УДК 37 DOI 10.17238^П1998-5320.2018.34Л35
В. М. Жуков,
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Проблема и цель. Проблема доверия граждан сотрудникам полиции по-прежнему остаётся весьма актуальной, что подтверждается данными социологических исследований по вопросам доверия граждан силовым ведомствам. Улучшение отношения к полиции, создание положительного образа полицейского неразрывно связано с улучшением качества профессиональной подготовки и развитием профессиональной идентичности сотрудников. Проблема развития профессиональной идентичности изучается в неразрывном единстве с такими понятиями, как профессиональное самосознание и профессиональное самоопределение. Одним из основных элементов содержания профессионального самосознания является наличие профессиональных мотивов. Важная роль в успешном формировании профессиональной идентичности курсантов отводится процессу адаптации к новым для них условиям обучения в специализированном вузе. Цель - определить у курсантов уровень мотивации к обучению и выбору профессии, осознание своего статуса и понимание необходимости развития профессиональной идентичности. Методология. Исследование проводится по результатам опроса курсантов, преподавателей и действующих сотрудников на основе авторских анкет. Опрос проводился на базе Омской академии МВД России и Восточно-сибирского института МВД России (г. Иркутск). Результаты. Приведены данные анкетирования слушателей, проходящих первоначальную подготовку, и курсантов по вопросам, связанным с определением у них профессиональной идентификации, определением статуса обучающихся. Приводятся данные анкетирования обучающихся о мотивах их поступления на обучение и дальнейшего выбора профессии. Определён уровень понимания преподавательским составом понятия «профессиональная идентичность» и важность его развития.
Вывод. Преподавательскому составу образовательных организаций необходимо уделять внимание вопросам, связанным с формированием и развитием профессиональной идентичности. Ключевые слова: социологические опросы, профессиональная идентичность, подготовка кадров, образовательные организации, мотивация, статус обучающихся, адаптация.
Проблема и цель. На сегодняшний день проблема доверия населения сотрудникам органов внутренних дел (ОВД) остаётся достаточно актуальной. Нареканий к деятельности сотрудников полиции, в сравнении с деятельностью других силовых структур, например, Вооружённых сил, значительно больше. Социологический опрос, проведённый холдингом «Ромир» в 2013 году (1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в семи федеральных округах в городах с населением от 100 тысяч человек) показал, что Минобороны - это единственное силовое ведомство, которому доверяют россияне. О доверии к армии заявили 62 % респондентов. Среди абсолютных аутсайдеров находится полиция - ей абсолютно не доверяет каждый пятый респондент - 19 % (http://argumenti.ru/army/2013/09/281902). По всей видимости, данное обстоятельство связано с тем, что сотрудники ОВД, в отличие от военнослужащих Вооружённых сил, постоянно находятся в непосредственном контакте с населением, в результате которого сложился определённый образ полицейского. Как указывает А. И. Дубнякова, «образ российской полиции - это результат прошлого опыта взаимодействия граждан с этим органом и одновременно показатель существующего в настоящий момент отношения к нему» [1]. Однако негативное отношение граждан к сотрудникам ОВД наблюдалось и ранее. Ю. П. Соловей в своём исследовании отмечает, что в октябре 1990 года только 21 % опрошенных респондентов считали МВД вполне заслуживающей доверия государственной структурой; 41 % полагали, что ОВД не вполне заслуживает доверия; 25 % - совсем его не заслуживает; 13 % - затруднились ответить. Опрос общественного мнения в октябре 1991 года показал, что 75,8 % не доверяют милиции и только 16,9 % доверяют (по данным того же опроса Вооружённым силам доверяют 56,2 %) [2].
