индивидуально-типологических особенностях происходит в определенной логической связи и последовательности. Систематичность и последовательность выражаются также в том, что социализация и профессиональное самоопределение осуществляются во всех видах деятельности (учебно-воспитательной, трудовой, внеучебной, игровой, учебно-исследовательской и т.д.).
Принцип преемственности предполагает неразрывную связь элементов образования со способами построения учебной программы. На основе принципа преемственности выделены последовательные этапы подготовки школьников к самоопределению. Длительность и содержание каждого этапа определяется целью и задачами разработанной модели. Данный принцип выражается также и в преемственности цели, задач и содержания на всех уровнях образования.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой предусматривает, что процесс обучения стимулирует учащихся использовать полученные знания в решении различных жизненных проблемных ситуаций, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды по определенным вопросам. Кроме того, согласно данному принципу, социализация и самоопределение осуществляются с учетом
Библиографический список
реальных потребностей общества и производства в подготовке специалистов, актуальных для своего региона (организация востребованных профилей обучения на старшей ступени школы, подготовка учащихся с ориентацией на функционирующие и развивающиеся отрасли края и т. д.).
Для осуществления экспертизы программы важно опираться на критерии:
- соответствие структуры имеющейся программы нормативно-правовым требованиям;
- соответствие поставленных целей и задач современным требованиям;
- полнота содержательных компонентов программы;
- соответствие техническим требованиям к оформлению программ;
- целостность программы: согласованность цели, задач, форм, методов, и способов достижения результатов;
- качество подачи материала.
Таким образом, предлагаемая нами структура программы носит рекомендательный характер. Вариация структурных компонентов и их содержание могут зависеть от специфики деятельности образовательной организации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М., 2013. - Стандарты второго поколения.
2. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. - М., 1998.
Bibliography
1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego (polnogo) obthego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i nauki RF. - M., 2013. - Standartih vtorogo pokoleniya.
2. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiya-nov. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 378(574)
Sagimbayeva G.S. STRUCTURAL COMPONENTS OF INDIVIDUAL STUDY PLANS OF A STUDENT. The article is relevant in connection with the integration of the universities of the CIS countries into the world educational space, the signing of the Bologna documents. This article discusses the problem of the development of individual educational route (IER) of the students. The author proposed principles, which are followed while developing IER. The structural components of the IER of the future specialist are highlighted and explained. Considerable attention is given to complexes of the factors determining the choice of the IER. The practical value is the materials of a survey among advisors and students, the purpose of which was to identify the problems and difficulties of building IER. The author comes to the conclusion that the process of preparation of future specialists in modern conditions requires orientation of higher education on the regularities of the processes of personal and individual development, professional orientation of the individual, as well as the selection of appropriate technologies, allows designing IER for each student in the unity of its structural components.
Key words: credit based system, individual educational route, The Bologna Declaration, advisor (tutor).
Г.С. Сагимбаева, аспирант ФГБОУВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Астана, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА
Статья актуальна в связи с интеграцией вузов стран СНГ в мировое образовательное пространство, подписанием Болонских документов. В данной статье рассматривается проблема разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов. Автором предложены принципы, руководствуемые при разработке ИОМ. Выделяются и описываются структурные компоненты ИОМ будущего специалиста. Значительное внимание уделяется комплексам факторов определяющих выбор ИОМ. Практическую ценность представляют материалы проведенного анкетирования среди эдвайзеров и студентов, целью которого являлось выявление проблем и трудностей выстраивания ИОМ. Автор приходит к выводу, что процесс подготовки будущих специалистов в современных условиях требует ориентации высшего образования на закономерности процессов личностного и индивидуального развития, профессиональную направленность отдельной личности, а также подбор соответствующих технологий, позволяющих спроектировать ИОМ каждого студента в единстве его структурных компонентов.
Ключевые слова: кредитная система обучения, индивидуальный образовательный маршрут, Болон-ская декларация, эдвайзер.
В современных условиях интеграции вузов стран СНГ в мировое образовательное пространство, подписания Болонских документов актуализируется проблема разработки индивидуальных образовательных маршрутов студентов как основы для их дальнейшей профессиональной и личностной самоактуализации при кредитной технологии обучения.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения.
Исследование проводилось на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имена С. Аманжолова.
В ходе исследования нами уточнено понятие «индивидуальный образовательный маршрут студента», которое определяется как проектируемый на основе собственного субъектного опыта совместно с эдвайзером (консультантом) поэтапный план деятельности (учебной, научной, ценностно-ориентировочной и др.) в рамках образовательной программы, реализуемый с учетом выборности (как преподавателей, так и учебных дисциплин), академической мобильности, разрабатываемый на основе индивидуальных, профессиональных запросов личности, не ограничивающийся условиями конкретной образовательной среды вуза, способствующий развитию субъектной позиции личности, ее самоактуализации и самореализации.
