УДК 378.124:316.477
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-7-12
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Людмила Николаевна МАКАРОВА, Татьяна Константиновна ГОЛУШКО
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализированы проблемные аспекты формирования и развития методической компетентности преподавателя современного вуза. Обосновано расширение профессиональных функций преподавателя за счет введения предпринимательской, инновационной деятельности. Рассмотрено соотношение методической компетентности педагога с профессиональным стандартом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++. Специфика методической компетентности как вида профессиональной готовности заключается в ее личностно-мотивационном и деятельностном характере, она формируется и развивается в ситуациях реального решения возникающих профессиональных проблем. Предложены и раскрыты структурные составляющие методической компетентности: мотивационная, когнитивная и инструментальная. Сделан акцент на важности роли мотивационной составляющей, которая является основой для процесса совершенствования методических компетенций преподавателя вуза. Рассмотрены возможные траектории выбора преподавателя в ситуации когнитивного диссонанса, которая возникает после рефлексии педагогом своего уровня методической компетентности. Представлены и проанализированы данные экспериментального исследования мнений педагогов по вопросам совершенствования различных методических аспектов профессиональной деятельности. В контексте развития методической компетентности рассмотрены проблемные вопросы преподавателей, имеющих педагогическое образование, и педагогов без базового педагогического образования.
Ключевые слова: преподаватель вуза; методическая компетентность; проблемные аспекты; профессиональные функции; инновационная деятельность; технологии обучения; мотивация; рефлексия
Современный преподаватель вуза находится в сложной ситуации изменения своих функциональных обязанностей: в условиях трансформации предъявляемых к нему требований его профессиональная деятельность становится «многообразной, многослойной и многомерной» [1]. Кроме традиционного единства педагогической и научно-исследовательской деятельности преподаватель нередко становится (или вынужден становиться) субъектом предпринимательской, инновационной деятельности.
Данное требование свидетельствует о том, что преподаватель вуза не только должен сам владеть основами предпринимательской деятельности, но и научить инновационному предпринимательству студента. Для этого у обучающегося необходимо сформировать такие универсальные компетенции, как критическое мышление, принятие обоснованных решений, работа в команде, разработка и реализация проектов разных типов, на что сделан особый акцент в новом Федеральном государственном образовательном
стандарте высшего образования (уровень ма-гистратуры)1.
Возникает вполне обоснованный ряд вопросов:
- во-первых, насколько сам преподаватель вуза владеет этими компетенциями: чтобы сформировать данные умения у студента, педагог сам должен уметь осуществлять критический анализ полученной информации и конкретной ситуации, уметь управлять проектом на разных этапах его реализации, организовывать командную работу коллег и студентов с учетом межкультурной коммуникации;
- во-вторых, для процесса обучения студентов преподаватель должен обладать высоким уровнем методической компетентности, требования к которой отражены в
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126. URL: http://publi-cation.pravo.gov. ru/Document/View/0001201803160010 (дата обращения: 16.03.2018).
© Макарова Л.Н., Голушко Т.К., 2018
7
профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»2. В стандарте особо выделена трудовая функция 1/03.7 «Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП», обозначены трудовые действия и знания и умения, необходимые для ее реализации.
Безусловно, методическая компетентность преподавателя не заключается только в данных компетенциях, а является неотъемлемой характеристикой «субъекта педагогического труда, основанной на совокупности психолого-педагогических, методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, мотивации и личностных качеств, отражающей готовность и способность к эффективной методической деятельности, обеспечивающей достижение высоких показателей в обучении и воспитании обучающихся» [2, с. 67].
Специфика методической компетентности преподавателя как определенного вида профессиональной готовности в том и заключается, что она имеет, прежде всего, личностно-мотивационный и деятельност-ный характер, формируется и развивается в ситуациях реального решения возникающих вариативных профессиональных проблем. Как мы уже отмечали, профессиональная деятельность преподавателей зависит от их личностных особенностей, ценностных ори-ентаций, мотивации на педагогическую деятельность [3], уровня сформированных конкретных компетенций (в данном случае -методических) и от конструктивного или деструктивного потенциала внешних условий вузовской среды [4].
