Научная статья на тему 'Профессионализм в системе управления персоналом'

Профессионализм в системе управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3417
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / управление персоналом / трудовой потенциал / профессиональная ответственность / нравственная ценность / professionalism / personnel management / labor potential / professional responsibility / moral value

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируется сущность и природа профессионализма в современном обществе, обосновывается положение о нравственной ценности профессионализма, рассматривается его социальная природа, определяется специфика профессионализма в системе управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALISM IN HR-MANAGEMENT

The article analyzes the essence and nature of professionalism in modern society, position about moral values of professionalism, it is considered a social nature, determined specificity of professionalism in human resource management system.

Текст научной работы на тему «Профессионализм в системе управления персоналом»

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В.А. Цвык

Российский университет дружбы народов Кафедра этики ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется сущность и природа профессионализма в современном обществе, обосновывается положение о нравственной ценности профессионализма, рассматривается его социальная природа, определяется специфика профессионализма в системе управления персоналом.

Ключевые слова: профессионализм, управление персоналом, трудовой потенциал, профессиональная ответственность, нравственная ценность.

Качественные изменения в социальной структуре постиндустриального общества, нарастание целостности человеческой деятельности приводят к многократному усилению воздействия человека на окружающий мир в ходе профессиональной деятельности. Последствия этого воздействия проявляются в природе, в социуме, отражаются на жизнедеятельности самого человека, т.е. приобретают глобальный характер. Истинно научное понимание человека в наши дни означает раскрытие его гуманистической сущности, его способности к «прыжку» в новую цивилизацию, для осуществления которого у человека есть две мощные опоры: профессионализм в той сфере трудовой деятельности, которой человек посвятил всю свою трудовую жизнь, и его нравственные качества.

За первое десятилетие XXI в. российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу, когда дальнейший экономический рост невозможен без развития качества самого работника и эффективного управления персо-

налом. Эффективное управление персоналом предприятия предполагает в первую очередь оценку профессионализма работников на основе определенных стандартов, которые содержат требования к уровню профессионализма, обеспечивающему высокую эффективность труда.

Возрастание ценности человеческого фактора в деятельности предприятий привело к необходимости повышения значимости структурных подразделений по управлению персоналом, и, как следствие, к непрерывному профессиональному росту и необходимости совершенствования профессионализма менеджеров по персоналу. Сегодня качество управления персоналом становится стратегически важным фактором повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, а для этого необходимо совершенствовать систему управления персоналом и повышать значимость профессионализма работника.

«Профессионал» определяется в толковом словаре как «человек, сделавший какое-нибудь занятие своей постоянной профессией». В социологическом словаре понятие «профессионал» толкуется следующим образом: это «индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию». Соответственно «профессионализм» понимается как степень овладения индивидом профессиональными навыками, отсюда в литературе, да и в обыденном восприятии распространены такие характеристики личности, как «высокий профессионализм», «низкий профессионализм». Необходимо также упомянуть еще одно, лингвистическое истолкование термина «профессионализм». Профессионализмами называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Понятия «профессионал» и «специалист» чаще всего употребляются как синонимы, в значении «обладатель профессии». В рамках подобного подхода профессионализм понимается как четко фиксированная квалификация. Квалификацию трактуют именно как подготовленность специалиста к соответствующему труду. Поскольку чаще всего под квалификацией понимают качественный профессиональный уровень специалиста, профессионализм может быть истолкован как квалификация высокого уровня.

Авторы английского социологического словаря, изданного в Казани, раскрывая сущность категории «профессионал», перечисляют следующие основные его характеристики как представителя особого социального слоя:

- занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании;

- специализированное образование и обучение этим навыкам;

- особая компетентность, гарантированная сданным экзаменом;

- наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность;

- исполнение определенных обязанностей на благо общества;

- членство в профессиональной ассоциации [5. С. 120].

Авторы словаря приводят следующие социальные характеристики профессионалов как представителей определенного социального слоя: они, как правило, имеют высокий уровень доходов, высокий социальный статус и независимость в работе.

Нетрудно заметить, что в рамках данного подхода профессионализм понимается узко - как способность личности к осуществлению профессиональной деятельности сообразно полученным в ходе специальной подготовки знаниям и практическим умениям, т.е. обладание определенным мастерством, позволяющим человеку занять подобающее место в социальной структуре, приобрести социальный статус. С нашей точки зрения, для подобного операционального истолкования явления профессионального мастерства, способности к успешной реализации профессиональной деятельности, залогом которой является соответствующий уровень образования и практических навыков, более уместным было бы употребление понятий «специализация» и «специалист».

