УДК 377
Оленева Юлия Борисовна
Сарапульский педагогический колледж [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
В статье предлагается модель обучения студентов колледжа на основе индивидуального образовательного маршрута. Рассматривается сущность и особенности разработанной модели, дается характеристика ее основных структурных элементов. Подробно описывается этап проектирования индивидуального образовательного маршрута, который состоит из диагностического, целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов. По каждому компоненту предлагаются проектировочные действия преподавателя с указанием требований к оценке их результативности. Главное достоинство модели обучения на основе индивидуального образовательного маршрута является учет индивидуальных особенностей студентов при формировании у них общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, действия преподавателя.
Со второй половины XX века ведется дискуссия о необходимости поиска новых подходов к обучению, которые позволят обеспечить качество, как общего, так и профессионального образования. Сегодня ориентация на качественное образование как никогда актуальна. Причина вполне объективна - обществу требуются специалисты, владеющие новейшими фундаментальными знаниями, способные использовать освоенное содержание образования для решения практических задач. Ключевым фактором, обеспечивающим результативность образования, является самостоятельная работа обучающихся, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Поэтому в современной педагогической науке активно инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала самостоятельное овладение обучающимся практическим опытом, умениями и знаниями в максимальном диапазоне их интеллектуальных и психологических ресурсов.
На сегодняшний день имеется достаточное количество технологий, ориентированных на самостоятельное учение. Это технология развивающего обучения Л.В. Занкова, технология адаптивного обучения А.С. Границкой, технология уровневой дифференциации А.Е. Бибик, Л.Я. Зориной, М.П. Кашина, Л.М. Фридман, технология индивидуализации обучения В.И. Загвязинского, Г.К. Селевко и др. [10, с. 110]. Перечисленные технологии являются частными случаями реализации общей стратегии индивидуализации образования.
Под индивидуализацией образования понимается обеспечение условий, которые в комплексе создадут подлинную вариативность образования, удовлетворяя тем самым как индивидуальные образовательные потребности обучающегося, так и профессиональные запросы преподавателя [4, с. 27]. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия к ученику [8, с. 69].
Рассматривая специфику индивидуализации образовательного процесса в системе профессионального образования, Т.В. Бурлакова определяет, что индивидуализация подготовки студентов характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней ее сторон. Внешняя сторона индивидуализации включает адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента. Внутренняя сторона индивидуализации представляет собой направленность студента на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений и становление индивидуальной позиции в профессиональной деятельности [1, с. 13].
В ряде нормативно-правовых документов в области образования устанавливается, что обучающимся предоставляются права на обучение по индивидуальному учебному плану [ФЗ «Об образовании в РФ»], на участие в формировании индивидуальной образовательной программы [ФГОС СПО], на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов [Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 г. № 986]. Таким образом, данные документы ориентируют систему образования на разработку таких моделей, в основе которых лежит обучение на основе индивидуального учебного плана (маршрута).
Авторы диссертационных исследований последних лет дают разные определения понятию индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ). Исследователи рассматривают ИОМ как образовательную программу [2, с. 8; 6, с. 9], как вариативную структуру учебной деятельности [3, с. 7], как персональный путь реализации личностного и профессионального потенциала студента [5, с. 6; 11, с. 9].
Под индивидуальным образовательным маршрутом в профессиональной подготовке студентов колледжа мы понимаем продукт проектирования и реализации индивидуального обучения, направленного на приобретение студентом знаний, умений, практического опыта профессиональной деятельности, а также формирование профессиональных и общих компетенций.
164
Вестник КГУ _J 2016
© Оленева Ю.Б., 2016
На базе Сарапульского педагогического колледжа было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты 2-3 курса специальности «Преподавание в начальных классах».
В рамках исследования реализовывалась модель обучения студентов на основе ИОМ, которая устанавливает детерминированную взаимосвязь внешних и внутренних факторов с целью организации индивидуального обучения студента на основе образовательного маршрута. Модель учитывает индивидуальные особенности студента, а также дидактические условия обучения при формировании общих и профессиональных компетенций в рамках освоения вида профессиональной деятельности.
