УДК 373.2
СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИКАМИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ
ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ
ЗадворнаяМ.С., 2018
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург
Милонова С.Р., 2018
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 Невского района, старший воспитатель, Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена проблеме вхождения в профессию молодых педагогов дошкольного образования. Авторами раскрывается роль наставника в становлении молодых педагогов, описываются трудности, испытываемые начинающими педагогами на этапе профессиональной адаптации, рассматриваются формы работы с молодыми специалистами.
Ключевые слова: адаптация, наставник, молодой специалист, дошкольная организация, формы работы, индивидуальный маршрут профессионального становления.
SUPERVISION BY TEACHERS OF YOUNG TEACHERS PRESCHOOL EDUCATOR OF THE ORGANIZATION AT THE STAGE OF ENTERING THE PROFESSION
Zadvornaya M. S., 2018
St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of preschool education, St. Petersburg Milonova S.R, 2018
State budget preschool educational institution № 101 Nevsky district, senior educator, St. Petersburg
Annotation: this article is devoted to the problem of entering the profession of young teachers of preschool education. The authors reveal the role of the mentor in the formation of young teachers, describe the difficulties experienced by beginning teachers at the stage of professional adaptation, consider the forms of work with young specialists.
Key words: adaptation, mentor, young specialist, pre-school organization, forms of work, individual route of professional development.
В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, которые обусловлены в первую очередь реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который выдвигает высокие требования к общей культуре и социальным знаниям педагога, делает необходимым постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня. В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы отмечается, что «развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования ориентировано на разработку и реализацию комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками» [5].
Система образования на современном этапе должна быть ориентирована на рост качества образования, о чем говорится в Концепции модернизации образования до 2020 г. Педагогу в решении данной задачи отводится ключевая роль, поскольку именно его профессионализм и компетентность во многом определяют качество образования.
Кроме того, вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.) позволяет говорить о существовании ряда требований, которым должен соответствовать педагог дошкольной образовательной организации (далее-ДОО). Среди этих
требований нельзя не отметить - наличие среднего профессионального или высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах [7].
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены исследования отечественных ученых К.Ю. Белой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. По их мнению, период вхождения начинающего педагога в профессию отличается большой напряженностью. Состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности зависит от периода вхождения его в профессию. Советский педагог А.С. Макаренко писал «как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом...» [4].
Недостаточность актуализации потенциала практического обучения в сравнении с теоретическим обучением неоднократно подчеркивалась в трудах теоретиков и практиков профессионального образования (А.П. Беляев, А.А. Вербицкий, Л.В. Голуб, Н.И. Думченко, М.В. Кларина и др.). В исследованиях ученых неоднократно отмечалось, что объем практического обучения в педагогических вузах сегодня составляет не более 15% учебного времени, что подтверждает наличие проблем у молодых педагогов на этапе вхождения в профессию.
В современных условиях дошкольное образование особенно остро нуждается в привлечении и сохранении молодых кадров, так как модернизация образования и инновационное развитие общества возможны только с участием энергичных молодых педагогов, которые составят его будущее. В современном обществе, ориентированном на личностный успех, с одной стороны усиливается потребность в педагогах, готовых к инновационной деятельности, к опережающему мышлению и творческой профессиональной самореализации, а с другой стороны, в условиях снижения престижности педагогической профессии, появляется необходимость в формировании у молодых педагогов интереса к профессии и готовности к качественной профессиональной деятельности [2].
Профессиональное становление педагога рассматривается учеными и практиками как сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет профессиональное становление молодого педагога, зависит, станет ли он профессионалом. Статистика последних десятилетий показывает, что процент молодых педагогов готовых начать свою педагогическую карьеру в ДОО, крайне низок. Среди выпускников педагогических факультетов наблюдается тенденция избегания работы по специальности, а те, кто пришел работать в ДОО, часто уходят после первого года работы. Опрос, проведенный в 2017 году в образовательных организациях Санкт-Петербурга, показал, что количество молодых специалистов со стажем работы 1 месяц в 2017 году составил 40%, со стажем работы 1 год - 36%, стаж 2 года имели только 18% педагогов, а 3 года - 6% (рисунок 1). Таким образом, мы можем сделать вывод, что молодые специалисты не задерживаются в профессии, если не сумели адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.
На этапе профессиональной адаптации начинающие педагоги могут испытывать особые трудности в осуществлении педагогической деятельности.
Во-первых - это отсутствие опыта и специальных знаний, большинство молодых педагогов боятся собственной несостоятельности и критики администрации, постоянно волнуются, что что -нибудь не успеют, забудут, упустят.