Подобный социально-операциональный подход к понятию «профессионализм» характерен для современной зарубежной социологии. Причем, если в первой половине XX в. успешная профессиональная деятельность и стремление к повышению профессионального мастерства рассматривались западными исследователями-социологами как преимущественно альтруистическая, т.е. мотивированная служением обществу, а не личной выгодой (Флекснер, 1915 г.), то уже в 1966 г. Т. Парсонс утверждал, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалами, поэтому движущей силой профессионального развития часто является стремление человека продвинуться по социальной лестнице, повысить свой профессиональный статус [8. С. 14].

Во второй половине XX в. в западной социологии профессионализм рассматривается как условие единства и автономности профессиональных общностей, позволяющий избавиться от конкурентных подходов и гарантировать представителям этих общностей высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к данной профессии. По мнению многих исследователей, только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента [1. С. 105]. Таким образом, с точки зрения западных социологов, профессионализм обусловлен не только совокупностью умений и навыков носителя профессии (т.е. профессиональным потенциалом личности), но, главным образом, принадлежностью к определенному социальному слою, страте общества, и сам, в свою очередь, является одним из важнейших критериев социальной дифференциации и актуальным фактором социальной мобильности современного общества.

В современной отечественной литературе преобладает иная, более широкая интерпретация терминов «профессионал» и «профессионализм». В работах российских профессиологов делается акцент на аксиологическом аспекте профессионализма, который трактуется как качество личности или, реже, как качество самой профессиональной деятельности. В современном экономическом словаре отмечается, что профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное профессиональное исполнение. Довольно часто в исследовательской литературе профессионализм отождествляется с деятельностью, понимается как ее вид, требующий определенных навыков, знаний, умений. При этом важно отметить, что развитое общество знает две формы организации деятельности: любительство и профессионализм. Всякая деятельность рождается как любительская, любительство есть первая фаза развития деятельности и первая, исходная форма ее организации. Специфика любительской деятельности заключается в том, что она осуществляется человеком по личной склонности, вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и без жесткой ответственности за результат. Профессиональная деятельность формируется в процессе общественного разделения труда на базе любительской, однако не поглощает ее, обе формы деятельности продолжают существовать параллельно. Став для человека новым родом занятий, профессиональная деятельность приобретает новые черты: она протекает в виде исполнения соответствующих должностных обязанностей, связана с ответственностью за результат, требует специальной подготовки, т.е. превращается в профессию. Важнейшим моментом превращения любительской деятельности в профессиональную можно считать также добросовестное отношение специалиста к своей профессиональной деятельности, моральная ответственность перед потребителем за качество произведенного в ходе выполнения профессиональных обязанностей продукта - материального или духовного. Таким образом, профессионализм есть результат развития профессиональной деятельности и становления профессионального сознания.

Наибольший исследовательский опыт в сфере профессионализма накоплен в психологических науках. В рамках психологического подхода к данной проблеме профессионализм рассматривается прежде всего сквозь призму психофизиологических и функционально-психологических качеств личности. Так, для Е.А. Климова профессионализм - это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека...» [3. С. 10]. Несмотря на психологический, индивидуально-личностный характер приведенного выше определения профессионализма, оно демонстрирует отход от узко-операционального понимания профессионализма лишь как набора определенных качеств. Явления профессионализма всесторонне изучаются также в рамках активно развивающейся

в нашей стране в последние годы акмеологии - науки об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо деятельности. Очевидно, что применительно к профессиональной деятельности таким высшим уровнем является профессионализм. В данном контексте многие авторы рассматривают профессионализм как качество профессиональной деятельности, определяемое личностными возможностями: «Профессионализм -высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности» [2. С. 46]. В рамках данного подхода, который, по нашему мнению, можно характеризовать как оценочный, или акмеологиче-ский, профессионализм подчеркивает качество индивида, субъекта в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм отражает изменения навыков, способностей, квалификационных возможностей в направлении требований, предъявляемых к человеку профессией в соответствии с научно-техническим и интеллектуальным развитием общества. Сущностью профессионализма является профессиональное продвижение от выбора профессии к овладению ей, достижение профессионального мастерства, творческих успехов. Как качество личности он определяется как индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей жизни человека, актуализирующиеся в различной степени способности специалиста и, наконец, получающие общественное признание и определенную оценку, выражающуюся в социальном положении. К числу основных критериев профессионализма можно отнести: компетентность работников, т.е. знание ими дела; наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; регулярное, систематическое и творческое выполнение функций и операций; стабильность служебных отношений; следование нормам профессиональной этики и т. д.

В современной исследовательской литературе также предпринимается попытка выделить в качестве субъекта профессионализма не личность как носителя профессии, а «персонал» - коллективный субъект профессиональной деятельности. Соответственно профессионализм в рамках данного подхода трактуется как интегральная характеристика целеполагающей, мотивированной и эффективной трудовой деятельности, требующей для своего осуществления специальной подготовки и соответствующих организационно-управленческих условий. Структура смысложизненного целеполагания и связанная с нею мотивация труда обусловливают социально-типологическую структуру профессионализма персонала как коллективного субъекта профессиональной деятельности. Следовательно, профессионализм как качественная характеристика деятельности, в свою очередь, характеризуется не кон-

тинуальной, а, прежде всего, социально-типологической направленностью субъекта профессиональной деятельности.

Наряду с понятием профессионализма целесообразно рассмотреть понятие трудового потенциала человека, определяющее возможность и эффективность его участия в экономической деятельности. По сути, трудовой потенциал личности включает в себя ряд профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в трудовом и производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. Компонентами трудового потенциала выступают здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование и, бесспорно, профессионализм. Трудовой потенциал является существенным фактором взаимодействия субъектов в организации и управлении персоналом, поскольку определяет явно или неявно уровень взаимных требований сторон.

Однако комплексное научное изучение профессионализма не может сводиться ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и ее коллективного субъекта. Несмотря на довольно обширную исследовательскую литературу по данному вопросу, социальный аспект профессионализма остается практически неисследованным. Социально-философский подход к анализу современной социальной реальности этого явления требует еще большего расширения предметного поля понятия «профессионализм». Это возможно, с нашей точки зрения, при условии использования в качестве главной методологической установки мировоззренческого подхода, основывающегося на выделении и исследовании разнообразных аспектов профессионализма, а также включения в предметную область данного понятия смысложизненных и духовно-нравственных характеристик.

В рамках данного подхода в предметном поле категории «профессионализм» необходимо выделить:

- психологический аспект, т.е. тщательно и подробно исследовать весь спектр проблем, связанных с формированием и развитием профессионального самосознания личности;

- социальный аспект - исследовать профессионализм как социокультурный феномен, как объективацию профессионального самосознания в социальной реальности, в том числе проанализировать профессионализм как критерий социальной стратификации и фактор социальной мобильности;

- этический аспект - рассмотреть и проанализировать роль нравственных факторов в формировании профессионализма, мировоззренческих установок личности, проявляющихся в ходе ее профессиональной деятельности.

При этом в целях дополнения и расширения общеизвестной характеристики профессионализма как качества личности отметим, что профессионализм предполагает наличие гармонии между психологической и мировоз-

зренческой готовностью личности к успешной профессиональной реализации и уровнем общественных (в том числе нравственных) требований к данной профессии. Профессионализм есть соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека тому, что происходит в конкретной области профессиональной практики и специализации. Иными словами, профессионализм есть соответствие широкого спектра личных профессиональных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) уровню общественных ожиданий от данной профессии.

Поскольку общественные ожидания и требования, предъявляемые обществом к профессии подвержены изменению в соответствии с научно-техническим, интеллектуальным и социальным развитием самого общества, явление профессионализма исторически подвижно: предметное поле этого понятия расширяется в соответствии с общественным развитием, усложнением социальной структуры, созданием новых условий для самореализации человека в обществе.

