2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА МВД РОССИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY PROFESSIONAL AND MORAL TRAINING OF CADETS
УДК 378.6
н.В. ерошенков н.в. ерошенков
(Белгородский юридический институт МВД России) (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
e-mail: [email protected] Affairs of Russia)
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье представлен теоретический анализ феномена «образовательная среда вуза МВД России», позволяющий описать различные подходы к пониманию его сущности, содержания и структуры. Автором обосновывается наличие в вузе МВД России: обучающей, воспитывающей, развивающей, социокультурной (внеслужебной), исследовательской, информационной и практико-ориентированной (служебной) микросред, акцентируется внимание на их профессионально-нравственном потенциале.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, образовательная среда вуза МВД России, профессионально-нравственный потенциал, профессионально-нравственная подготовка, курсант.
Abstract: the paper presents a theoretical analysis of the phenomenon of “learning environment of high school Russian Ministry of Internal Affairs”, which allows to describe the various approaches to understanding its nature, content and structure. The author establishes the existence of the Russian Interior Ministry in the university: teaching, educating, developing, sociocultural (off-duty), research, information and application (service) microenvironments, focuses on their professional and moral potential.
Keywords: Wednesday , educational environment , educational environment of high school Russian Interior Ministry, professional and moral potential, professional and moral training, cadet.
Современный этап развития гуманитарной науки ориентирует психолого-педагогические исследования на целостность и системность в оценке факторов личностного, профессионального и нравственного роста будущего специалиста и обусловливает необходимость обращения к средовым феноменам. Очевидно, что реализация профессионально-нравственной подготовки курсантов, формирование их профессиональной нравственности происходят не только под влиянием целенаправленного образовательного процесса, но и обусловлены спецификой образовательной среды, созданной в вузе МВД России.
Обсуждение и изучение различных проблем образования в последние десятилетия не обходится без обращения в широких кругах к понятию «образовательная среда». Данное понятие носит сложный, многоаспектный характер и рассматривается в науке в различных контекстах: гуманизации среды (Е.Н. Шиянов); взаимодействия разных типов сред (А.И. Артюхина, Н.А. Вьюнова, Г.А. Ковалев, Я. Корчак, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин); конструирования сред с различной направленностью: поликультурной (О.В. Гукаленко, И.П. Ильинская), профессиональной (Т.В. Черникова), комфортной, адаптивной, диалогической (С.В. Белова),
42
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
развивающей одаренность (Н.О. Гафурова, А.И. Еремкин).
Методология средового подхода представлена в трудах Ю.С. Мануйлова, Е.И. Мещеряковой, В.В. Серикова, многочисленные исследования А.Г. Асмолова, Г.А. Берулавы, Л.М. Митиной посвящены проблемам развития личности в образовательной среде вуза. Различными концепциями модернизации российского образования рассматриваются общенормативно-аксиоматические, мыследеятельностные (Ю.В. Громыко, В.И. Сло-бодчиков и др.), личностно-деятельностные (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, А.А. Леонтьев и др.) аспекты образовательной среды. Идеи образовательной среды и её развития обстоятельно разрабатываются как в отечественной педагогике и психологии (Е.П. Белозерцев, Г.А. Ковалев, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.), так и в исследованиях зарубежных педагогов и психологов (А. Бандура, К. Роджерс, Б.Ф. Скиннер и др.) [1].
В современных психолого-педагогических исследованиях под образовательной средой в широком смысле понимаются «условия, в которых осуществляется обучение и воспитание». Рассмотрим основные позиции, модели и подходы к раскрытию сущности понятия «образовательная среда».
Эколого-психологический подход (Е.А. Климов, В.А. Ясвин и др.) к пониманию образовательной среды рассматривает ее как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». С биологической точки зрения среда в зависимости от имеющихся в ней условий поддерживает или угнетает жизнедеятельность организма. С социально-педагогических позиций среда может быть более или менее благоприятной, активизирующей или снижающей эффективность деятельности личности. Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды (В.В. Рубцов, И.В. Ермакова) понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), создающая особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Антрополого-психологическую модель образовательной среды предложил В.И. Слободчиков, который считает, что среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и
ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения [2].
Развивающий эффект образовательной среды подчеркивают В.И. Панов, С.Д. Дерябо, которые в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред используют алгоритм «существенных показателей» В.В. Давыдова. В исследованиях С.Д. Дерябо образовательная среда представлена «совокупностью позитивных и негативных возможностей, влияющих на обучение, воспитание и развитие личности» [3].
Созидательный потенциал среды многие исследователи понимают как педагогическую ценность-средство. По мнению В.И. Слободчикова, «два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [2].
