УДК 371.3
Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская
Основные направления и результаты исследований педагогических технологий
ярославской научной школы
В статье анализируются результаты научных исследований преподавателей, аспирантов и докторантов кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского по проблеме педагогических технологий. Исследования проводятся на протяжении 20 лет и их результаты дают основание заключить, что на кафедре сформировалась ярославская научная школа по данному направлению. За этот период защищены четыре докторские диссертации, около десятка кандидатских, развивающие технологический подход в образовании.
Дана характеристика основных направлений исследований: первое - связано с определением понятия «педагогическая технология», а также близких с ним категорий (система, методика, форма, метод), выявлением существенных признаков, которые принципиально отличают технологию от других педагогических явлений; второе - предусматривает поиск возможных оснований для классификации педагогических технологий; третье - заключается в определении общей характеристики субъектно-ориентированных технологий, ее алгоритма, а также разработке конкретных технологий такого типа; четвертое - это разработка технологий индивидуализации образовательного процесса и сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся.
В статье также предлагается алгоритм освоения педагогами образовательных технологий. Основные результаты исследований кафедры представлены в библиографическом списке.
Ключевые слова: педагогические технологии, субъектно-ориентированные технологии, научные исследования, классификация, алгоритм, внедрение, разработка технологий.
L. V. Baiborodova, A. P. Chernyavskaya
Main Directions and Results of Yaroslavl Scientific School Researches of Pedagogical Technologies
In the article results of scientific researches of teachers, post-graduate students and doctoral candidates of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky on the problem of pedagogical technologies are analyzed. Researches have been done during 20 years and their results give the grounds to conclude that Yaroslavl scientific school in this direction is formed in the Department. During this period four doctoral dissertations, about ten candidate ones are defended, which are developing a technological approach in education.
The characteristic of the main directions of researches is presented: the first one is connected with the definition of the notion "pedagogical technology", and also close categories with it (a system, a technique, a form, a method), identification of essential features which differ the technology from other pedagogical phenomena; the second one provides search of the possible bases for the pedagogical technologies classification; the third one consists in definition of the general characteristic of the subject focused technologies, its algorithm, and also development of certain technologies of this kind; the fourth one is the development of the educational process individualization technologies and support of students' individual educational activity.
In the article the algorithm is offered to study educational technologies by teacherS. The main results of the Department researches are presented in the bibliography.
Keywords: pedagogical technologies, subject focused algorithm, introduction, development of technologies.
Около двадцати лет назад в Ярославском государственном педагогическом университете была создана кафедра педагогических техноло-
technologies, scientific researches, a classification, an
гий. Название кафедры побудило преподавателей и аспирантов определить главную тему своих научных изысканий, тем более что в тот период
© Байбородова Л. В., Чернявская А. П., 2015
Основные направления и результаты исследований педагогических технологий ярославской научной школы
особенно много было разных суждений, споров по поводу целесообразности введения в педагогическую науку и практику такой категории, как «технология».
За этот период работники кафедры защитили докторские диссертации. А. П. Чернявская исследовала проблему формирования партнерской позиции педагога, без которой невозможно использовать технологии, субъектом которых является ребенок [17; 18; 19]. В. В. Юдин разрабатывал теоретические основы технологий в образовании [22; 23]. Два докторанта провели исследования, которые внесли существенный вклад в разработку технологий индивидуализации образовательного процесса в вузе (Т. В. Бурлакова) и в школе (С. А. Курносова). На кафедре выполнено около десятка кандидатских диссертационных исследований, посвященных отдельным аспектам технологизации образовательного процесса.
Определяя направления научных изысканий, мы исходили прежде всего из того, какие проблемные вопросы существуют в теории и педагогической практике.
Первое направление исследований связано с определением основных понятий. В частности, существует много определений категории «технология», и необходимо разработать то, которое было бы достаточно точным по сути, емким по содержанию, не сложным для понимания. В результате мы пришли к следующему определению: педагогическая технология - это алгоритм целенаправленных совместных действий педагога и воспитанника (учащегося), обеспечивающий достижение намеченного результата [9; 20].
