Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза'

Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ДВУХКОНТУРНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПСИХОГРАММА / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIONALISM OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL TRAITS / PROFESSIONAL DEFORMATIONS / EMOTIONAL EXHAUSTION / DUAL-CIRCUIT SYSTEM OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCY / PSYCHOGRAM / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Наталья Георгиевна, Курилова Оксана Олеговна

Одним из важнейших структурных элементов профессионализма является профессиональная компетентность, которой должны обладать выпускники согласно требованиям федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения вершины педагогического мастерства молодой специалист должен пройти достаточно длинный путь от выполнения работы по образцу до способности решать сложные профессиональные задачи в нетипичных ситуациях. Формирование профессионализма преподавателя медицинского вуза имеет свою специфику, так как в этом случае педагог должен уметь не только учить, но и лечить. Поэтому одновременно совершенствуется не только его компетентность преподавателя, но и квалификация врача или провизора. В Курском государственном медицинском университете создана двухконтурная система формирования профессиональной компетентности преподавателей. Первый контур включает поэтапную подготовку по специальности, а второй связан с развитием и совершенствованием у выпускников научно-педагогического мастерства по вертикали и горизонтали с учетом мотивационных аспектов. С использованием профессиографического подхода была изучена степень эффективности функционирования системы. Наиболее значимыми профессионально важными личностными качествами преподавателями названы педагогическая эрудиция, наблюдательность и целеполагание, выделены негативные факторы, которые приводят к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. Установлен высокий процент респондентов, имеющих признаки следующих деформаций: дидактичность, авторитарность, ролевой экспансионизм и поведенческий трансфер. Корреляции показателей с полом, возрастом, стажем и должностью не установлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S PROFESSIONAL COMPETENCY AND PROFESSIONALISM

Professional competency is one of the most important structural elements of professionalism, which must be possessed by graduates according to requirements of federal state educational and professional standards. In order to reach a top of pedagogical skills, young speciaist must finish quite a long journey from doing the work from example to gaining skill to solve complicated professional problems in nonstandard situations. The formation of professionalism of medical university lecturer has its own specifications, because in this case the lecturer must know not only how to teach, but how to treat. Thus, they should not only master their competency as a lecturer, but also his medical or pharmacological qualification. There is dual-circuit system of the formation of lecturer's professional competency in Kursk State Medical University. The first circuit includes staged training in the specialization, and the second circuit is associated with development and enhancement of graduate's scientific-pedagogic mastership vertically and horizontally, taking into account motivational aspects. Degree of effectiveness of the system operation was studied by professional approach. Pedagogic erudition, a quick eye and goal setting were named as the most significant professionally important personal traits of the lecturer. Negative factors, which lead to professional deformation and emotional exhaustion, were also distinguished. There was high percentage of respondents, who possessed deformations, such as didacticism, authoritarianism, role expansionism and behavioral transfer. Correlations of the factors with gender, age, experience and professional position were not indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза»

Denisova Natalja Georgievna, Kurilova Oksana Olegovna FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S ..

pedagogical sciences

УДК 378.124:378.661

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© 2019

Денисова Наталья Георгиевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры «Фармации ФПО» Курилова Оксана Олеговна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры «Фармацевтической технологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Одним из важнейших структурных элементов профессионализма является профессиональная компетентность, которой должны обладать выпускники согласно требованиям федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения вершины педагогического мастерства молодой специалист должен пройти достаточно длинный путь от выполнения работы по образцу до способности решать сложные профессиональные задачи в нетипичных ситуациях. Формирование профессионализма преподавателя медицинского вуза имеет свою специфику, так как в этом случае педагог должен уметь не только учить, но и лечить. Поэтому одновременно совершенствуется не только его компетентность преподавателя, но и квалификация врача или провизора. В Курском государственном медицинском университете создана двухконтурная система формирования профессиональной компетентности преподавателей. Первый контур включает поэтапную подготовку по специальности, а второй связан с развитием и совершенствованием у выпускников научно-педагогического мастерства по вертикали и горизонтали с учетом мотивационных аспектов. С использованием профессиографического подхода была изучена степень эффективности функционирования системы. Наиболее значимыми профессионально важными личностными качествами преподавателями названы педагогическая эрудиция, наблюдательность и целеполага-ние, выделены негативные факторы, которые приводят к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. Установлен высокий процент респондентов, имеющих признаки следующих деформаций: дидактичность, авторитарность, ролевой экспансионизм и поведенческий трансфер. Корреляции показателей с полом, возрастом, стажем и должностью не установлено.

