Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONAL QUALITIES / MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Пивоваров Данила Владимирович, Осипов Олег Олегович

Личностные качества сотрудника органов внутренних дел должны способствовать выполнению служебных обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. Одним из способов формирования требуемых качеств является профессиональное воспитание, выступающее как педагогический процесс, помогающий сотруднику стать личностью, стремящейся к саморазвитию и самоактуализации. Цель статьи - выявить личностные качества, которыми, по мнению курсантов, должны обладать сотрудники полиции, и наличие этих качеств у самих обучающихся. Исследование проводится на основе анализа научной литературы, посвящённой проблематике профессионального воспитания, а также на основе опроса и интервьюирования курсантов образовательных организаций системы МВД России. В результате проведённого анкетирования выявлены качества, которыми, по мнению курсантов, сотрудник органов внутренних дел должен обладать, а также качества, которыми, по их же мнению, наделены действующие сотрудники. На основе проведённого исследования авторы приходят к выводу о том, что курсанты не уделяют должного внимания таким качествам, как гуманность, профессионализм, патриотизм, честь, аккуратность. Действующие сотрудники не отличаются соблюдением законности, образованностью, воспитанностью. Предлагаются способы развития этих качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Пивоваров Данила Владимирович, Осипов Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING MORAL QUALITIES OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS PART OF PROFESSIONAL EDUCATION

Personal qualities of a police officer should contribute to his official duties assigned by current legislation. Professional education is one of methods shaping required qualities. It is the pedagogical process helping an employee to become a person aspiring to self-development and self-actualization. The purpose of the article is to specify personal qualities the police officers should possess (according to cadets point of view) and if cadets have these qualities. The authors conduct this research on the basis of the scientific literature analysis devoted to professional education problematics and basing on questioning and interviewing of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system of Russia. The authors found out the qualities a police officer should possess, and also the qualities the current staff members have possessed according to cadets' opinion. On the basis of the conducted research the authors come to a conclusion that cadets do not give necessary attention to such qualities as humanity, professionalism, patriotism, honour, accuracy. Current police officers do not possess the necessary level of observance of legality and erudition. The authors offer some methods shaping these qualities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Part 2. Pedagogical Science УДК 37.013 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.15

В. М. Жуков1, Д. В. Пивоваров1, О. О. Осипов1

''Омская академия МВД России, г. Омск, Российская Федерация

Формирование морально-нравственных качеств курсантов образовательных организаций МВД России как часть профессионального воспитания

Аннотация. Личностные качества сотрудника органов внутренних дел должны способствовать выполнению служебных обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. Одним из способов формирования требуемых качеств является профессиональное воспитание, выступающее как педагогический процесс, помогающий сотруднику стать личностью, стремящейся к саморазвитию и самоактуализации. Цель статьи - выявить личностные качества, которыми, по мнению курсантов, должны обладать сотрудники полиции, и наличие этих качеств у самих обучающихся. Исследование проводится на основе анализа научной литературы, посвящённой проблематике профессионального воспитания, а также на основе опроса и интервьюирования курсантов образовательных организаций системы МВД России. В результате проведённого анкетирования выявлены качества, которыми, по мнению курсантов, сотрудник органов внутренних дел должен обладать, а также качества, которыми, по их же мнению, наделены действующие сотрудники. На основе проведённого исследования авторы приходят к выводу о том, что курсанты не уделяют должного внимания таким качествам, как гуманность, профессионализм, патриотизм, честь, аккуратность. Действующие сотрудники не отличаются соблюдением законности, образованностью, воспитанностью. Предлагаются способы развития этих качеств.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, подготовка кадров, образовательные организации, профессиональное воспитание, личностные качества, морально-нравственные качества. Дата поступления статьи: 17 октября 2019 г.

