Научная статья на тему 'Культурологический подход в системе методологических подходов к профессиональной подготовке в ссузе юристов среднего звена'

Культурологический подход в системе методологических подходов к профессиональной подготовке в ссузе юристов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурологический подход / профессиональная подготовка / юристы / ссуз / culturological approach / professional train-ing / lawyers / colleges

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Татьяна Виталиевна, Гребенников Олег Владимирович, Никишина Ирина Николаевна

В статье рассмотрена сущностная взаимосвязь культурологического подхода к профессиональной подготовке в ссузе будущих юристов среднего звена с компетентностным, квалиметрическим и квалитологическим, про-гностическим подходами к профобразованию. Авторы статьи раскрывают сущность понятия «профессиональная культура юриста среднего звена», приводят характеристику отдельных составляющих данной культуры; рассматривают факторы и условия, которые влияют на эффективность процесса формирования и развития в колледже основ профессиональной культуры будущих выпускников по специальности «Право и организация социального обеспечения». Также в статье раскрывается содержательное наполнение, функциональное назначение профессиональной культуры специалистов юридического профиля социальных служб. Авторы статьи констатируют, что профессиональная культура специалиста социально-гуманитарного профиля имеет два уровня (два плана, контура саморазвертывания): внутренний и внешний, приводят развернутые характеристики каждого из названных уровней. Особое внимание в статье уделе-но взаимосвязи понятий «профессиональная культура» и «профессиональная компетентность» специалиста социально-гуманитарного (в том числе и юридического) профиля. В статье доказывается тезис, что синтез культурологического, компетентностного, квалиметрического, прогностического подходов к развитию системы про-фобразования специалистов юридического профиля обеспечивает полифункциональную подготовку специалистов на перспективу в рамках научно-обоснованного прогноза востребуемости данных кадров на современном рынке труда и для решения конкретных профессиональных (в том числе и региональнообусловленных) проблем повышения качества правозащитных, юридических услуг, предоставляемых российским гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Татьяна Виталиевна, Гребенников Олег Владимирович, Никишина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF ETHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING IN COLLEGES OF MID-LEVEL LAWYERS

The article describes the essential relationship of cul-turalogical approach to vocational training in second-ary vocational education of mid-level future lawyers and competence-based, qualitative and quality orient-ed, prognostic approaches to vocational education. The authors reveal the essence of the concept of “profes-sional culture of a mid-level lawyer”, present the char-acteristics of some components of this culture; consid-er the factors and conditions that affect the efficiency of the process of formation and development of College foundations of professional culture of future graduates majoring in “Law and organization of social security". Also the article reveals the content and functionality of the professional culture of lawyers’ profile of social services. The authors state that the professional cul-ture of a socio-humanitarian profile specialist has two levels (two "plans", self-unfolding circuit): internal and external, give detailed characteristics of each of these levels. Special attention is paid to the relationship of the concepts of «professional culture» and «profes-sional competence» of the specialist of social sciences and humanities (including law) profile. The article proves the thesis that the synthesis of cultural, compe-tence, qualitative, and predictive approaches to the development of professional training of law profile spe-cialists ensures multifunctional training of future spe-cialists in the context of scientifically based prediction of their future employability at the modern labor market and to address specific professional problems (includ-ing the regional ones) of improving the quality of hu-man rights and legal services provided to Russian citi-zens.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход в системе методологических подходов к профессиональной подготовке в ссузе юристов среднего звена»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 377.5

ВАСИЛЬЕВА Татьяна Виталиевна,

аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики

ГРЕБЕННИКОВ Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

НИКИШИНА Ирина Николаевна,

аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ССУЗЕ ЮРИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В статье рассмотрена сущностная взаимосвязь культурологического подхода к профессиональной подготовке в ссузе будущих юристов среднего звена с компетент-ностным, квалиметрическим и квалитологическим, прогностическим подходами к профобразованию. Авторы статьи раскрывают сущность понятия «профессиональная культура юриста среднего звена», приводят характеристику отдельных составляющих данной культуры; рассматривают факторы и условия, которые влияют на эффективность процесса формирования и развития в колледже основ профессиональной культуры будущих выпускников по специальности «Право и организация социального обеспечения». Также в статье раскрывается содержательное наполнение, функциональное назначение профессиональной культуры специалистов юридического профиля социальных служб. Авторы статьи констатируют, что профессиональная культура специалиста социально-гуманитарного профиля имеет два уровня (два плана, контура саморазвертывания): внутренний и внешний, приводят развернутые характеристики каждого из названных уровней. Особое внимание в статье уделено взаимосвязи понятий «профессиональная культура» и «профессиональная компетентность» специалиста социально-гуманитарного (в том числе и юридического) профиля. В статье доказывается тезис, что синтез культурологического, компетентностного, квалиметрического, прогностического подходов к развитию системы профобразования специалистов юридического профиля обеспечивает полифункциональную подготовку специалистов на перспективу в рамках научно-обоснованного прогноза востребуемости данных кадров на современном рынке труда и для решения конкретных профессиональных (в том числе и регионально-обусловленных) проблем повышения качества правозащитных, юридических услуг, предоставляемых российским гражданам.

