УДК 378.091.398 ББК 74.58
РОЛЬ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Щербаков А. В.
Аннотация. В статье раскрываются содержание инновационной культуры молодого педагога как компонента его профессионализма. Устанавливается связь между процессами формирования инновационной культуры и профессионального становления молодого педагога. Раскрывается сущность профессиональной адаптации как этапа профессионального становления педагогов. Выявляется роль института повышения квалификации и образовательного учреждения в создании условий для успешного протекания процесса профессиональной адаптации.
In article reveal the maintenance of innovative culture of the young teacher as component of its professionalism. Connection between processes of formation of innovative culture and professional formation of the young teacher is established. The essence of professional adaptation as stage of professional formation of teachers reveals. The role of institute of improvement of professional skill and educational institution in creation of conditions for successful course of process of professional adaptation comes to light.
Ключевые слова: молодой педагог, инновация, инновационная деятельность, инновационная культура, профессиональное становление, адаптация, профессиональная адаптация.
Young teacher, innovation, innovative activity, innovative culture, professional formation, adaptation, professional adaptation
В настоящее время культура инновационной деятельности гражданина Российской Федерации рассматривается как ведущий компонент культуры образованного человека. Разработка и внедрение инноваций во все сферы жизни общества, в большинстве стратегических документов, рассматривается как ключевая и актуальная проблема для России. Эта проблема имеет особую актуальность в деятельности образовательных учреждений и каждого педагога.
В большинстве научных работ, посвященных инновационной деятельности педагогов основ -ной акцент делается на развитие инновационной культуры у педагогов, имеющих большой стаж работы в учреждении. К сожалению, не достаточно исследований, раскрывающих особенности формирования инновационной культуры молодых специалистов в период их профессионального становления. В связи с этим, в своей статье мы хотели бы подробно рассмотреть данный вопрос.
Рассматривая вопрос об инновационной культуре молодого педагога необходимо определить содержание ключевых понятий, определяющих сущность данного явления: инновация, новатор, инновационная деятельность.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо ново -го. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
«Новатор» в переводе с латинского - «обновитель», т. е. человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности.
Когда мы говорим об инновации в образовании, то понимаем под этим два процесса:
1. Педагогическая инноватика - это педагогический процесс, связанный с перестройкой и модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов (создание новых законодательных актов, новых структур, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д.
2. Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной
среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего» [1].
В основе педагогической инноватики и инновационного обучения лежит деятельность педагога (учителя), которая получило название инновационная деятельность, т. к. обладает рядом особенностей. Под инновационной деятельностью понимается целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Основной формой инновационной деятельности выступает опытно-экспериментальная работа.
Рассмотренные понятия позволяют нам сделать вывод, что особенностью инновационная деятельность педагога выступает его стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности и образовательной деятельности детей. В тоже время, мы видим, что этот процесс опирается на имеющийся у него педагогический опыт. Молодые педагоги находятся в процесс накопления своего опыта. Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью каждым молодым педагогам осуществлять инновационную деятельность (то есть владеть инновационной культурой) и отсутствием у него необходимого для данной вида деятельности педагогического опыта.
По мнению ряда исследователей, развитие инновационной культуры молодого педагога и его профессиональное становление должны протекать параллельно. В этот период наиболее активно формируется готовность молодого педагога к осуществлению инновационной деятельности.
Критериями готовности педагога к инновационной деятельности, по мнению В. А. Сла-стенина, Л. С. Подымовой являются [2]:
- осознание необходимости в инновационной деятельности,
- готовности к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества в школе,
- уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат,
- согласованность личных целей с инновационной деятельностью,
- готовность к преодолению творческих неудач,
- уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности, позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности, способность к профессиональной рефлексии.
У спешному формированию инновационной культуры могут препятствовать психоло -гические барьеры творчества педагога:
- склонность к конформизму - пассивное принятие существующего порядка;
- боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым и смешным в своих начинаниях;
- страх показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии мнений других людей;
- боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;
- личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи;
- ригидность мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания одновариантным способом.
Рассмотрев проблему формирования инновационной культуры молодого педагога, мы можем отметить, что успешность протекания этого процесса будет напрямую зависеть от характера формирования личности педагога как профессионала.
По мнению В. А. Бодрова, основная сущность проблемы формирования личности профессионала сводится к двум основным положениям:
1) «личность проявляется в профессии» - в процессе выбора и овладения профессией, профессионального совершенствования и реализации личности профессионала, определения его места в обществе, достижения материальных и духовных ценностей, удовлетворения личных познавательных интересов;
2) «развитие личности в деятельности» -формирование профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширение сферы познания окружающего мира и его смыслового содержания, развитие форм и содержания предмета общения [3].