Для цитирования: Жуков В. М., Пивоваров Д. В., Осипов О. О. (2020). Формирование морально-нравственных качеств курсантов образовательных организаций МВД России как часть профессионального воспитания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 89-94. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.15

Проблема и цель. Существенные изменения, обусловленные реформированием системы МВД России в рамках совершенствования организационных, технических, технологических процессов, внедрения инноваций в сферу образования, постоянно возрастающей сложности различных направлений профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), актуализирует социальный заказ на грамотных, высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями и высоким уровнем образования, общей и профессиональной культуры, нравственными, морально-этическими и волевыми качествами. А это, в свою очередь, предполагает наличие возрастающих требований к профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России со стороны государства.

В указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. №№ 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» отмечена насущная необходимость повышения качества обучения и подготовки сотрудников ОВД, т. к. именно оно во многом определяет настоящее и будущее российского гражданского общества в рамках обеспечения законности, безопасности, правопорядка, конституционных прав и свобод граждан [1].

Ведущая роль в повышении уровня профессионализма сотрудников полиции отводится образовательным организациям системы МВД России [2, 3], в которых процесс обучения и сама

среда направлены на подготовку высококвалифицированных, компетентных кадров. Исходя из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что система образования соотносится:

- с пониманием общественного и личного значения образования, что обусловливает личную мотивацию обучающихся; это подтверждается проведёнными ранее исследованиями мотивации поступающих на обучение, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие профессиональной идентичности и в конечном итоге отразится на уровне их профессиональной подготовки [4];

- с утверждением комплексного результата образования «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека»;

- с признанием тесной взаимосвязи (триединства) обучения, воспитания и развития личности, в рамках которой получаемые знания, умения и навыки соотносятся с целенаправленно развиваемыми ценностными установками, компетенциями и личностными качествами обучающихся.

Анализируя профессиональную подготовку курсантов, следует обратить внимание на такую категорию, как компетентность. На это нацеливает и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) высшего образования, в котором оговорены актуальные в рамках исследуемой проблемы компетенции выпускника вуза, связанные с его наце-

Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

ленностью на выполнение профессиональных задач применительно к нормам морали и профессиональной этики, толерантного восприятия социальных, культурных, конфессиональных и иных различий; способностью осуществлять эмоционально-психологическое саморегулирование, знать и защищать права граждан Российской Федерации и т. п. [5].

Вместе с тем необходимо признать и учесть изменение экономических и социокультурных условий осуществления образовательной деятельности в современных вузах МВД России. В контексте проводимого исследования важно подчеркнуть, что происходящие изменения затрагивают вопросы гражданской и духовно-нравственной составляющих воспитания личности курсанта. Следует отметить, что общие тенденции принижения духовно-нравственных идеалов прошлого в российском обществе, появление новых кумиров, утрата в сознании молодых людей отдельных духовных ценностей, разрыв между поколениями по мироощущению, жизненным установкам и ценностям, по представлениям о смысле жизни и нормам поведения в обществе сказываются на моральном облике и поведении курсантов вузов МВД России.

Методы. Исследование проходило на базе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Омской академии МВД России, Омской академии МВД России, Барнаульского юридического института МВД России и Восточно-Сибирского института МВД России. Выборку составили обучающиеся первого курса. Всего в исследовании приняли участие 158 курсантов. Возраст респондентов - 18-20 лет.

Результаты. В 2018 г. проведён опрос по составленной авторами анкете (п= 158 курсантов) по вопросам выявления личностных качеств, которые должны быть присущи полицейскому. Анкета носила открытый характер. Респонденты имели право дать несколько ответов на каждый из поставленных вопросов, поэтому сумма ответов в процентном отношении не равняется 100 %. В результате получены следующие ответы (табл. 1):

Таблица 1 - Распределение ответов курсантов на вопрос о качествах, которые должны быть присущи сотруднику ОВД

№ п/п Указанные качества Количество и % ответов

1 стрессоустоичивость 43 (27,2 %)

2 честность 41 (25,9 %)

3 дисциплинированность 40 (25,3 %)