Ключевые слова: культурологический подход, профессиональная подготовка, юристы, ссуз.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -239-247

VASILIEVA Tatiana,

Postgraduate student of the Chair of Social and Family

GREBENNIKOV Oleg, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor at the Chair of Pedagogy and

NIKISHINА Irina,

Postgraduate student of the Chair of Social and Family

CULTUROLOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF ETHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING IN COLLEGES OF MID-LEVEL LAWYERS

The article describes the essential relationship of cul-turalogical approach to vocational training in secondary vocational education of mid-level future lawyers and competence-based, qualitative and quality oriented, prognostic approaches to vocational education. The authors reveal the essence of the concept of “professional culture of a mid-level lawyer”, present the characteristics of some components of this culture; consider the factors and conditions that affect the efficiency of the process of formation and development of College foundations of professional culture of future graduates majoring in “Law and organization of social security". Also the article reveals the content and functionality of the professional culture of lawyers’ profile of social services. The authors state that the professional culture of a socio-humanitarian profile specialist has two levels (two "plans", self-unfolding circuit): internal and external, give detailed characteristics of each of these levels. Special attention is paid to the relationship of the concepts of «professional culture» and «professional competence» of the specialist of social sciences and humanities (including law) profile. The article proves the thesis that the synthesis of cultural, competence, qualitative, and predictive approaches to the development of professional training of law profile specialists ensures multifunctional training of future specialists in the context of scientifically based prediction of their future employability at the modern labor market and to address specific professional problems (including the regional ones) of improving the quality of human rights and legal services provided to Russian citizens.

Key words: culturological approach, professional training, lawyers, colleges.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ №2014/601; код проекта 3106

This article was prepared within the framework of the state task Ministry of Education and Science of the Russian Federation №2014 / 601; Project Code 3106

С изменением и развитием социально-экономических, общественно-политических, информационно-технологических, социально-психологических и других аспектов жизнедеятельности современного российского общества существенно модифицировались содержание и технологии юридической, правозащитной работы как особого вида социономической («помогающей») профессиональной деятельности, и, как следствие, это повлекло за собой необходимость изменений в сфере содержательно-технологического базиса процесса профессиональной подготовки специалистов юридического профиля, в том числе и в условиях колледжа. Следует заме-

- 239 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

тить, что в современной России профессиональную подготовку по специальности «Право и организация социального обеспечения» осуществляют достаточно большое число колледжей. В круг основных задач профессиональной деятельности юристов со средним профобразованием, работающих в учреждениях социальной защиты населения, входят: участие юриста в подготовке нормативно-правовых актов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан; составление юридических документов; консультирование по вопросам права граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите; выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, по социальной защите населения [10; 14]. Для качественного и высококвалифицированного выполнения вышеозначенного функционала и задач профессиональной деятельности выпускника ссуза по специальности «Право и организация социального обеспечения» ему необходимо обладать высоким уровнем проявления профессиональной культуры, основы которой формируются в период обучения в колледже [9].

В современном обществе профобразование специалистов социономического профиля (социальных работников, юристов, психологов, социальных педагогов и др.) следует считать одной из стратегических областей социально-экономического развития Российской Федерации, поскольку именно эти высококвалифицированные специалисты (обладающие высоким уровнем профессиональной и личностной культуры) позволяют оперативно и рационально решать (а также предупреждать и профилактировать) локальные и региональные социальные проблемы в условиях серьезных (и, к сожалению, негативных) изменений современного рынка труда, демографического кризиса, миграционных процессов и др.

С 90-х гг. ХХ в. в отечественной системе профессионального образования постепенно осуществлялся (и к началу второго десятилетия ХХ1 в. осуществился) перенос акцента с «ЗУ-Новской» образовательной парадигмы на «компетентностную» [2]. Однако на протяжении последних двух десятков лет не снижался интерес и ученых-исследователей, и специалистов-практиков, и представителей профессиональных сообществ к проблеме реализации культурологического подхода в процессе профобразования кадров социальной сферы, в том числе и юридического профиля.

Современный рынок труда предъявляет высокие и разносторонние требования к содержательному наполнению, функциональному назначению культуры профессиональной деятельности специалистов юридического профиля социальных служб.

