УДК 378.147.88
Л. Н. Князькова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, подробно рассматриваются этапы разработки проектов индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин.
The problem of individual educational activity of students and the stages development of projects at studying pedagogical disciplines are considered in this article.
Ключевые слова: студент, педагогическое проектирование, этапы проектирования, индивидуальная образовательная деятельность, программа деятельности.
Keywords: the student, pedagogical modeling, stages of design, individual educational activity, the program of activity.
Переход системы высшего образования на новые стандарты третьего поколения требует пересмотра подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. Главными отличительными особенностями новой формы организации образовательной деятельности студента являются: ориентированность на индивидуальные особенности студента; формирование субъектной позиции студента; выделение большего времени для практической самостоятельной деятельности; вариативность заданий; использование современных педагогических технологий и новых форм оценивания результатов деятельности студента. Особый акцент делается на формировании субъектности студента. Целью профессиональной подготовки становится способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи. В этом отношении педагогическое проектирование является эффективным средством, способствующим приобретению и развитию профессиональных компетенций. Педагогическое проектирование мы рассматриваем как деятельность, направленную на осмысление и преобразование педагогической действительности, предвидение последствий реализации тех или иных замыслов [1].
Педагогическое проектирование - одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Проектирование в образовании является мощным механизмом создания разнообразных эффективных педа-
© Князькова Л. Н., 2012
гогических средств, процессов и систем, который позволяет организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способности применять знания, умения и навыки для решения практических профессиональных и жизненных задач.
ФГОС ВПО в качестве одного из требований к выпускнику педагогического вуза называет овладение проектировочной компетенцией, которая заключается в построении индивидуальных маршрутов воспитания, обучения, развития обучающихся на основе изучения их возможностей, потребностей, достижений, создании условий для активизации их самостоятельной познавательной деятельности; осуществление самообразования, личностного роста, построение дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Умение проектировать образовательный процесс является показателем профессионализма педагога, способности применять современные педагогические технологии при решении практических задач.
Педагогический вуз призван подготовить своих выпускников в обновленной системе образования, построенной на основе индивидуализации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения - поэтому важно, чтобы система работы преподавателей моделировала индивидуализированную образовательную среду и студенты чувствовали себя полноценными субъектами процесса своего личностного и профессионального развития, а затем могли бы использовать этот опыт в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса в школе [2]. Педагогические дисциплины сегодня рассматриваются как важнейшее средство развития субъектности студента, его индивидуальности, творческих способностей, самореализации, овладения навыками самоорганизации, самоанализа, проектирования профессиональной и собственной жизнедеятельности.
Одной из эффективных технологий становления субъектности будущего педагога и формирования проектировочной компетенции мы считатем технологию проектирования индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) студента в процессе изучения педагогических дисциплин, которая может быть представлена последовательностью следующих этапов совместной деятельности преподавателя и студента.
1. Подготовительный этап основывается на совместной практической деятельности всех преподавателей педагогических курсов, подготовке к реализации технологии проектирования ИОД студента через различные формы: методологические семинары, совместные заседания кафедр, заседания проблемных групп, индивидуальные встречи-беседы, позволяющие обсудить, проанализировать опыт применения данной технологии и выделить основные, общие идеи, подходы к организации процесса.
2. Мотивационный этап. Целью данного этапа является осознание значимости дисциплины для будущей профессиональной деятельности через формирование личностного отношения к изучаемой предметной области, определение проблем, которые могут возникнуть при ее изучении, рефлексию имеющихся знаний и опыта. Для того чтобы стимулировать мотивационную сферу студента, можно использовать различные методики и приемы:
- методика «Кластер», которая направлена на выявление и оформление личностных смыслов студента, развитие способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемого понятия, явления, помогает студенту выйти на собственное целеполагание; создание ситуаций учебного, познавательного спора на различные темы;
- методика «Размышление», где студенты выдвигают предположения в ответ на вопросы: а) Что может изучать педагогика? б) Для чего нужна педагогика?;
- прием «Решение педагогических ситуаций» -преподаватель демонстрирует видеоролики с проблемными педагогическими ситуациями, а студенты предлагают варианты их решения;
- создание «модели» современного педагога. Целесообразно перед началом изучения дисциплин педагогического блока обсудить вопросы социального назначения профессии «педагог», особенности педагогической деятельности, личностных и профессионально значимых качеств учителя. В процессе групповой работы студенты могут «нарисовать» портрет, создать «модель современного педагога». Созданная «модель» педагога может стать основой для обсуждения и сравнения требований, которые сегодня предъявляются к педагогу.
