УДК 34 ББК 67
© Родин В.Ф., Хрусталева Т. А.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РФ
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ РОДИН,
доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры юридической психологии УНК ПСДМосковского университета МВД России имени В.Я Кикотя E-mail:[email protected]; ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ХРУСТАЛЕВА, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя
E-mail:[email protected] Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются психологические аспекты безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а так же основные методы, направленные на повышение их личной безопасности.
Ключевые слова: теория безопасности, профессиональная безопасность, опасность, угроза, личная безопасность.
Annotation. The article analyzes the psychological aspects of the professional safety of OVD officers, as well as the main methods aimed at improving their personal safety.
Keywords: safety theory, professional security, danger, threat, personal security.
Для цитирования: Родин В.Ф., Хрусталева Т.А. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):227-30.
Каждая профессия предъявляет к индивидуальным психологическим качествам человека свои определенные требования, при этом чем сложнее и ответственное профессиональная деятельность, тем большую роль в успешности ее выполнения играют индивидуальные психологические особенности. Более того существуют ряд профессий, связанных с работой человека в экстремальных условиях. Успешное выполнение деятельности в такой профессии вообще невозможно без соответствия требованиям профессиональной безопасности.
Профессиональная безопасность сотрудников правоохранительных органов является составной частью системы национальной безопасности страны. [5.с.139]
Законом РФ «О безопасности» закрепляются в этой сфере правовые основы деятельности, определяется система безопасности, описываются ее органы и функции. Указом Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» значи-
тельно расширяется сфера мер относительно обеспечения безопасности человека, общества, государства.
Одной из задач психологии безопасности является способствование тому, чтобы сама профессиональная деятельность была эффективнее, безопаснее, могла доставлять больше радости.
Эта задача решается специфическими путями, непосредственно путем изучения факторов психических. [6.с.157,158]
Итак, обратимся к профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка.
Личную профессиональную безопасность можно представить в виде системы мер (правовые, специальные защитные, тактические, педагогические и психологические), которые позволят обеспечивать сохранение жизни, физического и психического здоровья сотрудников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. В системе МВД задача по обеспе-
чению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких возложена на отделы организации государственной защиты (ООГЗ) Оперативно — розыскных частей собственной безопасности.
Основу личной безопасности, о чем свидетельствует приказ МВД России «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД России», составляет достаточный уровень профессиональной подготовленности полицейских, который предполагает:
• овладение безопасными методами деятельности;
• сформированность личностной установки на выживание;
• наличие психологических качеств, дающих возможность адекватной оценки обстановки, принятия грамотных решений и умения не терять самообладания в опасных ситуациях.
Основными задачами психологии обеспечения профессиональной безопасности деятельности сотрудников полиции выступают следующие:
• разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности;
• исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного пси-ховиктимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы;
• разработка психологических методов обеспечения личной безопасности сотрудников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей;
• психологическое обоснование методов воспитания безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в опасных условиях;
• разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев;
• психокоррекционная работа и оказание психологической помощи полицейским, пережившим опасность.
Для рассмотрения психологии безопасности профессиональной деятельности сотрудников полиции зарубежными и отечественными исследованиями психологии безопасности деятельности полиции составлен обобщенный психологический портрет погибших. Основные параметры подобного портрета составляет:
• наличие недостаточных личностных предпосылок для адекватного исполнения служебных обязанностей. Сюда можно отнести отсутствие у таких людей нужных физических какчеств, недостаточная профессиональная подготовленность, наличие неблагоприятного психического состояния, переутомления и т.д.;
• неиспользование либо неправильное использование средств личной безопасности (бронежилета, сферы и т. д.);
• наличие нарушений установленных правил, в особенности это касается арестов, задержаний,
обыска, конфликтов с задержанными и т. д.;
• переоценивание собственных возможностей при общении с другими людьми, при оценке их знании и возможностей;
• игнорирование по отношению к прикрытию, если имеется возможность его иметь;
• доверчивость, притупление бдительности (ставки исключительно на хорошее в людях);
• применения силы исключительно в качестве последней возможности, это приводит в силовом реагировании к запаздыванию;
• неумение предвидения опасности;
• в ситуации опасности — неверные действия («открывает спину» преступникам, не торопится в движениях, не проводил маскировку, не искал укрытий, самоуверенно себя вел и т.д.);
• в ситуации опасности производил неверные решения и применял неудачную тактику действий;
• наличие необоснованного риска.
