Научная статья на тему 'Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции'

Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА / ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА) / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING / BASES OF PERSONAL SECURITY OF OFFICER / APPLIED KNOWLEDGE / VOCATIONAL LEARNING (TRAINING) / TEACHING METHODS / TEACHING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинский Сергей Викторович

В статье рассмотрены проблемные вопросы обучения сотрудников полиции в ходе профессионального обучения (профессиональной подготовки). Представлены основные принципы и методы преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка. Личная безопасность сотрудника органов внутренних дел». Проанализированы методологические особенности преподавания дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Украинский Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological, pedagogical, psychological and social aspects of vocational learning (training) of police officers

The article highlights the problematic issues of training of police officers in the course of vocational training (training). Presents the basic principles and methods of teaching the discipline «Special tactical training. Personal safety of law enforcement officers». Recommendations on the methodological features of teaching are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции»

Украинский Сергей Викторович

преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: usv2010via@mail.ru)

Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции

В статье рассмотрены проблемные вопросы обучения сотрудников полиции в ходе профессионального обучения (профессиональной подготовки). Представлены основные принципы и методы преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка. Личная безопасность сотрудника органов внутренних дел». Проанализированы методологические особенности преподавания дисциплины.

Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, основы личной безопасности сотрудника, прикладные знания, профессиональное обучение (профессиональная подготовка), методика преподавания, педагогический процесс.

S.V. Ukrainskiy, Lecturer of the Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russia; e-mail: usv2010via@ mail.ru

Methodological, pedagogical, psychological and social aspects of vocational learning (training) of police officers

The article highlights the problematic issues of training of police officers in the course of vocational training (training). Presents the basic principles and methods of teaching the discipline «Special tactical training. Personal safety of law enforcement officers». Recommendations on the methodological features of teaching are analyzed.

Key words: tactical and special training, bases of personal security of officer, applied knowledge, vocational learning (training), teaching methods, teaching process.

В соответствии с Программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующих составов по профессии «Полицейский», в центрах профессиональной подготовки министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации и в образовательных организациях МВД России с 2014 г. представлен для обучения новый предмет «Тактико-специальная подготовка. Личная безопасность сотрудника органов внутренних дел» (далее - ТСП ОЛБ). Курс ТСП ОЛБ включает в себя как теоретические, так и практические занятия и заканчивается итоговым контролем в форме зачета. Основной формой проведения занятий является практическая индивидуальная и групповая отработка тактико-технических приемов и действий.

Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативно-правовых актов Россий-

ской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, положений и рекомендаций науки, передовой практики деятельности ОВД, внутренних войск МВД России и специальных подразделений других федеральных ведомств по обеспечению общественного порядка и безопасности как в обычных условиях, так и в особых условиях служебной деятельности правоохранительных органов.

ТСП ОЛБ реализует выполнение требований государственного образовательного стан -дарта к уровню подготовки выпускников образовательных организаций МВД России.

Структурно дисциплину ТСП ОЛБ можно условно разделить на шесть взаимосвязанных разделов:

1) топографическая подготовка сотрудников ОВД;

2) тактическая подготовка сотрудников ОВД (включает также вопросы военно-инженерной подготовки и оказания первой помощи);

3) структура и задачи гражданской обороны в системе МВД России;

315

4) деятельность органов внутренних дел в особых условиях службы;

5) специальная огневая и физическая подготовка сотрудников ОВД;

6) профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД.

В результате освоения данного курса ТСП ОЛБ, который имеет междисциплинарную связь с другими дисциплинами, изучаемыми в образовательных организациях МВД России (правовая подготовка, первая помощь, тактика несения службы, физическая и огневая подготовка), выпускник должен знать основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел; основы гражданской обороны в ОВД РФ; методы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД в повседневной деятельности и проведении спецопераций; алгоритм безопасного поведения сотрудников ОВД при обнаружении взрывчатых веществ и взрывных устройств; причины возникновения и порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, приемы самоспасения; тактику действий служебных нарядов при чрезвычайных ситуациях; уметь пользоваться графическими служебными документами; применять боевые приемы борьбы с использованием средств активной обороны, выполнять действия с оружием, обеспечивающие безопасность сотрудников органов внутренних дел; использовать специальные и подручные средства индивидуальной защиты и активной обороны; использовать индивидуальные средства защиты и первой помощи; выполнять обязанности в составе нарядов патрульно-постовой службы, эффективно действовать при изменении оперативной обстановки; применять навыки обеспечения личной безопасности в ходе проведения специальных операций, владеть навыками обеспечения личной безопасности в процессе повседневной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел; проверки документов граждан с обеспечением мер личной безопасности; проведения наружного досмотра нарушителя с использованием пистолета и автомата и последующим сковыванием нарушителя наручниками, связыванием подручными средствами (ремнем, веревкой, шнурком); безопасных действий при задержании и сопровождении в дежурную часть ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших административное правонарушение; обеспечения личной безопасности при огневом контакте путем быстрого извлечения оружия из кобуры и подготовки его к выстрелу из различных положений, с уходом с линии огня противника, перемещений с оружием, смены изготовок для стрельбы в процессе передвижений.

Сотрудники полиции, прошедшие курс ТСП ОЛБ, кроме того, должны овладеть специфическими навыками ведения скоростной стрельбы из пистолета (автомата) по неподвижным (появляющимся) целям, с выбором цели и зоны поражения, скоростной стрельбы из различных положений со сменой огневой позиции, из-за укрытий, после физической нагрузки, скоростной стрельбы со сменой магазина.

На изучение дисциплины ТСП ОЛБ отводится:

для лиц рядового и младшего начальствующего состава - 38 часов;

для лиц среднего и старшего начальствующего состава - 16 часов.

Незначительный срок изучения данной дисциплины не позволяет слушателям более качественно освоить практические навыки по обеспечению личной безопасности как в различных условиях оперативно-служебной деятельности, так и в быту. Значительное число научных работ о проблемах обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при осуществлении своей профессиональной деятельности не раскрывает методологические инструментарии освоения дисциплины в условиях первоначальной профессиональной подготовки. Разработано множество программ и рекомендаций по обучению основам личной безопасности для различных категорий обучаемых, но все они, на наш взгляд, разрознены и не освещают суть методологических особенностей преподавания дисциплины.

При обучении сотрудников полиции ТСП ОЛБ пришлось столкнуться с тем фактом, что у слушателей отсутствуют системные знания в рамках общего среднего (специального) и (или) высшего образования (в области прикладной математики, естествознания и т.п.), полагающие ориентироваться в событиях, явлениях и процессах современного мира. И этот факт необходимо учитывать в процессе обучения. В ходе преподавания дисциплины преподавателю приходится ориентироваться на имеющиеся у обучаемых базовые знания и, компенсируя пробелы в них, придавать им соответствующую коррекционную практическую направленность в рамках изучаемых вопросов. При этом в ходе занятий необходимо задействовать и активизировать такие психофизиологические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, переключение с одного вида деятельности на другой, двигательные реакции и навыки, а также использовать в педагогическом процессе включение коллективного творческого мышления учебной группы.

Так, авторы А.Р. Братусин и Е.Е. Власенко в своей статье «Организация, функционирование и методическое обеспечение первоначальной подготовки полицейских в системе МВД России» отметили: «Профессионально-прак-

316

тическая направленность обучения требует особой роли преподавателя, который должен выступить в роли партнера, предоставляя обучаемым возможность самим активно участвовать в процессе обучения. Главной фигурой в учебном процессе был и остается преподаватель. Работа со слушателями еще больше повышает требования к профессорско-преподавательскому составу, поскольку для завоевания авторитета у сотрудников необходимо владеть педагогическим мастерством, стилем общения, иметь прочные и глубокие знания по преподаваемым дисциплинам» [1, с. 5-12].

При изучении вопросов выживания сотрудников полиции в экстремальных ситуациях преподаватель использует эмоциональный аспект (категоричная, провокационная подача событий, требующая от обучаемых четких, оправданных законных решений и действий в жестких, установленных преподавателем временных рамках и условиях), на фоне которого моделируется та или иная стрессовая ситуация или тактическая обстановка, при этом добивается должного результата по самооценке каждым слушателем собственных поведенческих действий. Сотрудникам обоснованно дается утверждение, что служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи, с высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни, требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности, что зачастую приводит к нервно-психическому перенапряжению. Поэтому проблема психологической устойчивости сотрудников ОВД к стрессу является профессионально значимой, поскольку от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности. Длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы, высокая вероятность гибели, ранения или травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности полицейского, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, при отработке тактико-технических действий сотрудников на фоне созданной учебной тактической обстановки преподаватель выступает в роли определенного стресс-фактора, можно сказать, провоцируя обучаемого (ставя на грань психологического всплеска эмоций...) на необходимые ответные действия и принятие мгновенного решения в соответствии с имеющимися в собственном арсенале практическими и теоретическими знаниями.

Стрессоустойчивость личности сотрудника необходима не только для обеспечения общественного порядка и безопасности жизнедеятельности населения в экстремальных условиях, но и для жизнестойкости и социальной адаптации. В условиях экстремальности многие ситуации могут оказаться абсолютно стрес-согенными в зависимости от отношения к ним самого сотрудника ОВД и его опыта. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение к тем или иным событиям. Поэтому формирование психологической стрессоустойчивости сотрудников полиции необходимо обеспечить различными способами и видами подготовок (духовно-психологической, физической, специальной технической: боевой, огневой и др.). Поскольку уровень здоровья отражает резерв адаптации, которым обладает организм в данный период времени, степень стрессоустойчивости выше у людей, которые активно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни [2, с. 59-60]. Следовательно, здоровый, активный образ жизни, хорошая боевая выучка для сотрудника, осуществляющего свои обязанности в экстремальных условиях, является насущной жизненной необходимостью. В свою очередь, «свойства личности (психическое состояние, устойчивость к стрессам, показатели психической активности, эмоциональной возбудимости) влияют, в частности, на успешность скоростной стрельбы из пистолета» [3]. Чем лучше подготовлен сотрудник во всех сферах, тем выше его устойчивость к стрессам и психофизическим нагрузкам - кратковременным и долговременным. Это может достигаться только проведением целенаправленной систематической комплексной служебной подготовки.

Вопрос о психологической безопасности сотрудников полиции стоит не менее остро. Практика показывает, что негативные последствия были бы значительно меньше, если бы сам сотрудник обладал определенными навыками психологического самоанализа и психологической саморегуляции, непосредственно в момент профессиональных действий в эмоционально напряженной обстановке. Известно, что снимать последствия стресса значительно сложнее, чем научить человека быть более устойчивым к стрессу. Следовательно, личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД основывается на трех взаимосвязанных составляющих: физическая, психологическая и профессионально-нравственная безопасность. Соответственно, действия сотрудника по обеспечению личной безопасности включают владение тактикой и методами обеспечения безопасности по всем трем направлениям. Есть, однако, общие принципы обеспечения личной профессиональной безопасности, кото-

317

рые сформулированы в виде обращения к сотруднику оВд как «установка на выживание».

При этом каждый сотрудник ОВД должен уяснить, что в критической ситуации немало зависит от него самого, но зачастую понимание этого приходит лишь тогда, когда он выполнил задачу и остался в живых. При прохождении курса подготовки обучаемые должны уверовать в то, что не всегда можно уйти от опасности, но всегда можно уменьшить ее. И это надо уметь, следовательно, этому необходимо учиться.

В процессе обучения требуется особое внимание уделить:

повышению, корректировке, практической направленности уровня знаний и информированности обучаемых (необходимо дать сумму конкретных прикладных знаний);

убеждению слушателей, что предлагаемые знания, умения и навыки при их верном понимании и усвоении могут способствовать повышению уровня личной безопасности;

обучению действовать (отработка конкретных умений, навыков и приемов практических действий по обеспечению личной безопасности) в типовых ситуациях;

доведению рекомендаций по вопросам профессиональной безопасности, разработке специальных памяток и рекомендаций по обеспечению личной безопасности, вручаемых сотрудникам при подготовке к выполнению задач в экстремальных условиях.

Непременным условием успешного усвоения материала является глубокая проработка слушателями рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов.

На практических занятиях очень важна обратная связь с обучаемыми, при которой формируется правильное понимание того, что происходит с сотрудником в ситуации опасности. В повседневной служебной деятельности сотрудник полиции сталкивается с различны-

ми экстремальными ситуациями, на решение которых нет готовых стандартных действий и приемов. Поэтому преподавателю приходится мотивировать обучаемых в поисках алгоритма решения возникших нестандартных критических ситуаций. При этом применяемый метод «проб и ошибок» позволяет выявить и исправить недостатки в определении способов обеспечения личной безопасности обучаемых. Но, тем не менее, усвоение слушателями твердых практических навыков, основанных на определенных алгоритмах действий, помогает преодолеть неуверенность, компенсируя при этом отсутствие системных знаний, вселяет уверенность в своих силах, приносит моральное удовлетворение и дает посыл (стимул) на познавательную деятельность по изучению проблемных вопросов, возникших при отработке вопросов ТСП ОЛБ, и устранению выявленных пробелов в знаниях. Актуальность именно такой методологии преподавания данной дисциплины не только сохраняется, но и усиливается в условиях тенденций развития современного общества.

В заключение следует отметить, что в результате прохождения курса ТСП ОЛБ необходимо сформировать у слушателей личностную установку на выживание и те психологические качества, которые позволят адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях. В рекомендательной части хотелось бы обратить внимание на увеличение сроков изучения дисциплины.

В данной статье обозначена попытка обобщения раннее накопленного опыта преподавания ТСП ОЛБ, и, естественно, это не единственно возможные методологические подходы к реализации программы обучения, предназначенной сформировать навыки личной профессиональной безопасности у сотрудников органов правопорядка в современных условиях.

1. Власенко Е.Е., Братусин А.Р. Организация, функционирование и методическое обеспечение первоначальной подготовки полицейских в системе МВД России //APRЮRL Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 3.

2. Неделяева А. В. Оценка здоровья и стрессо-устойчивости у студентов // Современная наука: тенденции развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф, 20 мая 2014 г.: сб. науч. тр.: в 2 т. Краснодар, 2014. Т. 2.

3. Скобликов Р.В., Устименко В. О. Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета // Вестн. Краснодар. унта МВД России. 2014. № 1(23).

1. Vlasenko E.E., BratusinA.R. The organization, functioning and methodological support initial training of police in the Ministry of the Interior of Russia //APRIORI. Ser.: Humanities. 2014. № 3.

2. Nedelyaeva A.V. Assessment of health and stress of students // Modern science: tendencies of development: proc. of the VII Intern. sci. and pract. conf., May 20, 2014: coll. of sci. papers: in 2 vols. Krasnodar, 2014. Vol. 2.

3. Skoblikov R.V., Ustimenko V.O. The role of personality in the success of the properties of the formation of skill shooting the gun // Bull. of the Krasnodar university of Russian MIA. 2014. № 1(23).

318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.