Следовательно, можно выделить ряд составляющих, необходимых для эффективного формирования методической компетентности преподавателя вуза. Когнитивная составляющая включает наличие знаний и сформированных представлений о современных достижениях в области психологии и
2 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 08.09.2015 № 608н. URL: http://www.fgosvo.ru/ news/21/1344 (дата обращения: 11.01.2018).
педагогики, инновационных методах и методиках обучения, общих и частных вопросов в конкретной предметной области, информационных ресурсах и возможностей их использования в профессионально-педагогической деятельности. Инструментальная (или операционная) составляющая предполагает наличие у преподавателя умений адаптировать (в идеале - разрабатывать) вариативные методические материалы, инновационные образовательные технологии (в том числе и электронные образовательные ресурсы) в соответствии с постоянно усложняющимися и изменяющимися задачами вузовского обучения, с учетом актуальности перспективных и ситуативных задач, освоенного содержания и приобретенного опыта профессионально-педагогической деятельности [5].
Но говорить о развитии методической компетентности можно только в том случае, если у преподавателя имеется, прежде всего, внутренняя мотивация на данный вид деятельности (очень хорошо, если она подкреплена внешней мотивацией в виде материальных и моральных стимулов). Именно моти-вационная составляющая «лежит» в основе и когнитивной, и инструментальной.
Сфера методических компетенций может объективно расширяться, если у преподавателя есть интерес к технолого-методической составляющей профессионально-педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию и потребность в профессионально-личностном росте именно в сфере педагогической деятельности, желание грамотно и эффективно решать профессиональные задачи с учетом вызовов современной информационной среды. Но эта же сфера методических компетенций может оставаться прежней, если преподаватель не ориентирован на более высокие результаты своего педагогического труда, или стремительно «сворачиваться», если педагог остановится в своем профессиональном росте, пройдя постепенно стадии стагнации, деформации и деградации.
В связи с вышесказанным возникают следующие вопросы:
- для того чтобы двигаться в направлении развития методических компетенций как составляющих методической компетентности, преподавателю необходимо, используя личностно-профессиональную рефлексию,
осознать свои проблемные зоны [6]. Как показывают наши лонгитюдные исследования, проводимые в течение нескольких лет, даже этот первичный этап многие преподаватели (особенно со значительным педагогическим стажем) игнорируют, считая «лишней тратой времени». Имеется и другая группа преподавателей (молодых или не имеющих педагогического образования, например, практикующие врачи, экономисты-практики, юристы-практики), которые, интуитивно понимая необходимость рефлексии, не имеют для этого необходимых механизмов;
- даже если преподаватель, пройдя рефлексивный этап, попал в ситуацию «когнитивного диссонанса» (Л. Фестингер), он в этой точке бифуркации становится перед выбором: предпринимать активные действия по коррекции имеющихся пробелов или, осознав их наличие, остаться в позиции «знаю, понимаю, но делать ничего не буду».
Предположим, что преподаватель выбрал путь совершенствования различных методических аспектов профессиональной деятельности: он регулярно обновляет имеющиеся рабочие программы дисциплин, разрабатывает новые курсы, активно использует на занятиях информационные технологии, включая онлайн-курсы, участвует в профессиональных конкурсах, проводит открытые занятия, публикует учебно-методические пособия и т. д. При этом многие преподаватели сталкиваются с трудностями как содержательного, так и организационного характера.
Для конкретизации данных затруднений было проведено анкетирование среди преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина, касающееся специфики использования ими новых методов и технологий в образовательном процессе, оказания методической поддержки для реализации образовательных нововведений и т. д. В анкетировании приняло участие 420 преподавателей: из них имеют ученую степень доктора наук 13,3 %, кандидата наук - 71,7 %, остальные преподаватели, принимавшие участие в опросе, ученой степени не имеют и работают в должности ассистента или старшего преподавателя. С базовым педагогически образованием - 270 человек, диапазон педагогического стажа респондентов варьируется от 1 года до 43 лет (средний стаж - 14 лет).
