Научная статья на тему 'SOME APPROACHES TO FORMING PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE LAWYER'

SOME APPROACHES TO FORMING PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE LAWYER Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное мировоззрение юриста / право / правосознание / закон / гуманизм / культура / ценности / убеждения / принципы / учебный полигон / professional worldview of lawyer / law / legal awareness / law / humanism / culture / values / beliefs / principles / training ground

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Р. Ахтямов

Настоящая статья посвящена проблемам формирования профессионального мировоззрения студентов юридических вузов. Сравнительный анализ различных научных точек зрения свидетельствует о недостаточности научной проработанности данной темы, что говорит о необходимости дальнейших исследований. В статье определены базовые компоненты в структуре профессионального мировоззрения, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных юридических задач. Выделены качественные критерии профессионального мировоззрения будущих юристов. Сделано предположение о преимуществах ведомственных учебных заведений в формировании профессионального мировоззрения будущих юристов, обладающих развитой материальной базой, хорошо оснащенными учебными полигонами, возможностью взаимодействия с носителями практического опыта (ветеранами). Представлены доказательства, что такие вузы наиболее близки к реализации этой задачи на этапе обучения своих курсантов и слушателей. В статье предлагаются конкретные шаги по интенсификации процесса обучения, направленного на формирование профессионального мировоззрения будущих юристов. Предлагаются диагностирующие критерии развитости профессионального мировоззрения, что станет основой создания модели формирования профессионального мировоззрения на основе личностно развивающего подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

The article studies problems of forming professional worldview in law students. A comparative analysis of various scientific points of view indicates a lack of scientific elaboration of this topic, which indicates the need for further research. The article defines the basic components in the structure of professional worldview, the subject development of which entails an increase in the level of readiness to perform professional legal tasks. The qualitative criteria of the professional worldview of future lawyers are highlighted. The assumption is made of the advantages of departmental educational institutions in the formation of the professional worldview of future lawyers with a developed material base, well-equipped training grounds, the ability to interact with carriers of practical experience (veterans). The evidence is presented that such universities are closest to the realization of this task at the stage of training their cadets and students. The article suggests specific steps to intensify the learning process aimed at shaping the professional worldview of future lawyers. Diagnostic criteria for the development of a professional worldview are proposed, which will become the basis for creating a model for the formation of a professional worldview based on a personality-developing approach.

Текст научной работы на тему «SOME APPROACHES TO FORMING PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE LAWYER»

(это позволяет впоследствии им рекомендовать своим ученикам участие в Школе словесности и других мероприятиях).

Команда студентов института, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Филологическое образование и дополнительное образование (молодежная журналистика)» под руководством педагога-наставника выполняла грант Президентской платформы «Россия -страна возможностей». Программа проекта предполагала организацию студенческой экспедиции «Школа-практикум для юных журналистов Алтайского края и Республики Алтай «Культура малых народов в культуре России»».

Студенты проводили мастер-классы для учащихся школ по трём направлениям: написание и редактура текстов, съёмка и обработка фотографий, видеосъёмка и монтаж. Студенты, проводившие мастер-классы по написанию и редактированию текстов, предлагали схемы построения статей, которые школьники с лёгкостью смогут использовать в своей деятельности, демонстрировали собственный опыт Опираясь на понимание того, что русский язык невероятно богат, студенты доказывали школьникам, что посредством текстов можно описывать любые обстоятельства и события так же ярко и полно, как на фото и видео.

Студенты, участвующие в проведении мастер-классов по фотосъёмке и обработке фотографий, демонстрировали технику по базовым настройкам фотоаппарата и материал для последующей обработки изображений на базе «Точек роста» тех школ, которые поселила выездная команда. Представление информации в простой и наглядной форме способствовало формированию элементарных умений по фототехнике у школьников, которые они демонстрировали при выполнении заданий.

Во время проведения мастер-классов по видеотехнике студенты стремились показать школьникам важность запечатления моментов и научить, как правильно это сделать. Динамичность, высокий, эмоциональный фон и демонстрация видеосюжетов позволили сделать занятие увлекательным. На этапе рефлексии выполнения проекта студенты озвучили, что у них получилось достичь всех поставленных целей и мотивировать школьников к организации и развитию медиапространства в образовательных учреждениях.