Мотивационный этап проектирования ИОД может содержать знакомство студентов со стандартами, с учебными разделами и темами, которые входят в дисциплину. Проявление мотивационной установки характеризует активность, направленность на поиск и достижение цели, помогает пониманию своих эмоций и формированию образа «Я».
3. Диагностический этап заключается в изучении и оценке студентом индивидуально-психологических особенностей личности и уровня сфор-мированности профессиональных качеств с целью отслеживания динамики их развития. Мы предлагаем каждому студенту изучить особенности формирования сущностных сфер индивидуальности, мотивации профессиональной деятельности, самооценки, определить тип профессиональной направленности, уровень развития рефлексивности. Сам процесс диагностики проходит на первом занятии со студентами и тесно взаимосвязан с мотиваци-онным этапом. Результаты стартовой диагностики предлагается занести в «Диагностическую карту». Совместно с преподавателем происходит обсуждение полученных результатов, что позволяет сту-
дентам получить информацию об их индивидуальных особенностях и возможностях, склонностях и способностях, жизненных замыслах и ориента-циях, обеспечивает субъектную позицию студента, формирует аналитическое мышление, развивает навыки рефлексии. Студенты разрабатывают рекомендации по развитию индивидуальных особенностей, проектируют пути, средства совершенствования профессионально важных качеств личности через организацию образовательной деятельности.
Основываясь на идее формирования и развития необходимых педагогу компетенций, на этапе диагностики студентам предлагается «Карта профессионального роста», с помощью которой происходит диагностика самооценки и взаимооценки сфор-мированности компетенций, демонстрирующая его индивидуальное развитие в процессе изучения всего курса «Педагогика», а также прохождения педагогической практики.
Работа с «картой» заключается в оценивании студентами степени сформированности у них компетенций, которые должен формировать блок дисциплин, оценивание производится через шкалирование предложенных компетенций. Особенности введения «Карты профессионального роста» заключается в мониторинге и самонаблюдении индивидуальных изменений студента на протяжении всего обучения в вузе.
4. Этап целеполагания предполагает осознание и постановку цели образовательной деятельности студента, которая оказывает решающее воздействие на содержание, средства обучения, представляет собой обобщенный идеальный результат, к которому стремится студент совместно с преподавателем. Для более успешного процесса целеполагания преподаватель совместно со студентами обсуждает содержание дисциплин, определяя общую цель изучения предметной области. На этапе целеполагания продолжается работа с «Картой профессионального роста». На основе результатов диагностики, самодиагностики, взаимооценок, содержания дисциплины студент формулирует перспективную личностно-профессиональную цель на период изучения дисциплины, курса, темы и делает предположения о возможных средствах достижения поставленной цели, что обеспечивает возможность включения студента, в определение смысла и отношения к изучаемым курсам и дисциплинам.
5. Этап планирования ИОД осуществляется на основе результатов диагностики, поставленных целей, представлений студента о дальнейшей профессиональной деятельности. При изучении каждой темы дисциплины студентам предлагаются вариативные задания различного характера. Например, вариативные задания могут быть предложены в зависимости от дальнейших планов студента: задания исследовательского характера рекомендуются
студентам, планирующим продолжать обучение в магистратуре, задания практического характера -студентам, желающим работать в избранной профессиональной сфере, задания базового уровня направлены на формирование базового уровня компетенций.
Возможно применение уровневых заданий:
- репродуктивный уровень, задания предназначены для формирования умений выполнять задания по определенному алгоритму действий - задания по образцу: конспектирование, заполнение таблиц, схем и т. п.;
- конструктивный уровень, задания позволяют сформировать умения воспроизведения усвоенной информации и решения на ее основе типовых учебных задач - составление плана, тезирова-ние, аннотирование, создание тематического порт-фолио и т. п.;
- творческий (эвристический) уровень заданий предполагает решение нестандартных учебных задач на основе имеющихся знаний и опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, поиска способов ее решения и их реализации - написание эссе, моделирование и решение педагогических ситуаций, постановка и решение педагогических задач, создание творческого проекта, творческой работы и т. п.;
- исследовательский уровень заданий ориентирован на творческую поисковую работу, деятельность исследовательского характера, направленную на формирование способности устанавливать новые факты, выделять и обосновывать причинно-следственные связи - проведение микроисследования, создание исследовательских, поисковых, прикладных проектов, создание «проблемно-исследовательского портфолио» и т. п.
При обсуждении содержания дисциплины, темы каждый студент может определить уровень ее освоения (базовый, повышенный, научно-практический), оценить их значимость в достижении поставленной цели.
