Педагогика
УДК: 378.14
заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ КАК РЕСУРС ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности. На основе концепции формирования и развития профессионально-значимых качеств специалиста сделан количественный и качественный анализ требований предъявляемых к профессиональной деятельности сотрудника полиции. В работе раскрыты критерии профессионально-ориентированной методики обучения, которые могут быть применены для оценки мотивации и подготовленности будущих сотрудников полиции.
Ключевые слова: будущие сотрудники полиции, образовательные организации МВД России, профессионально-ориентированная методика обучения, профессиональная подготовка, обучение, образование, воспитание, мониторинг качества образования, рейтинговая система контроля успеваемости, модель рейтинговой оценки успеваемости.
Annotation. The article considers the training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for future profession. based on the concept of the concept of formation and development of professionally significant qualities of a specialist made quantitative and qualitative analysis of the requirements for the professional activities of the police officer. The paper reveals the criteria of professional training methods that can be used to assess the motivation and preparedness of future police officers.
Keywords: future police officers, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, professional methods of training, professional training, education, monitoring the quality of education, the rating system of monitoring performance, the model of rating assessment of performance.
Введение. Система измерения качества образовательных результатов (а именно, качества усвоения студентами учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами вузов) должна включать объективные, простые в применении и понятные показатели и критерии. Только в этом случае применяемая система оценивания сможет обеспечить руководство вуза необходимой информацией для принятия соответствующих управленческих решений, а также сможет способствовать повышению мотивации обучающихся в вузе лиц.
Формулировка цели статьи. В данной статье предполагается провести структурный анализ такого феномена как комплексный подход к определению качества образования. При комплексном подходе к определению качества образования необходимо отметить, что для данного понятия необходимо дать ему общую характеристику. С этой целью нам нужно рассмотреть такие термины и понятия как «обучение», «образование», «воспитание», «качество образования», «мониторинг качества образования», «модель рейтинговой оценки успеваемости», «рейтинговую интенсивную технологию модульного обучения» и «рейтинговую систему контроля успеваемости».
Под обучением понимается основной путь приобретения знаний, планомерный и целенаправленный организованный процесс получения образования под руководством преподавателей.
Образование - это процесс в результате, которого происходит усвоение учебного материала, знаний, создаются необходимые условия для подготовки человека к трудовой и жизненной деятельности. Образование - это социальный продукт, который строится на фундаменте обучения и является результатом титанического труда профессорско-преподавательским состава, усвоения обучающимися знаний, овладение ими умениями, навыками, развития у них научного мировоззрения, морально-волевых качеств, воспитания нравственности, в том числе творческих задатков и способностей. Следует подчеркнуть, что обучение тесно связано с воспитанием.
В педагогике воспитание выступает как общественное явление, противоречивый социальный процесс вхождения молодого поколения в общественную жизнь и во все межличностные отношения, которые являются его основой и включают: образование, творчество, поведение, трудовую деятельность, быт, духовность и прочее. Следовательно, основными категориями в процессе занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России являются обучение, образование и воспитание [2, 3, 41.
Как считают Ф.Ч. Коблов и Р.Ш. Хадиков в своей работе «К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России»: «...Анализ профессиональной подготовки слушателей в образовательных структурах системы МВД России свидетельствует, что осуществляемое обучение не всегда достигает требуемых результатов. В силу недостаточной развитости коммуникативных способностей имеют место конфликты с гражданами, случаи неправомерного и неумелого применения специальных средств, физической силы. Имеют место факты нерешительности при необходимости действовать быстро и оперативно. Но при этом одной из основных задач обучения является - подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел в соответствии с требованиями правоохранительной деятельности.» [10, С. 15-191.
Чтобы в современных реалиях успешно решать задачи, которые призваны решать сотрудники органов внутренних дел, необходим качественно новый уровень профессиональной подготовки личного состава. В качестве этих задач приоритетными направлениями можно назвать формирование готовности как к правомерному, так и решительному применению мер принуждения для охраны правопорядка, формирование умения обеспечивать общественную безопасность, создание условий для развития навыков тактически грамотных действий [8, с. 90].