Большинство преподавателей, имеющие базовое педагогическое образование и хорошо представляющие параметры выбора методов и форм обучения, не заинтересованы в вопросах методики преподавания (58,1 %), но хотели бы ознакомиться с востребованными педагогическими инновациями (28,9 %) или получить уроки по искусству речи и ораторскому искусству (17,4 %). По-нашему мнению, количество респондентов, мотивированных на использование в своей деятельности инновационных методов и приемов обучения, явно недостаточно. Невосприимчивость преподавателей вуза к инновациям можно пояснить несколькими причинами, среди которых Л.С. Подымова выделяет следующие: необходимость затраты значительных интеллектуальных усилий (гораздо больше, чем при традиционных видах обучения); непонимание, где и как можно научиться инновационной деятельности; отсутствие представлений о путях «распространения инноваций в социуме и их взаимосвязи с инновациями в педагогическом процессе» [7, с. 46].
К тому же даже хорошее знание и использование традиционных методик преподавания - это необходимое, но недостаточное условие эффективной педагогической деятельности преподавателя в современных условиях. Новое содержание, новые средства обучения, новые студенты требуют изменения и в образовательных технологиях, которые должны быть ориентированы на формирование у обучающихся требуемых компетенций. Умному студенту всегда трудно у «остановившегося» преподавателя, который использует в основном те проверенные временем формы и средства, с которыми ему лично удобно работать.
Что касается желания преподавателей усовершенствовать свои вербальные навыки -это не вызывает возражений, а только сожаление, что незначительное количество респондентов выбрало этот аспект методической компетентности. Профессиональная речь педагога имеет огромное значение: важно не только отлично знать свой предмет, но и эмоционально, грамотно, корректно излагать материал, владеть основами техники речи, верно выстраивать систему коммуникативных задач.
Среди преподавателей, не имеющих педагогического образования, картина несколько иная. Третья часть из них заинтересованы в дополнительной подготовке именно по методике преподавания вузовских дисциплин (31,3 %) и хотели быть получить ее в следующих формах:
- посещение мастер-классов преподавателей, владеющих вариативными методиками обучения;
- ознакомление с современными электронными образовательными ресурсами, методическими разработками по своим дисциплинам;
- посещение тренингов по педагогической технике;
- выездные методические школы, педагогические мастерские и т. д.
Но, как мы уже отмечали, все эти формы, способствующие формированию когнитивной и инструментальной составляющих методических компетенций, будут действенны только при наличии у преподавателя постоянной мотивации к самопознанию, самоорганизации и саморазвитию, повышению методического творчества, творческой самореализации в методической деятельности. Именно на этой основе могут возникнуть и авторские курсы, и инновационные образовательные программы, и модифицированные технологии обучения. Кроме этого, необходимо создание в вузе инновационно-методической среды, способствующей поддержке методических инициатив преподавателей.
Список литературы
1. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.
2. Пастухова И.П., Подольская О.Н. Методическая компетентность преподавателей в контексте внедрения профессионального стандарта педагога // Евразийский союз ученых. 2016. № 4-3 (25). С. 66-68.
3. Макарова Л.Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 1 (171). С. 7-13. Б01: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-7-13.
4. Копытова Н.Е. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в условиях информационной среды // Психолого-педагогический журнал Гаудеа-мус. 2011. Т. 1. № 17. С. 79-83.
5. Мелехина М.Б. Методическая компетентность в системе профессиональной компетентности преподавателя вуза // Потенциал современной науки. 2014. № 3. С. 67-72.
6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентност-ную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 15.
7. Подымова Л.С. Специфика инновационной восприимчивости преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 46-49.