Обратимся к приемам формирования у сотрудника
полиции установки на выживание.
Что касается установки на выживание, она представляет собой готовность и предрасположенность полицейского к деятельности, являющейся целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты.
В эту деятельность включено три элемента:
• познавательный (осознание реальности вовлечения в ситуацию, связанную с использованием огнестрельного оружия и других форм насильственных действий со стороны правонарушителей);
• эмоционально-оценочный (полицейский должен постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что он не станет в опасной ситуации жертвой»);
• поведенческий (например, полицейский должен ко всем подозреваемым приближаться, предполагая их возможное сопротивление»).
Практикой доказано, что формирование устойчивых установок на выживание одновременно выступает и как воспитание риска, являющегося разумным и мотивированным, и как преодоление чувства страха, и как развитие в поведении полицейских осмотрительности и бдительности. Подобная работа выступает гарантией их надежных и эффективных действий при условиях, опасных для жизни и здоровья.
В соответствии с этим необходимо, чтобы установка на выживание была сформирована и развита у каждого сотрудника. Существует серия приемов формирования установки на выживание, среди которых можно выделить проведение воссоздающей визуализации и заполнение «Обязательства о выживании».
Знание психотехнических приемов сотрудникам дает возможность в стрессовой ситуации быстро снимать отрицательные переживания и изменять в позитивном направлении ход мыслей. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей
сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом сотрудник правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет у него страх.
Обратимся теперь к таким понятиям, как риск и личная безопасность. Риск представляет собой действия сотрудника правоохранительных органов, которые характеризует неопределенность исхода последствий. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для работников органов правопорядка вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями.
Обоснованный риск предполагает адекватную оценку сотрудником соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность работника к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.).
Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Карпентера» и эффект «обожженных пальцев». Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Сотрудник, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру в возможность избежаниея несчастных случаев в будущем. У него развивается «беспокойство тревоги», требующее оказания психотерапевтической помощи. Эффект «обожженных пальцев» представляет противоположную характеристику поведения сотрудников. В этом случае сотрудник, переживший опасность, становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску.
Согласно рекомендациям практических работников, можно сформулировать несколько правил поведения сотрудников органов правопорядка, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности.
Лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах с преступниками. Помните: время, как правило, на вашей стороне.
Не провоцируйте нападение и стрельбу.
Недоверие к подозреваемому, проверяемому или задержанному лучше, чем легкомысленная доверчивость.
Страхуйте каждое свое действие по отношению к подозреваемому или правонарушителю, лучше всего — с помощью напарника.
Избегайте предсказуемого поведения в опасной ситуации.
Будьте бдительны к засадам. Лучшая защита от засады — внимательно прислушаться к своим личным ощущениям.
На месте происшествия старайтесь держать в поле
зрения всех действующих лиц.
Никогда не поворачивайтесь к подозреваемому или правонарушителю спиной.
Таким образом личная профессиональная безопасность выступает как система мер (правовые, специальные защитные, тактические, педагогические и психологические), позволяющая обеспечивать сохранение жизни, физического и психического здоровья сотрудников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня профессиональных действий.
При разработке практических рекомендаций направленных на формирование высокого уровня саморегуляции и ее элементов с учетом психологических особенностей личности сотрудника в профессиональной деятельности нами было выбрано несколько направлений:
1. Мониторинговое направление практических рекомендаций.
Исследование изменения экспертной оценки под воздействием психокоррекционной программы развития осознанной саморегуляции деятельности сотрудников полиции для получения психологической оценки данного тренинга.
2. Диагностическое направление практических рекомендаций.
Установление новых детерминаций социально-психологических особенностей, которые могут приводить к функциональному изменению показателей и характеристик осознанной саморегуляции деятельности, что в свою очередь может приводить к изменению и дополнению психокоррекционных программ. [2.с.78]
В процессе проведения исследования были предложены следующие рекомендации:
1. Повысить эффективность выполнения функционально-должностных обязанностей, путем введения системы поощрения и организации социальных мероприятий.
2. Ввести практические занятия, направленные на оптимизацию деятельности сотрудника. Проводить социально-психологические тренинги и индивидуальное психоконсультирование.
3. При отборе кандидатов для работы в органах МВД более углубленно применять психофизиологические методы, изучающие нервно-психический уровень, стрессоустойчивость, психическую адаптацию.
