УДК 159
Ustinova L.G., senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Sultanova M.V., senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PERSONAL PROFESSIONAL SECURITY OF ATS STAFF: STRUCTURE AND CONTENTS. The professional safety of law enforcement officers depends on a multitude of both internal and external circumstances that require close scrutiny. This article tells that the main tasks and the role of psychology in providing professional security to ATS officers are indicated. There is also a list of techniques that can create a survival system for law enforcement officers and help them overcome their fears. The professional activity of ATS employees always carries a risk, therefore the article reveals some of the most important aspects of the concept of risk and personal safety for the employees. The article concludes with a list of rules of conduct for law enforcement officers aimed at ensuring their personal professional safety, as well as a list of factors that are of the greatest importance in extreme situations.
Key words: professional security, law enforcement, personal security, survival, overcoming fear, professional risk, extreme situations.
Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский
университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал,
E-mail: [email protected]
М.В. Султанова, к.ф.н., полковник полиции, доцент кафедры общеправовых дисциплин, Краснодарский университет
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, E-mail: [email protected]
ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональная безопасность сотрудников правоохранительных органов зависит от множества как внутренних, так и внешних обстоятельств, требующих пристального рассмотрения. В данной статье, прежде всего, обозначаются основные задачи и роль психологии в обеспечении профессиональной безопасности сотрудникам ОВД. Также приводится перечень приемов, способных сформировать у работников органов правопорядка установки на выживание и помочь им в преодолении страха. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда сопряжена с риском, потому в статье раскрываются некоторые наиболее важные для сотрудников аспекты концепции риска и личной безопасности. В заключение статьи сформулирован список правил поведения работников органов правопорядка, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности, а также приводится перечень факторов, имеющих наиболее важное значение в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: профессиональная безопасность, правоохранительные органы, личная безопасность, установка на выживание, преодоление страха, профессиональный риск, экстремальные ситуации.
Личная профессиональная безопасность представляет собой систему правовых, специальных защитных, тактических, педагогических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, физического и психического здоровья работников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. Личная безопасность основывается на достаточном уровне профессиональной подготовленности работников, предполагающем также владение безопасными методами труда, сформированной личностной установкой на выживание, психологическими качествами, позволяющими адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях.
Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности работников органов правопорядка позволяют составить обобщённый психологический портрет погибших сотрудников при исполнении служебного долга. К числу основных параметров такого портрета можно отнести таблица 2:
Приёмы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание. Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента: познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»), эмоционально-оценочный (например, «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации») и поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление»).
Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа - гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях.
Таблица 1
Основные задачи психологии, обеспечивающие профессиональную безопасность сотрудников правоохранительных органов
Разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности Разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев
Исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного психовиктимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы Психологическое обоснование методов воспитания безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в опасных условиях
Разработка психологических методов обеспечения личной безопасности работников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей Психокоррекционная работа и оказание психологической помощи работникам органов правопорядка, пережившим опасность
Таблица 2
Наиболее распространённые причины, приведшие к гибели сотрудников ОВД
№ Причины
1. необоснованный риск.
2. недостаточные личностные предпосылки для нормального выполнения служебных обязанностей;
3. неиспользование или неправильное использование средств личной безопасности (бронежилет, сфера и т. п.);
4. переоценка своих возможностей в «чтении» других людей, их познании;
5. нарушение установленных правил, особенно в отношении ареста, задержания, обыска, конфликта с задержанным и т. п.;
6. отсутствие необходимых физических данных
7. игнорирование прикрытия при возможности его иметь;
8. притупление бдительности и доверчивость (ставка только на хорошее в людях);
9. использование применения силы только как последней возможности, что ведет к запаздыванию в силовом реагировании;
10. неумение предвидеть опасность;
11. неверные действия в ситуации опасности («открывал спину» преступникам, не торопился двигаться, не маскировался, не искал укрытия, вел себя самоуверенно и т.п.);
12. неверные решения и неудачная тактика действия в ситуации опасности и др.
Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Предлагаются два приема формирования установки на выживание: заполнение «Обязательства о выживании» и проведение воссоздающей визуализации.
Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, т. е. по созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно выполнять, когда никто и ничто вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей).
Приёмы преодоления страха и формирования у работников органов правопорядка бесстрашия. Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений - от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.
Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Как же преодолеть страх сотрудникам? Можно выделить два основных пути в развитии самообладания: воспитание и овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха.
Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников. Главными составляющими в этом направлении могут быть:
• развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;
• формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;
• постепенный, в течение двух-трёх лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;
• моделирование опасных ситуаций;
• поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;
• приобретение сотрудниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.
Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом работник органа правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений.
Риск и личная безопасность. Риск - это действия сотрудника правоохранительных органов, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Наблюдения и исследования показывают, что при принятии решения о риске работники учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для работников органов правопорядка вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями.
В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения работником
Таблица 3
Субъективные факторы Объективные факторы
Личностные особенности сотрудников (психофизиологические качества и состояния человека) Особенности выполняемой профессиональной деятельности
Характер бессознательной регуляции собственного поведения сотрудником (по стеническому или астеническому типу ) Не использование и не тиражирование уже отработанных приемов по обеспечению безопасности
Общая направленность человека (мотивы, интересы, установки) Особенности применения и использования технических средств (оружие, машины и другие виды техники)
Наличие или отсутствие личного и профессионального опыта Слабое техническое и материальное оснащение
Уступчивость (внешнее следование за группой при внутреннем несогласии) Неудачное планирование операции вышестоящими сотрудниками правоохранительных органов
Уровень оптимального риска, приемлемого индивидом, который является в достаточной степени постоянным Нескоординированность действий сотрудников спецподразделения и вышестоящих сотрудников правоохранительных органов
Потребность в «острых» ощущениях и стремления человека расширить границы собственных возможностей Необдуманный риск коллег
органа правопорядка о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку сотрудником соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или выигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность работника к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, к самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.
Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Кар-пентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Работник, получивший в опасной ситуации ранение или
Библиографический список
психотравму, теряет веру в возможность избегания несчастных случаев в будущем. У него развивается «беспокойство тревоги», требующее оказания психотерапевтической помощи. Эффект обожженных пальцев представляет противоположную характеристику поведения сотрудников. В этом случае сотрудник, переживший опасность, становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску.
На основе анализа литературы и личного опыта можно выделить субъективные (зависящие от личностных качеств и свойств сотрудника) и объективные факторы (не зависящие лично от сотрудника, а зависящие от коллектива, компетентности и личностных свойств командира и др.) (табл. 3).
В заключение можно отметить, что обеспечение профессиональной безопасности сотрудников ОВД - это комплексная проблема, решение которой зависит от большого количества как объективных, так и субъективных факторов. В этой связи требуется большая работа со стороны психологической службы, командующего состава и лично сотрудников.
1. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. Москва, 1996.
2. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Специфика взаимодействия сотрудников ОВД с населением. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 208 - 209.
3. Пацакула И.И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: на материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности автореферата. Рязань, 2001.
4. Устинова Л.Г. Управленческая культура руководителя ОВД в контексте современных стилей и методов руководства. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014; Т. 20; 2006 - 2010.
5. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 2б8 - 269.
References
1. Pankin A.I. Lichnaya bezopasnost' sotrudnikov organov vnutrennih del. Taktika ipsihologiya bezopasnoj deyatel'nosti. Moskva, 1996.
2. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Specifika vzaimodejstviya sotrudnikov OVD s naseleniem. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 208 - 209.
3. Pacakula I.I. Psihologiya professional'nojbezopasnostisotrudnikovspecpodrazdelenijpravoohranitel'nyh organov v 'ekstremal'nyh usloviyah deyatel'nosti: na materiale issledovaniya individual'noj professional'noj bezopasnosti avtoreferata. Ryazan', 2001.
4. Ustinova L.G. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya OVD v kontekste sovremennyh stilej i metodov rukovodstva. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnalKoncept. 2014; T. 20; 2006 - 2010.
5. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Gumanitarnaya podgotovka buduschih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 268 - 269.
Статья поступила в редакцию 09.03.18
УДК 159
Fedko I.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Forensic Medicine and Law with a course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Kopylov A.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Forensic Medicine and Law with a course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Kopylov I.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Stomatology, State Medical Academy, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of State Law, North-Caucasian Social Institute, senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law with the course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHO-LEGAL ASPECTS OF CONDUCTING FORENSIC INVESTIGATIONS IN CASES OF PROFESSIONAL DELINQUENCIES MEDICAL WORKERS. The paper deals with topical issues relating to the legal significance of the history of the disease during forensic examinations in cases of professional misconduct of medical workers. One of the problems is that in the history of the disease, the quality and completeness of filling depends on the conclusions about the causality of defects in the provision of medical care with the consequences. The article examines the factors influencing the disadvantages of doing history. Accordingly, it is necessary to know that in cases of an unfavorable outcome and a conflict situation: the number of shortcomings in the design of the medical history is the reason for the judicial decisions in favor of patients. In order to avoid unreasonable claims on the part of patients, it is necessary to carefully fill out a medical card, which can remove a number of questions, as well as prevent claims and reduce the likelihood of conflicts.
Key words: forensic activities, medical records, incorrect assessment, hyperdiagnostics, reduction of professional risk in practical activities.
И.И. Федько, канд. мед. наук, доц. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.В. Копылов, канд. мед. наук, доц., зав. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.А. Копылова, канд. мед. наук, доц. каф. стоматологии, ГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский
университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.В. Кулькина, канд. юрид. наук, доц., доц. каф. государственного права АНО ВО Северо-Кавказского социального института, ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]