Методологической основой разработки модели обучения студентов на основе ИОМ являются лич-ностно-ориентированный, деятельностный и ком-петентностный подходы.
Предлагаемая модель ориентирует преподавателя на вариативность в организации и осуществлении процесса обучения с учетом особенностей развития индивидуальности обучающегося. Модель учитывает содержательный и процессуальный аспекты обучения. Содержательный аспект включает этап проектирования ИОМ, процессуальный аспект - этапы реализации и оценки эффективности обучения на основе ИОМ.
Основными системными компонентами модели обучения на основе ИОМ являются цели и задачи обучения, содержание обучения, организация учебно-производственной деятельности, контроль и оценка результатов. Основной акцент в модели делается на индивидуальное обучение студента, в ходе осуществления которого он становится субъектом учебной деятельности, т. е. у него формируются умения выполнять все виды и формы учебной деятельности, а также умение адекватно оценивать полученные результаты. Модель предполагает поэтапное движение к самоуправляемому обучению, а от него - к самообучению (рис. 1).
Функционирование модели обучения студентов на основе ИОМ, как многоступенчатого процесса, осуществляется поэтапно и включает этап проектирования, этап реализации и этап оценки эффективности.
Этап проектирования включает в себя цепочку действий:
- самодиагностику общих и диагностику профессиональных компетенций студентов;
- определение студентом базового или повышенного уровня следования по ИОМ на основании среднего балла, полученного по результатам диагностики;
- совместную с преподавателем постановку цели и задач обучения, согласно требованиям к освоению вида профессиональной деятельности,
указанным в ФГОС СПО, а также с учетом результатов диагностики;
- отбор преподавателем содержания для ИОМ, включающего учебно-информационные материалы, разноуровневые (базовые и повышенные) задания для самостоятельной работы, задания для выполнения на практике, контрольно-измерительные материалы.
Этап реализации направлен на организацию учебно-производственной деятельности. Учебная деятельность включает аудиторные занятия и самостоятельную работу, производственная деятельность - выполнение видов работ на учебной и производственной практике. Задания для самостоятельной работы и виды работ на практике прописываются в технологической карте. При выполнении самостоятельных заданий студент может выбрать срок сдачи работы и использовать индивидуальный способ обучения, например, задание может быть выполнено во время урока или закончено дома, задание выполняется полностью самостоятельно или требуется консультация преподавателя, порядок выполнения заданий может быть изменен, задание может выполняться рукописно или с помощью компьютера и т. п.
Этап оценки эффективности обучения направлен на оценку и самооценку результатов обучения, которая проводится по критериальным показателям, с учетом типа задания и требований к освоению вида профессиональной деятельности. Этап завершается итоговой диагностикой уровня сфор-мированности общих и профессиональных компетенций.
Остановимся подробнее на этапе проектирования ИОМ. Охарактеризуем его особенности.
Этап проектирования ИОМ состоит из диагностического, целевого, содержательного, ор-ганизационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов (табл. 1). По каждому компоненту предлагаются проектировочные действия преподавателя с указанием требований к оценке их результативности.
ИОМ разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС СПО, учебным планом, рабочей программой профессионального модуля, рабочими программами учебной и производственной практики.
Индивидуальные образовательные маршруты студента разрабатываются для 2-х уровней (базового и повышенного), что позволяет осваивать вид профессиональной деятельности в зависимости от возможностей и способностей каждого обучающегося.
Характеристиками базового уровня являются общие знания в области специальности; основные умения и навыки, требуемые для выполнения профессиональных задач; профессиональные компетенции, согласно виду профессиональной деятельности.