Ключевые слова: профессионализм преподавателя медицинского вуза, профессиональная компетентность, профессионально важные личностные качества, профессиональные деформации, эмоциональное выгорание, двух-контурная система формирования профессиональной компетентности, психограмма, профессиограмма.

FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S PROFESSIONAL COMPETENCY AND PROFESSIONALISM

© 2019

Denisova Natalja Georgievna, candidate of Pharmaceutical Sciences, associate professor

of the department «Pharmacy FPO» Kurilova Oksana Olegovna, candidate of Pharmaceutical Sciences, senior lecturer of the department «Pharmaceutical technology» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. Professional competency is one of the most important structural elements of professionalism, which must be possessed by graduates according to requirements of federal state educational and professional standards. In order to reach a top of pedagogical skills, young speciaist must finish quite a long journey from doing the work from example to gaining skill to solve complicated professional problems in nonstandard situations. The formation of professionalism of medical university lecturer has its own specifications, because in this case the lecturer must know not only how to teach, but how to treat. Thus, they should not only master their competency as a lecturer, but also his medical or pharmacological qualification. There is dual-circuit system of the formation of lecturer's professional competency in Kursk State Medical University. The first circuit includes staged training in the specialization, and the second circuit is associated with development and enhancement of graduate's scientific-pedagogic mastership vertically and horizontally, taking into account motivational aspects. Degree of effectiveness of the system operation was studied by professional approach. Pedagogic erudition, a quick eye and goal setting were named as the most significant professionally important personal traits of the lecturer. Negative factors, which lead to professional deformation and emotional exhaustion, were also distinguished. There was high percentage of respondents, who possessed deformations, such as didacticism, authoritarianism, role expansionism and behavioral transfer. Correlations of the factors with gender, age, experience and professional position were not indicated.

Keywords: professionalism of medical university lecturer, professional competency, professionally important personal traits, professional deformations, emotional exhaustion, dual-circuit system of the formation of the professional competency, psychogram, professiogram.

В последние годы система образования в Российской Федерации постоянно совершенствуется. Модернизации подлежат различные структурные элементы: доступность образования на всех уровнях и этапах; повышение качества предлагаемых услуг; эффективное использование финансовых и трудовых ресурсов; повышение статуса и государственная поддержка педагогов; прозрачность и открытость системы и т.д.

Конечной целью модернизации выступает максимальное соответствие результатов деятельности образовательной системы стратегическим направлениям развития государства и основным запросам, предъявляемым каждой отдельной личностью и обществом в целом, что является необходимым условием для устойчивого социально-экономического развития страны.

Особо значимым элементом является реформирование системы высшего профессионального образования -поставщика высококвалифицированных специалистов, способных реализовать инновационные проекты.

Скорость и эффективность реализации всех намеченных реформ в первую очередь зависит от профессиональной компетентности и профессионализма работников системы высшего образования.

Вопросы профессиональной компетентности и профессионализма не теряют своей значимости и актуальности в исследованиях психологической, философской, педагогической направленности [1-10; 11, с. 108-119; 12, с. 65-78].

Многие исследователи считают данные понятия равнозначными.

