Научная статья на тему 'ИНТЕНЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ИНТЕНЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
мобильный специалист / профессиональное мировоззрение / личностная интенция / профессиональное самоопределение / смыслосозидающие образовательные технологии. / mobile specialist / professional worldview / personal intention / professional self-determination / meaning-creating educational technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Абдурагимова Л.А.

В статье раскрывается проблема развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции как условие повышения качества подготовки специалистов. На основе сравнительного анализа различных научных позиций выявлены специфические особенности категорий профессионального мировоззрения и личностной интенции. Личностная интенция определена как основа профессионального выбора и спусковой механизм в развитии профессионального мировоззрения. Ведущей тенденцией повышения качества подготовки специалистов определена реализация в вузе аксиологических связей между интенцией, личностной картиной мира, профессиональным мировоззрением и самоопределением студентов. Для эффективного развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции предложены смыслосозидающие интерактивные технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENTION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL WORLD VIEW OF STUDENTS

The article reveals the problem of the development of the professional worldview of students on the basis of personal intention as a condition for improving the quality of training of specialists. On the basis of a comparative analysis of various scientific positions, the specific features of the categories of professional worldview and personal intentions are revealed. Personal intention is defined as the basis of professional choice and a trigger in the development of a professional worldview. The leading trend in improving the quality of training of specialists is determined by the implementation in the university of axiological links between intention, personal picture of the world, professional worldview and self-determination of students. For the effective development of the professional outlook of students on the basis of personal intentions, meaning-creating interactive learning technologies are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

ИНТЕНЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Нюдюрмагомедов А.Н.

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия Савзиханова М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры обшей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия Абдурагимова Л.А.

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических

дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), г. Махачкала, Россия

INTENTION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL WORLD VIEW OF STUDENTS

Nyudyurmagomedov A.,

ScD in Education, Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Savzikhanova M.,

PhD in Education, Associate Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Abduragimova L.A.

Candidate of Pedagogy, Lecturer at the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, North Caucasus Institute (branch) VSUYU (RPA Ministry of Justice of the Russian Federation), Makhachkala, Russia

Аннотация

В статье раскрывается проблема развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции как условие повышения качества подготовки специалистов. На основе сравнительного анализа различных научных позиций выявлены специфические особенности категорий профессионального мировоззрения и личностной интенции. Личностная интенция определена как основа профессионального выбора и спусковой механизм в развитии профессионального мировоззрения. Ведущей тенденцией повышения качества подготовки специалистов определена реализация в вузе аксиологических связей между интенцией, личностной картиной мира, профессиональным мировоззрением и самоопределением студентов. Для эффективного развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции предложены смыслосозидающие интерактивные технологии обучения.

Abstract

The article reveals the problem of the development of the professional worldview of students on the basis of personal intention as a condition for improving the quality of training of specialists. On the basis of a comparative analysis of various scientific positions, the specific features of the categories of professional worldview and personal intentions are revealed. Personal intention is defined as the basis of professional choice and a trigger in the development of a professional worldview. The leading trend in improving the quality of training of specialists is determined by the implementation in the university of axiological links between intention, personal picture of the world, professional worldview and self-determination of students. For the effective development of the professional outlook of students on the basis of personal intentions, meaning-creating interactive learning technologies are proposed.

Ключевые слова: мобильный специалист, профессиональное мировоззрение, личностная интенция, профессиональное самоопределение, смыслосозидающие образовательные технологии.

Keywords: mobile specialist, professional worldview, personal intention, professional self-determination, meaning-creating educational technologies.

Одной из актуальных проблем профессионального образования в последние годы стала узкая специализация, затребованная условиями развития рыночной экономики и адекватных социальных отношений людей. Действительно жизненная практика подтверждает, что человек достигает высоких успехов только в области направленности своих внутренних ресурсов на конкретную область деятельности и на реализацию своих целей. Однако в современных быстро меняющихся рыночных условиях

требуются мобильные специалисты, способные оперативно реагировать и перестраиваться в соответствии с неожиданными производственными и социальными ситуациями. К тому же переориентация целей профессионального образования с усвоения и применения известных знаний на развитие студентов в интерактивной педагогической среде требует обращения к внутренней культуре студентов, их инициативе, активности и способности к са-

мореализации. В связи с этим в современных условиях особую значимость приобретают мировоззренческие модели содержания, технологий учебного процесса и компетенций студентов. Однако анализ современного состояния профессионального образования показывает, что, способы объяснения и понимания мира и мировоззренческие позиции студентов пока не стали предметом особого внимания преподавателей [13]. Имеется в виду, что профессиональное мировоззрение при этом выступает как система внутренних детерминант студента, его ценностного отношения к профессии и направленности на различные способы понимания и освоения окружающего мира.

Анализ научно-педагогических исследований показывает, что понятие профессиональное мировоззрение пока не имеет устоявшегося определения, выражающего его сущностные характеристики. Так в исследовании Т.С. Туркиной профессиональное мировоззрение описано как «совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда» [11. с. 50]. Профессиональное мировоззрение как личностную характеристику представлено в исследовании А.Я. Лопушенко, определив его как «систему взглядов на мир, в которой главную роль выполняют социальные ценности конкретной профессии» [6. с. 186]. Шакин Д.А. сущность профессионального мировоззрения также видит в способности студентов понимать и объяснять окружающий мир сквозь призму своей профессиональной принадлежности [12].

Сравнение разных научных позиций относительно профессионального мировоззрение показывает, что сущность мировоззрения выражается не в усвоенных знаниях и объективном отражении мира в сознании человека, а в выработке убеждений, ориентиров мышления и деятельности в постоянно меняющихся социальных условиях [10]. В связи с этим философы отмечают, что перед человеком стоят две возможные пути выбора жизненного пути: развиваться, трансцендировать свои природные данности, совершенствовать свои силы и способности или адаптироваться в одной из областей профессии и делегировать свою ответственность профессиональной деятельности [5] и требованиям работодателей. Более целесообразным и перспективным аспектом профессионального самоопределения при этом можно считать развитие профессионального мировоззрения студентов, позволяющего им осознать обусловленность своей самореализации от раскрытия своего природного потенциала в продуктивной и творческой профессиональной деятельности.

Профессиональное мировоззрение должно стать устойчивым свойством активности студента, специалиста, которое имеет свое природное начало в структуре личности и динамику своего развития.

Таким основанием, спусковым механизмом, позволяющим включать познавательные, эмоциональные и энергетические ресурсы личности студентов в профессиональном образовании, началом любых их активных действий является интенция [лат. Шейю - стремление] как «специфичное для каждого человека предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту» [3]. Однако понятие интенции также в разных научных позициях характеризуется по-разному. Спецификой интенции как свойства личности считается ее существование как внутреннего потенциала, присущего человеку при рождении, не требующего от него специальных усилий для приобретения [2], В связи с этим интенцию связывают со способностью человека делать выбор, основанный на своем ментальном потенциале [7], как интенциональном внутреннем существовании человека [1, 88-89]. Выход за его границы создает человеку значительные трудности, которые связаны с непониманием во взаимодействии с другими людьми, поскольку взаимодействующие стороны по-разному понимают мир. Как утверждал Р Мей, интенциональность придает переживаниям человека смысл, а он у каждого человека складывается по-своему, поскольку воспринимаемые объекты и явления он сравнивает со своей направленностью на мир и свое место в нем. Часто трудности студентов в профессиональном образовании связаны с разнонаправленностью интенции у преподавателей и студентов, а не с их низким интеллектуальным потенциалом или слабыми навыками самоорганизации.

Исследователи выявили, что интенция как актуальное внутреннее состояние личности включает не только опыт и ментальный потенциал, но и бессознательное в форме спонтанных, телесных элементов [7, р. 234], которые вызывают неожиданное, непредсказуемое и специфичное в мыслях и поведении каждого человека, которые являются основой творческих возможностей студентов. От интенции зависит профессиональный выбор и активные усилия студентов в самореализации в профессиональной подготовке. Интенциональность можно определить как основу намерений и любых сознательных действий, поскольку она является способностью человека иметь намерения, она предшествует намерению, поскольку сперва должна быть направленность и выбор области действия, а после идет намерение как мобилизация внимания, стремление к выполнению действий и достижение предполагаемых результатов. К тому же интенция может проявиться и в неосознанных действиях, которые не присущи намерению. Однако само намерение невозможно без интенции, и его можно определить как мобилизованную интенцию. Цель действия также является надстройкой над интенцией, ее следствием, поскольку она является заранее мыслимым образом результата сознательной человеческой деятельности. Но при этом необходимо учитывать, что намерение и цель могут быть и в любой области познавательной и практической деятельности человека, не связанной с интенцией как ментальным его свойством. Так, например, в

общем образовании учащимся нужно усваивать разные области знаний независимо от их интенции, им не представлено право выбора в соответствии со своей интенцией. Также обстоит дело и в профессиональном образовании. Интенции, профессиональному выбору студентов соответствуют фундаментальные и профильные дисциплины, а дисциплины социально-экономического блока выходят из области их выбора, но по учебному плану студенты должны их освоить.

Анализ разных позиций исследователей показывает, что интенция является основой избирательной активности. Соответственно не внешние стимулирующие факторы, а интенция как направленность человека является основой интерактивности. Сторонники необходимости принимать интенцию за основу любых активных действий студентов в обучении считают, что таким образом можно вывести студентов на автономию и высокий уровень развития творческих способностей, которые могут привести к большей избирательности в выбранной области [4]. В профессиональном образовании объектом или целью такого предрасположения должна быть область профессии и стремление человека к овладению профессией, адекватной своей интенции.

Однако на практике профессиональный отбор абитуриентов в российские вузы осуществляется на основе баллов, набранных на ЕГЭ, а не на основе профессиональной направленности личности, ее природного потенциала и возможностей, которые могут обеспечить специалисту оптимальные условия самореализации. Вследствие такого противоречия более половины выпускников вузов или остаются без работы, или работают не по специальности, которую они получили в процессе профессиональной подготовки. Такое состояние трудоустройства молодых специалистов еще раз подтверждает ошибочность отождествления уровня знаний и профессионального самоопределения молодежи.

Профессиональное самоопределение как фактор компетентности, надежности специалиста и его ответственности за результаты своего труда должно сопровождаться развитием профессионального мировоззрения студентов, позволяющим вырабатывать свои ориентиры в постоянно меняющихся условиях жизни. Получается так, что интенция является основой выработки таких ориентиров жизни человека, которые зависят от специфики и уровня развития его профессионального мировоззрения. Интенция обеспечивает человеку открытость в понимании изучаемых знаний, создании своей картины мира и своего места в нем. Чтобы определить перспективные тенденции повышения качества подготовки специалистов, необходимо выявить и осознать аксиологические связи между интенцией, личностной картиной мира, профессиональным мировоззрением и профессиональным самоопределением студентов.

Такое методологическое положение требует перестройки содержания, технологий подготовки

специалистов и требований к результатам профессионального образования. Анализ содержания учебных дисциплин как профильного, так и социально-гуманитарного блока образовательных стандартов показывает, что оно ограничено в области знаний и способов применения знаний, отчуждено от внутренней сущности студентов, потенциала их интенциальной направленности. При этом знания рассматриваются только как значения явлений и процессов, но не в аспекте возможных смыслов студентов при их восприятии, анализе, понимании, принятии и оценке их влияния на свое развитие. В нашем исследовании установлено и обосновано, что для развития профессионального мировоззрения на основе личностной интенции необходимо использовать смыслосозидающие педагогические технологии, в которых целенаправленно создаются условия стимулирования и поддержки собственных смыслов, мыслей и идей студентов и преподавателей в одинаковых для всех знаниях и способах их изучения, заданных в содержании образования [8, с. 10].

В рамках смыслосозидающего обучения разработаны и апробированы следующие технологии: размышления над сущностью понятий, осмысление научных коллизий, обоснование договорных знаний, разрешение научных и диалектических противоречий, смысловые ассоциации текста, сравнение разных способов понимания мира, вариативные задания, метод ключевых слов, размышления над ассоциативным материалом, задания на дополнение, мозговой штурм, исполнение методологических и функциональных ролей, разработка , презентация и защита индивидуальных и групповых проектов [9]. Каждая из названных технологий способствует конструированию таких ситуаций, в которых студенты проявляют свою интенцию в форме стремления создавать собственные мысли, идеи и смыслы в изучаемых знаниях и понимании их значимости в собственном развитии. Эти технологии способствовали глубокому пониманию студентами сущности и значимости изучаемых знаний. В таких технологиях студенты учатся оценивать свою профессиональную подготовку с позиций своей личностной направленности, что приводит к развитию профессионального мировоззрения.

Обобщение материалов исследования проблемы развития профессионального мировоззрения студентов на основе их личностной интенции приводит к ряду выводов:

1. В условиях потребности экономики в мобильных специалистах становятся актуальными мировоззренческие модели содержания и технологий профессионального образования.

2. Надежной основой, спусковым механизмом и энергетическим ресурсом развития профессионального мировоззрения студентов является личностная интенция.

3. Развитие профессионального мировоззрения на основе личностной интенции является перспективным направлением развития профессионального самоопределения студентов.

4. Тенденция повышения качества подготовки специалистов обусловлена осознанием и реализацией в вузе аксиологических связей между интенцией, личностной картины мира, профессиональным мировоззрением и самоопределением студентов.

5. Эффективности развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции способствуют смыслосозидающие образовательные технологии, в которых целенаправленно создаются условия стимулирования и поддержки собственных мыслей, идей и смыслов студентов в изучаемых знаниях и способах деятельности.

Список литературы

1. Brentano F. (1874) Psychology from an Empirical Standpoint, London: Routledge and Kegan Paul.

2. Генетическая память человека: миф или реальность. URL: https://donpi.ru/samorazvitie/geneticheskaya-pamyat-cheloveka-mif-ili-realnost.html

3. Интенция. URL: // https://obu4ayka.ru/ob-shhenie/_trashed-446.html

4. Князева Е.Н. Когнитивные сети: интерактивность, интерсубъективность, синергия // Фшософ1я освети. - 2017. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/kognitivnye-seti-interaktivnost-intersubek-tivnost-sinergiya (дата обращения: 08.06.2021).

5. Леонтьев Д.А. Человечность как проблема. URL: http:// institut. smysl.ru/article/

Leon_DA_Chelovechnost_kak_problema_20091218.p hp

6. Лопушенко А. Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №4.

7. Мей Р. (1969) Интенциональность. URL: http ://rumagic.com/ru_ zar/sci_psychol-ogy/mey/3/j 17.html

8. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З. Смыслосо-зидающее образование. LAP LAMBERT Academic Publiching Saarbrucken, Germany, 2012. - 173с.

9. Нюдюрмагомедов, А. Н., Савзиханова, М. А., Хаджиев, С. М. Технологии стимулирования и развития смыслосозидающего образования студентов // Высшее образование сегодня, 2018. № 8.- С. 5-9.

10. Стёпин В.С. Культура и мировоззрение. URL: https://yandex.ru/video/ preview/? text

11. Туркина Т.С. Формирование профессионального мировоззрения у студентов учреждений среднего профессионального образования: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012

12. Шакин Д.А. Профессиональное мировоззрение vs мировоззрение профессионала // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30512 (дата обращения: 23.07.2021).

13. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М.: Магистр, 1997. - 48 с.

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Кирякова Е.М.

преподаватель кафедры иностранных языков ЮУрГУ,

г. Челябинск, Россия Пономарева Е.П.

преподаватель кафедры иностранных языков ЮУрГУ,

г. Челябинск, Россия

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE LEVEL LEARNING

Kiriakova E.,

Teacher of Foreign Languages Department, South-Ural State University,

Chelyabinsk, Russia Ponomareva E.

Teacher of Foreign Languages Department, South-Ural State University,

Chelyabinsk, Russia

Аннотация

Определено содержание понятия уровнего обучения и самостоятельной работы. Изучены уровни владения иностранным языком и виды самостоятельной работы. Рассмотрена эффективность использования самостоятельной работы в процессе уровнего обучения иностранным языкам.

Abstract

The content of the concept of level learning and independent work is determined. The levels of foreign language proficiency and types of independent work were studied. The effectiveness of the use of independent work in the process of level teaching of foreign languages is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.