ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 347.96:377.09
Е. Н. Соколова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЮРИСТА
Основными психологическими проблемами становления юриста как профессионала являются: учет личностных особенностей абитуриентов при приеме в юридические вузы; становление отношения будущих юристов к морально-психологическим особенностям профессиональной деятельности; формирование социальной и интеллектуальной зрелости личности будущего профессионала. Предлагаются основные направления для решения ряда обозначенных выше проблем.
The main problems of establishment of a lawyer as a professional are: account of personality traits of enrollees in law school admission; formation of potential lawyers' attitude to moral-and- psychological characteristics of professional activity; formation of social and intellectual maturity of personality of a future professional. The key directions for solving a number of the above-mentioned problems are provided in the article.
Изменения, происходящие как в общественной жизни, так и в сознании любого человека, способствуют появлению в сфере подготовки специалистов идей и концепций, в которых отражается понимание радикального характера происходящих перемен. Большое внимание в настоящее время уделяется подготовке будущих юристов и их становлению как профессионалов. Основными задачами юридического образования в вузе, на наш взгляд, должны быть не только подготовка высокопрофессиональных юристов и правоведов, но и отслеживание основных этапов продвижения будущих юристов к профессионализму, а также параллельно происходящих изменений личностной сферы. Ведь выяснение движущих мотивов, ценностных ориентаций и целей позволяет судить о профессиональной перспективе будущего специалиста.
Одним из направлений решения обозначенных задач является трансформация целей образования (отход от недиагностичной области) и перестройка учебного процесса таким образом, чтобы преподавание дисциплин позволяло свести к минимуму низшие проявления человеческой природы (бездуховность, пренебрежение этическими нормами общества, отсутствие интереса к людям и жизни, и т. д.). Любой дипломированный: специалист должен отвечать таким качествам: следовать этическим нормам общества, проявлять интерес к людям и жизни, обладать такими качествами, как духовность, толерантность и др. Подобным же
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 95 — 99.
96
Е. Н. Соколова
образом представляют себе цели и задачи образования и ряд других исследователей. Л. Попов, высказывает мнение, что стержнем всего воспитательного процесса вузовской подготовки будущих профессионалов является формирование нравственной культуры, без овладения основами которой трудно представить себе «классного специалиста», у которого нравственная культура становится одним из основных компонентов культуры профессиональной [4, с. 55]. В. Айнштейн в своей статье «О проблеме воспитания в вузе» делает акцент на воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью [1]. Все упомянутые точки зрения так или иначе сходятся в первую очередь в том, что цель современного образования — формирование личности культурной, морально подготовленной. Данная цель достижима при учете специфики содержания и технологии образовательного процесса в вузе.
Сущность образования XXI века — это его фундаментальность. Ранее большую роль в процессе вузовской подготовки специалистов отводили основным узкоспециализированным дисциплинам по каждой специальности. Однако опыт показывает, что подобный подход себя исчерпал, необходимы новые принципы отбора и передачи профессионально значимых, содержащих морально-психологическую составляющую, знаний.
Новые образовательные стандарты и технологии должны содержать гуманистическую функцию, что подразумевает целостность, системность профессиональной подготовки будущего специалиста-юриста, морально-психологическую направленность в обучающей деятельности юридических вузов. Решающая роль в становлении личности будущего юриста (правоведа) как профессионала отводится гуманистической стороне образовательного процесса, что выражается в усилении позиции обращения к человеку и человеческим ценностям, углубления духовности, целенаправленного внесения в обучение вопросов нравственности и профессиональной культуры не только при изучении специальных учебных дисциплин, но и других, юридической направленности, а также учет потребностей и интересов обучаемых с целью подготовки специалиста-интеллигента, способного эффективно решать профессиональные задачи.
Одна из психологических проблем становления юриста как профессионала — это учет личностных особенностей абитуриентов при приеме в юридические вузы. Общеизвестно, что качество подготовки выпускников юридического вуза в решающей степени зависит от того, кого приняли на первый курс. Это связано с тем, что высшая школа все чаще сталкивается с проблемой незавершенности развития качеств личности, которые должны быть уже в достаточной мере сформированы предшествующими субъектами воспитательного процесса (например, семьей, школой, различными коллективами). Сегодня острее ощущается необходимость серьезной коррекции результатов прежнего воспитания вчерашнего абитуриента. Исключение составляют студенты, поступившие в вуз после службы в армии, проработавшие в практических органах внутренних дел или в гражданских трудовых коллек-
Профессиональное становление юриста
тивах, и у большинства из них уже сформированы нравственные убеждения, определенные профессиональные установки. Но когда мы говорим о студентах юридических вузов — вчерашних школьниках, необходимо учитывать то, что процесс их нравственного созревания не завершен, не говоря уже об отсутствии профессионализма [2, с. 36].
Вторая психологическая проблема — становление отношения будущих юристов к морально-психологическим особенностям профессиональной деятельности. Периодом, характеризующимся повышенным интересом к моральным проблемам, в том числе и профессиональной деятельности, является, по мнению ряда ученых (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. В. Петровский), возраст 18 — 20 лет — то есть время обучения в вузе. Этот период обусловлен вступлением молодежи в студенчество, т. е. вступлением в определенные мобильные группы, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [3]. Большинство психологов относит данный возраст ко второму периоду юности или первому периоду зрелости (А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.), которому свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность. Психолого-педагогическая характеристика обучаемых в вузе отмечает две тенденции, определяющие этот возрастной период: повышенный интерес к собственной личности, самопознанию и самовоспитанию и стремление к расширению социальных связей.
