Литература:
1. Нормативно-правовой акт: ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2009.
2. Нормативно-правовой акт: Об образовании в РФ: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек.
3. Гривенная Е.Н. Модель рейтинговой оценки успеваемости обучающихся в высшем учебном заведении МВД России: учебное пособие / Е.Н. Гривенная. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. - 52 с.
4. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.
5. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.
6. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012
7. Подпорин И.В. Концептуальная модель готовности курсантов к самообразовательной деятельности в условиях обучения в вузе МВД России // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 301-305.
8. Подпорин И.В. Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 88-91.
9. Гричанов А.С. К вопросу о профессиональной защищенности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств / А.С. Гричанов. - Иркутск. 2015. - С. 69-72.
10. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. - С. 15-19. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76574.htm.
Педагогика
УДК 371.13:373.3
ассистент кафедры методик начального
и дошкольного образования Пожидаева Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье предложены этапы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, раскрыто содержание каждого этапа. Обоснована взаимосвязь этапов (проектировочный, реализации и оценочный) и компонентов (диагностический, целевой, организационно-педагогический, содержательный, технологический, результативный) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, профессиональная подготовки, будущие педагоги начального образования.
Annotation. The article proposes the stages of designing individual educational routes of professional training of future teachers of primary education, reveals the content of each stage. The interrelation of stages (design, realization and evaluation) and components (diagnostic, target, organizational and pedagogical, informative, technological, effective) of individual educational routes of students.
Keywords: individual educational route, professional training, future teachers of primary education.
Введение. В современной образовательной практике процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования обеспечивает обучающимся осознание своего профессионального потенциала, возможности дальнейшего развития и совершенствования. Построенная по индивидуальному образовательному маршруту система профессиональной подготовки позволит обучающимся легче адаптироваться к образовательному процессу в высшем учебном заведении, овладеть необходимыми компетенциями и стать успешным в своей профессиональной карьере. Важность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования обусловила необходимость изучения этапов и компонентов данного процесса.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - охарактеризовать процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования.
Изложение основного материала статьи. Для обучающихся сам процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования происходит в три этапа: проектировочный этап, этап реализации, оценочный этап.
Проектировочный этап включает в себя диагностический, целевой, организационно-педагогический и содержательный компоненты. Раскроем содержание данных компонентов.
Диагностический компонент предполагает осуществление диагностики по отношению к каждому конкретному обучающемуся, с использованием различных методик. В ходе диагностики определяется уровень сформированности общих компетенций личности, изучаются особенности высшей нервной системы, мотивы профессиональной подготовки и интересы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
Целевой компонент представлен как совокупность цели и системы задач, результатом решения которых является достижение требований профессиональной подготовки специалистов и совершенствования личностных качеств будущих педагогов. Согласно ФГОС ВО, в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата [15]. Программа бакалавриата устанавливает универсальные компетенции, связанные с системным и критическим мышлением, разработкой и реализацией проектов, командной работой и лидерством, коммуникацией, межкультурным взаимодействием, самоорганизацией и саморазвитием, безопасностью жизнедеятельности. Общепрофессиональные компетенции формирующиеся в ходе профессиональной подготовки охватывают такие категории: этические и правовые основы профессиональной деятельности, разработка основных и дополнительных образовательных программ, совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся, построение воспитывающей образовательной среды, контроль и оценка формирования результатов образования, психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, взаимодействие с участниками образовательных отношений, научные основы педагогической деятельности. Профессиональные компетенции связаны c трудовыми функциями педагога, прописанными в профессиональном стандарте «Педагог» [13], а также согласованы с требованиями работодателей к профессиональной подготовке специалистов, которые выделяют среди основных требований именно способность проектировать личный индивидуальный образовательный маршрут.
Целевой компонент предусматривает также постановку требований к результатам сформированности индивидуальных особенностей обучающихся. К индивидуальным особенностям обучающихся относим: интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
Организационно-педагогический компонент связан с созданием условий для достижения педагогических и индивидуальных целей. Организационно-педагогические условия в научной литературе рассматриваются как:
- совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (В.А. Беликов [1, с. 235]);
- совокупность внешних обстоятельств осуществления функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, которые обеспечивают сохранение полноты образовательного процесса, целостности, его результативности и целенаправленности (Г.А. Демидова [2]);
- совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач (Е.И. Козырева [8, с. 4-9]);
- совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса (С.Н. Павлов [10, с. 19]);
- принципиальное основание для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности (А.В. Сверчков [14]).
Исходя из данных определений, мы видим, что организационно-педагогические условия рассматриваются как возможности, обстоятельства, принципиальное основание для связывания процессов. Опираясь на определение, выдвинутое Е.И. Козыревой [8], сформулируем рабочее определение понятия организационно-педагогические условия. В данном исследовании под организационно-педагогическими условиями будем понимать совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное проектирование индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования.
