Научная статья на тему 'Модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения'

Модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / CREDIT SYSTEM OF TRAINING / MODEL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH OF FUTURE EXPERTS / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагимбаева Г. С.

В статье представлена модель реализации индивидуального образовательного маршрута будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения, раскрыты ее теоретические предпосылки и основные этапы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF FUTURE SPECIALIST IN CREDIT SYSTEM TRAINING

The article presents a model for the implementation of individual educational paths of future professionals in a credit system, discloses its theoretical background and main stages of implementation.

Текст научной работы на тему «Модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения»

Bibliography

1. Kuzjmin, A.V. Socialjno-kuljturnaya profilaktika ehkstremizma v molodezhnoyj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tambov, 2012.

2. Shankhayjskaya konvenciya o borjbe s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom (Zaklyuchena v g. Shankhae 15.06.2001) [Eh/r]. -R/d: dic.academic.ru.

3. Profilaktika ehkstremizma i radikalizma v molodezhnoyj srede Respubliki Tatarstan: sb. stateyj. - Kazanj, 2011.

4. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodeyjstviyu ehkstremizmu v molodezhnoyj srede (razrabotanih Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii) // Nasha molodezhj. - 2011. - № 6.

5. Sbornik itogovihkh materialov nauchno-prakticheskikh seminarov, provedennihkh v g. Moskva, g. Rostov-na-Donu, g. Stavropolj, g. Sochi, «Formih i metodih protivodeyjstviya rasprostraneniyu ideologii ehkstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rolj i zadachi municipaljnihkh obrazovaniyj». - M., 2012.

6. Informacionno-analiticheskie materialih po profilaktike ehkstremizma v molodezhnoyj srede [Eh/r]. - R/d: do.gendocs.ru/docs/index-66311.html.

7. Petrova, T.A. Administrativno-pravovihe osnovih deyateljnosti organov vnutrennikh del po protivodeyjstviyu ehkstremizmu v molodezhnoyj srede: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. - M., 2009.

8. Afanasjeva, R.M. Sociokuljturnihe usloviya protivodeyjstviya ehkstremizmu v molodezhnoyj srede (socialjno-filosofskiyj analiz): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 30.04.14

УДК 378 (574)

Sagimbayeva G.S. MODEL OF FORMATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF FUTURE SPECIALIST IN CREDIT SYSTEM TRAINING. The article presents a model for the implementation of individual educational paths of future professionals in a credit system, discloses its theoretical background and main stages of implementation.

Key words: individual educational route, credit system of training, model of individual educational path of future experts, tutor support.

Г.С. Сагимбаева, ст. преп. каф. педагогики Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, г. Астана, E-mail: sagimbayevagucci@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлена модель реализации индивидуального образовательного маршрута будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения, раскрыты ее теоретические предпосылки и основные этапы реализации.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, кредитная система обучения, модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста, тьюторское сопровождение.

Присоединение Казахстана и других стран СНГ к Болонско-му процессу предполагает внесение ряда существенных изменений в систему высшего образования с целью интеграции в европейское образовательное пространство. Прежде всего, это: внедрение трехуровневой подготовки будущих специалистов, академической мобильности всех субъектов образовательного процесса; усиление контроля за качеством высшего образования; переход на кредитную систему обучения. При этом именно кредитная система обучения призвана обеспечить максимальную индивидуализацию обучения, академическую свободу всех субъектов образования; элективность построения образовательных программ. Достижение целей Болонской декларации определяет вектор подготовки будущих специалистов в направлении самопознания, самооценки, саморазвития, самодоверия, самоактуализации, в связи с чем особую значимость приобретают вопросы определения обучаемым собственного «образовательного движения». Успешное решение обозначенной задачи возможно лишь в случае целенаправленного и планомерного проектирования индивидуального образовательного маршрута обучаемого.

В рамках проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов наметилось три основных направления: исследование возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях (А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева); исследование условий организации подготовки студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам в комплексе вопросов педагогического моделирования (С.И. Архангельский, А.В. Мудрик, А.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.В. Чекалева); рассмотрение индивидуальных образовательных маршрутов как составляющих элементов многоуровневой системы высшего педагогического образования (Г.А. Бордовский, Н.В. Бочкина, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, В.С. Ямпольский).

Наше исследование, проводимое на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжоло-ва, посвящено проблемам формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста, который мы представили в определенной модели. Одним из основных преимуществ моделирования того или иного процесса или явления является целостность представления информации, что позволяет еще на стадии проектирования представить оптимальность наличия основных компонентов и элементов модели в целом, а также наглядно изобразить процесс, что в дальнейшем способствует более эффективной его реализации на практике.

