DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-115-122 NIION: 2018-0076-1/22-389 MOSURED: 77/27-023-2022-1-588
ПОДЛИНЯЕВ Олег Леонидович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета, e-mail: podlinyaev@inbox.ru SPIN-код: 8185-9288, AuthorlD: 410729
КУЗЬМИН Игорь Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации,
e-mail: grafik-87@mail.ru SPIN-код: 2206-9144, AuthorlD: 685116
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблемам и перспективам развития профессионального мировоззрения в контексте личностных особенностей студентов юридических вузов. Формирование профессиональной компетентности рассматривается применительно к специальным знаниям, ценностным ориентациям, субъективным принципам, оценкам и убеждениям студентов юридических вузов, характеризующих готовность последних к выполнению стоящих перед ними задач на постоянной (систематической) основе. Опираясь на отдельные особенности становления личностно-профессионального мировоззрения будущих юристов, авторы обращаются к положениям акмеологии, посредством которых обосновывают важность достижения специалистом состояния «акме» (объектно-субъектной стабильности, гармонии) для чего следует использовать апробированные методологии и методики. Аргументируется необходимость междисциплинарного подхода к исследованию специфических особенностей личностно-профессионального мировоззрения и способов преодоления мировоззренческого кризиса. Установлено, что мировоззрение зависит от интра- и интерперсональных показателей, проявляющихся на уровне внутреннего и внешнего мира. Предложена модельная схема реализации личност-но-профессионального мировоззрения через теорию к практике. Определены базовые компоненты в структуре мировоззрения, предметное развитие которых влечет повышение уровня готовности к выполнению профессиональных задач: субстанциональный, целепола-гающий, аксиологический, содержательный, эмоционально-волевой и практический. Содержание каждого из компонентов раскрыто в отношении студентов юридических (в том числе ведомственных) вузов.
Ключевые слова: мировоззрение, профессиональное мировоззрение юриста, педагогика, психология, акмеология, идеология, высшее юридическое образование, юридический вуз.
PODLINYAEV O.L.,
Doctor (Pedagogy), Professor, Professor of the Pedagogic Chair, Pedagogic Faculty, Irkutsk State University, Irkutsk, RusSIA
KUZMIN I.A.,
Ph.D. (Law), Associate professor, Associate professor of Department of Theory and History State and Law, Irkutsk law institute (branch), University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russia
PERSONAL AND PROFESSIONAL WORLD VIEW OF LAW STUDENTS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Annotation. This article is devoted to the problems and prospects for the development of a professional worldview in the context of the personal characteristics of law students. The formation of professional competence is considered in relation to special knowledge, value orientations, subjective principles, assessments and beliefs of law students, characterizing the readiness of the latter to perform their tasks on a permanent (systematic) basis. Based on certain features of the formation of the personal and professional worldview of future lawyers, the authors refer to the provisions of acmeology (the science of "soul"), through which they substantiate the importance of achieving the state of "acme" (object-subject stability, harmony) by a specialist, for which it is necessary to use proven methodologies and methods. The necessity of an interdisciplinary approach to the study of the specific features of the personal and professional worldview and ways to overcome the worldview crisis is argued. It has been established that the worldview depends on intra- and interpersonal indicators, manifested at the level of the inner and outer world. A model scheme for the implementation of a personal-professional outlook through theory to practice is proposed. The basic components in the structure of the worldview are determined, the subject development of which entails an increase in the level of readiness to perform professional tasks: substantial, goal-setting, axiological, meaningful, emotional-volitional and practical. The content of each of the components is disclosed in relation to students of law (including departmental) universities.
Key words: worldview, professional worldview of a lawyer, pedagogy, psychology, acmeology, ideology, higher legal education, law school.
Профессиональное мировоззрение юриста представляет собой систему специальных знаний, ценностных ори-ентаций, субъективных принципов, оценок, убеждений, характеризующую уровень его готовности к осуществлению юридической практики в постоянно изменяющихся социально-правовых условиях, а также способности к самоорганизации и эффективной конкуренции в соответствующей области юридической деятельности.
