УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10086
© Мансурова З.Р. 2020
THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ
Zilya R. Mansurova,
Senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology in the Activities of Police Officers of Ufa Law Institute of MIA of Russia, Candidate of Medical Sciences
Зиля Рахимлановна Мансурова,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат медицинских наук
Для цитирования: Мансурова З.Р. Формирование профессиональных нравственных качеств у курсантов в воспитательной среде образовательной организации МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 112-114. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article analyzes the formation of professional moral qualities of cadets in the educational environment of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. The author comes to the conclusion that the professional moral qualities of cadets that are formed during training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, subsequently have a manifestation at the levels of spiritual training, the effectiveness of performing official tasks, official duties and the effectiveness of work related to ensuring the safety of society and the state, protecting its material and cultural values from dangers and threats.
Keywords: professional qualities, moral qualities, cadets, educational environment.
Аннотация. В статье проводится анализ формирования профессиональных нравственных качеств у курсантов в воспитательной среде образовательной организации МВД России. Автор приходит к выводу, что профессиональные нравственные качества у курсантов, формирующиеся во время обучения в образовательных организациях МВД России, в последующем имеют проявление на уровнях духовной подготовки, эффективности выполнения служебных задач, должностных обязанностей и результативности трудовой деятельности, связанной с обеспечением безопасности жизнедеятельности общества и государства, защиты его материальных и культурных ценностей от опасностей и угроз.
Ключевые слова: профессиональные качества, нравственные качества, курсанты, образовательная среда.
В статье рассматривается воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития профессиональных нравственных качеств у курсанта.
Ключевые слова: личность курсанта, профессиональная деятельность, нравственность, формирование, воспитание.
Под влиянием меняющихся социально-экономических условий в стране воспитание сотрудников правоохранительных органов имеет большое значение. Неотъемлемой частью в процессе воспитания перед ведомственной системой образования
в вузах МВД России стоят задачи формирования профессиональных нравственных качеств и нравственной культуры служителей правопорядка. В настоящее время важной становится реализация в системе образовательных организаций МВД целенаправленной, четко спланированной воспитательной работы, направленной на формирование профессиональных и нравственных качеств специалистов правоохранительных органов. По мнению многих авторов, воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности курсанта, реа-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
лизуемая во взаимодействии педагога и курсанта. Высокие возможности для интенсивного созревания нравственной личности курсантов высших учебных заведений МВД России связано с юношеским возрастом. В период обучения педагогическая наука рассматривает курсантов, как личности, которые способны духовны структурироваться на основе внутренне принятых в обществе ценных идеалов и принципов, это важно в современных условиях, так как общество все более усложняется и диверсируется.
Ведущую роль в формировании профессиональных нравственных качеств и нравственной культуры обучающихся играют уровни их личностного развития, развитие и морально-психологический климат в служебном коллективе, а также уровень морально-психологической готовности курсантов. Служебный коллектив является первичной социальной ячейкой, в которой существуют нормы профессиональной морали и этические служебные принципы, влияющие на личность курсанта. Как объекта образовательной среды в образовательных учреждениях личности будущего офицера полиции присущи механизмы профессионализации, внутренние условия (физиологические резервы организма, задатки и система отношений), внешние условия (социальные ситуации, интеллектуальные нагрузки, экстремальность деятельности, требования предъявляемые в образовательной организации МВД России). Следует подчеркнуть, что формирование профессиональных способов поведения включает проявления личности в отношениях, действиях и свойствах поступков. Для формирования нравственно-этических ценностей необходимо соблюдать существующие принципы профессиональной морали: объективность, законность, гуманизм, толерантность, коллективизм, патриотизм и справедливость.
Соответственно, если производительные силы общества существуют по рыночным законам, то и модели формирования личности должны соответствовать складывающимся экономическим условиям. Из этого следует, что любые нравственные качества, а тем более такие категории, как долг и патриотизм, должны соответствовать задаче социализации личности. Ряду европейских языков присущи свои обозначения понятий «нравственности», «морали», «этики», восходящее этимологически к слову «нрав» (характер) и лексически закрепленное в Словаре Академии Российской (1793). Содержание слова «нравы» обозначает нравственность.
Понятие нравы определяются в педагогике и социологии своего рода полезные обычаи, усто-
явшиеся в данном сообществе формы поведения. Уклад общественной жизни, имеющие моральные значение, правило, точное предписание, установленная мера, узаконенное установление. Нравы (ъШвп) обозначают «действительность нравственной идеи» или «привычку к нравственному», которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов, но также и шире, как объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида.
В современных условиях для достижения поставленной цели формирования профессиональных нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России, следует ввести в их сознание определенные отправные точки, т. е. дать ключи для понимания таких качеств, как долг, ответственность, честь, коллективизм и профессиональная направленность.
Безусловно, профессиональная направленность курсанта, слушателя, сотрудника ОВД проявляется в служебной деятельности и в отношении к достижению поставленных целей. Цель и целенаправленность играют большую роль в выполнении служебных задач, карьерном росте; без четкого и ясного их уяснения курсант, сотрудник ОВД не могут состояться как профессионалы своего дела. В то же время для успешной профессиональной деятельности необходимо получение фундаментальных, общетеоретических знаний общероссийского стандарта для каждой профессии, так и специфические знания.
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов, в силу своей специфики, имеет ряд особенностей: 1) особый вид государственной службы, характер и содержание которой регламентируется федеральным законом «О полиции», нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законодательством; 2) характеризуется высокой сложностью, напряженностью и риском для жизни; 3) предполагает получение специального образования; 4) включает в себя различные элементы труда: управленческий, педагогический, научный и множество других;
5) предполагает выполнение служебно-боевых задач порой в экстремальных, тяжелых климатических и материально-бытовых условиях;
6) предполагает особую мотивацию в выборе профессии, которая является ценностью и имеет высокую оценку в обществе, результат профессиональной деятельности сотрудника ОВД определяет степень готовности по обеспечению безопасности жизнедеятельности лично-
сти, общества и различных государственных институтов, от возникающих внутренних угроз опасностей.
В профессиональной деятельности полицейского в МВД России, существуют сферы полицейской психологии, включающие воспитание и формирование у курсантов необходимых для эффективного исполнения служебных обязанностей таких качеств как гуманизм, нравственность и совершенства. В этой связи представляется очень важным существование такой модели воспитания, которая должна отвечать таким характеристикам, как профессионализм, востребованность службой и обществом и перспективы с точки зрения индивидуального развития.
Таким образом, профессиональные нравственные качества у курсантов формирующиеся во время обучения в образовательных организациях МВД России, в последующем имеет проявление на уровнях духовной подготовки, эффективности выполнения служебных задач, должностных обязанностей и результативности трудовой деятельности, связанной с обеспечением безопасности жизнедеятельности общества и государства, за-
щиты его материальных и культурных ценностей от опасностей и угроз.
Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Сведения, составляющие государственную и служебную тайну, не имеются.
Библиографический список
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 172.
2. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 6.
3. Мансурова З.Р. Особенности профессио-граммы сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2018. -№ 10-4. - С. 45-47.
4. Цветков В.Л. Полицейская психология: опыт Испании // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4(59). - С. 86-90.
В-Л.ЦПйГКСП
синология
конфликта
Ог Глории kflpdKTrive
Психология конфликта. От теории к практике : учебное пособие / В. Л. Цветков. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом особенностей профессиональной деятельности и профиля подготовки различных специалистов. Учитываются основные тенденции психологии функционирования и развития конфликтов, использованы современные отечественные и зарубежные концепции в области управления конфликтным взаимодействием людей.
Для студентов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся проблемами конфликтов.