Научная статья на тему 'Сущностная характеристика специфики педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России как детерминанта формирования профессионально-нравственной позиции курсанта'

Сущностная характеристика специфики педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России как детерминанта формирования профессионально-нравственной позиции курсанта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА МВД / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СУБОРДИНАЦИЯ / СОЦИОСТРУКТУРНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / HISTORICAL CONTINUITY / MANAGEMENT AND ORGANIZATIONAL SUBORDINATION / SOCIOSTRUCTURAL TRAINING IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич, Таран Александр Николаевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом учебно-воспитательного процесса вуза МВД России, в структуре которого выделяются событийная, предметно-пространственная, поведенческая и информационно-культурная микросреды с набором своих специфических особенностей и нюансов, позволяющих обеспечить формирование профессионально-нравственной позиции курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE SPECIFIC PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF THE CADET

The article deals with the issues related to the analysis of the educational process of the University of the Ministry of internal Affairs of Russia, the structure of which highlights the event, subject-spatial, behavioral and information-cultural microenvironment with a set of its specific features and nuances that allow to ensure the formation of professional and moral position of the cadet.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика специфики педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России как детерминанта формирования профессионально-нравственной позиции курсанта»

Педагогика

УДК: 378.14

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры огневой подготовки, подполковник полиции Таран Александр Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА МВД РОССИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом учебно-воспитательного процесса вуза МВД России, в структуре которого выделяются событийная, предметно-пространственная, поведенческая и информационно-культурная микросреды с набором своих специфических особенностей и нюансов, позволяющих обеспечить формирование профессионально-нравственной позиции курсанта.

Ключевые слова: образовательная среда вуза МВД, историческая преемственность, управленческая и организационная субординация, социоструктурность профессиональной подготовки в вузах МВД.

Annotation. The article deals with the issues related to the analysis of the educational process of the University of the Ministry of internal Affairs of Russia, the structure of which highlights the event, subject-spatial, behavioral and information-cultural microenvironment with a set of its specific features and nuances that allow to ensure the formation of professional and moral position of the cadet.

Keywords: educational environment of the University of the Ministry of internal Affairs, historical continuity, management and organizational subordination, sociostructural training in universities of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. В настоящее время актуализирована концепция об ориентации вузов МВД России на освоение обучающимися не только собственно профессии в сфере правоохранительной деятельности, но и получение ими специальной подготовки, которая совершенно необходима для успешного решения сотрудником ОВД профессиональных задач. В ходе всестороннего анализа ряда нормативно-правовых документов МВД России, а также научных исследований таких авторов, как: В.С. Остапенко, К.В. Бугаев, Н.В. Ерошенков, Е.И. Мещерякова и др. удалось дифференцировать ряд специфических особенностей, которыми пронизана не только организация, но и структура учебно-воспитательного процесса вуза МВД России, которые отличают его от образовательных организаций других типов.

В данной статье предполагается провести структурный анализ особенностей процесса обучения в вузах МВД России, которые проявляются с момента зачисления курсантов на учебу, так как они уже является сотрудниками ОВД и им присваиваются специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, при этом период обучения входит в выслугу лет службы в ОВД. Загруженность курсанта с учетом служебной деятельности (нарядов, построений курсантов, хозяйственных работ, и т.д.) носит продолжительных характер. С момента прибытия в вуз на занятия и до отбытия домой или в общежитие после их завершения, курсант находится под надзором наставников 24 часа в сутки, что обусловливает возрастание интенсивности педагогического процесса.

Очевидно, что организация учебного и вне учебного времени служат предиктором для интенсивности педагогического процесса. Жесткая регламентация жизнедеятельности курсантов обусловлена регламентом самостоятельной работы, широким инвариантным спектром мероприятий воспитательного характера, большим количеством разнообразных факультативов, научных кружков и этом нужно учитывать тот факт, что специфика ведомственного вуза состоит в закрытости среды для внешнего воздействия, что обусловливает некоторую отделённость курсантского коллектива от внешнего воздействия (близких, средств массовой информации, друзей и проч.

Изложение основного материала статьи. В учебно-воспитательном процессе вуза МВД России можно выделить такие детерминанты образовательной среды, как: событийная, предметно-пространственная, поведенческая и информационно-культурная. Если анализировать сущностную характеристику, например, поведенческой среды, то очевидны наличие в ней атмосферы, в которой присутствуют не только высокие требования, но и конструктивная критика, происходит активный диалог между взаимодействующими субъектами, но в ходе этого диалога присутствуют взаимопомощь и поддержка; эмоциональная вовлеченность в интерактивный процесс каждого члена группы.

Если характеризовать событийную среду, то в ее алгоритме традиционно можно выделить возможности для обучающихся быть непосредственными участниками событий или состоять в творческом коллективе авторов. Это могут быть мероприятия социально-воспитательной направленности, а также праздничные, спортивные соревнования, различные конкурсы художественной самодеятельности, волонтерские или творческие флэш-мобы и проч.

Информационно-культурная эксплицирована с предметно-пространственной, и это тесное взаимодействие проиллюстрировано широким применением в учебно-воспитательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий; также сюда можно отнести процесс оформления учебных аудиторий, стендов, фотографиями из жизни курсантов и слушателей, иллюстрирующих комфорт в местах для отдыха и общения. В работах таких ученых, как: И.М. Лебеденко, Н.В. Ерошенков встречается трактовка образовательной среды учреждения МВД России, как «совокупности микросред», как интегрированный симбиоз «...обучающей, воспитывающей, развивающей, социокультурной (внеслужебной), исследовательской, информационной и практико-ориентированной (служебной)» микросред [2].

Сама структура учебно-воспитательного процесса вуза МВД России, его сущностная характеристика создают определенные ресурсы для того, чтобы у курсанта была постоянная возможность для расширения сферы его жизнедеятельности , чтобы он мог ощутить непрерывное возрастание разнообразных связей с

окружающим миром как будущего специалиста, что. В свою очередь, позволит раскрыть значимость изучаемых объектов. Все вышеперечисленное служит лейтмотивом для того. Чтобы курсант не только мог постичь принципы собственных действий, но и мог руководствоваться ими в новых жизненных и профессиональных ситуациях, что позволит не только выявить особенности и индивидуальность курсанта в реальных условиях, но и раскрывает сущность воспитательного воздействия на курсанта как процесса, носящего многовекторный и опосредованный характер.

Как известно, реалии образовательной среды вуза МВД делают деятельность командного, профессорско-преподавательского, курсантского состава вуза МВД России полифункциональной и многоаспектной, так как им приходится не только участвовать в образовательном процессе, но и быль ключевыми фигурами в мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности граждан, то есть охранять общественный порядок и выполнять широкий спектр обязанностей, возлагаемых на полицию.

Формирование у обучающихся за весь период обучения таких качеств, которые позволят обеспечить не только длительные сроки службы в системе МВД России, но и поспособствуют сохранению качественного профессионального ядра правоохранительных органов России - это, на сегодняшний день, целевая направленность профессионального воспитания в вузе МВД России. Среди них приоритетное место по праву должны занимать устойчивые морально-нравственные, педагогические и психологические качества гармонично развивающейся, и что, самое главное,-нравственной личности.

В работах В.С. Олейникова, чья точка зрения нам достаточно близка, встречается трактовка составных элементов профессионального становления и воспитания сотрудников ОВД как широкого спектра воспитательных целей. Среди них можно назвать процессы воспитания граждан правового и демократического государства; воспитания конкретных сотрудников ОВД как составной части их профессиональной подготовки к различным видам деятельности; воспитания, и, самое главное, сплочение коллективов сотрудников ОВД. При этом регламентируется реализация этих воспитательных целей требованиями Конституции РФ, Указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Законами РФ, Уставами, Приказами (директивами) МВД, Квалификационными характеристиками специалиста (по направлениям подготовки), Концепциями воспитательной работы с кадрами, Планами воспитательной работы в подразделениях и т.д.

Интересная, на наш взгляд, точка зрения на специфику воспитательного процесса в образовательной среде вуза МВД встречается в исследовании И.М. Лебеденко. Автор считает, что применение «отдельных принципов воспитания в профессиональной подготовке» является весьма сложным и неоднозначным, и сложность эта заключается в их сущностной полярности. Так реализуется, например, принцип гуманизма, а он, однозначно, отличается полярностью: с одной стороны. - это неукоснительное выполнение приказов начальства, а с другой, - свобода личности; имеет место диада «служебная дисциплина - забота о подчинённом», или же, высокая требовательность, единоначалие и сотворчество» [3]. В данной связи становится очевидным, что особую значимость в этих условиях приобретает деятельность педагога-наставника, хотя субъектами воспитания в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России являются все сотрудники.

Если рассматривать и всесторонне изучать общие характеристики учебно-воспитательного процесса вуза МВД России в контексте исторического экскурса, то можно выделить существенную закономерность, преемственность данного процесса опирается на преобладание управленческой и организационной субординации, что, в свою очередь, предполагает жесткую регламентацию профессиональной подготовки, всех видов деятельности и отношений курсанта с иными субъектами вуза МВД России. При этом приоритетными сквозь исторические вехи остаются маркеры , позволяющие сформировать социокультурные ценности, нормы взаимодействий, отношений между субъектами социально-профессиональной группы. Которые интегрированы в учебно-воспитательный процесс вуза. Упоминание об этом мы встречаем в работах В.Н. Черниговского, который называет этот процесс «социоструктурным».

Когда мы говорим о нормативно-правовой детерминированности учебно-воспитательного процесса, т.е. о том, что она включает в себя регламентацию законами, приказами, распоряжениями, инструкциями, директивами закрепляет основные права, свободы, обязанности и ответственность сотрудников ОВД, то понимаем, что это не что иное, как особенности проявлений и специфических характеристик учебно-воспитательного процесса ведомственного вуза.

Нельзя в этой связи не сказать о таких феноменах, как традиционность и ритуальность. Это связано с наличием большого количества разнообразных профессиональных традиций, связанных с деятельностью сотрудников ОВД, что часто используется в качестве позитивных факторов влияния на профессионально-нравственную позицию курсанта. Все вышеперечисленное распространяется и на ритуальность, которая, в свою очередь, отражает социально-воспитательный потенциал традиций и богатого наследия правоохранительной деятельности.

В чем же состоят роли педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России? В обучении, воспитании. Развитии и интерактивном взаимодействии.

В ходе реализации обучающей роли учебно-воспитательного процесса происходит усиление так называемых деонтологических функций, т.е. учебно-воспитательный процесс вуза оказывает положительное влияние, расширяет и углубляет круг знаний курсанта о мире, о других, о себе, а это. Безусловно, создает все необходимые условия для его интенсивного интеллектуального развития. Именно такое развитие позволит обучающемуся овладеть целым комплексом знаний, умений и навыков, причем не только социальных, технических, но и профессиональных, а также поможет сформировать у курсантов вуза МВД такие личностно-деятельностные качества, которые необходимы им для выполнения правоохранительной деятельности в любой оперативно-служебной обстановке.

Повысить образовательный уровень, приобрести профессиональные умения и навыки возможно именно при реализации обучающей роли потенциал учебно-воспитательного процесса. Фоновой составляющей успеха данного процесса конечно должно служить информационное окружение курсанта в вузе, именно в нем должны быть сосредоточены фонды и ресурсы общей и специальной библиотек, широкий арсенал научно-методического обеспечения образовательного процесса. У обучающихся должна быть возможность систематически повышать свой исследовательский и творческий потенциал, в полном объеме используя при этом возможности отделов организации научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности, должна быть мотивация высокого уровня для участия в действующих творческих научных

коллективах, с полноценным доступом к ресурсам глобальной сети Интернет, к различным мультимедийным источникам, телевидению и т.д.

Также обучающая роль позволит развить у целевой аудитории не только творческие способности, но и стремление к самосовершенствованию, научит не пренебрегать интересными и важными данными исторического опыта предшествующих поколений, закреплённого в нормах, профессиональной морали, традициях и ритуалах.

Что касается воспитательной роли, то с ее помощью можно активизировать ценностно-смысловые цели и задачи: формирование мировоззрения, развитие нравственных качеств, закрепление положительных мотивов социально полезной деятельности, воспитание уважения к правам, законным интересам, чести и достоинству других граждан.

Если нам необходимо обеспечить курсанту накопление количественно-качественных изменений, создать все необходимые условия для функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, правоохранительной деятельности и личностных качеств, то тогда нужно актуализировать развивающую роль учебно-воспитательного процесса в образовательной среде вуза МВД, благодаря которой потенциал учебно-воспитательного процесса ведомственного вуза характеризует результативную сторону внешнего проявления профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России как высококвалифицированного специалиста в данной системе отношений.

Роль интерактивного взаимодействия инициирует коммуникативную функцию: пребывание курсанта вуза в течение большей части суток на замкнутой территории с четким распорядком и невозможность обсуждения эмоционально острых моментов в процессе службы с близкими людьми, в силу их удаленности от обучаемых, с одной стороны, ограничивает влияние факторов внешней среды, с другой - усиливает влияние факторов внутренней среды. Общеизвестный факт, что стрессоров в профессиональной деятельности сотрудника ОВД настолько значительное количество, что комплекс задач, связанных с интерактивным взаимодействием должен также способствовать формированию у курсантов вуза МВД навыков противостояния стрессу.

Выводы. Таким образом, совокупное профессионально-нравственное влияние ролей педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России в формировании профессионально нравственной позиции курсанта актуализирует интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие, профессиональные, морально-нравственные качества курсанта, способствует его эффективному профессионально-нравственному становлению и интеграции в профессиональное сообщество.

Литература:

1. Анциферов В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: учеб.- метод. пособ. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012.

2. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 11(19).URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/20l2/11/eroshenkov.pdf (дата обращения: 17.02.2019).

3. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: автореф дис. ... кан. пед. наук. Москва, 2011.

4. Митрахович, В.А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. № 9(33). С. 16-20.

5. Черниговский В.Н. Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 6(91). С. 99-103.

6. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.

7. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

8. Подпорин И.В. Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 88-91.

9. Таран Александр Николаевич, Напалков Юрий Андреевич Стресс и его влияние на организм сотрудника полиции в процессе обучения стрельбе из пистолета // Вестник КРУ МВД России. 2017. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.02.2019).

Педагогика

УДК 373.5.

кандидат педагогических наук, доцент Позднякова Ирина Робертовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье актуализируется проблема патриотизма в подростковой среде. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на диагностику уровней сформированности гражданско-патриотических и нравственных ценностей школьников. Автором предложен алгоритм проектирования пространства, имеющего целью духовно-нравственное воспитание подростков.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, ценности, воспитательное пространство, проектирование.

Annotation. This article addresses the issue of patriotism in the adolescent environment. The results of an experimental study aimed at diagnosing the levels of formation of civil-patriotic and moral values of schoolchildren are presented. The author proposes an algorithm for designing a space with the goal of the spiritual and moral education of adolescents.

Keywords: spiritual and moral education, patriotism, values, educational space, design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.