Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ / КОГНИТИВНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Е.А., Шакин Д.А.

Проектируется система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих подготовку по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности». Основными принципами спроектированной системы являются: протопостулаты (лежат в основании иерархии основных положений проектируемой системы и представляют собой те принципы философии, которые определяют и контролируют ход исследований в педагогической науке); метапостулаты (представляют собой поддерживающие предположения для педагогической науки); постулаты (задают структуру предмета изучения и правила, которым необходимо следовать в процессе решения поставленной задачи). В качестве одного из основных постулатов системы формулируется положение о наличии двух уровней информационноправового мировоззрения. Информационно-правовое мировоззрение первого уровня трактуется как подвид профессионального мировоззрения, а информационно-правовое мировоззрение второго уровня - как подвид мировоззрения профессионала. Реализация системы формирования информационно-правового мировоззрения осуществляется на основе применения когнитивно-эволюционного подхода. Впервые применяемый в педагогическом исследовании когнитивно-эволюционный подход основан на использовании когнитивноэволюционной теории Пиаже в образовательном процессе военного вуза. Приводится пример практической реализации системы формирования информационно-правового мировоззрения при проведении занятий юридического цикла у курсантов вузов войск национальной гвардии России. Особенностью описываемого педагогического эксперимента является применение в образовательном процессе военного вуза когнитивно-эволюционного подхода, реализуемого на основе технологии скаффолдинга. Применение технологии скаффолдинга осуществляется в органическом единстве с применением метода кейсов. Использование метода кейсов, с одной стороны, представляет собой отражение активно развивающейся в настоящее время сюжетноигровой парадигмы, относящейся к актуальным проблемам общей и прикладной онтологии, а с другой стороны, органически сочетается с идеей выделения трех фаз в процессе формирования информационно-правового мировоззрения - фазы превалирующей аккомодации, фазы выбора смешанной адаптивной стратегии и фазы превалирующей ассимиляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Е.А., Шакин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF FORMING INFORMATION AND LEGAL WORLDVIEW OF THE CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

The article designs the system to form informational and legal worldview of cadets of the institutes of the National Guard of the Russian Federation (those who are trained in specialty 40.05.01. "Legal support of national security"). The main principles of the designed system are: protopostulates (they form the basis of the hierarchy of the main provisions of the designed system and represent those principles of philosophy that determine and control the course of research in pedagogical science); metapostulates (represent supportive assumptions for educational science); postulates (set the structure of the subject of study and the rules that must be followed in the process of solving the problem). As one of the main postulates of the system, the authors give the provision on the presence of two levels of information and legal worldview. The informational and legal worldview of the first level is interpreted as a subspecies of the professional worldview, and the informational and legal worldview of the second level is interpreted as a subspecies of the professional worldview. The implementation of the system is carried out on the basis of the application of the cognitive-evolutionary approach. The cognitive-evolutionary approach used in pedagogical research for the first time and it is based on the use of the cognitive-evolutionary theory of Piaget in the educational process of a military university. An example of the practical implementation of the system for the formation of an informational and legal worldview when conducting legal cycle lessons for cadets of higher educational institutions of the Russian National Guard troops is given. A feature of the described pedagogical experiment is the use of a cognitive-evolutionary approach in the educational process of a military university, based on the use of scaffolding technology. The application of scaffolding technology is carried out in an organic unity with the case method. The use of the case method, on the one hand, is a reflection of the currently actively developing plot-game paradigm related to topical problems of general and applied ontology, and on the other hand, it organically combines with the idea of identifying three phases in the process of forming an information and legal worldview - phase of prevailing accommodation, phase of choice of a mixed adaptive strategy and phase of prevailing assimilation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

УДК: 378.14

Екатерина Александровна Александрова,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов).

E-mail: alexkatika@mail.ru

Дмитрий Алексеевич Шакин

адъюнкт,

Саратовский военный ордена Жукова Г.К.

Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов).

E-mail: shakin1982@inbox.ru

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Ключевые слова: национальная гвардия России; военно-профессиональное мировоззрение; система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов; когнитивно-эволюционный подход; технология скаффолдинга.

Аннотация. Проектируется система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих подготовку по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности». Основными принципами спроектированной системы являются: протопостулаты (лежат в основании иерархии основных положений проектируемой системы и представляют собой те принципы философии, которые определяют и контролируют ход исследований в педагогической науке); метапостулаты (представляют собой поддерживающие предположения для педагогической науки); постулаты (задают структуру предмета изучения и правила, которым необходимо следовать в процессе решения поставленной задачи). В качестве одного из основных постулатов системы формулируется положение о наличии двух уровней информационно-правового мировоззрения.