Необходимо договориться о признаках педагогических технологий. В данном вопросе также обнаружены разные точки зрения, но мы определили наиболее существенные признаки, которые принципиально отличают технологию от других педагогических явлений и без которых она не реализует свой образовательный потенциал и назначение: алгоритмичность, воспроизводимость, системность, гарантированность намеченного результата.
В русле этого направления исследования установлены соотношения понятия «педагогическая технология» с другими близкими в теоретическом и практическом аспектах категориями: система, методика, форма, метод [9; 12; 20].
Каждая технология - это определенная система, в которой все компоненты органично взаимосвязаны, отвечают базовым принципам, подчинены конкретной цели (целям) и создают ее целост-
ность, благодаря которой технология приобретает особые характеристики, свойства. Если хотя бы один компонент, элемент при использовании технологии не учитывается или нарушается его сущностное содержание, педагогические действия не достигают намеченных результатов.
Мы разделяем точку зрения Е. В. Титовой о том, что в зависимости от того, как рассматривать сущность понятия «технология» (в более широком или узком смысле), можно выделить три варианта взаимосвязи этих категорий:
- «технология» и «методика» - понятия идентичные;
- «технология» - более широкое понятие, чем «методика»;
- «технология» - более узкое понятие, чем «методика».
Мы согласны с Е. В. Титовой в том, что технология выступает как «составная часть методики, ее воспроизводимое ядро». Мы исходим из того, что ряд методов, форм можно представить технологично. Однако есть принципиальное отличие технологии от форм и методов.
В определениях понятий «метод» и «форма» отсутствует важнейший признак, характерный для технологии, - алгоритмичность. Кроме того, каждая форма неповторима, а технология тиражируема, то есть может повторяться и обеспечивать результат при соблюдении определенных условий. В то же время очевидна взаимосвязь рассматриваемых понятий, которую можно представить в нескольких аспектах:
- технология реализуется с помощью различных форм и методов;
- форма реализуется с использованием различных технологий;
- метод или форму можно представить технологично.
Таким образом, технология взаимосвязана с формой и методом. Она может быть рассмотрена как педагогическое средство, объединяющее определенные формы и методы, так и составлять основу реализации конкретной формы или метода обучения и воспитания. При этом педагогическая технология может включать известные методы, но предполагать определенную, точно заданную их инструментовку, то есть используются традиционные методы и формы, но определенным образом выстроенные и технологично реализуемые.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что понятие «технология» - вполне самостоятельная педагогическая категория. В то же
Таблица 1
Классификация технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка [9; 12]
Характер взаимодействия педагога и ребенка Технология
Целенаправленное воздействие педагога на обучающегося Технология воздействия
Целенаправленное взаимодействие педагога и обучающегося Технология взаимодействия
Сопровождение ребенка Технология сопровождения
время оно неразрывно связано с другими понятиями, установление соотношения с которыми позволяет понять специфику, отличие технологии от других педагогических явлений.
Большое количество и многообразие технологий вызвали стремление их классифицировать, поэтому на протяжении всех лет существования кафедры проводится поиск возможных оснований для классификации педагогических технологий. Это второе направление работы кафедры. Наряду с существующими, мы предложили свои варианты классификаций, приняв за основу те, которые представляют не только научный, но и практический интерес. В частности, предложены классификация технологий, основанием которой является характер взаимодействия педагога и учащихся (Л. В. Байбородова) (табл. 1), а также систематизация технологий по типу педагогического процесса (В. В. Юдин) [22; 23].