Последние два десятилетия в научных исследованиях, посвященных анализу, систематизации концептуальных и парадигмальных оснований отечественной системы профессионального образования специалистов социально-гуманитарного (в том числе и юридического) профиля, активно развивается идея о культурологической парадигме профессиональной подготовки кадров социальной сферы (О.И. Воленко и Н.И. Никитина [2], И.А. Зимняя [8], В.А. Сластенин и др.).

Действительно, к началу ХХ1 в. перед отечественной системой профобразования встала задача подготовки в ссузах и вузах таких специалистов социально-гуманитарного (в том числе и юридического) профиля, которые обладали бы как высоким уровнем личностной культуры (другим словами, высоким уровнем базовой культуры личности: Л.П. Буева, Б.З. Вульфов [3], О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.), так и высоким уровнем сформированности культуры профессиональной, которая проявлялась бы в повседневных ситуациях личностно-деловых коммуникаций специалиста с различными категориями клиентов социальных служб, с коллегами и социальными партнерами, отражала бы высокий уровень овладения юристом системой междисциплинарных интегрированных (полинаучных) знаний, умений, навыков, компетенций, характеризовалась бы наличием совокупности профессионально важных качеств и способностей.

К настоящему моменту создано большое число научных исследований, в которых достаточно подробно раскрыта сущность культурологического подхода к профобразованию кадров социальной сферы. Поэтому мы считаем целесообразным в данной статье сконцентрировать свое внимание на взаимосвязи культурологического подхода к профобразованию специалистов юридического профиля с другими методологическими подходами, поскольку в современных реалиях профессионально-образовательного процесса ссуза ни один из методологических подходов не реализуется изолированно от других.

В докторском диссертационном исследовании А.Н. Галагузова «Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы» культурологический подход трактуется как неотъемлемая часть методологического обеспечения профобразования, реализация которого направлена на решение социально значимой задачи, состоящей в создании условий для устойчивого развития общества и социально-профессионального сообщества на основе культурной преемственности (например, в части сохранения традиций), а также в создании условий для гармонизации взаимодействия человека как субъекта культуры с социумом

- 240 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

(социокультурной средой). В своем исследовании А.Н. Галагузов отмечает, что культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы взаимосвязан с компетентностным. Однако наиболее тесные взаимосвязи культурологический подход в системе профобразования кадров социально-гуманитарного профиля имеет с аксиологическим и личностно-ориентированным подходами. По мнению А.Н. Галагузова, результатом реализации культурологического подхода в целостном педагогическом процессе вуза является воспитанность (сформированность, развитость) у его выпускников (специалистов социальной сферы) профессиональной культуры [4].

По нашему мнению, профессиональная культура специалистов юридического профиля представляет собой социокультурное явление (особый социокультурный феномен), в котором находят отражение и качественное состояние конкретного общества в целом (например, качество духовно-нравственной, правовой, этноконфессиональной, толерантной, социальнопсихологической и других составляющих общественной жизнедеятельности), и качественное состояние взаимосвязанных профессиональных групп (профессиональных сообществ специалистов правоохранительных, социальных, медицинских и других служб), и качественное состояние системы профессионального образования кадров социальной сферы, в котором должны быть интегрированы достижения современной науки в сфере антропологических, юридических (правоведческих), социологических, культурологических, психолого-педагогических и других научных отраслях, достижения в сфере современных технологий правозащитной деятельности [13].

На основе проведенного анализа разнообразной научной литературы по проблеме взаимосвязи методологических подходов к профессиональной подготовке кадров социономического профиля можно утверждать, что культурологический подход к профобразованию обучающихся в ссузе по специальности «Право и организация социального обеспечения» в определенной мере находится во взаимосвязи с компетентностным подходом.

Компетентностный подход предполагает, что профессионально-личностный рост обучающегося ссуза (будущего юриста социальной слжубы) в значительной степени обеспечивается развитием у него в целостном учебно-воспитательном процессе колледжа системы общекультурных и профессиональных компетенций, которые определены (зафиксированы) в ФГОС СПО по специальности «Право и организация социального обеспечения» (квалификация - юрист среднего звена) [5; 10; 12; 14; 15].

В ряде работ по компетентностному подходу к профобразованию (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.) отмечается, что уровень развития профессиональной компетентности специалиста (в том числе и специалиста юридического профиля) в определенной мере находится во взаимосвязи (и даже во взаимозависимости) с уровнем развития у этого же специалиста уровня профессиональной культуры.

В работах Н.И. Агрониной и Н.И. Никитиной [1], В.М. Гребенниковой [6], Л.П. Илларионовой, В.А. Сластенина отмечается, что понятие «профессиональная культура» шире понятия «профессиональная компетентность специалиста», а высокий уровень развития профессиональной культуры предупреждает (профилактирует) излишнюю узкую профессиональную специализацию специалиста, которая может привести к снижению его трудового кругозора, что негативно отразится на продуктивности его профессиональной деятельности. Между тем в ряде работ ученых-исследователей подчеркивается, что в содержательный базис (в сущностную составляющую) профессиональной культуры специалиста социальной сферы могут быть включены (и даже должны быть включены) отдельные общекультурные и профессиональные компетенции, профессионально важные качества, которые составляют «стержень» тех или иных проявлений профессиональной культуры в различных ситуациях трудовой деятельности и личностно-деловых коммуникациях специалиста [5; 10; 12; 14; 15 и др.].