Рис. 1. Модель обучения студентов на основе ИОМ
Таблица 1
Этап проектирования индивидуального образовательного маршрута студента
Компоненты ИОМ Проектировочные действия Требования к оценке результативности проектировочных действий
Диагностический Подбор методик психолого-педагогической диагностики для оценки общих компетенций студентов (социальной, личностной, индивидуальной компетентности) Валидность и надежность методик психолого-педагогической диагностики
Разработка компетентностно-ори-ентированного задания для оценки профессиональных компетенций (специальной компетентности) Компетентностно-ориентированное задание оценивает сформированность профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности, разработано на основе квалиметрического подхода
Разработка шкалы суммарной оценки компетентностей, на основании которой будут разрабатываться ИОМ различного уровня Шкала суммарной оценки компетентностей должна соответствовать следующим требованиям: - интуитивная понятность; - подходящее число ступеней; - равномерность ступеней; - удобство перевода в процентный показатель
Целевой Подготовка выписки из учебного плана ППССЗ по МДК/ПМ, на который разрабатывается ИОМ Выписка из учебного плана ППССЗ по специальности содержит указания на количество часов, отводимых на изучение МДК/ПМ, формы промежуточной и итоговой аттестации.
Подготовка выписки из рабочей программы ПМ Выписка из рабочей программы ПМ включает тематический план с указанием объема времени, отведенного на изучение каждого раздела МДК, а также количества часов на прохождение учебной и производственной практики.
Описание результатов освоения ПМ - указаны требования к результатам освоения ПМ: профессиональные и общие компетенции, практический опыт, умения и знания - перечень результатов определен в полном объеме, согласно ФГОС СПО.
Определение цели и задач для ИОМ соответствующего уровня (порогового и повышенного) - формулировка через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся; - краткость и точность формулировки; - наличие конкретных сроков их достижения; - нацеленность на саморазвитие; - соответствие реалиям окружающей действительности; - гибкость, возможность некардинального изменения формулировки; - рациональность, приемлемость и уместность.
Написание пояснительной записки к ИОМ В пояснительной записке отражены: - цель и задачи ИОМ; - организационные процедуры следования на основе ИОМ; - рекомендации по организации учебного процесса.
Содержательный Фиксация в индивидуально-ориентированном учебном плане разделов и тем, необходимых для изучения - разделы и темы, указанные в индивидуально-ориентированном учебном плане соответствуют рабочей программе по МДК/ПМ, - указанные виды практики соответствуют учебному плану; - определены формы и методы контроля и оценки.
Составление Путеводителя по МДК/ПМ В Путеводителе по МДК/ПМ отражены ключевые понятия
Разработка учебно-методического комплекса для ИОМ соответствующего уровня: - пакет учебных материалов, - учебные материалы соответствуют рабочей программе по МДК/ПМ; - объем учебных материалов позволяет приобрести необходимые знания или умения; - учебный материал имеет определенный формат и структуру, помогающие обучающемуся ориентироваться в нем: разделен на удобные для изучения части, содержит заголовки и подзаголовки, указатели, меню, подсказки и т.д.; - используются формы визуализации структурированной или систематизированной информации (таблицы, схемы, рисунки и т.п.); - в учебные материалы включен необходимый справочный аппарат (незнакомые термины и понятия); - указаны источники информации: учебники, справочники, дополнительная литература, интернет-сайты, периодические издания.
Компоненты ИОМ Проектировочные действия Требования к оценке результативности проектировочных действий
- банк заданий для самостоятельной практической работы - в заданиях для самостоятельной практической работы указана дидактическая единица (единицы) содержания; - указаны формируемые умения, практический опыт и профессиональные компетенции; - указан уровень усвоения: репродуктивный (понимание, применение) или продуктивный (анализ, синтез и оценка); - задания имеют учебно-познавательный или компетентностно-ориенти-рованный характер; - задание для самостоятельной практической работы должно содержать четко сформулированные задачи, инструкцию к выполнению, требования к результатам работы и критерии оценки; - задание может содержать эталон выполнения [7, с.27].
