УДК 37.013.43, ББК 74.48
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10074
© Забавка В.И., Воробьев В.Ф., Хазов Е.Н. 2020
THE MAIN DIRECTIONS AND PECULIARITIES OF LEGAL EDUCATION AND SELF-EDUCATION OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE FORMATION OF ANTICORRUPTION OUTLOOK
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Vladimir I Zabavka,
Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences E-mail: [email protected]
Владимир Иванович Забавка,
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Viktor F. Vorobyov,
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Виктор Федорович Воробьев,
профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Evgeny N. Khazov,
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Legal Sciences, Professor E-mail: [email protected]
Евгений Николаевич Хазов,
профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Для цитирования: Забавка В.И., Воробьев В.Ф., Хазов Е.Н. Основные направления и особенности правового воспитания и самовоспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России по формированию антикоррупционного мировоззрения. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 72-77.
Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Abstract. In the article the theoretical bases for the formation of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia of personal and professional qualities for self-education, including anti-corruption Outlook and have received sufficient knowledge, skills and on arrival in the practical Ministry of internal Affairs of Russia have carried out their full implementation.
Keywords: self-education; personality, educational institution of the Ministry of internal Affairs of Russia, teacher, cadet, listener, training, educational work, professionalism, corruption, anti-corruption Outlook.
Аннотация. Рассматриваются теоретические основы по формирования у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России личностных и профессиональных качеств по самовоспитанию, в том числе антикоррупционного мировоззрения и получили достаточные знания, умения и навыки и по прибытии в практические органы МВД России осуществили их полную реализацию.
Ключевые слова: самовоспитание; личность, образовательное учреждение МВД России, педагог, курсант, слушатель, обучение, воспитательная работа, профессионализм, коррупция, антикоррупционное мировоззрение.
Важнейшей задачей образовательных учреждений МВД России является обучение и правовое воспитание высокопрофессиональных специалистов для работы в подразделениях Министерства
внутренних дел Российской Федерации (МВД России), основанная на принципах законности, знания нормативно-правовых актов: Конституции РФ [1], ФКЗ, ФЗ, нормативно-правовых акты
Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ и др.[2].
В условиях реформирования системы, вызванного существенными общественно-политическими и социально-экономическими преобразованиями в жизни общества, изменениями в законодательстве, значительно повышается роль и ответственность образовательных учреждений МВД России в создании эффективной системы психолого-педагогического воздействия на курсантов и слушателей, обеспечивающей развитие личности, формирование необходимых профессионально важных и личностных качеств, в том числе антикоррупционного мировоззрения [3].
Коррупция (от лат. соггирйо - порча, подкуп) одно из древнейших явлений в системе общественных отношений [4]. В ходе исторического процесса это явление постоянно трансформируется и видоизменяется. В современном мире коррупция представляет серьезную проблему практически для всех государств и превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран [5].
Успех будущей профессиональной деятельности специалиста МВД России в значительной мере зависит от умения активно, целеустремленно и систематически работать над собой. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» прямо указывается на необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности...» [6].
Анализ педагогической теории и практики показывает, что одним из перспективных направлений, позволяющих решить задачу подготовки компетентного специалиста, является профессиональное самовоспитание, ведущее к развитию личности курсантов и слушателей, мобилизирующее их внутренний потенциал. Это позволяет значительно расширить возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своего поведения, более качественно готовить себя к профессиональной деятельности [7].
В Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России подчеркивается, что формирование и развитие личностных и профессионально важных качеств (ПВК) в сочетании с глубокими профессиональными знаниями предопределяют наиболее полную реализацию выпускников в деятельности специалиста органов внутренних дел (ОВД). Обучение и воспитание в образовательных учреждениях МВД России необходимо строить с учетом того, чтобы выпускники получили до-
статочные знания, умения и навыки по профессиональному самовоспитанию и по прибытии в практические органы МВД России умели: работать по профессиональному самосовершенствованию; пропагандировать передовой опыт осуществления самовоспитания и самообразования; разрабатывать и внедрять методику психологического консультирования по самовоспитанию; оказывать помощь сотрудникам в овладении приемами самовоспитания антикоррупционного мировоззрения, профилактики профессиональной деформации [8].
Как показывает анализ практической деятельности образовательных учреждений МВД России, положение руководящих документов по данному направлению еще не выполняется в полном объеме. В ряде случаев даже лица, первоначально соответствующие основным требованиям службы в ОВД, в дальнейшем не занимаются профессиональным самовоспитанием, в результате чего останавливаются в своем развитии.