В процессе подготовки (написания) данной статьи ее авторы проанализировали значительное количество отечественных и зарубежных исследований по проблематике реализации в колледже культурологического подхода к профессиональной подготовке кадров социального (в том числе и юридического) профиля. Практически во всех проанализированных нами научных трудах по вышеуказанной проблеме отмечается, что в период обучения в колледже в той или иной степени (в зависимости от многих факторов, в том числе и от индивидуальных особенностей студента) развиваются следующие инвариантные составляющие профессиональной культуры будущего специалиста социально-гуманитарного (в том числе и юридического) профиля:

- мотивационно-ценностная составляющая профессиональной культуры (включает в себя, в частности, понимание будущим специалистом значимости, социальной ценности высокого качества своего труда и др.),

- интеллектуальная (или профессионально-познавательная) составляющая профессиональной культуры, которая отражает наличие у обучающегося системы знаний о требованиях к

- 241 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

условному «эталону профессионала», освоенность базовых правовых, профессиональноэтических и других норм, которые регламентируют профессиональную деятельность специалиста;

- деятельностная составляющая профессиональной культуры, которая проявляется в умениях, компетенциях, готовностях и способностях молодого специалиста повседневно в реальных условиях трудовой деятельности качественно реализовывать освоенную им систему профессиональных действий, технологий и др., соблюдая требуемые нормы, правила.

В трудах Н.И. Агрониной и Н.И. Никитиной [1], В.М. Гребенниковой [6], И.А. Зимней [8], Л.В. Мардахаева, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др. делается акцент на том моменте, что профессиональная культура специалиста социально-гуманитарного профиля имеет два уровня (два плана, контура саморазвертывания): внутренний и внешний. В период обучения в ссузе или вузе оба этих уровня могут претерпеть изменения под воздействием целого комплекса факторов, условий профессионально-образовательной среды.

Внутренний уровень профессиональной культуры взаимосвязан с индивидуальнозначимой системой ценностей специалиста (эта система ценностей в ходе профессиональной подготовки может уточняться, корректироваться), базируется на так называемом профессиональном мышлении специалиста, причем процесс развития профессионального мышления имеет многофазный и многофакторный характер. Также внутренний уровень профессиональной культуры взаимосвязан с мировоззрением и духовно-нравственной, этической культурой молодого специалиста (и эти составляющие внутреннего уровня профессиональной культуры могут изменяться в процессе профобразования).

Внешний уровень профессиональной культуры взаимосвязан с такими понятиями, как культура внешнего облика специалиста, коммуникативная культура, культура поведенческих реакций (в общем плане: культура профессиональных коммуникаций) [13].

На сегодняшний день в практике ссузов накоплен колоссальный багаж методического обеспечения различных форм и видов занятия (тренингов, практикумов, мастер-классов, профессиональных мастерских и др.), в ходе которых развиваются отдельные составляющие внешнего уровня проявления профессиональной культуры специалиста социальногуманитарного (в том числе и юридического) профиля.

Культурологический подход к профессиональной подготовке будущих юристов среднего звена в определенной мере находится во взаимосвязи с квалитологическим и квалиметриче-ским подходами к оценке качества профобразования.

Квалитологический подход разрабатывает методологию, концептуальные основы, а ква-лиметрический подход - методы и технологии, инструментарий вариативных контрольнооценочных, диагностико-измерительных процедур, которые позволяют с достаточно высокой степенью объективности определить качественный уровень сформированности у выпускника ссуза или вуза основ профессиональной культуры, основ профессиональной компетентности, основ профессионализма (молодого специалиста) в целом. Для этого в рамках, например, ква-лиметрического подхода разрабатываются специализированные шкалы и диагностируемые (количественно и качественно) параметры, измерив (в том числе и с применением матметодов) и оценив которые можно составить персонифицированный профиль сформированности (развитости) у конкретного выпускника ссуза или вуза отдельных составляющих основ его профессиональной культуры как специалиста, в связи с чем специалисты (ученые-исследователи) в сфере квалиметрического подхода обращаются к научным изысканиям (разработкам) в области культурологического подхода к профобразованию специалистов соответствующего профиля для поиска ответов на вопросы:

- каковы сущностные составляющие профессиональной культуры молодого специалиста (выпускника ссуза, вуза) конкретного направления подготовки;