педагогические науки

Денисова Наталья Георгиевна, Курилова Оксана Олеговна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

На наш взгляд, профессиональная компетентность, которой должны обладать выпускники в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, является значимым структурным элементом профессионализма. Компетентный «молодой» специалист должен пройти определенный эволюционный путь к вершинам педагогического мастерства: выполнение работ по образцу, стандарту, под руководством опытного наставника; поэтапное повышение квалификации с увеличением сложности выполняемых задач; способность и готовность самостоятельно решать профессиональные проблемы в нестандартных или экстремальных условиях; постепенное развитие и удовлетворение высших потребностей в мотивационной иерархии (потребность в самовыражении, самоутверждении, выбор собственных целей труда и направлений самосовершенствования); высокая внешняя профессиональная оценка со стороны государственных структур, общества, руководства, коллег, обучающихся и др. Такие сложные мотивационные и деятельностные преобразования могут проходить достаточно длительно и достигаться разными способами у различных людей [13-16; 17, с. 382-392].

По мнению Дружилова С.А. [18] профессионализм представляет собой сложную многокомпонентную структуру, которая одновременно может рассматриваться как свойство, процесс и состояние человека. Профессионализм включает комплекс личностных и профессиональных характеристик, соответствующих модели специалиста, и обеспечивающих высокий уровень результатов деятельности. Данный комплекс находится в процессе постоянного динамичного развития и стремится к достижению состояния максимальной эффективности.

Маркова А.К. включает в понятие «профессионализм» мотивационную и оперативную составляющие. Мотивационный компонент представляет собой ориентацию на социальные ценности, саморазвитие в профессии, высокие достижения, профессиональные цели, способность преодолевать профессиональные деформации, высокий уровень контроля профессионального поведения и эмоциональных проявлений. К операционной сфере относятся профессиональная компетентность, высокий уровень производительности труда, минимизация профессиональных ошибок, профессиональная обучаемость и творческое отношение к профессии. Маркова А.К. также использует профессиографический подход, включающий объективный (профессиограмма) и субъективный (психограмма) психологические аспекты [19, с. 20-49].

Формирование профессиональной компетентности и профессионализма педагога медицинского вуза имеет свои специфические особенности, так как подразумевает параллельное комплексное совершенствование педагогического мастерства и квалификации в рамках медицинской или фармацевтической специальности (наличие сертификата или свидетельства об аккредитации, участие в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования, осуществление лечебного процесса наряду с педагогической деятельностью, организация различных видов практики для обучающихся и

др.) [20-21].

В Курском государственном медицинском университете десятилетиями создавалась собственная двух-контурная система формирования профессиональной компетентности и профессионализма преподавателей (рисунок 1).

Первый контур включает подготовку по специальности на уровне высшего образования (специалитет) и освоение программ ординатуры, профессиональную переподготовку, повышение квалификации по специальности, участие в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования и др.

Параллельно осуществляется отбор будущих пе-

дагогов на основании оценки личностных, деловых и профессиональных качеств с учетом активности, проявляемой студентами во внеучебное время (выполнение научных работ, участие в студенческих кружках, общественных мероприятиях и т.д.).

Для оптимизации мотивационной составляющей в вузе создан Психологический центр, который проводит исследования и консультативно-профилактические мероприятия, направленные на развитие личности и профессионально-важных качеств у студентов.

Рисунок 1 - Двухконтурная система формирования профессиональной компетентности и профессионализма преподавателей

Второй контур включает освоение программ подготовки в аспирантуре и предоставление вузом комплексных возможностей для написания и защиты кандидатских и докторских диссертаций, проведения научных исследований в области медицины и фармации, доступа к современным информационным ресурсам и профессиональным базам данным.

В рамках научно-педагогической подготовки происходит поэтапное развитие и совершенствование педагогического мастерства по вертикали (движение по карьерной лестнице: ассистент-старший преподаватель-доцент-профессор) и горизонтали (консультации опытных преподавателей, доступ к современной педагогической литературе, в т.ч. удаленно, через сервисы электронной библиотеки, совершенствование педагогических навыков в рамках прохождения профессиональной переподготовки на цикле «Преподаватель высшей школы», на обязательных периодических курсах повышения педагогической квалификации).

Развитию мотивационных аспектов также уделяется значительное внимание.