Информационно-правовое мировоззрение первого уровня трактуется как подвид профессионального мировоззрения, а информационно-правовое мировоззрение второго уровня - как подвид мировоззрения профессионала. Реализация системы формирования информационно-правового мировоззрения осуществляется на основе применения когнитивно-эволюционного подхода. Впервые применяемый в педагогическом исследовании когнитивно-эволюционный подход основан на использовании когнитивно-эволюционной теории Пиаже в образовательном процессе военного вуза. Приводится пример практической реализации системы формирования информационно-правового мировоззрения при проведении занятий юридического цикла у курсантов вузов войск национальной гвардии России. Особенностью описываемого педагогического эксперимента является применение в образовательном процессе военного вуза когнитивно-эволюционного подхода, реализуемого на основе технологии скаффолдинга.

Применение технологии скаффолдинга осуществляется в органическом единстве с применением метода кейсов. Использование метода кейсов, с одной стороны, представляет собой отражение активно развивающейся в настоящее время сюжетно-игровой парадигмы, относящейся к актуальным проблемам общей и прикладной онтологии, а с другой стороны, органически сочетается с идеей выделения трех фаз в

процессе формирования информационно-правового мировоззрения - фазы превалирующей аккомодации, фазы выбора смешанной адаптивной стратегии и фазы превалирующей ассимиляции.

Для цитирования: Александрова, Е.А. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов правового вуза / Е.А. Александрова, Д.А. Шакин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С. 110-123.

Ekaterina A. Aleksandrova,

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Educational Methodology, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov).

E-mail: alexkatika@mail.ru

Dmitry A. Shakin,

Associate Adjunct of the Saratov Military Order of G.K. Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation holding the Order of the Red Banner (Saratov).

E-mail: shakin1982@inbox.ru

SYSTEM OF FORMING INFORMATION AND LEGAL WORLDVIEW OF THE CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

Keywords: National Guard of Russia; military-professional worldview; system of forming informational and legal worldview of cadets; cognitive evolutionary approach; scaffolding technology.

Abstract. The article designs the system to form informational and legal worldview of cadets of the institutes of the National Guard of the Russian Federation (those who are trained in specialty 40.05.01. "Legal support of national security"). The main principles of the designed system are: protopostulates (they form the basis of the hierarchy of the main provisions of the designed system and represent those principles of philosophy that determine and control the course of research in pedagogical science); metapostulates (represent supportive assumptions for educational science); postulates (set the structure of the subject of study and the rules that must be followed in the process of solving the problem). As one of the main postulates of the system, the authors give the provision on the presence of two levels of information and legal worldview. The informational and legal worldview of the first level is interpreted as a subspecies of the professional worldview, and the informational and legal worldview of the second level is interpreted as a subspecies of the professional worldview.

The implementation of the system is carried out on the basis of the application of the cognitive-evolutionary approach. The cognitive-evolutionary approach used in pedagogical research for the first time and it is based on the use of the cognitive-evolutionary theory of Piaget in the educational process of a military university. An example of the practical implementation of the system for the formation of an informational and legal worldview when conducting legal cycle lessons for cadets of higher educational institutions of the Russian National Guard troops is given. A feature of the described pedagogical experiment is the use of a cognitive-evolutionary approach in the educational process of a military university, based on the use of scaffolding technology.

The application of scaffolding technology is carried out in an organic unity with the case method. The use of the case method, on the one hand, is a reflection of the currently actively

developing plot-game paradigm related to topical problems of general and applied ontology, and on the other hand, it organically combines with the idea of identifying three phases in the process of forming an information and legal worldview - phase of prevailing accommodation, phase of choice of a mixed adaptive strategy and phase of prevailing assimilation.

For citing: Aleksandrova E.K., Shakin D.A.(2021) System of forming information and legal worlview of the cadets in a military university. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92):110-123.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-110-123

