в сфере осуществления деятельности органов внутренних дел; знание основ организации работы ведомства; умения и навыки, ка-

сающиеся эффективного выполнения служебных задач и т.д.;

- коммуникативные, предполагающие общие знания о психологии и конфликтологии; умение оценивать ситуацию и взаимодействовать с третьими лицами, исходя из обстоятельств; умение подчиняться и выполнять приказы вышестоящих должностных лиц; навыки самоконтроля и поведения в конфликтных и нестандартных ситуациях и др.;

- воспитательные (педагогические) компетенции, включающие в себя знание принципов проведения воспитательной работы с подчиненными; знание основ педагогики; умения по организации воспитательной работы в подразделениях; навыки руководства коллективом и т.д.;

- здоровьесберегающие, предполагающие знание основ здорового образа жиз-

368 ни и способов поддержания надлежащей физической формы; умение поддерживать работоспособность организма в различных условиях; навыки по поддержанию надлежащей физической формы в соответствии с установленными законом требованиями;

- общекультурные компетенции, включающие знания основ системы культурных ценностей общества, сущности процесса социализации личности; умение понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, принимать осознанные и обоснованные решения; способность собирать, критически оценивать и обобщать необходимые данные для формирования суждений, касающихся служебной деятельности и др.;

- компетенции саморазвития и самосовершенствования, предполагающие знание основ о способах и методах психической стабилизации личности и ее побуждения (мотивации) к активной деятельности; умения совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, приобретать новые знания и опыт в области профессиональной деятельности; способность креативно мыслить, проявлять инициативу и принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях в ходе служебной деятельности; навыки работы с ресурсами, помогающими расширять профессиональные знания.

Таким образом, организация образовательного процесса, предполагающего формирование профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России, должна осуществляться в соответствии с особенностями профессии сотрудников 368 органов внутренних дел, требованиями, предъявляемыми к ним государством, и наличием в соответствии с данными требованиями набора профессиональных компетенций.

Следовательно, перед образовательными организациями высшего образования МВД России встает задача по разработке учебных планов и организации учебного процесса таким образом, чтобы у курсантов, завершающих обучение в вузе, были сформированы перечисленные компетенции, наличие которых позволяет им приобрести профессионально важные качества, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов А.И., Литвин Д.В. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию» // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 331 - 336.

2. Ли Т.Т. К проблеме формирования нравственности // МНКО. 2013. № 6 (43). С. 136 - 137.

3. Черниговский В.Н. Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России: дис. канд. пед. наук. 13.00.08. Воронеж, 2019. 179 с.

4. Варламов С.А. Структурно-содержательная характеристика процесса формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3. С. 102 -106.

REFERENCES

1. Kuznecov A.I., Litvin D.V. Professional'noe obuchenie sotrudnikov organov vnutrennih del po professii «Policejskij»: ot podgotovki k obrazovaniyu» // Obshchestvo i pravo. 2015. № 1 (51). S. 331 - 336.

2. Li T.T. K probleme formirovaniya nravstvennosti // MNKO. 2013. № 6 (43). S. 136 - 137.

3. CHernigovskij V.N. Formirovanie professional'no-nravstvennoj pozicii kursanta v obrazovatel'nom processe vuza MVD Rossii: dis. kand. ped. nauk. 13.00.08. Voronezh, 2019. 179 s.

4. Varlamov S.A. Strukturno-soderzhatel'naya harakteristika processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov MVD Rossii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018. № 3. S. 102 - 106.

Об авторах:

Старостин Вадим Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физической культуры Казанского юридического института МВД России e-mail: vgstarostin@mail.ru

369 369

Халилуллин Фаиль Фаргатович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Казанского юридического института МВД России e-mail: haliullinf68@mail.ru

About the authors:

Starostin Vadim G., Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: vgstarostin@mail.ru

Halilullin Fail F., Candidate of Psychology (Research doctorate), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Training of the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: haliullinf68@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Старостин Вадим Геннадьевич - подготовка первоначального варианта текста статьи, проведение аналитического исследования

Халилуллин Фаиль Фаргатович - финальное редактирование текста статьи, проведение аналитического исследования

Статья получена: 31.08.2021.

Статья принята к публикации: 27.10.2021.

Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.