6. Содержательно-технологический этап предполагает активную деятельность по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов. При изучении дисциплины студенты выполняют вариативные задания, большинство которых является примером, схемой выполнения деятельности в период прохождения педагогической практики. При выполнении заданий целесообразно создать портфолио изучения дисциплины, которое будет являться, с одной стороны, основой для отслеживания динамики развития студента, с другой - накопителем выполненных практических заданий к педагогической практике и результатом ИОД.
Важно выстроить систему контроля и оценивания деятельности студента на занятии, при выполнении заданий и самостоятельной деятельности вне
аудитории. Внедряемая сегодня балльно-рейтинго-вая система оценки результатов обучения и достижений обеспечивает формирование у студентов мотивации к систематической работе, развитие у студентов способностей к самооценке, реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе, дифференциацию в оценивании, стимулирование студентов к освоению образовательных программ, повышение объективности оценки достижений студентов, активизацию студентов при организации деятельности на занятии.
7. Итогово-аналитический этап предусматривает повторную диагностику, изучение и анализ динамики формирования компетенций, анализ результативности и эффективности проектирования ИОД, постановку целей на педагогическую практику, перспективных целей, самоанализ профессиональных достижений.
Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности могут быть следующие проекты:
- индивидуальная образовательная программа; программа самообразования; программа развития качеств, необходимых для овладения компетентно-стями, в которых отражаются основные образовательные, профессиональные замыслы студента и предлагаются пути реализации этих замыслов;
- индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по конкретной дисциплине, где отражены действия по достижению целей, а также порядок, формы и время выполнения;
- индивидуальный маршрут освоения программы, построения деятельности, развития профессионально важных качеств, раскрывающий программу относительно индивидуальных замыслов каждого студента и условий ее оптимальной реализации.
Следует отметить, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента должно строиться на добровольном решении самого студента, необходимо мотивировать студентов на проектирование и организацию собственной деятельности, так как процесс проектирования помогает осмыслить будущее, сделать осознанный выбор и принять правильное решение.
Таким образом, наше исследование показало, что вышеописанная организация образовательной деятельности студента дает позитивные результаты с точки зрения освоения учебного материала и развития индивидуальных и профессиональных качеств студента.
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин является основой для дальнейшего проектирования различных видов деятельности на занятиях, видов самостоятельной ра-
боты, педагогических задач, исследовательской работы.
Примечания
1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.
2. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011.
УДК 37.018.26
Н. А. Тупицына
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГИМНАЗИИ
Статья посвящена проблеме использования современных интерактивных гуманитарных технологий с целью формирования личностных и профессиональных компетентностей сообщества педагогов, детей и родителей в гимназии. В ней раскрываются особенности реализации данных технологий в образовательной среде гимназии.
The article is devoted to the problem of using modern interactive humanitarian technologies aiming at shaping personal and professional competences of the community of teachers, students and parents of gymnasia. It reveals peculiarities of realization of such technologies in the educational environment of gymnasia.
Ключевые слова: современные интерактивные гуманитарные технологии, личностные и профессиональные компетентности, педагогические идеи С. Л. Соловейчика, сообщество педагогов, детей и родителей.
Keywords: modern interactive humanitarian technologies, personal and professional competences, the system of pedagogical ideas of S.L. Soloveichic, the community of teachers, students and parents.
Согласно Концепции модернизации российского образования воспитание должно стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» [1]. Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности,
© Тупицина Н. А., 2012 16
толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации, проявляющейся в способности личности выполнять многообразные виды социально-профессиональной деятельности. Компетенции -это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовы-вать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Формирование совместного опыта интеллектуально-творческой деятельности сообщества педагогов, детей и родителей - одна из задач реализации авторской воспитательной программы «Семья + школа + педагогические идеи С. Л. Соловейчика = сотрудничество» в образовательной среде КОГОКУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка». Программа включает методические рекомендации по изучению педагогического наследия С. Л. Соловейчика и разработки различных воспитательных и образовательных событий, реализующие идеи педагогической системы С. Л. Соловейчика. Результаты мониторинга свидетельствуют, что в условиях совместной интеллектуально-творческой, учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотива-ционно-смысловой, духовно-нравственной и интеллектуально-коммуникативной сфер личности всех участников детско-взрослого сообщества: учащихся, педагогов и родителей.
Применение в учебно-воспитательном процессе гимназии гуманитарных интерактивных технологий, включающих педагогов, детей и родителей в совместную интеллектуально-творческую деятельность по формированию отношений сотрудничества, является одним из главных педагогических условий, способствующих формированию личностных, профессиональных и общекультурных компетентностей. Мы понимаем современные гуманитарные интерактивные технологии как «разновидности социальных технологий» [2], основанные на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности в интерактивном взаимодействии с другими представителями социума. К таким технологиям мы относим: