Теория и методика профессионального образования
УДК 1174
DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-208-216
Т.Л. Журавлева
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. oRciD: 0000-0002-7975-6905. E-mail: [email protected]
Пути преобразования личностных качеств в профессиональные качества у обучающихся образовательной организации
системы МВД России
Аннотация: В статье рассматривается развитие профессиональных качеств у обучающихся как условие подготовки сотрудника полиции.
Выявлено основное противоречие профессионального саморазвития обучающихся образовательных организаций высшего образования системы МВД России, заключающееся в требованиях профессии к личностным качествам специалиста и уровнем осознания этих требований курсантами. Предметом исследования был определён процесс активизации профессионального саморазвития обучающихся.
Рассматриваются педагогические условия для преобразования личностных качеств обучающихся в профессиональные качества. Выделены особенности обучающихся в период адаптации. Раскрывается возможность активизации профессионального саморазвития не только прямым, но и опосредованным воздействием на обучающихся через формирование социально-психологической среды, в которой профессиональное саморазвитие будет одобряемо. Описывается механизм идентификации на готовность принятия обучающимися профессиональных качеств в образовательной среде через прохождение этапов профессионального саморазвития.
Выявлен основной путь преобразования личностных качеств в профессиональные -это формирование профессионального самосознания на основе адекватной самооценки о полученных знаниях о профессии.
В результате проведённого исследования уровень профессиональных качеств у обучающихся повысился.
В описанном исследовании были применены методы: анкетный опрос, методика «Ло-кус-контроля» Дж. Роттера, сравнительный анализ, контент-анализ.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, идентификация, личностные качества, профессиональные качества, самооценка, активность, компетенции, модель специалиста.
Для цитирования: Журавлева Т.Л. Пути преобразования личностных качеств в профессиональные качества у обучающихся образовательной организации системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 2 (82). -С. 208-216. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-208-216.
Tamara L. Zhuravleva
Cand. Sci. (Ped.), Docent Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. orcID: 0000-0002-7975-6905. E-mail: [email protected]
The ways of transforming personal qualities
into professional qualities in students' of the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: The article discusses the development of professional skills in students, as a condition for the training of a police officer.
The research is revealed that the main contradiction of professional self-development of students of educational institutions of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia lays between the requirements of the profession to the specialist' personal qualities and the level of awareness to these requirements by cadets.
The pedagogical conditions for the transformation of students' personal qualities into professional qualities are considered in the article. The students features during the adaptation period are highlighted. The possibility of the professional self-development activation is revealed not only by direct, but also by indirect influence to the students, through the formation of a socio-psychological environment, where professional self-development will be approved. It describes the identification mechanism for the readiness of students to adopt professional qualities in the educational environment through the stages of professional self-development.
The main way of transforming personal qualities into professional ones is revealed - this is the formation of professional self-consciousness on the basis of an adequate self-assessment of the knowledge gained about the profession.
As a result of the study, the level of professional qualities of students increased.
In the described study, the following methods were used: a questionnaire survey, the «Locus-control» technique by J. Rotter, a comparative analysis, a content analysis.
Keywords: professional self-development, identification, personal qualities, professional qualities, self-esteem, activity, competencies, model of a specialist.
For citation: Zhuravleva T. L. The ways of transforming personal qualities into professional qualities in students' of the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 2 (82). - P. 208-216. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-208-216.
Стремительно изменяющееся социально-экономические условия в современной России, усиливают интерес общества к качеству подготовки специалистов в системе МВД России. Профессиональная подготовка обучающихся в системе МВД России начинается задолго до поступления в образовательную организацию. Будущие курсанты (слушатели) через познание окружающего мира приобретают знания о различных профессиях, многие, из которых становятся эмоционально привлекательными. Через эмоциональную привлекательность, интерес происходит сопоставление (идентификация) своего реального Я (самооценки) с тем идеальным Я (специалистом). Этот этап профессиональной ориентации заканчивается профессиональным самоопределением, которое отражает готовность индивида изменять своё реальное Я в том направлении, которого требует профессия (профессиональное Я). Е.А. Климов в профессиональном развитии человека этот период относит к периоду выбора профессии [1].
На практике мы сталкиваемся с готовностью курсантов овладевать профессиональными знаниями, но они не видят разницы между развитием личностных и профессиональных качеств. С точки зрения А.А. Бодалева, причина кроется, в том, что развитие молодого человека происходит как индивидное развитие, которое значительно опережает личностное и профессиональное развитие [2].