Когда практическая сторона реалий служебной деятельности, ставит перед работниками полиции такие задачи, решать которые приходится практически при полном, остром дефиците времени, и когда нужно в этот кратчайший временной отрезок не только показать навык точного распознавания характера происходящего в текущий момент события, либо назревающего, но и суметь объективно его оценить, приняв максимально правильное решение. Для всего этого совершенно необходимо, чтобы у сотрудника полиции были сформированы значимые профессиональные качества.
В ряде исследований данной проблемы встречаются данные, свидетельствующие о том, что среди сотрудников ОВД часто встречаются должностные лица, которые, как правило, не отличаются высоким или хотя бы достаточным уровнем не только теоретической, но и практической подготовки к профессиональной деятельности в социономической диаде «человек-человек». При этом в ходе выполнения своих функций, они вынуждены использовать сложившиеся стереотипные профессиональные паттерны, которые, в свою очередь, практически всегда не являются эффективными в условиях служебной деятельности. Очевидным является тот факт, что именно от полноты и скорости решения этой проблемы, зависит каким образом будет происходить формирование и становление сотрудника полиции нового времени, который должен быть способен к выполнению стоящих перед правоохранительными органами задач. Причем уровень выполнения этих задач должен быть высоким, и это требование не только времени или профессии, но и безопасности. В настоящее время Министерством внутренних дел России сформирована и получила целостное развитие система профессиональной подготовки, обеспечивающая потребности ОВД в квалифицированных сотрудниках, включающая все подсистемы и этапы обучения. Созданию этой системы предшествует огромная работа по укреплению нормативно-правовой базы и управленческой составляющей профессиональной подготовки кадров, экспериментальная практика по внедрению в процесс обучения новых технологий, изучение, обобщение отечественного и зарубежного передового опыта. Обучению сотрудников умелым, эффективным и тактически грамотным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач во многом способствует уровень организации профессионального обучения сотрудников ОВД, используемые при этом формы и методы [31. Современное состояние профессионального обучения характеризуется стремлением к его модернизации, повышению качества подготовки сотрудников ОВД, внедрению непрерывности образования и практической ориентированности учебного процесса с учетом особенностей образовательных учреждений и спецификой региона. Профессиональное обучение считалось и считается одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности ОВД [9, с. 70-71].
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день новые тенденции в профессиональном обучении будущих сотрудников органов внутренних дел детерминированы не только переменами в социально-экономической сфере общества, но и, безусловно, изменениями в криминогенной обстановке, а логическое следствие этого сопряжено с повышением и ужесточением требований к их подготовке. Все большую значимость сегодня приобретают процесс формирования задатков к инновационной деятельности, а также постоянная потребность в профессиональном росте. Сам процесс подготовки сотрудников полиции начинается еще в стенах образовательных организаций МВД России, причем в этот процесс эксплицированы и система общих знаний, умений и навыков, и профессиональный комплекс теоретико-практической подготовленности, которые жизненно необходимы при выполнении служебной деятельности для развития и совершенствования навыков и компетенций решения оперативно-служебных задач, выполнения обязанностей служебно- профессионального предназначения [6, с. 160].
В качестве критериев профессионально-ориентированной методики обучения могут быть применены оценки мотивации и готовности будущих полицейских к оперативно-служебной деятельности, развития у них профессионально-значимых качеств, изменения качества усвоения специальных знаний [2, с. 69]. Для этого возможно применение анкетирования, письменных опросов, бесед, а также педагогического тестирования с целью выявления уровня потребностей в самообразовании, способности к самооценке, развития у обучаемых таких качеств как психологическая устойчивость, профессиональное внимание и память, умение слушать и слышать граждан, способность интерпретировать полученную информацию при решении профессиональных задач.
Проведенное исследование, позволило выявить и проанализировать основные компоненты профессионально-ориентированной методики обучения будущих сотрудников полиции.
Формирование высокой мотивации к дальнейшей деятельности и возможности реализации ее результатов в своей оперативно-служебной деятельности создает предпосылки к возникновению мотивационно- ценностного компонента [3, с. 12]. Достигая успехов в служебно- профессиональной подготовке обучающийся целеполагается на успешную деловую карьеру и профессиональный рост.
Основные нормативно-правовые акты и особенности служебной деятельности в органах внутренних дел выступают в качестве компонента профессионально-ориентированной методики обучения направленного на учет специфики полицейской работы при отборе содержания профессиональной подготовки.
В рамках организации образовательного процесса в технологическом аспекте важную роль играет компонент проектирования и внедрения профессионально-ориентированной методики обучения в профессиональную подготовку с использованием дидактических и общепедагогических процедур взаимодействия педагога и обучающегося [10, с. 18].
Следует отметить также значение личностно-ориентированного подхода к обучению будущих полицейских, который входит в группу компонентов профессионально-ориентированной методики обучения и предъявляет определенные требования к внимательности при выборе стиля обучения.
Практическую значимость и применение имеет такой компонент, как наличие взаимодействия педагога и обучающегося на уровне сотрудничества. При этом педагогическое сотрудничество выглядит предпочтительнее, чем взаимодействие и соподчинение.
Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что применение профессионально-ориентированной методики обучения в образовательном процессе образовательных организаций МВД России позволяет повысить уровень профессиональной подготовленности будущих сотрудников полиции, ориентированной на повышение стимулирующих и мотивационных составляющих образовательного процесса и активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Литература:
1. Нормативно-правовой акт: ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2009.
2. Нормативно-правовой акт: Об образовании в РФ: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек.
3. Гривенная Е.Н. Модель рейтинговой оценки успеваемости обучающихся в высшем учебном заведении МВД России: учебное пособие / Е.Н. Гривенная. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. - 52 с.
4. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.
5. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.
6. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012
7. Подпорин И.В. Концептуальная модель готовности курсантов к самообразовательной деятельности в условиях обучения в вузе МВД России // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 301-305.
8. Подпорин И.В. Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 88-91.
9. Гричанов А.С. К вопросу о профессиональной защищенности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств / А.С. Гричанов. - Иркутск. 2015. - С. 69-72.
10. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. - С. 15-19. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76574.htm.
Педагогика
УДК 371.13:373.3
ассистент кафедры методик начального
и дошкольного образования Пожидаева Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье предложены этапы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, раскрыто содержание каждого этапа. Обоснована взаимосвязь этапов (проектировочный, реализации и оценочный) и компонентов (диагностический, целевой, организационно-педагогический, содержательный, технологический, результативный) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, профессиональная подготовки, будущие педагоги начального образования.
Annotation. The article proposes the stages of designing individual educational routes of professional training of future teachers of primary education, reveals the content of each stage. The interrelation of stages (design, realization and evaluation) and components (diagnostic, target, organizational and pedagogical, informative, technological, effective) of individual educational routes of students.
Keywords: individual educational route, professional training, future teachers of primary education.
Введение. В современной образовательной практике процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования обеспечивает обучающимся осознание своего профессионального потенциала, возможности дальнейшего развития и совершенствования. Построенная по индивидуальному образовательному маршруту система профессиональной подготовки позволит обучающимся легче адаптироваться к образовательному процессу в высшем учебном заведении, овладеть необходимыми компетенциями и стать успешным в своей профессиональной карьере. Важность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования обусловила необходимость изучения этапов и компонентов данного процесса.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - охарактеризовать процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования.
Изложение основного материала статьи. Для обучающихся сам процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования происходит в три этапа: проектировочный этап, этап реализации, оценочный этап.
Проектировочный этап включает в себя диагностический, целевой, организационно-педагогический и содержательный компоненты. Раскроем содержание данных компонентов.
Диагностический компонент предполагает осуществление диагностики по отношению к каждому конкретному обучающемуся, с использованием различных методик. В ходе диагностики определяется уровень сформированности общих компетенций личности, изучаются особенности высшей нервной системы, мотивы профессиональной подготовки и интересы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.