На нравственный потенциал среды в своих исследованиях указывает М.В. Ухтинская, отмечая, что именно среда образовательного учреждения должна прививать нравственность обучающимся. Это объясняется тем, что в ней учебно-воспитательная деятельность является основной; среда образовательного учреждения легче поддается регулированию; специфика образовательного учреждения как педагогической среды предопределяет более компетентный воспитательно-образовательный процесс [4, с. 286].
Образовательную среду вуза характеризует широкий спектр модальности, представляющей многообразие различных видов сред. Образовательная среда вуза в современных условиях ориентируется в педагогическом взаимодействии на диалогичность, гибкость, адаптивность учебно-воспитательного процесса, гуманность отношений в нем; творческий характер образовательной деятельности; толерантность, рефлексивность и инновационность образовательной среды.
Признаки позитивного влияния образовательной среды вуза на личность будущего специалиста рассматриваются А.И. Артюхиной, которые конкретизируются в лице студента: 1) принятием функциональных, предметно-рекреационных и эстетических характеристик вуза как субъективно значимого пространства, переживанием
43
2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
им принадлежности к вузу как к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) открытием возможностей для самореализации в различных сферах вуза, в сфере межличностного общения (эпизодического партнерства, ценностно-ориентационного события, дружбы, любви и т.д.); 3) определением устойчивой сферы взаимодействия (в лабораториях, секциях, клубах, «командах»), обеспечивающей открытое, творческое, неформальное общение и саморазвитие; 4) отношением к среде вуза как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта [5]. Выделение подобных признаков дает основания интерпретировать образовательную среду вуза как «пространство и материал», направленный на развитие личности будущего специалиста.
На основании вышеизложенного охарактеризуем образовательную среду вуза МВД России. Ее полноценная характеристика невозможна без определения ее типов и структурных компонентов.
Анализ исследований Н.М. Борытко,
A. А. Веряева, Г.А. Ковалева, В.А. Козырева, И.М. Лебеденко, Е.И. Мещеряковой,
B. И. Слободчикова, И.К. Шалаева, Н.Е. Щур-ковой, В.А. Ясвина и других ученых позволили установить, что образовательная среда вуза МВД России является многокомпонентным образованием, представленным совокупностью: предметно-пространственных характеристик; людей - преподавателей, сотрудников, курсантов, слушателей и др.; их ценностными ориентациями, характером отношений друг к другу и к тому, что они делают; значимыми событиями, содержанием деятельности; профессионально-нравственным полем, где осуществляется педагогическое взаимодействие.
При этом следует учитывать, что специфика влияния образовательной среды вуза МВД России на профессионально-нравственную подготовку курсантов заключается в том, что: 1) образовательная среда вуза обеспечивает возможность осуществления профессионально-нравственной подготовки без назиданий, так как излишние нравоучения чаще всего не способствуют ей, а скорее вызывают обратную реакцию; 2) совокупность нравственных норм и ценностей предлагается различными социальными институтами, такими как семья, образовательные учреждения, религия, государство. Нравственные императивы и ценности могут передаваться и неинституциализирован-ным (диффузным) способом через куль-
туру, образование, воспитание, систему нравственных практик, с которыми субъект сталкивается в своей жизни. Именно перед образовательной средой вуза поставлены своего рода компенсаторные по отношению к другим социальным институтам задачи формирования профессиональной нравственности; 3) не существует специальной профессионально-нравственной деятельности, а нравственный аспект заключается в отношении к любой профессионально ориентированной деятельности.
На основе обобщения различных подходов Е.И. Мещерякова [6] определяет образовательную среду ведомственного вуза сложным по структуре целостным образованием, представленным внешней и внутренней составляющими. По ее мнению, внешняя образовательная среда включает ментальные, политические, социально-экономические и другие компоненты, объективное влияние которых необходимо учитывать. К факторам, характеризующим внешнюю среду, относятся общие, влияющие на все образовательные учреждения на уровне всего государства (например, демографические процессы, переход к новым образовательным стандартам, изменение финансирования образования и др.) и специфические для вузов МВД России (например, отношение граждан к сотрудникам ОВД, повышение роли ведомственных вузов в подготовке курсантов, рост оклада денежного содержания полицейских и др.).
Внутреннюю образовательную среду вуза МВД России представляет его предметнопространственное окружение, где происходит педагогическое взаимодействие его субъектов, внешний и внутренний дизайн помещений (включая аудитории, библиотеки, спортивные и актовые залы, компьютерные классы, полигоны, тиры, столовые, помещения для проведения самоподготовки, отдыха и др.); сложившиеся традиции, символика и атрибуты, сопровождающие учебно-воспитательный процесс и учитывающие особенности подготовки специалистов для ОВД и др. Помимо этого составляющей внутренней образовательной среды ведомственного вуза является и ее содержательно-методический компонент, то есть концепции и программы обучения, воспитания, личностного развития курсантов, ориентированные на учет практической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе МВД России, профессионально-педагогических характеристик преподавателей и др.
