Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное мировоззрение / курсанты / ведомственный вуз / МВД России / обучение / воспитание / образование / professional worldview / cadets / departmental higher education institution / Russian Ministry of Internal Affairs / training / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Иванович Печерский

Профессиональное мировоззрение играет важную роль в формировании и развитии профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. В настоящей статье приведены факторы, способствующие формированию профессионального мировоззрения у курсантов, а также предложены рекомендации для совершенствования образовательного процесса в ведомственных вузах МВД России. Профессиональное мировоззрение – это комплексные представления, ценности и убеждения, связанные с профессиональной деятельностью и отражающие специфику профессиональной идентичности. У курсантов ведомственных вузов МВД России профессиональное мировоззрение играет особую роль, так как они готовятся к несению службы в органах внутренних дел и, как правило, выполнению задач и функций, возложенных на полицию. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В связи с важностью выполняемых обязанностей, необходимо акцентировать педагогические условия, способствующие формированию профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России. Для достижения цели исследования был проведен анализ научной литературы, периодических изданий по данной тематике, анкетирование курсантов и индивидуальное интервью с преподавателями и курсовым звеном ведомственного вуза МВД России. В анкете были представлены вопросы, касающиеся профессиональных ценностей, убеждений и преставлений курсантов, а также их мнение о влиянии образовательного процесса на формирование профессионального мировоззрения. Интервью с преподавателями и курсовым звеном были направлены на выявление методов и подходов, используемых в образовательном процессе для формирования профессионального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Иванович Печерский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL WORLDVIEW FORMATION AMONG CADETS OF THE DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Professional worldview has an important impact on the formation and development of professional identity of internal affairs officers. This article presents the factors contributing to the formation of professional worldview among cadets and offers recommendations for improving the educational process in departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional worldview is a set of ideas, values and beliefs related to professional activity and reflecting the specifics of professional identity. Professional worldview has a special significance for the cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as they are preparing to serve in the internal affairs bodies and, as a rule, to fulfill the tasks and functions assigned to the police. In accordance with section 1 of subsection 1 of the Federal Law of 07.02.2011 № 3-FL «On Police», the police are aimed at protecting the life, health, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless people, to prevent crime, protect public safety, property and to provide public security. Due to the importance of the duties performed, it is necessary to emphasize the pedagogical conditions that contribute to the formation of professional worldview among the cadets of the departmental higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. To achieve the goal of the study, scientific literature and periodicals on this topic were analyzed, cadets were questionnaire, and individual interviews with teachers and cadets of the departmental higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia were conducted. The questionnaire included questions concerning professional values, beliefs and perceptions of cadets, as well as their opinion on the influence of the educational process on the formation of professional worldview. Interviews with teachers and cadets were aimed at identifying methods and approaches used in the educational process to form a professional worldview.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МВД РОССИИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 17. С. 32-36. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 17. P. 32-36.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-17-32-3 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МВД РОССИИ

Юрий Иванович Печерский

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Воронеж, Россия, yu.p.lip@bk.ru

Аннотация. Профессиональное мировоззрение играет важную роль в формировании и развитии профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. В настоящей статье приведены факторы, способствующие формированию профессионального мировоззрения у курсантов, а также предложены рекомендации для совершенствования образовательного процесса в ведомственных вузах МВД России. Профессиональное мировоззрение - это комплексные представления, ценности и убеждения, связанные с профессиональной деятельностью и отражающие специфику профессиональной идентичности. У курсантов ведомственных вузов МВД России профессиональное мировоззрение играет особую роль, так как они готовятся к несению службы в органах внутренних дел и, как правило, выполнению задач и функций, возложенных на полицию. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В связи с важностью выполняемых обязанностей, необходимо акцентировать педагогические условия, способствующие формированию профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России. Для достижения цели исследования был проведен анализ научной литературы, периодических изданий по данной тематике, анкетирование курсантов и индивидуальное интервью с преподавателями и курсовым звеном ведомственного вуза МВД России. В анкете были представлены вопросы, касающиеся профессиональных ценностей, убеждений и преставлений курсантов, а также их мнение о влиянии образовательного процесса на формирование профессионального мировоззрения. Интервью с преподавателями и курсовым звеном были направлены на выявление методов и подходов, используемых в образовательном процессе для формирования профессионального мировоззрения.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, курсанты, ведомственный вуз, МВД России, обучение, воспитание, образование.

Для цитирования: Печерский Ю. И. Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 17. С. 32-36. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-32-36

Original article

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL WORLDVIEW FORMATION AMONG CADETS OF THE DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Yuri I. Pechersky

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russia, yu.p.lip@bk.ru

Abstract. Professional worldview has an important impact on the formation and development of professional identity of internal affairs officers. This article presents the factors contributing to the formation of professional worldview among cadets and offers recommendations for improving the educational process in departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional worldview is a set of ideas, values and beliefs related to professional activity and reflecting the specifics of professional identity.

