Научная статья на тему 'Инновационное образование и проблемы развития профессионализма специалиста-юриста'

Инновационное образование и проблемы развития профессионализма специалиста-юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL JURIDICAL EDUCATION / COMPETITIVE SPECIALIST / INNOVATIVE ACTIVITY / INTEGRATIVE-MODULAR EDUCATIONAL SYSTEM / SYSTEM APPROACH / LEGAL CULTURE / MORAL CULTURE / FUNCTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрин-плотницкий Вячеслав Иосифович

На методологическом уровне рассматриваются аспекты становления профессионализма будущих юристов в условия инновационного многоуровневого высшего образования. Анализируются такие понятия, как инновационное образование, профессия, профессионал, специалист, профессиональная деятельность, профессионализм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрин-плотницкий Вячеслав Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative education and professionalism development problems of an expert-lawyer

Aspects of professionalism formation of future lawyers under conditions of innovative multilevel higher education are examined at a methodological level. Analysis is given for such concepts as innovative education, profession, professional, specialist, professional activity and professionalism

Текст научной работы на тему «Инновационное образование и проблемы развития профессионализма специалиста-юриста»

В. И. Ноздрин-Плотницкий

(Минск, Беларусь)

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТА-ЮРИСТА

В статье на методологическом уровне рассматриваются аспекты становления профессионализма будущих юристов в условия инновационного многоуровневого высшего образования. Анализируются такие понятия, как инновационное образование, профессия, профессионал, специалист, профессиональная деятельность, профессионализм

Образование является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. Многие исследователи считают, что образование переживает глубокий кризис. Суть кризиса состоит в том, что подготовка кадров обращена в прошлое, а не в будущее, носит поддерживающий, а не опережающий характер (О. В . Д олженко, В. Е . Шукшунова и др.). Поддерживающее образование - это такой вид учебной деятельности, который направлен на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Традиционным является занятие, в ходе которого преподаватель передает знания, формирует умения и навыки.

Вместе с тем новые социально-экономические условия требуют от современного специалиста владения приемами и видами квалифицированного труда, знаний в области права, экономики, психологии, экологии, умения на высоком уровне профессионализма пользоваться современными информационными технологиями.

Рыночная экономика требует инновационного образования, которое могло бы формировать у обучаемых способности к самообразованию как деятельности, направленной в будущее, воспитывать у них социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах. Инновационное образование - это такой вид учебной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление у обучающихся внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику с целью созда-

ния нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя и, как результат - улучшения качества жизни. Такой тип образования формирует ориентацию студентов на проблемные ситуации, возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом. Ставится задача не просто усваивать предлагаемый профессорско-преподавательским составом материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Переход на инновационное образование предполагает реформу всех сторон образования: содержания, методики обучения, организации учебного процесса, материальной базы и т.д., а также разрешения ряда противоречий: между ограниченными сроками обучения и растущими объемами информации, необходимыми для жизни и труда; между углубляющейся специализацией в подготовке кадров и повышением требований к их общей и профессиональной культуре; между классическими методами преподавания, основанными на непосредственном общении тех, кто учится, и тех, кто учит, и новыми информационными технологиями (В. А. Беликов, В. А. Извозчиков, Г. Н. Сериков и др.).

В основе инновационного образования в вузе должны лежать интересы студентов, оно призвано обеспечить максимально полный учет их способностей и индивидуальных запросов. Это одно из ведущих положений личностно ориентированного подхода, который необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей образования и подготовки кадров, ко-

гда на первом плане должно находиться развитие. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования должна одновременно обеспечивать и создание условий для самореализации личности.

Исследование показало, что образовательные стандарты не обеспечивают осознания выпускниками реальных связей между социальными и профессиональными целями, изменяющими позитивные внутренние позиции самих выпускников. Введение инновационного образования, новых информационных технологий в учебный процесс в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования позволяют обеспечивать поэтапное продвижение личности в профессиональной деятельности. Выявление и реализация внутренних связей между социальногуманитарными, естественно-научными, общепрофессиональными и специальными знаниями, умениями и профессиональными навыками, теоретическим обучением и практической подготовкой, более оперативное внесение изменений в содержание стандартов направлены на поэтапное формирование профессионализма деятельности у студентов по стадиям и ступеням обучения в вузе. Эти факторы влияют на качество профессионального образования, которое обеспечивает конкурентоспособность, компетентность, профессионализм, образованность, умение ставить проблемы и разрабатывать проекты по их решению, культурное и нравственное развитие, профессиональную мобильность, готовность корректировать профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия (организации), заниматься самообразованием и самосовершенствованием в течение всей жизни.