4 храбрость, смелость, отвага, мужество 39 (24,7 %)

5 не знаю, не задумывался над этим 33 (20,9 %)

6 трудолюбие 19 (12 %)

7 ответственность; опрятность 18 (11,4 %)

8 образованность 16 (10,1 %)

9 хорошая физ подготовка 13 (8,2 %)

10 решительность 12 (7,6 %)

11 справедливость 11 (7 %)

12 гуманность; профессионализм 9 (5,7 %)

13 внимательность 8 (5 %)

14 патриотизм 5 (3,1 %)

15 чувство долга; воспитанность 4 (2,5 %)

16 честь 3 (1,9 %)

17 коммуникабельность; аккуратность 2 (1,2 %)

18 пунктуальность; мудрость 1 (0,6 %)

На первое место респонденты поставили стрессоустойчи-вость. С этим сложно не согласиться, т. к. в современных условиях служба в ОВД требует от сотрудника значительных затрат психических, моральных и физических сил. Служба сопряжена с риском, давлением со стороны средств массовой информации, формирующих общественное мнение, и т. д. - всё это является стрессогенными факторами. Кроме того, у 43,5 % опрошенных родственники являются действующими сотрудниками ОВД, что, несомненно, сказывается на их мнении. Также в качестве важных качеств были выделены честность, дисциплинированность, храбрость, смелость, отвага и мужество. При этом курсанты не уделяют должного внимания гуманности, профессионализму, патриотизму, чести, аккуратности, хотя эти качества не менее важны для сотрудника полиции [6, 7, 8].

В следующем анкетировании был задан вопрос о том, какие качества, по мнению респондентов, в настоящее время присущи сотрудникам ОВД (табл. 2).

Из полученных ответов следует, что, по мнению курсантов, действующие сотрудники обладают такими качествами, как стрессоустойчивость, храбрость, смелость и дисциплинированность, но, к сожалению, не отличаются соблюдением законности, образованностью, воспитанностью (табл. 2). По-видимому, в образовательном процессе необходимо акцентировать внимание обучающихся на строгом соблюдении законодательства, т. к. деятельность сотрудников ОВД связана с применением мер государственного принуждения, которое «осуществляется в целях воспитания личности в духе уважения закона и осознания возможности применения мер принудительного характера в отношении лиц, допустивших отклонение от правового поведения и нарушивших правовое предписание» [9, с. 14]. Сотрудник ОВД должен быть примером для граждан в соблюдении законности. В противном случае он не можетиметь морального права продолжать службу и к нему должны быть применены меры в соответствии с действующим законодательством.

Заметим, что качества, которыми должен обладать сотрудник ОВД, не абстрактны, а непосредственно направлены на выполнение конкретных обязанностей, возложенных на полицию действующим законодательством. В Федеральном законе «О полиции» деятельность сотрудников ОВД рассматривается в контексте требований к их нравственной готовности к уважению прав и свобод человека, реализации принципов законности и беспристрастности. Это свидетельствует о необходимости особого внимания к такой важной составляющей образовательного процесса в вузах системы МВД России, как профессиональное воспитание.

Исследованию сущности понятия «профессиональное воспитание» на протяжении длительного времени в научном сообществе уделяется значительное внимание. Так, например, В. И. Белов и Б. С. Патралов в своих трудах соотносят профессиональное воспитание с внутриличностным процессом, включающим формирование регуляторов социально-профес-

Part 2. Pedagogical Science

№ п/п Указанные качества Количество и % ответов

1 стрессоустойчивость 49 (31 %)

2 храбрость, смелость 34 (21,5 %)

3 дисциплинированность 28 (17,7 %)

4 честность 27 (17,1 %)

5 ответственность 24 (15,1 %)

6 человечность, доброжелательность, отзывчивость 19 (12 %)

7 опрятность, уверенность, решительность 12 (7,6 %)

8 профессионализм, трудолюбие, нет ответа 10 (6,3 %)