Под личностными качествами рассматриваются биологические и социальные качества, характеризующие личность. Профессиональные качества - это те же личностные качества, обусловливающие способность к профессиональной деятельности.
Основное противоречие профессионального саморазвития обучающихся образовательных организаций высшего образо-
вания системы МВД России состоит между требованиями профессии к личностным качествам специалиста и уровнем осознания этих требований курсантами.
Данное противоречие позволило предположить, что профессиональное саморазвитие можно активизировать не только прямым, но и опосредованным воздействием на обучающихся, через формирование социально-психологической среды, где профессиональное саморазвитие будет одобряемо. Н.М. Борытко рассматривает саморазвитие как целенаправленный процесс самосозидания, обеспечивающий неповторимость и открытость его индивидуальности [3].
Основу данного исследования составили труды по активизации самовоспитания и профессионального саморазвития Е.А. Климова, A.A. Бодалева, И.А. Донцова, С.Б. Елканова, А.Г. Ковалева, А.И. Кочетова, А.С. Макаренко, Л.И. Рувинского, В.А. Су-хомлинского А.В. Петровского, М.Р. Битя-новой и других.
Цель исследования состояла в обосновании создания педагогических условий для преобразования личностных качеств обучающихся в профессиональные качества.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность, содержание и характер профессионального саморазвития обучающихся;
- выявить психологический механизм преобразования личностных качеств в профессиональные;
- определить пути преобразования личностных качеств в профессиональные.
Исходя из цели и задач, в качестве предмета исследования был определён процесс активизации профессионального саморазвития обучающихся.
Важным периодом в формировании адекватных представлений об избранной профессии является 1-й курс. Этот период для курсантов характеризуется является пе-
риодом адаптации к профессиональной деятельности в образовательной организации высшего образования и закрепления профессиональной направленности. Для этого периода характерно:
- преодоление трудностей морального, психологического, физического плана;
- формирование реальных представлений о сущности избранной про-фессии, изменение установок и направленности;
- понимание и принятие тех требований, которые предъявляет учебная и служебная деятельность к личности обучающегося;
- осмысление путей и способов освоения профессиональных качеств.
В целеполагании формирования профессиональных качеств особое внимание уделяется формированию базовых, нравственных качеств личности, которые составляют фундамент профессиональных качеств. Рассматривая структуру профессиональной подготовленности, многие авторы (В.Я. Кикоть, В.И. Хальзов, М.В. Пряхина, А.С. Душкин, Н.В. Мартиросова и др.) определяют личностные базовые качества как ведущие профессиональные качества. [4].
Формирование профессиональных качеств без включения в процесс самих обучающихся невозможно. «Результат становления профессионализма во многом зависит от свойств личности, от сложившейся системы отношений, ценностей» [5]. Этот процесс рассматривается в исследовании как профессиональное саморазвитие.
Профессиональное саморазвитие - это сознательная деятельность обучающегося, направленная на полную самореализацию себя как личности в той социальной сфере деятельности, которую определяет профессия. Это саморазвитие у себя как личностных, так и профессиональных качеств, компетенций и творческих способностей.
Н.Р. Битянова, рассматривая культуру профессионально-психологического саморазвития, выделяет две взаимообусловленные компоненты: социальную ситуацию и личностную потребность. Социальная ситуация характеризуется состоянием и изменением в социальной среде или переходом из одной социальной среды в другую. Под
личностной потребностью понимается «неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени "уравнять" свои шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды» [6, с. 26].
В структуре содержания профессионального саморазвития можно выделить личностные и профессиональные компоненты.
Личностная потребность в профессиональном саморазвитии осуществляется в сложной субъективно-объектной форме, где индивид выступает и субъектом, и объектом. Формирование личностной потребности в саморазвитии связано с развитием самой личности и предполагает наличие определённых этапов.
Процесс профессионального саморазвития в самом общем виде можно разделить на следующие этапы.
1. Наличие необходимого уровня самосознания. Если сознание как способность фиксировать во внутреннем плане знание о мире обращено прежде всего вовне, то самосознание обращено на носителя знания. Такая обращённость ведёт к выделению в едином знании о мире знания о себе как о части единого мира. На этом этапе возникает вечная проблема, волнующая человечество - «познай себя». Рене Декарт отмечал, что «нет более плодотворного занятия, как познание самого себя» [7, с. 423].
2. На базе самосознания формируется относительно устойчивая, в определённой степени осознанная, динамичная и переживаемая система представления индивида о себе, на основе которой он строит своё отношение к окружающему миру и к самому себе. Эта самооценка составляет личностную Я-концепцию, включающую следующие компоненты, определённые И.С. Коном:
- познавательный (когнитивный) - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и др.;
- эмоциональный (оценка своих качеств) - самоуважение, самолюбие, самодовольство, самодостаточность и т.п.;
- поведенческий (практическое отношение к себе) - стремление повысить само-
оценку, поднять свои статус, завоевать уважение, самоутвердиться [8].
3. Постановка цели саморазвития вытекает из социальной сущности Я-концепции, и складывается в процессе общения и деятельности, в ходе которых субъект «смотрится, как в зеркало, в другого человека» (механизм идентификации) и тем самым уточняет, изменяет, совершенствует образы своего Я. Критерием готовности к профессиональному самоопределению С.Н., Чистякова Н.Ф., Родичев И.С. Сергеев рассматривают профессиональную идентификацию в избранной сфере деятельности [9].
На постановку целей профессионального саморазвития влияет множество факторов. Особая роль принадлежит адекватности самооценки и адекватности представлений о профессии, наличие профессионального идеала. К.К. Платонов пишет, что «с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности личности в её развитии. Возникают более отдалённые цели, перспективные планы, складываются идеалы, которые в той или иной мере влияют на деятельность личности, а через неё - на её развитие» [10, с. 135].
«Профессиональное развитие начинается с момента проявления активности личности, выбора собственной стратегии жизни, построения своего жизненного пути и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность способов деятельности...» [11].
Активность способствует реализации потенциальных способностей личности. Степень реализации потенциальных возможностей и преобразование их в актуальные напрямую зависит от социальных условий, от уровня зрелости личности, от её общественной позиции и активности, от её психологических качеств и свойств.
Понятие потенциальных способностей означает общественную возможность их развития, понятие актуальных способностей - реализацию этой возможности в определённых конкретных условиях.
Показателями профессионального саморазвития с содержательной стороны являются: объём знаний и система представлений о сущности профессиональной деятельности и требованиях профессии к личности специалиста, его профессиональным компетентностям.
В социальной ситуации развития профессиональное саморазвитие обучающегося обусловливается развитием других обучающихся, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Б.Г. Ананьев, характеризуя личность, говорил, что «личность не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества». Таким элементом является группа [12, с. 254]. Курсанты стремятся изменить своё поведение, которое востребовано в окружающей среде - учебной группе. Так происходит идентификация - соотнесение своего поведения с поведением, принятым в той или иной социальной ситуации, через адекватную самооценку. Среда (образовательное сообщество), к которой принадлежит курсант, обладает профессиональной направленностью, поэтому изменение поведения и личностных качеств будет одобряемо.
Проведённое в 1996 году исследование по изучению профессионального саморазвития обучающихся в образовательной организации системы МВД России не утратило своей актуальности и через два десятилетия. Изучение причин самосовершенствования у курсантов первого курса 2018 года, выявило следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Направления совершенствования курсантов
Вопросы 1996 год 2018 год
Каковы основные направления желаемого самосовершенствования: - развитие профессиональных качеств; - развитие личностных качеств; - преодоление отрицательных привычек; - другие 33,4% 66,6% 33.3% 14.5% 14.3% 85,7% 42% 7%
Расхождения в показателях у обучающихся на первом курсе 1996 года и 2018 года значительные. Курсанты, обучающиеся на первом курсе в 2018 году, более склонны к развитию личностных качеств и искоренению отрицательных привычек, чем испытуемые 1996 года.
В чём причина подобного расхождения результатов?
Эту причину можно объяснить тем, что обучающиеся образовательной организации системы МВД России 1996 года в период первоначального обучения вместе с экспериментатором в процессе тренинга выделяли профессиональные качества, свойственные сотруднику органов внутренних дел, поэтому результат в два раза превышает показатель обучающихся 2018 года обучения.
Искоренение отрицательных привычек у обучающихся 2018 года выше, так как внутренний локус контроля отмечен у 85,7 % испытуемых (данные получены по методике локуса контроля Дж. Роттера). Курсанты с внутренним локусом контроля, отличаются от курсантов с внешним локусом контроля тем, что «личность возлагает на себя ответственность за происходящее с ней в жизни». Жизненное кредо и постулаты такой лично-
Самооценка ли1
сти - «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» [13, с. 92]. У обучающихся 1996 года только 60 % были готовы искоренять отрицательные привычки, при том, что из них 27 % с внешним локусом контроля и 73 % с внутренним локусом контроля.
Переходя к базовым качествам личности, хотелось бы обсудить результат, касающийся самооценки своего «Я». 34 % обучающихся 1996 года осознают себя как курсанты, а 66 % - как граждане России В переходный период многие обучающиеся не осознавали себя гражданами той страны, которая при всех трудностях в экономике давала им бесплатное образование. В этом была и проблема, и трагедия поколения конца 1990-х - начала 2000-х годов. У первого курса 2018 года таких разногласий в системе «Я» не выявлено. Гражданами России считают себя все 100 %; курсантами - 92,8%.
Изменения в обществе сформировали соответствующие образы граждан России, которые приняли курсанты.
Изучение личностных качеств показало небольшие расхождения по многим показателям, т.к. подобный выбор свойственен возрасту обучающихся (табл. 2).
Таблица 2
остных качеств
№ Качества Ответы % Ответы %
п/п (1996 г.) (2018 г.)
1. Исполнительность, трудолюбие, пунктуальность, выносливость 41 76
2 Доброта 37 34
3. Отзывчивость 29 32
4. Вспыльчивость 29 19
5. Спокойствие 15 23
6. Честность 12 16
7. Самоуверенность 13 11
8. Смелость 5 7
9. Интеллектуальность 10 17
10. Общительность 45 65
11. Вежливость 17 16
12. Скромность 24 10
13. Эгоизм 22 24
14. Оптимизм 17 37
15. Хороший друг 27 26
Самый высокий показатель по оценке своих качеств у курсантов 2018 г. - исполнительность, трудолюбие, пунктуальность, выносливость. Он значительно превышает показатель обучавшихся в 1996 г. На высоком уровне такое качество как общительность, свойственное всем сотрудникам МВД. Эгоизм находится примерно на одинаковом уровне. Многие обучающиеся ещё не избавились от центрирования на самом себе. Для них более важна собственная точка зрения, они не готовы принять другую.
Невысокие оценки по таким качествам, как смелость, честность, самоуверенность, интеллектуальность, вежливость, скромность представляют возможность работы над развитием этих качеств. Работу над этими качествами курсантам было рекомендо-
вано включить в план саморазвития. Педагогическим работникам воспитательного отдела было предложено разработать мероприятия воспитательного характера по развитию качеств с низким показателем.
Проведённый сравнительный анализ и диагностика на выявление личностных качеств позволили разработать программу формирующего эксперимента, ориентированную на содержательную сторону профессионального развития. В неё были включены практико-ориентированные занятия (интерактивные формы обучения), разработка личного плана профессионального саморазвития обучающегося, самооценка формирования профессионально важных качеств сотрудника ОВД, воспитательные мероприятия (табл. 3, рис. 1).
Таблица 3
Направления совершенствования курсантов
Вопросы 2018 год 2019 год
Каковы основные направления желаемого самосовершенствования; - развитие профессиональных качеств; - развитие личностных качеств; - преодоление отрицательных привычек; - другие 14,3% 85,7% 42% 7% 28,6% 71,4% 47% 6%
Рис. 1. Направления совершенствования курсантов
По результатам контрольного среза видна динамика преобразования личностных качеств в профессиональные. Выбор совершенствования профессиональных качеств увеличился в два раза (28,6 %), соответственно, уменьшился показатель личностных качеств (71,4 %).
Динамические процессы можно объяснить формированием профессионального сознания через «знание особенностей содержания обучения в избранной профессиональной сфере» [13, с. 92].
До сведения курсантов на занятиях доводилось содержание формируемых профессиональных компетенций, составляющих основу профессиональной модели специалиста. Кураторы и профессорско-преподавательский состав оказывали помощь в реализации планов саморазвития обучающихся. На профессиональное саморазвитие оказывал влияние пример сокурсников, стремящихся овладеть профессиональными знаниями и показывающих на занятиях высокие результаты.
Подводя итог начального этапа эксперимента, следует обратиться к выявленным противоречиям в процессе исследования. Они состоят в отношении между требованиями профессии к личности специалиста и уровнем осознания этих требований курсантами; между уровнем адекватности представлений курсантов о профессии в образовательной организации, реальным содержанием и условиями профессиональной деятельности; между постоянной потребностью в повышении уровня работы над развитием профессиональных качеств и реальными процессами профессионального саморазвития; между потребностью в педагогической помощи для профессионального саморазвития и недостаточным её оказанием со стороны педагогов.
