Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 331.44; 159.9; 378
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69
Оригинальная статья
Исследование обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации на наличие профессионально важных качеств
В. М. Жуков1, А. М. Ворожцов2
'Омская академия МВД России, г. Омск 2Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск '[email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-0790-9893 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4316-8386
Аннотация.
Введение. В статье рассматривается проблема осознания курсантами личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности полицейского. Проведённое исследование позволило объективно соотнести качества, фактически имеющиеся у курсантов и требуемые. Исследование было проведено с декабря 2019 года по февраль 2020 года. Задачи исследования: рассмотреть организацию образовательного процесса и определить влияние, которое она оказывает на осознание курсантами своего статуса и формирование профессионально важных качеств. Материалы и методы. Основным методом при проведении исследования был констатирующий эксперимент, проведённый среди курсантов ведомственных образовательных организаций Министерства внутренних дел России. В ходе которого определялись присущие им профессионально важные качества. Выборку составили 390 обучающихся.
Результаты исследования. Выявлено, что большинство курсантов первого курса одновременно осознаёт себя в статусах обучающегося и сотрудника органов внутренних дел. На четвёртом - пятом курсах таких респондентов меньше на треть. Это происходит из-за существующей системы обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях, которая не способна укрепить эту внутреннюю осознанность.
Заключение. Результаты исследования показали их высокую практическую значимость и необходимость активизации работы по направлению исследования. Практические результаты исследования предполагается использовать при создании программ морально-психологической подготовки для переменного состава. При должном развитии профессионально важных качеств произойдёт снижение уровня текучести кадров, повысится показатель доверия населения к полицейским, у сотрудников появится удовлетворение от своей работы и т. п. Авторы планируют продолжить исследование.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная готовность, профессионально важные качества, курсанты, образовательная организация
© В. М. Жуков, А. М. Ворожцов
Для цитирования: Жуков В. М., Ворожцов А. М. Исследование обучающихся образовательных организаций МВД России на наличие профессионально важных качеств // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 61-69. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69
Study of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Presence of Professionally Significant Qualities
Victor M. Zhukov1, Alexander M. Vorozhtsov2
1Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk 2East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-0790-9893 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4316-8386
Original article
Abstract. The paper focuses on the issue of cadets' awareness of personal qualities necessary for the professional activity of policeman. The conducted research has objectively correlated the qualities that the cadets have with those required. The study, which was carried out from December 2019 to February 2020, aimed to consider the organization of the educational process and determine the impact it has on the cadets' awareness of their status and the formation ofprofessionally important qualities.
Materials and methods. The primary method employed in the research was an ascertaining experiment involving the cadets of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The experiment sought
to determine the professionally significant qualities inherent in cadets. The sample consisted of390 students.
Research results. The findings have revealed that the majority of first-year cadets are aware of being simultaneously a student and an employee of the Department of Internal Affairs. However, the proportion of such respondents among the four- andfive-year students is lower by a third. This is due to the existing system of education and upbringing in departmental educational organizations, which is unable to strengthen this inner awareness. Conclusion. The results of the study have indicated high practical significance and the need to intensify work in this strand of the research. The practical results of the study are supposed to be used when creating programs for moral and psychological training of non-permanent personnel. Proper development of professionally significant qualities will decrease the level of staff turnover, increase the index ofpublic confidence in the police, ensure satisfaction of employees from their work, and others. There are plans to continue the study. Keywords: professional identity; professional readiness; professionally significant qualities; cadets; educational organization
For citation: Zhukov V. M., Vorozhtsov A. M. Study of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Presence of Professionally Significant Qualities. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(1): 61-69. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69
Введение
Преобладающее значение в профессиональном становлении личности имеет изначально правильное понимание субъектом требований и специфики соответствующего вида профессиональной деятельности. Перед принятием решения посвятить себя тому
или иному виду деятельности индивид должен осознать те внутренние и внешние затраты, которые потребуются для этого. Ему необходимо отчётливо понимать те личностные качества, которые нужны для её выполнения, и наиболее объективно соотносить их с теми качествами, которыми он фактически обладает. Указанное в полной мере распространяется на желающих поступить на службу в органы внутренних дел (ОВД) и на уже обучающихся курсантов. Обратное с неизбежностью приведёт к таким негативным последствиям, как некомпетентность сотрудника ОВД, незаинтересованность в службе и результатах своего труда, последующая смена рода деятельности и др.