- контрольно-оценочные материалы Контрольно-оценочные материалы включают тестовые и/или практические задания: -тестовые задания ориентированы на проверку теоретических знаний (дидактических единиц) по теме; - практические задания направлены на оценку материального, интеллектуального продукта или процесса деятельности. Контрольно-оценочные материалы: - имеют указания на проверяемую дидактическую единицу (единицы) содержания; - имеют указания на знания, умения, практический опыт и профессиональные компетенции подлежащие проверке; - включают краткое описание инструментария оценки: типы заданий, их количество, число вариантов; - имеют регламент по времени выполнения задания; - содержат описание оборудования, необходимого для выполнения задания; - содержат инструкцию к выполнению; - включают задания, подлежащие оценке; - имеют оценочный бланк с критериями оценки задания и их бальной интерпретацией; - имеют указания на проходной балл (зачет/незачет) [7, С.21-26]
Организаци- онно-деятель- ностный Разработка технологической карты ИОМ В технологической карте ИОМ прописаны: - виды заданий для самостоятельной практической работы по каждой теме; - виды работы на учебной и производственной практике; - форма проверки; - срок сдачи работ.
Оценочно-результативный Разработка критериев оценки выполнения заданий для самостоятельной работы и заданий на учебной и производственной практике Критерии оценки: - базируются на требованиях к результатам обучения согласно ФГОС СПО; - устанавливают качество выполнения работы; - содержат перечень умений, предъявляемый к оценке; - согласованы между собой; - являются диагностичными, т.е. могут быть объективно зафиксированы; - определяются путем декомпозиции (конкретизации, дробления) каждого результата; - формулируются с использованием «активных глаголов», которые указывают на действие с измеряемым результатом [12, С.32-33]
Разработка бланка оценки самодвижения по МДК/ПМ Содержит перечень выполненных самостоятельных практических работ по темам, графы самооценки и оценки преподавателя.
Разработка бланка итоговой оценки по МДК/ПМ Итоговая оценка по МДК/ПМ складывается из оценок, полученных по каждому результату.
Используемые сокращения: ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут; МДК - междисциплинарный курс; ПМ - профессиональный модуль; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; ФГОС СПО -Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Повышенный уровень предполагает превышение минимальных характеристик сформиро-ванности профессиональных компетенций. К характеристикам повышенного уровня относятся фактическое и теоретическое знание в широких контекстах в пределах специальности; диапазон познавательных и практических навыков, требуемых для решения определенных проблем в профессиональной области; самоуправление формированием профессиональных компетенций. Повышенные уровни (один или несколько) могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по нескольким признакам, 3) по всем признакам.
При проектировании ИОМ разного уровня (базового или повышенного) содержание этапов остается неизменным. Меняются объем и сложность учебных материалов в соответствии с уровнем ИОМ, виды заданий для самостоятельной практической работы (для базового уровня больше репродуктивных работ, для повышенного - творческих), содержание контрольно-оценочных материалов (упрощается для базового уровня), критерии оценки определяются, исходя из вида самостоятельной практической работы.
Проектирование ИОМ заданного уровня осуществляется преподавателем. Для конкретизации задач обучения привлекается студент.
Этап проектирования является начальным этапом в технологии, реализующей модель обучения на основе ИОМ.
Подводя итог, отметим, особенностью разработанной модели обучения студентов на основе ИОМ является учет индивидуальных особенностей студентов при формировании у них общих и профессиональных компетенций. Модель обучения студентов на основе ИОМ приближена к реальным условиям профессионального обучения, что повышает ее эффективность.
Библиографический список
1. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Ярославль, 2012. - 27 с.
2. Довыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор
повышения эффективности подготовки учителя технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2004. - 19 с.
3. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ярославль, 2007. - 12 с.
4. Крылова Н.Б. Введение в методологию индивидуального образования // Новые ценности образования: Вып. 2. - 2005. - С. 27-42.
5. Лебедева Ю.К. Индивидуальный подход в обучении студентов - будущих учителей в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Шуя, 2011. - 18 с.
6. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2001. - 24 с.
7. Организация самостоятельной работы в учреждении довузовского профессионального образования / С.А. Ефимова, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011. - С. 27.
8. Осмоловская И.М. Дидактика. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
9. Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностных образовательных результатов в системе довузовского профессионального образования / С.А. Ефимова, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011. - 116 с.
10. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др.; под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
11. Туркина А.В. Обеспечение готовности студентов к построению индивидуального маршрута профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 20 с.
12. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модуль-но-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. - М., 2006. - 177 с.