Безусловно, важное влияние на отношение общества к деятельности полиции оказывают как её результативность (эффективность), так и личностные качества сотрудников. Отношение к полиции, её оценка складываются из целого ряда составляющих элементов: культуры поведения полицейских, стереотипов отношения к правоохранительным органам и к власти в целом, восприятия
проблемы преступности [3]. Среди факторов, влияющих на эффективность работы полиции, можно выделить недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД и их негативные личностные качества. По мнению граждан, главное, что необходимо сделать, - повысить качество отбора в ОВД и бороться с коррупцией (55 % и 53 % соответственно) (http://www.ormvd.ru/pubs/102/15710/). В связи с изложенным возникает необходимость улучшения подготовки профессиональных кадров в образовательных организациях системы МВД России. Современному обществу в лице сотрудников ОВД нужны специалисты, способные эффективно осуществлять профессиональные функции и проявлять личностные качества, соответствующие профессии. В процессе профессиональной подготовки у курсантов (слушателей) необходимо формировать профессиональную идентичность. Сущность её заключается в осознанном построении собственного профессионального будущего. Основой формирования профессиональной идентичности может выступать высокий уровень мотивированности обучающегося, профессиональное самоопределение и самосознание, чётко сформированные представления о себе как о сотруднике ОВД. Результатом формирования профессиональной идентичности должна стать полноценная интеграция обучающихся в профессиональное сообщество.
В. А. Братчиков отмечает, что обеспечить ОВД квалифицированными специалистами призваны ведомственные вузы. В их компетенцию входит не только реализация профессиональных образовательных программ высшего образования в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование системообразующей ценностно-нормативной конструкции, от которой зависит интенсивность и последовательность прохождения учащимися идентификационных этапов [4]. Многообразие аспектов процесса формирования профессиональной идентичности находится в центре внимания ряда современных авторов и рассматривается в трудах, посвящённых вопросам профессиональной пригодности и готовности, концепциям профессионального становления личности. Исследованиями профессиональной идентичности занимаются современные российские учёные (Т. Буя-кас, Н. Гулина, Л. Гурилёва, Н. Иванова, А. Назыров, Л. Шнейдер и др.). Вопросы формирования профессиональной идентичности курсанта нашли отражение в трудах отечественных авторов (Н. В. Антонова, А. А. Вербицкий, А. А. Деркач, И. Б. Дерманова, С. Я. Казанцев, А. В. Морозов, М. А. Щербаков, Г. К. Бисерова). Большинство исследований посвящено психологическим, социологическим и юридическим аспектам формирования профессиональной идентичности, не затрагивая педагогические стороны этого процесса.
Исследование, отражающее педагогическую направленность, проводилось Г. К. Бисеровой в 2007 году [5]. Однако с тех пор произошли определённые социокультурные изменения в обществе и в МВД РФ в частности. Реформа МВД России одной из задач ставила повышение эффективности работы ОВД и доверия общества к сотрудникам полиции, что, к сожалению, пока не происходит. Так, оценивая изменения, произошедшие в работе полиции за последнее время, т. е. после реформирования в 2011 году, респонденты больше всего жаловались на грубость и хамство со стороны сотрудников ОВД. Среди пожеланий граждан об улучшении работы полиции можно выделить следующие: «устранить недостатки в работе - недоброжелательность, высокомерное обращение к людям»; «повысить уровень культуры сотрудников»; «научить культуре общения»; «быть доброжелательнее к людям и ответственно относиться к своей работе» и т. п. (pandia.ru - Центр личностного и профессионального развития «Успех». Отчёт по результатам социологического исследования «Общественная оценка работы полиции» по заказу Министерства внутренних дел по Республике Тыва, 2013).
На наш взгляд, помимо недостаточного уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД и присутствия у них негативных личностных качеств, одной из причин проблемы недоверия граждан к работе полиции может выступать низкий уровень профессионального отождествления сотрудников ОВД с профессией полицейского. Часть действующих сотрудников ОВД и курсантов образовательных организаций системы МВД России не могут определить свою профессиональную идентичность, не знают историю создания, традиции МВД России. Проведённое анкетирование действующих сотрудников ОВД (п = 226) показало, что 78 респондентов (34,5 %), прошедших в разное время либо первоначальную подготовку, либо получивших высшее образование в образовательных организациях системы МВД России, не могут идентифицировать себя как сотрудников ОВД. Из числа слушателей, проходящих в настоящее время профессиональную подготовку в Омской академии МВД России (п = 349), 78 респондентов (22,3 %) также не смогли идентифицировать себя как сотрудников ОВД.