Воспитательная составляющая такой работы со студентами заключается в ориентировании их на сферу педагогической деятельности. Зачастую абитуриенты не всегда осмысленно и целенаправленно выбирают педагогические направления, есть обучающиеся, которые хотели бы пройти в другое место, как им казалось, потому что быть филологом можно, но учителем нет Опыт общения со школьниками, когда студенты рассказывают о том, что им самим интересно, позволяет не только по-новому посмотреть на профессию педагога, но и попробовать себя в новой сфере, например, в преподавании русского языка иностранным обучающимся (к примеру, поехать в Монголию волонтером для обучения школьников в языковых лагерях и пр.).

Библиографический список

Мероприятия, проводимые в рамках профориентационной работы института, направлены на развитие мотивации школьников к обучению в педагогическом университете, социализацию, развитие познавательных, научных, культурных и профессиональных интересов. Система деятельности базируется на взаимодействии разных субъектов образовательного процесса. Необходимость общения студентов по рабочим вопросам с преподавателями или с родителями школьников способствует формированию новых навыков у будущего учителя.

В современной научной парадигме предпринята попытка осмысления про-фориентационной работы как одного из основных направлений деятельности педагогического вуза [4]. Можно говорить о государственном запросе на мотивированного на работу в школе учителя, Министерством просвещения Российской Федерации перед высшими учебными заведениями поставлена задача ранней профориентации на педагогическую деятельность через систему психолого-педагогических классов [5]. Несомненно, что лучшие практики профориентационной работы педагогических университетов России должны быть проанализированы, осмыслены и тиражированы на территории всей страны и конкретного региона.

Обобщая вышеизложенное, сформулируем основные общие выводы по результатам исследования: следует сказать, что используемые в профориентаци-онной работе формы и методы позволяют как школьникам, так и студентам приобрести новые знания и умения, найти единомышленников среди сверстников и наставников, повысить профессиональной уровень. Вместе с этим большое значение для современной учебно-воспитательной и профориентационной работы имеет организация коммуникации и обмен опытом. Включение студентов в активную профориентационную работу способствует формированию опыта профессиональной деятельности, развитию умений и навыков просветительского и культурного волонтерства студентов - будущих учителей, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки «Русский язык и литература» и «Филологическое образование и дополнительное образование (молодежная журналистика)».

Можно говорить о том, что достижению сформулированной нами цели способствовало решение соответствующих ей задач, в перспективе дальнейших исследований видится проведение мониторинговой аналитической работы по выявлению в вузах России лучших практик профориентационной работы в перспективе получения педагогического образования будущим учителем-филологом.

Таким образом, наставническая, совместная деятельность преподавателей педагогического университета и студентов активно реализуется в профориента-ционной работе. Наставническая деятельность способствует развитию профессиональных и универсальных компетенций участников педагогического взаимодействия, совершенствованию коммуникативных, организаторских, социальных и управленческих навыков, инициативности и креативности.

1. Ан С.А., Афонина РН. Наставничество в работе экспериментальной площадки педагогического университета и средней общеобразовательной школы. Перспективы науки. 2023; № 8 (167): 126-128.

2. Педагогика и психология сегодня. Ставрополь: Логос, 2014; Кн. 3.

3. Философия сознания в образах и понятиях. Барнаул: БГПУ, 2015.

4. Кириллова О.А., Евдокимова В.Е. Профориентационная работа как одно из основных направлений деятельности педагогического вуза. Научное обозрение. Педагогические науки. 2023; № 5: 21-25.

5. Концепция профильных психолого-педагогических классов. Москва, 2021.

References

1. An S.A., Afonina R.N. Nastavnichestvo v rabote 'eksperimental'noj ploschadki pedagogicheskogo universiteta i srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Perspektivy nauki. 2023; № 8 (167): 126-128.

