ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕМНЯКОВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права и оперативно-розыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проводится теоретический анализ профессиональной безопасности сотрудников полиции. Рассматриваются педагогические аспекты профилактики возможной опасности и безопасности сотрудников полиции. Особе внимание уделено структурным компонентам подготовленности к обеспечению личной безопасности, а также обучения тактике и методам обеспечения личной безопасности.
Ключевые слова: педагогика профессиональной безопасности, обучение личной профессиональной безопасности, структурные компоненты, слагаемые подготовленности к личной профессиональной безопасности.
Annotation. The article comprehends theoretical analysis of police officers professional safety. It examines possible risks prevention and safety of police officers in educational perspective. The special focus is set on components of preparedness to ensure personal safety, as well as training tactics and methods of personal safety control.
Keywords: personal safety education, personal professional safety training, components, terms of preparedness to ensure personal professional safety.
Кризис образования признается характерной особенностью цивилизации на рубеже тысячелетий. Он связан с изменением цели образования в современном мире. Устойчивое состояние кризиса проявляется в резком увеличении объема информации и скорости ее обращения; необходимости пересмотра содержания обучения, рожденной информационным бумом; проблеме согласованности знаний, получаемых в школе, вузе с информацией, идущей по другим каналам; функциональной безграмотности выпускников-специалистов, которая обострила проблему качества образования и др.1 Эти проблемы поставили общество перед необходимостью переосмысления существующих педагогических представлений.
В настоящее время в России ведется интенсивная работа по реформированию системы образования. Актуальность проблемы образования определяется самой жизнью, перспективами жизнедеятельности личности. Эта проблема приобре-
тает особую остроту в период глубокого кризиса общества. Ориентация на образовательные, духовные ценности является показателем развития общества.
Признавая необходимость современного подхода к обучению слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД, необходимо поставить вопрос о его задачах: какая цель может быть достигнута, какая модель должна закладываться в основу формирования гражданских и профессиональных качеств сотрудников полиции, на какие ценности должна быть ориентирована образовательная система, в состоянии ли она решать эти задачи при данных условиях. На эти сложные вопросы в ближайшее время должна ответить проводимая реформа системы образования в Российской Федерации. В отношении сотрудника полиции основной целью образования является развитие его задатков, формирование его способностей, личностных, гражданских и профессиональных качеств, которые обеспечат ему жизнеспособность в любом обществе.
В последние годы проблеме педагогики в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел2, профилактике возможной опасности и безопасности сотрудников уделялось много внимания как в России, так и за рубежом. Общество на современном этапе развития уделяет большое внимание обеспечению безопасности как государства в целом, так и конкретной личности. Нарастание техногенных рисков и природных угроз, а также социальных дестабилизирующих факторов (терроризм, преступность, радикализм) заставляют многие государства формировать концепции национальной безопасности, в том числе принимать международные меры, ориентированные на повышение безопасности жизни. Основная обязанность государства стоит в создании безопасной обстановки в обществе и сохранении жизни и здоровья граждан, однако и сам гражданин должен прилагать определенные усилия для предотвращения возможной опасности и обеспечения собственной безопасности. Встает вопрос: как это осуществить? И ответ достаточно очевиден: необходимо создавать педагогическую систему обеспечения собственной безопасности на всех этапах развития личности.
В связи с этим следует отметить, что особое место в системе профилактики возможной опасности и безопасности принадлежит отдельной категории граждан, профессия которых связана с профессиональным риском, в частности сотрудникам полиции.
Педагогика профессиональной безопасности нашла широкое применение в различных отраслях деятельности, однако комплексная программа обучения личной профессиональной безопасности сотрудников полиции как в служебное время, так и в повседневной деятельности недостаточно разработана и внедрена.
В нашей стране необходимость подготовки граждан к обеспечению собственной безопасности была осознана лишь в середине 90-х гг.. Этому способствовало изменение криминогенной обстановки в ряде регионов и стране в целом. Комплексное педагогическое воздействие в целях обеспечения личной профессиональной безопасности было признано реальной необходимостью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Едва ли не каждый день средства массовой информации сообщали о нападениях на сотрудников пра-
воохранительных органов. Печальная статистика фиксировала постоянный рост погибших и раненых сотрудников органов внутренних дел и граждан, пострадавших от рук преступников. В связи с этим настоятельно требовалось найти пути решения конкретного вопроса: как научиться предвидеть возможную опасность и обеспечивать личную безопасность сотрудников правоохранительных органов. Во многих нормативных документах, пособиях и учебных программах содержались разделы и темы, затрагивающие вопросы безопасности сотрудников органов внутренних дел. Однако, и на сегодняшний день актуальным остается вопрос о повышении качества данного вида обучения исходя из специфики профессиональной деятельности конкретного сотрудника органов внутренних дел.
