Научная статья на тему 'Профессионализм: генезис и категориальный анализ'

Профессионализм: генезис и категориальный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
736
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РАЗВИТИЕ / ТРУД / ACTIVITY / PERSONALITY / PROFESSIONAL / LABOR / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Ирина Олеговна

В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия «профессионализм», описывается генезис и ключевые аспекты его содержания и структуры. Кроме того, в данной публикации рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия, в том числе: системный (профессионализм представляется как многокомпонентное строго организованное образование сознания и психики индивида); профессиографический (с позиции объективной (профессиограмма) и субъективный (психограмма) сторон); интегративный (как свойство, процесс и состояние человека); акмеологический (как диалектическое единство личностного и деятельностного компонентов); с точки зрения мотивационной и операционной сторон и др. Подчеркивается значимость личностных (теоретические знания, профессионально важные качества, ценностные ориентации, мотивационная направленность др.) и специфически трудовых особенностей работника (практические навыки и умения, профессиональный опыт и др.), определяющих эффективность его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism: GENESIS AND categorical analyses

In the article the theoretical-methodological analysis of the concept of «professional», describes the genesis and key aspects of its content and structure. In addition, this publication discusses some of the approaches to the definition of the studied concepts, including: system (professional it seems as multipart strictly organized education of consciousness and psyche of the individual); professional graphic (from a position of objective (professional description) and subjective (mental graph) the parties); integrative (as property, process, and status of the person); acmeological (as the dialectical the unity of the personality and activity components); in terms of motivation and operating parties and other Stresses the importance of personal (theoretical knowledge, professional qualities, value orientations, motivational orientation of others) and specific features of labour employee (practical skills, professional experience and other), determining the effectiveness of its activities.

Текст научной работы на тему «Профессионализм: генезис и категориальный анализ»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-12 УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ: ГЕНЕЗИС И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Авдеева И.О.

В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия «профессионализм», описывается генезис и ключевые аспекты его содержания и структуры. Кроме того, в данной публикации рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия, в том числе: системный (профессионализм представляется как многокомпонентное строго организованное образование сознания и психики индивида); профессиографический (с позиции объективной (профессиограмма) и субъективный (психограмма) сторон); интегративный (как свойство, процесс и состояние человека); акмеологический (как диалектическое единство личностного и деятельностного компонентов); с точки зрения мотивационной и операционной сторон и др. Подчеркивается значимость личностных (теоретические знания, профессионально важные качества, ценностные ориентации, мотивационная направленность др.) и специфически трудовых особенностей работника (практические навыки и умения, профессиональный опыт и др.), определяющих эффективность его деятельности.

Ключевые слова: деятельность, личность, профессионал, профессионализм, развитие, труд.

PROFESSIONALISM: GENESIS AND CATEGORICAL ANALYSES

Avdeeva I.O.

In the article the theoretical-methodological analysis of the concept of «professional», describes the genesis and key aspects of its content and structure. In addition, this publication discusses some of the approaches to the definition of the studied concepts, including: system (professional it seems as multipart strictly organized education of consciousness and psyche of the individual); professional graphic (from a position of objective (professional description) and subjective (mental graph) the parties); integrative (as property, process, and status of the person); acmeological (as the dialectical the unity of the personality and activity components); in terms of motivation and operating parties and other Stresses the importance of personal (theoretical knowledge, professional qualities, value orientations, motivational orientation of others) and specific features of labour employee (practical skills, professional experience and other), determining the effectiveness of its activities.

Keywords: activity, personality, professional, professional, labor, development.

Изучение вопросов связанных с развитием профессионализма личности находит свое отражение в философских, социологических, педагогических и психологических трудах отечественных и зарубежных и авторов.

Становление понятия «профессионализм» происходило в контексте развития представлений о профессиональной деятельности.

Зарождение знаний о труде уходит корнями в глубокое прошлое. «В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходилось взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей деятельности» [12, с.32].

В дальнейшем «различные подходы к выявлению оснований и сущности профессиональной деятельности, обусловленной общественным разделением труда, развивались в традициях, заложенных К. Марксом, Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда обусловливали социальную потребность в специалистах, способных выполнять определенные, отличные от других виды профессиональной деятельности [14].

Исследование психологических аспектов профессиональной деятельности встречаются в научных работах: Ф. Тейлора (предпринял попытку провести ее анализ в условиях конкретного производства и выявить основные направления по оптимизации трудового процесса); С.М. Богословского (выделил варианты активного (у профессионального) и пассивного (непрофессионального) отношения к труду); Э. Мейо (исследовал профессиональное поведение людей, взаимосвязь межличностных отношений и эффективности трудовой деятельности); И.И. Рихтера, Н.А. Шевалева (обозначили важность личностных качеств и способностей работников в процессе труда); Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (определили значимость формирования сложных психологических систем регуляции социального поведения в профессиональном развитии личности) и др.