- по каким конкретным параметрам (показателям), которые можно в той или иной форме диагностировать, можно судить о том, что эти сущностные составляющие профессиональной культуры молодого специалиста (выпускника ссуза, вуза) у него сформированы (или не сформированы);

- насколько объективно можно сделать вывод о сформированности тех или иных составляющих профессиональной культуры молодого специалиста (выпускника ссуза, вуза) на основе использования тестовых заданий, решения кейс-стади или качественного анализа результатов преддипломной практики, защиты выпускной квалификационной работы или же объективно оценить уровень сформированности отдельных составляющих профессиональной культуры молодого специалиста (выпускника вуза) можно только в процессе его самостоятельной трудовой деятельности по специальности, а не в процессе квазипрофессиональной деятельности в период учебы даже на старших курсах вузовской подготовки?

- 242 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

В рамках квалиметрического подхода [7; 11 и др.] к профобразованию были разработаны следующие рекомендации для специалистов служб менеджмента качества ссузов, которые ориентированы на оптимизацию процесса формирования в условиях колледжа основ профессиональной культуры будущего юриста среднего звена:

- первоначально необходимо разработать (создать, спроектировать) так называемый «эталонный образец», «идеальную модель» сформированности у выпускника ссуза основ профессиональной культуры юриста среднего звена (образец или модель основ профессиональной культуры юриста среднего звена создается на основе максимального учета всевозможных требований, зафиксированных в нормативно-правовых документах, регламентирующих сферы его профессиональной деятельности, а также учет требований профессиограмм юриста среднего звена, которые разработаны учеными-исследователями и представлены в научной литературе); данный образец или модель должны включать в себя совокупность объективно диагностируемых характеристик профессиональной культуры юриста среднего звена; с данной моделью (или образцом) профессиональной культуры юриста среднего звена следует познакомить всех субъектов целостного профессиональнообразовательного процесса ссуза; четко определить иерархическую и логическую последовательность этапов формирования отдельных составляющих профессиональной культуры юриста среднего звена по семестрам и годам обучения;

- необходимо установить (выявить) функционально-зависимые связи (взаимодействия) между всеми звеньями целостного профессионально-образовательного процесса в ссузе, которые так или иначе влияют на обеспечение качества формирования профессиональной культуры юриста среднего звена (в частности, необходимо обеспечить в деятельности преподавателей ссуза учет специфики контингента конкретной учебной группы (учет психовозрастных особенностей обучающихся; учет их стартового (первоначального) в период обучения в вузе уровня развития базовой культуры личности, учет имеющихся представлений о сущности, составляющих и проявлениях профессиональной культуры юриста среднего звена и др.); специалистам службы менеджмента качества ссуза необходимо обеспечить в своей рабате и в работе подведомственных им подразделений учет профессиональных и личностных особенностей коллектива преподавателей, поскольку уровень профессиональной культуры каждого их преподавателей и уровень их личностной культуры являются одним из важнейших факторов, влияющих на качество процесса формирования в ссузе профессиональной культуры юриста среднего звена.

В целом же, согласно современным позициям квалиметрического подхода к профобразованию юриста среднего звена, высокий уровень качества сформированности у выпускника вуза профессиональной культуры синтезируется из следующих «субкачеств»:

- «субкачество» образовательного (учебно-познавательного, информационноаналитического) и личностно-профессионального потенциала обучающихся в системе среднего профобразования по специальности «Право и организация социального обеспечения»;

- «субкачество» профессиональной и субъектно-личностной культуры профессорскопреподавательских кадров ссуза;

- «субкачество» содержания (образовательного контента) и учебно-методической базы ссуза (в частности качество представленности в содержательно-методическом обеспечении учебных дисциплин проблематики процессов формирования, развития, саморазвития профессиональной культуры будущего юриста среднего звена);

- «субкачество» материально-технической, учебно-практической базы ссуза (в частности качественный уровень профессиональной культуры специалистов и администраторов баз практики);

- «субкачество» профессионально-образовательных технологий, педагогических технологий профессионально-ориентированного обучения, реализуемых в учебно-воспитательном процессе ссуза (в частности интерактивные, проблемно-эвристические, имитационно-игровые, тренинговые и др. технологии профессионально-ориентированного обучения, которые способствуют развитию отдельных составляющих основ профессиональной культуры юриста среднего звена);

- «субкачество» контрольно-оценочных, измерительно-диагностических процедур, направленных на выявление сформированности у студента тех или иных отдельных составляющих основ профессиональной культуры юриста среднего звена;

- «субкачество» содержательно-методического базиса процесса профессионального вос-

- 243 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

питания будущих молодых специалистов в системе среднего профобразования (заметим, что система профессионального воспитания обучающихся в колледже обладает значительными педагогическими возможностями в части формирования и развития основ профессиональной культуры юриста среднего звена);

- «субкачество» профессиональной культуры управления (руководства) ссуза, культуры административного менеджмента в системе среднего профобразования.