Возникнув в процессе профессиональной дифференциации человеческого труда, профессионализм как способность человека к выполнению целесообразной деятельности, преобразующей предметный мир, изначально понимался узко - с точки зрения обладания определенным мастерством. Историческое развитие производства, возрастающая динамика профессиональной деятельности, усложнение и совершенствование социальных отношений в обществе привели к тому, что в XX в. необходимым условием профессионализма стало считаться творческое отношение человека к профессии, способность реализовывать в профессиональной деятельности все свои сущностные силы. В настоящее время, в процессе перехода к постиндустриальному обществу, в связи с актуализацией гуманистических ценностей и соответственно повышением общественных требований ко многим профессиям, содержание понятия «профессионализм» существенно расширяется. В его предметную область, наряду с практическими умениями и навыками, включается необходимость обладания широким мировоззренческим горизонтом, знаниями о мире и обществе, нравственными общечеловеческими ценностями. Ядром личности профессионала в современном обществе выступает ее мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и социально-психологической сторонами. Причем значение мировоззренческой культуры личности нельзя сводить только к сумме накопленных знаний. Она представляет собой и творческий процесс деятельности во всех сферах бытия человека, способность профессионально использовать знания.

Из вышесказанного видно, что профессионализм чаще всего рассматривается как качество или характеристика личности. Однако явление профессионализма, с нашей точки зрения, присуще и современному обществу. Профессионализм общества может быть истолкован как такое соотношение различных типов профессиональной деятельности, при котором соблюдаются следующие условия:

- социальная значимость профессий, связанных с функцией организации и контроля социального пространства;

- повышение роли т.н. интеллектуальных профессий, а также интеллектуализация профессиональной деятельности в целом;

- повышение престижа и усиление технологической и интеллектуальной составляющей физического труда как основы материального производства;

- рост престижа профессий типа «человек-человек», связанных с самоактуализацией личности;

- выравнивание экономического положения различных профессиональных сообществ путем введения дифференцированного вознаграждения;

- тесная связь социального престижа профессии и ее социальной значимости;

- гуманизация общественных процессов и саморазвитие личности как цель профессионального развития.

Подводя итог, отметим, что профессионализм сегодня является необходимым условием самореализации человека в обществе. Он предполагает не односторонне-профессиональное, узкоспециализированное становление человеческой личности, когда внепрофессиональная жизнь человека обеднена и выхолощена, а гармоничное и всестороннее развитие человека как полноценного члена современного общества с его сложной структурой социальных связей и взаимодействий. Истинный профессионализм опирается, таким образом, на другие сущностные черты личности, в то же время он, в свою очередь, воздействует на формирование и развитие этих черт, влияет на степень их проявления в жизни и деятельности человека.

Высокий профессиональный уровень развития работника не только положительно влияет на эффективность труда, но и создает благоприятный психологический климат в трудовом коллективе. Повышая квалификацию и приобретая новые дополнительные знания и навыки, работники становятся более конкурентноспособными на рынке труда, получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это представляется особенно важным в условиях быстрого устаревания профессиональных знаний в динамично развивающемся современном обществе. Профессионализм в системе управления персоналом проявляется не столько в умении использовать ранее найденные решения проблем, сколько в развитии собственных навыков быстрого решения возникающих вопросов, в способности персонала обучаться на собственном опыте, что невозможно без постоянно совершенствующегося трудового потенциала личности, с его профессиональной, творческой и нравственной компонентой.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джери. -

Пер. с англ. - Т. 2. - М., 1999.

[2] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993.

[3] Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

[4] Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев, 1986.

[5] Социологический словарь. Пер. с англ. - Казань, 1997.

[6] Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

[7] Grenwood E. Attributes of a Profession. - London, 1957.

[8] Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. - New Jersey, 1966.

REFERENCES

[1] Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar' / Djevid Dzheri, Dzhulija Dzheri. - Per. s angl. -T. 2. - M., 1999.

[2] Zazykin V.G., Chernyshev A.P. Akmeologicheskie problemy professionalizma. - M., 1993.

[3] Klimov E.A. Psihologija professionala. - M., 1996.

[4] Kostenko N.V., Ossovskij V.L. Cennosti professional'noj dejatel'nosti. - Kiev, 1986.

[5] Sociologicheskij slovar'. Per. s angl. - Kazan', 1997.

[6] Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noj dejatel'nosti. - M., 1982.

[7] Grenwood E. Attributes of a Profession. - London, 1957.

[8] Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. - New Jersey, 1966.

PROFESSIONALISM IN HR-MANAGEMENT

Vladimir A. Tsvyk

Peoples' Friendship University of Russia Department of Ethics Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article analyzes the essence and nature of professionalism in modern society, position about moral values of professionalism, it is considered a social nature, determined specificity of professionalism in human resource management system.

Key words: professionalism, personnel management, labor potential, professional responsibility, moral value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.