Это обусловлено влиянием ряда существующих противоречий: между требованиями, предъявляемыми курсантам и слушателям, и их реальным поведением в повседневной деятельности; желанием и неумением работать над собой (из-за низкой требовательности к себе, незнанием методики профессионального самовоспитания, недостаточной силы воли, слабого педагогического руководства); потребностью заняться профессиональным самовоспитанием, в том числе антикоррупционного мировоззрения и недостаточной разработанностью педагогической науки вопросов организации и функционирования данного процесса.
Большинство курсантов и слушателей, испытывая различные трудности, как объективные, так и субъективные, не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения, нуждаются в педагогической помощи. В связи с этим актуальность проблемы заключается в необходимости разрешении выше указанных противоречий. Одним из оптимальных направлений при этом является профессиональное самовоспитание, в рамках которого осуществляется интенсивное формирование необходимых личностных и профессионально важных качеств.
Анализ исторических и научных источников показал, что проблема самовоспитания личности исследовалась такими известными специалистами в области педагогики и психологии, как: А.Я. Арет, П.Ф. Каптерев, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, Ю.М. Орлов, Л.И. Рувин-ский, В.И. Селеванов, А.Г. Спиркин, В.А. Сухом-
линский, К.Д. Ушинский, и др. Ими были разработаны общетеоретические вопросы самовоспитания, раскрытые в некоторой его закономерности психофизические механизмы, даны рекомендации о работе над собой.
Отдельные положения профессионального самовоспитания сотрудников МВД рассматриваются в работах: С.Н. Тихомирова, Н.П. Понаморенко, И.В. Биочинского, В.И. Богдановской, А.Н. Ковалева, В.Л. Цветкова.
Вместе с тем проблема профессионального самовоспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России еще не получила в должном объеме своего научного развития и практического применения, остаются за рамками научных исследований. Наблюдение, анализ проводимых исследований свидетельствует о недооценки значимости профессионального самовоспитания, позволяют утверждать, что спешно работают над собой не многие из курсантов и слушателей. Большинство из них не реализуют свои способности и возможности в образовательной деятельности.
Среди основных причин: недостаточная разработанность проблемы профессионального самовоспитания курсантов и слушателей; отсутствие эффективной методики; низкая психологическая и практическая готовность курсантов и слушателей к профессиональному самовоспитанию.
Таким образом, решение задачи обучения и воспитания компетентного специалиста ОВД требует более глубокой специальной научной проработки и создания системы эффективного профессионального самовоспитания на всех этапах обучения, становления и развития.
Исследование проблемы профессионального самовоспитания невозможно без изучения, анализа и обобщения опыта, накопленного педагогической теорией, того, что прошло испытание практикой и стало педагогически целесообразно. Идея о человеке как творце самого себя имеет глубокие исторические корни. Во все времена философы, психологи, педагоги стремились понять сложность человеческого бытия, особенности его становления и развития.
Значительное место самосовершенствования уделялось в философских взглядах мыслителей Древней Греции и Рима (Гераклит, Сократ, Аристотель).
Наиболее активное развитие проблема самосовершенствования человека получила в Западной Европе в Новое время (ХУИ-Х1Х вв.). В это время происходило формирование новых общественных и духовных ценностей. В общественном сознании
менялось отношение к простому человеку, которого начинают считать главной ценностью и совершеннейшим созданием на земле, способным дойти до всего самому.
Вместе с тем менялось представление о роли педагога в развитии личности. Немецкий педагог А. Дистервег писал о том, что педагогическое воздействие должно способствовать превращению ученика из объекта в субъект воспитательного процесса: «Заставляй ученика работать руками, языком и головой!...вкорени ему это в привычку, чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потреб-ность»[9]. Задача педагога - создание условий, стимулирующих самосовершенствование личности. Подчеркивалась необходимость самосовершенствования самого педагога, который может выполнить свое предназначение только тогда, когда он будет воспитывать не только учеников, но и себя.
Значительное внимание стало уделяться отдельной личности. Каждой личности свойственна постоянная борьба «внутренней и внешней природы», стремление к самосовершенствованию. Русский педагог К.Д. Ушинский разработал специальные правила, которые оказали значительное влияние на развитие различных областей педагогической теории и практики, в том числе связанных с процессом самовоспитания, основными из которых являются: спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случиться; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было ни тем что есть, ни тем что будет [10].
