УДК 159.923:316.6
Е. Н. Соколова, Н. В. Лукьянченко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ культуры БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА
Цель статьи — теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование концептуальных положений формирования
----- профессиональной культуры будущих юристов в контексте повы-
74 шения ее качества. Проблема профессиональной культуры юриста
проанализирована в трех контекстах: теоретические подходы к пониманию сущности профессиональной культуры; проблемные аспекты, с точки зрения практиков правоохранительных органов; представление о профессиональной культуре преподавателей юридических вузов. Делается вывод о необходимости повышения роли гуманитарных дисциплин в профессиональной подготовке представителей юридических специальностей.
This article aims to give a theoretical and methodological, as well as empirical justification of the conceptual framework of formation of professional culture in future lawyers in the context of its increasing quality. The problem of professional culture of a lawyer was analyzed within the three contexts: theoretical approaches to understanding the nature of professional culture; problem aspects from the perspective of practitioners of law enforcement authorities; the image of professional culture peculiar to law university teachers. The authors come to a conclusion that there is a need to increase the role of humanities in the training of legal specialists.
Ключевые слова: профессиональная культура, юристы, профессиональная деятельность, этика поведения, профессионализм, личностно-профессиональные качества, коммуникативная компетентность, личностно-профессиональные установки, навыки, личностная и социальная рефлексия.
Key words: professional culture, lawyers, professional activity, profession, ethical behavior, professionalism, personal and professional qualities, communicative competence, personal and professional settings, skills, personal and social reflection.
В контексте направленности российских реформ на соответствие требованиям правового государства вопрос о профессиональной культуре юридических кадров приобретает особое звучание.
Этот вопрос поднимается не впервые. Еще в дореволюционной России обсуждались проблемы формирования профессиональной культуры полиции. Требования к должностным лицам включали: беспорочность поведения, здравый рассудок в деле, добрую волю к службе, точность в исполнении, бескорыстие при наложении взысканий, доброхотство к людям [6]. В соответствии с целями качественной профессио-
нальной подготовки не только в Москве и Петербурге, но и в губернских городах создавались школы и организовывались курсы, где наряду с профессиональными дисциплинами слушателям разъяснялся смысл полицейской службы и прививались элементарные культурные навыки, обосновывались принципы служебного долга. При обучении будущие полицейские должны были усвоить, что уважение и доверие населения необходимо заслужить вежливостью и внимательностью к людям, стремлением в пределах своей власти помочь каждому в удовлетворении его законных требований.
Почему же устоявшаяся, казалось бы, профессия юриста до сих пор вызывает вопросы в сфере профессиональной культуры? Проанализируем в свете обозначенной проблемы три аспекта: определение сущности профессиональной культуры в научных и научно-методических источниках; конкретику отзывов практиков правоохранительных органов о «точках особого неблагополучия» в данной сфере; представления о профессиональной культуре юриста у работников юридических вузов.
Что говорится о профессиональной культуре в научной и научнометодической литературе? Среди различных вариантов понимания сущности профессиональной культуры можно выявить несколько подходов к определению. Их специфичность связана с широтой задаваемого контекста.
При самом узком понимании профессиональная культура рассматривается с точки зрения этики поведения. Это свод правил своего рода профессиональной вежливости. Культура в таком понимании обладает высокой степенью «предписанности» и оценочности. Основное требование к профессионалу — соответствие его действий «протоколу», регламенту, писаным и неписаным правилам служебного этикета [2].
В другом понимании профессиональная культура означает степень овладения специфическими для данной профессии видами действий и очень близка понятиям «профессионализм» и «мастерство». В одном из определений говорится, например, что профессиональная культура — это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Профессиональная культура предполагает усвоение норм, обычаев и традиций професссиональной деятельности [5]. Как видим, и здесь речь идет о высокой степени нормативности, но уже с точки зрения инструментального аспекта деятельности профессионала.
