Классификация педагогических условий формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных вузов войск национальной гвардии РФ на занятиях по военно-профессиональной дисциплине «связь»
Стародубцев Михаил Павлович,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
Бабич Игорь Иванович,
соискатель, старший преподаватель кафедры обеспечения слу-жебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации
Авторами статьи предпринята попытка систематизации и осмысления педагогических условий формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов военных вузов войск национальной гвардии РФ на занятиях по военно-профессиональной дисциплине «Связь».
Материал статьи выстроен в строгой логической последовательности, от общей классификации педагогических условий, имеющихся в научной и отраслевой литературе, автор переходит к классификации конкретных педагогических условий, обеспечивающих лучшее освоение курсантами военно-профессиональных компетенций по дисциплине «Связь» на примере Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Интерес авторов обусловлен значимостью изучения военно-профессиональной дисциплины «Связь» для курсантов военных вузов войск национальной гвардии по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», военно-учетной специальности - 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии», специализации № 5 - военно-правовая значимости выделенных им педагогических условий для оптимального функционирования целостного образовательного (педагогического) процесса современном военном вузе в целях более качественной подготовки военных специалистов в области связи.
Ключевые слова: педагогические условия, классификация, военный вуз, военно-профессиональные компетенции, военно-профессиональная дисциплина, связь, целостный образовательный процесс.
о
Е
СП
о
(Ч
В отличие от большинства образовательных организаций высшего образования, относящихся к открытым педагогическим системам и в силу этого свободно контактирующих с внешней средой, ведомственные военные вузы, в том числе вузы войск национальной гвардии РФ, представляют собой сложные закрытые (замкнутые) педагогические системы со специфическими особенностями организации образовательного процесса.
Обобщенный анализ научной литературы позволяет классифицировать условия функционирования любой педагогической системы по различным основаниям:
1) по сфере воздействия: внешние и внутренние;
2) по характеру воздействия: объективные и субъективные;
3) по объекту воздействия: общие и специфические.
По мнению Н. Ипполитовой, Н. Стерховой, необходимо также учитывать пространственные условия, в которых существует педагогическая система: географическое расположение конкретной образовательной организации, ее специфика, уровень квалификации педагогических кадров, степень материальной оснащенности образовательного процесса и т.д. [4, С. 10].
Для качественного функционирования педагогической системы, в том числе для эффективной организации целостного педагогического (образовательного) процесса, необходимо соблюдений определенных условий, обеспечивающих их результативность.
Обобщенный подход к рассмотрению понятия «педагогические условия» позволяет выделить некоторые существенные признаки (характеристики), наиболее точно отображающими педагогические условия в качестве совокупности причин и обстоятельств, влияющих на функционирование и развитие изучаемого объекта и также наиболее часто встречающиеся при определении указанного понятия в большинстве научно-педагогических источников.
Прежде всего, их можно представить в качестве совокупности объективных возможностей педагогической системы, характеризующей внутренние и внешние элементы образовательного процесса и отражающей согласованность содержания, форм и методов педагогического процесса. Педагогические условия, являясь основным составным элементом педагогической системы, мерой ее развития и эффективного функционирования, обеспечивают также взаимодействие субъектов образования. Реализация педагогических условий предполагает активное использование учебно-методического, материально-технического оборудования и всего природно-пространственного окружения образовательной организации.
В настоящее время встречается множество разновидностей педагогических условий, единая унифицирован-
ная классификация которых отсутствует, однако большинство ученых придерживаются следующей классификации педагогических условий:
1) организационно-педагогические (В.А. Беликов, Н. Г. Бондаренко, А. А. Володин, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.);
2) психолого-педагогические (И.В. Грабовский, Д.В. Громов Н.М. Борытко Н.В. Журавская, А.В. Круглий, М.М. Тарасов, Л.М. Репета, В.И. Андреев, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.);
3) дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и
т.д.
Условия, отнесенные к первой категории - организационно-педагогические - рассматриваются как возможности, обеспечивающие успешное решение образовательных задач.
Так, с точки зрения Е.И. Козыревой, организационно-педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [5, С. 6].
В.А. Беликов характеризует их как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [1, С. 235]
А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко, под организационно-педагогическими условиями понимают характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы [3, С. 145].
Психолого-педагогические условия в большей степени, чем другие, связаны с педагогической системой ввиду того, что эти условия наиболее ярко проявляются именно в педагогическом процессе и создаются в целях его оптимизации. Обобщенные результаты исследований позволяют выделить следующие признаки психолого-педагогических условий:
1) данный вид условий представляет собой совокупности возможностей образовательной среды (мер воздействия), использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) эти условия направлены на развитие личности субъектов педагогической системы (основных участников образовательного процесса: педагогов и обучающихся), что обеспечивает успешное решение образовательных задач;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является воздействие на личностный аспект педагогической системы;
4) совокупность психолого-педагогических условий должна подбираться с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса.
Дидактические условия являются важным компонентом педагогической системы и целостного образовательного процесса. В настоящее время в теории и практике педагогической науки встречаются различные определения понятия «дидактические условия».
Так, например, Волкова С.В. считает, что «дидактические условия представляют собой специально смоделированные обучающие процедуры, реализация которых позволяет решать определенный класс образовательных задач» [2, С. 17].
В системе военного образования интерес к проблемам поиска и обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность и результативность системы, а также целостность военно-педагогического процесса, обусловлен теми же причинам, что в системе
гражданских вузов - необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, способных оперативно решать традиционные и нестандартные задачи в избранной области профессиональной деятельности.
Для успешного формирования военно-профессиональной компетентности военнослужащих необходимо, чтобы были достаточно развиты все ее структурные элементы (военно-профессиональные знания; система профессионально важных навыков и умений; военно-профессиональные позиции; личностные качества (особенности); готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности. Указанные цели достигаются в целостном военно-педагогическом процессе.
В настоящее время войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В условиях нарастания темпа научно-технического прогресса от военных специалистов требуется наличие высокой квалификации и профессиональной компетентности. Достичь этого возможно путем обеспечения высокого качества получаемого образования, основанного не только на использовании современных образовательных технологий, но и эффективных мотивационных механизмов, способствующих формированию необходимых будущему офицеру личностных и профессиональных качеств.
Перечень компетенций по конкретной специальности или направлению подготовки устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами и дополняется с учетом квалификационных требований к военно-профессиональной и специальной профессиональной подготовке выпускников.
Военно-профессиональные компетенции представляют собой способность и готовность выпускника военного вуза как будущего офицера применять знания, умения, профессиональный и жизненный опыт, ценностные установки и личные качества для успешного решения задач, возникающих в сфере его дальнейшей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Каждая учебная (военно-профессиональная) дисциплина (модуль), практика, по реализуемой военным вузом образовательной программе, предполагает освоение обучающимися определенного набора компетенций (от общекультурных до профессионально-специализированных), в том числе, военно-профессиональных.
Так, в частности, в ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» занятия по военно-профессиональной дисциплине «Связь» проводятся у обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», военно-учетной специальности -370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии», специализации № 5 - военно-правовая.
Основной целью изучения военно-профессиональной дисциплины «Связь» является формирование у обучающихся способности лично владеть и правильно эксплуатировать современные технические средства связи, состоящие на вооружении подразделения, а также способности руководить подразделением при выполнении задач служебно-боевой деятельности по штатным средствам связи в военное и мирное время.
Занятия по военно-профессиональной дисциплине «Связь» направлены на поэтапное формирование военно-профессиональных компетенций, которые в конечном итоге выражаются в готовности военного специалиста к решению своих профессиональных задач, что обу-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
словлено появлением новых требований, предъявляемым к вузам в условиях реализации компетентностного подхода, нашедшего отражения в федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++) и профессиональных образовательных стандартах.
Применительно к освоению военно-профессиональных компетенций курсантами военных вузов войск национальной гвардии РФ на занятиях по военно-профессиональной дисциплине «Связь», педагогические условия рассматриваются нами следующим образом: организационно-педагогические условия - как основной фактор целостного педагогического процесса; психолого-педагогические условия - как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; дидактические условия - как элементы организационных форм обучения.
При этом, непосредственно под педагогическими условиями нами понимается совокупность специально созданных ситуаций и обстоятельств, выявленных форм, методов, приемов, а также разработанного содержательного и методического материалов, способствующих успешному формированию военно-профессиональных компетенций у курсантов войск национальной гвардии на занятиях по военно-профессиональной дисциплине «Связь».
Таким образом, проведенный анализ феномена педагогических условий в целом, позволил установить, что обобщающей целью этих условий является обеспечение оптимального функционирования целостного образовательного (педагогического) процесса.
Основываясь на вышеизложенной общей квалификации педагогических условий и исходя из целей реализации в системе военного образования компетентностного подхода, нами были определены педагогические условия, способствующие формированию военно-профессиональных компетенций курсантов военных вузов войск национальной гвардии России на занятиях по военно-профессиональной дисциплине «Связь». Выделению данных условий способствовало понимание отличительных особенностей организации образовательного процесса в военном вузе как в закрытой педагогической системе, которая, при всей своей замкнутости, должна учитывать достижения современной педагогической науки и научно-технического прогресса.
Такими условиями, по нашему мнению, являются:
1) использование единого информационно-образовательного пространства военного вуза войск национальной гвардии в целях формирования необходимых военно-профессиональных компетенций по дисциплине «Связь».
Данное условие относится к организационно-педагогическим и предполагает объединение усилий всех основных участников образовательного процесса и всех элементов образовательной среды военного вуза для подготовки высококвалифицированных специалистов для нужд Росгвардии.
2) обучение на основе личностно-ориентированной модели образования, учитывающей новый, субъект-субъектный тип взаимодействия между основными участниками образовательного процесса, его индивидуализацию и учет личностных особенностей курсантов при формировании военно-профессиональных компетенций на занятиях по дисциплине «Связь».
Данное условие относится к психолого-педагогическим и базируется на принципах гуманизации, гуманитаризации, демократизации и индивидуализации образования с учетом личностных особенностей и достижений обучающихся в условиях реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке выпускников в
системе высшего, в том числе высшего военного, образования.
3) использование новых форм, способов и методов обучения при подготовке курсантов на занятиях по дисциплине «Связь» в целях формирования у них необходимых военному специалисту профессиональных компетенций.
Данное условие относится к дидактическим и предполагает использование в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии России современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения.
Литература
1. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. -357 с.
2. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Карел. гос. пед. ун-т. - Петрозаводск, 2002. - 22 с.
3. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володина, Н.Г. Бондаренко // Известия ТГУ. 2014. - С. 143— 152.
4. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8—13.
5. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
Classification Of Pedagogical Conditions Of Formation Of Military-Professional competence of cadets of higher educational institutions of national guard troops of the Russian Federation in the classroom for professional military discipline "communication»
Starodubtsev M.P., Babich I.I.
St. Petersburg military order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
The authors of the article attempt to systematize and comprehend the pedagogical conditions for the formation of military professional competencies among cadets of military universities of the national guard troops of the Russian Federation in the classroom on the military professional discipline "Communication".
The material of the article is built in a strict logical sequence, from the General classification of pedagogical conditions available in scientific and industry literature, the author proceeds to the classification of specific pedagogical conditions that ensure the best development of cadets military professional competencies in the discipline "Communication"on the example of the St. Petersburg military Institute of the national guard of the Russian Federation.
The interest of the authors is due to the importance of studying the military professional discipline "Communication" for cadets of military universities of the national guard troops in the specialty 40.05.01 "Legal support of national security", military accounting specialty-370300 "Service and combat use of formations, military units and units of the national guard troops", specialization No. 5 - military legal significance of the allocated pedagogical conditions for optimal functioning of the holistic educational (teaching) process of the modern military high school in order to better prepare military experts in the field of communications.
Keyword: pedagogical conditions, classification, military higher educational institution, military-professional competence, military-professional discipline, communication, holistic educational process.
References
1. Belikov V. A. Philosophy of personality education: activity aspect: monograph. Moscow: Vlados, 2004. - 357 p.
2. Volkova S. V. Didactic conditions of realization of personal meanings by students in the process of learning: abstract of dis. ... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01 / Karel. state PED. UN-T.-Petrozavodsk, 2002. - 22 p.
3. Volodin, A. A. Analysis of the content of the concept "Organizational and pedagogical conditions" [Text] / A. A. Volodin, N. G. Bondarenko / / Izvestiya TSU. 2014. Pp. 143-152.
o
o
00
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
Ol
■o
A
u
o
m
A
X
s
m
81
4. Ippolitova, N. V. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification / N. V. Ippolitova, N. S. Sterkhova / / General and Professional Education. - 2012. - No. 1. - Pp. 8-13.
5. Kozyreva E. I. School of the teacher-researcher as a condition of development of pedagogical culture // Methodology and methods of natural science: collection of scientific works. tr. Vol. 4. Omsk: Publishing house Omgpu, 1999. - 24 p.