В педагогической литературе встречаются различные представления о моделях:

- модель как способ организации жизнедеятельности образовательного сообщества;

-модель как образец (точнее, образ) опыта, в котором переосмысливаются педагогическая деятельность и опыт обучения;

- модель как тип альтернативного образования и архитектура (т.е. отличительный характер) его конструкций и новых форм;

-модель как систематизированная форма инновационного эксперимента;

- модель как концептуальное обоснование запуска проектировочного режима развития образовательного учреждения;

- модель как организационная система, транслирующая и развивающая культурные нормы.

В данном исследовании модель обозначает определенный образ или вариант процесса формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения в вузе.

Для научно обоснованного процесса формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста необходимо целостное описание этого процесса как источника информации для его организации и внедрения. Такое описа-

ПОТРЕБНОСТИ

индивидуальные

¿Шз

социальный заказ на подготовку специалистов

Рис. 1 Модель формирования индивидуального образовательного маршрута студента в условиях реализации КСО в вузе

ние должно иметь прогностическую силу и служить инструментом обратной связи.

Исследователи педагогических процессов пользуются разными схемами отображения объекта - в зависимости от цели и предмета, в котором они развертываются. В частности, процессы традиционно анализируются через такие ее структурные компоненты, как предмет деятельности (исходный материал), принципы, условия деятельности, цели и результаты. Следуя целям моделирования процесса, мы должны наложить на него такую схему, где вычленялись бы основные компоненты и элементы, которыми будут оперировать преподаватель (эдвайзер) и сам студент при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Мы согласны с авторами, утверждающими, что совокупность сформированности компетенций выпускника определяется с учетом требований, которые предъявляются к обучаемым во время учебы и с учетом предыдущих выпусков [2].

Исходя из понимания сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут», а также на основе цели и задач исследования, нами была разработана модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения (КСО) в единстве цели, основополагающих принципов, подходов, особенностей подготовки специалистов при КСО, организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели, ожидаемые результаты в рамках ИОМ, содержание и компоненты ИОМ, технологию отбора средств, методов обучения в рамках ИОМ, тьюторское сопровождение ИОМ, диагностику эффективности обучения в рамках ИОМ (рис. 1).

Разработка модели ИОМ будущих специалистов в условиях КСО требует выбора определенных методологических подходов. В качестве таких подходов мы определяем: полусубъектный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетен-тностный.

В структуру модели мы также включаем потребности, не только продиктованные заказом на подготовку специалистов определенного профиля, но также индивидуальные, т.е. потребности каждого обучающегося, исходя из потребностей и личных интересов студентов.

На наш взгляд, системообразующим компонентом модели выступает цель, которая задает определенный вектор формирования ИОМ. На наш взгляд, необходимо выделить следующие цели: обучение в соответствии с ГОСО, обучение в рамках определенной образовательной программы и отдельного обучающегося студента. В состав модели мы также включили особенности подготовки специалистов в условиях КСО, так как кредитная система обучения вносит определенные коррективы в процесс подготовки будущих специалистов. На основе анализа литературы и практики КСО мы выделили следующие особенности: перестройка стиля деятельности преподавателей, которые непосредственно вынуждены адаптироваться и приспосабливаться к «новой» кредитной системе, отходя от традиционных «авторитарных» форм и методов преподавания к субъек-тно-ориентированным, предполагающим активную познавательную деятельность студента; реальная индивидуализация обучения, именно эта особенность позволяет производить выбор только тех дисциплин (а значит и кредитов), которые студент может усвоить в силу своих потребностей и уровня обученнос-ти, а также производить выбор преподавателей в соответствии со своими представлениями о предмете, требованиями и установками и т.д.; создание специальной информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельное освоение образовательных программ; перенос акцента со знаниево-ориентированной направленности в подготовке специалистов на компетентностно-ориентированную, где во главу угла ставятся не столько знания, сколько компетенции (ключевые, профессиональные); участие работодателей в формировании и реализации образовательных программ. Данная особенность предусмат-

ривает выполнение студентом выпускных квалификационных работ, курсовых проектов, на основе реальных заявок и заданий предприятий и организаций; участие в проведении исследовательских работ и внедрении результатов исследования в практику; участие в формировании каталога элективных дисциплин; участие в разработке модели специалиста (т.е. компетенций специалиста); приглашение ведущих специалистов для чтения спецкурсов и семинаров; проведение экспертизы образовательной программы; проведение защит дипломных проектов непосредственно на предприятии; включение работодателей в Попечительский Совет вуза.

В состав модели включены основные компоненты индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста (целевой, содержательный, организационно-педагогический, технологический и оценочно-результативный).