Проблема формирования личности профессионала является комплексной, и содержательно в ней выделяют психологические, профессиональные, физиологические, медицинские, социальные и другие аспекты.
В психологическом плане эта проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования операциональной структуры деятельности в процессе профессионализации и в зависимости от индивидуальных и групповых (всеобщих) особенностей личностной сферы, а также развития личности (мотивов и интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, профессионально важных качеств и т. д.) на различных этапах профессионального пути и в разных видах трудовой деятельности.
Профессиональный аспект проблемы характеризуется, главным образом, изучением причинно-следственных связей между эффективностью, надежностью, качеством деятель -ности, ее безопасностью и индивидуальнопсихологическими особенностями субъекта деятельности в процессе становления и функционирования профессионала.
Основным предметом изучения физиологических особенностей профессионального становления личности является проблема функциональной адаптации, физиологических механизмов регуляции трудовых процессов и резервных возможностей организма субъекта деятельности в различных условиях выполнения трудовых задач.
Медицинские аспекты проблемы отражают, прежде всего, вопросы профессионального здоровья и долголетия деятельной личности, профпатологии в связи с особенностями содержания и условий деятельности и профессиональной пригодностью (психической, физиологической и др.) личности [3].
Таким образом, формирование личности профессионала в процессе овладения трудовой деятельностью не сводится к развитию ее операционной сферы в виде накопления знаний, навыков и умений, а предполагает формирова-
ние сложных психических систем регуляции ее социального поведения. Процесс обеспечения развития личности профессионала включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание субъектом деятельности социальной значимости своей профессии, иначе говоря, необходимо оптимальное сочетание так называемых содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, величина зарплаты и т. п.) мотивов деятельности.
По мнению Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой и других исследователей проблемы становления профессионализма педагога, первым этапом становления профессионала, который проходит каждый молодой педагог, является профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация является одним из видов адаптации. В самом общем виде адаптация сводится к изменениям функций и структуры тканей и органов, функциональных систем и организма в целом, обеспечивающих сохранение организма как целостной живой системы в меняющихся условиях [4, с. 15]. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Результатом названных выше видов адаптации выступают: биологической - приспособление к новым условиям среды, физиологической - изменения физиологических процессов, протекающих в организме, социально-психологической - формирование новых способов поведения, общения и деятельности. Профессиональная адаптация является разновидностью социально-психологической и выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого по-
ложительного отношения работника к своей профессии.
В психолого-педагогической литературе не сложилось единого подхода к понятию «профессиональная адаптация». Одни определяют профессиональную адаптацию как процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности и достижения высокой результативности труда в оптимально короткий период; другие идентифицируют профессиональную адаптацию с формированием важных качеств личности, необходимых для данной деятельности.
Наиболее часто профессиональная адаптация рассматривается как процесс взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении сотрудника в трудовой процесс в новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, на её ход влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта [5].
Общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов. Профессиональная адаптация
- этап развития профессионала, характеризующийся освоением системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретением профессионального опыта и самостоя-тельным выполнением профессионального труда. Профессиональная адаптация выступает как комплексный процесс, включающий и физиологическую, и психологическую, и социальную адаптации, и соответственно, выделяют несколько аспектов адаптации работника к новой среде:
- организационный - усвоение сотрудником роли педагога в общей организационной структуре школы, особенностей управления школой, привыкание к новым условиям трудовой деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим и пр.;
- психофизиологический - приспособление к физическим и психологическим нагрузкам педагога, его физиологическим условиям труда;
- профессиональный - освоение педагогом всех видов деятельности учителя в соответствии с должностными обязанностями, этическими нормами, доведение основных показателей деятельности учителя до необходимого уровня (профессиональных умений и навыков, дополнительных знаний и т. д.);
- социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, принятие единых педагогических требований.
По нашему мнению, эффективность процесса профессиональной адаптации молодого педагога будет зависеть от рационального распределения приоритетов в работе с молодым педагогом образовательного учреждения и ин -ститута повышения квалификации по успешному завершению процесса адаптации, включающей следующие виды: психофизиологическую, социальную, психологическую, профессиональную и организационную адаптации. Обозначенные виды адаптации будут выступать структурными компонентами «Программы адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении». Рассмотрим возможности данной программы, по созданию условий успешной адаптации, более подробно.
Содержательный аспект программы, обеспечивающий психофизиологический компонент адаптации, будет способствовать приспособлению молодого педагога к новым физическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, освоению совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время педагогического труда. Основными формами, обеспечить цели психофизиологического компонента адаптации, выступают психологический и педагогический тренинги.
Психологический компонент адаптации направлен на подготовку личности молодого педагога к новым психическим нагрузкам, должен помочь ему справиться с возникающими противоречиями в системе «хочу-должен», с возрастающим уровнем ответственности за результаты своего труда, а также с целым комплексом психологических проблем, сопровождающим процесс овладения новой деятельностью (чувство тревоги, неуверенность, заниженная самооценка и т. д.). Ведущими форма-
ми выступают: индивидуальные консультации с психологом, аутотренинг, психологический тренинг.