Невзирая на достаточно значительный объём теоретических и экспериментальных исследований профессиональной идентичности, отметим, что собственно проблема профессиональной
идентичности у курсантов образовательных организаций системы МВД России находится на этапе изучения. Несогласованными остаются взгляды на структуру профессиональной идентичности будущих сотрудников ОВД, взаимосвязь профессиональной идентичности и социальной. Нуждаются в исследовании особенности динамики становления профессиональной идентичности в процессе профессионального становления личности.
Проблема развития профессиональной идентичности изучается в неразрывном единстве с такими понятиями, как профессиональное самосознание и профессиональное самоопределение. Профессиональное самосознание как сложное личностное образование является отправной точкой для анализа профессиональной идентичности, так как оно формируется под воздействием профессиональной среды, активного участия субъекта в профессиональной деятельности и порождает систему представлений человека о себе как о субъекте жизни и труда. Данная система сопровождается определёнными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал профессиональной деятельности, а также прогнозировать своё дальнейшее профессиональное будущее [6]. По мнению психологов, одним из основных элементов содержания профессионального самосознания является наличие профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления профессиональной деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности, осознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности [7; 8].
Очевидно, что вопросам мотивации при поступлении на учёбу и последующего выбора профессии необходимо уделять пристальное внимание. В этой связи полезно выяснить, какие мотивы движут обучаемыми, заставляют их учиться, осваивать профессиональные компетенции. Так, И. Ф. Головина, основываясь на анализе теоретических моделей мотивации к различным видам профессиональной деятельности и экспериментальных данных, приходит к выводу, что выбор профессий системы МВД является полимотивированным. Она указывает, что главными по степени важности являются самореализационные мотивы, затем следуют коммуникационные и социально значимые мотивы [9].
Методы. Исследование проходило на базе Омской академии МВД России и Восточносибирского института МВД России (г. Иркутск). Выборку составили курсанты первого курса, преподаватели, а также действующие сотрудники УМВД России по Омской области. Всего в исследовании приняли участие 425 респондентов, из них 286 действующих сотрудников, 40 преподавателей и 99 курсантов в возрасте 18-50 лет.
Результаты. В 2017 году проведён опрос по составленной автором анкете (п = 286 человек), где респондентам предлагалось ответить по заранее подготовленным утверждениям о мотивах их прихода на обучение и дальнейшего выбора профессии. В анкетировании участвовали действующие сотрудники УМВД России по Омской области, проходившие повышение квалификации на базе факультета профессиональной подготовки Омской Академии МВД России, и слушатели, проходившие первоначальную подготовку. Ответы распределились следующим образом (рис.).
Как видно, большая часть респондентов основным мотивом поступления на учёбу и службу в ОВД называют стабильность, уверенность в завтрашнем дне - 223 (78 %); на второе место они ставят свои внутренние убеждения - 182 (63,6 %), и на третье место выходит возможность принести пользу обществу, государству - 181 (63,3 %). Стоит отметить, что такой мотив, как возможность решать некоторые жизненные вопросы, приобрести «нужные связи», указал лишь один респондент (0,35 %); по чьей-либо протекции - 7 (2,45 %); наличие властных полномочий и особого статуса сотрудника ОВД - 10 (3,5 %). Из полученных данных можно сделать вывод о том, что слушатели самостоятельно и осознанно подходят к выбору своей будущей профессии, т. е. имеют уже достаточно сформированное профессиональное самосознание и самоопределение.
Немаловажным фактором, влияющим на формирование профессиональной идентичности является процесс адаптации к изменениям «среды обитания», сначала к образовательной среде вуза, затем к профессиональной деятельности непосредственно по завершении обучения. Основным составным элементом приспособительных системных реакций, вызванных изменениями условий среды обитания, является адаптация. В модели адаптивного поведения в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. А. Г. Асмолов в одной из своих работ определяет адаптацию обучающихся к непривычным им социальным ролям, к содержанию обучения в вузе как динамичную и комплексную работу, которая обусловлена непрерывной связью биологических, социальных и психических факторов [10].