2. Pedagogika i psihologiya segodnya. Stavropol': Logos, 2014; Kn. 3.

3. Filosofiya soznaniya v obrazah iponyatiyah. Barnaul: BGPU, 2015.

4. Kirillova O.A., Evdokimova V.E. Proforientacionnaya rabota kak odno iz osnovnyh napravlenij deyatel'nosti pedagogicheskogo vuza. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2023; № 5: 21-25.

5. Koncepciya profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov. Moskva, 2021.

Статья поступила в редакцию 29.04.24

УДК 378

Akhtyamov R.R., postgraduate, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: zmnation5555@rambler.ru

SOME APPROACHES TO FORMING PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE LAWYER. The article studies problems of forming professional worldview in law students. A comparative analysis of various scientific points of view indicates a lack of scientific elaboration of this topic, which indicates the need for further research. The article defines the basic components in the structure of professional worldview, the subject development of which entails an increase in the level of readiness to perform professional legal tasks. The qualitative criteria of the professional worldview of future lawyers are highlighted. The assumption is made of the advantages of departmental educational institutions in the formation of the professional worldview of future lawyers with a developed material base, well-equipped training grounds, the ability to interact with carriers of practical experience (veterans). The evidence is presented that such universities are closest to the realization of this task at the stage of training their cadets and students. The article suggests specific steps to intensify the learning process aimed at shaping the professional worldview of future lawyers. Diagnostic criteria for the development of a professional worldview are proposed, which will become the basis for creating a model for the formation of a professional worldview based on a personality-developing approach.

Key words: professional worldview of lawyer, law, legal awareness, law, humanism, culture, values, beliefs, principles, training ground

Р.Р. Ахтямов, аспирант, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: zmnation5555@rambler.ru

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Настоящая статья посвящена проблемам формирования профессионального мировоззрения студентов юридических вузов. Сравнительный анализ различных научных точек зрения свидетельствует о недостаточности научной проработанности данной темы, что говорит о необходимости дальнейших исследований. В статье определены базовые компоненты в структуре профессионального мировоззрения, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных юридических задач. Выделены качественные критерии профессионального мировоззрения будущих юристов. Сделано предположение о преимуществах ведомственных учебных заведений в формировании профессионального мировоззрения будущих юристов, обладающих развитой материальной базой, хорошо оснащенными учебными полигонами, возможностью взаимодействия с носителями практического опыта (ветеранами). Представлены доказательства, что такие вузы наиболее близки к реализации этой задачи на этапе обучения своих курсантов и слушателей. В статье предлагаются конкретные шаги по интенсификации процесса обучения, направленного на формирование профессионального мировоззрения будущих юристов. Предлагаются диагностирующие критерии развитости профессионального мировоззрения, что станет основой создания модели формирования профессионального мировоззрения на основе личностно развивающего подхода.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение юриста, право, правосознание, закон, гуманизм, культура, ценности, убеждения, принципы, учебный полигон

Для современного общества характерно интенсивное появление новых правоотношений, которые, несомненно, нужно регулировать в правовом поле. Именно поэтому состояние правовой системы России сегодня характеризуется достаточно оперативными изменениями норм права для целей удовлетворения потребностей общества в законодательном урегулировании новых общественных отношений.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является необходимость познания достаточно большого объема нормативно-правовых актов, часто из различных отраслей права, понимания механизмов и правил взаимодействия этих норм, влияния их друг на друга. Очевидно, что юрист в силу профессии должен своевременно изучить соответствующие нормы права, понять их влияние на социум, оценить их эффективность и недостатки. В конечном счете он должен сформировать личное, целостное восприятие этих норм. Помимо этого, юрист должен сформировать и свое личное отношение к новым регулируемым правоотношениям. Только это позволит ему в дальнейшем применять данные нормы в профессиональной деятельности.

Полагаем, что квалифицированный юрист должен обладать такими необходимыми качествами, которые позволят ему оценивать правовые нормы не только по их юридической значимости, но и по социальным, политическим, экономическим и иным критериям. Видеть норму права в ее взаимосвязи с интересами общества и государства. Для этого юрист, несомненно, должен обладать соответствующим профессиональным мировоззрением.