Характеризуя образовательную среду вуза
44
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
МВД России, мы рассматриваем только ее внутреннюю составляющую как совокупность тех её микросред, в результате взаимодействия с которыми происходит профессионально-нравственная подготовка курсантов. К таким микросредам внутри образовательной среды вуза МВД России, по нашему мнению, относятся: обучающая, воспитывающая, развивающая, социокультурная (внеслужебная), исследовательская, информационная и практико-ориентированная (служебная). Дадим их краткую характеристику.
Зачастую с понятием «образовательная среда» коррелирует понятие «обучающей (учебной) микросреды» (или «среды обучения»). Обучающая микросреда конкретизирует образовательную среду, в которой могут сосуществовать различные учебные среды. В отличие от организованно или стихийно возникающей образовательной среды, учебные микросреды всегда специально организуются извне. Таким образом, под обучающей микросредой вуза МВД России нами понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения.
Воспитывающую микросреду вуза МВД России характеризует определение, в соответствии с которым курсант усваивает и получает возможность практического применения разнообразного вида опыта с целью реализации индивидуальных потребностей и развития способностей. Мы разделяем позицию И.М. Лебеденко, которая понимает под воспитательной средой образовательной организации МВД России совокупность тех её компонентов, условий и факторов, в результате взаимодействия с которыми происходит профессиональное воспитание и становление личности курсанта [7]. При этом компоненты воспитательной среды вуза МВД России представлены, по ее мнению, курсантским коллективом, личностью командира, преподавателя, руководящим (начальствующим) и преподавательским составом как профессиональным коллективом воспитателей. Условия и факторы воспитательной микросреды образованы средовым окружением, в котором находится курсант с момента его обучения в вузе МВД России. Воспитательная микросреда ведомственного вуза включает в себя совместную деятельность всех её субъектов, при ведущей роли начальствующего и преподавательского состава по её развитию и организации условий, способствующих самовоспитанию
курсантов [7].
Производной образовательной среды вуза МВД России на основе внутренней активности курсанта является развивающая микросреда, понимаемая нами как микросреда развития каждого, личностное пространство самопознания и саморазвития. Характеристикой развивающей микросреды является ее векторность, отражающая индивидуальное продвижение курсантов по профессионально-нравственным маршрутам.
Социокультурная (внеслужебная) микросреда вуза МВД России понимается нами как конкретное непосредственно данное каждому индивиду социальное окружение, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Она представлена совокупностью различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности и социального поведения субъекта: его случайными контактами и взаимодействием с другими людьми; конкретным природным, вещным и предметным окружением, представленным как открытая к взаимодействию часть социума. Социокультурная микросреда предполагает наличие у курсантов свободного, внеслужебного времени, которое затрачивается на отдых, развлечения, общение, общественную работу, культурную (духовную), досуговую деятельность, самообразование (за пределами служебного времени), творчество и другие занятия восстанавливающего и развивающего характера. По мнению И.Р. Шелест, существует две модели организации свободного времени курсантов: релаксационно-рекреационная, которая характерна для курсантов младших курсов, и рекреационно-развлекательная, которая характеризует проведение свободного времени курсантами старших курсов [8]. Необходимость изучения свободного времени курсантов видится как первоначальный этап в решении проблемы разумной организации внеслужебной социокультурной деятельности курсантов с целью оптимизации процесса их профессионально-нравственной подготовки в вузе МВД России в целом.
Исследовательская микросреда рассматривается нами как внутренняя микросреда, созданная в вузе МВД России, основанная на внедрении инноваций и способствующая формированию исследовательской субъек-тности курсантов, преподавателей, научных руководителей из числа представителей кафедр, научно-исследовательских обществ и кружков при их взаимодействии в организации профессионально-нравственной под-
45
2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
готовки курсантов. Такое взаимодействие возможно при организации деятельности научно-исследовательских кружков кафедр; проведении научно-представительских мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и др.); содействии в организации и проведении конкурсных мероприятий (конкурсов на лучшую научную работу, олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, диспутов, дебатов и др.); участие в работе научных школ вуза МВД России, что способствует развитию исследовательской субъектнос-ти, как составной части профессиональнонравственной подготовки курсантов.
Важнейшим компонентом внутренней образовательной среды вуза МВД России является информационная микросреда, то есть информационное окружение курсантов, которое представлено наличием фондов и ресурсов общей и специальной библиотек, научно-методического обеспечения образовательного процесса, возможностями научно-исследовательского и редакционно-издательского отделов, действующих творческих научных коллективов (обществ и кружков), доступом к ресурсам Интернет, мультимедийным источникам, телевидению и др.