9 коммуникабельность 9 (5,7 %)

10 хорошая физическая подготовка, целеустремленность 7 (4,4 %)

11 справедливость 6 (3,8 %)

12 пунктуальность 5 (3,1 %)

13 грубость, соблюдение законности, сосредоточенность, внимательность 4 (2,5 %)

14 образованность 3 (1,9 %)

15 безответственное отношение к работе, плохая физическая форма, аккуратность, чувство долга, воспитанность 2 (1,2 %)

16 незнание законов, эгоизм, недисциплинированность, корысть, властность, низкая эффективность работы, несправедливость, хитрость, требовательность, патриотизм 1 (0,6 %)

сионального поведения, механизмов, разумного управления потребностями, действиями и поступками личности [10, 11].

Научный интерес для нашего исследования представляют определения профессионального воспитания, предложенные в работах Н. М. Борытко и Е. Г. Залюбовской [12, 13]. Авторы под профессиональным воспитанием понимают педагогическую деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления студента, что при воспитании выпускника вуза, будущего профессионала, способствует:

- освоению им норм общества и профессии (социально-нормативный аспект профессионального воспитания);

- творческому саморазвитию, стремлению к успешности в выбранной деятельности, профессии (индивидуально-смысловой аспект профессионального воспитания);

- осознанию профессионально-личностных ценностей, способствующих самоутверждению в профессиональной сфере (цен-ностно-деятельностный аспект профессионального воспитания).

Таким образом, профессиональное воспитание, будучи педагогическим процессом, помогает будущему сотруднику ОВД приобрести личностные профессиональные ценности, а также стать успешной личностью, стремящейся к саморазвитию и самоактуализации. И. Кант в своих трудах писал, что педагогический процесс можно соотнести с двумя направлениями: научением и дисциплинированием [14]. Действительно, в период обучения у курсанта важно сформировать привычку подчиняться служебной дисциплине, порядку, которые определяют в том числе гражданско-правовое и нравственное поведение. Но не менее важным представляется воспитание в нём осознанной социальной и профессиональной ответственности.

Достаточно подробный анализ теоретических подходов к профессиональному воспитанию в рамках интересующей

Таблица 2 - Распределение ответов курсантов на вопрос о качествах, которые в настоящее время присущи сотрудникам ОВД

нас проблемы представлен в работах психологов и педагогов И. Т. Андреева, А. Я. Анцупова, Б. У. Бадмаева, П. А. Корчемного, П. Н. Городова и др. Проблемам воспитания и развития сотрудников системы МВД России посвящены научные труды Б. Ю. Дерешко, В. Я. Кикотя, В. Л. Кубышко, Д. В. Резепиня и др. Указанные учёные придают огромное значение созданию в специализированном вузе особой воспитывающей среды, при которой морально-этические, гражданско-патриотические, профессионально-служебные и личностно-развивающие ценности будут максимально учитываться при организации образовательного процесса.

С учётом вышеизложенного одним из актуальных направлений воспитательного процесса может стать гражданско-патри-отическое воспитание курсантов. Неслучайно на общественное обсуждение на государственном уровне вынесен вопрос о признании патриотизма духовным основанием российской национальной идеи и гражданской идентичности - в рамках обсуждения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на2016-2020 годы» [15]. Об актуальности гражданско-патриотического воспитания свидетельствуют и результаты проведённого опроса (табл. 1-3). Среди ценностей профессии и качеств, которыми должны обладать сотрудники ОВД, патриотизм указали всего 5 (3 %) опрошенных, а среди качеств, присущих действующим сотрудникам, патриотизм отметил лишь один респондент. Вслед за А. Ф. Поляковым мы склоняемся к мнению, что гражданственность и патриотизм как ценностные основания «полицейского» образования чрезвычайно важны, но недостаточны для формирования комплексной личностной модели сотрудника ОВД, профессионализм которого является также ценностным основанием обучения в вузах системы МВД России [16]. Мы солидарны с авторами, утверж-

