Научная статья на тему 'Категория «Профессионализм» и ее методологическое значение'

Категория «Профессионализм» и ее методологическое значение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4761
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONALISM / PROFESSION / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируется категория «профессионализм», последовательно рассматривается трактовка этого понятия в философских, социологических, экономических, психологических науках. Профессионализм определяется как соответствие широкого спектра личных профессиональных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) уровню общественных ожиданий от данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of «professionalism»: its methodological significance

The article provides the analysis of the category of «professionalism» giving reference to the interpretation of this concept in Philosophy, Sociology, Economics and Psychology in succession. Professionalism is described as the relevance of the wide range of specialist's personal professional qualities (skills, abilities, knowledge, values, and ideals) to the level of societal expectations for the given profession.

Текст научной работы на тему «Категория «Профессионализм» и ее методологическое значение»

КАТЕГОРИЯ «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ» И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В.А. Цвык

Кафедра социологии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10 а, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется категория «профессионализм», последовательно рассматривается трактовка этого понятия в философских, социологических, экономических, психологических науках. Профессионализм определяется как соответствие широкого спектра личных профессиональных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) уровню общественных ожиданий от данной профессии.

Ключевые слова: профессионализм, профессия, профессиональное сознание.

Понятия «профессионал», «профессионализм» широко употребляются в современной научной литературе. Реалиями сегодняшнего дня становятся требования высокого профессионализма личности, профессионального мастерства, профессиональной ответственности. Необходимым условием научного исследования этих явлений выступает тщательный категориальный анализ всех отражающих их понятий, в первую очередь понятия профессионализма.

Исходной категорией для понятий «профессионал» и «профессионализм» является категория «профессия». В словарях русского языка имеется множество толкований слова «профессия» (от лат. professio основное занятие, специальность и profiteor объявляю своим делом), которое определяется как основной род занятий трудовой деятельности; специальность, отдельная отрасль науки, техники, мастерства; сфера знаний, деятельности, работы; служба как источник заработка, качество, способ исполнения; обязанность, круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения; карьера, путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления.

Основываясь на этом определении, можно сделать вывод, что профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы. Кроме того, если конкретный человек обладает особой системой знаний, умений, навыков, для которой данное общество выделяет особый ряд функций, наделяет именем и отграничивает от других видов деятельности, то также говорят, что он обладает профессией. Можно сказать, что профессия — это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития.

Близкими к категории «профессия» являются понятия «карьера» и «специальность», причем понятие «карьера» отражает профессиональную динамику в об-

ществе, а понятие «специальность» — внутреннюю структурированность профессиональной деятельности. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов профессионального развития человека в основных сферах жизни, включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности в трудовой деятельности.

Близкой по значению к понятию «профессия» является категория «квалификация». Под квалификацией нередко понимают ту или иную профессию, специальность, умение или качество, необходимое для осуществления конкретной работы, условие для выполнения определенных заданий. Есть и несколько иное толкование квалификации, согласно которому она представляет собой комплекс тренингов, апробаций и тестирований, позволяющих выдать овладевшему ими человеку диплом, присудить в конце такого обучения соответствующую степень и т.д.

Соотношение категорий «специальность», «специализация», «квалификация», их взаимосвязь с понятием «профессия» можно определить на основе диалектики общего, особенного и единичного. Специальность означает вид занятий в рамках одной профессии и соответствует категории особенного. Специализация в качестве единичного указывает на конкретную форму, организацию профессиональной деятельности в рамках той или иной специальности. Квалификация отражает качество, уровень подготовки, мастерства специалиста. Таким образом, специальность, специализация и квалификация являются элементами профессии как общего, характеризующими ее отдельные грани.

В нашей стране исследование профессий долгое время развивалось в рамках экономической науки. Исследователи-экономисты обычно определяли профессию как род деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования. Первым такой подход еще в 20-е годы XX в. сформулировал С.Г. Струмилин. «Деятельностный» подход, т.е. определение профессии как вида трудовой деятельности до сих пор является наиболее распространенным. В последнем издании экономического словаря профессия также определяется как род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и трудового опыта.