Одной из особенностей обучения в образовательной организации МВД России является двоякое понимание курсантами своего статуса. С одной стороны, они поступили в вуз, поэтому могут относить себя к студенчеству, с другой стороны, после принятия присяги они становятся сотрудниками ОВД, что накладывает на них определённые права и обязанности. Такое положение, несомненно, сказывается на процессе формирования идентичности.
90 -
80 -1
70 —
60 —
50 —
40 —
30 —
20 —
10 — 0
2
3
■ 1. Стабильность, уверенность в завтрашнем дне - 223 (78 %)
2. По своим внутренним убеждениям - 182 (63,6 %)
3. Возможность принести пользу обществу, государству - 181 (63,3 %)
4. По стопам родственников - 51 (17,8 %)
5. Привлекли социальные льготы сотрудника ОВД - 45 (15,7 %)
6. Возможность раннего получения пенсии - 44 (15,4 %)
7. Возможность получить бесплатное образование - 36 (12,6 %)
■ 8. Наличие властных полномочий и особого статуса сотрудника ОВД - 10 (3,5 %)
■ 9. Возникли сложности в поиске другой работы или места учебы - 7 (2,45 %)
■ 10. По чьей-либо протекции - 7 (2,45 %)
■ 11. Возможность решать некоторые жизненные вопросы, приобрести «нужные связи» - 1 (0,35 %)
Мотивация к обучению и выбору профессии
Результаты проведённого анкетирования курсантов (п = 99 человек) 1 -го курса Омской академии МВД России и Восточно-Сибирского юридического института МВД России (г. Иркутск) показали, что 24 курсанта (24,2 %) при поступлении на учёбу видели себя в статусе обучающегося. Свой выбор они обосновали тем, что, прежде всего, поступили на учёбу с целью получения высшего образования. В статусе сотрудника ОВД себя видели 10 курсантов (10,1 %). Свой выбор они обосновали тем, что при поступлении в специализированный вуз у них было понимание того, что в конечном итоге они станут сотрудниками ОВД. И обучающимися, и сотрудниками видели себя 62 курсанта (62,6 %). Обоснование их ответов созвучно с первыми двумя категориями курсантов, т. е. это поступление в специализированный вуз для того, чтобы получить высшее образование и необходимые профессиональные компетенции. Не видели себя ни тем, ни другим 3 (3 %) курсанта. Каких-либо обоснований своих ответов эти курсанты не дали.
По всей видимости, такие ответы даны вследствие отсутствия желания принимать участие в анкетировании либо несерьёзного отношения к опросу.
Одним из эффективных способов адаптации курсантов к новым для них условиям является начальный период прохождения службы в образовательных организациях силовых ведомств, так называемый курс молодого бойца (КМБ). Общая цель - обеспечить вхождение вновь прибывших в новые для них условия в соответствии с принятым распорядком. Основная проблема - это совмещение вхождения человека в коллектив со становлением его статуса в иерархии коллектива и освоение требований и обязанностей на новом месте.
Следует отметить, что 26 курсантов (26,3 %) указали, что их позиция в отношении своего статуса после КМБ изменилась, т. к. пришло осознание серьёзности их выбора, необходимости взаимовыручки и взаимопомощи, они стали ценить свободное время, стали выносливее. Позиция не поменялась у 73 курсантов (73,7 %), т. к. у большинства была моральная готовность к этому; действительность соответствовала ожиданиям. Курсанты отмечают, что основная цель КМБ, по их мнению, заключается в становлении первоначальных качеств сотрудника.