На наш взгляд, наиболее существенным элементом в процессе формирования ИОМ становится институт эдвайзерства, который обеспечивает тьюторское сопровождение ИОМ. Основной задачей эдвайзерства является содействие в выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории и ИОМ обучающегося, а также в обеспечении мобильности и гибкости образовательных программ в условиях реализации кредитной технологии обучения. Эдвайзерство обеспечивает студентов информацией, необходимой при выборе программ, модулей и комбинаций модулей, отвечающих их академическим интересам и способностям, гарантирует освоение необходимого количества кредитов для завершенности образовательного процесса по уровню подготовки, содействует в адаптации обучающегося к академической жизни. Функции эдвайзера, как правило, осуществляет опытный преподаватель выпускающей кафедры, назначаемый деканом факультета и утверждаемый приказом ректора университета. Различают следующие виды эдвайзерской деятельности: пре-эдвайзинг; эдвайзинг; ре-эдвайзинг.

Процесс формирования индивидуального образовательного маршрута, опираясь на достижение теории эдвайзерства, включает в себя:

- эдвайзерское сопровождение осознания и формулирования студентом образовательного запроса;

- эдвайзерское сопровождение создания студентом карты ресурсов реализации своего образовательного запроса;

- эдвайзерское сопровождение проектирования ИОМ своего развития, создание «карты» траектории своего развития;

- выстраивание системы образовательных событий;

- организация возможности участвовать в образовательных событиях за пределами своего вуза;

Библиографический список

- эдвайзерское сопровождение оценки студентом своих достижений - карты зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.

Процесс формирования ИОМ должен следовать определенным этапам, так как этапность задает логическую последовательность необходимых элементов ИОМ. Посредством соблюдения этапов построения ИОМ достигается целостность структуры и реализация процесса управления в рамках реализации кредитной технологии обучения.

Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута:

1 этап. Анализ предпосылок: социальный заказ ^ компетенции (профессиональные, ключевые).

2 этап. Постановка цели обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута.

3 этап. Определение содержания обучения.

4 этап. Реализация содержания обучения (выбор форм, методов, технологий).

5 этап. Оценка результатов обучения (сформированность компетенций и т.д.).

Составление индивидуального образовательного маршрута для каждого студента - сложный многогранный процесс, включающий в себя:

а) самостоятельное определение набора предметов;

б) составление учебного расписания на основе сформированных групп;

в) определение способов реализации образовательной программы;

г) создание системы контроля и оценки учебных достижений студентов на уровне деканата, кафедры, вуза в целом;

е) переход к выявлению таких личностных качеств выпускника, которые конкурентоспособны и наиболее востребованы на рынке труда;

ж) переход от ориентации формировать умения - к ориентации на развитие компетенций.

Разработанная модель апробирована и экспериментально внедрена на базе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова. Реализация модели формирования индивидуального образовательного маршрута студента в условиях кредитной технологии обучения привела, как достоверно свидетельствует анализ полученных результатов, к повышению качества подготовки специалистов, способствует повышению уровня самооценки студентов, стимулирует их самопознание и саморазвитие.

1. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения // Директор школы. - 2009. - № 4.

2. Веряев, А.А. Модульно-рейтинговая технология оценивания образовательных достижений в условиях компетентностного целепола-гания // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5(24).

3. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - Вып. № 3. - Т. 2.

4. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. - СПб., 1994.

Bibliography

1. Bessolicihna, R. Individualjnihyj uchebnihyj plan: proektirovanie, vihbor, organizaciya obucheniya // Direktor shkolih. - 2009. - № 4.

2. Veryaev, A.A. Moduljno-reyjtingovaya tekhnologiya ocenivaniya obrazovateljnihkh dostizheniyj v usloviyakh kompetentnostnogo celepolaganiya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5(24).

3. Labunskaya, N.A. Individualjnihyj obrazovateljnihyj marshrut studenta: podkhodih k raskrihtiyu ponyatiya // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2002. - Vihp. № 3. - T. 2.

4. Tryapicihna, A.P. Teoriya proektirovaniya obrazovateljnihkh programm // Peterburgskaya shkola. - SPb., 1994.

Статья поступила в редакцию 12.05.14

УДК 373.5.016

Usha T.Yu. INTEGRATIVE METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE MODERN MULTICULTURAL SCHOOL: TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM. In the work, a comparative analysis of different methods of teaching Russian language (Russian as native, Russian as a non-native language in a national school, Russian as a foreign language) is committed. The conclusion of the research shows the need for new, integrative methods of teaching the Russian language as a school subject in a modern multicultural school. This method should be taken into account in the work with the multicultural (multilingual) contingent of students - native speakers and «foreignphones».

Key words: Russian as a native language, Russian as a non-native language in the national school, multicultural school, «foreignphone».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.