ва 125875-94з?(Р((:)Пп11пе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

дающими, что высокие нравственные начала, включающие та- будущих сотрудников лучших духовно-нравственных качеств и

кие качества, как порядочность, честность самоотверженность, ценностных ориентаций, а также гражданской и национальной

готовность прийти на помощь, должны быть отличительными идентичности [19], что имеет не менее важное значение в про-

свойствами сотрудников полиции. Нравственное и духовное фессиональной подготовке сотрудников органов правопорядка.

воспитание - обязательная составляющая образовательной де- Выводы. Анализ научной литературы, посвященной пробле-

ятельности, в том числе и в системе МВД России [17]. матике профессионального воспитания сотрудников правоохра-

Проблемным вопросом профессионального воспитания в об- нительных органов, а также проведённый опрос и интервьюи-

разовательных организациях системы МВД России является об- рование курсантов образовательных организаций системы МВД

щая для российского образовательного пространства тенденция России позволили сделать вывод о том, что, с позиции респон-

к снижению доли и роли гуманитарного знания. Хотя если обра- дентов, действующие сотрудники обладают такими качествами,

титься к истории военного образования, в том числе и в России (а как стрессоустойчивость, храбрость, смелость и дисциплиниро-

обращаемся мы к истории именно военных вузов по причине от- ванность, но имеют проблемы с соблюдением законности, обра-

сутствия в Российской империи ведомственных образовательных зованностью и воспитанностью. При этом сотрудники полиции

организаций, занимающихся подготовкой кадров для службы в должны быть примером для граждан применительно к выполне-

полиции [18]), то можно отметить в образовательном процессе нию законодательных норм. Это свидетельствует о необходимо-

военных вузов не только серьезную долю гуманитарных предме- сти особого внимания к такой составляющей образовательного

тов, но и целенаправленное эстетическое воспитание. процесса вузов системы МВД России, как профессиональное

В связи с этим особое значение приобретаетпроблема выяв- воспитание, выступающее в качестве одного из важных направления и применения в практике вуза оптимальных педагогиче- лений формирования нравственных, моральных и иных качеств, ских методов и форм воспитания и развития личности курсантов необходимых сотруднику полиции для грамотного и высококва-образовательных организаций системы МВД, формирования у лифицированного выполнения своих обязанностей.

Источники

1. Президент Российской Федерации (26.03.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 до настоящего времени — В. В. Путин). Указы. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : от 24 декабря 2009 г. № 1468 : в ред. Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 254 // Рос. газета. 2009. 28 дек. ; 2011. 2 марта.

2. Жевлакович С. С. Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России // Вестник экономической безопасности. М.: Мос. ун-т МВД им. В. Я. Кикотя, 2017. № 4. С. 230—235.

3. Братчиков В. А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России : дис. „.канд. социол. наук : 22.00.04 : защ. 03.06.2003 : [место защиты : Сарат. гос. тех. ун-т.]. Саратов, 2003. 145 с.

4. Жуков В. М. Актуальность развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // Наука о человеке : гуманитарные исследования. Омск, 2018. № 4. С. 135—142.

5. Министерство образования и науки РФ. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: от 16 ноября 2016 г. № 1424 : в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458878/

6. Бабичев И. В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов : автореф. дис. „канд. псих. наук : 19.00.06 : защ. 09.06.2011 : [место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. М., 2011. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Хлудова О. В. Развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях деятельности : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 : защ. 03.07.2004 : [место защиты : Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина]. Тамбов, 2004, 24 с.

8. Осинцева А. В., Гарманова О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 4. Омск : Омская академия МВД, 2009. С. 16—19.

9. Пивоваров Д. В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, применяемые сотрудниками полиции : дис. „канд. юрид. наук. Омск, 2017. 191 с.