В процессе коллективного осмысления мы убедились в целесообразности классификации технологий на основе существующих подходов в образовании и тех целей, на которые направлена их реализация: «индивидуально-ориетированные технологии», «субъектно-ориентированные технологии», «личностно-ориентированные технологии», определили их различия (Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, В. В. Юдин) (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика технологий [11; 20; 23]
Признаки Индивидуально-ориентированная Личностно-ориентированная Субъектно-ориентированные
Базовое понятие Индивидуальность (от лат. гш!т11иит - неделимое, особь), определяется совокупностью характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого (Р. С. Немов) Личность определяется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения Субъект - «распорядитель своих душевных сил» (В. И. Слободчиков), самостоятельно на основе собственных смыслов и мотивов определяющий цели своей предметно-практической деятельности и несущий ответственность за свой выбор
Базовый подход Индивидуально-ориентированный. Предусматривает создание в образовательном процессе оптимальных условий для учета, развития, проявления индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента, специфики интересов, особенностей памяти мышления восприятия Личностно-ориентированный. Предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самопроявления, самореализации ребенка во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса и социальной средой Субъектно-ориентированный. Нацеливает педагогический процесс на формирование опыта субъектного уровня, проявляющегося в способности ставить цели полезные для общества и интересные для себя, разрабатывать программы их достижения, реализовывать их в коллективной деятельности
Основная функция педагога Педагогическая поддержка -помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с особенностями его психологического и физиологического развития Педагогическое сопровождение - поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений Педагогическое сопровождение «полноценной учебной деятельности» (В. В. Давыдов)
Комплексный результат Развитие индивидуальности Развитие личности Развитие субъектности, компетентности субъектного уровня
Безусловно, эти понятия взаимосвязаны, и обобщенно вышеназванные технологии можно определить как «человеко-ориентированные» или «персонально-ориентированные».
Введение понятия субъектно-
ориентированных технологий привело к разработке третьего направления исследований кафедры, ее аспирантов и докторантов. Учитывая общепринятое деление на общие и локальные
Основные направления и результаты исследований педагогических технологий ярославской научной школы
технологии, мы попытались дать общую характеристику и разработать конкретные субъектно-ориентированные технологии.
Были определены следующие основные их признаки:
- проявление и развитие как индивидуальности, так и личности учащегося;
- возможность для обучающегося удовлетворить свои интересы и потребности;
- самостоятельность постановки учащимся образовательных задач и поиска путей их решения;
- предоставление права обучающемуся выбирать темп, объем, сложность, вид и форму работы, роль, позицию в образовательной деятельности, способы взаимодействия с педагогом и сверстниками;
- удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;
- рефлексивное отношение учащегося к собственной деятельности;
- диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и обучающегося [5; 9; 11].
Общий алгоритм субъектно-
ориентированной технологии в аспекте деятельности учащегося можно представить следующим образом:
- самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.);
- самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т. п.);
- самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»);
- самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);
- самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков);
- самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия).
Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеучебной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста обучающегося, уровня сформированности его
субъектности в конкретном виде деятельности [5; 9; 11].
Особенностью субъектно-ориентированных технологий является то, что педагог создает условия для того, чтобы сам учащийся определил и продумал «шаги» своей деятельности. По существу, педагог не влияет на обучающегося и его деятельность, а обеспечивает самоопределение, самостоятельное движение к поставленной им самим цели. В задачи педагога входит подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ситуаций успеха и уверенности в своих силах, ненавязчивая поддержка учащегося в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение его в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.
Учитывая запрос практических работников на конкретные образцы, сотрудники кафедры обратились к разработке локальных субъектно-ориентированных технологий. В результате появились технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников (С. А. Курносова); организации индивидуальной деятельности детей в коллективной работе (И. Г. Харисова), воспитания творческого и сознательного отношения школьников к труду (И. Г. Харисова), развития детского самоуправления (Л. В. Байбородова), проектной деятельности школьников (Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников), развития взаимодействия педагогов и семьи (Л. В. Байбородова), развития творческих способностей детей (В. В. Белкина), решения педагогической проблемы (Е. Б. Кириченко), развития взаимодействия детей разного возраста (Л. В. Байбородова, И. С. Павлова) и др. [3; 4; 7; 10; 11].