Среди условий, необходимых для проектирования индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, предложены следующие: создание в высшем учебном заведении информационно-образовательной среды, внедрение системы педагогической поддержки обучающихся при прохождении индивидуального образовательного маршрута.
Информационно-образовательная среда как одно из условий проектирования индивидуального образовательного маршрута рассматривается как комплекс таких компонентов:
1. Информационно-образовательные ресурсы (библиотечные фонды вуза, электронно-библиотечная система к которой подключено высшее учебное заведение, кафедральные фонды (учебники, учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации и т.д.), в том числе в электронном виде, интернет-классы, сетевые педагогические сообщества, предметные сообщества в сети интернет, наличие доступа в интернет).
2. Компьютерные средства обучения (автоматизированная система контроля знаний, компьютерная техника и ее программное обеспечение).
3. Система управления образовательным процессом (модульный принцип построения курсов дисциплин, разработка и внедрение инновационных технологий обучения, учебно-методические комплексы, организация научно-исследовательской работы обучающихся, участие их в научно-практических конференциях).
Рассмотренные средства обеспечивают возможность самостоятельно выбирать индивидуальный образовательный маршрут, методы и формы решения образовательных задач, способы рефлексии, контроля, самооценки своей деятельности, индивидуальный выбор элективных дисциплин, дополнительной тематики и творческих работ по каждому образовательному модулю [11, с. 229].
В работе одним из условий выделена система педагогической поддержки обучающихся при прохождении индивидуального образовательного маршрута. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями образовательного процесса невозможна без внедрения позиции тьютора как педагога, деятельность которого направлена на осуществление координации процесса становления личности в современных условиях обучения (В.Б. Лебединцев [9]).
Содержательный компонент проектировочного этапа заключается в отборе содержания для индивидуального образовательного маршрута, а также построении индивидуального плана обучающегося по семестрам и годам обучения, разработке рекомендаций по изучению дисциплин учебного плана, создании полноценного учебно-методического комплекса дисциплины.
Этап реализации индивидуального образовательного маршрута опирается и взаимосвязан с проектировочным этапом и предполагает построение технологических карт учебных дисциплин, определение
педагогических технологий, методов и систем обучения. Рассмотрим данные элементы этапа реализации индивидуального образовательного маршрута будущих педагогов начального образования более подробно.
Технологическая карта прохождения индивидуального образовательного маршрута по учебной дисциплине предполагает собой сетку тем предмета, количество выделенных на данную тему часов, примерные сроки их сдачи, самооценку обучающегося, отметку о выполнении преподавателем, а также формы представления результатов. Формы предъявления оценочных материалов подбираются педагогом самостоятельно, исходя из того, какие компетенции формируются в процессе изучения предмета и какова сама направленность предмета. Приведем пример форм предъявления оценочных средств по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»: конспект, сочинение, реферат, терминологический словарь, модель личности педагога-профессионала, профессиограмма, составленный обучающимся кроссворд, библиография и аннотация статей и пособий, выполнение упражнений, индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая газета и т.д.
В научной литературе среди педагогических технологий, применяемых в современных условиях в образовательном процессе выделяют следующие: дифференцированное (разноуровневое) обучение; проектные технологии; обучение в сотрудничестве; использование интенсивных методов обучения (игровая технология, коммуникативная технология, проблемное обучение); информационно-коммуникационные технологии; модульное обучение (Е.А. Дзюба [3]). Методы обучения в высшем учебном заведении можно разделить на три группы: активные, пассивные и интерактивные. Наибольший интерес для нашего исследования представляют активные и интерактивные методы исследования, так как они отличаются от традиционных (пассивных) методов. Пассивный метод, согласно Г.А. Кондратьевой и В.М. Климакиной, -это «традиционный повествовательный способ донесения преподавателем необходимой для формирования знаний по определенной тематике информации» [7, с. 8]. Авторы подчеркивают, что «активные и интерактивные в большей мере способствуют развитию мышления обучающихся, поисковых и исследовательских способностей, вовлекают их в решение проблем, максимально приближенных к реальным производственным ситуациям, расширяют и углубляют профессиональные знания, практические навыки и умения на основе использования знаний, формируют мотивацию к инновационной деятельности».
Проанализировав научные труды И.В. Китаевой и С.В. Щербатых подчеркнем, что активные методы обучения - это методы, при которых педагог и обучающийся находятся в ситуации активного диалога. Интерактивные методы обучения - это методы, при которых осуществляется взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (может быть непосредственным и опосредованным), позволяющее реализовывать в обучении идеи коллективной мыслительной деятельности и взаимообучения, процесс общения «на равных», при котором все участники готовы высказывать свои идеи, обмениваться друг с другом информацией, отстаивать свою точку зрения в видении проблемы, включающее в себя анализ реальных ситуаций и проблем окружающей действительности (неактуальное, неинтересное учебное задание не способно вызвать интерес у учащихся) [6].