Закладывание основ личностно-профессио-нального мировоззрения будущего юриста происходит в процессе обучения соответствующей специальности и подразумевает создание в образовательной организации (прежде всего - вузе) необходимых условий для достижения желаемого результата. Очевидно, что основными «ориентирами» при культивации данных условий являются реалии юридической практики, сложившиеся на современном этапе развития государства, права и общества. Как верно отмечают авторы статьи в энциклопедии «Британика» по своей сути юридическое образование - это специализированная подготовка к юридической практике, имеющая, помимо практических, также и теоретические цели (набор которых может меняться от периода к периоду, места к месту и даже преподавателя к преподавателю), направленные:
- на ознакомление студентов с основными правовыми понятиями и институтами, а также наиболее характерными формами юридической аргументации, основами структуры органов власти и управления, включая судебные органы;
- на ознакомление студентов с правотворческим процессом и процессами разрешения споров, урегулирования юридических конфликтов;
- на обеспечение понимания права в его социальных, экономических, политических и иных научных контекстах.
- на узкоспециализированную (в англо-американской традиции) или широкопрофильную (согласно континентальной концепции) сферу предполагаемой профессиональной деятельности.
По мнению упомянутых авторов, правовое образование в определенной степени не соответствует практике, поскольку аккуратное педагогическое изложение обстоятельств юридического дела в учебнике зачастую является антиподом реальному запутанному правовому казусу. Следовательно, в процессе педагогической деятельности важно уберечь студентов от закрытого мышления, сделать их готовыми к самообразованию, адаптированными к изменениям законодательства (способными улучшать нормы права, повышать качество их реализации и интерпретации) [13].
Ким Экономидес - профессор из Юридической школы Университета Флиндерса (г. Аделаида, Австралия), размышляя над целями юридического образования, пришел к выводу, что оно продолжает учить студентов тому, чтобы они думали, как юристы, но этого уже недостаточно. Мышление будущих юристов должно выходить за рамки пассивного понимания первоисточников, принципов и концепций - должно включать критическое осознание того, что происходит за пределами мира права [14, с. 735].
Ознакомление с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образовании по юридическим направлениям подготовки в России позволяет
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
сделать вывод о повышенных требованиях к компетентности выпускников. В частности, требуется наличие у них системного и критического мышления, творческого потенциала для разработки и реализации различных проектов, готовности к лидерству и к командной работе и многих других универсальных компетенций. Общепрофессиональные компетенции предполагают способность выпускника работать с правовой информацией, анализировать правовые явление (обстоятельства), создавать и толковать правовые положения, заниматься экспертной юридической деятельностью, а также соблюдать принципы этики юриста1. Каждая из обозначенных компетенций для своего формирования и реализации подразумевает наличие не узко-профессиональных, а мировоззренческих позиций у студентов.
Задавшись вопросом «Чему не учат на юрфаке?» в одноименном научно-популярном произведении небезызвестный юрист, адвокат В. В. Оробинский ставит вопрос о реальной профессиональной компетентности, которой должны достигать студенты юридических вузов. Автор отмечает, что значительная часть студентов «не желают и не стремятся ликвидировать ни содержательные, ни методологические проблемы в своем юридическом образовании» [8, с. 12]. Среди навыков-столпов высокопрофессионального юриста делается акцент на коммуникативных, информационных, аналитических (логических) навыках, реализация которых предполагает сформирован-ность качеств внимательности, пространственного и креативного мышления. В определенном смысле, становление и воплощение в жизнь обозначенной модели профессиональной эффективности соответствует мыслям из общемирового трендового издания «Семь навыков высокоэффективных людей» С. Р. Кови, начиная от проак-тивности и целеустремленности и заканчивая самообновлением (саморазвитием) [3]. Исследо-
1 См., например: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция : приказ Минобр-науки России от 13.08.2020 г. № 1011 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/ (20.01.2022); Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция : приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (20.01.2022); Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специа-литет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность : приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058 1011 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/ (20.01.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
ватель в области «силы воли» профессор К. Мак-гонигал из Стэнфордского университета призывает своих учеников к укреплению самоконтроля и устранению внутренних противоречий и соблазнов при столкновении с проявлениями лени и безразличия [7].
Вопросы становления личностно-професси-онального мировоззрения юриста тесно переплетены с предметом юридической психологии. Так, А. П. Кустова отмечает, что «одной из наиболее значимых проблем юридической психологии является проблема профессиональной компетентности, формирование и развитие которой может и должно привести к повышению эффективности деятельности специалистов юридического труда» [5, с. 3]. С. В. Иванова в основе психологии труда сотрудников правоохранительных органов видит управленческую деятельность. Психолого-педагогическими условиями подготовки к такой деятельности выступают «дифференциация процесса обучения за счет создания среды, способствующей формированию навыков самоорганизации... студентов» [2, с. 138].
Отмечая имманентную связь между становлением личностно-профессионального мировоззрения студентов юридических вузов и его юриди-ко-психологическим сопровождением, мы полагаем необходимым обратить особое внимание на инструментарий акмеологии. По верному замечанию И. Д. Бекасова «одним из ведущих факторов, способствующих повышению качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, является научно и практически обоснованная система его акмеологической оценки» [1, с. 13].
В контексте настоящей работы нас интересует педагогическая акмеология как часть общей акмеологии. Относительно ориентаций и базовых положений этого научного направления авторы коллективной монографии под редакцией О. Б. Акимовой отмечают следующее:
- наличие потребности в повышения профессионального образования (компетентности) преподавателей и студентов, за счет выявления у них новых личностных ресурсов и их более эффективного использования;
- акмеология рассматривается в качестве науки о достижении вершин, комплексно изучающую развитие личностных и субъективных характеристик взрослого человека (взрослость рассматривается как возрастная ступень,начиная с 18-20 лет);
- личные характеристики рассматриваются с позиции отношений человека к различным сторонам объективной реальности (включая и себя самого), а субъективные характеристики в качестве всех качеств человека, от которых зависит
осуществление им собственной профессиональной деятельности;
- «акме» проявляется в виде устойчивого, успешного решения специалистом задач на высоком уровне, исходя из содержания его деятельности;
- достижение «акме» означает результат взаимодействия различных объективных (условия воспитания, качество образования/обучения и др.) и субъективных (талант, личные способности, психическое здоровье и др.) факторов;
- акмеология как междисциплинарная наука направлена на разработку стратегий (технологий) формирования профессионалов высокого класса, посредством выявления и создания (программирования) упомянутых закономерностей, факторов (условий), помогающих человеку достичь своего «акме» в профессиональной деятельности [9, с. 6-8].
Соответственно, цель нашего исследования состоит в описании и аналитическом осмыслении феномена личностно-профессионального мировоззрения студентов юридических вузов через призму проблем его становления и перспектив развития. В связи с этим, мы предполагаем:
1) обозначить роль психологии в юридической деятельности, а также специфики психологии юриста в процессе складывания юридического мировоззрения;
2) охарактеризовать особенности и проблемы формирования юридического мировоззрения у будущих специалистов - юристов в системе высшего образования;
3) выявить и проанализировать социальные последствия сохранения и усугубления ситуации отстранения юридических вузов от деятельности по формированию юридического мировоззрения у будущих юристов;
4) на основе вышеизложенного - выработать и обосновать возможные пути преодоления мировоззренческого кризиса в аспекте высшего юридического образования, дополнив соответствующие разделы педагогической акмеологии.
Таким образом, мировоззрение как фундаментальная личностно-профессиональная категория, является той основой, на которой «надстраиваются» концептуальные установки, теоретические знания, практические умения и другие составляющие профессии современного юриста. Именно мировоззрение как система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности, определяет выбор специалистом той или иной методологии и теоретической концепции, которая обусловливает пути и способы ее реализации на практике. Условную схему вышеназванных составляющих профессиональной деятельности можно представить следующим образом:
НРАК1ИКА (методики, технологии, способы профессионального Езанмод е й с теня : индивидуальный стиль профессиональной деятельности)
ГЕОРИЯ (теоретике-метод о л отческие основы профессиональной деятельности, парадигмы, подходы, концепции)
ЛИЧНО С га О-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (цели, ценности, приоритеты, идеалы, убежденна, экзистенциальные смыслы,
напр акт енно сть)
Личностно-профессиональное мировоззрение обусловливает профессиональные цели, приоритеты и ценности. Это, в свою очередь, ориентирует специалиста на выбор соответствующей
теории, которая, в конечном итоге, определяет выбор конкретных методик, технологий, детерминирует индивидуальный стиль его профессиональной деятельности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Современная философия [6; 10; 11] определяет понятие «мировоззрение» как совокупность сущностных позиций, убеждений и установок; направленностей и ориентиров; норм, ценностей и идеалов; системы жизненно-практических и научно-теоретических знаний и их эмоционально-волевого освоения; практико-ориентированной устремленности.
Данное определение дает нам основание выделить основные компоненты, составляющие структуру мировоззрения. В их числе: субстанциональный, целеполагающий, аксиологический, содержательный, эмоционально-волевой и практический компоненты. Рассмотрим их подробнее.
Субстанциональный компонент (от лат. substantia - сущность). Включает в себя сущностные позиции, базисные установки, составляющие саму основу мировоззрения. Субстанциональный компонент, являясь системообразующим, определяет специфику всех других мировоззренческих компонентов. Развитый субстанциональный компонент мировоззрения позволяет человеку относиться к самому себе как к субъекту личностного и профессионального становления; позволяет быть неконформным, верить в свои силы, отстаивать и сохранять себя как личность в любых жизненных обстоятельствах, опираясь на свой внутренний мир, как на глубинную экзистенциальную основу. В процессе обучения в юридическом вузе на становление субстанционального компонента мировоззрения будущего юриста особое влияние могут оказать философские, социальные и гуманитарные дисциплины. Среди специально-юридических дисциплин, формирующих профессиональное мировоззрение, особую роль выполняют «Теория государства и права» и «Философия права». Для учащихся ведомственных вузов, в особенности правоохранительных, субстанциональный элемент необходим, в том числе, для выработки непримиримого отношения к коррупции, экстремизму и в целом правонарушаемости, нарушениям прав и свобод законных интересов государства, общества и личности.
Целеполагающий компонент включает в себя обусловленные субстанциональным компонентом цели. Являясь интенциональным регулятором мировоззрения, данный компонент ориентирует устремлённость, направленность сознания, мышления на какие-либо объекты или виды деятельности. Целеполагающий компонент ориентирует человека на наиболее более полное раскрытие и реализацию своего личностного и профессионального потенциала; на обретение себя как уникальной, самостоятельной личности, проявляющейся в таких специфически-человеческих феноменах как конструктивная проактив-ность, свобода и ответственность в условиях
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром. Наряду с общегуманитарными и философскими дисциплинами большое влияние на развитие целеполагающего компонента оказывают дисциплины психологического профиля (общая психология, психология личности, социальная и юридическая психология). Студенты юридических вузов должны осознавать, что правовые цели (цели правовой политики, правового регулирования, правоприменения и др.) выступают в качестве обязательных ориентиров, следуя которым необходимо достигать реальных социально-полезных результатов, избегая излишней бюрократии, волокиты и расхождений между законными ожиданиями субъектов права и наступившими последствиями. Студенты ведомственных (правоохранительных) вузов должны осознавать цели и интересы публичной службы, требующей, в известных пределах, самоотречения и максимальной мобилизации душевных и физических сил.
Аксиологический компонент содержит представления о ценностях, идеалах. В аксиологический компонент мировоззрения входят «...представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни» [10, с. 13]. Аксиологический компонент мировоззрения обусловливает представления человека о различных социальных нормах (нравственных, этических, профессиональных и т. п.). Развитый аксиологический компонент мировоззрения позволяет признать приоритетной ценностью социума человека как полноценно функционирующую личность; причем, в качестве такой ценности носитель мировоззрения рассматривает не только самого себя, но и всех других людей, как равноправных участников межличностных диалогических взаимоотношений. Аксиологический компонент ориентирует человека на метаценности (истина, справедливость и т. д.), метапотребности (мотивы личностного роста, познание внутреннего и внешнего мира и т. д.), метапереживания (высшие переживания творчества, познания, радости бытия и т. д.) и метапро-цессы (самоактуализация, самосозидание и т. д.). На становление аксиологического компонента в процессе профессиональной подготовки будущих юристов приоритетное влияние оказывают не столько учебные дисциплины, сколько взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса, коммуникативная культура и диалогический стиль педагогического взаимодействия. Размышляя над ценностно-смысловым содержанием деятельности государственных служащих, Д. В. Хильман уместно отметил важность следования консервативным этическим принципам, которые должны закрепиться в сознании человека еще на этапе обучения: «служение выше
личного», «общее выше присвоения», «справедливость (в том числе и порядок) выше желания» [12, с. 120-122].
Содержательный компонент включает в себя обобщенные жизненно-практические, общественно-культурные, профессиональные, научные и т. д. знания, система которых составляет содержательную основу мировоззрения и определяет стили как когнитивных процессов (мышления, воображения и т. д.), так и практической деятельности. Данный компонент состоит из жизненно-эмпирических и научно-теоретических знаний. Жизненно-эмпирическое содержание складывается на основе личного опыта человека, осмысления им жизненных, профессиональных и прочих ситуаций. Соотношение эмпирического и теоретического уровней содержательного компонента помогает уверенно ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах, обеспечивая возможность осуществлять экзистенциальные выборы как интуитивным, так и дискурсивным способами. Становление содержательного компонента мировоззрения у будущего юриста обеспечивается, прежде всего, профильными дисциплинами, входящими в учебный план юридического вуза и предполагающие развитие как теоретических, так и практических профессиональных компетенций. В данном ключе нами была охарактеризована дисциплина «Теория государства и права» и перспективы ее преподавания в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ныне -Университета прокуратуры Российской Федерации) [4, с. 37-41].
Эмоционально-волевой компонент обеспечивает эмоциональное отношение к вышеназванным мировоззренческим составляющим (базисным установкам, целям, ценностям, знаниям и т. д.). Регулирует апперцептивные и волевые установки человека. Эмоционально-волевой компонент, обеспечивая устойчивость мировоззрения, создает социальные установки (аттитюды), обусловливающие уникальность восприятия человеком действительности, индивидуальное отношение к ней, а также направленность и особенности его психических процессов и деятельности. Данный компонент способствует выработке волевых установок на готовность действовать, решать жизненные проблемы, активно изменять обстоятельства. От степени развитости эмоционально-волевого компонента зависит степень личностной интенциональности во всех ее проявлениях. Человек исходит из изначально позитивных эмоций и чувств по отношению к собственному феноменологическому миру и к миру внешнему (в том числе и к другим людям). Он превентивно уверен в возможности преодоления любых препятствий, встающих на пути его самоактуализации и лич-
ностного роста. Развитый эмоционально-волевой компонент мировоззрения свидетельствует о том, что процесс самоактуализации стал чертой характера человека, образом его жизни, а не является лишь неосуществленным желанием. Названный компонент мировоззрения развивается на протяжении всего периода обучения студента в вузе, в то время как на его становление оказывают влияние все составляющие учебного процесса, в той или иной степени затрагивающие эмоциональную и волевую сферы. К студентам - будущим специалистам в области юриспруденции предъявляются повышенные требования относительно их эмоциональной устойчивости и волевых качеств. Комплексный характер правовой деятельности, зачастую сложные задачи и тяжелая (порой депрессивная) среда их выполнения неизбежно испытывают юриста на прочность и отсутствие должной подготовки в юридическом вузе может повлечь ускоренную профессиональную деформацию (деградацию) и, в конечном, счете выгорание и разочарование в профессии.
Практический компонент характеризуется степенью проявления убеждений, целей, знаний, ценностей, установок и других подсистем мировоззрения в реальной деятельности человека. Известно, что мировоззрение не является пассивной системой абстрактных взглядов и убеждений. Оно ориентирует человека на определенные типы общения, поведенческой активности; обусловливает мотивацию человека, различные виды его деятельности, способы взаимодействия с окружающим миром в целом. Практический компонент «направляет» личность на определенные типы общения; обусловливает мотивацию, стиль жизни и взаимодействия с окружающим миром, способ бытия в целом. Он проявляется, прежде всего, в способности человека к собственному личностному и профессиональному росту. Таким образом, критериями развитости как личностно-професси-онального мировоззрения в целом, так и практической составляющей, являются показатели самоактуализации его носителя. На развитие практического компонента (как и на эмоционально-волевого) оказывает комплексное влияние весь процесс профессионального обучения студента в высшем учебном заведении. Прохождение учебных (производственных), преддипломных и иных практик позволяет достичь некоторой профессиональной зрелости у студента, в виде способности быстро преодолеть традиционно-скептическое отношение работодателей. Студенты ведомственных (правоохранительных) вузов должны постепенно погружаться в специфику служебных отношений с младших курсов посредством специальных практик и мероприятий-встреч со своими будущими коллегами - должностными лицами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Вышеизложенное наводит нас на мысль, что мировоззрение характеризуется как интраперсо-нальными показателями самоактуализации (проявлениями личностного роста на уровне внутреннего мира), так и интерперсональными показателями (проявлениями на уровне мира внешнего). К интраперсональным относятся такие проявления мировоззрения, как открытость опыту, стремление жить настоящим, доверие к себе, самопонимание, принятие себя, аутосимпатия, аутентичность, естественность, холистичность (личностная целостность) и т. д. К интерперсональным проявлениям относятся эмпатия, контактность, конструктивность, толерантность, креативность, автономность, диалогический стиль социальных взаимоотношений.
Таким образом, становление личностно-про-фессионального мировоззрения студентов следует признать актуальной и значимой задачей высшего образования. Очевидно, что деятельность по становлению мировоззрения необходимо рассматривать как целенаправленный педагогический процесс, являющийся обязательной составляющей профессиональной подготовки в системе юридических вузов. Комплексное понимание всеми акторами образовательного процесса основных компонентов мировоззрения студентов юридических вузов (субстанционального, целеполагающего, аксиологического, содержательного, эмоционально-волевого и практического) позволит усовершенствовать учебную, учебно-методическую и воспитательную работу в образовательных организациях, а также будет способствовать усилению потребности студентов в саморазвитии.
Список литературы:
[1] Бекасов И. Д. Акмеологическая оценка качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих // Акмеоло-гия. - 2013. - Специальный выпуск № 1-2. -С.13-22.
[2] Иванова С. В. Приоритет управленческой деятельности в психологии труда сотрудников правоохранительных органов и психолого-педагогические условия подготовки к ней в юридическом вузе // Вестник Самарского юридического института. - 2018. - № 1. - С. 135-138.
[3] Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / пер. с англ. О. Кириченко; под ред. Е. Харитоновой. - Москва: Альпина Паблишер, 2012. - 384 с.
[4] Кузьмин И. А. Особенности и перспективы преподавания дисциплины «Теория государства и права» в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Особенности преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
подавания юридических дисциплин в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (Москва, 27 апреля 2017 г.) / под общ. ред. А. П. Горелика.
- Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. - С. 33-41.
[5] Кустова А. П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.
[6] Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6.
- С. 22-28.
[7] Макгонигал К. Сила воли. Как развить и укрепить / пер. с англ. К. Чистопольской. - 9-е издание. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
- 304 с.
[8] Оробинский В. В. Чему не учат на юрфаке: все части легендарной трилогии + новые главы. -издание 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. -573 с.
[9] Педагогическая акмеология: коллективная монография / под ред. О. Б. Акимовой. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. -251 с.
[10] Радугин А. А. Философия: курс лекций.
- 2-е издание, переработанное и дополненное. -Москва: Центр, 1997. - 268 с.
[11] Ребуль О. Философия образования // Общество и образование в современном мире: сборник материалов из зарубежного опыта / сост. Г. Е. Еремеев; отв. ред. А. М. Орехов. - Москва: Институт национальных проблем образования, 2002. - Вып. 3. - С. 25 - 47.
[12] Хильман Д. В. Ценностно-смысловое содержание деятельности сотрудника УИС и соответствующее правовое регулирование // Теория и практика социогуманитарных наук. -2021. - № 4.
- С. 111-124.
[13] Glendon M. A., Sheridan L. A., William P. Legal éducation [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica. - URL: https://www.britannica.com/topic/ legal-education (20.01.2022).
[14] Kim Economides Legal Education // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - 2nd edition, Vol 13. - Oxford: Elsevier, 2015. - Pp. 734-739.
Spisok literatury:
[1] Bekasov I. D. Akmeologicheskaya ocenka kachestva professional'noj deyatel'nosti gosudarst-vennyh grazhdanskih sluzhashchih // Akmeologiya.
- 2013. - Special'nyj vypusk № 1-2. - S. 13-22 (In Russ.).
[2] Ivanova S. V. Prioritet upravlencheskoj deyatel'nosti v psihologii truda sotrudnikov pra-
voohranitel'nyh organov i psihologo-pedagogicheskie usloviya podgotovki k nej v yuridicheskom vuze // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. - 2018.
- № 1. - S. 135-138 (In Russ.).
[3] Kovi S. R. Sem' navykov vysokoeffektivnyh lyudej. Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti / per. s angl. O. Kirichenko ; pod red. E. Haritonovoj. -Moskva : Al'pina Pablisher, 2012. - 384 s. (In Russ.).
[4] Kuz'min I. A. Osobennosti i perspektivy pre-podavaniya discipliny «Teoriya gosudarstva i prava» v Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Feder-acii // Osobennosti prepodavaniya yuridicheskih dis-ciplin v Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii : sbornik materialov kruglogo stola (Moskva, 27 aprelya 2017 g.) / pod obshch. red. A. P. Gorelika.
- Moskva : Akademiya General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2017. - S. 33-41. (In Russ.).
[5] Kustova A. P. Professional'naya kompetent-nost' psihologa organov vnutrennih del : avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. -Sankt-Peterburg, 2011. - 22 s. (In Russ.).
[6] Lektorskij V. A. Idealy i real'nost' gumanizma // Voprosy filosofii. - 1994. - № 6. - S. 22-28. (In Russ.).
[7] Makgonigal K. Sila voli. Kak razvit' i ukrepit' / per. s angl. K. CHistopol'skoj. - 9-e izdanie. -Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2019. - 304 s. (In Russ.).
[8] Orobinskij V. V. CHemu ne uchat na yurfake: vse chasti legendarnoj trilogii + novye glavy. - izdanie
2-e. - Rostov-na-Donu : Feniks, 2017. - 573 s. (In Russ.).
[9] Pedagogicheskaya akmeologiya : kollek-tivnaya monografiya / pod red. O. B. Akimovoj. - Ekaterinburg : Rossijskij gosudarstvennyj profession-al'no-pedagogicheskij universitet, 2012. - 251 s. (In Russ.).
[10] Radugin A. A. Filosofiya : kurs lekcij. - 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Centr, 1997. - 268 s. (In Russ.).
[11] Rebul' O. Filosofiya obrazovaniya // Obsh-chestvo i obrazovanie v sovremennom mire : sbornik materialov iz zarubezhnogo opyta / sost. G. E. Eremeev ; otv. red. A. M. Orekhov. - Moskva : Institut nacional'nyh problem obrazovaniya, 2002. - Vyp. 3. - S. 25 - 47. (In Russ.).
[12] Hil'man D. V. Cennostno-smyslovoe soder-zhanie deyatel'nosti sotrudnika UIS i sootvetstvuy-ushchee pravovoe regulirovanie // Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk. -2021. - № 4. - S. 111124. (In Russ.).
[13] Glendon M. A., Sheridan L. A., William P. Legal education [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica. - URL: https://www.britannica.com/topic/ legal-education (20.01.2022).
[14] Kim Economides Legal Education // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - 2nd edition, Vol 13. - Oxford : Elsevier, 2015. - Pp. 734-739.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022