С началом подготовки педагогов для сферы дополнительного образования преподаватели приступили к разработке технологий педагогической деятельности в дополнительном образовании детей: технологий организаторской деятельности и деятельности детского объединения (И. Г. Харисова); организации деятельности детей в разновозрастной группе (Л. В. Байбородова, М. В. Кротова), организации массовых мероприятий (К. М. Царькова), организации деятельности временного детского коллектива (И. Г. Харисова) [11].
Четвертое направление, которое активно развивается последнее десятилетие - разработка технологий индивидуализации образовательного процесса и сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. Данное на-
правление существенным образом связано с предыдущим. Его теоретической основой явились результаты исследования, проведенного докторантом Т. В. Бурлаковой [13], которая обосновала необходимость рассматривать по-новому сущность процесса индивидуализации, выделяя в нем внешнюю и внутреннюю стороны. Она представила внешнюю сторону как психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с целью развития и реализации их индивидуальности, личности, субъ-ектности; внутреннюю - как сознательную самостоятельную деятельность обучающегося, направленную на реализацию своих индивидуальных и профессиональных устремлений, выработку и осуществление стратегии своего личностного и профессионального развития. В соответствии с этим Т. В. Бурлаковой предложены технологии индивидуализации подготовки педагогов вуза, в частности, изучения курса математики, проведения педагогической практики и др. Развитием данного исследования стала разработка технологий проектирования индивидуальной образовательной деятельности учащихся общеобразовательных школ, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (Л. В. Байбородова) [2; 5], студентов педагогического вуза при изучении курса педагогики, отдельных педагогических дисциплин, темы (Л. Н. Князькова-Артемьева) [1], технологии индивидуализации самостоятельной деятельности студентов заочной формы обучения (К. М. Царько-ва) [16] и др.
Так, К. М. Царькова в качестве оснований для индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников выделила: наличие опыта работы по специальности, степень субъектности, потребность в применении полученных знаний и умений на практике, способность выполнять функции, делегированные преподавателем. Она определила внешние и внутренние условия индивидуализации. Внешние - актуализация индивидуального опыта студента; обеспечение возможности выстраивания студентом индивидуального маршрута выполнения самостоятельной работы; учет профиля подготовки; учет ограниченного бюджета времени студента; обеспечение информационно-методического оснащения самостоятельной работы студентов; создание ситуаций, стимулирующих рефлексию, самоанализ, самооценку, взаимооценку. Внутренними условиями являются уровень мотивации к самостоятельной работе; потребность в самообразовании; рефлексивное отношение студента к учебной
деятельности; адекватная самооценка образовательных достижений.
С развитием исследования проблемы индивидуализации возникла необходимость обратиться к исследованию вопросов сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, в результате которого была предложена общая технология сопровождения образовательной деятельности детей (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) [2], сопровождения студентов в период педагогической практики (Л. В. Байбо-родова, Л. Н. Князькова-Артемьева, Л. А. Щел-кунова) [1], сопровождения личностно-профессионального роста молодого педагога (Л. Н. Харавинина). Например, разработанная Л. Н. Харавининой технология сопровождения личностно-профессионального развития педагога реализуется циклично и последовательно через четыре сменяемых этапа: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный, аналитический, каждый из которых имеет свою цель, систему скоординированных действий взаимодействующих субъектов сопровождения и прогнозируемый результат [15].
Также изучено и представлено применение конкретных технологий при сопровождении детей в различных жизненных ситуациях, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (Л. В. Байбородова, М. П. Кривунь, Е. Б. Кириченко, И. Г. Харисова) [6].
В последние годы обозначился новый аспект разработки проблемы индивидуализации и сопровождения в образовательном процессе -тьюторское сопровождение (М. П. Кривунь), что в первую очередь связано с открытием новой программы подготовки магистрантов - «Тьютор в общем и профессиональном образования». В настоящее время изучается понятие «тьютор-ское сопровождение», разрабатываются частные технологии такого сопровождения [1; 2].
Научное исследование по педагогике, как правило, предполагает внедрение результатов исследования в практику. Мы исходим из следующего положения: чем больше технологий использует в своей деятельности педагог, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс.