В настоящее время для решения этой проблемы предпринимается ряд важных мер. Одним из путей снижения потерь среди граждан и сотрудников органов внутренних дел является специальное обучение тактике и методам обеспечения личной безопасности. Существующая практика такого обучения уже дает некоторые положительные результаты. В науке эта проблема уже получила теоретическое и научно-практическое обоснование. Так, в русле юридической педагогики данные аспекты предметно изучены в трудах А.В. Буданова, В.В. Кожевникова, А.М. Столяренко и других отечественных ученых-педагогов, которые обосновали необходимость педагогического воздействия на сотрудников органов внутренних дел для обеспечения ими личной профессиональной безопасности. Психологическое обеспечение личной безопасности сотрудников правоохранительных органов рассматривали А.И. Пап-кин, А.Е. Понамарева, А.М. Столяренко; ими выделены и конкретизированы основные психологические слагаемые профессиональной подготовки к обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов, а также рассмотрено виктимное поведение сотрудников. Общие правовые вопросы обеспечения личной безопасности раскрыли в своих работах Э.Ф. Побе-гайло, В.П. Ревин. Отраслевые вопросы права, касающиеся обеспечения безопасности сотрудников ОВД, рассмотрены в работах Э.Т. Сидорова3. Тактику и методы предвидения возможной опасности и обеспечения личной безопасности исследовали В.С. Карпов, В.С. Новиков, А.Д. Сафронов. Педагогику возможной опасности и безопасности сотруд-
ников в экстремальных условиях раскрыли в своих работах Н.В. Андреев, И.О. Котенев, А.Ф. Майды-ков и др. Зарубежный опыт обучения личной профессиональной безопасности обобщили в своих работах А.В. Буданов, А.И. Папкин, В.А. Сергев-нин. Для обучения практических работников ОВД А.В. Будановым разработана Программа действий сотрудников ОВД по обеспечению личной профессиональной безопасности. В ней определены общие подходы и конкретные методики, позволяющие разрабатывать содержание подобных учебных курсов.
Педагогика безопасности в профессиональной подготовке сотрудников полиции выступает одним из условий, позволяющих эффективно достигать поставленных целей в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и нарушением законности. Однако, научные аспекты профилактики возможной опасности и безопасности сотрудников органов внутренних дел еще не нашли своего достаточного изучения и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе.
Исследование педагогических аспектов профилактики возможной опасности и безопасности сотрудников ОВД обусловлено, прежде всего, значительными трудностями в ходе их реализации на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности сотрудников полиции. Раздробленность, несогласованность, а зачастую и отсутствие конкретных рекомендаций по обеспечению личной безопасности, снижают эффективность формирования устойчивых навыков профилактики возможной опасности у сотрудников полиции.
Более того, не разработаны два ключевых вопроса: о дифференциации обучения сотрудников полиции тактике и методам обеспечения безопасности в зависимости от специфики профессиональной деятельности сотрудника; о включении в педагогический процесс в качестве отдельного предмета искусства культуры жизни как основы безопасности на всех этапах обучения сотрудника полиции.
Основными категориями педагогики являются образование, обучение и воспитание. Педагогика безопасности также базируется на данном понятийно-категориальном аппарате. Соответственно, категория «образование» будет иметь единое законодательное определение.
Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в определенных объемах и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интере-сов4.
Процесс воспитания и обучения личной профессиональной безопасности будет иметь свои характерные особенности.
Педагогика безопасности в профессиональной подготовке сотрудников полиции невозможна без целостного воспитательного процесса. Соответственно, в содержании данного воспитания преобладает формирование убеждений, направленных на обеспечение личной безопасности, норм и правил безопасного поведения, ценностных ориентаций, установок на выживание, мотивов и идеалов безопасности. Хотелось бы отметить некоторые моменты воспитания личной профессиональной безопасности.
Это, прежде всего, воспитание культуры личной безопасности. Термин «культура личной безопасности» обусловлен сущностью рассматриваемого явления. Воспитание культуры личной безопасности является составной частью содержания образования безопасного поведения сотрудников органов внутренних дел. Воспитание культуры безопасности включает формирование готовности к возможной опасности и снижение ее до реально возможного минимума как лично для себя, так и общества в целом. Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку сотрудника полиции к сочетанию личной безопасности, безопасности коллег и безопасности других людей. Культура безопасности является элементом профессиональной культуры сотрудника полиции. Соответственно, данная культура безопасности должна стать универсальным компонентом общечеловеческой культуры, которую усвоят все члены общества. Каждый человек так или иначе влияет на уровень безопасности окружающих людей, общества в целом. Характер этого влияния зависит от уровня культуры безопасности конкретного человека. Учитывая сложность проблемы
воспитания культуры безопасности, мы выделяем лишь часть данного явления, те его компоненты, которые преимущественно влияют на формирование готовности к обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников полиции. Понятно, что прежде чем обеспечивать безопасность других людей, сотрудник должен быть готовым к обеспечению своей собственной безопасности, иначе попытки помочь другим людям могут обернуться бедой как для самого сотрудника, так и для того, кому он эту помощь оказывает. Например, сотрудник полиции, прежде всего, должен уметь пользоваться огнестрельным оружием и специальными средствами для сохранения собственной жизни. Только при этом условии он сможет пресечь правонарушение и помочь потерпевшему. В противном случае сотрудник полиции может нанести потерпевшему еще более существенные травмы. Разумеется, культура личной профессиональной безопасности — неотъемлемая часть общей культуры безопасности. Безопасное поведение сотрудника полиции, усвоившего культуру личной профессиональной безопасности, одновременно повышает уровень безопасности находящихся рядом с ним людей и общества в целом. Тем не менее, культура личной профессиональной безопасности имеет свои особенности, которые необходимо целенаправленно формировать в рамках профессиональной педагогики у сотрудников органов внутренних дел для противодействия опасности.