Одной из задач, стоящих перед вузами войск национальной гвардии России, осуществляющих подготовку курсантов по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности», является обеспечение информационной безопасности в области государственной и общественной политики. Необходимость обеспечения информационной безопасности вызвана усилением криминализации информационного пространства страны. К наиболее часто совершаемым в информационном пространстве преступлениям относятся: несанкционированное копирование персональных и коммерческих данных, хищение и вымогательство. Эффективное противодействие информационным угрозам зависит от уровня сформированности информационно-правового мировоззрения участников информационных отношений. До настоящего времени феномены информационного мировоззрения и правового мировоззрения рассматривались как независимые ипостаси. Проблемой формирования информационного мировоззрения активно занимались как психологи, так и педагоги, однако, как замечает в своей статье Л.В. Астахова, как правило, во всех исследованиях информационное мировоззрение не рассматривалось как самостоятельная сущность, чаще, как составляющая информационной культуры [1]. Для офицера информационное мировоззрение не может существовать вне контекста профессионального мировоззрения. Более того, офицер войск национальной гвардии, получивший образование по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности», не может не относиться к киберпреступлениям с позиции права. Это отношение имеет тройственную природу. Во-первых, офицер владеет специальными знаниями, позволяющими ему давать правовую оценку любым преступлениям, в том числе - и киберпреступлениям [2; 3]. Во-вторых, офицер может оценить последствия совершенных преступлений для системы безопасности страны в целом. И, в-третьих, офицер осознает свою роль и свое предназначение в борьбе с киберпреступностью. Таким образом, можно говорить о новом качестве в соединении двух начал -правового и информационного - в профессиональном мировоззрении офицера войск национальной гвардии России.

Целью предлагаемой работы является проектирование системы формирования информационно-правового мировоззрения курсантов,

получающих образование по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности», и демонстрация реализации этой системы с помощью когнитивно-эволюционного подхода с привлечением технологии скаффолдинга. По-видимому, в педагогической науке когнитивно -эволюционный подход применяется впервые. В когнитивной эпистемологии когнитивно-эволюционный подход выражается в синтезе эволюционных представлений и общепризнанных в когнитивной науке моделей переработки информации [4]. В социальной психологии когнитивно -эволюционный подход разрабатывался в теории когнитивного развития Ж. Пиаже [5]. В соответствии с теорией Ж. Пиаже «организация умственной деятельности, развиваясь от простейших двигательных координаций до абстрактно -логических рассуждений и формирования на этой основе гипотез, обеспечивает решение проблемы адаптации индивида» [5]. Рассуждая об адаптивной природе интеллекта, Ж. Пиаже рассматривает два механизма, способствующие приспособлению человека к условиям окружающей среды -ассимиляцию и аккомодацию. Мы адаптируем идею Ж. Пиаже к решению проблемы формирования информационно-правового мировоззрения курсантов. Весь период обучения курсанта можно рассматривать как процесс адаптации будущего офицера к специфическим условиям военного вуза. При этом каждая учебно-профессиональная ситуация допускает интерпретацию «локального» адаптационного акта. Примером такого акта является занятие по криминологии, требующее от курсанта активного использования уже сформировавшихся когнитивных структур или, при необходимости, активной организации новых когнитивных конструкций.

На пути достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Спроектирована система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов, которая, в частности, постулирует двухуровневость в строении мировоззрения. Первый уровень характеризуется центрированием во всей системе мировоззрения курсантов профессиональных ценностей. На втором уровне формирования информационно-правового мировоззрения курсанты в своих мировоззренческих представлениях выходят за пределы чисто профессиональных интересов. Во главу угла кладутся ценности высшего порядка - ценности, напрямую связанные с пониманием человеческой жизни и человеческого благополучия как наивысшего достижения современной цивилизации. Одним из центральных положений системы является постулат о разделении мировоззрения на профессиональное мировоззрение (первый уровень) и мировоззрение профессионала (второй уровень) [6; 7].

2. Предложена практическая реализация системы формирования информационно-правового мировоззрения. На занятиях по криминологии был апробирован когнитивно-эволюционный подход к формированию информационно-правового мировоззрения курсантов. При этом каждый из

компонентов мировоззрения формировался не автономно, а в тесной связи с другими компонентами информационно -правового мировоззрения.

Практическая реализация когнитивно-эволюционного подхода осуществлялась при проведении занятий юридического цикла у курсантов вузов войск национальной гвардии России с применением технологии скаффолдинга. Термин «скаффолдинг» или формирующая поддержка был впервые применен в прикладной педагогической психологии в 1976 году. Использование данного понятия подразумевает, что «взрослый контролирует те элементы задачи, которые существенно превосходят возможности ученика, что позволяет ученику сосредоточиться и завершить только то, что находится в пределах его компетенции» [8].

В соответствии с когнитивно-эволюционным подходом и технологией скаффолдинга учебные занятия организовывались таким образом, чтобы мотивировать курсантов к активному построению новых когнитивных конструкций или, в зависимости от специфики задания, к активному использованию актуальных когнитивных структур. При этом имеют значение два фактора: вектор адаптивной стратегии - аккомодация или ассимиляция, и качество адаптивной стратегии - активность или пассивность. На примере проведения лабораторной работы по криминологии показывается, каким образом определить выбранную адаптивную стратегию, и как, при необходимости, используемую курсантом стратегию скорректировать.