© Печерский Ю. И., 2024

Professional worldview has a special significance for the cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as they are preparing to serve in the internal affairs bodies and, as a rule, to fulfill the tasks and functions assigned to the police. In accordance with section 1 of subsection 1 of the Federal Law of 07.02.2011 № 3-FL «On Police», the police are aimed at protecting the life, health, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless people, to prevent crime, protect public safety, property and to provide public security. Due to the importance of the duties performed, it is necessary to emphasize the pedagogical conditions that contribute to the formation of professional worldview among the cadets of the departmental higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. To achieve the goal of the study, scientific literature and periodicals on this topic were analyzed, cadets were questionnaire, and individual interviews with teachers and cadets of the departmental higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia were conducted. The questionnaire included questions concerning professional values, beliefs and perceptions of cadets, as well as their opinion on the influence of the educational process on the formation of professional worldview. Interviews with teachers and cadets were aimed at identifying methods and approaches used in the educational process to form a professional worldview.

Keywords: professional worldview, cadets, departmental higher education institution, Russian Ministry of Internal Affairs, training, education.

For citation: Pechersky Yu. I. Pedagogical conditions of professional worldview formation among cadets of the departmental higher education institution of the ministry of internal affairs of Russia. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;17:32-36. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-17-32-36

Введение

В современном обществе профессиональное мировоззрение играет важную роль в формировании личности специалиста, особенно тех, кто выбрал службу в органах внутренних дел. Формирование профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России является одной из важнейших задач, которая стоит перед профессорско-преподавательским составом и курсовым звеном учебного заведения. Это связано с тем, что профессиональное мировоззрение является основой профессиональной деятельности и определяет отношение к профессии, ее ценности и нормы поведения [Хлопковских 2012: 369]. Можно выделить несколько подходов к формированию профессионального мировоззрения. Один из них - это формирование профессионального мировоззрения через изучение истории и теории профессии. Такой подход позволяет понять исторические и теоретические основы своей профессии, её развитие и современное состояние, свою роль в обществе и значимость своей профессии [Остапенко 2010: 95].

Другой подход - это формирование профессионального мировоззрения через изучение этики и профессиональной деонтологии. Этот аспект предоставляет возможность понять нормы поведения и этические принципы, которые должны соблюдаться в профессиональной деятельности. Данный подход помогает развивать свою профессиональную культуру и повышать уровень профессиональной ответственности. Третий подход - это формирование профессионального мировоззрения через изучение социальных наук [Баталов 2010: 63]. Эта концепция способствует пониманию социальных процессов и явлений, которые связаны с профессией, своей роли в обществе и развивать социальную ответственность. Одной из основных проблем, которая возникает при формировании профессионального мировоззрения, является отсутствие единой методики и подхода, что может привести к различным результатам и неэффективности данного процесса.

Основная часть

Формирование профессионального мировоззрения у курсантов ведомственных вузов МВД России должно быть основано на комплексном подходе, который включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки. Основой для формирования профессионального мировоззрения будут являться принципы научности [Остапенко 2008: 248], системности, комплексности и практичности. На наш взгляд, одним из основных инструментов развития профессионального мировоззрения курсантов является формирование такой образовательной среды ведомственного вуза, которая соответствует индивидуальным потребностям обучающихся, а также способствует эффективному усвоению учебной информации на основе современных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность обучаемых. В рамках воспитательной работы важно регулярное проведение информационных, культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятий. Создание такой развивающей среды будет мотивировать курсантов к личному профессиональному росту, повышению уровня своей компетенции и профессионального мастерства [Печерский 2023а: 69]. Таким образом, формирование профессионального

мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России является важной задачей, которая требует комплексного подхода и использования различных методов и форм обучения. Для эффективного решения данной проблемы необходимо разработать единую методику и подход к формированию профессионального мировоззрения, путем создания развивающей среды, которая будет основана на принципах научности, системности, комплексности и практичности, соответствующей индивидуальным потребностям обучающихся.

