УДК 378
Л. Н. Князькова
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин
В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, подробно раскрываются этапы разработки проектов индивидуальной образовательной деятельности студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин.
Ключевые слова: студент, педагогическое проектирование, принципы и этапы проектирования, индивидуальная образовательная деятельность, программа деятельности.
L. N. Kniazkova
Modeling Stages of Students' Individual Educational Activity during Studying Psychological and Pedagogical Disciplines
The problem of individual educational activity of students and the stages development of projects at studying psychological and pedagogical disciplines are considered in this article.
Key words: a student, pedagogical modeling, principles and stages of modeling, an individual educational activity, the programme of activity.
Педагогическое проектирование является одним из новых видов педагогической деятельности, которая в современных условиях приобретает особое значение. Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах.
Объектов педагогического проектирования много. Это могут быть система, процесс, деятельность, ситуация, решение конкретной педагогической задачи. В реальной педагогической практике преподаватель, например, сталкивается с проектированием занятия, воспитательного мероприятия, своей деятельности по решению конкретной задачи или принятию решения, деятельности конкретного ребенка или группы детей.
В нашем исследовании рассматривается один из основных объектов проектирования - индивидуальная образовательная деятельность студента. Чаще всего проектирование определяют как процесс создания проекта - идеального образа предполагаемого объекта, явления, состояния. Проектировать в педагогике - значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие
всех участников педагогического процесса (М. И. Рожков).
К основным проектам индивидуальной образовательной деятельности студента мы относим:
- индивидуальную образовательную программу; программу самообразования; программу развития качеств, необходимых для овладения необходимыми компетентностями и т. д.
- индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по конкретной дисциплине и т. д.
- индивидуальный маршрут освоения программы, построения деятельности, развития профессионально важных качеств и т. д.
При этом могут составляться программы и планы освоения студентами конкретных курсов, видов деятельности, социальной и профессиональной ролей, которые имеют особое значение, план действий для выполнения работы, при решении профессионально и личностно-значимой проблемы.
Программа может являться одним из видов индивидуальных образовательных проектов студента и отражает основные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды
© Князькова Л. Н., 2010
деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения.
Так, например, можно предложить модель программы индивидуальной образовательной деятельности студента, которая включает в себя следующие блоки:
1. Кто я? Какой я? (Мое представление о себе).
2. Мои цели и задачи:
- перспективные профессиональные и жизненные цели;
- образовательные цели и задачи на определенный период.
3. Мои планы:
- предполагаемое направление профессиональной деятельности;
- планируемый уровень профессионализма после окончания вуза;
- предполагаемое место работы после окончания вуза.
4. Моя программа действий на ближайший период:
- самопознание возможностей и склонностей;
- развитие профессиональных компетентно-стей;
- дополнительное образование;
- участие в общественной деятельности;
- развитие качеств, необходимых для реализации моих жизненных и профессиональных планов.
5. Кто и в чем мне может помочь.
Для реализации поставленных целей в процессе проектирования индивидуальной образовательной деятельности важно определить принципы педагогического проектирования. В соответствии с принципами педагогического проектирования, разработанными Л. В. Байбородовой и М. И. Рожковым [1], мы выделяем принципы саморазвития, мотивационного обеспечения проектировочной деятельности, субъектной позиции студентов, взаимодействия участников проектирования, технологичности, непрерывности и цикличности.
Рассмотренные выше принципы тесно взаимосвязаны. Реализация этих принципов может обеспечить успешность проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, его развития и достижение намеченных образовательных и профессиональных целей.