В качестве еще одного компонента образовательной среды вуза МВД России нами рассматривается практико-ориентированная (служебная) микросреда, сложившийся в ней стиль взаимоотношений, взаимодействия лиц, наделенных полномочиями отдавать приказы, и лиц, обязанных их неукоснительно исполнять. По мнению Л.Е. Солянкиной, практико-ориентированная образовательная среда характеризуется специально организованным самодвижущимся образовательным пространством, детерминирующим развитие будущего специалиста на этапе вузовской подготовки и обеспечивающим развитие у него профессионально важных компетенций и индивидуально-психологи-
ческих качеств, необходимых специалисту для достижения вершин профессионализма [9]. Практико-ориентированная микросреда вуза МВД России способствует учебно-производственной интеграции и обеспечивает профессионально-нравственную подготовку курсантов как практико-ориентированного конструкта.
Таким образом, образовательная среда вуза МВД России представляет собой синтез диалектически взаимодействующих, включенных друг в друга обучающей, развивающей, воспитывающей, социокультурной, исследовательской, информационной, практикоориентированной микросред. Их совокупный нравственный потенциал актуализирует интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие, морально-нравственные качества курсантов, способствует их эффективной интеграции в профессиональное сообщество, что позволяет рассматривать образовательную среду вуза МВД России в целом как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов. Образовательная среда ведомственного вуза способствует формированию профессиональной нравственности курсанта, закладывает основы дальнейшего преобразования ранее сформированных профессионально-нравственных качеств и ценностных установок личности.
Полнота и разносторонность вхождения курсантов в образовательную среду вуза МВД России, открытие ими возможностей самореализации в учебной, воспитательной, внеслужебной, научно-исследовательской и иных сферах жизнедеятельности вуза, а также отношение курсантов к образовательной среде вуза как к источнику профессионального и нравственного развития и совершенствования - выступают в качестве факторов позитивного влияния образовательной среды вуза МВД России на профессиональнонравственную подготовку курсантов.
Литература
1. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной
подготовке будущего полицейского // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 11(19). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/eroshenkov.pdf (дата обращения: 30.10.2012).
2. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. - М., 1997. 315 с.
3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образо-
вания. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
4. Ухтинская М.В. Влияние «среды» и «средства» на формирование духовно-нравственной
культуры учащихся подростков в средних общеобразовательных учреждениях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 284-289.
46
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
5. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический
феномен: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.
6. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на
профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №4. С. 172-175.
7. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: дис.
... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2011. 261 с.
8. Шелест И.Р. Современное состояние организации свободного времени курсантов в вузах
Министерства Обороны Российской Федерации // Армия и общество. Научно-информационный журнал. 2009. № 3. С. 77-81.
9. Солянкина Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной ком-
петентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: автореф. ... д-р. психол. наук. - Тамбов, 2011. 51 с.
References
1. Eroshenkov N.V. Educational environment of the university in the Russian Ministry of Internal Affairs professional and moral training of the future police // Current research on social issues (electronic scientific journal). Krasnoyarsk Research and Innovation Center, 2012. №11 (19). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/eroshenkov.pdf (date accessed: 30.10.2012).
2. Deryabo S.D. Diagnosis effectiveness educational sredy. - M., 1997. 315 p.
3. Slobodchikov V.I. On the concept of the educational environment in the concept of developmental
education . - M.: Ekopsitsentr ROSS , 2000. 230 p.
4. UkhtinskayaM.V Influence of the “medium “ and “means “ on the formation of moral and spiritual
culture of students teenagers in secondary institutions // Proceedings of the Russian State Pedagogical University A.I. Herzen. 2012. № 151. P. 284-289.
5. Artyukhina A.I. Educational environment of higher education as a pedagogical phenomenon:
monograph . - Volgograd: Univ VSMU, 2006 . 237 p.
6. Meshcheriakova E.I. Features of the influence of the educational environment at the university
departmental professional personal formation of cadets // Herald of the Voronezh Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 4. P. 172-175.
7. Lebedenco I.M. Educational environment of the educational institution the Russian Interior Ministry: dis . ... kand. ped. Sciences: 13.00.08. - Moscow, 2011. - 261 p.
8. Shelest I.R. Modern state of the organization of free time students in universities of the Ministry
of Defense of the Russian Federation // Scientific Information Journal Army and Society. 2009. № 3. P. 77-81.
9. Solyankina L.E. Psychological - akmeologicheskaja concept development of professional competence in professional practice-oriented educational environment: Author. Doctor. crazy. Sciences. - Tambov, 2011.51p.
(Статья сдана в редакцию 26.02.2014)
47