Данный подход получил распространение и в социологических науках. В. А. Ядов определяет профессию как «род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективное выполнение обязанностей в системе общественного разделения труда» [10. С. 103]. В социологическом анализе профессиональной деятельности акцент делается на социальном смысле и общественном назначении профессии.

В рамках современной социологии труда профессия определяется как специализированная и институционализированная деятельность, в которую входит совокупность или система работ, выделенных в более или менее однородную целостность в рамках существующего общественного и технического разделе-

ния труда, выполняемая индивидами относительно длительное время на основе специализированных способностей (образования и знаний) и обеспечивающая доход для поддержания существования человека.

В современной социологической литературе распространен также стратификационный подход к определению профессии. Поскольку профессиональные признаки, в том числе принадлежность к профессии, стали одним из ведущих критериев социальной дифференциации, все большую роль в социальных процессах начинают играть профессиональные группы: в современном стратификационном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей профессиональной среды. Социологическая традиция связана с рассмотрением институционального признания профессии и ее статуса. Статус профессии имеет большое значение в вопросах формирования и развития социальных групп и слоев.

Категории профессии и профессионализма весьма востребованы и в психологической литературе, в рамках психологии профессий и акмеологии. Авторы-психологи рассматривают психологические факторы формирования и развития профессионального самосознания, анализируют роль профессиональной деятельности в становлении личности, подчеркивают социальную значимость института профессиональной деятельности. Е.А. Климов подчеркивает, что в своем социальном значении профессия должна рассматриваться как форма определения и ограничения сферы трудовой активности людей, имеющая нормативно заданные цели и предметную область, систему средств труда и способов действий, трудовые функции, предметные и социальные условия труда.

В структурно-функциональной модели профессии решающую роль играет функция ретрансляции культурных ценностей общества в рамках той или иной профессиональной деятельности. Т. Парсонс писал: «Я понимаю под профессией категорию роли, занятие которой основано на совершенном владении и доверенной ответственности за любую важную часть культурной традиции общества, включая ответственность за ее увековечивание и будущее развитие» [9. С. 13].

В большинстве зарубежных работ профессию определяют как особый тип социальной группы с ярко выраженными содержательными характеристиками и специфическими социальными функциями. Так, американский исследователь

Э. Гринвуд выделяет следующие содержательные компоненты профессии: власть, которой обладают представители той или иной профессиональной группы; влияние в обществе, авторитет; система специальных знаний, образование; наличие общности профессионалов, своего рода корпоративно-бюрократической структуры, которая устанавливает систему правил и норм поведения для лиц, относящих себя к этой профессии; профессиональная культура [13. С. 44—45].

Можно выделить следующие подходы, отражающие сущностные признаки самого явления профессии:

— деятельностный подход: профессия как общественно-значимый вид трудовой деятельности людей, определяемый разделением труда и его функциональным содержанием;

— стратификационный подход: профессия как большая группа людей, объединенных одним видом занятий, трудовой деятельности;

— личностный подход: профессия как качественная определенность личности, совокупность конкретных (общих и специфических) знаний, умений, навыков, а также личных качеств человека.

Большинство определений профессии содержит пять ее характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность, требующая специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя профессии проявить особый статус, что приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

Научный анализ профессии как социального явления предполагает также выделение объективного и субъективного аспектов профессии как социального явления. Так, приведенные выше элементы профессии, отмеченные Гринвудом, объективны. Очевидно, что к субъективному аспекту относятся профессиональные знания, умения и навыки, а также общественные нормы, ценности, идеалы, обращенные к индивиду и усваиваемые им в ходе соответствующей деятельности или при подготовке к ней. Таким образом, субъективная составляющая профессии состоит в выделении и развитии профессионального сознания.

Профессиональное сознание как форма общественного сознания представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установлениями.

Профессиональное сознание отражает конкретную профессиональную деятельность и регулирует данную сферу социальной активности человека. Таким образом, понятием «профессиональное сознание» обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специали-

зации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда. Профессиональное сознание общества является специализированным, т.е. реально существует как некоторое множество отличающихся друг от друга специфически профессиональных срезов. Различные срезы профессионального сознания отражают специфику определенной профессии и различаются в зависимости от профессиональной принадлежности группы или индивида. Тем не менее все аспекты профессионального сознания едины как в силу своей общей функции — отражать и обусловливать жизнедеятельность профессиональной группы, — так и вследствие общей природы: все они образуются путем конкретизации общих социальных норм применительно к взаимодействию данной профессиональной группы с обществом в ходе выполнения членами этой группы своих профессиональных обязанностей.

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующим отношения специалистов между собой. Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, т.е. индивидуальные убеждения специалистов, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду и собственное видение своих профессиональных обязанностей. Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания в современной научной литературе часто характеризуется как профессиональное самосознание и рассматривается как часть общего самосознания личности, представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности.

Сформированность профессионального самосознания является существенным условием готовности к определенной профессиональной деятельности: становление профессионального сознания отражает процесс формирования личности профессионала. Содержание профессионального сознания включает в себя систему осознанных профессионально необходимых знаний о целях, средствах, планах и программах профессиональной деятельности, об объектах и субъектах профессионального взаимодействия, о параметрах и нормах оценки эффективности профессиональной деятельности. Специфика профессионального сознания, наличие в нем определенных групп элементов зависит от содержания профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии. Однако профессиональное сознание представителей одной профессии включает в себя ряд общих компонентов, обусловленных характером профессиональной деятельности. Для развитого профессионального сознания, как правило, характерно наличие следующих компонентов:

— гносеологического, включающего в себя теоретические и исторические знания необходимых для данного вида профессиональной деятельности научных основ, усвоенные членами профессионального сообщества представления о предмете профессиональной деятельности, ее месте в обществе, о функциях и принципах данной профессии;

— практического, который включает в себя практические умения и навыки, правила и нормы профессиональной деятельности, отражающие особенности процесса данного вида профессионального труда. Практический компонент профессионального сознания складывается в процессе осуществления профессиональной деятельности и является своего рода опытом работы;

— аксиологического, представляющего собой фундамент профессиональной морали представителей данной профессии, — профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, являющиеся результатом выбора специалистом такого варианта профессионального поведения, в котором могут реализоваться побуждения и моральные установки индивида как члена профессионального сообщества. Аксиологический компонент профессионального сознания зачастую складывается стихийно и представляет интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта практической и теоретической деятельности представителя той или иной профессии. Однако на его формирование оказывает влияние профессиональная этика как нормативно-документальное выражение морали профессиональной группы.

В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность. При этом профессиональное сознание включает в себя не столько стремление к некоему профессиональному идеалу, сколько ориентацию специалиста на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду и главным образом в соответствии его поведения нравственному стандарту, который зафиксирован в кодексе данной профессиональной группы или организации.

Среди многообразных видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека: «Профессиональная деятельность, заполняя более /3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную ее часть» [9. С. 89].

В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности.

1. Экономический аспект характеризуется с позиций квалификации, оплаты, отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической

точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств — автоматизированных, механизированных, ручных.

2. Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.

3. Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и т.д.

4. В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека: трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя» [6. С. 75].

В ходе профессиональной деятельности, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями.

Попытку синтезировать психологические аспекты профессиональной деятельности предпринял В.Д. Шадриков, создав схему «психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы: мотивы профессиональной деятельности; цели профессиональной деятельности; программу деятельности; информационные основы деятельности; принятие решения; подсистемы профессионально значимых качеств. Именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности» [12. С. 32].

Е.А. Климов дает полное и подробное описание обобщенных психологических характеристик разных типов личности в соответствии со своей классификацией профессиональной деятельности: «Материал, которым мы располагаем, дает основания утверждать только то, что актуализируемые профессионалами представления универсума, реального целостного мира, существенно и не случайно различаются в зависимости от типа профессии, выделяемого по признакам предметной системы, с которой имеет дело профессионал как субъект деятель-

ности» [5. С. 252]. Данная классификация основана на различении предметных областей профессиональной деятельности.

1. Профессиональная деятельность системы «человек—природа» имеет своим предметом природные явления и особенности развития живой и неживой природы (физик, геолог, биолог, астроном и т.д.). Личность как носитель данного типа профессиональной деятельности видит мир прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений. Земля этими специалистами воспринимается как носитель биосферы. Непременным качеством личности в данной системе профессии являются бережность и аккуратность в отношении к живым объектам, а противопоказанием является отсутствие интереса и особого уважительного отношения ко всему живому.

2. В профессиональной системе «человек—техника» главным предметом труда выступают технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии (инженер, конструктор, строитель и т.д.). Личность в данной системе профессиональной деятельности интересуется миром с точки зрения того, насколько наша жизнь оснащена техникой. Земля воспринимается как источник энергетических ресурсов, цивилизация означает достижения НТР, люди видятся как создатели технических средств, производители расчетов, носители технических знаний.

3. Для типа профессиональной деятельности «человек—знак» характерно исследование условных знаков, цифр, кодов, естественных или искусственных языков (примерами таких профессий могут служить профессии переводчика, программиста, математика). Для специалиста в данной профессиональной системе рациональность, системность, информационность в представлениях о мире отодвигает на второй план сущность живого. Мир интересует носителя этого типа профессии с точки зрения упорядоченности, развитости, изученности. Земля и Вселенная для него — лаборатория для воспроизведения и изучения сопровождающих жизнь процессов, цивилизация — усовершенствование способов передачи информации, люди — пользователи средств связи и т.д.

4. Профессии типа «человек — художественный образ» основаны на различных видах художественного творчества (художник, музыкант, артист и т.д.) Специалист в данной области воспринимает мир как некую данность, в которой можно найти и выделить красивое, прекрасное, то, что можно преобразовать. Земля видится им как гармоничное целое, на которое можно взглянуть с большой высоты, цивилизация рассматривается как совокупность достижений художественного творчества, человек — как элемент системы, который должен гармонично вписываться в нее.

5. В профессиях системы «человек—человек» основным содержанием и предметом трудовой деятельности являются проблемы и отношения людей, семей, социальных групп, организаций и других социальных общностей. Специалисту в данной системе мир видится и волнует его с точки зрения наполненности окружающей среды разными людьми, социальными группами, сообществами, организациями и их сложными взаимоотношениями. Земля, космос — это фон его образа мира, цивилизации — это народы, страны, государства, языки, культур-

ные ценности этносов, люди в его сознании часто разделяются на типажи и разновидности [4. С. 165—175].

Таким образом, человек как субъект профессиональной деятельности не только моделирует, строит новую реальность, видоизменяя естественную среду окружения, но и формирует самосознание, изменяет и развивает структуру собственной личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. — Т. 2 / Пер. с англ. — М., 1999.

[2] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. — М., 1993.

[3] Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (Теория, методология, технология). — М., 1999.

[4] Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

[5] Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996.

[6] Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. — Киев, 1986.

[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

[8] Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л., 1979.

[9] Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. — Алма-Ата, 1990.

[10] Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В.А. Ядова. — М., 1977.

[11] Социологический словарь / Пер. с англ. — Казань, 1997.

[12] Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.

[13] GrenwoodE. Attributes of a Profession. — London, 1957.

[14] Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. — New Jersey, 1966.

THE CATEGORY OF «PROFESSIONALISM»: ITS METHODOLOGICAL SIGNIFICANCE

VA. Tsvik

Sociology Chair Social Sciences and Humanities Department Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklai str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article provides the analysis of the category of «professionalism» giving reference to the interpretation of this concept in Philosophy, Sociology, Economics and Psychology in succession. Professionalism is described as the relevance of the wide range of specialist’s personal professional qualities (skills, abilities, knowledge, values, and ideals) to the level of societal expectations for the given profession.

Key words: professionalism, profession, professional consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.