Результаты и их обсуждение:

1. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов.

В настоящем разделе работы представлена система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов в образовательном пространстве военного вуза. Для выявления сущности понятия «формирование профессионального мировоззрения» предлагается строгое определение феномена «мировоззрение профессионала». Мы исходим из того, что корректное определение информационно-правового мировоззрения может быть получено путем сравнения понятий «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала».

В работе объясняются и используются два основных педагогических конструкта: «профессиональное мировоззрение» и «формирование профессионального мировоззрения». Педагогический конструкт представляет собой систему идеальных объектов, находящих отражение в педагогической практике и теории, и объединенных в единое целое благодаря логическим связям.

В понимании «конструкта» мы следуем Н. Смиту, который называет «конструктом» «нечто конструируемое, а не наблюдаемое» [9]. Н. Смит считает, что «конструкты либо выводятся из наблюдаемых вещей и событий, либо заимствуются из сложившейся культурной традиции и навязываются событиям». В случае отсутствия эксплицитного различия между конструктом и соответствующим событием - а такое случается, когда выводимый из

наблюдаемых явлений и событий конструкт выдается за наблюдаемое явление - легко прийти к неверным выводам. Выбор конструкта отражается в той или иной степени на результирующих знаниях об изучаемом явлении. Однако некоторая условность полученных результатов не должна служить препятствием для использования конструктов. Мы всегда можем рассчитывать на то, что практический опыт поможет нам при необходимости скорректировать используемый конструкт. Таким образом, при проектировании и реализации системы формирования информационно -правового мировоззрения мы должны опираться на подходящий конструкт мировоззрения и на теоретические положения (постулаты), следование которым полагается обязательным.

Необходимость в построении таких конструктов, как «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала», отчетливо осознается после знакомства с общепринятыми определениями мировоззрения [10; 11]. Мы считаем, и это отражено в формулировках используемых нами конструктов, что мировоззрение (как конструкт) является более емким понятием, чем компетентность, культура и другие педагогические и психологические конструкты. Проектируемая нами система направлена на обеспечение педагогического сопровождения формирования информационно-правового мировоззрения курсантов. С некоторыми уточнениями предлагаемая система может применяться и при решении некоторых других педагогических задач.

Рассмотрим понятия информационно-правового мировоззрения курсантов первого и второго уровня. Информационно-правовое мировоззрение первого уровня трактуется как подвид профессионального мировоззрения, а информационно-правовое мировоззрение второго уровня -как подвид мировоззрения профессионала.

Используя определение профессионального мировоззрения, данное С.Г. Гавриловой и С.В. Манецкой [6], под информационно-правовым мировоззрением первого уровня будем понимать интегративную систему профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере информационно-правовой деятельности. Другими словами, информационно-правовое мировоззрение курсанта первого уровня включает в себя систему взглядов на место информационно-правовых отношений в окружающем его мире, о своем месте, как носителе соответствующих компетенций, в этом мире.

Обратимся теперь к понятию информационно-правового мировоззрения второго уровня, то есть к «мировоззрению курсанта, центрированному на информационно-правовой компетентности». Мы полагаем, что указанное понятие включает в себя систему взглядов курсанта на окружающий его мир, при этом основу этой системы составляет информационно-правовая компетентность. Таким образом, информационно-правовое мировоззрение второго уровня - это обобщённая система взглядов человека на мир сквозь призму приобретенной им информационно-правовой

компетентности, а также на место человека в этом мире, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Укажем на основные принципы (протопостулаты, метапостулаты и постулаты) педагогической системы формирования информационно -правового мировоззрения курсантов. К ним относятся:

Протопостулаты. Протопостулаты лежат в основании иерархии основных положений проектируемой системы и представляют собой те принципы философии, которые определяют и контролируют ход исследований в педагогической науке:

1. Информация является атрибутом, неотъемлемым и всеобщим свойством реальности.

2. Для изучения информации нет необходимости в формулировке ее общего определения, информация допускает исследование в процессе ее проявления на разных этапах и в разных условиях информационного взаимодействия.

3. Информационно-правовое мировоззрение формируется в результате субъект-объектного отношения, где субъектом отношения выступает человек, а объектом - вся окружающая человека информация. Отсюда следует, что структура информационно-правового мировоззрения может рассматриваться через формы отражения и соответствующие им объекты.

4. Следует различать мировоззрение и картину мира, соотносимые как убеждения и знания. Изучение субъективной картины мира носителя мировоззрения, актуализируемой в качестве интеллектуальных репрезентаций, дает возможность высказывать предположения о мировоззренческих убеждениях личности.