По нашему мнению, умело подобранная программа КМБ должна способствовать закреплению у курсантов их профессионального самоопределения, а тем, у кого не в полной мере сформировалось представление о профессиональном будущем, помочь в профессиональном самоопределении-На вопрос «Возникло ли у Вас желание после КМБ выбрать другую профессию, не связанную со службой в ОВД?» 8 (8,1 %) курсантов ответили да. Причинами этого желания они указывают отрыв от социума и родных, излишний контроль. Вследствие чего на вопрос «Возникло ли у Вас желание после КМБ поступить в другой вуз?» 10 курсантов (10,1 %) ответили утвердительно, указав в качестве причин тяжёлую программу обучения, трудности в совмещении учёбы и несения службы в нарядах. Вместе с тем, у 91 курсанта (91,9 %) не возникло желания выбрать другую профессию, не связанную со службой в ОВД, т. к. это была их мечта - стать сотрудником ОВД - и они не видят себя в другой профессии; в службе нравится строгая дисциплина. Не возникло желание поступить в другой вуз у 89 (89,9 %) курсантов, т. к. интересно учиться, хорошая стипендия, потрачено много сил и времени на поступление именно в этот вуз, гарантированное трудоустройство.
В формировании профессионального самоопределения и профессиональной идентичности большое значение имеют профессиональные традиции и ритуалы. Одной из традиций ОВД, и в то же время торжественным ритуалом, является принятие присяги на первом курсе. На вопрос «Повлияло ли на самоопределение Вашего статуса принятие присяги?» 75 (75,7 %) человек ответили утвердительно, указывая при этом, что у них появилось осознание полноты ответственности, появились обязанности и права, они официально стали сотрудниками полиции, появилось чувство гордости за профессию. На тот же вопрос 24 (24,3 %) курсанта ответили отрицательно, пояснив, что принятие присяги - это формальный момент; ещё до принятия присяги была осознанность ответственности.
Результаты нашего исследования по определению статуса обучающихся, процесса их адаптации совпадают и подтверждаются исследованиями авторов, которые указывают, что поступление в образовательную организацию МВД России ставит перед курсантами ряд проблем. Так, например, А. Т. Иваницкий, Ю. И. Марчукова, отмечают, что поступление в образовательную организацию МВД России демонстрирует курсантам целый ряд новых сторон социального образования:
- когда курсант принимает присягу, он становится сотрудником ОВД, что налагает на него ответственность не только за учёбу, но и за выполнение служебной деятельности;
- принцип работы образовательной организации основывается на определённых установленных требованиях, таких как подчинение приказам, строго установленный режим дня, ограниченное личное время, повышенный контроль; многие курсанты в этот период не имеют хорошо развитой самодисциплины и организованности, соответствующей данным требованиям;
- в то же время ведущая деятельность для курсанта - учебная. Он является её субъектом и выполняет социальную роль обучающегося [11, с. 195].
На наш взгляд, важно понять присутствие у самих курсантов такого понятия, как профессиональная идентичность и осознание важности её формирования. В процессе приведённого выше исследования на вопрос «Знакомо ли Вам понятие профессиональная идентичность?» 9 (9,1 %) учащихся первого курса ответили утвердительно, при этом сформулировать это понятие они не смогли. На тот же вопрос отрицательно ответили 90 (90,9 %) курсантов. Ответы на вопрос «Насколько важно развитие профессиональной идентичности у курсантов образовательных организаций системы МВД России?» распределились следующим образом: важно - 8 (8,1 %); не важно - 14 (14,1 %);
не знаю, не задумывался над этим - 77 (77,8 %) курсантов. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что большинству курсантов не знакомо понятие профессиональной идентичности и они не задумываются над важностью её формирования. В связи с чем, на наш взгляд, в процессе обучения и формирования профессиональных компетенций преподавательскому составу образовательных организаций необходимо уделять внимание вопросам, связанным с её формированием и развитием.