При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствуемся следующими принципами:
- опора на уровень обученности студента - т.е. учет реальной степени подготовленности в рамках как одной дисциплины, так и программы курса в целом;
- ориентация на зону ближайшего развития студента, что предполагает выявление потенциальных способностей конкретного студента к усвоению новых знаний, умений, навыков и компетенций;
- развитие субъектности, подразумевающее изменение отношений к личности студента как полноправному партнеру образовательной деятельности, который способен производить взаимообусловленные преобразования в окружающем мире (в том числе и в себе самом), подчеркивающее активную сторону его психической организации и проявляющееся в его деятельности;
- непрерывность, которая проявляется, прежде всего, в оказании гарантированного непрерывного педагогического, методического и психологического сопровождения на всех этапах обучения в вузе специально подготовленным специалистом - эд-вайзером, оказывающим действенную помощь в решении образовательных проблем;
- реальная индивидуализация, предполагающая опору на индивидуальные особенности студента (скорость усвоения материала, скорость протекания мыслительных процессов и т.д.);
- ориентация на потребности и интересы и мотивы личности студента.
Опираясь на вышеуказанные принципы, а также на концепцию А.В. Хуторского [1], мы выделили следующие структурные компоненты ИОМ будущего специалиста: целевой, содержательный, организационный, технологический, оценочно-результативный.
Целевой предполагает постановку целей и перспективных направлений в области получения профессионального образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, а также с учетом основных мотивов и потребностей студента. Реализация основных направлений формирования индивидуального образовательного маршрута и стратегий его реализации в конкретном образовательном учреждении (в данном случае в вузе) начинается с целеопределения. Цель отражается в Государственном стандарте и выражается не только объемом необходимых знаний и умений, но и набором личностных качеств выпускника. Цели обучения должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, то есть диагностичными по всем основным параметрам. Жизненная необходимость означает, что цели не придумываются и задаются, а требуются, заказываются. Человек, вышедший из учебной аудитории в жизнь, как считает Д.В. Чернилевский [2], мнение которого мы разделяем, должен быть готов действовать, решать задачи, а не только пересказывать содержание учебных текстов.
Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута отражает реализуемое в рамках конкретно-158
го индивидуального образовательного маршрута содержание образования. В содержание образования всегда вкладывается некоторая деятельность, которая осваивается в процессе получения студентами из различных источников информации об этой деятельности, ее переработки и применения на практике. В литературе «содержание образования в вузе» обычно используется как категория, обозначающая требования к конечному результату учебной, трудовой, научной деятельности и жизнедеятельности вообще, к моменту завершения обучения и выраженная в системе знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Содержательная сторона образования неотрывна от технологии ее передачи и усвоения, то есть от методов (способов) обучения. Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута отражается совокупностью профессиональных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения определенного круга должностных обязанностей в будущей профессиональной деятельности. В свете реализации компетентностного подхода в образовании при разработке образовательной программы, а в дальнейшем образовательного маршрута студента, важно в процессе проектирования содержания любой учебной дисциплины позаботиться о том, чтобы каждая из них вносила фундаментальный вклад в личностное и профессиональное развитие будущих специалистов. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. В связи с этим стержнем технологии по реализации компетентностного подхода является модульное построение образовательных программ, позволяющих быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, состоит в том, что по мере изменений требований сферы труда в модули могут быть оперативно внесены необходимые изменения; на основе различных комбинаций модулей можно формировать разные курсы обучения в зависимости от потребности обучающихся и их исходного уровня (т.е. умений, знаний и опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой деятельности).
Организационный компонент индивидуального образовательного маршрута связан с организацией работы по модульной образовательной программе. Следовательно, учебный процесс на основе ИОМ должен включать в себя три фазы: фазу проектирования (целеобразования), технологическую фазу (целевы-полнения), рефлексивную фазу (контроля, оценки и рефлексии). Именно поэтому на стадии проектирования ИОМ большое значение придается последовательности расположения структурных компонентов образовательной программы и единому формату оформления разрабатываемых материалов. Организационный компонент ИОМ соответствует современному пониманию завершенного миницикла продуктивной деятельности со всеми его фазами, стадиями и этапами. Именно поэтому на стадии проектирования ИОМ большое значение придается последовательности расположения структурных компонентов маршрута и единому формату оформления разрабатываемых материалов. В настоящее время изменение характера высшего профессионального образования приводит к необходимости пересмотра традиционных процедур, методов и способов оценивания. Очевидно, что профессиональную компетенцию как результат образования можно наблюдать только в деятельности, то есть о степени ее сформированности можно сделать вывод только на основании осуществляемой будущим специалистом профессиональной деятельности. Поэтому важно оптимально определить набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы о компетенциях студента. Необходимо использовать такие адекватные методы, которые могут наилучшим образом оценить интегрированный результат обучения. Совокупность полученных оценок позволяет сделать выводы об уровне сформированности компетенций будущего специалиста. В ИОМ, разработанных на основе компетентностного подхода, критерии оценки формулируются заранее и известны студентам уже в самом начале обучения, что исключает возможность их изменения в процессе освоения материала и субъективность оценивания. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение рейтинговой системы оценивания с определением видов и сроков контроля, максимальных и рейтинговых баллов по контрольным мероприятиям и по модулю в целом.