Несомненно, что особенность организации образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях системы Министерства внутренних дел (МВД) России сказывается на осознании курсантами своего статуса, необходимости формирования и развития профессиональных качеств, присущих профессии сотрудника правоохранительных органов, или на развитии профессиональной идентичности. Некоторые авторы соотносят профессиональную идентичность с понятием профессиональной готовности будущих офицеров МВД [1; 2; 3, 5], что положительно отразится на эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов. Ведь основной задачей образовательной организации является подготовка профессионала своего дела, который способен эффективно выполнять возложенные на него функции [4].
Материалы и методы
На базе нескольких образовательных организаций МВД России было проведено анкетирование, вопросы к которому разработаны авторами. Целью данного анкетирования явилось выявление исходной величины сформированности профессиональной идентичности курсантов, степени её развития, обусловленных периодом прошедшего обучения. Предметом исследования послужили результаты опроса обучающихся 1-го курса (158 человек) и выпускных: 4-го и 5-го курсов (232 человека). Все опрошенные курсанты проходят обучение в четырёх образовательных организациях МВД России. Это Московский университет МВД Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, Омская академия МВД России, Барнаульский юридический институт МВД России, Восточно-Сибирский институт МВД России. Проведение исследования в данных ведомственных образовательных организациях дало возможность учесть отличительные черты не отдельно взятого региона, а показатели по ведомственным образовательным организациям, расположенным как в Центральном федеральном округе, так и в Западной и Восточной Сибири.
Результаты исследования
Полученные в результате анкетирования ответы свидетельствуют о том, что среди курсантов 1-го курса при поступлении на обучение большинство одновременно осознавали себя как в статусе обучающегося, так и в статусе сотрудника ОВД (66,03 %). Только в статусе обучающегося себя осознавали 22,01 % курсантов 1-го курса. В статусе сотрудника полиции при поступлении осознавали себя только 10,06 % респондентов. Ещё 1,88 % опрошенных отметили, что при поступлении не осознавали себя ни в том, ни в другом статусе. Видимо, это связано с затянувшейся профессиональной социализацией, что теснейшим образом соединяется с профессиональной пригодностью обучающихся [8, с. 135]. Среди курсантов 4-го и 5-го курсов в качестве обучающегося и сотрудника правоохранительных органов себя видели только 35,18 %. Большинство опрошенных осознавали себя только в статусе обучающегося (46,1 %), а в качестве только сотрудников ОВД себя позиционировали 20,68 % респондентов. Обработка полученных результатов показывает, что уровень осознания абитуриентами своего будущего статуса достаточно высокий. Эти же данные подтверждаются результатами опроса о трансформации взглядов курсантов на одновременное обучение и прохожде-
ние службы после первоначальной подготовки. Среди курсантов 1-го курса изменение соответствующих взглядов установлено в 25 % случаев. При этом причины такого изменения носят как положительный характер, так и отрицательный. Соответственно не изменилось данное отношение у 75 % обучающихся на 1-м курсе. После прохождения первоначальной подготовки у 8 % курсантов 1-го курса возникло желание выбрать другую профессию. Среди соответствующих мотивов респондентами указано малое количество личного времени; признание того, что выбор профессии был неправильным; большая ответственность, лежащая на сотруднике ОВД при выполнении своих служебных обязанностей [6]. Кроме того, 8 % курсантов 1-го курса сообщили о своём желании поступить в другую образовательную организацию, не входящую в систему Министерства внутренних дел. Основным мотивом при этом стали достаточно сложная программа обучения и большие эмоционально-физические нагрузки. Отсутствие способности совмещать обучение и несение службы, подконтрольность своей деятельности. Одновременно стоит отметить, что нередко курсанты мотивировали нежелание выбрать другую профессию, не связанную с органами внутренних дел, затраченными на поступление в образовательную организацию значительными силами и временем. Причём как личными, так и усилиями, приложенными родственниками и знакомыми.