В вузе внедрена рейтинговая система оценки деятельности преподавателей, проводятся профессиональные конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучший лектор».

Отдел менеджмента качества на постоянной основе проводит изучение степени удовлетворенности сотрудников условиями работы.

Результатом оценки профессионализма является признание заслуг со стороны государства, общественных организаций, вуза (присвоение почетных званий, вручение медалей, грамот, благодарственных писем и др.).

С целью изучения степени эффективности функционирования системы формирования профессиональной компетентности и профессионализма преподавателей медицинского вуза нами разработана анкета, структура которой представлена на рисунке 2.

Из 70 респондентов, принявших участие в анкетировании, для дальнейшего углубленного исследования были отобраны 30 ведущих специалистов, соответствующих критериям, определяющим высокий уровень сформированной профессиональной педагогической компетентности: педагогический стаж не менее 10 лет, наличие ученой степени, в должности старшего преподавателя и выше.

Среди опрошенных 47% женщин и 53% мужчин. Средний возраст - 52±11 лет, общий трудовой стаж -27±11 лет, педагогический стаж - 22±8 лет. 97% респондентов имеют степень кандидата наук и 3 % доктора

Denisova Natalja Georgievna, Kurilova Oksana Olegovna pedagogical

FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S ... sciences

наук, у 63% есть ученое звание.

Должность доцента занимают 77% опрошенных, старшего преподавателя - 20%, заведующего кафедрой

- 3%.

Дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» имеют 83% участников исследования.

Рисунок 2 - Структура анкеты по изучению степени эффективности функционирования системы формирования профессиональной компетентности и профессионализма преподавателей медицинского вуза

По второму блоку анкеты проведена оценка личностных свойств, формирующих психограмму преподавателя и оказывающих непосредственное влияние на уровень профессионального мастерства.

В зависимости от психологического типа личности ответы распределены следующим образом: 46,7% отнесли себя к интровертам, 30% - к амбивертам, только 6,6% - к экстравертам, у 16,7% участников выбор ответа вызвал затруднения.

По типу темперамента 53,4% респондентов указали различные варианты комбинаций, включающих преимущественно тип меланхолика, флегматика и холерика. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что психологический тип личности и темперамент не являются определяющими в психограмме педагога и не оказывают значительного влияния на формирование педагогического мастерства.

На следующем этапе респонденты выбирали из двух предложенных списков, содержащих по 30 вариантов, личностные качества педагога, которые в наибольшей степени способствуют эффективному осуществлению педагогической деятельности и личностные качества, которые в наибольшей степени затрудняют работу с обучающимися.

Для каждого качества рассчитывался коэффициент распространенности (Кр), отражающий процент участников, которые его указали. В качестве базовых отобраны качества, имеющие коэффициент распространенности 50% и более. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты оценки личностных свой преподавателя, оказывающих влияние на эффективность педагогической деятельности

№ Эффективныеличностные качества Кр, % № Неэффективные личностные качества Кр, %

1. Справ едливость 100,0 1. В спыльчивость 80.0

1. Уважение личности студента 90.0 1. Мстительность 80.0

3. Тактичность 70,0 Ъ. Бестактность 70.0

4. Доброжелательность 70.0 4. Лживость 60.0

5. Ответственность 60,0 5. Злобность 60.0

6. Требовательность к себе 60.0 6. Резкость 50.0

7. Терпимость 50,0 7. Себялюбие 50.0

8. С амооблад ание 50,0 %. Равнодушие 50.0

Результаты выбора свидетельствуют о наличии у опрашиваемых высокого уровня развития мотиваци-онной составляющей профессионализма, в частности, жесткого контроля профессионального поведения (справедливость, уважение личности студента, ответственность, требовательность к себе) и эмоциональных проявлений (тактичность, доброжелательность, терпимость, самообладание).

Анализ выбора неэффективных личностных качеств

указывает на то, что профессиональный педагог в первую очередь должен формировать оптимальную коммуникационную модель взаимоотношений со студентом, полностью исключая из этого процесса любые негативные проявления, в том числе и равнодушие.