Коллективом кафедры в течение всех лет ее существования проводится систематическая деятельность с педагогами различных образовательных (общеобразовательных и профессиональных) орга-
низаций по внедрению педагогических технологий, в том числе разработанных сотрудниками кафедры, в практику. В результате этой деятельности был разработан и апробирован алгоритм освоения педагогами образовательных технологий (Л. В. Байбородова). В обобщенном виде его можно представить следующим образом [12].
1. Мотивационное обеспечение, создание ситуаций, побуждающих педагогов к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска.
2. Психолого-педагогическая подготовка педагогов к изучению новых технологий, цель которой - сформировать у педагогов современный взгляд на образовательный процесс, помочь им преодолеть некоторые педагогические стереотипы, снять психологические барьеры, затрудняющие развитие субъект-субъектных, диалоговых отношений с учащимися.
3. Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально-ориентированных технологий.
4. Освоение общих образовательных технологий. Освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно, т. к. их слишком много. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма. В то же время глубокое понимание и освоение общих технологий позволяет специалисту на определенном этапе профессионального развития проектировать свои собственные технологии.
5. Освоение педагогами частных технологий. Анализ опыта убеждает в том, что целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям.
6. Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения. Опыт убеждает в том, что выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология.
7. Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности.
8. Более глубокое знакомство с выбранной технологией через отработку некоторой сово-
купности приемов, техник, а затем освоение всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска.
9. Построение учебного процесса на основе целостного использования технологии.
10. Экспертиза опыта применения технологии специалистами.
11. Совершенствование опыта применения технологии, предусматривающее изменение условий работы педагога и организации учебно-воспитательного процесса в целом.
12. Внесение в имеющуюся технологию своих собственных приемов, модернизация технологии. Это неизбежно происходит, если педагог работает творчески. У него возникает потребность разрабатывать свои техники и приемы.
13. Интеграция техник и приемов различных технологий. На данном этапе педагог приходит к осознанию того, что все индивидуально-ориентированные технологии имеют одну общую концептуальную основу и логику действий педагога и учащегося.
14. Создание собственных авторских технологий. Это возможно, если педагог находится в постоянном творческом поиске, экспериментировании, анализирует результаты своей деятельности и достижения учащихся, обладает высоким уровнем креативности, интуиции и педагогического мастерства.
Основные результаты исследований кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета представлены в библиографическом списке.
Профессора, преподаватели кафедры активно сотрудничают с коллегами других научных школ по разработке проблем педагогических технологий. В сентябре 2015 г. планируется проведение международной научно-практической конференции «Педагогические технологии в условиях модернизации образования», где будут продемонстрированы достижения в данной области ученых разных регионов, в том числе и Ярославского, а также опыт внедрения субъектно-ориентированных технологий в процессе проведения семинаров и мастер-классов на базе образовательных организаций Ярославской области.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: монография [Текст] / Л. В. Байбо-родова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. -
Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2014. -260 с.
2. Байбородова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 344 с.
3. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.
4. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. - Ярославль : Изд-во ЯГ-ПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 220 с.
5. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 281 с.
6. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] : учебное пособие / Л. В. Бай-бородова, Е. Б. Кириченко, М. П. Кривунь [и др.] / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой -Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - 315 с.
7. Байбородова, Л. В. Технологии педагогической деятельности. 2 часть: Организация деятельности [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Е. Б. Кириченко, С. Л. Паладь-ев, И. Г. Харисова / Под ред. Л. В. Байбородовой. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
8. Байбородова Л. В. Технологии педагогической деятельности. Часть 3: Проектирование и программирование: учебное пособие / Л. В. Байборо-дова, Г. В. Куприянова, Е. Н. Степанов, А. В. Золотарева [и др.] / Под ред. Л. В. Байбородовой. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 303 с.
9. Байбородова, Л. В. Проблема технологий в педагогической науке и практике [Текст] / Л. В. Байбородова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -2012. - № 3. - С. 5-7.
10. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. В. Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. -175 с.
11. Байбородова, Л. В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова. - Ярославль : РИО ЯГПУ. -345 с.
12. Байбородова, Л. В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова,
A. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 5. - С. 60-78.
13. Бурлакова, Т. В. Индивидуализация профессиональной поготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы [Текст] : монография / Т. В. Бурлакова. - Шуя: Изд-во : ГОУ ВПО «ШГПУ». - 179 с.
14. Гаибова, В. Е. Определение общеучебных компетентностей старшеклассников [Текст] /
B. Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 2. - С. 57-64.
15. Харавинина, Л. Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя [Текст] / Л. Н. Харавинина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 134-139.
16. Царькова, К. М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст] / К. М. Царькова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 168-171.
17. Чернявская, А. П. Психологические предпосылки формирования партнерской позиции педагога как основа эффективной профессиональной деятельности [Текст] / А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. -№1. - Том II (Психолого-педагогические науки). -
C. 274-280.
18. Чернявская, А. П. Партнерская позиция педагога как основа организации субъект-субъектного взаимодействия в школе [Текст] / А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
19. Чернявская, А. П. Становление партнерской позиции педагога [Текст]: монография / А. П. Чернявская. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 328 с.
20. Чернявская, А. П. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова / Под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.
21. Чернявская, А. П. Представления классных руководителей об индивидуализации процесса воспитания школьников [Текст] /
A. П.Чернявская, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №1. -Том I (Гуманитарные науки). - С. 34-39.
22. Юдин, В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса [Текст] /
B. В. Юдин. - М.: Университетская книга, 2008. -
C. 73.
23. Юдин, В. В. Классификация педагогических технологий [Текст] / В. В. Юдин // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы : Материалы III Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 г.) / сост. и науч. ред. Е. И. Тихомирова. -Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. -С.117-120.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Individualizaciya i soprovozhdenie v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza: monografiya [Tekst] / L. V. Bajborodova, L. N. Artem'eva, M. P. Krivun'. -Yaroslavl': RIO YaGPU, Izd-vo «Kancler», 2014. -260 s.
2. Bajborodova, L. V. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, V. V. Belkina, I. G. Xarisova / pod red. L. V. Bajborodovoj, A. V. Zolotarevoj. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014. - 344.
3. Bajborodova, L. V. Vneurochnaya deyatel'-nost' shkol'nikov v raznovozrastnyx gruppax [Tekst] / L. V. Bajborodova. - M.: Prosveshhenie, 2014. -
177 s.
4. Bajborodova, L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psixologo-pedagogicheskogo sopro-vozhdeniya razvitiya rebenka [Tekst] : monografiya / L. V. Bajborodova, A. V. Zolotareva, L. N. Serebrennikov. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2009. - 220 s.
5. Bajborodova, L. V. Individualizaciya ob-razovatel'nogo processa v shkole [Tekst] : monografiya / L. V. Bajborodova. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 281 s.
6. Bajborodova, L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie dlya detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, E. B. Kiri-chenko, M. P. Krivun' [i dr.] / pod red. L. V. Bajborodovoj, 84
A. V. Zolotarevoj - Yaroslavl': RIO YaGPU, 2014. -315 s.
7. Bajborodova, L. V. Texnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. 2 chast': Organizaciya deyatel'nosti [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, E. B. Kirichenko, S. L. Palad'ev, I. G. Xarisova / pod red. L. V. Bajborodovoj. -Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2012. - 316 s.
8. Bajborodova L. V. Texnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Chast' 3: Proektirovanie i programmirovanie: uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, G. V. Kupriyanova, E. N. Stepanov, A. V. Zolotareva [i dr.] / pod red. L. V. Bajborodovoj. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im.K. D. Ushinskogo, 2012. - 303 s.
9. Bajborodova, L. V. Problema texnologij v pedagogicheskoj nauke i praktike [Tekst] / L. V. Bajborodova // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. -2012. - № 3. - S. 5-7.