Активные методы обучения можно разделить на группы: игровые, дискуссионные, рейтинговые и тренинговые. К самым распространенным активным методам обучения в вузе относим: кейс-технологии, презентации, проблемные лекции, дидактические игры, баскет-метод. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены: метод деловой игры, кейс-метод, эвристическая беседа, метод дискуссии, метод круглого стола, мозговой штурм, конкурсы практических работ с последующим их обсуждением (В.А. Шамис [16]), а также ВагСатр, или антиконференция, метод проектов, аквариум и т.д.
Самыми распространенными среди преподавателей, по мнению Г.Ф. Приваловой, являются следующие интерактивные формы: мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторм); «круглый стол (дебаты, дискуссия); сase-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций); работа в малых группах; мастер-классы; обучающие игры (деловые, имитационные, ролевые, образовательные и др.); использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалистов); социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (фильмы, соревнования, спектакли, выставки и др.); интерактивная лекция с использованием аудио-и видеоматериалов; сократический диалог; обсуждение дискуссионных вопросов и проблем (ПОПС-формула, шкала мнений, займи позицию); «переговоры и медиация», «анализ казусов», «дерево решений», «лестницы и змейки»; тренинги и др.» [12].
Таким образом, разнообразие технологий и методов обучения позволит сделать процесс прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающихся более эффективным и добиться желаемых результатов.
Оценочный этап предусматривает реализацию результативного компонента индивидуального образовательного маршрута и включает в себя самооценивание и оценивание педагогом, а также итоговую диагностику (оценка уровня сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций).
Самооценивание при реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки будущего педагога начального образования играет важную роль, так как выступает основной частью самоконтроля и позволяет обучающемуся контролировать свою учебную, научную, общественную деятельность, оценивать ее и решать, какие ему необходимо внести коррективы в свой образовательный процесс. В трудах А.В. Захаровой, самооценка представлена как существенное образование человека, принимающее прямое участие в регуляции личностью своей деятельности и поведения, т.е. как самостоятельная характеристика личности, ее центральный компонент, который формируется при непосредственном участии самой личности и выражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира [5].
Соглашаясь с мнением И.М. Елкиной, приходим к выводу, что самооценка - составляющая самосознания, которая выступает существенным элементом системы оценивания результатов обучения как при личностно-ориентированном, так и компетентностном подходах к обучению, позволяющая обучающемуся самостоятельно анализировать свои достижения и планировать дальнейшую учебную деятельность, а преподавателю скорректировать меры по формированию определенных аспектов компетенций или индивидуальную образовательную траекторию студента [4].
Выводы. Приходим к выводу, что проектирование индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования будет возможно и эффективно
при учете требований ФГОС ВО и работодателей, соблюдении определенных этапов, создании благоприятных условий, плодотворной и ответственной работе всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
2. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). - Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - С.32-38.
3. Дзюба Е.А. Использование современных технологий обучения в вузе / Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - 7 (4). - С. 63-72.
4. Елкина И.М. О роли и формах самооценки студентов при оценке результатов обучения // Ценности и смыслы. - № 6 (22). - 2012. - С. 122-134.
5. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. - 1989. - №1. - С. 5-15.
6. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 1. - С. 107-110.
7. Климкина В. М., Кондратьева Г. А. Современные методы обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2016. - №10. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sovremennye-metody-obucheniya-kak-odno-iz-sredstv-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-processa-v-vuze
8. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, - № 4. - 1999. - 24 с.
9. Лебединцев, В.Б. Модификация программ учебных предметов для организации коллективных занятий / В.Б. Лебединцев. - Красноярск: Поликом, 2007. - 188 с.
10. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
11. Пожидаева Т.В. Информационно-образовательная среда как условие проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования // Научные открытия Сборник статей III Международной научной конференции. Редактор Т.В. Турубарова. - 2018. - С. 227-231.
12. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161
13. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18.10.13 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
14. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. - 2009. - №4. - С. 279-282.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/12496
16. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - С. 136-144.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Клейменова Марина Николаевна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт совершенствования физкультурно-спортивной деятельности с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы. В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы в учебно-тренировочном процессе. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что включения инноваций в образовательное пространство детско-юношеских школ и его обновление позволит повысить эффективность воспитательной работы с детьми. Раскрываются варианты применения методов и средств эффективности формирования общей культуры подрастающего поколения, совокупности его социальных ценностей, знаний, норм и двигательных способностей специально созданной образовательной средой, пронизанной соревновательностью и чувством ответственности за совершенные дела и поступки.
Ключевые слова: образовательная среда, процесс организации, воспитательная работа, инновационные технологии.
Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of improvement of sports and sports activity with children in the conditions of children's and youth sports school. In article questions of the organization of educational work in educational and training process are considered. Fundamental difference of