Позднее, формирование представлений о профессиональной деятельности и основах профессионализма происходило в рамках научных исследований: Н.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, А.А. Крылова, В.С. Рубахина, Г.М. Зараковского, В.Ф. Венда, В.Г. Суходольского, И.А. Галактионова, В.Д. Шадрикова, В.А. Бодрова, В.А. Понаморенко и др.

В настоящее время понятие «профессионализм» применяется в различных отраслях знаний и носит междисциплинарный характер.

Для проблемы генезиса профессионализма личности важными являются представления о таких понятиях как «профессионал» и «профессиональный».

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующие определения данным понятиям:

- «профессионал - человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличии от любителя)» [11, с. 624];

- «профессиональный - занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющейся профессией; такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности» [11, с. 624].

«Современный толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой:

- профессионал это «хороший специалист, знаток своего дела» [6, с.

1168];

- профессиональный - «свойственный профессионалам, характерный для них (противоп.: любительский)» [6, с. 1168].

«Большой толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова:

- профессионал - «человек, сделавший какое-н. занятие своей постоянной профессией» [13, с.1035];

- профессиональный - «связанный с профессией, вызванный профессией» [13, с.1035].

Таким образом, в определениях, данных словарными источниками, подчеркивается качественный уровень осуществления трудовой деятельности и присутствие у работника личностных профессионально важных характеристик.

По данным В.А. Бодрова, термин ««профессионал» подразумевает специалиста в определенной области деятельности (на производстве, транспорте, в науке, культуре и т.д.), достигшего требуемого для эффективного и надежного выполнения трудовых задач уровня мастерства, т.е. необходимого объема профессиональных знаний, навыков и умений. В психологическом плане профессионал представляет собой субъекта деятельности, у которого профессионально важные для конкретного вида труда личностные качества (мотивационные, когнитивно-волевые, характерологические и др.) соответствуют требованиям данной профессии или специальности,

представляют собой специфическую, относительно устойчивую структуру и обеспечивают формирование и оптимальную, эффективную реализацию операционной сферы личности» [2, с. 156].

В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов выдвигают мнение о том, что «профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование, на большие личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение, движущийся к профессиональному АКМЕ» [7, с.237].

Формулировки понятий «профессионал» и «профессиональный» ложатся в основу и конкретизируют содержание профессионализма как научной категории.

В современной литературе можно столкнуться с различными подходами к определению исследуемого понятия.

Так, Климов Е.А. [8] определяет исследуемое понятие как строго организованную систему сознания и психики индивида, включающую следующие компоненты:

- свойства человека как целостной организации;

- праксис профессионала;

- гнозис профессионала;

- владение информацией, теоретические знания, практический опыт;

- психодинамика;

- осознание специалистом своей половозрастной принадлежности в связи с требованиями профессиональной деятельности.

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-

деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие [7, с.238].

Маркова А.К. подчеркивает, что «профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств» [9, с.30] и обозревает данное понятие с точки зрения мотивационной и операционной сторон.

Основной характеристикой мотивационной сферы, затрагивающей высокие уровни профессионализма, по мнению автора, является внутреннее духовное содержание выбранной специальности: ориентировка труда на социальные ценности, желание и стремление к развитию и саморазвитию в профессии, мотивация на высокие уровни достижений, профессиональное целеполагание, минимизация профессиональных деформаций в

мотивационной сфере, высокий уровень контроля профессионального поведения, снижение перегрузок, стрессов, эмоциональных срывов. А главной составляющей операционной сферы профессионализма - совокупность личностных характеристик специалиста: развитое профессиональное сознание, высокая скорость производительность труда, надежность и устойчивость полученных результатов, профессиональная обучаемость, творческое отношение к профессии.

При толковании понятия «профессионализм» Маркова А.К. [9] также использует профессиографический подход и рассматривает его объективный (профессиограмма) и субъективный (психограмма) психологический аспект.

В данном контексте профессиограмма определяется как целостное описание объективных компонентов трудовой деятельности, полученных посредством накопления социального опыта и существующих независимо от конкретного специалиста, психограмма - как комплексное описание структуры

психологических качеств личности специалиста, соответствующих или несоответствующих объективным предписаниям, предъявляемым к профессиональной деятельности, а профессиональное развитие - как процесс приближения состояния субъекта труда к профессиограмме, к эталону модели специалиста, как одной из сторон развития его личности.

Дружилов С.А. [5] интерпретирует понятие «профессионализм» как свойство, процесс и состояние человека:

1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство, представляет собой систему личностных характеристик специалиста, отвечающих за высокий качественно-количественный уровень выполняемой профессиональной деятельности. Профессионализм как свойство является конечным результатом онтогенеза работника в процессе его профессионализации.

2. Профессионализм как процесс находится в постоянной и последовательной динамике, имеет свои стадии и связанные с ними закономерности развития (начало (зарождение), течение (экстенсивное или интенсивное), становление, стагнацию, деградацию и т.д.). Описание профессионализма как процесса базируется на выделении его динамических характеристик (длительность, устойчивость фаз и стадий).

3. Профессионализм как состояние, представляет собой зафиксированное сознанием в определенный момент времени состояние специалиста, проявляющееся в виде комплекса внешних и внутренних реакций (как в определенных подсистемах, так и во всем организме) на различные раздражители со стороны окружающей социальной и профессиональной среды.

По мнению Мышкиной В.Т., «любой профессионализм формируется в результате профессиональной подготовки. В ней он приобретает характер гибко адаптирующейся к изменяющимся условиям возможности при наличии такого психологического элемента, как самообучаемость, самонастройка, самоадаптация. Поэтому профессионализм представляет произвольную

самонастраивающуюся психологическую организацию деятельности человека» [10, с.13].

Деркач А.А., Зазыкин В.Г. [4] описывают профессионализм с позиции диалектического единства личностного (профессионализм личности) и деятельностного (профессионализм деятельности) компонентов.

Так, под профессионализмом деятельности подразумевается «качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью», а под профессионализмом личности -«качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста» [3, с.9].

При обозрении данного подхода следует обратить внимание на акмеологические инварианты профессионализма.

Акмеологические инварианты профессионализма - это «необходимые условия, основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала» [1, с.42].

Таким образом, профессионализм это интегративное многоструктурное личностное образование, включающее в себя как личностные, так и специфически профессиональные (в том числе и половозрастные) особенности работника, определяющее эффективность его трудовой деятельности.

Список литературы

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. 161 с.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 623 с.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000. 536 с.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

5. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С. 35-42.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - 1168 с.

7. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО Издательство «Иваново», 2013. 256 с.

8. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. -

308 с.

10. Мышкина В. Т. Психология профессионализма. - М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. - 200 с.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М: «Русский язык», 1989. -

916 с.

12. Психология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / А. В. Карпов, Е. В. Конева,

Е. В. Маркова, И. Ю. Мышкин, В. Е. Орел и др. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -350 с.

13. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Том III. П-Ряшка - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939. - 1280 с.

14. Цвык В. А.. Профессионализм (Социально-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Москва, 2004. - 347 с.

References

1. Akmeologicheskij slovar' [Acmeological Dictionary] Ed. A.A. Derkach. Moscow: Publishing House of RAGS, 2004. pp: 161.

2. Bodrov V.A. Psihologija professional'noj dejatel'nosti. Teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems]. Moscow: Publishing House of the "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", 2006. pp: 623.

3. Zazykin V.G., Smirnov E.A. Vvedenie v akmeologiju [Introduction to acmeologists] Ivanovo: Publisher House "Ivan", 2013. pp: 256.

4. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologija: Uchebnoe posobie. [Psychology: Textbook]. St. Petersburg: Peter, 2003. pp: 256.

5. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy upravlencheskoj dejatel'nosti [Akmeologichesky basis of management activities]. Book 2. Moscow: RAGS, 2000. pp: 536.

6. Druzhilov S.A. Zhurnal prikladnoj psihologii [Journal of Applied Psychology]. No.4-5(2003): 35-42.

7. Efremova T.F. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazyka. [Modern Dictionary of the Russian language] In three volumes. Volume 2. Moscow: AST Astrel, Harvest, 2006. pp: 1168.

8. Klimov E.A. Psihologija professionala [Psychology professional]. Moscow: IPP; Voronezh MODEK, 1996. pp: 400.

9. Markov A.K. Psihologija professionalizma [Psychology professionalism]. Moscow: Knowledge, 1996. pp: 308.

10. Myshkin V.T. Psihologija professionalizma [Psychology professionalism]. Moscow: JSC "Moscow textbooks and Kartolitografiya ", 2001. pp: 200.

11. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. [Russian dictionary]. Moscow: "Russian Language", 1989. pp: 916.

12. Psihologija truda: uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 031000 "Pedagogika i psihologija" [Work Psychology: a textbook for students enrolled in the specialty 03.10.00 "Pedagogy and Psychology"] / A.V. Karpov, E.V. Konev, E.V. Markova, I. Yu. Myshkin, V.E. Orel, etc. Moscow: VLADOS PRESS, 2005. pp: 350.

13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Dictionary of Russian] / Ed. D.N. Ushakov. Volume III. P-Ryashko/ Moscow: Gos . ed of national and foreign dictionaries, 1939 . - 1280 s.

14. Cvyk V. A. Professionalizm (Social'no-filosofskij analiz): dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. [Professionalism (Socio-philosophical analysis): thesis ... Dr Philosophy. Sciences: 09.00.11]. Moscow, 2004. pp: 347.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Авдеева Ирина Олеговна, соискатель кафедры психология

Калужский государственный университет

ул. Степана Разина, д. 26, г. Калуга, Калужская область, 248023, Россия iseverina@yandex. ru

DATA ABOUT AUTHOR

Avdeeva Irina Olegovna, applicant of the Department of Psychology

Kaluga State University

ul. Stepana Razina, 26, Kaluga, 248023, Russia

iseverina@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент:

Шахов Д.А., канд. соц. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.