В педагогическом проектировании можно условно и обобщенно определить ряд последовательных шагов, этапов. Опираясь на разработки
Л. В. Байбородовой мы предлагаем следующие этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
1 этап. Подготовительная работа преподавателя к обучению студентов по индивидуальным программам и планам, которая включает:
- анализ имеющегося опыта в применении индивидуально-ориентированного обучения (знакомство с современными концепциями, моделями индивидуально-ориентированного образования, чтение литературы, обсуждение различных вариантов обучения по индивидуальным программам и планам);
- определение курсов и дисциплин, содержание которых позволяет использование индивидуально-ориентированного обучения;
- выделение из стандартов высшего профессионального образования компетенций, формированию которых способствует усвоение конкретной дисциплины;
- разработка вариативного содержания и разноуровневых практических заданий с учетом профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист, возможностей и профессиональных планов студентов;
- составление плана действий преподавателя по проектированию индивидуальной образовательной деятельности студента;
- обсуждение, корректировка и утверждение плана действий на заседании кафедры.
2 этап. Диагностика индивидуально-личностных, профессиональных особенностей (возможности, склонности, интересы, потребности, жизненные и профессиональные планы) и уровня сформированности компетенций студентов, необходимых для осуществления видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области с использованием комплекса психолого-педагогических методик. В качестве инструментария можно использовать следующие психолого-педагогические методики изучения личности:
- Методика О. С. Гребенюка, «Определение развития сфер индивидуальности»;
- Методика К. Замфир, модификация А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности»;
- Методика А. В. Карпова «Диагностика рефлективности»;
- Методика В. Г. Каташева «Определение мотивации учения»;
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин
- Методика Е. И. Рогова «Определение типа профессиональной направленности педагога»;
- Методика Р. Бернса «Определение характера самооценки личности» и др.
С целью осуществления более осознанного выбора типа образовательной программы студентам предлагается закончить следующие предложения:
- Я выбрал(а) педагогический вуз, потому что...
- Я выбрал(а) профессию педагога, потому что...
- В профессии педагога меня привлекает.
- Педагогика это.
- Педагог это...
- Я буду изучать Педагогику для того, чтобы...
- Моя цель на ближайший период обучения в вузе...
- Чтобы быть хорошим педагогом, я должен.
- После окончания университета я буду работать...
- Современной школе нужен учитель (педагог), который.
3 этап. Анализ материалов диагностики преподавателем, корректировка содержания курса, занятий и вариативных практических заданий по изучаемой дисциплине в соответствии с полученными данными.
4 этап. Обсуждение и анализ материалов диагностики со студентами. Студентам предоставляется информация об их индивидуальных особенностях и возможностях, склонностях и способностях, жизненных замыслах и ориентациях. Возможен вариант, когда студенты индивидуально самостоятельно анализируют и дают первоначальную интерпретацию полученных данных по результатам диагностики.
Определяя профессионально-важные качества студента нами были определены следующие группы компетенций: академические, коммуникативные, исследовательские, организаторские. На основе диагностики определяются компетенции, которые в первую очередь необходимо развивать. Для подготовки студента по каждой из тем предлагаются вариативные домашние задания, направленные как на формирование академических (заполнение таблицы, реферирование статьи и др.), так и на формирование коммуникативных (подготовка сообщения и выступление, участие в дебатах), исследовательских (создание и презентация исследовательского мини-
проекта) и организаторских (подготовка и проведение учебного занятия, воспитательного мероприятия, тренинга, игры, дебатов и пр.) компетенций. Таким образом, на одном и том же занятии одни студенты формируют у себя компетенции одной группы, другие - иной.
5 этап. Совместное целеполагание и планирование индивидуальной образовательной деятельности на уровне курса и дисциплины. Преподаватель совместно со студентами обсуждает содержание изучаемого курса, знакомит их с дисциплинами, которые входят в него и содержанием тем. Каждый студент может внести предложения по уточнению, дополнению содержания и углублению отдельных тем дисциплины исходя из значимости и актуальности той или иной проблемы. Студентам предлагается поставить личностно-профессиональную цель на период изучения курса и конкретной дисциплины, что обеспечивает возможность включения каждого студента в определение смысла и отношения к изучаемым курсам и дисциплинам.
