Научная статья на тему 'Формирование правосознания и правовой культуры юристов'

Формирование правосознания и правовой культуры юристов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
517
57
Поделиться
Ключевые слова
правосознание / качества / факторы / условия / правовая культура личности / профессиональная правовая культура / признаки профессиональной правовой культуры.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Титаренко Татьяна Александровна

Рассматриваются основные направления формирования правовой культуры юристов и главные признаки профессиональной правовой культуры. Отмечается, что профессиональная правовая культура тесным образом связана с правовой культурой личности и представляет собой совокупность нравственных и правовых норм, способствующую развитию правовой компетентности, правовых убеждений и ориентиров, базирующуюся на правоприменительной практике и углублении правовых навыков и знаний. Формирование правовой культуры и правосознания юристов может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, представляющих органичную единую систему образовательного процесса.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Титаренко Татьяна Александровна,

Building Lawyers’ Legal Consciousness and Culture

The paper focuses on the main areas of forming lawyers' legal culture and main features of professional legal culture. It is noted that professional legal culture is closely connected with personal legal culture. Professional legal culture is a system of moral and legal norms facilitating the formation of legal competency, legal beliefs and attitudes basing on the systematic law enforcement practice and profound skills and knowledge. Lawyers' legal culture and legal consciousness can be built in the process of organized, purposeful and directed legal training and upbringing which constitute an integral system of education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания и правовой культуры юристов»

УДК 342 © Т. А. Титаренко, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016

Формирование правосознания и правовой культуры юристов

Титаренко Татьяна Александровна \

E-mail: titarenko8837@rambler.ru

1 Омская академия МВД России, Омск, 644092, Россия

Аннотация. Рассматриваются основные направления формирования правовой культуры юристов и главные признаки профессиональной правовой культуры. Отмечается, что профессиональная правовая культура тесным образом связана с правовой культурой личности и представляет собой совокупность нравственных и правовых норм, способствующую развитию правовой компетентности, правовых убеждений и ориентиров, базирующуюся на правоприменительной практике и углублении правовых навыков и знаний. Формирование правовой культуры и правосознания юристов может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, представляющих органичную единую систему образовательного процесса.

Ключевые слова: правосознание; качества; факторы; условия; правовая культура личности; профессиональная правовая

культура; признаки профессиональной правовой культуры.

Для цитирования: Титаренко Т. А. Формирование правосознания и правовой культуры юристов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 90-95. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016

Основные положения

1. Формирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс, охватывающий многие стороны жизнедеятельности человека.

2. Правовая культура личности юриста требует совершенствования, для чего необходима разработка программ профилактической и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, а также планомерные действия власти.

3. Методами и средствами формирования правовой культуры являются развитие у молодежи правовых знаний и навыков, укрепление законности.

Введение. Актуальность рассматриваемого материала состоит в том, что на современном этапе становления Российского государства развитие демократизма, укрепление дисциплины и организованности зависят от восприятия и понимания прав и свобод, умения их использовать.

Исключительную важность приобретают вопросы формирования правосознания и правовой культуры личности юриста, готовности исполнять обязанности и поступать в соответствии с законом, создания целостного механизма правового воспитания и правовой социализации молодежи. Интерес объясняется модернизацией образования и правовыми реформами на рубеже XX и XXI вв., подразумевающими наличие основательных правовых знаний общества.

Правовой культурой на профессиональном уровне должны обладать лица, имеющие юридическое образование, а также замещающие юридические должности или занимающиеся деятельностью, связанной с выполнением юридических функций. Непосредственно и постоянно осуществляя юридически значимые действия, они совершенствуют знания, повышают степень понимания государственно-правовых явлений. Как правило, рассматриваемая деятельность возложена на должностных лиц [1, с. 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение профессиональной правовой культуры очень необходимо в настоящее время, поскольку налицо

множество проблем, сопряженных именно с ее уровнем. В частности, судебные ошибки нередко объясняются просчетами, допущенными в ходе дознания и предварительного следствия. Поэтому высокие требования должны предъявляться к уровню правовой культуры работников МВД, прокуратуры, налоговой полиции, ФСБ, МЧС, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции и др. [1, с. 12]. Сотрудники правоохранительных органов обладают широким объемом правомочий, так как на них возлагаются задачи по охране и защите прав граждан. Именно от указанных сотрудников общество ждет честного, добросовестного исполнения должностных обязанностей. Высокий профессионализм, сочетающийся с надлежащим нравственным воспитанием, на современном этапе является целью государства.

Правоохранительные органы призваны способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и иных законов, уважения правил общежития [1, с. 12]. Однако ежегодная статистика зарегистрированных должностных преступлений и правонарушений имеет тенденцию к увеличению [2].

П. А. Радченко отмечает, что только непосредственное решение правовых задач, ежедневное столкновение с правовыми явлениями влечет формирование профессионального уровня правовой культуры. Этой культуре свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующей области профессиональной деятельности [3, с. 13].

Так, И. А. Иванников полагает, что профессиональная правовая культура имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан не столько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умение применить их на практике [1, с. 12].

Понятия и основные признаки профессиональной правовой культуры. Определить признаки профессиональной правовой культуры невозможно без рассмотрения проблем, связанных с правовой культурой личности. Обладая развитой общей культурой, человек входит в избранную сферу деятельности, приобретая профессиональные умения и навыки, постигает профессиональную культуру своего сообщества. Первоначально он ориентируется на те ценности, которые значимы для него в этот период. Однако в последующем происходит переосмысление ценностей обыденных и профессиональных, устанавливается их взаимосвязь, наблюдается их качественное проникновение и взаимовлияние. Как пишет Е. В. Аграновская, правовая культура выполняет функцию отражения правовой действительности, которая означает несколько взаимосвязанных моментов: познание явлений правовой жизни, осознание и оценку их личностью [4, с. 45]. Профессиональная правовая культура закладывается прежде всего на фундамент уже имеющейся правовой культуры личности. Автор также указывает, что «само по себе осознание своих прав и свобод, обязанностей и ответственности еще не формирует отношения к правовой жизни общества. Осознание прав, свобод, обязанностей, ответственности, а через них других явлений правовой действительности связано с их оценкой. Оценочный компонент — важный аспект правовой культуры [4, с. 43]. Он наиболее значим для юриста. В служебной деятельности ему ежедневно приходится оценивать те или иные явления правовой жизни. Его оценки влияют на принимаемые им решения, конечный результат работы, эффективность профессиональной деятельности.

Таким образом, правовая жизнь осмысливается сначала на уровне социальной психологии. Однако, когда правовая идеология становится достоянием личности и психическое отражение общения людей и их практического опыта подкрепляется научно обоснованным осознанием, достигается наиболее точное отражение явлений правовой жизни [4, с. 48]. Постоянная юридическая деятельность вырабатывает профессиональный уровень правовой культуры. Она должна характеризоваться высокой степенью правовой образованности, умениями и навыками профессионального правового поведения и тесным образом свя-зоваться с правовой культурой личности [5, с. 14].

Профессиональная правовая культура — это часть общей культуры, совокупность нравственных и правовых норм, способствующих формированию правовой компетентности, правовых убеждений и ориентиров, базирующаяся на правоприменительной практике, правовых навыках и знаниях. Профессиональная правовая культура строится на основе правосознания, которое следует рассматривать как один из главных факторов ее формирования и развития [6, с. 42].

Уровень правовой культуры общества зависит от развития правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. В свою очередь, большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

Правовая культура имеет свою особенность, структуру, обладает определенными функциями и служит необходимой основой для формирования правовой культуры юриста. Правовая культура же человека подвергается в процессе развития изменению, первоначально на обыденном уровне, а затем уже и на профессиональном.

Процесс развития правовой культуры сопровождается ростом правосознания молодых людей, переоценкой ценностей, критическим осмыслением правового опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества [7, с. 5].

Е. В. Аграновская указывает на необходимость развития правовой культуры личности, при которой уважение к праву, к закону становится личным убеждением каждого человека [4, с. 28].

Формирование правовой культуры происходит в процессе социализации личности, осуществляясь в определенной социально-демографической группе — в среде молодежи. Длительность становления правосознания определяет и многочисленность факторов, влияющих на это [7, с. 22-23]. Правовая культура развивается всю жизнь и связана с таким понятием, как правовая социализация личности, под которой подразумевается процесс, обусловливающий формирование ее правовой культуры и являющийся следствием общественного развития, продуктом, синтезирующим наиболее характерные черты среды формирования, правовых традиций, социально-правовых установок, ценностных ориентаций общества [8, с. 78].

Именно посредством социализации человек приобретает правосознание и правовую культуру, ведь формирование правовой культуры есть часть общего процесса социализации личности [9, с. 110]. Л. Г. Зеленков отмечает, что процесс социализации включает в себя усвоение и присвоение личностью всего комплекса единых нравственно-правовых ценностей. При этом по мере продвижения личности к все более высоким ступеням зрелости правосознания значение правовой составляющей усиливается [10, с. 20].

В условиях социального и научно-технического прогресса возникает новая система факторов, социализирующих личность и влияющих на ее нравственное сознание. В формировании данного сознания участвуют различные механизмы: социальные, психологические и педагогические. Как указывает С. И. Буллах, этот процесс зависит от того, насколько профессорско-преподавательскому составу вуза МВД (воспитателям) удается установить взаимосвязи между социальными и психологическими механизмами, «включить» их действие в организованный процесс воспитания [11, с. 42].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что правовая социализация — это процесс получения и усвоения человеком правовой информации. Правовая социализации касается не только личностного, но и группового изменения правового сознания, в ходе которого социальная группа адаптируется к изменяющимся внешним условиям, а затем ин-териоризирует их в свою внутреннюю мотивационную структуру [12].

Правовая информированность влияет на уровень правовой культуры человека, способствует воспитанию уважительного отношения к закону, развивает правовое мышление и воздействует на правовое сознание личности, создавая внутреннюю направленность человека на точное соблюдение закона, его широкое использование как средства развития социальной активности [13, с. 55; 14, с. 49].

Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого юриста может служить в некоторой мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет юристу правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.

При формировании правосознания, т. е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов, существенное значение имеет целенаправленная деятельность руководителей, преподавателей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов [15; 16; 17].

Правовая культура есть более совершенная и объемная форма правосознания. Правовая культура характеризует уровень правосознания, но в то же время без должного правосознания невозможно формирование правовой культуры. Оба явления отражают духовную жизнь общества, будучи частью духовного сознания общества [18, с. 176].

В отличие от правовой культуры, которая выражается непосредственно, правосознание невозможно наблюдать, это некая абстракция, область знания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориен-таций [18, с. 177].

Правовая культура и правосознание — элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии [18, с. 178]. Подавляющая часть ученых вполне обоснованно, как мы полагаем, включает правосознание в объем понятия правовой культуры [19, с. 615].

Таким образом, сформулируем основные признаки профессиональной правовой культуры.

1. Наличие комплекса социально важных качеств, которые находят проявление в повседневной жизни и профессиональной деятельности и основаны на глубоком знании законов и желании неукоснительно исполнять законы.

2. Наличие профессионального образования, выраженного в приобретенных профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях.

3. Наличие общей культуры в правовой сфере (правовое регулирование общественных отношений,

формы взаимодействия субъектов общественных отношений, социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка).

4. Уровень духовной культуры как способ выражения внутреннего содержания человека в его внешних проявлениях. В концентрированном виде культура соединяет в себе правовые знания, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умение человека оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать для достижения поставленных целей только законные средства.

Факторы и основные направления развития правовой культуры юриста

1. Институт семьи. Семейное воспитание имеет основополагающее значение при формировании общей культуры личности подростка и молодого человека [14, с. 54]. Проведенный нами опрос показал, что 84,1% респондентов считают семью примером для подражания, а крепкая семья для них является самой важной жизненной ценностью. Семья формирует не знания о праве, а положительное или отрицательное отношение к нему. В зависимости от семейных установок у юристов может быть сформирована правовая культура человека, равнодушного к закону или, наоборот, испытывающего глубокое уважение к нему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воспитание и обучение. Изменение содержания обучения, его углубление, усиление мировоззренческого характера преподаваемых дисциплин ставит будущих и действующих юристов перед необходимостью нравственного воспитания, овладения моральными категориями. Тем самым создаются идейные предпосылки для усвоения общественного нравственного опыта.

3. Влияние средств массовой информации. В настоящее время более активное воздействие на человека оказывает сеть Интернет. В силу популярности такой среды и постоянной активности субъекта в ней ее нормы и ценности для молодого поколения становятся не только приемлемыми, но и равнозначными нормам реального мира [20, с. 40]. Проведенный нами опрос 160 слушателей академии МВД в 2017 г. показал, что 78,8% из них считают, что главным источником информации о деятельности юристов служат интернет и телевидение. Например, средства массовой коммуникации, используя принцип сравнимости (морально-оценочная деятельность общества), выставляют ту или иную нравственную ситуацию на всеобщее обозрение, одобряя хорошие поступки и осуждая плохие, способствуют тому, чтобы нравственные нормы и принципы служили каждому индивиду руководством к высоконравственному поведению [11, с. 50]. А. А. Семик выделяет функцию средств массовой информации как функцию социальной ориентировки и участия (индивид — общество) индивида в формировании социальных представлений [21, с 13].

Таким образом, основными источниками правовой информации являются социальные сети и телевидение, выступая мощным эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на правовую культуру личности любого человека, в том числе

и юристов. В средства массовой коммуникации поступает огромный массив данных, среди которого, к сожалению, встречается информация, не только положительно влияющая на формирование правовой культуры, но и имеющая отрицательную направленность. К последней относится, в частности, романтика преступной жизни, популяризация жизни криминального мира, его героев, которые совершают убийства и остаются безнаказанными и которым стремятся подражать, и др. Подобная информация может нести такие негативные последствия, как информационные перегрузки, криминальные последствия, наркотизирующий эффект, эффект раздвоения сознания и пр.

Однако правовая культура юриста является важнейшим регулятором поведения, но средства массовой коммуникации способны внедрять в его сознание стереотипы и формировать модели того или иного поведения, которые в свою очередь влияют на эффективность его профессиональной деятельности.

Известно, что качественная правовая информация позволяет формировать правовую культуру и совершенствовать профессиональные качества юриста, низкосортная информация, полученная из средств массовой коммуникации, будет разлагать систему убеждений, снижая эффективность его профессиональной деятельности, приводить к деформации личности.

4. Государство как фактор, влияющий на правовую культуру. Активная роль в социализации личности принадлежит государству. Государство осуществляет воспитательную деятельность посредством государственных органов и общественных организаций, обладая огромным потенциалом, способно формировать и изменять правовую культуру.

Значимость воздействия государственной политики, прежде всего правовой, является фактом, признаваемым учеными-правоведами. Результатом ее проведения должно быть повышение индивидуального правосознания и правовой культуры. Именно правосознание способно повысить уровень правовой культуры, благодаря ему формируется правовая культура человека, в том числе и юриста.

Таким образом, развитое законодательство представляет собой одно из важных средств государства в формировании правовой культуры юриста. От уровня правовой культуры законодателя напрямую зависит уровень правовой культуры юриста, который в профессиональной деятельности ежедневно сталкивается с обязанностью применять закон.

5. Профессиональная социальная группа. На состояние правовой культуры в целом оказывает влияние правовая культура социальных групп. Формирование правовой культуры будет намного эффективнее, если, помимо соответствующих институтов государства, в решении данной задачи будет участвовать общественность. Вместе с тем это не служит гарантией сформированности уровня правовой культуры, при нормальном уровне правовой культуры социальной группы не каждый ее участник обладает высокой индивидуальной правовой культурой.

Таким образом, перечисленные факторы повышают эффективность правовой социализации и в целом правовую информированность личности. Продуктивность формирования может быть достигнута при условии симбиоза правового образования и правового воспитания, ориентированных на общечеловеческие гуманистические ценности.

Заключение

1. Профессиональной правовой культуре свойственны особенности, связанные со служебной деятельностью. Именно юридическая профессия, ее требования отличают профессиональную правовую культуру от правовой культуры обычного человека. Данные уровни культуры находятся в органической взаимосвязи. Поэтому правовую культуру личности следует рассматривать в качестве основы профессиональной правовой культуры.

2. Основными признаками профессиональной правовой культуры юриста являются: юридическое образование и профессиональные качества; системность деятельности, основанной на развитом правосознании; высокий уровень правовых знаний, убеждений; компетентное выполнение обязанностей; соблюдение норм морали; гармоничное сочетание правовых знаний, взглядов и правовой активности, правильной оценки своих и чужих действий с точки зрения действующего законодательства.

3. Формирование правовой культуры и правосознания юристов может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, складывающихся в органичную единую систему образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Анализ литературы позволил выделить основные задачи, направления работы и меры по формированию правосознания и правовой культуры юристов:

— привитие осознанной внутренней потребности совершения законных действий, которые прежде выполнялись в силу формальной необходимости;

— приобретение юристами нормативных правовых знаний для руководства ими в целях соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;

— воздействие на правосознание юристов с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий, предполагающее повышение уровня их правовой культуры;

— формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям юриста в правильности и необходимости принятых правовых решений;

— формирование единой системы правового воспитания населения, консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой коммуникации и правоохранительных органов;

— направленность государственной идеологии на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение конституции и законов всеми государственными органами;

— предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан в сфере правоприменения — лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ;

— развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола;

— дальнейшее проведение научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в негосударственных учреждениях.

Таким образом, профессионально организованная система правового обучения и воспитания способна в перспективе решить многие проблемы формирования правовой культуры как общества в целом, так и отдельного субъекта права, при этом оказывая особое влияние на формирование правосознания и правовой культуры личности.

Список литературы

1. Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12-16.

2. Кравцова А. Н., Манжосова О. И. Влияние социальной среды на правовую культуру личности // Science time. 2015. № 9(21). С. 156-158.

3. Радченко П. А. Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава вооруженных сил России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2008. № 2(4). С. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 267 с.

5. Муранов А. И., Звягинцев В. Е., Дамаскин О. В. Правовая культура офицера. Как предупредить уклонение от военной службы. М., 1991. 124 с.

6. Титаренко Т. А. Условия и факторы формирования правосознания и правовой культуры личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2. С. 42-44.

7. Джамалова Э. К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. 199 с.

8. Овичев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 22 с.

9. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 245 с.

10. Зеленков Л. Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (историко-социологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2008. 20 с.

11. Буллах С. И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации : монография. Барнаул, 2004. 142 с.

12. Жикривецкая Ю. В. Правосознание россиян в переходный период развития общества (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нальчик, 2004. 22 с.

13. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия: Правовое образование: теория и практика. М., 2003. 308 с.

14. Зорченко Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи. Минск, 1986. 120 с.

15. Столяренко А. М. Общая педагогика. М., 2006. 254 с.

16. Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. 2006. № 6. С. 13-18.

17. Непомнящая Н. Г., Авраменко С. С. Российская правовая культура на современном этапе // Актуальные проблемы права : мат-лы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). М., 2011. С. 12-16.

18. Терентьева К. С., Вандин А. Ю. Специфика правосознания и правовой культуры : их особенности и взаимосвязь на примере Владимирской области // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 3(32). С. 176-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Осипов Р. А. Правовая культура, правосознание, правовая информированность : вопросы соотношения // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 614-616.

20. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2(37). С. 40-43.

21. Семик А. А. Социальные представления об имидже сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2(14). С. 13-15.

Поступила 12.02.2018

UDC342

Building Lawyers' Legal Consciousness and Culture

Tatyana A. Titarenko 1,

E-mail: titarenko8837@rambler.ru

1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk, 644092, Russia

The paper focuses on the main areas of forming lawyers' legal culture and main features of professional legal culture. It is noted that professional legal culture is closely connected with personal legal culture. Professional legal culture is a system of moral and legal norms facilitating the formation of legal competency, legal beliefs and attitudes basing on the systematic law enforcement practice and profound skills and knowledge. Lawyers' legal culture and legal consciousness can be built in the process of organized, purposeful and directed legal training and upbringing which constitute an integral system of education.

Keywords: legal consciousness; qualities; factors; conditions; legal culture; professional legal culture;

features of professional legal culture.

Citation: Titarenko T. A. Building Lawyers' Legal Consciousness and Culture. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. P 90-95. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016

References

1. Ivannikov I. A. Conception of Legal Culture. Jurisprudence. No. 3. 1998. Pp. 12-16. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kravtsova A. N., Manzhosova O. I. Social Environment Impact on Personal Legal Culture. Science Time. No. 9(21). 2015. Pp. 156-158. (In Russ.)

3. Radchenko P. A. Formation of Legal Culture as the Dominant Idea of the Russian Armed Forces Officers' Law Education. The Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Series: Law. No. 2(4). 2008. Pp. 11-15. (In Russ.)

4. Agranovskaya E. V. Legal Culture and Protection of Personal Rights. Moscow, 1988. 150 p. (In Russ.)

5. Muranov A. I., Zvyagintsev V. E., Damaskin O. V. Officer's Legal Culture. How to Prevent Evasion of Military Service. Moscow, 1991. 124 p. (In Russ.)

6. Titarenko T. A. Conditions and Factors of Forming Legal Consciousness and Personal Legal Culture. Psychopedagogy in Law Enforcement. No.2. 2011. Pp. 42-44. (In Russ.)

7. Dzhamalova E. K. Historically-Legal Analysis of Basic Formation of Youth Legal Consciousness. Candidate of Sciences (in Law) dissertation. Makhachkala, 2005. 199 p. (In Russ.)

8. Ovichev R. M. Legal Culture and Russian Legal Mentality. Candidate of Sciences (in Law) dissertation. Rostov-on-Don, 2006. 22 p. (In Russ.)

9. Kon I. S. Personal Sociology. Moscow, 1967. 245 p. (In Russ.)

10. Zelenkov L. G. Formation of Personal Legal Consciousness as the Object of Sociological Research (historical and sociological study). Extended abstract of Candidate of Sciences (in Sociology) dissertation. St Petersburg, 2008. 20 p. (In Russ.)

11. Bullakh S. I. Formation of Cadets' Moral Consciousness at the Russian MIA Educational Institutions via Mass Media. Barnaul, 2004. 142 p. (In Russ.)

12. Zhikrivetskaya Yu. V. Legal Consciousness of Russian Citizens in Transition Period of Social Development (social and philosophical analysis). Candidate of Sciences (in Philosophy) dissertation. Nalchik, 2004. 22 p. (In Russ.)

13. Pevtsova E. A. Legal Culture and Legal Education in Russia at the turn of the 20th - 21st Centuries. Russian Fund of Legal Reforms. Project "Legal Education at School". Series "Legal Education: Theory and Practice". Moscow, 2003. 308 p. (In Russ.)

14. Zorchenko E. A. Youth Legal Culture Development. Minsk, 1986. 120 p. (In Russ.)

15. Stolyarenko A. M. General Pedagogy. Moscow, 2006. P. 254. (In Russ.)

16. Popov M. Legal Culture as the Element of Social Order. Power. No. 6. 2006. Pp. 13-18. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Nepomnyaschaya N. G., Avramenko S. S. Russian Legal Culture at Present. Current Issues of Law (materials of international scientific conference, Moscow, Nov., 2011). Moscow, 2011. Pp. 12-16. (In Russ.)

18. Terentyeva K. S., Vandin A. Yu. Specifics of Legal Consciousness and Legal Culture: their Peculiarities and Interaction in Vladimir region. The Bulletin of Vladimir Law Institute. No. 3(32). 2014. Pp. 176-178. (In Russ.)

19. Osipov R. A. Legal Culture, Legal Consciousness, Legal Awareness: Questions of Correlation. Juridical Techniques. No. 10. 2016. Pp. 614-616. (In Russ.)

20. Ezhevskaya T. I. Psychological Influence of Informational Environment on a Modern Man. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(37). 2009. Pp. 40-43. (In Russ.)

21. Semik A. A. Social Vision of Law Enforcement Officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(14). 2000. Pp. 13-15. (In Russ.)

Submitted 12.02.2018