В третьем подходе профессиональная культура определяется как совокупность личностно-профессиональных качеств, составляющих некоторую целостность [4]. В частности, профессиональная культура юриста рассматривается как синтез компетенций в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения. Качество культуры
здесь связывается уже с проявлениями творчества, а не требованиями нормативности.
Согласно наиболее широкому пониманию, профессиональная культура — это часть или проявление общей культуры [1]. Целостность профессиональной культуры не означает ее замкнутости и предполагает постоянное взаимодействие со множеством контекстов. Это соответствует самой природе трудовой деятельности, поскольку труд — это всегда функция, заключающаяся в производстве продукта, необходимого и востребованного не для «внутреннего» пользования, а для иных социальных субъектов. Профессиональную культуру характеризуют одновременно: 1) высокий уровень инструментального обеспечения; 2) способность творчески решать профессиональные задачи, выходя за рамки рабочих шаблонов; 3) экологичность взаимодействия с иными контекстами, как более широкими (общая культура), так и рядоположенными (культура других социальных субъектов). Экологичность в данном случае есть продуктивность в противовес деструкции, «соразмерность» контексту взаимодействия. При этом подчеркивается такая характеристика культуры, как ее сложность и многомерность [2].
Практики правоохранительных органов в ходе проведения тематических бесед «сигналят» о точках неблагополучия на разных линиях взаимодействия сотрудников полиции:
— в первую очередь с руководителями (говорится о том, что сотрудники полиции, исходя из специфики оперативно-служебной деятельности, с трудом определяют функциональную степень автономии/зависимости);
— с гражданами (указывается на сложности межличностных взаимодействий с различными категориями граждан, когда последние своими действиями провоцируют сотрудников на проявление раздражительности и нетерпимости);
— с коллегами (обсуждаются трудности взаимодействия, обусловленные взаимным недоверием, подозрительностью).
Исследование, направленное на выявление специфики представлений о профессиональной культуре юриста у работников юридических вузов, проводилось на базе Сибирского и Барнаульского юридических институтов МВД России. В исследовании приняли участие 210 респондентов в возрасте от 28 до 45 лет (94 — сотрудники учебного отдела и 116 — профессорско-преподавательский состав).
По мнению большинства респондентов, профессиональная культура чрезвычайно важна для будущей профессиональной деятельности юристов (85 %). Ранжирование по частоте ответов показало, что трактовки респондентами понятия «профессиональная культура» значительно различались: чаще всего ее определяли как готовность к выполнению служебных задач в любых условиях, затем — как комплекс этических и профессиональных норм (второй ранг) и,
наконец, как профессионально важные навыки, умения и привычки (третий ранг).
Сущность понятия «профессиональная культура» опрошенные выражали следующими фразами: «умение противостоять какому-либо неправомерному воздействию» (62 %); «развитие твердости духа и самостоятельности в принятии решений» (46%); «готовность к любым неожиданностям в процессе юридической деятельности» (21 %). Помимо этого некоторые преподаватели определяли становление профессиональной культуры как «формирование знаний закона и кодекса» (14 %), а также оценивали его как «несущественный элемент в профессиональной подготовке» (8 %). Последние ответы свидетельствуют о нечеткости, путанице в понимании особенностей профессиональной культуры частью преподавателей, не имеющих опыта работы в правоохранительных органах.
По мнению трети респондентов, самое главное, на что необходимо обращать внимание студентов в процессе обучения для того, чтобы они при выполнении профессиональных задач соответствовали требованиям профессиональной культуры, — это особенности общения с гражданами.
В целом высказывания респондентов о сущности формирования профессиональной культуры касались таких ее психологических аспектов, как активизация человеческих возможностей в условиях профессиональной деятельности, обучение эффективному общению с участниками судебного процесса, умение проявлять самообладание и сдерживать свои эмоции.