Мероприятия, направленные на реализацию социальной адаптации, способствуют приспособлению молодого специалиста к первичному трудовому коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе, включение его в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Среди основных форм данного компонента адаптации можно выделить: первичный инструктаж, индивидуальные беседы с педагогом-наставником, психологический и педагогический тренинги, временные творческие проблемные группы педагогов, традиционные мероприятия педагогического коллектива и пр.
Деятельность по обеспечению реализации профессионального компонента адаптации позволит осуществить совершенствование трудовых способностей молодого педагога, его профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т. п., а также формированием профессионально необходимых качеств личности педагога. Формами адаптации выступают: индивидуализирован-
ный педагогический тренинг, заседание методических объединений, открытые уроки и воспитательные мероприятия коллег, индивидуальные беседы с педагогом-наставником, профессиональные конкурсы и т. д.
Создание условий в образовательном учреждении для протекания организационного компонента адаптации поможет молодому специалисту усвоить роли и статус педагога, понять характер и особенности функционирования структурных подразделений школы (психологической службы, социального педагога и т. д.) в общей организационной структуре. А также будет способствовать пониманию молодым педагогом особенностей организационного и экономического механизмов управления учреждения в современных условиях. Среди основных видов деятельности, обеспечивающих эффективность организационного компонента адаптации можно выделить: первичный инструктаж, знакомство со школой и педагогическим коллективом, назначение педагога-наставника, разработка совместно с молодым учителем программы адаптации, проведение
регулярных бесед с заместителем директора, отвечающего за работы с педагогическими кадрами, решение социально-бытовых проблем молодого педагога, обеспечение материального и морального стимулирования профессиональной деятельности нового учителя и т. д.
Таким образом, целенаправленная работа в образовательном учреждении с молодыми педагогами поможет им овладеть основными воспитательными и дидактическими навыками работы с детьми, успешно войти в педагогический коллектив и т. д.
По нашему мнению, роль института повышения квалификации в обеспечении условий для профессиональной адаптации молодых педагогов заключается в разработке образовательных программ повышения квалификации, ориентированных на потребности данной категории работников образования и способствую -щих формированию или коррекции ключевых компетенций педагога. Наиболее успешно институт может реализовать потребности молодых педагогов в освоении ими навыков, позволяющих эффективнее овладеть психофизиологической, психологической и профессиональной компонентами адаптации. Формы проведения занятий должны строиться на основе деятельностного подхода и включать игровую, проектную, тренинговую деятельность. Особенностью программы повышения квалификации для молодых педагогов является использования возможностей групповых тренинговых форм, которые не возможно реализовать в условиях образовательного учреждения в силу отсутствия соответствующих условия: необходимого для тренинга количества молодых педагогов (не менее 7) и достаточного временного интервала для «погружения в проблему», уровень квалификации школьных психологов и наставника (отсутствие опыта работы с профессиональными затруднениями) и т. д.
В целях развития профессиональных качеств молодых педагогов в ГОУ ДПО ЧИППК-РО разработана образовательная программа повышения квалификации «Психолого-педа-гогические основы профессиональной деятельности молодого специалиста в сфере образования». Программа рассчитана на 72 аудиторных часа и включает пять содержательных разделов: современные нормативно-правовые основы образования, теоретико-методологические и
психофизиологические основы профессиональной деятельности, профессионально-педагогические аспекты адаптации молодого специалиста, психологические аспекты адаптации молодых педагогов, деятельность молодого специалиста в организации воспитательного процесса с коллективом учащихся. Основными формами учебных занятий выступают практические занятия в форме тренингов, деловых игр, дискуссий, проектной работы.
Таким образом, формирование и развитие инновационной культуры молодого педагога зависит не только от степени включенности их в данный вид деятельности, но, прежде всего, от успешности прохождения ими профессиональной адаптации. Роль института повышения квалификации в процессе профессиональной адаптации молодых педагогов создании программ повышения квалификации для данной категории слушателей и осуществление научно-методического сопровождения реализации программ адаптации в образовательных учреждениях.
Литература
1. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании [Текст] / Н. Р. Юсуфбекова. - М., 1991.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997.
3. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В. А. Бодров. -М.: ПЕРСЭ, 2001.
4. Фомин, Н. А. Адаптация : общебиологические и общефизиологические аспекты [Текст] / Н. А. Фомин. - М. : изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003.
5. Калиновская, И. М. Адаптация молодого специалиста в новом коллективе [Электронный ресурс] / И. М. Калиновская. - Режим доступа : http://www.libsakh.ru/?div=express&Ыd=145