Деятельностный или технологический компонент включает в себя используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания студентов.
Оценочно-результативный компонент содержит описание ожидаемых результатов в индивидуальном образовательном маршруте, выраженных в виде компетенций. Ожидаемые результаты описываются в следующих позициях: знание и понимание; применение знаний и пониманий; вынесение (составление) суждений; коммуникативные навыки; учебные навыки. Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями интересов и потребностей студента;
- возможностями профессорско-преподавательского состава удовлетворять образовательные потребности отдельной личности;
- методическими, дидактическими, технологическими возможностями высшего учебного заведения.
Значительная роль в процессе формирования ИОМ отводилась эдвайзерам для повышения профессиональной компетентности.
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование среди эдвайзеров и студентов, целью которого являлось выявление проблем и трудностей выстраивания ИОМ.
На вопрос о том, каким образом эдвайзер информирует студентов о предлагаемых кафедрой элективных курсах, возможностях посещения различных спецкурсов, семинаров, тренингов, проводимых в университете, подавляющее большинство респондентов (91%) ответили, что направляют их к информационно-образовательному порталу, где помещена вся информация об академических предложениях. Помощь студентам-первокурсникам в осуществлении выбора преподавателей у 87% респондентов также заключается лишь в перенаправлении к порталу. 67% опрошенных эдвайзеров считают, что каждый студент должен сам, исходя из своих предпочтений, профессиональных интересов, выбирать специализацию и знать о ней еще до зачисления в вуз. Только 7% эдвайзеров проводят презентации предлагаемых курсов, большинство же опрошенных этой работой не занимаются, считая, что на каждой кафедре имеются каталоги элективных дисциплин, которые ежегодно обновляются и с ними может оз-
Библиографический список:
накомиться каждый желающий. Что касается разъяснения правил организации учебного процесса по КСО, то 87% опрошенных эдвайзеров подчеркнули, что этим, по их мнению, должен заниматься офис-регистратор и, если возникает желание, можно детально изучить документ, размещенный на образовательном портале.
Введение индивидуального образовательного маршрута позволило оценить уровень готовности преподавателей к работе в качестве эдвайзеров по 4-х балльной шкале, при этом только 11% оценили его достаточно высоко на 5 баллов; 34% опрошенных - на 4 балла, почти половина (45%) - на 3 балла; и 10% - на 2 балла. В качестве тем для спецкурса по повышению их профессиональной квалификации по данной проблеме эдвайзеры предложили: эдвайзерство как профессиональная деятельность; сущность, структура и методика проектирования ИОМ; диагностика личностных и профессиональных качеств студентов; методы и формы работы со студентами в условиях КСО и другие.
Опрос студентов, связанный с разработкой ИОМ, показал, что информированность о службах и отделах университета, занимающихся поддержкой академического прогресса студентов, составил 23% первокурсников; в качестве таких служб были названы деканат, где находится офис-регистратор; представители учебного и научного отдела. С базовым учебным планом знакомы только 3%, а с каталогом элективных дисциплин - 2% опрошенных, причем все студенты ответили, что инициатива ознакомления исходила непосредственно от них самих. Осведомлены о возможностях академической мобильности, двухдиплом-ного образования, стажировках только 34% обучающихся. 97% студентов ответили, что консультации по выбору модулей и их комбинированию не проводятся. Как показали ответы студентов, они не видят прямой связи между будущей карьерой специалиста и выбором ИОМ.
Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов в современных условиях требует ориентации высшего образования на закономерности процессов личностного и индивидуального развития, профессиональную направленность отдельной личности, а также подбор соответствующих технологий, позволяющих спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого студента в единстве его структурных компонентов.
1. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М., 2005.
2. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.
3. Завалко, Н.А. Индивидуализация образовательного процесса. - Усть-Каменогорск, 2012.
4. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001.
Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. - M., 2005.
2. Chernilevskiyj, D.V. Didakticheskie tekhnologii v vihssheyj shkole. - M., 2002.
3. Zavalko, N.A. Individualizaciya obrazovateljnogo processa. - Ustj-Kamenogorsk, 2012.
4. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 37
Badeha A.C. THE FORMATION OF GENDER CULTURE RELATIONS AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS IN TERMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article describes the process of formation of the gender culture of relations between high school students in terms of extracurricular activities of a modern secondary school. The author explains the usefulness of the model process and means of formation of the gender culture in relations between pupils, which are theoretical and methodological guidance in the organization of extracurricular educational activities in high school educational institutions for discipline teachers and supervising teachers of educational institutions. The model consisted of three consecutive stages: awareness, values, reflective, which were implemented in schools in Volgograd. The change of the expression of the gender culture with different levels of its maturity is seen at stages (from lower to higher): conformity stage (the basic knowledge of phsychological, physiological and sociocultural particular features in gender); social stage (value-based attitude of pupils to each other, the expression of tolerance, care, friendship); individual stage (the ability to overcome cultural gender-based stereotypes in your relations).
Key words: gender culture and relationship between high school students, process of formation, extracurricular activities, secondary school.
А.В. Бадеха, аспирант, ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]