Значимым событием в жизни каждого курсанта является принятие Присяги сотрудника органов внутренних дел. Ритуал принятия Присяги в значительной степени повлиял на самоидентификацию курсантов (данный факт отметили 68,78 % курсантов 1-го курса). Среди наиболее распространённых оснований такого влияния было указано: получение ответственного положения сотрудника органов внутренних дел, возложение на себя служебных обязательств, появление чувства гордости за приобщение к среде сотрудников ОВД. Однако, несмотря на это, 31,21 % курсантов 1-го курса указали на формальный характер этого торжественного ритуала. Видимо, это связано с некоторой формальностью, присущей организаторам при проведении данного мероприятия. Ведь все сотрудники, поступившие на службу в МВД России, приводятся к Присяге сотрудника органов внутренних дел. При этом принятие Присяги осуществляется в знаковых местах для сотрудников ОВД и в торжественной обстановке [7].
Данные нашего опроса показывают, что даже после прохождения курсантами таких существенных воспитательных мероприятий, как первоначальная подготовка и принятие Присяги, необходимость которых определяет сам статус сотрудника ОВД, некоторая часть курсантов по-прежнему не идентифицирует себя со службой. Причём часто это носит глубинно-личностный характер, который можно выявить лишь при дополнительном психологическом исследовании. Поэтому представляется, что личност-но-профессиональный статус не может быть сформирован только лишь в результате воздействия внешних элементов воспитания, какими в приведённых примерах являются первоначальная подготовка и Присяга. Становление курсанта как профессионала должно происходить «изнутри». При этом каждый курсант должен проходить такой этап как осознание себя настоящим сотрудником, а не соотношение себя с каким-либо придуманным образом сотрудника, не соответствующим действительности. Курсанту необходимо морально принять данный статус, осознать его, оценить имеющиеся свои внутренние и внешние ресурсы, а также качества, необходимые для службы. Проанализировать необходимость развития в себе данных профессиональных качеств в случае их отсутствия либо неполноты.
Отметим, что система обучения и воспитания в образовательных организациях МВД России, в том числе с присущими им традициями и ритуалами, призвана только укрепить эту внутреннюю осознанность, но не может её заменить [2]. Ведь традиции и ритуалы сотрудников правоохранительных органов - это свод моральных правил и обычаев, которые необходимо знать каждому сотруднику ОВД. Имеющиеся в органах внутренних дел традиции и ритуалы призваны пробуждать в сотрудниках желание
честно и профессионально выполнять свои обязанности; способствовать становлению профессионала в правоохранительной сфере. Вместе с тем, согласно полученным в результате исследования данным, назвать хотя бы одну такую традицию не смогли 78,39 % респондентов среди курсантов 1-го курса и 38,59 % среди курсантов 4-го и 5-го курсов. Известно, что знание традиций и ритуалов в ОВД помогает курсанту скорее осознать себя в качестве сотрудника полиции, даёт направление для развития необходимых профессиональных качеств, помогает воспитать профессиональную идентичность.