Анализ полученных эмпирических данных позволил выделить несколько ключевых факторов, способствующих становлению профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России. Одним из важных факторов является сочетание теоретической и практической подготовки, которая позволяет курсантам осознать и применить свои знания и навыки в реальных ситуациях. Взаимодействие с опытными сотрудниками органов внутренних дел, которые делятся своими знаниями и опытом, позволяет создать более реалистичное представление о профессиональной деятельности и способствует формированию профессиональному мировоззрению. Стоит отметить значимость педагогического мастерства преподавателей в рамках теоретической подготовки курсантов в вузе, а также способность наставников вдохновлять и мотивировать курсантов на достижение профессиональных целей в ходе практической подготовки. Другим фактором, влияющим на формирование профессионального мировоззрения у курсантов, является социально-педагогическая среда образовательного учреждения [Печерский 2023: 56]. Взаимодействие с однокурсниками, преподавателями и курсовым звеном способствует развитию профессиональных ценностей и убеждений. Культура и атмосфера в учебном заведении играют важную роль в формировании профессионального мировоззрения, поскольку они определяют нормы и ценности, принятые в профессиональной среде [Фетисов, Педанов 2023: 9]. Также было выявлено, что личностные особенности курсантов оказывают влияние на формирование их профессионального мировоззрения. Некоторые качества, такие как ответственность, преданность службе, справедливость и этические принципы, играют важную роль в процессе формирования профессиональной идентичности. Поэтому, важно учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта при разработке образовательной программы.

На основе полученных результатов исследования предлагается ряд рекомендаций для совершенствования образовательного процесса в вузах МВД России. Прежде всего, необходимо улучшить взаимодействие между преподавателями, курсовым звеном и курсантами, чтобы обеспечить передачу опыта и знаний новому поколению. При этом воспитательно-образовательный процесс должен строиться на основе субъект-субъектных отношений, во главе которого преобладает равенство участия курсантов и преподавателей в осуществлении и организации совместной деятельности [Кукушин 2005: 341]. Данные отношения имеют целью признание курсанта основной ценностью воспитательно-образовательного процесса, позволяющие развить его способности опираясь на индивидуальные возможности [Безрукова 2000: 29]. Важно продолжать совершенствование профессиональных компетенций преподавателей и курсового звена в ведомственных вузах. Они должны обладать не только высоким уровнем знаний в своей области, но и иметь навыки побуждения и стимулирования курсантов на достижение профессиональных целей.

Необходимо создать подходящие условия для формирования профессионального мировоззрения в образовательной среде [Мещерякова 2011: 172]. Это может включать в себя создание специализированных учебных программ, использование современных технологий и различных методов обучения (метод проектов, дискуссия, метод ситуационного анализа (кейсов) и т. д.), а также организацию стажировок, практических занятий и симуляции реальных ситуаций (моделирование). В ходе которых будет происходить передача опыта от действующих сотрудников (преподавателей) стажирующимся (обучающимся) курсантам. Это может быть осуществлено через организацию семинаров, мастер-классов, экскурсий, встреч с сотрудниками органов внутренних дел.

Метод проектов позволит курсантам самостоятельно исследовать тему, связанную с их профессией, и разработать проект, который будет способствовать развитию профессионального мировоззрения. Он предполагает работу в группах над реальными проектами, которые требуют применения знаний и навыков из разных предметных областей. В процессе работы над проектом курсанты учатся решать проблемы, работать в команде, искать информацию, анализировать данные, принимать решения и представлять результаты своей работы. Такой подход позволит курсантам развивать свои творческие способности, навыки исследования, анализа и презентации результатов, а также повысить мотивацию к

учёбе. Использование метода дискуссии даст возможность обсуждать различные проблемы или вопросы, связанные с их профессией, высказывать свои взгляды, аргументировать их и вырабатывать собственное мнение по этим вопросам. Данные навыки позволят развить критическое мышление и умение аргументировать свои взгляды.

Применение метода кейсов будет способствовать анализу реальной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью, и выработать решения, которые соответствуют профессиональным нормам и этическим принципам. Такой подход поможет курсантам развить навыки принятия решений и умение применять свои знания на практике. Кроме того, развитие этических принципов и профессиональной этики должно быть включено в учебные планы и программы. Обучение курсантов правилам этики и профессиональной ответственности поможет сформировать у них осознанное и этичное отношение к профессии и её требованиям. Дополнительно, для дальнейшего развития профессионального мировоззрения у курсантов вузов МВД России, рекомендуется активное использование междисциплинарных подходов в образовательном процессе. Это позволит курсантам получить более полное представление о различных аспектах и проблемах, которые существуют в сфере правоохранительной деятельности.

Для обеспечения устойчивого и долгосрочного формирования профессионального мировоззрения у курсантов, рекомендуется проводить систематическую работу по мониторингу и оценке воспитательно-образовательного процесса [Лопушенко 2009: 168169]. Это позволит выявить возможные проблемы и недостатки в образовательной программе и своевременно корректировать её, чтобы максимально соответствовать потребностям курсантов и требованиям профессиональной деятельности. Наконец, важно поддерживать и развивать научно-исследовательскую работу среди курсантов. Участие в научных проектах и конференциях позволит углубить свои знания, развить исследовательские навыки, а также внести вклад в развитие своей профессиональной области.