Во-вторых, процесс адаптации осложнен неготовностью педагогов вообще и молодых педагогов, в частности, к новым вызовам времени, требующим новых компетенций.
Рисунок 1. Диаграмма количества молодых специалистов с разным стажем работы в ДОО.
В-третьих, недостаточная профессиональная подготовка педагогов.
Как показывает практика, только часть начинающих педагогов успешно адаптируется к профессии «педагог ДОО». С целью выявления профессиональных и личностных затруднений начинающих педагогов в Невском районе Санкт-Петербурга в 2018 году было проведено анкетирование, которое показало, что 57% респондентов испытывают психологические трудности в общении с детьми; 32% педагогов сталкиваются со сложностями в общении с родителями; у 23% недостаточно знаний о технологиях (личностно-ориентированные, игровые технологии и.т.д.) работы с детьми дошкольного возраста; 98% испытывают затруднения в организации образовательного процесса; 50% респондентов считают, что им необходимо сразу после окончания вуза повышение квалификации, в которое будут включены тренинги педагогического общения и педагогическая стажировка на рабочем месте (рисунок 2).
Необходимы курсы повышения квалификации Затруднения в организации образовательного процесса Недостаточно знаний о инновационных педагогическихтехнологиях
Сложности в общении с родителями
Психологические трудности в общении с детьми
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%
Рисунок 2. Диаграмма выявления профессиональных и личностных затруднений молодых педагогов ДОО Санкт-Петербурга
Поэтому в современных условиях одной из первостепенных задач становится сопровождение молодых специалистов, выбирающих путь педагога. Решить данную проблему и включить начинающего специалиста в профессиональную деятельность возможно, если проводить специальную работу с начинающим педагогом.
Мы считаем, что использование системного сопровождения молодых педагогов на этапе вхождения в профессию, имеет особое значение для профессионального становления недавнего выпускника вуза, колледжа. Благодаря сопровождению молодого педагога у него снижается риск профессиональной дезадаптации в первые годы работы в образовательном учреждении, формируется положительная мотивация к профессиональной деятельности, растёт удовлетворенность
содержанием своей работы, что в конечном итоге, приводит к закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.
Использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет молодому педагогу:
- быстро адаптироваться к работе в детском саду;
- избежать момента неуверенности в собственных силах;
- наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;
- сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;
- «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
- раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории;
- ускорить процесс профессионального становления.
В ДОО должна сложиться система работы с молодыми специалистами, учитывающая различные траектории профессионального роста молодых педагогов (специализация, дополнительная специальность, должностной рост). Необходимо выделить несколько категорий педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
- молодые специалисты - выпускники вузов и колледжей;
- начинающие педагоги - специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования;
- молодые специалисты, имеющие низкую мотивацию профессиональной деятельности.
В настоящее время существует несколько определений понятий «наставник» и
«наставничество».
Наставник - человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Институт наставничества не является новым: эта идея была широко принята в нашей стране в советский период; а в современных условиях наставничество очень популярно в странах Запада. Сегодня для многих организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры.
Термин «наставничество» подразумевает один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.
Наставничество рассматривается нами как одна из функций педагога ДОО, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Работа наставника включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность, практическую передачу профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника -менее опытному.
Наставничество в дошкольной организации является одной из форм индивидуальной работы с молодыми специалистами, имеющими трудовой стаж педагогической деятельности до 3-х лет, или со специалистами, назначенными на должность, без опыта работы. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Педагоги-наставники способствуют раскрытию профессионального потенциала молодых педагогов, формируют у них общественно значимые интересы, содействуют развитию общекультурного и профессионального кругозора, их творческих способностей и профессионального мастерства. От них зависит не только скорость приобретения нужных профессиональных качеств у молодых педагогов, но и формирование отношения к профессии, желание развиваться и стремиться к достижениям.
Вместе с тем нужно отметить, что требования, предъявляемые к квалификации педагогов-наставников очень высоки. Наставником молодого педагога может быть выбран опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Критериями отбора наставников в коллективе педагогов является
совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника, а также собственный выбор молодого педагога.
Каким образом в ДОО происходит выбор форм работы с молодыми специалистами? Всё начинается со сбора информации о молодом педагоге и выявления проблем, используются: вводное анкетирование, тестирование или собеседование, где педагог расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Для профессионального становления молодого специалиста следует сочетать две системы обучения, так называемые внутреннюю и внешнюю школы.