В завершении студентам предлагается составить индивидуальные программы развития и обучения на перспективу и период изучения дисциплины.
6 этап. Организация работы по составлению программ индивидуальной образовательной деятельности студентов. Обеспечивая субъектную позицию студентов, необходимо обсудить с ними варианты схем и методику составления индивидуальной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для каждого. Программа, составленная студентом, позволит проверить преподавателям свои замыслы по отношению к конкретному студенту и уточнить стратегические и оперативные цели образования каждого студента. Программа может быть конкретизирована индивидуальным планом на ближайший период.
7 этап. Уточнение и корректировка проекта программы индивидуальной деятельности студентов совместно с преподавателем, согласование и доработка этих программ.
8 этап. Организация работы по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин.
Преподавателю важно определить свою роль в поддержке индивидуального развития студента, помочь ему в составлении частных проектов по решению личных проблем, по формированию профессиональных качеств, используя возможности индивидуальных заданий, мероприятий
для развития качеств, которые определят успешность выполнения намеченного плана.
9 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов студентами. При выборе схемы составления проектов важно предусмотреть возможность фиксировать выполнение этих проектов, отражать уровень достижения намеченных результатов. Целесообразно согласовать оценку выполнения программ и планов с участниками проектирования, предоставить возможность самооценки и сопоставления ее с мнением преподавателей и специалистов.
10 этап. Корректировка проектов индивидуальной деятельности студентов. Целесообразно составить эти проекты так, чтобы можно было вносить в них коррективы, изменения, дополнения, чтобы возникала потребность и необходимость постоянно обращаться к программе и планам. Тогда студенты поймут их важность и полезность, что будет стимулировать участие студентов в составлении новых индивидуальных проектов, обеспечивающих реализацию жизненных и профессиональных траекторий.
11 этап. Подведение итогов и анализ выполнения проектов индивидуальной образовательной деятельности студентов, что предполагает:
— повторную «срезовую» диагностику и анализ изменений;
— индивидуальное собеседование преподавателя со студентом о достижениях, проблемах, перспективных планах;
— при желании самих студентов публичный отчет о выполнении проектов индивидуальной деятельности с участием преподавателей, кураторов, представителей кафедр;
— коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса, определение путей и способов его совершенствования.
От организации этого этапа существенно зависит отношение участников педагогического процесса к проектированию образовательной деятельности в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового создания и реализации проектов индивидуальной образовательной деятельности студентов.
Мы предлагаем всем студентам участвовать в процессе проектирования индивидуальной образовательной деятельности, но степень включенности каждого зависит от целеустремленности,
мотивации, профессиональной направленности, жизненной позиции студента.
Следует отметить, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента должно строиться на добровольном решении самого студента, необходимо мотивировать студентов на проектирование и организацию собственной деятельности, так как процесс проектирования помогает осмыслить будущее, сделать осознанный выбор и принять правильное решение.
Проектирование индивидуальных программ и планов особенно значимо для студентов педагогического вуза, которые приобретают опыт ответственного построения не только собственного жизненного и профессионального пути и принятия самостоятельных решений, но и получают навыки, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности при проектировании индивидуальных программ развития учащихся. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ведет к осмыслению жизненных планов, самопознанию и самоанализу, формированию адекватной самооценки и потребности в самосовершенствовании и самообразовании.
Построение образовательного процесса в вузе с ориентацией на индивидуальное развитие студента требует нового педагогического мышления, соответствующих знаний и умений. Реальные практические шаги и действия педагогов в этом направлении, создание и реализация проектов индивидуальной образовательной деятельности студентов, сопровождение студента в процессе проектирования и реализации его индивидуальной профессиональной и жизненной траектории - вот показатель высокой заинтересованности вуза и социума в грамотном, компетентном, профессионально подготовленном специалисте.
Библиографический список:
1. Байбородова, Л. В., Золотарева, А. В., Серебренников, Л. Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст] : монография. / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н Серебренников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 220 с.
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин