УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10161
© Маркелов Н.Н., Тихомиров С.Н. 2020
TO THE ISSUE OF PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ*
Nikolai N. Markelov,
Psychologist of the Department of Moral-psychological Support of Department on Work with StaflIntermunicipal management of MIA of Russia «Balashikha» the Main Department of MIA of Russia in the Moscow Region
Sergei N. Tikhomirov,
Professor of the Department of Pedagogy Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Николай Николаевич Маркелов,
психолог отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское» Главного управления МВД России
по Московской области
Сергей Николаевич Тихомиров,
профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук,
доцент
Для цитирования: Маркелов Н.Н., Тихомиров С.Н. К вопросу о профессионально-личностных качествах курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 232-234. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. In the article, the author addresses the analysis of professional and personal qualities of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. It is concluded that the process of formation of professional and personal qualities in cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is a complex creative process. For the successful implementation of this task, it is necessary to use innovative means and technologies of cultural and educational work, which will significantly contribute to the qualitative improvement of the potential of future practical specialists of law enforcement agencies. Also, the analysis carried out on the problem of scientific research will allow further experimental research on the problem under study.
Keywords: professional and personal qualities, cadets, universities of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Аннотация. В статье автор обращается к анализу вопросов профессионально-личностных качеств курсантов вузов МВД России. Сделан вывод о том, что процесс формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России сложный творческий процесс. Для успешной реализации данной задачи необходимо инновационных средств и технологий культурно-просветительной работы, что существенным образом будет способствовать качественному повышению потенциала будущих практических специалистов правоохранительных органов. Также проведенный анализ по проблеме научного исследования позволит в дальнейшем провести экспериментальные исследования, по изучаемой проблеме.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, курсанты, вузы МВД России.
Реалии сегодняшнего дня, показывают, что от каждого сотрудника полиции - не важно, какую карьерную ступень он занимает, от отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности, зависит
благополучие, безопасность и спокойствие каждого гражданина, общества и государства в целом. В данном контексте профессионально-личностные качества становятся фактором, влияющим на обеспечение национальной безопасности, что само
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по себе подразумевает создание с первых дней службы культурной среды, максимально стимулирующей развитие необходимых качеств (интеллектуальных, волевых, трудолюбие, нравственность, психическая устойчивость и др.).
Особую роль играют качества сотрудников, выступающие как потенциал развития личности, но они часто не выявляются и не развиваются в должной степени в процессе обучения. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что потенциал личности является детерминирующим фактором успешности профессиональной деятельности. С этой точки зрения в современных условиях актуальным является исследование профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России.
Под профессионально-личностными качествами курсантов образовательных организаций МВД России понимается, совокупность социально-психологических образований, обладающих факторным влиянием на процесс формирования личности сотрудника ОВД и его профессиональную компетентность в решении служебных задач. Исходя из этого, процесс формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России имеет смысл рассматривать, как ценностно-смысловой процесс, в основе которого лежит актуализация личностных функций, и который в соответствии с этим направлен на развитие нравственных установок, определяющих способность личности к осознанным и ответственным выборам поведения, поступков, других действий по выполнению гражданских и профессиональных обязанностей в борьбе с преступностью, обеспечении личной безопасности граждан и оказания правовой поддержки.
Формирование профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России вызвано потребностью общества и государства в компетентностных, высоконравственных сотрудников полиции, способных к решению задач, в том числе в условиях неопределенности, в соответствии с реалиями оперативно-служебной деятельности.
На основе вышеизложенного, нам представляется возможным охарактеризовать наиболее общие закономерности профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России:
1. Становление курсанта как профессионала неотделимо от его развития как личности. Л.М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие, пришла к выводу об их един-
стве, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития.
2. Формирование профессионально-личностных качеств предполагает определенную динамику свойств и качеств, представленных в виде «приращений» личности. Под «приращениями» понимается развитие профессионально важных качеств (ПВК) или изменение их ранее сложившегося характера. Категория ПВК определяется как совокупность необходимых и достаточных индивидуально-личностных особенностей человека, обеспечивающая эффективную реализацию трудовых функций. Структура и содержание ПВК определяются условиями конкретного вида профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми к личности профессией. Способность элементов личности к взаимной компенсации, обусловливает определенные возможности индивидуальной адаптации к требованиям конкретной профессии. Изменения могут происходить в разных психологических сферах личности: целемотива-ционной, когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой, проявляться в различных элементах структуры личности. Собственно личностные качества демонстрируют большую изменчивость к повышению самооценки и т. д. Таким образом, формирование личности в процессе профессиональной деятельности и обучения представляют собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности.
Отметим, что сам термин «профессионально-личностные качества» недостаточно разработан и окончательно не устоялся в отечественной педагогике, при этом достаточно активно используется в психологической, педагогической литературе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России сложный творческий процесс. Для успешной реализации данной задачи необходимо инновационных средств и технологий культурно-просветительной работы, что существенным образом будет способствовать качественному повышению потенциала будущих практических специалистов правоохранительных органов. Также проведенный анализ по проблеме научного исследования позволит в дальнейшем провести экспериментальные исследования, по изучаемой проблеме.
Библиографический список
1. Алпатова О.Б., Маркелов Н.Н., Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования // Проблемы современной науки и образования» №31 (73) 2016, С. 83-86.
2. Маркелов Н.Н. «Психолого-педагогические основы формирования профессионально-личност-
ных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России» // Успехи современной науки. 2016. Том 1 № 11. С. 37-39.
3. Чуманов Ю.В., Лебедев И.Б. Принятие решения сотрудниками уголовного розыска в ситуациях неопределенности ориентиров поиска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74). С. 17-22.
(ЯСЛ Jf^IiTifr - J^Tty
Л.
Ггл-ЕЛ^^ Ар 1Е L3 С С ПГ-Н IlkViKM Н№ЧНЬГ= 1НУДЫ )
Аванесов, Г.А. Вся жизнь — в науке... Избранные научные труды. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 839 с.
Избранные научные труды заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Г.А. Аване-сова подготовлены к 85-летию со дня рождения ученого.
Профессор Геннадий Арташесович Аванесов - один из ведущих специалистов в области общетеоретических проблем криминологии, криминологического прогнозирования и социальный профилактики преступлений. Созданная профессором Г.А. Аванесовым научная школа широко известна в нашей стране и за рубежом. Г.А. Аванесов - автор более 200 научных трудов, в том числе более 15 монографий. Под его научным руководством защищено более 130 кандидатских диссертаций, более чем у 20 ученых-криминологов профессор Г.А. Аванесов был научным консультантом по докторским диссертациям.
Настоящее издание включает пять последних книг Г.А. Аване-сова: "Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения", "Социальные образования и преступность. Криминологические рассуждения и заметки", "10 глав о мотивации и мотивах. Через призму науки криминологии", "Популярная криминология. Очерки общей части", "Общество. Личность. Мотивация. Исследования криминолога".