Метапостулаты. Метапостулаты представляют собой поддерживающие предположения для педагогической науки:

1. Мировоззрение представляет собой конструкт, проектирование которого подчиняется эксплицитно сформулированной цели педагогического процесса.

2. Формирование мировоззрения требует интеграции педагогики с философией, психологией и предметным знанием [10, 11, 12].

3. Развитие мировоззрения представляет собой непрерывно повторяющийся двухуровневый акт. Первый уровень соответствует формированию мировоззрения посредством педагогического воздействия на субъект (субъектов) мировоззрения. Второй уровень - уровень реализации результатов педагогического воздействия - компенсирующее и регулирующее влияние актуального мировоззрения на объективную реальность.

4. Критерии сформированности мировоззрения определяются в результате анализа интеллектуальных репрезентаций и действий субъектов мировоззрения.

Постулаты. Постулаты задают структуру предмета изучения и правила, которым необходимо следовать в процессе решения поставленной задачи:

1. Информационно-правовое мировоззрение курсанта обладает двухуровневой структурой, актуализируемой в качестве как подвида профессионального мировоззрения, так и подвида мировоззрения профессионала. В первом случае под информационно-правовым мировоззрением курсанта понимается интегративная система профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере информационно-правовой деятельности, а во втором - обобщённая система взглядов курсанта на мир сквозь призму приобретенной им информационно-правовой компетентности, а также на свое место в этом мире, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

2. Формирование информационно-правового мировоззрения осуществляется в образовательном пространстве военного вуза, главным образом, на занятиях по дисциплинам юридического цикла с активным использованием информационных технологий и применением метода философского обобщения.

3. Непременным условием педагогического сопровождения формирования информационно-правового мировоззрения курсантов является проведение взаимно дополняющих учебных и воспитательных мероприятий, целью которых является демонстрация социальной значимости информационно-правовых деяний будущих офицеров в процессе их профессиональной деятельности.

4. Главным критерием сформированности информационно-правового мировоззрения курсантов является приоритет социальной значимости информационно-правовых деяний будущих офицеров при выполнении ими учебно-профессиональных задач.

Приведем описание структурных компонентов, составляющих информационно-правовое мировоззрение обоих уровней будущего офицера [13; 14]. Когнитивный компонент. Мировоззренческие принципы и убеждения не могут основываться исключительно на вере в идеалы и формироваться в результате убеждения в существование таких идеалов и в необходимости следования им. Акт веры, не опирающийся на аналитический анализ теории и практики, на конкретные предметные знания, не является устойчивым и оказывается зависимым от случайных обстоятельств. Обратимся к четвертому метапостулату проектируемой нами теории: критерии сформированности мировоззрения определяются в результате анализа интеллектуальных репрезентаций и действий субъектов мировоззрения. Изучение интеллектуальных репрезентаций курсантов позволит нам не только анализировать сформированность когнитивного компонента информационно-правового мировоззрения, но и получить самое общее представление о мировоззренческих позициях будущих офицеров.

Ценностно-мотивационный компонент. Мы исходим из того, что существуют три основных вектора формирования информационно-правового мировоззрения: мотивационный - мировоззрение должно основываться на

формируемых у курсантов ценностях, когнитивный - курсант в процессе обучения согласовывает себя с окружающим миром, который не ограничивается образовательным пространством военного вуза. Для продуктивного согласования курсант изучает актуальную реальность, в том числе интеллектуально [13, 15]. Необходимая для познавательного процесса интеллектуальная рефлексия предполагает самопроверку и самомодификацию интеллектуальной работы. Третий вектор указывает на деятельностную составляющую.

Деятельностный компонент. Формирование деятельностного компонента сводится к обучению курсантов приемам работы со справочными правовыми системами и умению использовать их при поиске и систематизации необходимого законодательства. Критерием сформированности данного компонента является то, насколько умело и свободно курсант сможет использовать современные компьютерные информационные технологии в своей работе и насколько быстро он будет способен адаптироваться к их стремительному развитию.

Рефлексивный компонент. Формирование рефлексивного компонента ориентировано на понимание курсантами собственной значимости, познание себя и самореализацию. Особое значение приобретают адекватная самооценка курсантами состояния сформированности информационно -правового мировоззрения и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности в сфере регулирования информационно -правовых отношений.

В процессе практической реализации системы формирования информационно-правового мировоззрения выделенные компоненты служат ориентирами для педагогической деятельности, а не являются самостоятельными исследовательскими целями. Это означает, что каждый компонент формируется не автономно, а в тесной связи с другими компонентами. Последнее положение будет раскрыто на примере формирования когнитивного компонента информационно-правового мировоззрения в следующем разделе.