Анализ ряда работ по проблеме взаимосвязи квалиметрического подхода к профобразованию кадров социальной сферы с другими методологическими подходами (в том числе и с культурологическим) позволил утверждать, что возможно некоторые положения квалиметрического подхода адаптировать к культурологическому. Так, например, по нашему мнению, постулаты процесса управления качеством Дж. Джурана можно адаптировать к процессу управления формированием и развитием в ссузе основ профессиональной культуры будущего юриста среднего звена:

а) не существует так называемого «чуда возникновения» (сформированности) у выпускника ссуза основ профессиональной культуры юриста среднего звена, то есть для того, чтобы у выпускника ссуза были сформированы основы профессиональной культуры юриста среднего звена, необходимо целенаправленно и системно интегрировать колоссальные усилия всех субъектов целостного учебно-воспитательного процесса ссуза (и в первую очередь принципиально важны усилия, желания. стремления, мотивированная активность самого обучающегося в деле основания содержательного базиса профессиональной культуры юриста среднего звена);

б) процесс формирования в ссузе основ профессиональной культуры будущего юриста среднего звена имеет прямое и непосредственное отношение к людям, то есть к вопросам проявления инициативно-творческого подхода преподавателей (методистов и специалистов баз практики, кураторов студенческих групп, руководителей курсовых и дипломным работ и др.) к разнообразию форм, методов, приемов, технологий, которые они будут использовать в целостном профессионально-образовательном процессе ссуза для становления основ профессиональной культуры юриста среднего звена (иными словами: процесс формирования в ссузе профессиональной культуры юриста среднего звена требует фокусирования усилий всех субъектов данного процесса на конкретном студенте - будущем молодом специалисте юридического профиля в системе соцзащиты населения);

в) необходимо систематически (например, в рамках корпоративных курсов повышения квалификации) проводить обучение всех преподавателей ссуза (а по возможности - методистов и специалистов баз практики, кураторов студенческих групп) теоретическим и прикладным (содержательно-методическим) основам процесса формирования в колледже основ профессиональной культуры юриста среднего звена; руководителям структурных подразделений ссуза необходимо использовать «командный подход» (Дж. Джуран) для непрерывного поиска наилучших путей повышения качества процесса формирования в ссузе основ профессиональной культуры юриста среднего звена;

г) для успешного достижения цели процесса формирования в ссузе основ профессиональной культуры юриста среднего звена данным процессом необходимо управлять, то есть в ссузе должны систематически коллегиально разрабатываться, обсуждаться, реализовываться, обновляться с учетом изменений внешней и внутренней среды жизнедеятельности ссуза вариативные программы по формированию основ данной культуры, необходимо проведение мониторинговых процедур (то есть уровень сформированности у обучающихся колледжа основ данной культуры должен объективно оцениваться, диагностироваться) с целью в дальнейшем произвести корректировку действий всех субъектов учебно-воспитательного процесса ссуза по повышению качества формирования и развития основ профессиональной культуры юриста среднего звена.

По нашему мнению, культурологический подход к профессиональной подготовке в колледже будущих юристов среднего звена в определенной мере находится во взаимосвязи и с прогностическим подходом к развитию системы непрерывного многоуровневого профобразования специалистов социальной сферы.

Представители различных научных отраслей по-своему раскрывают сущность понятия

- 244 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

«прогнозирование». Так, например, в философии прогнозирование обычно трактуется как: а) результат размышлений, основанных на многофакторном анализе массивов достоверной информации о возможном развитии в будущем тех или иных событий (процессов, явлений); б) многоступенчатый процесс переработки информации, осуществляемый на различных уровнях функционирования психики человека, с использованием различных конструктов, хранящихся в памяти (в частности категориальных, интеллектуальных, перцептивных схем и их интерпретаций).

Б.С. Гершунский педагогическую прогностику рассматривает как составную часть социального прогнозирования. По мнению ученого, педагогическая прогностика включает в себя вариативную совокупность прогнозов (например, демографического, социально-психологического, медицинского, экологического, культурологического и другого характера), которые могут повлиять на тенденции развития образовательных процессов, явлений, систем [цит. по 13].

С точки зрения теории и методики профессионального образования прогностический подход к развитию системы непрерывной профподготовки специалистов социономического (в том числе и юридического) профиля заключается в ориентации целостного профессиональнообразовательного процесса на подготовку не только высококвалифицированного профессионала (специалиста-практика), но и на создание условий для развития личности специалиста как субъекта будущего, то есть человека, который осознает и принимает неизбежность усложнений и в профессиональных рамках, и в его жизнедеятельности в целом, понимает необходимость перспективных дел по организации нового социокультурного пространства. Если же по каким-либо причинам прогностический подход к развитию системы непрерывного профобразования не будет реализовываться, то возможно возникновение ситуации, которую Э. Тоффлер называл «футурошок» (страх человека перед непонятным будущим, страх перед неопределенностью и неожиданностью возникновения тех или иных событий, а главное, неспособность человека справиться как с этими страхами, так и неспособность адаптироваться к новым условиям труда и жизни).