Воспитание культуры личной профессиональной безопасности является сложным педагогическим явлением, которому присущи следующие признаки:
V- педагогическая практика, которая обеспечивает подготовку подрастающего поколения к обеспечению личной безопасности в ситуации риска;
педагогическая доктрина, продуктом которой являются программы, учебники, учебные пособия, методические пособия, методики воспитания и обучения, предназначенные для эффективной подготовки подрастающего поколения к профилактике возможной опасности и безопасности;
педагогическая теория, раскрывающая сущность, структуру, цели, содержание, педагогические средства, формы и методы, движущие силы, закономерности и принципы обучения и
воспитания готовности к профилактике возможной опасности и безопасности; совместная деятельность педагога и воспитанников по прививанию и развитию культуры личной безопасности; ф создание педагогом благоприятных условий для усвоения воспитанниками культуры личной безопасности в процессе осознанной, целеустремленной деятельности, направленной на формирование у себя необходимых черт характера, профессионально деловых качеств и норм поведения безопасности; ф слагаемое содержания воспитания, представляющее систематизированный и адаптированный к условиям педагогического процесса опыт предупреждения и преодоления сотрудником полиции опасных ситуаций; функция воспитания, выражающаяся в устойчивом влиянии педагогического процесса на уровень готовности сотрудников органов внутренних дел к опасным и экстремальным ситуациям профессиональной деятельности; принцип воспитания, ориентирующий педагогов на регулярное формирование и развитие готовности обучающихся к предупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.
Общим для всех подходов воспитания культуры личной профессиональной безопасности является подготовка сотрудника органов внутренних дел к предупреждению и преодолению опасных жизненных ситуаций, т.е. воспитание культуры безопасного поведения, которая выступает педагогическим компонентом формирования личности безопасного типа.
Исходя из этого, можно выделить в структуре профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, в качестве самостоятельного компонента, процесс воспитания культуры личной безопасности.
Воспитание немыслимо без обучения; в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Точно также обучение имеет воспитательный характер. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий обучения и воспитания частично перекрываются.
Обучение — это специально организованный, целенаправленный, двусторонний, управляемый процесс взаимодействия преподавателей и учени-
ков, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями5.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение объективной действительности в форме взаимосвязанных фактов, систем понятий и правил, теоретических обобщений, формул, законов, научных теорий. Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять определенные действия на основе высокой теоретической и практической подготовки. Умения представляют собой синтез знаний и навыков. Навыки — это автоматизированный компонент сознательной деятельности, проявляющийся при выполнении определенных действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
Определение объема, уровня и глубины знаний, навыков и умений, а также уровня общего развития сотрудника при конкретном обучении личной безопасности зависит от профессиональной необходимости профилактики возможной опасности и безопасности.
Обучение также характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Если ученик не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Таким образом, обучение личной безопасности можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. При этом преподавателю следует учесть, что:
ф обучение личной профессиональной безопасности является особым видом подготовки, которая имеет сложную структуру и содержание, и складывается из семи составляющих личной безопасности (перечислены по степени важности): тактической, технической, стрелковой, профессионально-психологической, физической, волевой и натренированности;
■ф каждая группа составляющих личной профессиональной безопасности складывается из определенных структурно-содержательных компонентов, каждый из которых имеет определенное значение для формирования профессиональных качеств обеспечения личной безопасности;
■ф анализ подготовки на современном этапе к обеспечению личной безопасности показал, что в учебных заведениях МВД России в некоторой степени формируются составляющие личной безопасности в процессе изучения таких дисциплин, как «Профессионально-психологическая подготовка», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел»; на современном этапе обучения формируются не все составляющие подготовленности к обеспечению личной профессиональной безопасности и их структурно-содержательные компоненты, а если формируются, то не полностью и не целенаправленно
Все это необходимо учитывать при обучении обеспечению личной профессиональной безопасности.
Соответственно, результатом такого обучения будет образование. В буквальном смысле оно означает процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудниками органов внутренних дел. В данном случае такое профессиональное образование представляет собой развивающуюся систему с определенными закономерностями, принципами и содержанием.
1 Ильин Г.П. От педагогической парадигмы к образованию // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 64.
2 Далее автором наряду с общим названием «органы внутренних дел» будет применяться и сокращение «ОВД».
3 Сидоров Э.Т. Административно-правовое принуждение в условиях специальных административно-правовых режимов: Монография. М: Московский университет МВД России, 2004.
4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 303.
5 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 26.