2. Когнитивный компонент мировоззрения и методы теории когнитивной адаптации.

Процессы ассимиляции и аккомодации в контекст науки когнитивной адаптации введены Ж. Пиаже [5;16]. Специализируя когнитивно-эволюционную теорию Пиаже, мы, формируя когнитивный компонент информационно-правового мировоззрения, воспроизводим в процессе обучения курсантов юридическим дисциплинам такие образовательные ситуации, которые вынуждают курсантов к активным адаптивным действиям. С точки зрения когнитивной науки, при решении учебно-профессиональных задач мы вынуждаем курсанта к построению новых когнитивных структур (в случае отсутствия адекватных ситуаций уже апробированных когнитивных структур), либо к использованию известных когнитивных конструкций. Когнитивно-эволюционный подход к формированию информационно-правового мировоззрения курсантов

позволяет говорить о разных стратегиях. Не все стратегии применяются с одинаковой частотностью, и нет избранных стратегий с точки зрения их эффективности. Только конкретное содержание учебно-профессиональной задачи и уровень подготовки конкретного курсанта могут служить основанием для выбора актуальной интеллектуальной стратегии.

Рассмотрим пример использования когнитивно-эволюционного подхода к формированию информационно-правового мировоззрения на занятиях по криминологии. С методической точки зрения экспериментальное занятие в большей степени соответствует типу лабораторного занятия. На проведение занятия отводится два часа. Курсантам предлагается кейс, в котором представлена удачная попытка Израильской армии, осуществившей в 2007 году против Сирии серию кибератак. Военные хакеры из Израиля внедрили «троянский вирус» в код программного обеспечения сети сирийской противовоздушной обороны. В результате проведенной кибератаки израильтяне получили возможность управлять системой противовоздушной обороны противника. На экранах сирийских радаров было все спокойно даже тогда, когда израильские самолеты наносили удары по атомной энергетической установке в Сирии. К категории «троянский вирус» относится вирус «Flame», являющийся сегодня наиболее мощным средством компьютерного шпионажа. Курсантам из обеих групп (контрольной и экспериментальной) было предложено оценить категорию сложности данного кибероружия. Однако лишь курсантам из экспериментальной группы было сообщено (доведенная до курсантов информация является артефактом технологии скаффолдинга) об оборудовании военных и пассажирских лайнеров чипом со встроенной функцией контроля полета. Этой информации оказалось достаточно, чтобы курсанты из ЭГ предположили, что посредством доступа к микрочипу через Интернет, взломщик получает доступ к системе управления движением самолета и имеет возможность вывести машину из строя.

В этой ситуации очень важна роль преподавателя, мотивирующего курсантов к осуществлению оптимального выбора стратегии решения задачи. После выполнения задания курсанты переходят к анализу причин, спровоцировавших обсуждаемую атаку, а также последствий кибератаки для развития локального конфликта. При этом социальные или иные проблемы, благоприятные для роста преступности, выступают на первый план. Осознание важности решения этих проблем, говорящее о сформированности системы взглядов курсантов на мир сквозь призму приобретенной ими информационно-правовой компетентности, свидетельствует о достижении курсантами второго уровня сформированности информационно-правового мировоззрения.

Выводы. В статье предложена система формирования информационно -правового мировоззрения и на примере показано применение когнитивно-эволюционного подхода для ее реализации. В первой части работы говорилось о необходимости выделения двух уровней в структуре

информационно-правового мировоззрения. Применяя данный принцип к когнитивному компоненту, замечаем, что каждому уровню когнитивного компонента информационно-правового мировоззрения курсанта соответствует определенный уровень способности курсанта к аналитическому анализу теории и практики, определенный уровень обладания конкретными предметными знаниями. Возвращаясь к организации занятия по криминологии, можно констатировать следующее: достижение первого уровня когнитивного компонента позволяет курсанту охарактеризовать преступность в регионе, достижение второго уровня -причину преступности. Важно отметить, что при правильной организации педагогического процесса формирование когнитивного компонента способствует формированию информационно-правового мировоззрения в целом. То есть, другими словами, важно формировать любой компонент мировоззрения в тесной связи с формированием других компонентов.

В педагогической науке накоплен значительный опыт подготовки специалистов, способных осуществлять свою профессиональную деятельность, опираясь на компетенции сразу нескольких специальностей. Наиболее интересным для нас является опыт подготовки информатиков -юристов. Изучение соответствующих образовательных программ может помочь в уточнении и реализации системы формирования информационно -правового мировоззрения курсантов [18].