Заключение

Исследование условий становления профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России позволяет выявить факторы, способствующие формированию этого мировоззрения, и предложить рекомендации для улучшения образовательного процесса. Профессиональное мировоззрение является важным аспектом подготовки курсантов и его формированию должно быть уделено должное внимание в образовательных учреждениях МВД России. Реализация предложенных рекомендаций позволит эффективнее осуществлять подготовку сотрудников органов внутренних дел, которые будут обладать глубокими знаниями, устойчивым профессиональным мировоззрением и способностью результативно выполнять возложенные задачи и функции.

Список литературы

1. Баталов В. Н. Влияние гуманитарной подготовки курсантов военно-учебного заведения на их профессиональное становление // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 59-63.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Екатеринбург : Энциклопедический словарь педагога, 2000. 937 с.

3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 474 с.

4. Лопушенко А. Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3(43). С. 166-170.

5. Мешерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011.№ 4. С. 172-175.

6. Остапенко В. С. Основные принципы формирования научного мировоззрения курсантов вузов МВД России // Интеграция образования. 2010. № 1. С. 94-97.

7. Остапенко В. С. Роль и значение философских знаний в формировании научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7(63). С. 246-250.

8. Печерский Ю. И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 53-62.

9. Печерский Ю. И. Формирование профессионального мировоззрения курсантов ведомственного вуза // Образование и общество. 2023. № 3(140). С. 66-71.

10. Российская Федерация. Законы. О полиции : Федеральный закон № 3-ФЗ: [принят Государственной Думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

11. Фетисов А. С.. Педанов А. А. Патриотические ценности будущих преподавателей гуманитарного профиля: сущность. содержание и структура // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 7-14.

12. Хлоповских Ю. Г. Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1(1). С. 368-371.

References

1. Batalov V. N. Vliyanie gumanitarnoi podgotovki kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya na ikh professionaTnoe stanovlenie [The influence of humanitarian training of cadets of a military educational institution on their professional development]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2010, no. 9, pp. 59-63. (In Russ.).

2. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoi kul'tury [Fundamentals of spiritual culture]. Ekaterinburg, Entsiklopedicheskii slovar' pedagoga Publ., 2000, 937 p. (In Russ.).

3. Kukushin V. S. Teoriya i metodika obucheniya [Theory and teaching methods]. Rostov na Donu, Feniks Publ., 2005, 474 p. (In Russ.).

4. Lopushenko A. Ya. Kriterii sformirovannosti professional'nogo mirovozzreniya [Criteria for the formation of a professional worldview]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2009, no. 3(43), pp. 166-170. (In Russ.).

5. Meshcheryakova E. I. Osobennosti vliyaniya obrazovatel'noi sredy vedomstvennogo vuza na professional'no-lichnostnoe stanovlenie kursantov [Features of the influence of the educational environment of a departmental university on the professional and personal development of cadets]. Vestnik Voronezhskogo institutaMVD Rossii. 2011, no. 4, pp. 172-175. (In Russ.).

6. Ostapenko V. S. Osnovnye printsipy formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya kursantov vuzov MVD Rossii [Basic principles for the formation of the scientific worldview of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Integratsiya obrazovaniya. 2010, no. 1, pp. 94-97. (In Russ.).

7. Ostapenko V. S. Rol' i znachenie filosofskikh znanii v formirovanii nauchnogo mirovozzreniya kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdenii MVD Rossii [The role and importance of philosophical knowledge in the formation of the scientific worldview of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008, no. 7(63), pp. 246250. (In Russ.).

8. Pecherskii Yu. I. Osobennosti formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya u kursantov vedomstvennogo vuza Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [Features of the formation of a professional worldview among cadets of a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya. 2023, no. 13, pp. 53-62. (In Russ.).

9. Pecherskii Yu. I. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya kursantov vedomstvennogo vuza [Formation of the professional worldview of cadets of a departmental university]. Obrazovanie i obshchestvo. 2023, no. 3(140), pp. 66-71. (In Russ.).

10. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O politsii [Russian Federation. Laws. About the police]. Federal'nyi zakon № 3-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2011, no. 7. St. 900. (In Russ.).

11. Fetisov A. S., Pedanov A. A. Patrioticheskie tsennosti budushchikh prepodavatelei gumanitarnogo profilya: sushchnost', soderzhanie i struktura [Patriotic values of future humanities teachers: essence, content and structure]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. 2023, no. 13, pp. 7-14. (In Russ.).

12. Khlopovskikh Yu. G. Tsennostnye orientatsii kak sostavlyayushchaya professional'nogo mirovozzreniya i professional'noi mental'nosti kursantov [Value orientations as a component of the professional worldview and professional mentality of cadets]. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidatsiiposledstvii chrezvychainykh situatsii. 2012, no. 1(1), pp. 368-371. (In Russ.).

Информация об авторе Ю. И. Печерский - адъюнкт,

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Information about the author Yu. I. Pechersky - Adjunct, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 30.07.2023; принята к публикации 20.09.2023.

The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 30.07.2023; accepted for publication 20.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.