Прежде чем ставить перед преподавательским составом задачу по формированию и развитию профессиональной идентичности, необходимо определить, насколько преподаватели владеют данным понятием и как определяют степень важности её развития и формирования. По составленной автором анкете проведён опрос преподавателей Омской академии МВД России (п = 40), перед которыми поставлен вопрос «Знакомо ли Вам понятие профессиональной идентичности?» нет ответили 27 (67,5 %) респондентов; да - 13 (32,5 %) респондентов. Понятие опрошенные определяют следующим образом: соответствие имеющихся компетенций заданным ФГОС профессиональным параметрам; это процесс самоотождествления себя как личности с другими представителями своей профессиональной среды; самоопределение себя в профессии как личности, как индивидуальности; единообразие личных профессиональных качеств и компетенций сотрудника с требованиями к личным и профессиональным качествам со стороны общества и законодательства; соответствие занимаемой должности в профессиональном плане; единообразие, схожесть, соответствие единым для всех представителей конкретной профессии требованиям; то, что отличает профессиональную деятельность одного человека (группы лиц) от другого (других); определение особенностей профессиональной деятельности и принадлежности к профессии; сопричастность, ассоциирование себя с определённой профессиональной группой; ощущение себя в какой-либо профессии профессионалом, определение своего призвания к профессии; ассоциация с определённой профессиональной группой; осознание и становление, соответствие субъекта труда всем требованиям. На вопрос «По Вашему мнению, является ли задачей образовательных организаций системы МВД РФ приобщение курсантов к ценностям профессии, создание условий для их профессионального самоопределения, осознания профессии полицейского как призвания, ощущение себя представителем профессионального сообщества?» ответили важно 38 (95 %) респондентов, не задумывались над этим - 2 (5 %) преподавателей. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что среди преподавателей отсутствует единая точка зрения на определение понятия профессиональной идентичности, но в то же время они понимают важность её формирования и развития.
Выводы. Представляется, что процесс формирования и развития профессиональной идентичности - сложный и динамичный, протекающий с момента профессионального самоопределения и продолжающийся на протяжении всего периода обучения. Мы разделяем точку зрения ряда авторов о динамичности и временном аспекте развития профессиональной идентичности. Так, Н. Антонова [12] определяет идентичность как динамическую и гипотетическую структуру, связанную с биологическим и социальным контекстом жизни человека. Особое значение придаёт автор значимости временного параметра идентичности. Эту идею поддерживают Е. Белинская [13] и В. Шадриков [14], которые пишут, что профессиональная идентичность является системой, которая развивается во времени, изменяя состав входящих в неё компонентов и связи между ними при сохранении функций.
Следовательно, идентичность курсантов образовательных организаций системы МВД России состоит из нескольких аспектов: ориентация на социальное окружение и на уникальность проявлений личности; идентичность является динамичной структурой, процесс развития которой не является линейным и равномерным; одной из ключевых составляющих структуры идентичности есть её временной аспект. Важным условием формирования профессиональной идентичности является высокий уровень мотивации к обучению и выбору профессии, осознание обучающимися своего статуса, понимание важности формирования идентичности, а также процесс адаптации обучающихся к новым для них условиям. Особую роль в процессе формирования профессиональной идентичности играет профессиональное самосознание и самоопределение обучающихся.
Библиографический список
1. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55). С. 19-21.
2. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1993. 40 с.
3. Зуева О. В. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Социология и социальные технологии. Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Филос. 2014. № 1 (21). С. 52-57.
4. Братчиков В. А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2003. 20 с.
5. Бисерова Г. К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности курсанта средней специальной школы милиции : автореф. дис. .канд. пед. наук. Альметьевск, 2007. 23 с.
6. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности : монография. Ярославль. 2003. 132 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996. 437 с.
8. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала : учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 98 с.; Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
9. Головина И. Ф. Система профессиональной ориентации молодёжи на службу в ОВД и её эффективность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55). С. 31-34.
10. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. 156 с.
11. Иваницкий А. Т., Марчукова Ю. И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 192-195.
12. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 138.
13. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140-146.
14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. М.: 1982. 108 с.