Ранжирование и обобщение результатов проведенного опроса позволяет выделить следующие важнейшие направления и средства формирования профессиональной культуры в представлениях сотрудников юридических вузов (приведено по степени значимости).
1. Для того чтобы профессиональная деятельность юристов выстраивалась с учетом морально-психологических особенностей личности, ее психического состояния, важно формировать у них при обучении навыки социальной перцепции (необходимо понимать, какое впечатление юрист производит на граждан, анализировать психологическую информацию, которую дает внешний вид и поведение человека, уделять внимание любым просьбам и жалобам граждан и коллег, проявляя участие).
2. Для комплексного видения профессиональных задач и их решения необходимо развивать логику, способности к рефлексии и самонаблюдению (в том числе над манерой двигаться, сидеть, произносить слова, что очень важно при формировании авторитета юриста в процессе общения с гражданами), а также к аргументации и публичному ее представлению.
3. Для воспитания уважения к человеку, его правам, свободам, мнению, чувству собственного достоинства необходимо культивировать доброжелательность, толерантность, деликатность в спорах, установку на взаимопомощь и поддержку.
Таким образом, можно говорить о том, что профессиональная культура юриста — системное многоуровневое образование, которое имеет существенный психологический аспект, включающий морально-нравственные установки, навыки саморегуляции и профессиональной коммуникации, личностную и социальную рефлексию.
Отсюда вытекают особые требования к подготовке юридических кадров. Сущность образования XXI в. заключается в его фундаментальности. Ранее большая роль в процессе вузовского обучения специалистов отводилась основным узко направленным дисциплинам по каждой специальности. Однако опыт показывает, что подобный подход себя исчерпал, необходимы новые принципы формирования профессиональной культуры будущих юристов.
Новые образовательные стандарты подразумевают целостность, системность профессиональной подготовки будущего юриста, морально-психологическую направленность в обучающей деятельности юридических вузов. Решающая роль в профессиональном становлении личности будущего юриста должна отводиться обеспечению не только правовой компетентности в профессиональной деятельности, но и гуманистической стороне образовательного процесса [3]. Особенность формирования психологических аспектов профессиональной культуры будущего юриста — направленность на обращение его к человеку и человеческим ценностям путем целенаправленного внесения в обучение вопросов нравственности и культуры, учета потребностей и интересов обучаемых с целью подготовки специалиста, способного эффективно решать профессиональные юридические задачи.
Подводя итог, отметим, что профессиональная культура является одновременно мерилом и условием качества работы юриста, ее формирование требует не фрагментарных коррекционных шагов, а серьезной ценностной и методологической рефлексии психологических оснований профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Виноградов В. Л., Синюк А. И. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 40 —42.
2. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность : учебное пособие. Ростов н/ Д, 2000.
3. Злотников Ю. Я. Гуманитаризация юридического образования в вузах МВД России: теоретико-методологические проблемы // Проблемы юридического образования в вузах МВД России. Красноярск, 1996.
4. Кононенко Б. И. Культурология. Большой толковый словарь. М., 2003.
5. Кравченко А. И. Культурология : учебное пособие для вузов. М., 2001.
6. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право в России. СПб., 2001.
7. Соколова Е. Н. Психологические проблемы становления юриста как профессионала // Актуальные проблемы юридической науки : тезисы докладов
Всероссийской научной конференции, посвященной 50-летию образования ЮИ КГУ. Красноярск, 2005.
Об авторах
Елена Николаевна Соколова — канд. психол. наук, доц., Сибирский юридический институт ФСКН России, Красноярск.
E-mail: [email protected]
Наталья Владимировна Лукьянченко — канд. психол. наук, доц., Сибирский государственный технологический университет, Красноярск.
E-mail: [email protected]
About author
Dr Yelena Sokolova, Associate Professor, Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service, Krasnoyarsk.
E-mail: [email protected]
79
Dr Natalia Lukyanchenko, Siberian State Technological University, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]