10. Белов В. И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования : автореф. дис......д-ра пед. наук : 13.00.08 : защ. 23.11.2006, [место защиты : Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. - Санкт-Петербург] СПб, 2006. 42 с.

11. Патралов Б. С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб, 1994. 43 с.

12. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград, 2001. 120 с.

13. Залюбовская Е. Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личной компетентности специалиста-менеджера : автореф. дис...канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 16.06.2009 : [место защиты: С.-Петерб. политехн. ун-т]. СПб, 2009. 24 с.

14. Кант И. Критика практического разума : [пер. с нем.] ; вступ. ст. Я. А. Слинина. СПб, 1995. 528 с.

15. Правительство РФ. Госпрограммы. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016—2020 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. No 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html

16. Поляков А. Ф. Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Омская академия МВД, 2018. № 4. С. 11—16.

17. Бучакова М. А., Дизер О. А. Защита чести и достоинства, деловой репутации сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, Омска академия МВД, 2017. № 3. С. 16—17.

18. Жуков В. М. О необходимости развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // 300 лет на страже закона и правопорядка : материалы всероссийской научно-практической конференции / Дальневосточный юридический институт МВД России. Хабаровск, 2018. С. 146—151.

19. Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : защ. 16.04.2016 : [место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. Тюмень, 2015. 292 с.

Part 2. Pedagogical Science

Информация об авторах

Жуков Виктор Михайлович

Старший преподаватель. Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (644092, РФ, г. Омск, пр. Комарова, 7). ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0003-0790-9893, SPIN-код: 2504-6416. E-mail: vizhu100872@gmail.com

Пивоваров Данила Владимирович

Кандидат юридическихнаук, начальник кафедры огневой подготовки. Омская академия Министерства внутреннихдел Российской Федерации (644092, РФ, г. Омск, пр. Комарова, 7). ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0002-9353-8648, SPIN-код: 2320-3476. E-mail: pivovar-off@yandex.ru

Осипов Олег Олегович

Заместитель начальника кафедры огневой подготовки. Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (644092, РФ, г. Омск, пр. Комарова, 7). ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0003-4651-726X, SPIN-код: 8533-5138. E-mail: osipov_o55@mail.ru

V. M. Zhukov1, D. V. Pivovarov1, O. O. Osipov1

1Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russian Federation

Shaping moral qualities of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia as part of professional education

Abstract. Personal qualities of a police officer should contribute to his official duties assigned by current legislation. Professional education is one of methods shaping required qualities. It is the pedagogical process helping an employee to become a person aspiring to self-development and self-actualization. The purpose ofthe article is to specify personal qualities the police officers should possess (according to cadets point ofview) and ifcadets have these qualities.

The authors conduct this research on the basis of the scientific literature analysis devoted to professional education problematics and basing on questioning and interviewing of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system of Russia.

The authors found out the qualities a police officer should possess, and also the qualities the current staff members have possessed according to cadets' opinion.

On the basis of the conducted research the authors come to a conclusion that cadets do not give necessary attention to such qualities as humanity, professionalism, patriotism, honour, accuracy. Current police officers do not possess the necessary level of observance of legality and erudition. The authors offer some methods shaping these qualities.

Keywords: professional identity, a professional training, educational organizations, professional education, personal qualities, moral qualities.

Paper submitted: October 17, 2019

For citation: Zhukov V. M., Pivovarov D. V., Osipov O. O. (2020). Shaping moral qualities of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia as part of professional education. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 89-94. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.15

References

1. President of the Russian Federation (03/26/2000 - 07/07/2008, from 07/05/2012 to the present - V. V. Putin). Decrees. On measures to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: dated December 24, 2009 No. 1468: Decree of the President of the Russian Federation dated 1, March, 2011 No. 254 // Rosiyskaya gazeta. 28 Dec. 2009.; 2011.2. March.