При этом под профессиональной идентичностью предлагается понимать достижение условного профессионального «идеального образца». Этот образец позволит курсанту правильно осознать себя субъектом конечного результата, которого нужно стремиться достичь. Внутреннее содержание этого «идеального образца» известно и не является абстрактной формой. Именно поэтому каждый субъект этого действия объективно оценивается по имеющимся служебным показателям, вследствие чего профессиональные качества сотрудника ОВД необходимо развивать всем поступившим на службу. Однако на сегодняшний день 83,97 % курсантов 1-го курса и 70,56 % курсантов 4-го и 5-го курсов не знакомы с таким понятием, как «профессиональная идентичность», у них отсутствует само осознание необходимости и возможности её развития (67,72 % курсантов 1-го курса и 51,29 % курсантов 4-го и 5-го курсов). Эти данные позволяют сделать вывод, согласно которому воспитателям, педагогам, курсовым офицерам необходимо проводить планомерную работу по формированию и развитию профессионально необходимых качеств для службы.
Более того, количество курсантов 1-го курса, не задумывавшихся о профессиональной принадлежности сотрудника правоохранительных органов, составляет 26,36 %. Соответствующий показатель среди курсантов 4-го и 5-го курсов - 38,16 %. Далее следуют такие качества, как профессионализм (11,45 %), а также чёткая регламентация служебных обязанностей (11,06 %). Напротив, для курсантов 1-го курса наиболее распространённым является мнение о чётком разделении своих должностных обязанностей (33,18 %). Это является одним из ведущих факторов при определении профессиональной принадлежности сотрудника полиции. Следом идёт точка зрения о строгой служебной дисциплине, присущей сотрудникам полиции (19,09 %). При этом общие качества, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов, не носят абстрактный характер и давно известны. Все эти качества направлены на реализацию того набора обязанностей, которые возложены на органы внутренних дел по отечественному законодательству в соответствии со ст. 12 и 27 ФЗ «О полиции» [8]. Однако при выполнении своих обязанностей полицейскому нужно учитывать, что его деятельность достаточно регламентирована, вместе с тем интерпретацию документов (приказов, инструкций и т. п.) зачастую определяет сам исполнитель. Поэтому особое значение приобретает наличие у сотрудника ряда нравственных категорий, в связи с чем возникла необходимость указания ответов о качествах, присущих сотруднику полиции. Курсанты 1-го курса перечислили следующие качества, свойственные сотрудникам ОВД: честность (12,77 %), мужество (12,14 %), дисциплинированность (7,78 %), стрессоустойчивость (13,27 %), трудолюбие (5,91 %), ответственность и опрятность отметили по 5,6 % респондентов. Ещё 6,23 % курсантов не знают ответа на данный вопрос, а 4,04 % не задумывались над наличием нравственных категорий у себя.
Соответствующие ответы курсантов 4-го и 5-го курсов: честность (8,63 %), дисциплинированность (6,73 %), ответственность (6,31 %), стрессоустойчивость (5,35 %), наличие образования (4,66 %). Не знают, какие качества должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов 8,46% курсантов. Не задумывались над этим - 1,38 %.
Исходя из этих данных полагаем необходимым отметить, что профессионализм
как важное качество для сотрудника полиции указано курсантами 1-го курса только в 2,8 % ответов, курсантами 4-го и 5-го курсов - в 2,07 %. Полученные ответы позволяют предположить, что в подавляющем большинстве качества, которыми должен обладать сотрудник полиции, - это нравственные качества, или черты характера сотрудника, не затрагивающие проблем компетенции.
Наглядным моментом исследования будет соотношение категорий, которые должны быть присущи сотруднику полиции с качествами, которыми обладают курсанты. Среди курсантов 1-го курса не задумывались о присущих им качествах как сотрудника 19,8 %, не идентифицируют себя с образом сотрудника ОВД ещё 16,2 %, дисциплинированными себя назвали 15,3 %, на наличие ответственности указали 10,3 %, на честность - 7,6 %, на стрессоустойчивость - 6,3 %, на трудолюбие - 4,5 %, на опрятность - 1,8 % курсантов (соответствующие показатели при ответе на эти вопросы у курсантов 4-го и 5-го курсов составили 7,8 %, 5,6 %, 12,8 %, 13,3 %, 5,9 %, 5,6 %). При этом на наличие у себя мужественности (смелости) курсанты не ответили. Видимо, потому, что это субъективная категория.