Поступила в редакцию 17.03.2018 г. Отрецензирована 28.03.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Голушко Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления методического обеспечения образовательного процесса. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Макарова Л.Н., е-mail: [email protected]
Для цитирования
Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 7-12. Б01: 10.20310/18100201-2018-23-173-7-12.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-7-12
METHODICAL COMPETENCE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
LECTURER: PROBLEM ISSUES
Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA, Tatyana Konstantinovna GOLUSHKO
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. We analyze problem aspects of formation and development of methodical competence of higher educational institution lecturer. The widening of lecturer's professional functions is proved taking into consideration the implementation of entrepreneurial and innovation activities. We consider the correlation between methodical competence of lecturer and professional standard and Federal State Educational Standard of Higher Education 3++. Specifics of methodical competence as a type of professional preparedness is due to its personal and motivational, and pragmatist nature. It is shaped and develop while solving professional tasks. We suggest and reveal structural elements of methodical competence: motivational, cognitive and instrumental. The importance of motivational element is emphasized. This element is the basis of improvement process of methodical competences of higher educational institution lecturer. We consider possible paths of lecturer's choice in cognitive dissonance situation, which arises during lecturer's reflection on his methodical competence level. We present and analyze data of experimental research of lecturer's opinions on improvement issues of different methodical aspects of professional activities. In the context of methodical competence development we consider problem issues of lecturers with pedagogical education and lecturer without basic pedagogical education.
Keywords: higher educational institution lecturer; methodical competence; problem aspects; professional functions; innovation activities; education technology; motivation; reflection
References
1. Shteynberg V.E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty: Teoriya, metodika, praktika [Didactical Multidimensional Instruments: Theory, Methods, Practice]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2002, 304 p. (In Russian).
2. Pastukhova I.P., Podolskaya O.N. Metodicheskaya kompetentnost' prepodavateley v kontekste vnedreniya profession-al'nogo standarta pedagoga [Methodical competence of lecturers in the context of implementation of professional standard of a lecturer]. Evraziyskiy soyuz uchenykh - Eurasian Union of Scientists, 2016, no. 4-3 (25), pp. 66-68. (In Russian).
3. Makarova L.N. Professional'naya prigodnost' prepodavatelya vuza [Professional suitability of higher educational institution lecturer]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 7-13. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-7-13. (In Russian).
4. Kopytova N.E. Povyshenie kvalifikatsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuzov v usloviyakh informatsionnoy sredy [Further training of academic teaching staff in the conditions of information environment]. Psihologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2011, vol. 1, no. 17, pp. 79-83. (In Russian).
5. Melekhina M.B. Metodicheskaya kompetentnost' v sisteme professional'noy kompetentnosti prepodavatelya vuza [Methodological competence in the system of education institution lecturer professional competence]. Potentsial sovremen-noy nauki - The Potential of Modern Science, 2014, no. 3, pp. 67-72. (In Russian).
6. Gutsu E.G., Kochetova E.V., Nyagolova M.D. Professional'naya refleksiya prepodavatelya vuza v usloviyakh perekhoda na kompetentnostnuyu model' professional'nogo obrazovaniya [Professional reflection of higher educational institution lecturer connected with transition to a competence model of professional education]. Vestnik Mininskogo universiteta -Vestnik of Minin University, 2015, no. 3 (11), pp. 15. (In Russian).
7. Podymova L.S. Spetsifika innovatsionnoy vospriimchivosti prepodavatelya vuza [Specifics of innovation acceptability of higher educational institution lecturer]. Psihologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2015, no. 1 (25), pp. 46-49. (In Russian).
Received 17 March 2018 Reviewed 28 March 2018 Accepted for press 2 April 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Golushko Tatyana Konstantinovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Methodical Support of Educational Process Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: tat-golushko @yandex.ru
For correspondence: Makarova L.N., e-mail: e-mail: [email protected]
For citation
Makarova L.N., Golushko T.K. Metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza: problemnye voprosy [Methodical competence of higher educational institution lecturer: problem issues]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitar-nye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 7-12. DOI: 10.20310/1810-02012018-23-173-7-12. (In Russian, Abstr. in Engl.).