Вполне естественно, что государство хотело бы видеть такого профессионала уже по окончании соответствующего высшего учебного заведения. А значит, возникает педагогическая проблема формирования такого мировоззрения на этапе обучения в вузе. В связи с этим образовательные организации должны создавать необходимые условия для закладывания основ личностно-професси-онального мировоззрения, что является несомненно актуальной педагогической задачей и определяет актуальность настоящей работы.

Цель научного исследования: выделить базовые компоненты в структуре профессионального мировоззрения будущих юристов, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных юридических задач.

Задачи исследования:

- проанализировать различные научные точки по теме исследования с целью определения базовых компонентов в структуре профессионального мировоззрения, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных юридических задач;

- выделить качественные критерии профессионального мировоззрения будущих юристов;

- рассмотреть роль использования хорошо оснащенных учебных полигонов, а также возможность взаимодействия с носителями практического опыта (ветеранами) как средство интенсификации процесса обучения, направленного на формирование профессионального мировоззрения будущих юристов;

- предложить диагностирующие критерии развитости профессионального мировоззрения, что станет основой создания модели формирования профессионального мировоззрения на основе личностно-развивающего подхода.

Объект исследования: базовые компоненты в структуре профессионального мировоззрения, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных юридических задач.

Методы исследования: при подготовке статьи автором изучался имеющийся педагогический опыт по теме исследования, проводился анализ литературных источников, контент-анализ, изучение образовательной практики, систематизация и обобщение полученных выводов.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточной научной проработанностью вопросов формирования профессионального мировоззрения будущих юристов, отсутствием диагностирующих критериев развитости профессионального мировоззрения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией педагогического знания о профессиональном мировоззрении юристов, необходи-

мостью создания модели формирования профессионального мировоззрения на основе личностно-развивающего подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, предложенные базовые компоненты в структуре профессионального мировоззрения будущих юристов, а также выделенные диагностирующие критерии позволят в значительной мере интенсифицировать процесс обучения, направленный на формирование профессионального мировоззрения будущих юристов.

Особенностью современного юридического образования является его академичность. Учебный материал по различным юридическим дисциплинам излагается в идеальной форме, будь то примеры конкретного уголовного дела или материалы гражданского иска. Учебные юридические задачи, как правило, предполагают конкретное и однозначное решение и часто обусловлены примитивными условиями. Такой подход позволяет получить «идеальные» знания.

Однако реальная юридическая практика несколько иная. Она запутана, неоднозначна, казуальна, часто включает в себя вопросы различных отраслей права. Даже самое простое, на первый взгляд, одноэпизодное дело может вылиться в уголовное дело в отношении группы лиц. Гражданский иск может при внимательном рассмотрении затрагивать несколько смежных норм. Здесь критерием профессионализма юриста будет являться его способность увидеть эту сложность, распутать и доказать иные эпизоды или обстоятельства дела.

Современная юридическая практика многосубъектна, так как в ней задействовано множество граждан, должностных лиц (экспертов), прокуроров, судей, адвокатов, потерпевших и обвиняемых, в том числе и юридических лиц. И в этом многообразии мнений, суждений, которые юрист обязан изучить и учитывать, он должен соблюсти не только принципы законности, но и сохранить абсолютную уверенность в правильности своих суждений и решений. Он должен понимать всю полноту ответственности, которую государство возлагает на него, доверяя решение судеб людей. Естественно, что такой юрист должен обладать не закрытой формой мышления, а быть готовым самообразовываться, быстро адаптироваться к изменениям законодательства, обладать рефлексивными качествами [1]. Здесь, конечно, хотелось бы сказать, что такой юрист должен обладать жизненным и профессиональным опытом, но, к сожалению, мы не можем оперировать такими категориями ввиду отсутствия такового у молодых людей. А значит, педагогическая задача формирования таких качеств сегодня особенно актуальна. Для решения этой педагогической проблемы необходима организация целенаправленного и грамотно организованного процесса обучения, использующего все имеющиеся современные средства педагогики.

В то же время анализ литературы убеждает нас в том, что единого подхода к определению структуры профессионального мировоззрения, да и собственно определения данному понятию, еще не найдено. Существует достаточно множество точек зрения на этот счет.

Так, наиболее часто употребляемым и обсуждаемым в научной литературе определением профессионального мировоззрения является мнение Т.С. Туркиной. Она определяет профессиональное мировоззрение как совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда [7]. Безусловно, есть ряд точек зрения, когда авторы определяют профессиональное мировоззрение через личностные характеристики индивида или через видение картины мира через призму профессиональной деятельности [6; 8]. Т.Н. Громова определяет юридическое мировоззрение как комплексную систему чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанную на определяющей роли права и законности в социальной жизни [3].

Анализ научных точек зрения позволяет нам сделать вывод о том, что профессиональное мировоззрение - это, прежде всего, особая способность формировать свое мышление и отношение к различным профессиональным ситуациям на основе объективного отражения мира, в свободе от академического опыта, сформированного в ходе обучения, которое преобразуется в систему жизненных и профессиональных ориентиров и убеждений. Здесь нельзя не отметить уро-

вень сформированности профессионального мировоззрения, которые выделяет И.Я. Лернер - это устойчивость системы ценностей (способность применения мировоззренческих знаний, убеждений, принципов в конфликтных, проблемных ситуациях) [5].

Для юриста такая устойчивость ценностей, убеждений и принципов особенна важна. Особенность этой профессии в том, что преимущественно юрист служит обществу и государству. Поэтому именно критерий служения должен подавлять такие проявления, как желание (отомстить, присвоить, наказать и т. п.).

В структуре профессионального мировоззрения будущего юриста можно выделить качественные критерии, которые можно разделить по такому основанию, как последовательность формирования:

1. Глубокое понимание главенства закона. Предполагает единообразие в трактовке норм права и равенства всех участников правоотношений перед законом.

2. Объективность и справедливость любого судопроизводства. Будущий юрист должен всецело стремиться быть беспристрастным и объективным в решении профессиональных задач.

3. Сформированное правосознание и глубокое уважение к закону. Прежде всего, это осознание юристом своих прав и обязанностей перед законом, государством и обществом. Полагаем, что это является основой профессионального мировоззрения будущего юриста.

4. Цениость ура г и рвобадчеловека и гражданина. Праву и свободы не оочужоуаемьI. а значка, юряст оолженгараноичоьатьв свверарофоссасналиноС доетьльносон неьаккжгюемтьсу уовн фукжовеьуалуник еровьоа. еСаспеочобс овщуту это пень.

5. Профоссионааьнаяыжа Учитывьи оо.уто нооферсияюрисоааеракте-овь.ется выуагвь вероятноооню со.евоов, кoсПлвгсныxастcжциа сыблвздеооб отьнуыкихоорм оаебеоно снжно.

6. Коллбгнвлвносто и cасссмкичвeона. Югиgироскаариaкти1^с9ка^озм^т^б Оако^сззличных под.сзд^.пенв.!. еуфжб. оо^с^рыедорнсаютун ьыобчиxоезгавта-тов толь ко бллгодаря по сто яссо-куе высонж степипрэффешв н омркзо и модь.-аосвю.

н. ;^ввс^^-^с^м1неет^(гмлбг^сзИ ьпстью лиротокнренис юси-

во<-ь, Работав с чжпличкиlмв слмоми непcллння, авбEпунncк заcaщтщовнlымьl онв дбсь-нкl с 00аЮ0Йжпeпeньюoстосожвжуас з внимaнкванзосывмтьизcepecсl отис

ЮЛСOKl

8. Культура. Будущий юрист должен обладать не только профессиональ-пек оо^льт yрой,нoсyвaжлоcкулпвжвсы.eцe нностест радицвв1зСщ е ства и населен ния, с юторымбурабоеооеВ уссюсыовмн о гoнжасан авзклссисa шом страны это вуоЛвнпo всвмииЗо

о. Овтовиосоь кeaмлббpмкoвaнзю. ПсдущнИюснсо дплжeнMыжтpо адапти-роватьмскрюмлкeпиоазезлоудaрельcунal oблaдaпкpeЖлогпивнымиыевоссввмз, весоoсйквроплмвтьоо и реооапкcк сыуогмлсвкя к вевнlшeспю пеефессвокально-гоуротс я.

1C.в^-Жбf)ми|cак^нн^я о/стсю11р^ив£:?л cнрсeоaсeкзоcтeо.сбвв(дeнив в н.ионп-соу. обздaонaяпо ^(^нмва нсашнссгаго и профессионального опыта.

Coкексннocть авианосные ср1тернон можсь оседотавит1=1иг^^нсос^(^^-^м виде, который отображает значимость практики в становлении профессиональ-^^oгoмивезлнaеоипр будущего юриста (рис. 1).

ис. 1. Критерии формирования профессионального мировоззрения оуд^мго ю^сна

Несомненно, повторяя тезис о том, что именно практическая деятельность, максимально приближенная к реальной профессиональной деятельности, является механизмом формирования будущего профессионального мировоззрения, мы должны сделать вывод о том, что преимущественно ведомственные учебные заведения наиболее близки к реализации этой задачи на этапе обучения своих курсантов и слушателей.

Это обусловлено постоянной вовлеченностью в профессию, начиная с первых курсов. Это и ношение формы, где у обучаемых вырабатываются стойкие нормы и правила поведения, и задействование на различных общественных мероприятиях, мероприятиях по поддержанию общественного порядка и безопасности, где обучаемые вовлечены в работу с населением. Нельзя не отметить и возможности взаимодействия с носителями профессионального опыта. Встречи с ветеранами позволяют формировать уважение к профессии, обмениваться опытом, проводить аналогии с существующей практикой и ее изменениями во времени, а также с учетом экономических и политических изменений в стране.

Но наиболее значимым критерием в возможности формировать профессиональное мировоззрение у обучаемых ведомственных вузов является наличие значительной материальной базы. Особенно следует выделить наличие учебных полигонов для отработки практических навыков по различным отраслям права.

Учебный полигон - это, прежде всего, подготовка к будущему прохождению практики. Это соединение воедино теоретического и приобретаемого эмпирического опыта в результате того, что обучаемый может реально «потрогать руками» в ходе своего обучения. Примерами могут служить различные виды полигонов. Например, учебное помещение (квартира) с воспроизведенной реальной обстановкой, в которой обучаемый должен произвести обыск. Эту задачу можно сколь угодно усложнять, добавив в нее граждан, проживающих в этом жилище, можно «усугубить» ситуацию, обыграв конфликт между сотрудником правоохранительных органов и гражданами в ходе обыска, можно создать тайники, которые должен отыскать в ходе проводимого обыска обучаемый. Существует возможность отработки служебных ситуаций применительно к профессии участкового, инспектора по делам несовершеннолетних, эксперта-криминалиста, сотрудника ГИБДД и т. п.

Следует отметить, что учебные полигоны не являются чем-то новым и реализующимися исключительно в ведомственных учебных заведениях. Примеров множество, полигоны создаются и для формирования навыков проведения археологической работы, навыков полета на самолетах, поездок на железнодорожном транспорте и т. п.

Иными словами, учебный полигон - это специально выделенное учебное помещение, оснащенное необходимыми средствами обучения для освоения конкретной учебной дисциплины, позволяющее сформировать первичные профессиональные умения и навыки обучающегося, отработать практические профессиональные навыки по конкретной профессии, подготовить обучающегося к производственной практике и, безусловно, стать одним из средств формирования профессионального мировоззрения. В данном контексте использование возможностей полигона - это вариант реализации контекстного обучения, которое определяется как обучение, в котором динамически моделируется содержание профессионального труда, создающее условия для превращения учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста, где в основу контекстного обучения заложено понятие «контекста», под которым понимается «ситуация», то есть система условий, побуждающих субъекта и опосредующих его активность [2].

Полагаем, что это позволит синтезировать методы и подходы к формированию мировоззрения будущих юристов, что станет основой создания модели формирования профессионального мировоззрения на основе личностно-развиваю-щего подхода, базирующегося на диагностирующих критериях развитости такого мировоззрения. Предполагаем, что такими критериями будут являться:

- развитость когнитивной сферы;

- сформированность нелинейного мышления;

- сформированность мировоззренческой сферы;

- готовность решать проблемы на теоретическом, прикладном уровне;

- готовность решать проблемы на уровне мировоззренческих проблем;

- готовность к самообучению и саморазвитию;

- готовность к совместному поиску решений в проблемной ситуации;

- готовность действовать в соответствии с установленными правилами;

- сформированные навыки рефлексии;

- сформированные навыки демократического оппонирования;

- сформированные навыки процедур демократического взаимодействия;

- сформированная шкала ценностей, убеждений, принципов и ориентиров.

Таким образом, формирование профессионального мировоззрения будущего юриста следует признать актуальной и значимой педагогической задачей, стоящей перед высшим образованием. Полагаем, что организацию педагогического процесса по формированию профессионального мировоззрения необходимо рассматривать как комплексный педагогический процесс, являющийся обязательной составляющей профессиональной подготовки в системе юридических вузов.

Библиографический список

1. Glendon M.A., Sheridan L.A., William P. Legal education. Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/topic/ legal-education.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г., Калашников В.Г Психология и педагогика контекстного образования. Москва: Нестор-История, 2018.

3. Громова Т.Н. Социально-исторические предпосылки формирования юридического мировоззрения. Современные исследования социальных проблем. 2015; № 5 (49): 155.

4. Зозуля А.А. Юридическое мировоззрение как атрибут и компонент правосознания. Юридические исследования. 2022; № 5: 88-96.

5. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7-10 классов. Москва, 1973.

6. Лопушенко А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009; № 4: 186.

7. Туркина Т.С. Формирование профессионального мировоззрения у студентов учреждений среднего профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012.

8. Шакин Д.А. Профессиональное мировоззрение vs мировоззрение профессионала. Современные проблемы науки и образования. Available at: http://scienceeducation.ru/ ru/article/view?id=30512.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Glendon M.A., Sheridan L.A., William P. Legal education. Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/topic/ legal-education.

2. Verbickij A.A., Larionova O.G., Kalashnikov V.G. Psihologiya ipedagogika kontekstnogo obrazovaniya. Moskva: Nestor-Istoriya, 2018.

3. Gromova T.N. Social'no-istoricheskie predposylki formirovaniya yuridicheskogo mirovozzreniya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2015; № 5 (49): 155.

4. Zozulya A.A. Yuridicheskoe mirovozzrenie kak atribut i komponent pravosoznaniya. Yuridicheskie issledovaniya. 2022; № 5: 88-96.

5. Lerner I.Ya. Ponyatijnyj sostav problemy formirovaniya kommunisticheskogo mirovozzreniya uchaschihsya. Problemy formirovaniya kommunisticheskogo mirovozzreniya uchaschihsya 7-10 klassov. Moskva, 1973.

6. Lopushenko A.Ya. Suschnosf, soderzhanie i struktura professional'nogo mirovozzreniya obuchayuschihsya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2009; № 4: 186.

7. Turkina T.S. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya u studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2012.

8. Shakin D.A. Professional'noe mirovozzrenie vs mirovozzrenie professionala. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://scienceeducation.ru/ru/article/ view?id=30512.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 659

Berdnikova E.N., Cand. of Sciences (Cultural Studies), Senior Lecturer, Head of Department of Media Communication Technologies, Saint Petersburg State Institute

of Cinema and Television (Saint Petersburg, Russia), E-mail: berdnikova.elina@yandex.ru

MEDIACOMMUNICATION AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF FILM INDUSTRY PROMOTION. The

article describes the role of modern media in the work of the film industry, as well as the change of the communicative paradigm in promotion from text to visual. It is the visual field of modern social networks that forms the cultural identity of society, as well as contributes to the emergence of new social roles of users involved in both the creation and distribution of content. The article highlights the variety of tools available in the arsenal of social media - from targeted advertising and integration into organic content to influencer marketing and interactive campaigns. Ultimately, the work focuses on the fact that understanding the specifics of each social platform, the art of establishing interactions with the audience and creating engaging content are determining factors in the desire of film production organizations to achieve rapid and significant results in their marketing efforts. The text highlights the way the visual content of social networks currently contributes to the formation of cultural identity of various groups in society.

Key words: film industry, social media, promotion, media culture, media space, consumer behavior

Э.Н. Бердникова, канд. культурологии, доц., зав. каф. медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института

кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, Е-mail: berdnikova.elina@yandex.ru

МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ КИНОИНДУСТРИИ

В данной статье описывается роль современных медиа в работе киноиндустрии, а также смена коммуникативной парадигмы в продвижении с текстовой на визуальную. Именно визуальное поле современных социальных сетей формирует культурную идентичность общества, а также содействует появлению новых социальных ролей пользователей, задействованных как в создании, так и в распространении контента. Статья освещает многообразие инструментов, доступных в арсенале социальных медиа - от целевой рекламы и интеграции в органический контент до инфлюенсер-маркетинга и интерактивных кампаний. В конечном счете в статье делается акцент на том, что понимание специфики каждой социальной платформы, искусство налаживания взаимодействий с аудиторией и создание вовлекающего контента являются определяющими факторами в стремлении кинопроизводственных организаций достичь быстрых и значительных результатов в своих маркетинговых усилиях.

Ключевые слова: кинокомпания, киноиндустрия, социальные медиа, продвижение, медиакультура, медиапространство, потребительское поведение

Современное общество характеризуется прогрессирующим ускорением и глобализацией коммуникаций в социальной сфере. Средства массовой информации и социальные сети актуализируют проблемы всего общества, а человек ежедневно потребляет огромное количество разной информации. Медиасреда влияет на людей, и это воздействие в XXI веке просто неизбежно. Сегодня нашу жизнь уже невозможно представить без социальных сетей и современных медиа [1, с. 80]. Поведение потребителей контента сильно изменилось - киноиндустрии, которая традиционно работала в офлайне, пришлось перестраивать все свои процессы под онлайн. В связи с этим приоритетными направлениями развития области информационных и цифровых технологий сегодня считаются искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, распространение 5G, виртуальная и дополненная реальность, «большие данные», облачные хранилища, стриминг и/или потоковое мультимедиа (англ. streaming media) [2], а для контекста киноиндустрии - это онлайн-кинотеатры.

Актуальность работы определяется важностью влияния медиасреды на современное общество, а также прогрессирующим ускорением и глобализацией коммуникаций в социальной сфере. Средства массовой информации и социальные сети актуализируют проблемы всего общества, а человек ежедневно

потребляет огромное количество разной информации. В процессе исследования было выяснено, что визуальный контекст является актуальным на сегодняшний день, так как современной медиакультуре присущи следующие черты: информационная емкость, оперативность транслирование смыслов и образов и, наконец, доступность в их декодировании. В этом плане кино - одно из самых популярных в мире средств массовой коммуникации и развлечений. Киноиндустрия предлагает широкий спектр жанров и может рассказывать истории, передавать эмоции, находить новые способы выражения и исследовать различные аспекты жизни человека и общества. В медиапространстве массово распространяются визуальные образы, производство и потребление их становится все более доступным и демократичным, визуальные коммуникации, в свою очередь, оказывают значительное влияние на формирование потребительского поведения, мышления и совершение целевых действий, благодаря чему происходит заполнение контента, производимого разными медиа, визуальными нарративами [3, с. 120].

Цель и объект исследования. Недостаточная осведомленность кинопроизводителей различного уровня о новых трендах и тенденциях визуализации киноконтента в социальных сетях приводят к тому, что вся кинопродукция в Интернете выглядит одинаково и не имеет своей идентичности. Многие компании осознают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.