Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / COMPETENCE / MOTIVATION / VOCATIONAL EDUCATION / STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / STUDENT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шодиева Райхон Сайдуллаевна

В статье раскрываются проблемы становления профессиональной компетентности будущих студентов профессионального образования. Необходимо отметить, что сегодня в области образования наиболее часто проявляется мировоззрение о субъективной значимости индивида, которая состоит в раскрытии личностного внутреннего потенциала, личного опыта. Таким образом, компетентность студентов профессионального образования - сочетание компонентов, которые объединяют основные понятия учения и психологические параметры личности, способности, мотивационные и ценностные установки, ответственность и ожидание потенциальных результатов своих действий .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шодиева Райхон Сайдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF COMPETENCES IN STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article reveals the problems of the formation of professional competence of future students of vocational education, it should be noted that today in the field of education, the worldview about the subjective significance of the individual is most often manifested, which consists in disclosing personal inner potential, personal experience. Thus, the competence of students of vocational education is a combination of components that combine the basic concepts of learning and psychological parameters of a person, abilities, motivational and value attitudes, responsibility and expectation of potential results of their actions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шодиева Р.С.

Шодиева Райхон Сайдуллаевна - базовый докторант, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются проблемы становления профессиональной компетентности будущих студентов профессионального образования. Необходимо отметить, что сегодня в области образования наиболее часто проявляется мировоззрение о субъективной значимости индивида, которая состоит в раскрытии личностного внутреннего потенциала, личного опыта. Таким образом, компетентность студентов профессионального образования - сочетание компонентов, которые объединяют основные понятия учения и психологические параметры личности, способности, мотивационные и ценностные установки, ответственность и ожидание потенциальных результатов своих действий. Ключевые слова: компетентность, мотивация, профессиональное образования, структура профессиональной компетентности, знания, умения, навыки, ориентация студентов.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF COMPETENCES IN STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION Shodieva R.S.

Shodieva Raikhon Saydullaevna - basic doctoral Student,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the problems of the formation of professional competence of future students of vocational education, it should be noted that today in the field of education, the worldview about the subjective significance of the individual is most often manifested, which consists in disclosing personal inner potential, personal experience. Thus, the competence of students of vocational education is a combination of components that combine the basic concepts of learning and psychological parameters of a person, abilities, motivational and value attitudes, responsibility and expectation of potential results of their actions.

Keywords: competence, motivation, vocational education, structure of professional competence, knowledge, abilities, skills, student orientation.

УДК 159.9.072

Происходящие в настоящее время процессы реформирования общества и развитие самой образовательной системы послужили импульсом динамичной системы обновления современной системы образования.

В связи с чем одной из актуальных проблем остается подготовка студентов технического вуза к профессионально-педагогической деятельности. Проблема

повышения уровня профессиональной компетентности будущего студента, способного свободно и активно мыслить, моделировать образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; во-вторых, способствует реализации собственных профессиональных возможностей. В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста. В условиях реформирования образовательного процесса интерес к проблеме формирования профессиональных компетенций приобрел особую остроту и значимость. При этом цель профессионального обучения ориентирована не только на становление базовых компетентностей будущего специалиста для выполнения нормативной деятельности в рамках своей компетенции, но и на формирование творческого потенциала развития, совершенствование личностных и профессиональных компетенций в будущем [2. 145].

Компетентность студентов профессионального образования - сочетание компонентов, которые объединяют основные понятия учения (т.е. результативные характеристики его уровня образования), психологические параметры личности, способности, мотивационные и ценностные установки, ответственность и ожидание потенциальных результатов своих действий. Так как именно компетентность студентов профессионального образования являются основной целью и результатом деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

В обучении любого студента конечной учебной целью является приобретение знаний и умений по выбранной профессии, поэтому ведущим мотивом в обучении студентов в условиях профессионального образования должно стать получение не только отдельных знаний, умений и навыков, но и способности и готовности студента к эффективной и продуктивной трудовой деятельности.

Аксиомой исследования является полная взаимосвязь всех элементов профессиональной компетентности. Разработку дидактической модели мы проводили, исходя из предположения о том, что не существует вопросов, оценивающих только определенную составляющую учения (знания, умения, навыки) или личностную характеристику. Решение вопроса отражает степень и наличие владения обучаемым теоретическими знаниями, практическими навыками и определенными индивидуальными характеристиками.

Так, например, высокая оценка, показанная при выполнении тестирования, не всегда гарантирует полноту и гармоничность полученных или имеющихся знаний, умений, навыков и индивидуальных качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В случае «выпадения» хотя бы одного из представленных вопросов, несмотря на высокую оценку, студент не будет компетентен в данной области, и данный «провал» обязательно проявится в будущей трудовой деятельности. Своевременно выявленные «недочеты» в значениях указанных показателей способны провести корректировку процесса обучения, а доступность и распространенность различных информационных систем позволяет персонифицировать процесс обучения.

Следовательно, процесс развития профессиональной компетентности - это многофакторный процесс, который влияет на профессиональное и личностное становление студента как профессионала, а его личность является главным ориентиром и центральным фактором, определяющим особенность и направление поведения индивида, регулирующим деятельность человека в социуме. Ценностная сфера личности является смыслосозидающей основой, определяющей значение профессиональной компетентности как для общества в целом, так и для личности в частности. Речь идет о профессиональной компетентности как феномене успешной самореализации и самоопределения при ориентации на профессиональную деятельность, полезную и для самой личности, и для общества.

Выделяют следующие условия развития профессиональной компетентности студентов:

1. Организационно-управленческие (выработка критериев определения уровня компетентности, материально-техническое оснащение образовательного процесса).

2. Учебно-методические (интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).

3. Технологические (контрольно-оценочные, определение групп умений входящих в компетентность, использование инновационных технологий).

4. Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап, включение студентов в самоуправления).

Структура профессиональной компетентности будущего студента может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся особенности формирования профессиональной компетентности действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

В.А. Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

- умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;

- умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему;

- умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие [1. 145].

Как отмечают в своих работах известные философы, психологи, педагоги: В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, И.А. Ильин, основой профессиональной компетентности будущего студента, безусловно, является нравственность. Известно, что нравственность духовна, поэтому она добродетельна. «Сознательно или бессознательно, тайно или явно, но «нравственное» оказывается «двигателем всех человеческих дел».

Ориентация студентов на духовные общечеловеческие ценности в контексте указанных позиций и идей реализует сущностные потребности личности в самосознании своего внутреннего духовного мира, преобразовании себя в движении к

высшим духовным и нравственным ценностям: любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории, уважение к другим нациям и народностям, служение профессиональному долгу, самоценность личности каждого человека, милосердие и отзывчивость, сострадание, сопричастность ко всему происходящему в окружающей жизни, верность и преданность истине, добру и красоте, свобода, которая должна привести к добру и ответственному самостоятельному выбору своей гражданской позиции, совестливость, доброжелательность и трудолюбие, великодушие и скромность.

Психологические особенности актуализируются, в первую очередь, такие ценностные установки: как гуманистический критерий взаимодействия студента и преподавателя, который определяется ориентацией преподавателя на признание многомерности и ценности личности каждого студента, его прав на свободу выбора ценностей в деятельности и общении; направленность на духовное начало в общении педагога и студента (преподаватель стремится к полному выражению своего «внутреннего Я», способен обеспечить открытость и доверительность отношения, в котором духовный, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого собеседника становится глубже и разностороннее). А это влияет, в свою очередь, на воспитательную систему вуза и утверждает в ней как важнейшую составляющую совместную исследовательскую деятельность преподавателя и студентов, предусматривающую творческий характер и ценностное выражение в окружающем образовательном пространстве.

Таким образом, студенты технического вуза, участвуя в начале в учебно-профессиональной, а затем во время обучения на старших курсах (в период практики) овладевают профессиональными умениями особенности формирования профессиональной компетентности и навыками, развивая свою профессиональную компетентность. Можно сказать, что это есть своего рода динамическая модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.

Многогранность и сложность задач, стоящих перед образованием предъявляют все более возрастающие требования к личности будущего студента профессионального образования. Именно поэтому важна подготовка в вузе квалифицированных специалистов, умеющих адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира.

Список литературы /References

1. Сластенин В.А. Педагогика // М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 596.

2. Ильина О.Г. Формирование профессиональных компетенций // М., 2007. С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.