Третью психологическую проблему можно определить как формирование социальной и интеллектуальной зрелости, что предполагает не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а следовательно, и социально полезной личностью. Именно поэтому в период обучения в вузе заметно укрепляются те качества, которые отличают юриста как профессионала и которых не хватало в полной мере в старших классах, — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива.
Процесс формирования обучаемого контингента юридического вуза значительно решает ряд социальных проблем, оказывающих влияние на стабильность в обществе: повышение образовательного и правового ценза, интеллектуального, культурного развития, реальной защиты молодежи.
Для формирования юриста как профессионала большая роль на стадии допрофессионализма отводится школам и системе специализированных юридических классов, которые регулируют поток абитуриентов в юридические вузы. Их значимость выражается в следующем:
1) определяется профессиональная пригодность к работе юриста (правоведа) при помощи психологического тестирования, которая в специализированных классах может подкрепляться длительным наблюдением, общением с будущим абитуриентом;
97
98
Е. Н. Соколова
2) появляется возможность сформировать морально-психологическую готовность к учебе в юридическом вузе, морально-психологические умения и навыки, которые будут востребованы с первых дней обучения в соответствующем вузе;
3) повышается авторитет школы, рекомендация которой становится реально важным документом;
4) отбор еще в школе, несмотря на предварительность, значительно уменьшает попадание случайных претендентов в число обучаемых юридического вуза.
Ведь в юридическую практику не должны приходить случайные люди, которые, не обладая необходимыми как коммуникативными, так и специальными умениями и навыками, могут навредить людям своей профессиональной некомпетентностью. И это тоже одна из важных психологических проблем.
Равная степень ответственности за подготовку юристов как будущих профессионалов ложится как на школы, так и вузы и выражается в профориентации, отборе, подготовке и адаптации будущих юристов и правоведов к реалиям профессиональной деятельности.
Проблемы профессионального отбора и профессиональной ориентации в настоящее время занимают одно из главных мест в прикладных психологических исследованиях. Многие авторы указывают на взаимосвязь особенностей личности, правильности выбора профессии и успешной профессиональной деятельности [5, с. 57].
Решение ряда вышеобозначенных проблем можно предложить следующими направлениями.
При формировании юридических классов целесообразно их комплектование осуществлять с учетом профессиональных склонностей и интересов подростков. Отличительными особенностями учебновоспитательного процесса в этих учебных группах должна быть не только юридическая направленность обучения, но и предварительная морально-психологическая подготовка к деятельности юриста (правоведа).
Тесная корреляция между заинтересованным, адекватным выбором профессии и становлением юриста как профессионала установлена многими исследователями. Причем уровень корреляции тем выше, чем сложнее этот вид деятельности и чем выше требования системы самосовершенствования. Вполне закономерно, учитывая уровень корреляции, проводить специальную профессионально-психологическую подготовку по двум направлениям. Первое предполагает проведение занятий, которые посвящены непосредственно вопросам использования полученных знаний для соблюдения законности с детальным анализом конкретных ситуаций нарушений, причин, условий и факторов, которые им способствуют. Второе подразумевает овладение методами самонаблюдения, самоанализа, саморегуляции, снятия психологической усталости, формирования устойчивости к провоцирующим факторам среды, профессиональной деформации [6].
Несомненно, ведущее место в ряду реализации этих направлений принадлежит практической деятельности, которая в Сибирском феде-
Профессиональное становление юриста
ральном университете осуществляется в пробе студентами своих знаний и умений в направлениях Юридической клиники. Этот процесс обязательно должен быть обеспечен адаптационной базой: четкой научной и практической подготовкой, подкрепленной полноценной стажировкой по завершению обучения.
Изучение закономерностей формирования юриста (правоведа) как профессионала в последовательности «школьник» — «студент» — «специалист» может быть помощью в создании научного основания педагогики профессионального прогнозирования.
Несмотря на то что обучение в юридическом вузе вносит в формирование специалистов решающий вклад и этот период совпадает с наиболее интенсивным этапом развития человека, профессиональное прогнозирование может захватить цепь «школьник — специалист» в различных вариациях. Например, могут быть рассмотрены мотивы выбора профессии, интересы, склонности и способности профессиональной пригодности как компоненты формирования профессионализма т. е. главными составляющими профессиональной направленности ученика, абитуриента, обучаемого и, наконец, специалиста. Но это другая плоскость обозначенного проблемного поля, позволяющая продолжить разговор в перспективе.
Ключевые слова
Психолого-педагогические проблемы, цели и задачи профессионального образования, профессиональное становление юриста, профессиональный отбор, профессиональная ориентация.
Список литературы
1. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. № 3.
2. Катаев Н. А. Некоторые аспекты профессионально-нравственной подготовки пенитенциарных работников / / Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 1996.
3. Педагогика высшей школы / Отв. ред. чл.-кор. АПН СССР Ю. К. Бабанский. Ростов н/ Д, 1972.
4. Попов Л. Воспитание без этики? // Высшее образование в России. 1996.
№ 3.
5. Рогомский С. П., Петраков Е. Д., Зубарев А. Н. Изучение личности курсантов военных училищ // Военно-медицинский журнал. 1981. № 3.
6. Соколов И. И. Психологические аспекты воспитания у слушателей ответственного отношения к соблюдению законности в профессиональной деятельности // Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 1996.
Об авторе
Е. Н. Соколова — канд. психол. наук, доц., Сибирский федеральный университет; E-mail: [email protected]