10. Bajborodova, L. V. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovoz-rastnyx gruppax [Tekst] : uchebnoe posobie dlya uchitelej obshheobrazovatel'nyx organizacij / L. V. Bajborodova, L. V. Serebrennikov. - M. : Prosveshhenie, 2013. - 175 s.
11. Bajborodova, L. V. Texnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V.Bajborodova, I. G. Xarisova. - Yaroslavl' : RIO YaGPU. - 345 s.
12. Bajborodova, L. V. Obshhaya xarakteristika texnologij pedagogicheskoj deyatel'nosti [Tekst] / L. V. Bajborodova, I. G. Xarisova, A. P. Chernyavskaya // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. - 2013. - № 5. - S. 60-78.
13. Burlakova, T. V. Individualizaciya pro-fessional'noj pogotovki studentov v pedagogi-cheskom vuze: konceptual'nye osnovy [Tekst] : monografiya / T. V. Burlakova. - Shuya: Izd-vo: GOU VPO «ShGPU». - 179 S.
14. Gaibova, V. E. Opredelenie obshheuchebnyx kompetentnostej starsheklassnikov [Tekst] / V. E. Gaibova, A. P. Chernyavskaya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2006. - № 2. - S. 57-64.
15. Xaravinina, L. N. Texnologiya pedagogiche-skogo soprovozhdeniya lichnostno-professional'nogo razvitiya molodogo prepodava-telya [Tekst] / L. N. Xaravinina // Yaroslavskij pe-dagogicheskij vestnik. - 2011. - №4. - T. II (Psi-xologo-pedagogicheskie nauki). - S. 134-139.
16. Car'kova, K. M. Individualizaciya samostoyatel'noj raboty studentov-zaochnikov v processe izucheniya pedagogicheskix disciplin [Tekst] / K. M. Car'kova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 4. - Tom II (Psixologo-pedagogicheskie nauki). - S. 168-171.
17. Chernyavskaya, A. P. Psixologicheskie predposylki formirovaniya partnerskoj pozicii pedagoga kak osnova e'ffektivnoj professional'noj deyatel'nosti [Tekst] / A. P. Chernyavskaya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. - №1. - Tom II (Psixologo-pedagogicheskie nauki). - S. 274-280.
18. Chernyavskaya, A. P. Partnerskaya poziciya pedagoga kak osnova organizacii sub"ekt-sub"ektnogo vzaimodejstviya v shkole [Tekst] / A. P. Chernyavskaya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2007. - № 3. - S. 3-8.
19. Chernyavskaya, A. P. Stanovlenie partnerskoj pozicii pedagoga [Tekst]: monografiya / A. P. Chernyavskaya. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2007. - 328 S.
20. Chernyavskaya, A. P. Texnologii pedagogicheskoj deyatel'-nosti. Chast' 1. Obrazovatel'nye texnologii [Tekst] : uchebnoe posobie / A. P. Chernyavskaya, L. V. Bajborodova, I. G. Xarisova / pod obshh. red. A. P. Chernyavskoj, L. V. Bajborodovoj. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2012. - 311 s.
21. Chernyavskaya, A. P. Predstavleniya klassnyx rukovoditelej ob individualizacii processa vospitaniya shkol'nikov [Tekst] / A. P. Chernyavskaya, I. G. Xarisova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. - №1. - Tom I (Gumanitarnye nauki). - S. 34-39.
22. Yudin, V. V. Texnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo processa [Tekst] / V. V. Yudin. - M. : Universitetskaya kniga, 2008. -S. 73.
23. Yudin, V. V. Klassifikaciya pedagogicheskix texnologij [Tekst] / V. V. Yudin // Cocial'no-gumanitarnye texnologii lichnostnogo razvitiya: opyt, innovacii, perspektivy : мaterialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27-28 noyabrya 2014 g.) / sost. i nauch. red. E. I. Tixomirova. -Samara : OOO «Izdatel'stvo ASGARD», 2015. - S. 117-120.