В условиях социальных перемен, перепроизводства юридических кадров современный специалист должен выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда. Исследование показало, что основными факторами, влияющими на трудоустройство работника, являются способность к сотрудничеству, самообучению и самосовершенствованию, высокая профессиональная мобильность, универсализация работника.

Внедрение инновационного образования вносит изменения и в содержание понятий и категорий педагогики. Для раскрытия понятия «профессионализм» необходимо выяснить, что означают понятия «профессия», «специалист», «профессионализм», так как именно они раскрывают основную суть профессиональной деятельности.

Единого определения понятия «профессия» не существует, оно многозначно: «профессия» - общность всех людей, занятых данным видом труда» [14]; род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [4]; основной вид занятий, трудовой деятельности [7]; это приобретенный в процессе обучения и воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений и навыков, способностей и убеждений человека, являющийся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве [13, с. 642. В комментарии к трудовому кодексу Республики Беларусь «профессия» определяется как род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков, приобретенных путем обучения и практического опыта [5, с. 8]. Как отмечает академик РАО А. П. Беляева, «профессия» не только вид деятельности, она трансформирует социально-профессиональное становление, социально-психологическое самоопределение, культурное развитие, эмоциональное состояние, потребностно-оценоч-ную востребованность [2, с. 59].

Перечисленные значения понятия «профессия» в совокупности раскрывают социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую сущность профессии как сложного многопризнакового явления, обусловливающего профессиональную деятельность субъекта труда.

Новые социально-экономические условия предъявляют и новые требования к системе профессионального юридического образования: демократизация управления образовательными инновационными системами; удовлетворение потребности личности в дифференцированных образова-

тельных услугах на основе гуманизации образования; многоуровневость профессионального инновационного юридического образования на основе создания интенсивных, гибких инновационных систем обучения; подготовка и переподготовка специалистов с ориентацией на требования мировой экономической системы, международный рынок труда.

Как соотносятся между собой профессия и профессиональная деятельность? Профессия - это индивидуальная форма, в которой человек реализует свою деятельностную сущность. Содержание этой формы составляет профессиональная деятельность. Понятие «профессиональной деятельности» двуедино. С одной стороны, им обозначается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. В этом понимании профессиональная деятельность выступает как объективированный способ деятельности, не зависимый от человека. С другой стороны, процесс включения человека в сложный вид деятельности, обретение им профессии есть не что иное, как превращение нормативно установленного способа деятельности в индивидуальный, субъективированный вид деятельности. Так, профессиональная деятельность юриста привлекает к себе пристальное внимание со стороны общества, так как она в первую очередь связана с защитой прав и интересов граждан, обеспечением безопасности личности, общества и государства. В процессе выполнения должностных обязанностей юрист зачастую стоит перед проблемой морального выбора и, как следствие, принятием приемлемого решения с точки зрения норм права и морали. Во многом это связано с множественностью проблем как правового, так и нравственного характера, порожденных спецификой целей, форм, методов и средств его деятельности. Безусловно, профессия требует от юриста порядочности, ответственности, честности; уважительного и внимательного отношения к человеку, стремления разобраться в его душевном состоянии, проникнуться его про-

блемами, учитывать уровень развития своего клиента и т.д.

Деятельность является профессиональной, если она включает интеллектуальные операции; основывается на научных знаниях, обучении, самообучении и самосовершенствовании; используется в четко определенных социальных целях и направлена на общественное развитие; предполагает высокую степень автономии как для человека, который её выполняет, так и для группы людей, представляющей данную профессию; если в ней присутствует высокая степень ответственности за свои действия.

Наряду с понятием «профессия» используется понятие «специалист», которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной профессии. «Специалист» -это человек, обладающий специальными знаниями в какой-либо отрасли науки или техники, представитель какой-либо специальности» [11, с. 221]; это работник в области какой-нибудь определенной специальности [7, с. 754]; это человек, профессионально владеющий какой-нибудь специальностью; мастер в каком-либо деле; знаток в чем-либо [4, с. 1247]; это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии [201, с. 18]; это человек, профессионально владеющий какой-либо специальностью, обладающий специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства [12, с. 500]. Анализируя эти точки зрения, можно констатировать, что во всех случаях речь идет о подготовленной личности.