Конкретное применение технологии скаффолдинга учитывает актуальную фазу формирования ИПМ и, следовательно, соответствующее адаптивное поведение курсантов - выбор курсантом адаптивной стратегии, допускающей измерение в виде оппозиции «ассимиляция — аккомодация» и соответствующей тем самым одной из указанных выше четырех стратегий интеллектуальной деятельности. В настоящем исследовании использовался «обобщенный образ» курсанта, выбирающего для себя адаптивную стратегию. Однако в одном и том же курсантском коллективе при решении одной и той же задачи (кейса) один курсант может выбрать пассивно -деформирующую стратегию, а другой - активно-репродуктивную стратегию. Выбор подходящей для курсанта стратегии зависит не только от приобретенных знаний и умений курсанта, но и от его характера. По мнению авторов, для большей успешности проводимого эксперимента необходимо в процессе его осуществления привлекать специалистов когнитивной или социальной психологии [19].

1. Астахова, Л.В. Понятие когнитивной культуры студента: определение и условия развития / Л.В. Астахова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 10. - С. 89-115.

2. Дудкин, Ю.А. Особенности формирования правового мировоззрения сотрудников полиции в вузах МВД России / Ю.А. Дудкин // Мир образования - образование в мире. -2017. - № 1 (65). - С. 179-186.

3. Беловолов, В.А. Профессиональная деятельность офицеров ВВ МВД России: понятие, содержание, особенности / В.А. Беловолов, М. Левин, С.П. Беловолов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. - № 1. - С. 40-48.

4. Меркулов, И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход) / И.П. Меркулов. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2003. - Т. 1. - 472 с.

5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - Москва: Просвещение, 1969. - 659 с.

6. Гаврилова, С.Г. Сформированность профессионального мировоззрения будущих военных специалистов как компонента комплексной готовности / С.Г. Гаврилова, С.В. Манецкая // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2015. - Вып. 3. - С. 86-91.

7. Лопушенко, А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающегося / А.Я. Лопушенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 4 (44). - 186-191.

8. Shvarts, A., Bakker, A. The early history of the scaffolding metaphor: Bernstein, Luria, Vygotsky, and before // Mind, Culture, and Activity. - Vol. 26, No. 1. - P. 4-23. DOI: 10.1080/10749039.2019.1574306

9. Смит, Н. Современные системы психологии / пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. - Санкт-Петербург: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

10. Громова, Т.Н. Мировоззрение в системе общественного сознания / Т.Н. Громова // Научное мнение. - 2016. - № 1-2. - С. 83-86.

11. Гуманизация образовательной среды / Е.А. Александрова, М.В. Григорьева, Ю.В. Селиванова, Е.А. Плешкевич. - Саратов: Наука, 2019. - 160 с.

12. Тарасов, Д.Ю. Педагогические и гуманитарные составляющие профессионального мировоззрения военного специалиста внутренних войск МВД России / Д.Ю. Тарасов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. -2015. - № 1. - С. 185-188.

13. Гусарова, М.А. Соотношение правовой идеологии и правовой психологии как фактор преодоления кризиса правосознания в современном российском обществе (философско-правовой аспект) / М.А. Гусарова // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 6. - С. 12-16.

14. Самойлов, С.Ф. Юридическое мировоззрение как когнитивное ценностное основание правоохранительного мировоззрения / С.Ф. Самойлов // Ценности правоохранительной деятельности: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции. - 2018. - С. 84-89.

15. Зотов, А.А. Проектный подход в обучении курсантов военных вузов / А.А. Зотов // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 52-55.

16. Дудкин, Ю.А. Приоритетные организационно-педагогические условия формирования правового мировоззрения курсантов в вузах МВД России / Ю.А. Дудкин // Педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 16-23.

17. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

18. Галаев, С.В. Подготовка информатиков-юристов / С.В. Галаев // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 78-79.

19. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Народное образование. -2014. - № 9. - С. 180-187.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Astakhova L. V. (2019) Ponyatie kognitivnoj kul'tury studenta: opredelenie i usloviya razvitiya [The concept of student's cognitive culture: definition and conditions of development]. Education and Science. Vol. 21, No. 10: 89-115. (In Russ)

2. Dudkin Yu.A. (2017) Osobennosti formirovaniya pravovogo mirovozzreniya sotrudnikov policii v vuzah MVD Rossii [Features of the formation of the legal worldview of police officers in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. World of Education - Education in the World. No. 1 (65): 179-186. (In Russ)

3. Belovolov V.A, Levin M., Belovolov S.P. (2014) Professional'naya deyatel'nost' oficerov VV MVD Rossii: ponyatie, soderzhanie, osobennosti [Professional activity of officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: concept, content, features]. Humanities and education in Siberia. No. 1: 40-48. (In Russ)