Решение этих противоречий будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов. Определённые шаги по устранению этих противоречий были предприняты в экспериментальной программе по саморазвитию профессиональных качеств обучающихся.
Результаты исследования подтверждают, что профессиональное саморазвитие специалиста осуществляется в процессе профессионального обучения в образовательной организации высшего образования системы МВД России и идёт параллельно с процессом обучения и воспитания курсантов, в котором сознательная деятельность курсанта посредством механизма идентификации направлена на самореализацию себя как личности в выбранной профессии [4].
Список литературы
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. - Москва: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
4. Журавлёва Т. Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Журавлёва Тамара Леонидовна. - Санкт-Петербург, 1998. - 237 с.
5. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности // Современные научные исследования и инновации. - 2013.
- № 7 [Электронный ресурс]. - ИЯЬ: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595 (дата обращения: 11.02.2019).
6. Битянова Н. Р. Психология личностного роста : практическое пособие по проведению тренинга личностного роста для психологов, педагогов, социальных работников. -Москва: Новая школа, 2003. - 64 с.
7. Декарт Рене. Сочинения в 2-х томах / под ред. В.В. Соколова. - Т. 1 - Москва: Мысль, 1989. - 654 с.
8. Кон И. С. Открытие «Я». - Москва: Политиздат, 1978. - 367 с.
9. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 8. - С. 10-16.
10. Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии / Методологические и теоретические проблемы психологии / под. ред. Е.А. Шороховой. - Москва: Наука, 1969.
- 375 с.
11. Комарова С. А., Пошибайлова Н. В. Профессиональное развитие педагога в современном образовании [Электронный ресурс] // Сайт «Социальная сеть работников образования». - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/12/15/ (дата обращения: 14.01.2018).
12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 288 с.
13. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2000.
- 416 с.
References
1. Klimov Ye. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. - Moskva: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2004. - 304 s.
2. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka. Kharakteristika i usloviya dostizheniya.
- Moskva: Flinta: Nauka, 1998. - 168 s.
3. Borytko N. M. Pedagog v prostranstvakh sovremennogo vospitaniya / nauch. red. N. K. Sergeyev. - Volgograd: Peremena, 2001. - 214 s.
4. Zhuravleva T. L. Aktivizatsiya professional'nogo samorazvitiya slushateley v vuzakh MVD Rossii : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zhuravlova Tamara Leonidovna. - Sankt-Peterburg, 1998. - 237 s.
5. Druzhilov S. A. Stanovleniye professionalizma cheloveka i problemy professional'nogo razvitiya lichnosti // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii. - 2013. - № 7 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595 (data obrashcheniya: 11.02.2019).
6. Bityanova N. г. Psikhologiya lichnostnogo rosta : prakticheskoye posobiye po provedeniyu treninga lichnostnogo rosta dlya psikhologov, pedagogov, sotsial'nykh rabotnikov. - Moskva: Novaya shkola, 2003. - 64 s.
7. dekart rene. Sochineniya v 2-kh tomakh / pod red. V.V. Sokolova. - T. 1 - Moskva: Mysl', 1989. - 654 s.
8. Kon i. S. Otkrytiye «Ya». - Moskva: Politizdat, 1978. - 367 s.
9. chistyakova S. N., rodichev N. F., Sergeyev i. S. Kriterii i pokazateli gotovnosti obuchayushchikhsya k professional'nomu samoopredeleniyu // Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa. - 2016. - № 8. - S. 10-16.
10. Platonov K. K. Lichnostnyy podkhod kak printsip psikhologii / Metodologicheskiye i teoreticheskiye problemy psikhologii / pod. red. Ye.A. Shorokhovoy. - Moskva: Nauka, 1969. - 375 s.
11. Komarova S. A., Poshibaylova N. V. Professional'noye razvitiye pedagoga v sovremennom obrazovanii [Elektronnyy resurs] // Sayt «Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya». - Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/ shkola/ administrirovanie-shkoly/library/2013/12/15 (data obrashcheniya: 14.01.2018).
12. Anan'yev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - Sankt-Peterburg: Piter, 2002. - 288 s.
13. rean A. A. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. - Sankt-Peterburg: Piter, 2000. -416 s.
© Журавлёва Т.Л., 2019
Статья поступила в редакцию 30.03.2019.