Основным понятием, которое характеризует специалиста, является качество рабочей силы. Оно определяется как совокупность свойств человека, которая проявляется в процессе труда и включает в себя квалификацию и личностные характеристики работника. Единого определения квалификации нет. Квалификация - уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности [10]. Квалификация отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде - и определяет ее специаль-

ный статус. С. Я. Батышев выделяет понятия «ступень квалификации» и «уровень квалификации». Ступень квалификации -этап подготовки профессиональных кадров в системе профессионального непрерывного образования. Уровень квалификации -степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации [9, с. 498]. В. С. Безрукова вводит понятие «профессиональная квалификация» - это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности [1, с. 20]. Комментарий к трудовому кодексу Республики Беларусь понятие «квалификация» определяет следующим образом: «Квалификация - уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, свидетельство, диплом и т.д.) [5, с. 8]. Квалификацию определяют как показатель или критерий уровня подготовки человека к деятельности в определенной отрасли труда, который должен учитывать как количественные, так и качественные характеристики [3].

Квалификация юриста - это совокупность знаний, умений и навыков для выполнения организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспертно-аналитической деятельности в области правоведения. Юрист должен иметь высокий уровень социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, практических навыков и умений. Имея фундаментальную научную и практическую подготовку, юрист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития, основы мировой и отечественной культуры, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании. К личностным характеристикам юриста от-

носятся его физиологические и социальнопсихологические особенности, нравственные и моральные качества: состояние здоровья, достоинство, честь, долг и т.д., а также его адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, профессиональная ориентированность и профессиональная пригодность. Качество труда юриста изменяется под воздействием изменений в содержании труда, форм и методов его оплаты, юридической защищенности работника на рынке труда, стабильности профессиональной жизни и карьеры, конъюнктуры рынка труда.

Значительную трансформацию претерпевают требования к профессиональным знаниям юристов в условиях инновационного образования. Подготовка юристов должна быть мобильной - это означает учет, мировых достижений и тенденций в подготовке юридических кадров; проблемно- и практико-ориентированной, с высокой общей и профессиональной культурой; ставящей перед студентами задачи самостоятельно добывать знания для решения поставленных профессорско-преподавательским составом учебных и в последующем профессиональных задач. В подготовке высококвалифицированных юридических кадров необходимо использование новых информационных технологий. Инновационное профессиональное образование юристов предусматривает обязательность междисциплинарных связей, высокой общей и профессиональной культуры, нравственных качеств личности юриста; предполагает тесное взаимодействие научного и образовательного компонента в подготовке, оно должно носить исследовательский характер. Важное значение имеет освоение профессорско-преподавательским составом методологии преподавания, включающей организационный, воспитательный и контролирующий блоки.

Ведущим методологическим ориентиром для формирования личности юриста является категория «профессионализм» как главное качество человека, которое обеспечивает удовлетворение трудом и его результатом. Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности, требующей

постоянного систематического совершенствования.

Единого определения понятия «профессионал» нет. Под понятием «профессионал» понимают специалиста, показывающего стабильно в течение продолжительного времени высокие результаты в профессиональной сфере деятельности [8]; это человек, который занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией [7, с. 626]; тот, кто сделал какие-либо занятия, деятельность своей профессией [4, с. 1035].

Профессионал должен владеть уникальными способностями, что позволяет ему осуществлять межпрофессиональное взаимодействие, корректировать цели и задачи своей деятельности в связи с изменением внешних условий ее реализации. В настоящее время категория «профессионал» структурно и содержательно не отработана и наиболее эффективные пути к профессионализму остаются непроясненными. Однако анализ социокультурной ситуации свидетельствует о востребованности профессионалов обществом.

Новые социально-экономические условия, современные тенденции развития общества, в том числе и тенденции формирования профессионализма, связаны с ориентацией на усиление профессиональной подготовки будущего юриста. Они выражаются в формировании высокопрофессиональных умений и навыков при наличии глубокого мироощущения, воспитания моральных и нравственных качеств личности юриста, психолого-педагогической, естественно-научной, общепрофессиональной и специальной подготовки и формирования высокоморальных аспектов личности на основе акмеологических подходов, которые опираются на объективные и субъективные факторы, овладение профессиональным долгом и профессиональной честью. К объективным факторам относится качество полученного образования и воспитания, к субъективным - талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать профессиональные задачи.