2. Zhelakovich S. S. The role of departmental educational system in personnel policy of the Ministry of internal Affairs of Russia/Bulletin of economic security. Moscow : Moscow University of Internal Affairs named after V. Ya. Kikotya, 2017. No. 4. P. 230-235.

3. Bratchikov V. A. Social identification ofMIA cadets: Dissertation for the degree of candidate of sociological science: 20.00.04, Saratov, 2003, 145 p.

4. Zhukov V. M. Relevance of professional identity development for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia//The science of person: humanitarian researches. Omsk, 2018. No. 4(34). P. 135-142.

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Orders. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 40.05.02 Law enforcement activities (specialty level) [Electronic resource]: November 14, 2016 No. 1424: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 13, 2017 No. 653. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458878/

6. Babichev I. V. Akmeological factors in development of professionally important qualities of operative law enforcement officers: Dissertation abstract for the degree of candidate of psychological science. Moscow, 2011. P.24;

7. Hludova O. V. Development of professional qualities of the police officer in extreme situations of activity: Dissertation abstract for the degree of candidate of psychological science. Tambov, 2004, P.24.

8. Osintseva A. V., Garmanova O.V. Professionally important personal qualities of the police officer depending on an activity kind// Psychopedagogy in law enforcement bodies. No. 4. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2009. P. 16-19.

9. Pivovarov D. V. Measures applied by police officers to ensure the proceedings in cases of administrative offences which endangered public order and safety. Dissertation for the degree of candidate of legal science. Omsk, 2017, - 191 p.

10. Belov V. I. System of professional education in modern social and economic conditions of a development of education: Dissertation abstract for the degree of doctor of pedagogical science. SPb, 2006. P. 42.

11. Patralov B. S, Gejzhan N. F. Professional education of University students. SPb, 1994. P/ 43.

12. Borytko N. M. Professional education of University students. Volgograd, 2001. 120 p.

13. Zaljubovsky E. G. Out-of-class educational work in high school as means of shaping professional and personal competence of the specialistmanager: Dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical science. SPb, 2009. 24 p.

14. Kant I. The Critique of Practical Reason: [translation from German]; introductory article by Ya.A. Slinina/ Saint-Petersburg, 1995, 529 p.

15. Government of the Russian Federation. State programs. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 [Electronic resource]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html.

16. Polyakov A. F. Implementation of early professional orientation for service in the internal Affairs bodies at the stage of recruitment of variable staff in Suvorov military schools of the Ministry of internal Affairs of Russia. //Psychopedagogics in law enforcement. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2018. No. 4. P. 11-16. DOI: 10.21411/1999-6241-2018-14002.

17. Buchakova M. A., Dizer O. A. Psychopedagogics in law enforcement. Protection of honor and dignity, business reputation of ATS employees // Psychopedagogics in law enforcement. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2018. No. 3 (70). 2017. P. 16-17.

18. Zhukov V. M. About necessity of development of professional identity of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia// 300 years on guard of law and order: Proceedings of the all-Russian scientific and practical conference/ Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. Khabarovsk, 2018. P. 146-151.

issN i25875943XXP(cOn<i)¡ne) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

19. Semenova L. A. Formation of the Russian national identity of students in the conditions of multicultural educational space of the Universities: Dissertation for the degree of candidate of pedagogical science .Tyumen, 2015. 292 p.

Information about the authors

Victor M. Zhukov

Senior lecturer of the Departments of Shooting Training. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (7 Komarova ave., Omsk, 644092, Russian Federation). E-mail: vizhu100872@gmail.com. Danila V. Pivovarov

PhD in Juridical Sciences, Head of the Department of Fire Training. Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia (7 Komarova ave., Omsk, 644092, Russian Federation). E-mail: pivovar-off@yandex.ru Oleg O. Osipov

Deputy Head of the Department of Fire Training. Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia(7 Komarova ave., Omsk, 644092, Russian Federation). E-mail: osipov_o55@mail.ru

© В. М. Жуков, Д. В. Пивоваров, О. О. Осипов, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.