Выполнение принятых правил самовоспитания позволяет добиваться необходимых целей, решать поставленные задачи, а в итоге - эффективно работать над собой. Качествами идеала самовоспитания Ушинский называл волю, патриотизм, честность, правдивость, человечность, любовь к труду, чувство прекрасного.
Выдающийся русский писатель, философ и педагог Л.Н. Толстой в своих трудах подчеркивал, что воспитание - это прежде всего, самосовершенствование. В процессе воспитания педагогу необходимо активно работать над собой, осознавать свои ошибки и исправлять их. «Главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника» [11], которое может быть управляемым как воспитателем, так и самим воспитанником.
Главным элементом в построении процесса самовоспитания, по мнению В.П. Вахтеро-ва и П.П. Блонского, является создание системы необходимых целенаправленных стимулов, порождаемых конкретной социально-исторической средой. Педагогические функции по руководству самовоспитанием заключаются в создании условий, способствующих побуждению и стимулированию данного процесса. Стимулирование позволяет убыстрять или наоборот тормозить скорость и интенсивность развития определенных качеств личности [12].
Самовоспитание, подчеркивает П.Н. Осипов, это - управляемое личностью саморазвитие. При этом: «Саморазвитие - процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание - процесс субъективный, процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли» [13]. Самовоспитание - высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. При самовоспитании он уже не подражает, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество.
В работах зарубежных ученых (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг) самовоспитание часто рассматривается как чистое саморазвитие личности. При этом зачастую игнорируются зависимость самовоспитания от внешних условий, считают его субъективным процессом, оторванным от реальной жизни и обусловленным биологической предопределенностью человека.
Отечественные ученые, в отличие от мнения зарубежных, считают, что процесс самовоспитания личности осуществляется, прежде всего, в деятельности (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Факторы наследственности и среды определяют не суть процесса, а лишь различные вариации в пределах нормы. В процессе обучения и воспитания возникают новообразования в психике личности, которые характеризуют более высокую степень их организации и функционирования (А.А. Бодалев, В.И. Селиванов).
Рассматривая само понятие «самовоспитание», необходимо отметить отсутствие единства ученых в его толковании. Так, в педагогической энциклопедии дается следующее определение: Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных» [14]. В исследованиях А.И. Кочето-ва указывается, что: «Самовоспитание - это осоз-
нанное, управляемое самой личностью развитие, в процессе которого в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы и способности человека, причем, функции воспитателя постоянно передаются воспитуемо-му (переход воспитания в самовоспитание)» [15]. При этом, воспитание является важнейшим условием, предпосылкой и фактором самовоспитания.
По мнению Ю.М. Орлова: «Самовоспитание -это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу» [16].
Самовоспитание, в широком смысле слова, деятельность человека с целью изменить свою личность - считает Л.И. Рувинский [17]. В узком значении - это ответ на вопрос: «Каким я должен быть?». Для ответа необходимо хорошо знать и уважать самого себя, хотеть сделать себя лучше, работать над собой постоянно. Не противоречит этому и определение, сформулированное А.В. Петровским: «Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности» [18].
Теоретический анализ исследуемой проблемы, сопоставление определений известных ученых позволяют нам определить самовоспитание личности как сознательную, активную и целенаправленную деятельность по изменению себя с целью формирования и развитию положительных качеств, преодоления отрицательных качеств[19].
Среди отрицательных качеств личности, которые необходимо преодолевать, выделим: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману; недисциплинированность, безответственность, пассивность; сниженные интеллектуальные способности, познавательная активность, эмоциональная неустойчивость; неадекватная самооценка, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям; низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная агрессивность, импульсивность поступков; отсутствие мотивации на достижение успехов в работе, низкий авторитет; наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, сквернословие, неряшливость и др.)[20].
Характеристика сущности самовоспитания не может быть достаточно полной без рассмотрения его структуры - составных элементов и их взаимодействия. Авторы многочисленных исследований считают, что самовоспитание включает следующие основные элементы: программу деятельности, контроль ее осуществления, волевые усилия по ее реализации [21]; анализ собствен-
ной личности, постановку цели и разработку программы, осуществления самовоспитания [22]; самопознание, самопрограммирование, самовоздействие [ 23].
В соответствии с этими положениями в дальнейшем определялась структура самовоспитания курсантов и слушателей. Исследования показали, что в формировании целостной личности самовоспитание выполняет ряд важнейших функций: совершенствование и углубление воспитания; интенсификация, ускорение психического развития личности, особенно в плане развития дарований и способностей; разрешение внутренних противоречий усилиями самой личности; единство сознания и поведения в сфере познания и преобразования себя; попутное формирование интеллекта и воли [24].
Признаками, характеризующими самовоспитание личности, являются: осознание своей личности и предъявляемых к ней требований; целенаправленный, деятельный, волевой, активный, самоуправляемый характер развития; социальная сущность; неразрывная связь с воспитанием; соответствие конкретным общественно-историческим условиям[25].
Основными видами (направлениями) самовоспитания личности можно определить как: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое, волевое и комплексное [26].
Таким образом, проведенный исторический анализ показал, что на протяжении многих веков в философии, психологии, педагогике рассматривались вопросы самовоспитания личности[27]. В результате были сделаны выводы о необходимости процесса самовоспитания развивающейся личности, его управляемости, неразрывном единстве процессов воспитания и самовоспитания лич-ности[28], необходимости педагогического руководства и стимулирования данного процесса, важности самовоспитания для овладения выбранной профессией [29]
Основными видами самовоспитания являются: профессиональное, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое физическое, волевое и комплексное [30]. Одним из важнейших направлений самовоспитания для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России является правовое профессиональное воспитание и само-воспитание[31], в том числе антикорруционной направленности, которое позволяет оптимальным образом решить задачу формирования и развития профессионально важных и личностных качеств высококвалифицированного специалиста органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации. -2014. - № 31, ст. 4398. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов Е.Н. и др. Правоведение. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2019.
3. Харламов С.О., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Гараш-ко А.Ю., Дурнев В.С., Забавка В.И., Мохова Т.С. Конституционное право России. - М., 2020.
4. Воробьев В.Ф., Забавка В.И., Дурнев В.С., Евсеева И.Г., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н Глоссарий по учебной дисциплине «конституционное право». - М., 2020.
5. Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 6. -С.101-104.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.05.2020) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1), ст. 7598. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правосознание и правовая культура как один из элементов правового статуса сотрудника полиции и их роль в деятельности ОВД по соблюдению, охране и защите прав человека // Алтайский юридический вестник. - 2015. - № 4 (12). - С. 28-31.
8. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Основные направления противодействия коррупционным проявлениям совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами внутренних дел в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. -№ 7. - С. 22-26.
9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики // сост. А.И. Пискунов. - М., 1982.
10. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: В 11-ти т. - Т. 11. - М., 1952.
11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -2-е изд. - М., 1953.
12. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. - М., 1987.
13. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. - Казань, 1997.
14. Российская педагогическая энциклопедия : В 2-х т. - Т. 1. - М., 1998.
15. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1991.
16. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1984.
17. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. -М., 1973.
18. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1990.
19. Хазов Е.Н., Харламов С.О., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Дурнев В.С., Забавка В.И., Саудаханов М.В. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. - М., 2018.
20. Ларина Л.А., Забавка В.И. Правомерное поведение и правопонимание и их роль в формировании полицейского права в России. В сборнике: Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа Российского права сборник профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. - М., 2015. - С. 53-56.
21. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984.
22. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. - М., 1968.
23. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.
24. Кочетов А.И. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. - Рязань, 1978.
25. Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. - М., 2004.
26. Забавка В.И. Организация самовоспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Выпускная квалификационная работа. - М. : МосУ МВД России, 2012.
27. Уткин Н.И., Меньшиков А.В., Муталиева Л.С. и др. Правоведение. Учебник для военных вузов / Под редакцией О. Ю. Ефремова. Санкт-Петербург, 2015. Сер. Учебник для военных вузов
28. Хазов Е.Н., Хазова В.Е., Шакун Н.В., По-мерлян А.Н., Санин В.Е. Конституционно-правовое обеспечение социальных прав и свобод человека и гражданина в России. - Новосибирск, 2020.
29. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности : учебно-методическое пособие. - М., 2020.
30. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Международно-правовая охрана и защита культурных ценностей народов России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2019.
31. Воробьев В.Ф., Заряев А.В., Анисимов А.А. и др. Основы ювенального права. - Воронеж, 2001. Том 1.
Педагогика : учебное пособие / под ред. В. Ф. Родина. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2020. 191 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.