4. Ввести автоматизированную систему психофизиологической диагностики, для оптимизации работы профессионального отбора.
5. Организовать работу кабинета психологической разгрузки, обеспечивающую высокую стрессоу-стойчивость
В результате внедрения рекомендаций в подразделениях МВД, возможно, получить следующие результаты:
1. Оптимизировать выполнение функционально-должностных обязанностей сотрудниками полиции;
2. Повысить эффективность работы профотбора за счет автоматизации психодиагностического инструментария;
3. Устранить или предотвратить конфликтные ситуации в деятельности сотрудников;
4. Обеспечить снижение текучести кадров;
5. Снизить затраты на подготовку режимных мероприятий. [7.с.59]
В ходе исследования нам удалось построить функциональную модель опытного сотрудника в аспекте профессиональной безопасности, с учетом основных особенностей осознанной регуляции деятельности и личностных особенностей, а также эмоциональной готовности. Пси-хокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается сотрудник. [7.с.71]
После проведения психологического исследования влияния психокоррекционных программ направленных на успешность принятия управленческих решений в экстремальной ситуации сотрудниками полиции нами были выделены основные компоненты, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности сотрудников в условиях работы в экстремальной ситуации.
В ходе эмпирического анализа результатов исследования психологических аспектов формирования профессиональной безопасности сотрудников полиции, установлено:
В условиях многокомпонентности различных факторов участвующих в условии формирования профессиональной безопасности сотрудников полиции нами была выбрана теория осознанной саморегуляции деятельности как оптимально психологически содержательная в условиях эффективной деятельности. Деятельность волевого акта (принятие решения) в осознанной сфере обусловливается компонентами планирования действий, их программирования, моделирования и оценки полученных результатов, а также в условиях быстро меняющейся экстремальной ситуации таких качеств как гибкость процессов саморегуляции и самостоятельности принятия решения.
Сотрудники с высокой оценкой уровня профессиональной безопасности более высоко проявляется уровень эмоциональной устойчивости и зрелости. Они более трезво оценивают окружающую действительность, имеют высокий уровень социальной адаптации и характеризуются большей убежденностью трезвостью взглядов и серьезностью. Исследовав основные характеристики психологических особенностей осознанной саморегуляции удалось установить, что в группе опытных сотрудников полиции выявлено более высокий уровень планирования действий, то есть успешные сотрудники способны выделять значимые условия достижения целей в быстротекущей ситуации, а это наиболее важное условие принятия решения в экстренной ситуации. Неопытный сотрудник характеризуется сниженными показателями планирования, что говорит о том, что у него может происходить неадекватное оценивание значимых условий и внешних обстоятельств, что может приводить к последующим ошибкам.
Корреляционный анализ результатов исследования показал, присутствие корреляционных зависимостей между значимыми психологическими факторами в профессиональной безопасности и симптомов эмоционального выгорания. Длительная эмоциональная напряженность приводит к формированию психосоматических и психовегетативных нарушений у сотрудника, и как следствие снижение уровня саморегуляции деятельности. Корреляционный анализ помог нам определить специфику формирования синдрома эмоционального выгорания в зависимости от социально-психологических факторов.
Корреляционный анализ результатов исследования показал, что высокий уровень саморегуляции предполагает высокий уровень адаптации в новых условиях, что в свою очередь объясняется высокой корреляционной зависимостью с уровнем развития важных личностных качеств в аспекте профессиональной безопасности. Кроме того установлено, что самостоятельность выступает как сфокусированная единица осознанной деятельности, которая обусловливает эффективность профессиональной безопасности сотрудника полиции.
Таким образом установлено что, профессиональная безопасность сотрудников полиции зависит: от опыта работы и профессиональной компетентности; от эмоциональной готовности сотрудников правоохранительных органов к выполнению задач в экстремальных условиях их деятельности; от выполнения действий профессиональной безопасности в экстремальных ситуациях и знания приемов психологической саморегуляции.
Литература
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. — Спб.: Речь, 2004. — 166 с.
2. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — Спб.: Питер, 2012. — 240 с.
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. — М.6. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -170 с.
4. Комаров К.Э., Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. — М., 2012. — 320 с.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 479 с.
6. Родин В.Ф., Грошев И.В., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д. и др. Психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 303 с.
7. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. — М.: Издательство «Щит-М», 2004. — 183 с.