В ходе работы также проанализированы и представлены в таблице 2 результаты оценивания респондентами профессионально важных личностных качеств (ПВЛК), обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Состав и описание ПВЛК взяты в типологии Марковой А.К. [22, с. 20-24]. Преподаватели оценивали значимость каждого качества по шкале от 1 (самое важное) до 9 (наименее значимое) и проводили самооценку развитости свойства по 5-ти бальной шкале.

Таблица 2 - Результаты оценки профессионально важных личностных качеств педагога

№ п/п Качество Среднее значение уровня значимости Средняя самооценка уровня развитости свойства по 5-ти бальной шкале

1. Педагогическое целепола-гание 2,0 4,2

2. Педагогическая эрудиция 2,6 4,1

3. Педагогическая наблюдательность 3,8 3,9

4. Педагогическая рефлексия 4,4 3,9

5. Педагогическая находчивость 5,5 4,0

6. Педагогический оптимизм 5,9 4,1

7. Педагогическая импровизация 6,0 3,9

8. Педагогическая интуиция 6,5 3,7

9. Педагогическое предвидение 8,2 3,5

Ср. оценка - 3,9

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ПВЛК преподаватели считают педагогическое целеполагание, педагогическую эрудицию, педагогическую наблюдательность.

Импровизация, интуиция и предвидение не являются определяющими в модели личности профессионала. Респонденты объективно оценили свои педагогические возможности.

Максимальные оценки получили качества целепола-гания, эрудиции, оптимизма и находчивости; минимальные - интуиция и предвидение.

Специалисты видят слабые аспекты своей педагогической компетентности и ориентированы на дальнейшее совершенствование собственной профессиональной деятельности.

В рамках третьего блока проанализированы факторы, оказывающие влияние на процесс формирования профессионализма. Рассчитан коэффициент распространенности (Кр) для 27 факторов страха и напряжения в процессе осуществления педагогической деятельности по типологии Ю.С. Тюнникова и М.А. Мазниченко [23, с. 111-119].

Значение Кр 50% и более имеют следующие факторы: конфликты (90,0), несостоятельность в профессии педагога (70,0), неверное применение педагогических технологий (60,0), рейтинговая оценка деятельности (60,0), быть непонятым студентами (60,0), недостаток учебной информации (50,0). Негативные факторы, оказывающие постоянное разрушающее действие на психику специалиста, могут привести к профессиональным деформациям и последующему эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание, в свою очередь, при-

педагогические науки

Денисова Наталья Георгиевна, Курилова Оксана Олеговна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

водит к стойкому безразличию к трудовым обязанностям и неспособности к дальнейшему развитию и самосовершенствованию в профессии. Поэтому важной задачей для любого специалиста-педагога является борьба с профессиональными фобиями и маниями, самодиагностика деформаций и своевременные меры профилактики эмоционального выгорания [24-32].

В данном блоке специалистам было предложено оценить наличие и уровень формирующихся или сформированных профессиональных деформаций в типологии, предложенной Э. Зеером [33, с. 243-248]. 97% респондентов отметили наличие в своем профессиональном поведении тех или иных профессиональных деформаций. Наиболее частыми деформациями преподавателя медицинского вуза являются: дидактичность (стереотипы мышления, склонность к речевым шаблонам, низкая мобильность, неспособность расстаться со сложившимися непродуктивными ориентирами деятельности, невыход из профессионального образа); авторитарность (рационализация, завышенная самооценка, властность, нетерпимость к критике, снижение рефлексии, преобладающая реакция на оценку своей деятельности студентами и коллегами - равнодушная); ролевой экспансионизм (тотальная погруженностью в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность мышления и поведения) и поведенческий трансфер (проявление реакций, свойственных студентам, например, использование сленга и манер поведения, распространенного в студенческой среде). Оценка уровня эмоционального выгорания проводилась по методике, предложенной Водопьяновой Н. и Старченковой Е. [34, с. 153-159].

Установлено, что 46,7% респондентов подвержены риску, имея высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации или редукции личностных достижений.