Внутренняя школа подразумевает индивидуальный способ обучения советы, передачу личного опыта и наблюдений и рекомендаций наставника на своем рабочем месте. Личный пример опытных коллег всегда лучше советов, рекомендаций, назиданий.
Внешняя школа - обучение в формате тренингов, семинаров или лекций, проводимых собственными или приглашенными специалистами. Именно тогда персональные приемы и компетенции педагога-мастера будут наложены на общие знания и умения нового сотрудника в контексте современной ситуации в образовательном сообществе.
Индивидуальный маршрут профессионального становления включает в себя педагогическое самообразование (беседы, мастер-классы, консультации, совместные посещения и анализ мероприятий, письменные рекомендации и советы); участие в мероприятиях «Школы молодого педагога», в методической работе учреждения, района, города. Использование в работе с молодыми специалистами «Школы молодого педагога» позволяет подготовить молодых специалистов к профессиональной деятельности, личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Основные задачи «Школы молодого педагога»:
- способствовать удовлетворению потребности молодых педагогов в непрерывном образовании;
- оказывать молодым педагогам помощь в преодолении различных затруднений;
- содействовать профессиональному самосовершенствованию молодого педагога;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- содействовать внедрению современных подходов и инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОО [2].
В содержание занятий «Школы молодого педагога» включены теоретические и практические аспекты образовательной деятельности ДОО, предлагается моделирование педагогических ситуаций, семинары, семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, совместные культурные мероприятия, отчеты педагогов по результатам самообразования. Обратная связь, откровенный обмен мнениями, ощущение важности и значимости своего труда позволяют заинтересовать молодых педагогов и создать в коллективе положительный психологический микроклимат [1, с. 98].
Результатом работы ДОО можно считать:
- мотивацию педагогов на работу в ДОО и карьерный рост;
- накопление необходимого теоретического и практического материала: конспекты, планы, презентации, сценарии;
- распространение собственного опыта по материалам самообразования;
- умение организовать детей, общаться с родителями и коллегами;
В случае неудовлетворительных результатов, заведующий на основе пояснений наставника и молодого специалиста принимает решение:
- установить повторный срок наставничества с прежним наставником;
- установить повторный срок с новым наставником;
- перевод работника (с его согласия) на другую должность с установлением нового срока наставничества.
Установление повторного или нового срока наставничества возможно не более одного раза.
Опыт реализации данной системы работы с молодыми специалистами позволяет с уверенностью говорить о ее эффективности. Именно эта система работы с молодыми специалистами ускоряет процесс вхождения начинающих педагогов в образовательную, педагогическую среду [2], способствует развитию деловых качеств и повышения профессионального уровня молодых
педагогов и педагогов-наставников, что возможно только в процессе непрерывного образования. Мы не можем не согласится с мнением О.В. Павловой, которая отмечает, что компетентный специалист «должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [ 6].
Таким образом, сопровождение наставниками молодых педагогов на первом этапе личностно-профессионального развития является ключевым условием обеспечения качества образования и будет эффективным, если будет осуществляться непрерывно, носить акмеологический характер и запускать механизмы самосовершенствования.
Список литературы
1. Дыбина О.В. Моделирование методической работы дошкольной образовательной организации в условиях инновационной деятельности // Научное мнение. - 2016. - № 11. - С. 97-102
2. Задворная М.С. Повышение квалификации молодых педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях стажировочной площадки я // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LII Международной научно-практической конференции. - М.: Изд. «Интернаука», 2016. - № 7(52). - С. 83-90
3. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
4. Макаренко А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1958. - Т.7.
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=297062&fld=134&dst=100001,0&r nd=0.405814094756507#015709222256383137 (дата обращения 02.07.2018)
6. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
УДК 377.8
РОЛЬ ВЕБ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Саидов И.Д., 2018
Азербайджанский государственный экономический университет, соискатель, Баку
Аннотация: в данной статье охарактеризована группа категорий, отражающая социально-образовательный аспект использования, веб-ориентированных технологий и обоснованы технические средства, с помощью которых функционирует сеть, что является основой для внедрения современного инновационного обучения.
Ключевые слова: веб-технологии, интернет, сайт, облачные технологии, теги.
THE ROLE OF WEB-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MODERN
INNOVATION TRAINING
Saidov I.D., 2018 Azerbaijan State Economic University, applicant, Baku
Abstract: this article describes a group of categories reflecting the social and educational aspect of using web-oriented technologies and substantiates the technical means by which the network functions, which is the basis for the introduction of modern innovative teaching.