Таким образом, реализация прогностического подхода к развитию системы среднего специального профобразования кадров юридического профиля предполагает, что в процессе обучения студент ссуза должен находиться в ситуациях ориентации на будущее в его соотнесенности с настоящим состоянием, а также в ситуациях постоянного предвидения (прогнозного проектирования) своих собственных перспектив профессионального и индивидуальноличностного роста.

Следует заметить, что анализ проводимых в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии и других высокоразвитых странах реформ системы непрерывного профобразования специалистов «помогающих» (в том числе и юридических) профессий позволяет констатировать, что они (реформы) ориентированы на реализацию прогностического подхода, то есть не только на актуальные, но и на перспективные потребности общества (различных категорий граждан) в новых видах социономических услуг.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, констатируем, что синтез культурологического, компетентностного, квалиметрического, проектно-технологического, прогностического подходов к развитию системы профобразования специалистов юридического профиля обеспечивает полифункциональную подготовку специалистов на перспективу в рамках научнообоснованного прогноза востребуемости данных кадров на современном рынке труда и для решения конкретных профессиональных (в том числе и регионально-обусловленных) проблем повышения качества правозащитных, юридических услуг, предоставляемых российским гражданам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Агронина Н.И., Никитина Н.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (108). - С. 149-153.

2. Воленко О.И., Никитина Н.И. К вопросу о педагогических парадигмах современного профессионального образования специалистов социальной сферы // Инновации в образовании. - 2010. - № 6. - С. 4-15.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Университет РАО, 1999.

4. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: дисс. ... д-ра пед. наук. - М.: РГСУ, 2012.

5. Гоебенникова В.М., Гоебенников О.В. Компетентностный подход в образовании // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2013. - № 6 (22). - С. 75-78.

6. Гоебенникова В.М., Никитина Н.И. Профессионально-коммуникативная культура менеджера образования: сущность, структура, уровни проявления // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). -С. 128-133.

- 245 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Жукова Г.С., Комарова Е.В., Никитина Н.И. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: моногр. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 185 с.

8. Зимняя И.А., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

9. Иванова Т. Юрист со средним образованием - кто он? [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http://www.rabota42.com/help/?id=1&p=3 (дата обращения: 14.02.2015).

10. Курочкина М.Н. Формирование профессиональной готовности будущих юристов к работе в учреждениях социальной защиты населения: дисс. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2006. - 188 с.

11. Никитина Н.И., Васильева Т.В., Никишина И.Н. Некоторые аспекты оценки качества непрерывного профобразования специалистов социономического профиля // Человеческий капитал. - 2015. - № 3 (75). - С. 27-34.

12. Никитина Н.И., Рудько Е.А. Компетентностный подход к профессионально-математическому образованию будущих юристов // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 3. - № 31. - С. 60-65.

13. Никишина И.Н., Васильева Т.В., Никитина Н.И. Теоретико-методические основы формирования в вузе культуры профессионально-проектной деятельности специалистов социономического профиля: Коллективная монография. - М.: Ритм, 2015.

14. Приказ Минобрнауки РФ от 13.07.2010 г. №770 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99291/#ixzz3czKUXJO5 (дата обращения: 14.02.2015).

15. Федякина Л.В., Никитина Н.И. Теоретико-методические основы формирования профессиональной готовности будущих юристов к работе в учреждениях социальной защиты населения // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 13. - С. 138-141.

REFERENCES

1. Agronina N.I., Nikitina N.I. To the question of professional and ethical culture formation of the future specialists in social work. [K voprosu o formirovanii professional'no-jeticheskoj kul'tury budushhih specialistov po social'noj rabote]. Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences. 2012. No. 4 (108). P. 149-153. (in Russ.)

2. Volenko O. I., Nikitina N.I. To the question of pedagogical paradigms of modern vocational training of social sphere experts. [K voprosu o pedagogicheskih paradigmah sovremennogo professional'nogo obrazovanija specialistov social'noj sfery]. Innovation in education. 2010. No. 6. pp. 4-15. (in Russ.)

3. Wulfov, B.Z., Ivanov V. D. Basics of pedagogy. [Osnovy pedagogiki]. Moscow: University of Russian Academy of Education, 1999. (in Russ.)

4. Galaguzov A.N. Culturological approach in professional training of social sphere specialists. ... Ph. D.

[Kul'turologicheskij podhod v professional'noj podgotovke specialistov social'noj sfery: diss. ... d-ra ped. nauk.]. Moskva: the University. 2012. (in Russ.)