Среди курсантов 4-го и 5-го курсов 20,8 % респондентов не отождествляют себя с должностью сотрудника полиции. Наличие ответственности отметили 12,5 % курсантов (соответствующий показатель при ответе на вопрос о необходимых сотруднику ОВД качествах составил 6,3 %), дисциплинированности - 7,5 % (6,7 %), честности -6,4 % (8,6 %), стрессоустойчивости - 5 % (5,3 %) курсантов. Не задумывались о своих внутренних качествах как сотрудника правоохранительных органов 4,8 %.
Заключение
Полученные эмпирические данные характеризуются высоким процентом курсантов, не идентифицирующих себя с обликом сотрудника полиции или пока не задумывавшихся над этим. Кроме того, часть курсантов никогда не задумывались над имеющимися у них качествами, необходимыми сотруднику полиции для прохождения службы. Поэтому считаем, что всё это доказывает некую инфантильность, присущую сегодняшним курсантам, как и многим современным молодым людям. Из чего следует вывод, что определённая доля курсантов случайно попала в ряды сотрудников полиции.
Соответственно, всему коллективу образовательной организации МВД России при организации обучения необходимо сосредоточиться на формировании и развитии профессионально важных качеств у всех обучающихся. Данная работа позволит выпускникам наиболее эффективно выполнять свои служебные обязанности, уменьшит текучесть кадров в первые годы службы, качественно улучшит состав сотрудников правоохранительных органов [9]. Совместная работа в данном направлении, проводимая воспитателями, преподавателями, курсовыми офицерами в период обучения, позволит найти перспективные направления для поиска новых форм и методов такой работы, проводимой в стенах образовательной организации. Развитие профессионально важных качеств в период обучения позволит в дальнейшем улучшить показатели доверия населения к полицейским. В случае отсутствия подобной работы в период обучения будет расти процент уволившихся со службы выпускников в первые годы службы. На этот же показатель будет влиять и отсутствие поддержки в подразделениях у молодых специалистов, которых часто оставляют один на один со служебными проблемами. Данную поддержку в первую очередь должны осуществлять наставники, закрепляемые за вчерашними выпускниками ведомственных образовательных организаций.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Заявленный вклад авторов
Фактический вклад В. М. Жукова в проведённое исследование (50 %) отражает ту часть, в которой представлены проведённый опрос и обработанные эмпирические данные.
Фактический вклад А. М. Ворожцова в проведённое исследование (50 %) отражает ту часть, в которой представлены результаты исследования и заключение.
Список источников
1. Путин призвал МВД работать над укреплением доверия общества к полиции [Электронный ресурс] : РИА новости. 06.11.2019. 14:11 (обновлено: 17:17 03.03.2020). URL: https://ria.ru/20191106/1560634678.html (дата обращения 10.02.2022).
2. Андрианов А. С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Красноярск, 2020. 24 с.
3. Кошелева Д. В. Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 1526-1530. URL: http://e-koncept.ru/2014/54569.htm (дата обращения: 12.11.2021).
4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пос. для вузов ; 2-е изд. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
5. Ворожцов А. М. Формирование личности сотрудника органов внутренних дел в вузе МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2010. № 2 (53). С. 65-70.
6. Гвоздиков С. В., Серебровская Н. Е. Профессиональная пригодность государственных служащих как основа эффективной профессиональной деятельности // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 341-345.
7. Русакова Н. Г. Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 453-456.
8. Ленева Ю. Б., Мусатова О. А., Николаева Ю. В. Формирование психологической готовности курсантов образовательных организаций МВД России к профессионально-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 24-26.
9. Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Профессиональная личностная деформация сотрудников органов внутренних дел // Организационная психология. 2020 Т. 10. № 2. С. 80-106.
References
1. Putin prizval MVD rabotat' nad ukrepleniem doveriya obshchestva k politsii [Putin called on the Interior Ministry to work on strengthening public confidence in the police] [Ehlektronnyj resurs]: RIA novosti. 06.11.2019. 14:11 (updated: 17:17 03.03.2020). Available at: https://ria.ru/20191106/1560634678.html (accessed 10.02.2022).
2. Andrianov A. S. Razvitie lichnostno-professional'nykh kachestv sotrudnikov organov vnutrennikh del v protsesse pervonachal'noj podgotovki v vuzakh MVD RF [Development of personal and professional qualities of employees of internal affairs agencies bodies in the process of initial training at universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Cand.ped.sci.diss.abstr.]: 13.00.08. Krasnoyarsk, 2020. 24 p.
3. Kosheleva D. V. Razvitie professional'nykh kachestv budushchego sotrudnika otdela
vnutrennikh del v khode vedeniya doprosa [Development of professional qualities of a future employee of the Department of Internal Affairs during interrogation] [Elektronnyj resurs]// Kontsept. 2014. V. 20. pp. 1526-1530. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54569.htm (accessed 12.11.2021).
4. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noj prigodnosti: ucheb. pos. dlya vuzov [Psychology of professional fitness: textbook for universities]; 2-nd ed. M.: Publishing House PER SE, 2001. 511 p.
5. Vorozhtsov A. M. Formirovanie lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del v vuze MVD Rossii [Shaping the personality of employee of the Internal Affairs Agencies in the University of the MlA of Russia] // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2010. No. 2 (53). pp. 65-70.
6. Gvozdikov S. V., Serebrovskaya N. E. Professional'naya prigodnost' gosudarstvenny-kh sluzhashchikh kak osnova effektivnoj professional'noj deyatel'nosti [Professional fitness of civil servants as the basis for effective professional activity] // NovaInfo.Ru. 2015. V 1. No. 34. pp. 341-345.
7. Rusakova N. G. Prisyaga kak yuridiko-simvolicheskoe otrazhenie kul'turnykh traditsij [The oath as a legal and symbolic reflection of cultural traditions] // Legal technique. 2016. No. 10. pp. 453-456.
8. Leneva YU. B., Musatova O. A., Nikolaeva Yu. V. Formirovanie psikhologicheskoj gotovnosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsij MVD Rossii k professional'no-sluzheb-noj deyatel'nosti [Building psychological readiness of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for professional and official activity] // Psik-hopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psycho-Pedagogics in Law Enforcement Agencies] 2015. No. 1(60). pp. 24-26.
9. Korneeva Ya. A., Simonova N. N. Professional'naya lichnostnaya deformatsiya sotrud-nikov organov vnutrennikh del [Professional personal deformation of employees of Internal Affairs Agencies] // Organizatsionnaya psikhologiya. [Organizational Psychology]. 2020 V. 10. No. 2. pp. 80-106.
Виктор Михайлович Жуков
старший преподаватель кафедры огневой подготовки
Омская академия МВД России
644092, Россия, г. Омск, пр-т Комарова, 7
тел.: +7 (3812) 750180
Victor M. Zhukov
Senior Lecturer of Weapons Practice Department
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
7 Komarov Av. (Prospekt Komarova), Omsk, Russia, 644092
tel.: +7 (3812) 750180
Александр Михайлович Ворожцов
кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой подготовки
Восточно-Сибирский институт МВД России
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
тел.: +7 (3852) 410989
Alexander M. Vorozhtsov
Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Deputy Head of the Department of Weapons Practice
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
110 Lermontov St, Irkutsk, Russia, 664074
tel.: +7 (3852) 410989
Статья поступила в редакцию 13.12.2021, одобрена после рецензирования 08.02.2022, принята к публикации 15.02.2022.