В соответствии с тенденциями развития профессионального юридического об-

разования необходимой предпосылкой формирования и развития профессионализма юриста является разработка системы теоретических положений, раскрывающих сущность понятия «профессионализм», его структуру, соотношение со смежными понятиями, социальные функции. Отсутствие такой системы тормозит разработку концептуальных и методологических подходов к управлению процессом развития и формирования профессионализма деятельности юриста, в результате чего управленческие воздействия носят узкий, неинтегрированный характер, не достигают требуемого результата.

Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности и основывается на взаимодействии личных способностей, мотивов, общей и профессиональной культуры, нравственных и моральных качеств, использовании новых информационных технологий в учебном процессе, социальнопрофессиональных ориентаций, определяющих отношение к труду.

Исследование показало, что эти положения раскрывают сущность понятия «профессионализм» в специальности «правоведение». Так, для реализации профессионально-личностной модели выпускника вуза по юридической специальности необходим комплекс организационно-педагогических условий формирования юриста. Комплекс организационно-педагогических условий представляет собой совокупность необходимых и достаточных мер, отражающих организационный, научно-исследовательский, научно-педагогический, методический, психолого-педагогический, дидактический и кадровый аспекты.

Под профессионализмом юриста понимается не просто высший уровень знаний, умений и профессиональных навыков в данной области, а определенная системная организация сознания психики, которая включает компоненты: свойство личности человека как субъекта профессиональной деятельности; отношение к себе, к людям, к деятельности; эмоциональность, креативность, представление о сочетании нравственных, личных и профессиональных ка-

честв; высокий уровень общей и профессиональной культуры; информированность о профессии; теоретические знания (социально-гуманитарные, естественно-научные, общепрофессиональные и специальные); психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены), психологические трудности и нагрузки в данной профессиональной области.

Развитие профессионализма происходит через выполнение юристом большего числа функций, когда совмещается целый комплекс социальных знаний и трудовых функций путем расширения видов деятельности. Профессионализм юриста заключается в быстроте приспосабливаемости к новым условиям труда и требованиям производства, в высоком уровне общей и профессиональной культуры, высокой пластичности умений и профессиональных навыков, обеспечивающей регулировки и перестройку всей деятельности. Профессионализм юриста проявляется в свободном оперировании знаниями, умении анализировать свою профессиональную деятельность, находить причины, давать им объяснения; способность решать профессиональные задачи определенной степени сложности характеризует уровень профессионализма.

В новых социально-экономических условиях, исходя из целей непрерывного многоуровневого профессионального юридического образования, требований к личностным качествам выпускника юридического факультета вуза и уровню их квалификации, наиболее результативной представляется личностно-ориентированная

модель. Она предполагает определения индивидуальной траектории развития специалистов по специальности «правоведение». Поэтому формирование профессионализма деятельности юриста основывается на взаимодействии личностных способностей, мотивов, интересов, социально-профессиональных и культурологических ориентаций, определяющих отношение работника к труду. В вузе обеспечение формирования социальных и профессиональных свойств личности будущего юриста обусловлено непрерывным профессиональновоспитательном процессом взаимосвязи «среда - объект - труд - культура - нравственность - профессионализм - система норм и ценностей».

Таким образом, исследование показало, что профессионализм юриста необходимо понимать как комплексное понятие, которое включает в себя совокупность личностных, нравственных и моральных качеств, высокий уровень общей и профессиональной культуры, социально-профессиональных ориентаций, определяющих отношение юриста к труду, общечеловеческие и профессиональные ценности, соотношение творческого и нетворческого в труде, цели, возможности самообразования, самоутверждения и саморегуляции личности. Профессионализм наиболее успешно формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности, которая требует постоянного и систематического самообразования и самосовершенствования, повышения эффективности общественного и личного труда.

Литература

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: Радом, 1997.

3. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб.: Ин-т проф.-тех. образования РАО, 1999.

4. Большой толковый словарь / под ред. С. А. Кузнецова. -СПб, 1998.

5. Комментарий к трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. В. А. Василевича. - Минск: Амалфея, 2003.

6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: 1990.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2000.

8. Поздняков К. А. Специалист, инженер, профессионал: философско-семантический аспект. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996.

9. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М.: Проф. образование, 1997.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энциклопедия, 2002

11. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Институт русского языка / подгот. Л. П. Алентрова и др. - 1985.

12. Словарь современного русского литературного языка. -М.-Л.: АН СССР, 1961.

13. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск.: Соврем. слово. 2001.

14. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: Моск. психол,-социал. ин-т - Флинта, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.