5. Grebennikova V.M., Grebennikov O.V. Expert knowledge" approach to education. [Kompetentnostnyj podhod v obra-zovani]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2013. No. 6 (22). pp. 75-78.

6. Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Vocational communication competence of a manager of education: essence, structure, levels of manifesting it. [Professional'no-kommunikativnaja kul'tura menedzhera obrazovanija: sushhnost', struktura, urovni projavlenija]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2014. No. 2 (24). P. 128-133. (in Russ.)

7. Zhukova G.S., Komarova E.V., Nikitina N.I. Qualimetric approach in the system of additional professional education of social sphere specialists: monograph. [Kvalimetricheskij podhod v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija specialistov social'noj sfery: monogr.]. Moskva: Publishing house of RSSU, 2012. 185 p. (in Russ.)

8. Zimnyaya I. A., Krivchenko T.A., Morozova N.A. General human culture in the system of state educational standards. [Obshhaja kul'tura cheloveka v sisteme trebovanij gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta.]. Moskva: Research center of quality problems of specialists ' training, 1999. 67 p. (in Russ.)

9. Ivanova T. Lawyer with secondary education - who is he? Available at: http://www.rabota42.com/help/?id=1 &p=3 (accessed: 14.02.2015). (in Russ.)

10. Kurochkina, M.N. The formation of professional preparedness of future lawyers to work in institutions of social protection: Diss. ... Ph. D. [Formirovanie professional'noj gotovnosti budushhih juristov k rabote v uchrezhdenijah social'noj zashhity naselenija: diss. ... kand. ped. nauk.]. Moskva: the University, 2006. 188 p. (in Russ.)

11. Nikitina N.I., Vasilyeva T.V., Nikishina I.N. Some aspects of the assessment of quality of continuous professional education of sociological profile specialists. [Nekotorye aspekty ocenki kachestva nepreryvnogo profobrazovanija specialistov socionomicheskogo profilja]. Human capital. 2015. No. 3 (75). p. 27-34. (in Russ.)

12. Nikitina N.I., Rudko E.A. Competence approach to mathematics education of future lawyers. [Kompetentnostnyj podhod k professional'no-matematicheskomu obrazovaniju budushhih juristov]. Education and self-development. 2012. Vol. 3. No. 31. Pp. 60-65. (in Russ.)

13. Nikishina I. N., Vasilyeva T. V., Nikitina N.I. Theoretical-methodological bases of formation of cultural and vocational project activities of sociological profile specialists in the University: Collective monograph. [Teoretiko-metodicheskie osnovy formirovanija v vuze kul'tury professional'no-proektnoj dejatel'nosti specialistov socionomicheskogo profilja: Kollek-tivnaja monografija]. Moskva: Publishing house "Rhythm", 2015. (in Russ.)

- 246 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

14. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 13.07.2010 №770 "On approval and enactment of Federal state educational standard of average vocational training on a speciality 030912 Law and organization of social security": GARANT.RU: Available at:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99291/#ixzz3czKUXJO5 (accessed: 14.02.2015).

15. Fedyakina L.V., Nikitina N.I. Theoretical-methodical bases of formation of professional readiness of the future lawyers to work in establishments of social protection of the population. [Teoretiko-metodicheskie osnovy formirovanija profession-al'noj gotovnosti budushhih juristov k rabote v uchrezhdenijah social'noj zashhity naselenija]. Scientific notes of Russian State Social University. 2009. No. 13. P. 138-141. (in Russ.)

Информация об авторе

Васильева Татьяна Виталиевна, аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, старший преподаватель кафедры теории и методологии социальной работы РГСУ, Краснодар, Россия bercan_t@mail.ru

Гребенников Олег Владимирович кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

Никишина Ирина Николаевна, аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, старший преподаватель кафедры моделирования информационных систем и сетей факультета информационных технологий и техносферной безопасности РГСУ Краснодар, Россия ira-nik@mail.ru

Получена: 30.09.2015

Information about the author

Vasilieva Tatiana, Postgraduate student of the Chair of Social and Family Pedagogy of the Russian State Social University; Senior lecturer at the Russian State Social University,

Krasnodar city, Russia bercan_t@mail.ru

Grebennikov Oleg, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor at the Chair of Pedagogy and Psychology of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kuban State University", Krasnodar city, Russia vmgrebennikova@mail.ru

Nikish^ Irina, Postgraduate student of the Chair of Social and Family Pedagogy of the Russian State Social University; Senior lecturer at Modeling of Information systems and Networks in the Faculty of Information Technologies and Technospheric Security of Russian State Social University;

Krasnodar city, Russia ira-nik@mail.ru

Received: 30.09.2015

- 247 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.