V. M. Zhukov, Senior Lecturer,
Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 7 Komarova pros., Omsk, 644092, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0003-0790-9893
SPIN: 2504-6416 e-mail: [email protected]
THE IMPORTANCE OF PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT FOR CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Introduction. The problem of citizens' trust to police officers is still very relevant, and it is confirmed by the data of sociological studies on citizens' trust to law enforcement agencies. Improving the attitude to police and establishing a positive image of the police is inextricably linked to improving the quality of training and development of professional identity of employees. The problem of professional identity development is studied in indissoluble links with such concepts as professional self-consciousness and professional self-determination. One of the main elements of the professional self-consciousness content is the presence of professional motives. An important role in the successful formation of cadets' professional identity is given to the process of adaptation to the new training conditions in a specialized University. The purpose of the article is to determine the level of students' motivation to learn and choose a profession, awareness of their status and understanding of the need to develop professional identity.
Methodology. The study is based on the results of cadets', teachers' and current employees' survey on the basis of the author's questionnaires. The survey was conducted at the Omsk Academy of the Russian interior Ministry and the East Siberian Institute of the Russian interior Ministry (Irkutsk).
Results. The survey data of students undergoing initial training, and cadets on issues related to the definition of their professional identification determines the status of students. The survey data of students about the motives of their admission to training and further choice of profession are given. The level of understanding of the "professional identity" concept and the importance of its development by the teaching staff is determined.
Conclusions. The teaching staff of educational institutions should pay attention to issues related to the formation and development of professional identity.
Keywords: sociological surveys, professional identity, training, educational organizations, motivation, status of students, adaptation.
References
1. Dubnickova A. I. The Image of the police officer in the minds of citizens. Psychopedagogics in law enforcement. 2013, no. 4 (55). pp. 19-21.
2. Solovey Yu. P. Legal regulation of the police in the Russian Federation : abstract of dissertation ... Dr. legal science. Moscow, 1993. 40 р.
3. Zueva O. V. Public opinion on the activities of the police: the practice of research. Sociology and social technologies. 2014, no. 1 (21), pp. 52-57.
4. Bratchikov V. A. Social identification of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia: abstract of dissertation ... cand. sociology sciences. Saratov, 2003. 20 p.
5. Biserova G. K. Pedagogical conditions of formation of the foundations of the subjective identity of the student of the secondary special police school: abstract of dissertation ... cand. ped. sciences. Almetyevsk, 2007. 23 p.
6. Ivanova N. L., Koneva E. V. Social identity and professional experience of a person: monograph. Yaroslavl. 2003. 132 p.
7. Klimov E. A. Professional Psychology. Moscow: Institute of practical psychology, Voronezh: NGO "MODEK", 1996. 400 p.; Klimov E. A. The Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don, 1996. 437 p.
8. Povarenkov Yu. P. Psychology of becoming a professional: textbook. Yaroslavl: Publ. AGBU, 2000. 98 p.; Povarenkov Yu. P. Psychological content ofprofessional formation of a person. Moscow: Publ. URAO, 2002.
9. Golovina I. F. The system of professional orientation of young people in the service of the police and its effectiveness. Psychopedagogics in law enforcement, 2013, no. 4 (55), pp. 31-34.
10. Asmolov A. G. Psychology of personality: principles of General psychological analysis. Moscow: Moscow state University Publ., 1990, 156 p.
11. Ivanitskiy A. T., Marchukova Yu. I. Formation of subject-professional identity of cadets at the stage of adaptation of the Ministry of internal Affairs of Russia. Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016, no. 3 (71), pp. 192-195.
12. Antonova N. V. The Problem of personal identity in the interpretation of modern psychoanalysis, interactionism and cognitive psychology. Questions of psychology. 1996, no. 1, P. 138.
13. Time aspects of Self-concept and identity. World of psychology. 1999, no. 3, pp. 140-146.
14. Shadrikov V. D. Problems of system Genesis ofprofessional activity. Moscow, 1982, 108 p.
Поступила в редакцию 27.05.2018 © В. М. Жуков, 2018
Автор статьи: Виктор Михайлович Жуков, старший преподаватель, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. В. Руденко, кандидат педагогических наук, проректор по спортивной работе, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск.
Т. В. Малютина, кандидат психологических наук, Омский государственный медицинский университет.