Низкий уровень по всем показателям наблюдался только у 6,6% опрошенных, средний уровень - у 46,7%. При этом отсутствует какая-либо корреляция показателей с полом, возрастом, стажем и должностью.

Профессионализм педагога-врача или педагога-провизора требует непрерывного развития с учетом всех аспектов его деятельности. Преподаватель медицинского вуза должен постоянно находить в себе мотивацию к самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию.

Стремительно меняющиеся реалии современного мира, обновление старых, появление новых технологий, как в образовании, так и в здравоохранении, требуют от специалистов умения быстро и адекватно реагировать в любых ситуациях и условиях.

От профессиональной компетентности преподавателя зависит, насколько высококвалифицированного медицинского работника и гармонично развитую личность мы получим на выходе из учебного заведения.

Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что сформированная в Курском государственном медицинском университете двухконтурная система способствует развитию профессионализма педагогов, высокой мотивационной составляющей и объективной самооценке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдалина Л.В., Рыжкова Э.Н. Профессионализм преподавателя вуза как психолого-акмеологическая проблема // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. №2. С. 92-94.

2. Захарова С.Е., Уколова Л.Е. Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. № 6. Режим доступа: http://mir-nauki. com/PDF/50PDMN616.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Швацкий А.Ю. Профессионализм деятельности преподавателя высшей школы: психологический аспект // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. научно-метод. конф. (Оренбург, 29-31 января 2014 г.). Оренбург, 2014. С. 2195-2201.

4. Мышкина В.Т. Психология профессионализма. М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. 200 с._

5. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 168 с.

6. Богомаз З.А. Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 27-30.

7. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

8. Буренина В.И. Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 44-47.

9. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.

10. Сурженко Л.В. Личностные ценности преподавателей в контексте корпоративной культуры вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 317-320.

11. Филатова О.В., Сергеева К.В., Акинина Е.Б. Психолого-педагогические основы повышения профессиональной компетентности преподавателя высшей школы: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 124 с.

12. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

13. Грунтовский И.И. Профессионализм преподавателя вуза как фактор повышения престижа педагогической деятельности // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №2. С.10-18.

14. Лонская Л.В., Малютина Т.В. Содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=25691.

15. Савова М.Р. Пути повышения профессиональной коммуникативно-речевой компетентности преподавателей медицинских вузов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. №5. С.386-389.

16. Гетман Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий //Педагогическое образование в России. 2012. № 3 С.87-90.

17. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 448 с.

18. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: инте-гративный подход //Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 35-42.

19. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

20. Щербатых А.В., Хамнуева Л.Ю. Компетенции преподавателя медицинского вуза //Сибирский медицинский журнал. 2010. №7. С. 9596.

21. Победин О.А. Развитие профессионала и профессионализма преподавателя медицинского вуза // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI Веке». 2012. №1. С.355-356.

22. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

23. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография / Под ред. Бедерхановой В.П., Остапенко А.А. М.: Народное образование, 2014. 128 с.

24. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. М., 1998. С. 231244.

25. Баженова Н.Г., Орлова Н.М., Окунева Н.В. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание медицинских работников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 335-338.

26. Гредюшко О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2009. №2-3. С.29-34.

27. Копылова О.Ю., Молокостова А.М. Профессиональное выгорание преподавателей высшей школы и самореализация // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 322-326.

28. Василенко А.Ю. Особенности самоактуализации и эмоционального выгорания педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2 (9). С. 63-65.

29. Новоселова Н.В., Родригес Новоселова Э.Н. Эмоциональное выгорание преподавателей русского языка как иностранного. Психологические факторы и пути преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 284-287.

30. Кондратьева О.Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 304-306.

31. Скорик Ю.М. Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов высшей школы //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 184-187.

32. ХудаловаМ.З. Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности // Азимут научных иссле-

Denisova Natalja Georgievna, Kurilova Oksana Olegovna FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S ..

pedagogical sciences

дований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 413-416.

33. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.

34. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.