4. Merkulov I.P (2003) Epistemologiya (kognitivno-evolyucionnyj podhod) [Epistemology (cognitive-evolutionary approach. St. Petersburg, 2003 .Vol. 1. - 472 p. (In Russ)

5. Piaget J.(1969) Izbrannye psihologicheskie trudy. Psihologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psihologiya [Selected psychological works. The psychology of intelligence. Genesis of the number in a child. Logic and psychology]. Moscow: Education, 1969. 659 p. (In Russ)

6. Gavrilova S.G., Manetskaya S.V. (2015) Sformirovannost' professional'nogo mirovozzreniya budushchih voennyh specialistov kak komponenta kompleksnoj gotovnosti [Formation of the professional worldview of future military specialists as a component of integrated readiness]. Bulletin of the Maikop State Technological University. Issue. 3: 86-91. (In Russ)

7. Lopushenko A. Ya. (2009) Sushchnost', soderzhanie i struktura professional'nogo mirovozzreniya obuchayushchegosya [The essence, content and structure of the student's professional worldview]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4 (44): 186-191. (In Russ)

8. Shvarts A., Bakker A. The early history of the scaffolding metaphor: Bernstein, Luria, Vygotsky, and before. Mind, Culture, and Activity. Vol. 26, No. 1: 4-23. DOI: 10.1080 / 10749039.2019.1574306 ( In Eng)

9. Smith N. (2003) Sovremennye sistemy psihologii [Modern systems of psychology] / translated from English by A.A. Alekseeva. St. Petersburg: Prime-Evroznak. 384 p. (In Russ)

10. Gromova T.N. (2016) Mirovozzrenie v sisteme obshchestvennogo soznaniya [Worldview in the system of public consciousness]. Scientific opinion. No. 1-2: 83-86. (In Russ)

11. Alexandrova E.A. Grigorieva M.V., Selivanova Yu.V., Pleshkevich E.A. (2019) Gumanizaciya obrazovatel'noj sredy [Humanization of the educational environment]. Saratov: IC "Science". 160 p. (In Russ)

12. Tarasov D.Yu. (2015) Pedagogicheskie i gumanitarnye sostavlyayushchie professional'nogo mirovozzreniya voennogo specialista vnutrennih vojsk MVD Rossii [Pedagogical and humanitarian components of the professional worldview of a military specialist of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Development of modern education: theory, methodology and practice. No. 1: 185-188. (In Russ)

13. Gusarova M.A. (2017) Sootnoshenie pravovoj ideologii i pravovoj psihologii kak faktor preodoleniya krizisa pravosoznaniya v sovremennom rossijskom obshchestve (filosofsko-pravovoj aspekt) [Correlation of legal ideology and legal psychology as a factor in overcoming the crisis of legal consciousness in modern Russian society (philosophical and legal aspect)] . Bulletin of the Vyatka State University. No. 6: 12-16. (In Russ)

14. Samoilov S.F. (2018) Yuridicheskoe mirovozzrenie kak kognitivnoe cennostnoe osnovanie pravoohranitel'nogo mirovozzreniya [Legal worldview as a cognitive value basis of a law enforcement worldview] In the collection "Values of law enforcement: theoretical and

practical aspects." Collection of materials of the All-Russian scientific and technical conference. Pp. 84-89. (In Russ)

15. Zotov A.A. (2017) Proektnyj podhod v obuchenii kursantov voennyh vuzov [Project approach in teaching cadets of military universities]. Psychological and pedagogical aspects of improving the training of university students: materials of the interuniversity student scientific and practical conference. Pp. 52-55. (In Russ)

16. Dudkin Yu.A. (2017) Prioritetnye organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovogo mirovozzreniya kursantov v vuzah MVD Rossii [Priority organizational and pedagogical conditions for the formation of the legal worldview of cadets in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogical journal. No. 2: 16-23. (In Russ)

17. Rean A.A. (2008) Psihologiya adaptacii lichnosti [Psychology of adaptation of personality]. St. Petersburg: Prime-Evroznak. 479 p. (In Russ)

18. Galaev S.V. (2007) Podgotovka informatikov-yuristov [Training of computer science lawyers]. Higher education in Russia. No. 5: 78-79. (In Russ)

19. Alexandrova E.A. (2014) Psihologicheskoe i pedagogicheskoe soprovozhdenie: individual'naya traektoriya razvitiya [Psychological and pedagogical support: individual trajectory of development]. Public education. No. 9: 180-187. (In Russ)

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.